Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Ивановской области от 27.01.2000 № 58Утратил силу - Указ Губернатора Ивановской области от 17.08.2005 г. N 101-уг ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 27.01.2000 N 58 г.Иваново Об утверждении Концепции промышленной политики Ивановской области на 2000-2002 годы В целях усиления государственного регулирования промышленности п о с т а н о в л я ю: Утвердить Концепцию промышленной политики Ивановской области на 2000-2002 годы (прилагается). Глава администрации Ивановской области В.Тихомиров -------------------------------------------------------------------- Утверждена постановлением главы администрации Ивановской области от 27.01.2000 N 58 КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2002 ГОДЫ 1. Введение 1. 1. Настоящая Концепция промышленной политики Ивановской области на 2000-2002 годы (далее - Концепция) разработана в целях усиления государственного регулирования промышленности области. 1. 2. Понятийный аппарат, используемый в Концепции, включает в себя, как общепринятые понятия, так и специфические понятия, характеризующие предметную область данной Концепции. 1. 2.1 Промышленная политика Ивановской области система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, осуществляемых органами государственной власти и должностными лицами Ивановской области, исходя из социально-экономических интересов Ивановской области. 1. 2.2 Субъекты промышленной деятельности юридические лица, индивидуальные предприниматели, организующие и осуществляющие промышленную деятельность на территории Ивановской области. 1. 2.3 Благоприятный налоговый режим совокупность условий налогообложения, обеспечивающих повышение инвестиционного потенциала субъектов промышленной деятельности. 1. 2.4 Промышленная деятельность деятельность юридических лиц (независимо от форм собственности) и индивидуальных предпринимателей, учитываемая как основной вид их деятельности в отраслях народного хозяйства, являющихся по законодательству Российской Федерации отраслями промышленности. 1. 2.5 Реформирование предприятий осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающего успешную работу предприятий в условиях рыночной экономики. 2. Состояние и тенденции развития промышленности в области Промышленность области представляют в основном предприятия обрабатывающих отраслей легкой и текстильной, машиностроения и металлообработки, химической, пищевой, мебельной и деревообрабатывающей промышленности, промышленности стройматериалов, промышленности нерудных стройматериалов. Топливно-энергетический комплекс составляет электроэнергетика. Добывающие отрасли практически отсутствуют. Такая структура сформировалась вследствие отсутствия природных ресурсов, удобного транспортного расположения области, наличия квалифицированной рабочей силы. Предприятия имели высокий уровень кооперации с регионами России и странами СНГ. При нарушении хозяйственных и технологических связей это отразилось на темпах спада производства. Кризис в промышленности носит общий характер, который затронул все отрасли. Объем производства промышленной продукции в 1998 году составил в сопоставимых ценах 21,6% к уровню 1990 года. В целом по России уровень производства снизился до 49% к уровню 1990г. Однако динамика производства по основным отраслям различается (см. таблицу N 1). Наиболее высокий уровень производства сохранили отрасли, продукция которых пользовалась относительно высоким спросом на внутреннем рынке. Это электро- и теплоэнергетика, где в 1998 году произведено энергоресурсов 75,2 % от уровня 1990 года. Сохранение такого уровня обусловлено высокой энергоемкостью экономики из-за медленной технологической перестройки производства, поддерживанием достигнутых уровней энергопотребления в непроизводственной сфере, затратами энергии на технологически необходимое поддержание работы оборудования, отопление и освещение помещений с неполной производственной загрузкой ------------------------------------------------------------------- Таблица N 1 Темпы изменения объемов производства в разрезе отраслей промышленности (% к 1990 году) Наименование отрасли 1991 го 1992 го 1993 го 1994 го 1995 го 1996 го 1997 го 1998 го д д д д д д д д Электроэнергетика 101.8 112.4 116.8 102.2 91.3 96.8 88.8 75,2 Химическая и нефтехим 97.3 64.3 35.7 21.7 13.1 11.4 14.4 14,9 ическая Машиностроение и мета 102.4 89.3 84.6 42.1 31.4 22.6 23.5 16,7 ллообработка Лесная и деревообраба 108.5 101.4 87.1 43.7 31.2 24.9 24.0 20,2 Легкая 98.1 59.6 48.4 39.6 24.9 25.4 31.2 25,7 97.8 58.2 46.2 34.9 29.9 27.1 34.6 26,4 Топливная промышленно 1023 114.4 103.1 105.7 103.7 68.2 56.6 24,5 сть Черная металлургия 96.2 69.6 54.9 7.0 7.2 3.5 3.2 4,9 Промышленность стройм 99.8 75.4 59.1 37.9 21.8 13.7 16.4 16,7 атериалов Пищевая промышленност 91.8 69.4 66.3 57.7 47.2 47.4 31.9 28,9 ь Мукомольно-крупя-ная 88.3 78.0 70.0 52.4 37.8 18.5 14.4 10,3 и комбикормовая Полиграфическая промы 110.8 94.5 93.3 58 33.4 26.9 20.3 17,9 шленность Другие предприятия 99.6 102.1 116.5 101.6 106.9 84.5 60.9 64,7 В топливной промышленности выпуск продукции в 1998 году к 1990 году составляет 24,5 %, в пищевой 28,9 %, в мебельной и деревообрабатывающей- 20,2%. Ситуация в подотраслях еще сложнее. Из множества причин глубины кризиса в подотраслях основными являются конкуренция импортных изделий, резкое падение спроса на инвестиционную продукцию, сокращение государственного заказа на военную продукцию. Кризис ухудшил техническую базу предприятий и профессиональные навыки персонала. Издержки производств стали высокими из-за социальных издержек и скрытой безработицей. Избыточные производственные мощности в Ивановской области позволяют посредникам и организациям, занимающимся взаиморасчетами, использовать промышленность региона в собственных целях. В итоге ни одно из предприятий не имеет достаточной доли рынка, чтобы в состоянии отстаивать собственные интересы при заключении сделок и полностью покрывать издержки производства. В машиностроении работает 23870 человек или более 18,3% всех занятых в промышленности. Спад производства за 1991-1998 годы составил 75% или в 4 раза. Кризис в машиностроении страны, сокращение рынков сбыта в бывших республиках СССР вот не полный перечень причин состояния машиностроительной промышленности. Ведущая отрасль промышленности легкая и текстильная - имеет сегодня один из наиболее низких уровней производства в сравнении с 1990 годом - 30%. Эта отрасль с распадом СССР потеряла сырьевую базу в виде хлопка из бывших среднеазиатских республик. Необходимость приобретать сырье по мировым ценам привела к росту цен на продукцию и сделала ее неконкурентоспособной на внутреннем рынке. Кроме того, либерализация внешней торговли и приток импортной продукции, более дешевой и качественной, при сокращении внутреннего спроса привели к существенному ухудшению условий сбыта товаров отросли в стране. Объем продукции, вырабатываемой предприятиями химической промышленности в период 1995-98гг. стабилизировался на уровне 12-14% в сравнении с 1990г. Лесная и деревообрабатывающая промышленность и промышленность строительных материалов имеют темпы сокращения производства, соответственно, - 24% и 16.4% к уровню 1990г. Работа этих отраслей связана с деятельностью строительного комплекса и зависит от инвестиционной активности экономики. Сегодня большинство инвестиций направляются на реконструкцию и модернизацию производства, при которых потребность в продукции этих отраслей минимальна. Резкое сокращение объемов промышленного производства в Ивановской области происходило на фоне общего экономического спада в России. 2. 1 Структурные сдвиги Различия в динамике выпуска продукции основными отраслями обусловили характер структурных изменений в промышленности (таблица N 2). За годы реформ заметно возросла в объеме промышленной продукции доля топливно-энергетического комплекса. Удельный вес электроэнергетики увеличился с 1.0% в 1990 году до 25.0% в 1997 году. В то же время произошло резкое снижение доли машиностроения и легкой промышленности, которые в 1990 году выпускали более 92% всей продукции, а сегодня около 54%. Удельный вес других отраслей изменился незначительно. Сопоставляя характер структурных сдвигов в промышленности области и России в целом, можно сделать вывод о том, что происходит перераспределение удельного веса выпуска продукции, трудовых и инвестиционных ресурсов в пользу отраслей топливно-энергетического комплекса, а не в обрабатывающие. По этой причине важно правильно определить приоритеты, реализовать промышленную политику на основе поддержки и стимулирования конкурентоспособных, высокотехнологических отраслей и производств, работающих на платежеспособного и стабильного во временном плане потребителя. ------------------------------------------------------------------- Таблица N 2 Удельный вес отраслей промышленности в общем объеме производства в действующих ценах за 1991-1998 годы (в %) Наименование 1991 го 1992 го 1993 го 1994 го 1995 го 1996 го 1997 го 1998 го отрасли д д д д д д д д Электроэнергетика 1.0 1.8 6.3 14.2 17.2 23.0 25.0 30,9 Химическая и нефтехимичес 1.0 2.1 2.0 5.5 5.1 3.6 3.7 3,6 кая Машиностроение 4.2 12.5 19.8 18.7 16.3 15.8 15.0 13,3 Лесная и деревообрабатыва 1.3 3.8 4.9 3.1 2.5 2.5 2.9 3,2 ющая Легкая 87.8 69.9 51.6 37.3 38.7 35 39.2 33,8 84.5 63.3 45.6 30.3 32.6 30.0 35.2 30,3 Топливная пром-сть 0.1 0.2 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0,1 Черная металлургия 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0,2 Пром-сть стройматериалов 0.4 1.0 1.5 2.3 2.2 2.2 2.4 2,5 Пищевая промышленность 3.8 6.9 10.3 14.3 14.0 14.3 9.4 11,0 Мукомольно-крупяная и ком 0.7 1.0 2.6 3.3 2.8 2.5 1.5 0,7 бикормовая Полиграфическая промышлен 0.1 0.1 0.1 0.1 0.2 0.2 0.2 0,3 ность 0.2 0.6 0.6 1.0 0.8 0.7 0.5 0,4 2. 2 Легкая и текстильная промышленность Ивановский регион всегда являлся крупнейшим производителем хлопчатобумажных тканей в России. Доля Ивановской области в производстве хлопчатобумажных тканей в России составляла 34,6% при доле населения менее 1%. Ведущая отрасль промышленности, текстильная, имеет сегодня один из наиболее низких уровней производства. По отношению к уровню 1991 года выпуск пряжи составил 20,4%, а готовых тканей 38,8%. Резкое снижение объемов производства произошло вследствие: 2. 2.1 разрушения традиционных путей поставок сырья и сбыта продукции после распада СССР; 2. 2.2 утраты предприятиями собственных оборотных средств в связи с начавшейся инфляцией; 2. 2.3 низкой конкурентоспособности выпускаемых тканей: - по ширине (международный рынок потребляет ткани от 150 до 300 см.) - по ассортименту (в подавляющем большинстве предприятия производят ткани бытового назначения для изготовления постельного белья.) - по качеству перерабатываемого сырья и, как следствие, качеству пряжи. - по себестоимости (высокие издержки производства из-за содержания жилья и объектов соц. культ. быта, высокого налогообложения, низкого уровня производительности труда). - ухудшения квалификации и профессионализма персонала. - несоответствия между качеством выпускаемых тканей и ее ценой. 2. 2.4 отсутствия доступа к коммерческим кредитам из-за высокого налогообложения и роста долгов предприятий; 2. 2.5 отсутствия на предприятиях маркетинговых служб, отвечающих современным требованиям и как следствие переход под контроль посреднических фирм вопросов реализации продукции; 2. 2.6 использования при расчетных операциях взаимозачетов и бартера, особенно передача ткани в счет погашения долгов предприятия, позволяет посредническим предприятиям и фирмам реализовать ее на рынке по ценам ниже, чем у производителя; 2. 2.7 уменьшения покупательского спроса населения в связи со снижением уровня жизни; 2. 2.8 жесткой конкуренции со стороны импортной продукции, более дешевой и усиленно рекламируемой. Основной задачей текстильных предприятий региона является реформирование текстильной и легкой промышленности. В процессе реформирования должны быть решены следующие первоочередные задачи: - освобождение предприятий от несвойственных им функций содержания жилья и объектов социально бытового назначения; - техническое перевооружение производства для выпуска: качественной пряжи, в том числе малой линейной плотности и крученой; широких тканей от 150 до 300 см. в готовом виде; жаккардовых тканей; хлопкольняных тканей с вложением 30 50% котонина механического и механохимического способа получения; тканей из пряжи малых линейных плотностей разнообразных ткацких структур и рисунков; тканей с модными эффектами художественно-колористического оформления; тканей со специальными видами заключительных отделок с использованием экологически чистых химических композиций; мебельных тканей и тканей для отделки помещений; трикотажного полотна; чулочно-носочных изделий; - ликвидация производства тканей шириной менее 100 см.; - реструктуризация долгов предприятий; - создание внутриотраслевых торговых ассоциаций, нацеленных на обслуживание рынка, решение в рамках ассоциации проблемы маркетинга и ухода от посредников, разумная ценовая политика; - горизонтальная интеграция внутри отрасли (объединение нескольких прядильно-ткацких производств); - отказ от оплаты продукцией текстильной и легкой промышленности за сырье, топливно-энергетических ресурсов, другой продукции, потребляемой предприятиями, налогов и обязательных платежей с целью исключения попадания на рынок текстильной продукции по демпинговым ценам со стороны посреднических фирм; - применение процедуры принудительного банкротства для предприятий, не имеющих перспективы развития. В рамках процедуры банкротства решение проблемы перепрофилирования или ликвидации предприятия; - создание профессиональной ассоциации Ивановских текстильных предприятий, как центрального органа, который будет заниматься всеми техническими вопросами отрасли; - содействие со стороны администрации Ивановской области развитию межобластных и межрегиональных связей с целью изучения рынков сбыта, потребительского спроса и продвижения продукции текстильных предприятий области; - содействие со стороны администрации области организации и проведению на территории области различных выставок-ярмарок текстильных изделий и участию в выставочно-ярмарочной деятельности Ивановских текстильных предприятий; - формирование областного заказа на продукцию текстильных предприятий и его размещение на конкурсной основе в рамках утвержденного на соответствующий год областного бюджета; При отсутствии у предприятий и государства средств на развитие техники и технологии следует вести по пути совершенствования имеющегося технологического оборудования. В прядении для получения высококачественной пряжи целесообразно осуществлять модернизацию существующих прядильных цепочек с установкой отдельных машин или узлов, способствующих повышению очистительной способности агрегатов и выработке более качественной продукции по всем переходам цепочки. В ткачестве необходимо максимально использовать производственные мощности широких ткацких станков и ткацких станков с жаккардовыми машинами и каретками по выработке конкурентоспособного ассортимента, а также ассортимента тканей сложных структур и ткацких рисунков. Отделочные производства необходимо оснастить вновь или, при необходимости, доукомплектовать оборудованием для обеспечения обработки широких тканей и их выпуска в отбеленном, гладкокрашеном и набивном виде с прогрессивными видами отделок. В производстве применять красители и текстильно-вспомогательные вещества обеспечивающие экологически чистые и энергосберегающие технологии. Изыскать возможности к внедрению на предприятиях завершенных научных разработок, новых технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности текстильной продукции и производственного потенциала текстильных предприятий региона. Интенсивно использовать следующие работы ИХР РАН: "Новые источники сырья для текстильной промышленности"; "Новые технологии для повышения конкурентоспособности текстильных изделий"; "Новые текстильно-вспомогательные вещества (ТВВ) и ресурсосберегающие технологии на основе их применения"; "Технологии и оборудование, основанные на нетрадиционных методах воздействия на текстильные материалы или препараты для их обработки"; 2. 3. Развитие сырьевой базы для текстильной промышленности Важнейшим условием стабильности работы предприятий и улучшения их социального положения является обеспечение предприятий сырьем и совершенствование сырьевой базы. Данный вопрос должен решаться в следующих направлениях: 2. 3.1. приобретением сырья по существующей схеме кредитного обеспечения (хлопкового волокна и шерсти) на мировом рынке за счет продаж конкурентоспособной продукции на внешнем рынке; 2. 3.2. участие предприятий в конкурсах на поставку продукции для государственных нужд с сырьевым обеспечением заказов; 2. 3.3. максимальное использование в производстве местного сырья, в т. ч. в виде льняного котонина, а также других видов химических волокон. При использовании в производстве давальческого сырья или полуфабрикатов необходимо руководствоваться отрегулированными в пределах региона условиями их переработки. 2. 4. Швейная промышленность Швейная промышленность представлена 19 швейными фабриками, 6 строчевышивальными и широким спектром швейных цехов, организованных на текстильных и машиностроительных предприятиях. Специализация позволяет обеспечить выпуск швейных изделий по всем основным группам. В 1998 году швейными предприятиями выпущено продукции на сумму 216,75 млн. рублей, что составило 3,5 % к общему объему промышленного производства области, а к уровню 1997 года 83,1 % (в целом по России 105 %). По сравнению с 1991 г. в натуральных показателях объем производства уменьшился в десятки раз (производство платьев в 9,7 раз, пальто, плащи в 178 раз и т. д.) за исключением костюмов, производство которых осталось на уровне. Причины: - отсутствие у предприятий оборотных средств; - низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции; - экспансия в страну импортных изделий по демпинговым ценам; - недобросовестная конкуренция со стороны малого бизнеса; - уменьшение покупательной способности населения. Основной задачей швейных предприятий региона является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, которая определяется развитием ассортимента, качеством и себестоимостью. Основные направления: 2. 4.1. переход при раскрое на работу с тканями шириной более 135 см; 2. 4.2. проведение маркетинговых исследований по изучению емкости рынка в швейных изделиях и новых видов сырья. Доведение данных обследований до поставщиков сырья; 2. 4.3. создание ассоциаций производителей швейных изделий для выработки единой политики во взаимоотношениях с посредническими организациями, обмена опытом, общей рекламной компании и т. д.; 2. 4.4. производство новых видов одежды с учетом ее назначения (труда, отдыха, спорта), адресности (для групп с разными доходами), переход на пошив изделий малыми сериями, отвечающих требованиям мировых стандартов; 2. 4.5. с целью снижения себестоимости продукции образование совместно с текстильными предприятиями холдинговых компаний; 2. 4.6. техническое перевооружение предприятий на основе лизинговых сделок. К мерам государственной поддержки следует отнести: 2. 4.7. создание благоприятной инвестиционной обстановки; 2. 4.8. при распределении государственного заказа приоритет должен отдаваться непосредственно производителю продукции (доля федерального заказа предприятиям региона в 1999 г. уменьшилась в 2,4 раза по сравнению с 1996 г.); 2. 4.9. разработка региональной политики при выполнении государственных заказов для нужд области. 2. 5. Машиностроение Резкое ухудшение положения машиностроительных предприятий обусловлено общим спадом производства в промышленности, причем наиболее значительное влияние на экономическое состояние машиностроительных предприятий оказало снижение объемов производства в ведущей текстильной отрасли промышленности Ивановской области, традиционно являвшейся основным покупателем продукции машиностроения. Низкая загруженность предприятий существенно влияет на себестоимость производимой продукции и снижает их конкурентоспособность. Для улучшения работы машиностроительных предприятий и избежания зависимости экономики области от импорта оборудования для ведущей (текстильной) отрасли промышленности необходимо обеспечить заказ продукции машиностроительных предприятий Ивановской области в объемах, удовлетворяющих потребностям хозяйства области. Целесообразно обеспечить стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции для наполнения внутреннего и восстановления внешнего рынка с использованием экономических и законодательных мероприятий. С этой целью машиностроительная отрасль должна иметь следующие приоритетные направления развития на ближайшее время: 2. 5.1. Для повышения объемов производства субъектов промышленной деятельности машиностроительного комплекса области в целях проведения реконструкции субъектов легкой и текстильной промышленности создать на территории области "Центр развития лизинга в текстильной и легкой промышленности". 2. 5.2. Создание холдинговых компаний среди машиностроительных предприятий текстильного профиля. 2. 5.3. С целью проведения дальнейшей реконструкции машиностроительного комплекса обеспечить необходимое привлечение частных и иностранных инвестиций для реализации имеющихся проектов и областных программ. 2. 5.4. С целью внедрения в производство наукоемких технологий, рассчитанных на выпуск экспортоориентированной и импортозамещающей продукции предусмотреть в области создания и государственную поддержку инновационных и инновационно-венчурных фондов. 2. 5.5. Продолжить развитие и усовершенствование производства приоритетной продукции машиностроительного комплекса Ивановской области: - создание красильно-отделочного оборудования для выпуска широких хлопковых, смесовых и льняных тканей; - создание комплекса оборудования для первичной обработки, котонизации льна и производства медицинской ваты; - изготовление автомобильных кранов повышенной проходимости грузоподъемностью 40 50 тонн; - наращивание производства гидравлических экскаваторов на гусеничном ходу на уровне мировых стандартов; - расширение уникального производства сит из нержавеющей стали с круглыми и щелевыми отверстиями; - развитие производства комплектующих изделий и запасных частей для автомобильной промышленности; - наиболее полное использование потенциала научных разработок исследовательских и учебных заведений региона. 2. 6. Химическая промышленность Ресурсы сырья в области отсутствуют. Общий спад производства химических предприятий непосредственно связан с депрессией в текстильной промышленности, являвшейся основным потребителем их продукции. Большая часть оборудования предприятий области морально устарела. Отмечено значительное сокращение оборотных средств, и, соответственно, увеличение общей кредиторской задолженности предприятий области. Необходимо увеличивать глубину переработки исходных материалов, при этом возможно образование холдинговых структур, включающих предприятия смежных отраслей. В сложившейся ситуации целесообразно стимулирование отдельных высокорентабельных направлений деятельности предприятий химической промышленности. В частности, наиболее перспективными представляются следующие направления: 2. 6.1. внедрение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий с привлечением инвестиционных компаний, а также компаний, обладающих сырьевыми ресурсами; 2. 6.2. введение цикла нефтепереработки на предприятиях, мощности которых позволяют реализацию данного проекта; 2. 6.3. завершение строительства производства термоэластопластов, позволяющее исключить использование импортных аналогов в резинотехнической промышленности; 2. 6.4. согласование номенклатуры и объемов поставок продукции резинотехнических предприятий в регионы с развитыми добывающими отраслями непосредственно на уровне глав регионов ввиду чрезвычайной сложности продвижения на данный рынок в обход посреднических структур; 2. 6.5. консультационная и финансовая помощь в полном или частичном перепрофилировании крупных предприятий. 2. 7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность Лесные ресурсы важнейшая составляющая сырьевой базы промышленности Ивановской области. Их значимость обусловлена тем, что данный вид природно-сырьевых ресурсов находится непосредственно на территории области. Однако, на настоящий момент сложилась чрезвычайно неблагоприятная ситуация для работы лесопромышленных предприятий области. При обозначении основных факторов, блокирующих развитие лесопромышленного комплекса области можно указать следующее. При разделении "Ивлеспром" и Управления лесами предполагалось, что основной функцией лесопромышленных предприятий будет лесозаготовка и лесопереработка, а лесхозы Управления лесами несут ответственность за уход и возобновление лесных ресурсов области. Соответственно, лесопромышленные предприятия были обозначены в качестве налогоплательщиков в бюджеты всех уровней. Однако, в настоящее время сложилась ситуация, в которой мелкие лесозаготовители и лесхозы Управления лесами заготавливают в несколько раз больше древесины, чем лесопромышленные предприятия, не обеспечивая при этом налоговых поступлений ни в областной бюджет, ни в бюджеты других уровней. Необходимо отметить, что если бы лесозаготовка и лесопереработка проводилась преимущественно лесопромышленными предприятиями, налоговые поступления в бюджет области могли резко возрасти и стать в условиях глубокой депрессии текстильной промышленности одной из основных доходных статей бюджета области. Лесопромышленные предприятия вынуждены закупать лесосечный фонд на аукционах у лесхозов Управления лесами в одинаковых условиях с мелкими лесозаготовителями, которые практически не несут ни налоговой нагрузки, ни затрат на содержание социальной сферы. Следует отметить, что проведение аукциона предполагает превышение спроса над предложением, что не соответствует реальной ситуации в области - лесосечный фонд выбирается едва на 30% от выделяемого количества. Соответственно, лесопромышленные предприятия приобретают лесосечный фонд по ценам, значительно превышающим минимальные ставки. При этом лесопромышленные предприятия вынуждены в первую очередь перечислять денежные средства лесхозам в счет оплаты за сырье, а не в бюджет, что обусловливает значительную задолженность лесопромышленных предприятий перед бюджетом. Наметилась тенденция перехода лесопромышленных предприятий области на операции с давальческим сырьем, что крайне негативно может отразится на стабильности работы предприятий деревообрабатывающей промышленности области. Чтобы не допустить окончательного разрушения лесопромышленного комплекса области, необходимо в срочном порядке решить проблему наделения лесопромышленных предприятий лесосечным фондом через специальные аукционы с фиксированной надбавкой к минимальным ставкам, установленным Правительством Российской Федерации, равной стоимости лесовосстановительных работ, а также пересмотреть правила пользования лесосырьевыми ресурсами в части создания режима наибольшего благоприятствования лесопромышленным предприятиям области, которые несут всю налоговую нагрузку по заготовке и переработке древесины. В целях повышения конкурентоспособности предприятий деревообрабатывающей промышленности области представляется целесообразным следующее стимулирование лесозаготовительных предприятий, работающих преимущественно с деревообрабатывающими предприятиями Ивановской области: 2. 7.1. изыскать возможности и осуществить снижение количества и уровня местных налогов и лесных податей; 2. 7.2. обеспечить передачу жилого фонда и объектов соцкультбыта, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность; 2. 7.3. осуществить взаимозачеты задолженности по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации. Одновременно осуществить стимулирование и деревообрабатывающих предприятий по следующим направлениям: 2. 7.4. предоставление администрацией долгосрочных сырьевых кредитов по льготным ставкам для пополнения оборотных средств деревообрабатывающих предприятий в счет погашения задолженности перед бюджетом лесозаготовительных предприятий; 2. 7.5. введение практики сезонного снижения налогов в связи с сезонным характером заготовки сырья и материалов; 2. 7.6. формирование областных заказов на продукцию предприятий для государственных учреждений с сырьевым обеспечением; 2. 7.7. техническое перевооружение предприятий на основе лизинговых сделок и льготных бюджетных кредитов; 2. 7.8. в целях оказания помощи в обновлении производственных фондов решить вопрос о передаче деревообрабатывающим предприятиям оборудования с таможен (направленное от различных иностранных фондов российским предприятиям, которые не смогли оплатить таможенные сборы); 2. 7.9. совершенствование законодательной базы для стимулирования развития экспортоориентированного производства. Для улучшения репутации деревообрабатывающих предприятий необходимо провести следующие мероприятия: 2. 7.10. активизировать работу по поиску различных источников инвестирования и создание в области благоприятного инвестиционного климата; 2. 7.11. организовать постоянно действующий в различных регионах страны областной экспозиционный стенд, представляющий весь спектр производимых в области товаров; 2. 7.12. обеспечить участие предприятий отрасли в престижных конкурсах-выставках; 2. 7.13. ввести практику заключения соглашений между администрацией области и предприятиями деревообрабатывающей промышленности для выполнения положений Концепции. Особо следует отметить необходимость введения практики соглашений между регионами для создания благоприятных условий работы снабженческих и сбытовых подразделений деревообрабатывающих предприятий. 2. 8. Электроэнергетика Около 61 % электроэнергии областью покупается. Для снижения затрат на электро- и теплоэнергию в промышленности следует стимулировать внедрение энергосберегающих технологий, режимов экономии по областной программе, резкого сокращения энергозатрат на содержание неиспользуемых производственных фондов. Региональной энергетической комиссии целесообразно поэтапно ликвидировать перекрестное субсидирование по группам потребителей и решить вопрос вывода всей области в целом на федеральный фондовый рынок электроэнергии и мощностей. 2. 9. Мукомольная и комбикормовая промышленность Климатические условия Ивановской области не позволяют выращивать пшеницу, пригодную для выработки муки на хлебопечение, соответственно, основными сельскохозяйственными культурами являются рожь, ячмень, фуражная пшеница. Представляется целесообразным стимулирование мукомольных и комбикормовых предприятий с целью переработки преимущественно тех видов сельскохозяйственной продукции, которые производятся в области. Развитие мукомольной и комбикормовой промышленности может быть связано с созданием холдинговых аграрно-промышленно-торговых структур. 2. 10. Пищевая промышленность Производство пищевой продукции сократилось на 70%. Разница покрывается благодаря возросшему самообеспечению и импортом. Преимущественно импортная продукция не вытесняла отечественную, а занимала пустующие ниши вследствие более широкого ассортимента продуктов. Вытеснение их отечественной продукцией осуществить будет уже не просто. Другой аспект, имеющий отношение к конкурентоспособности российских пищевых продуктов, их внешний вид - упаковка. И не только как элемент оформления товара, но и как средство обеспечения надежной сохранности. В этих направлениях должны работать и пищевые предприятия, сопряженные и поддерживающие производства. 2. 11. Топливная промышленность Ивановская область практически не обладает внутренними ресурсами за исключением торфа и дров. Организацией закупки топлива занимается отдел топливообеспечения при управлении жилищно-коммунального хозяйства, которому делегированы полномочия администрациями городов и районов. В ряде районов целесообразно использовать местные виды топлива: фрезерный торф, торфобрикет, кусковой торф. В области имеются предприятия по производству торфяного брикета, загрузка данных предприятий позволит увеличить занятость населения, а также обеспечит дополнительные поступления в местные бюджеты от реализации топлива. Сложное экономическое положение, недостаток денежных средств, устаревшее погрузо-разгрузочное оборудование, высокая задолженность перед предприятиями топливного комплекса со стороны администраций городов и районов обусловливает значительное увеличение производственных издержек. В сложившейся ситуации основной задачей является сохранение существующих мощностей предприятий и прежних объемов поставок топлива. На период 1999-2001гг. мероприятий по развитию топливного комплекса не предусмотрено. 2. 12. Строительство и стройиндустрия В результате общего ухудшения состояния экономики России, снижения инвестиционной активности и падения платежеспособного спроса населения объем производимой продукции существенно сократился. Основной недостаток вырабатываемых материалов и конструкций бедность ассортимента, большая материалоемкость и низкие эксплуатационные качества. Недопустимо высок моральный и физический износ основных производственных фондов предприятий отрасли. Практически все предприятия относятся к негосударственной форме собственности, что крайне отрицательно влияет на структуру промышленного производства в регионе по этой причине строители вынуждены завозить многие материалы из-за пределов области или из-за рубежа. Развитие производственной базы в качественном отношении должно быть направлено на решение задач сдерживания роста стоимости строительства, повышения степени теплозащиты зданий, снижения веса конструкций, перехода к новым системам домостроения, позволяющим возводить жилые дома различной этажности и потребительских качеств. При этом важнейшим направлением следует считать организацию производства прогрессивных долговечных ограждающих конструкций на основе использования экологически чистых и эффективных теплоизоляционных материалов, отказ от использования неэффективных, металло-, ресурсо- и энергоемких технологий в производстве стройматериалов. Приоритетными направлениями структурной перестройки и развития предприятий на ближайшую перспективу следует считать: 2. 12.1. в производстве стеновых материалов освоение производства панелей из кирпича, расширение номенклатуры теплоэффективных мелкоштучных и конструктивных изделий на основе современных утеплителей, пористой керамики, гипса и ячеистых бетонов, а также облицовочных изделий на основе бетонов, керамики и природного камня; 2. 12.2. в производстве полимерных материалов расширение производства экологически чистых и долговечных покрытий полов, новых видов герметиков, пенопластов, труб, отделочных и изоляционных материалов; 2. 12.3. в производстве железобетонных конструкций и изделий перепрофилирование предприятий ЖБИ, ДСК на производство необходимой номенклатуры эффективных изделий для возведения домов по комбинированным (смешанным системам), средне- и малоэтажных, блокированных, усадебных, индивидуальных домов и коттеджей; 2. 12.4. в производстве кровельных материалов расширение номенклатуры и ассортимента высококачественной облицовочной плитки, долговечных и пожаробезопасных материалов на основе эластомерных композиций; 2. 12.5. в коммунальном хозяйстве внедрить передовые технологии монолитного домостроения в целях замены деревянных перекрытий на монолитные, освоить проведение надстроечных работ без выселения жителей из домов; 2. 12.6. в производстве керамзита - разработка месторождения глины в Гаврилово-Посадском районе. В связи с тем, что финансовые ресурсы бюджетов всех уровней ограничены, развитие предприятий отрасли должно быть ориентировано преимущественно на мобилизацию внутренних резервов, а также на привлечение российских и зарубежных инвестиций. 2. 13. Полиграфическая промышленность В настоящее время в Ивановской области насчитывается 18 городских (районных) типографий и их филиалов, находящихся в областной собственности. Они обеспечивают печать районных и городских газет, а также бланочной продукции для местных заказчиков. Самое крупное полиграфическое предприятие области - Ивановская областная типография - является предприятием федеральной собственности и находится в ведении Государственного Комитета Российской Федерации по печати. За последние девять лет общий объем полиграфической продукции городских и районных типографий снизился почти в четыре раза. Более чем вдвое сократилась и численность работников типографий. Все городские и районные типографии оснащены устаревшим физически и морально, экологически вредным полиграфическим оборудованием, не обеспечивающим высокого качества продукции. Развитие полиграфической базы в области необходимо по следующим соображениям: - сохранение и увеличение числа рабочих мест в районных и городских центрах; - независимость при изготовлении печатной продукции от других регионов страны; - более полное обеспечение местных предприятий, учреждений, организаций и отдельных потребителей необходимой высококачественной печатной продукцией. В современных условиях представляются целесообразными следующие основные организационно-технические и финансовые мероприятия дальнейшего развития полиграфии: 2. 13.1 создание укрупненных кустовых межрайонных типографий в Кинешме, Шуе, Фурманове, Тейкове, Вичуге, Пучеже; 2. 13.2. техническое переоснащение Ивановской городской типографии, предусматривающее не только переход на офсетную печать, но (с учетом ее основной специализации на изготовлении акцидентной продукции: афиши, плакаты, программы, билеты. ярлыки и др.) и использование отдельных видов оперативной множительной техники; 2. 13.3. техническое перевооружение областной типографии, производимое совместно с Госкомитетом по печати России по особому плану. Это позволит осуществить печать учебников, учебно-методической и другой социально-значимой продукции для всех школ области, не полагаясь на ненадежную поставку их со стороны. При этом средства, выделяемые на данные цели, остаются в местном бюджете; 2. 13.4. переход всех местных газет на компьютерный набор и офсетную печать, что вызовет дополнительный спрос у населения и повысит тиражи газет и объемы гарантированного заказа для полиграфистов; 2. 13.5. оснащение городских и укрупненных кустовых межрайонных типографий офсетными печатными машинами и формным оборудованием для обеспечения печати местных газет и различной печатной продукции офсетным способом; 2. 13.6. инвестиционная помощь для закупки оборудования со стороны областной и местных администраций, различных спонсоров, заинтересованных предприятий и отдельных заказчиков. Для реализации перспективных мероприятий предусматривается: - приобретение печатного и формного оборудования отечественного производства; - централизованное обеспечение типографий газетной бумагой, осуществляемое управлением печати и информации. Для этого из областного бюджета выделяются специальные средства в счет общей суммы дотаций редакциям на выпуск газет. - обеспечение печатными красками, формными пластинами и другими расходными материалами осуществляют сами типографии за счет собственных оборотных средств. Финансирование также может осуществляться в виде безвозмездных сумм, беспроцентных и льготных кредитов, выделяемых управлению печати и информация, или конкретной типографии. Следует принять во внимание готовность некоторых заводов-изготовителей на поставку оборудования в рассрочку на 3-5 лет или по лизингу под гарантию областной администрации и отделения Госбанка России. 2. 14. Связь Потребности в услугах местной телефонной связи удовлетворяются не полностью свыше 78286 человек состоят в очереди на установку телефонов. Низкая экономическая эффективность местных телефонных сетей основное препятствие для крупных и долговременных инвестиций. 3. Основные проблемы промышленности и промышленных предприятий области Проблемы промышленных предприятий, тормозящие рост производства, как внешние по отношению к предприятию, так и внутренние (деление достаточно условно) носят общий характер. 3. 1. Общие проблемы внешнего характера: 3. 1.1. Не стимулирующая производство система налогообложения. 3. 1.2. Неравные условия хозяйствования между промышленными предприятиями и предприятиями естественными монополистами. 3. 1.3. Высокие цены на продукцию и услуги предприятий-монополистов. 3. 1.4. Низкая договорная дисциплина субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и со стороны государственных органов. 3. 1.5. Несистемный подход в проведении промышленной и таможенной политики на федеральном и региональном уровне. 3. 1.6. Потеря внешних рынков и незащищенность внутреннего. 3. 1.7. Отвлечение средств на содержание соцкультбыта, мобилизационных мощностей. 3. 2. Внутренние проблемы предприятий 3. 2.1. Физический износ фондов. Устаревшие технологии производства. 3. 2.2. Недостаток оборотных средств. 3. 2.3. Высокие уровни задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды. 3. 2.4. Высокая доля бартера во взаиморасчетах. 3. 2.5. Низкий уровень управления на предприятиях. 3. 2.6. Наличие "теневого оборота", ухудшающего показатели основного предприятия. 3. 2.7. Скрытая безработица. Практически все внутренние проблемы предприятий являются следствием, как недостаточного уровня менеджмента на предприятиях, так и следствием таможенной, кредитно-финансовой и налоговой политики правительства. 4. Стратегическая цель промышленной политики Стратегической целью промышленной политики на ближайшие четыре года в области является: 4. 1. выпуск конкурентоспособной продукции высоких технологий и потребительских качеств, обеспечивающей наполнение внутреннего и восстановление внешнего рынков; 4. 2. снижение уровня безработицы, а затем восстановление полной занятости населения; 4. 3. достижение на основе научно-технического прогресса, роста уровня производительности труда; 4. 4. достижение социально-экономической стабильности в обществе; 4. 5. подавление преступности и коррупции; 4. 6. сохранение для будущих поколений созданных предыдущими поколениями культурных и хозяйственных ценностей; 4. 7. рациональное использование окружающей среды; 4. 8. формирование бездефицитного государственного бюджета Ивановской области и достижения качества жизни населения области; 4. 9. прекращение спада и переход к устойчивому росту объемов промышленного производства за счет комплекса мер по реформированию предприятий, привлечению инвестиций, стимулированию производства конкурентоспособной продукции, внедрению наукоемких и ресурсосберегающих технологий; 4. 10. оптимизация структуры промышленности области; 4. 11. закрепление и усиление роли и места промышленности Ивановской области в межрегиональном и международном разделении труда. 5. Приоритетные направления развития промышленности Приоритетным направлением работы администрации Ивановской области по развитию промышленности и основой для вывода экономики из кризиса является улучшение отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства Ивановской области, структурная перестройка индустриального и агропромышленного комплексов региона на основе наукоемких, высоких, энерго- и ресурсосберегающих, эколого-чистых и эколого-восстанавливающих отечественных технологий. Совершенствование отраслевой и территориальной структур производства ведется в направлениях: 5. 1. создание приоритета товарному производству; 5. 2. повышение в общем объеме производства удельного веса наукоемкой, высокотехнологической и экспортопригодной продукции; 5. 3. снижения удельного веса энергозатрат, транспортных расходов, сырья и материалов; 5. 4. уменьшение зависимости от ввоза продукции из-за пределов региона, в том числе от импорта; 5. 5. повышение удельного веса отраслей и предприятий, способствующих наполнению бюджета, создающих новые рабочие места; 5. 6. увеличение глубины переработки сырья и отходов производства; 5. 7. использование для управления экономикой государственного заказа; 5. 8. переориентация строительного комплекса области на ремонт и реконструкцию; 5. 9. концентрация производства агропромышленного комплекса на предприятиях и в подразделениях, способных обеспечить наилучшие производственные и экономические показатели. /Анализ показателей деятельности предприятий области по итогам 1995-1996 годов, показал, что в каждой из отраслей имеется группа предприятий, где часть задач по адаптации к новым условиям хозяйственной деятельности решена и они могут стать надежными источниками налоговых поступлений. Другая группа обладает некоторыми признаками финансового оздоровления и третья заметно уступает по результатам работы лидерам. Решение о государственной поддержке предприятий той или иной группы не может быть однозначным. Положительные результаты возможны при поддержке производства потребительских товаров и традиционных производств для внутреннего и внешнего рынков на отдельных предприятиях. При определении приоритетных производств нужно учитывать не только индикаторы, характеризующие отдельное предприятие, но и учитывающие отраслевые факторы. В качестве таких показателей могут использоваться: 5. 10. Отраслевые 5. 10.1 положение (в т.ч. перспективное) на рынках (доля на внутреннем, российском рынках, экспортоориентированность); 5. 10.2. финансовые показатели деятельности предприятий отрасли (рентабельность, оборачиваемость); 5. 10.3. состояние материально-технической базы (характеристика основных фондов); 5. 10.4. социальная значимость отрасли (доля работающих на предприятиях отрасли в общей величине занятых, доля налоговых платежей в общей величине поступления в консолидированный бюджет области); 5. 11. Характеристики предприятия 5. 11.1 вид собственности; 5. 11.2. динамика развития за несколько последних лет; 5. 11.3. положение на рынке; 5. 11.4. финансовые показатели деятельности; 5. 11.5. показатели производственной деятельности; 5. 11.6. характеристика основных фондов; 5. 11.7. социальная значимость; 5. 11.8. наличие планов развития. 6. Критерии для определения приоритетных производств Приоритеты устанавливаются в следующем порядке: - программы устойчивого развития товарного производства, научно-технический прогресс и производство продукции высоких, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; - сельскохозяйственное производство; - энергетика, транспорт и системы безопасности; - прочее производство; - обслуживание, торговля, посредническая деятельность. Критериями определения приоритетности производства являются: 6. 1. Экономические: Нормативно-рекомендуемые значения показателей оценки: 6. 1.1. прибыльности хозяйственной деятельности; 6. 1.2. эффективности управления; 6. 1.3. деловой активности; 6. 1.4. платежеспособности; 6. 1.5. финансовой устойчивости. 6. 1.6. динамика и эффективность экспорта продукции, конкурентоспособность продукции. 6. 2. социальные: 6. 2.1. градообразующие предприятия; 6. 2.2. предприятия, где 50% работающих составляют инвалиды; 6. 3.3. бюджетные: 6. 3.4. удельный вес предприятия в доходной части государственного бюджета области и бюджета муниципального образования; 6. 3.5. рост налоговых платежей; 7. Ресурсы реализации промышленной политики К ресурсам, которыми располагают субъекты промышленной политики области, можно отнести: 7. 1. федеральные и областные программы; 7. 2. федеральные и областные бюджетные средства, в том числе реструктуризация задолженностей предприятий в бюджеты, передача сферы соцкультбыта на баланс органов местного самоуправления; 7. 3. внутренние инвестиции предприятий; 7. 4. инвестиции собственников: 7. 5. внешние, привлеченные инвестиции; 7. 6. средства областного фонда развития промышленности; 7. 7. кредиты по линии МБРР и других финансовых организаций в рамках поддержки реформ в России. Существенным моментом при планировании использования бюджетных и привлеченных ресурсов должно быть понимание приоритета мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников, принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, их платность и возвратность, а также необходимость принятия комплекса мер по подготовке к использованию привлеченных ресурсов. 8. Меры государственной поддержки промышленности Государственная поддержка промышленности области осуществляется администрацией области. Она включает прямую экономическую и косвенную поддержку. Администрация области несет ответственность за эффективность и возврат бюджетных средств при оказании прямой экономической поддержки предприятиям промышленности. 8. 1. Прямая экономическая поддержка. Она заключается во временном сокращении промышленным предприятиям налоговых платежей в бюджет области с целью создания для них возможности снижения цен на свою продукцию (услуги), повышения качества продукции (услуг), освоения новых видов продукции (услуг), обеспечивающих в комплексе наращивание объема продаж во имя увеличения от них налоговых поступлений в государственный бюджет области, восполняющих сначала временный недобор средств в бюджет, а затем и наполняющих его дополнительными средствами. Прямая экономическая поддержка осуществляется в соответствии с действующим законодательством по следующим направлениям: 8. 1.1. установление минимально допустимых ставок налогообложения для промышленных предприятий при формировании государственного бюджета области на 1999-2000 годы; 8. 1.2. избирательное предоставление бюджетных ссуд, налоговых инвестиционных кредитов, налоговых льгот отдельным предприятиям и организациям по их заявлениям в пределах средств, предусмотренных на эти цели в разделе "Бюджет развития промышленности"; 8. 1.3. предприятиям, увеличивающим в отчетном периоде объем производства продукции в сопоставимых ценах, по сравнению с предшествующим периодом и уплатившим налоги в областной и местные бюджеты, зачислять 60% полученного вследствие этого прироста платежей в счет налоговых платежей будущего периода по их заявлениям; 8. 1.4. предоставление отдельным предприятиям гарантий администрации области под внешние по отношению области кредиты по их заявлениям; 8. 1.5. защита предпринимательства от негативов теневой экономики средствами силовых и подконтрольных им структур. 8. 2. Косвенные меры поддержки промышленности. 8. 2.1. проведение протекционистской политики в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области: контрактов на поставку продукции для федеральных и областных государственных нужд; централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ; 8. 2.2. содействие предприятиям в расширении рынков сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации и внешнеэкономических связей с другими регионами и государствами (открытие представительств, торговых домов), проведение выставок-ярмарок; 8. 2.3. стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности (по маркетингу, сертификации продукции и производств, консалтингу, лизингу, обучению кадров, связи и др.); 8. 2.4. содействие предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность ведомственных объектов соцкультбыта; 8. 2.5. содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между предприятиями. Государственная поддержка будет оказываться предприятиям, принимающим на себя обязательства по разработке и согласованию с администрацией области планов стратегического развития предприятий, содержащих планы по объемам производств, занятости, использованию производственных мощностей, соблюдению прав акционеров и выполнению условий с органами государственной власти. 9. Основные направления промышленной политики Анализ положения промышленных предприятий и промышленности области в целом позволяет сделать вывод о том, что региональная промышленная политика ориентирована на решение двух комплексов экономических проблем: внешних по отношению к предприятию, определяющих условия хозяйствования в сфере промышленности, и внутренних, определяющих условия производства и реализации промышленной продукции, и должна проводится по следующим направлениям: 9. 1. Внешний комплекс проблем: это, прежде всего, формирование благоприятных условий для работы эффективных собственников, требующее проведения институциональных преобразований, которые осуществляются через законодательную инициативу главы администрации области и Законодательного собрания области, работу с депутатами обеих палат парламента страны. 9. 2. Формирование внутреннего рынка и организация работы на внутреннем и внешнем рынках. Одна из первых задач, которые предстоит решить изучение внутреннего рынка и организация его с учетом защиты областного товаропроизводителя. На основе анализа "ввоза-вывоза" товаров, сырья, материалов и оборудования разработать такие механизмы поддержки областного товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширить свое присутствие на внутриобластном рынке, увеличивать производство продукции, необходимой населению, при условии, что по потребительским свойствам она не уступает привозной. Первым шагом в этом направлении должно стать на базе Закона области создание системы по формированию областного заказа для обеспечения государственных нужд города и области. Продолжением этой системы должны стать: 9. 2.1. переход на закупку для своего производства комплектующих, материалов, оборудования у предприятий области; 9. 2.2. смену смежников за пределами области на областных; 9. 2.3. участие банков в реализации продукции, как гарантов современной оплаты для производителей, например, с использованием векселей или по схеме факторинга; 9. 2.4. совместную работу производителей и торговли по обеспечению населения необходимыми товарами. Это позволит создать новые рабочие места, увеличить загрузку производственных мощностей, увеличить налоговые платежи. Помимо мер по формированию внутреннего рынка, необходимо принять меры и по его защите. Прежде всего от некачественных товаров, от недобросовестной конкуренции, от криминализации всего, что мешает его развитию. Необходима работа по поддержке областных предприятий на внешних рынках на общероссийском и на мировом. Основная задача для них не только сохранение своих ниш, своего потребителя, но и увеличение объемов экспорта. Должны быть разработаны меры по развитию экспортного потенциала промышленности области, включающие содействие предприятиям по всем направлениям. В организационном плане: - разработка программы поддержки предприятий-экспортеров; - участие предприятий в региональных, российских и международных выставках, - организация широкого доступа и использования областной и мировых телекоммуникационных и информационных систем для изучения, завоевания рынка и осуществления рекламы производимой продукции; - проведение сертификации продукции по международным стандартам и внедрение систем управления качеством на предприятиях. 9. 3. Повышение эффективности собственности в промышленности. 9. 3.1. Наиболее общим механизмом повышения эффективности собственности промышленных предприятий к условиям рынка и мобилизации внутренних ресурсов для повышения конкурентоспособности является реформирование предприятий. Задачами реорганизации предприятий являются: - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; - защита акционеров; - четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества; - создание системы управления контрактами и защиты контрактных отношений; - достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов; - создание эффективного механизма управления предприятием; - использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. Реформирование проводится предприятиями самостоятельно. Однако в сложившейся экономической ситуации лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки. Поэтому в области должна быть разработана программа реформирования предприятий, имеющая межотраслевой характер, учитывающая особенности реализации задач на региональном уровне, содержащая меры стимулирования предприятий. 9. 3.2. Важнейшей задачей должно стать решение проблемы неэффективного собственника. Необходимо разработать и внедрить рыночные механизмы смены неэффективного собственника, в том числе за счет: - развития механизма капитализации задолженностей предприятия в акции; - организации площадки по продаже долгов предприятия; - процедур антикризисного управления с одновременным проведением финансового оздоровления; - реализации долговых обязательств предприятий, акций, облигаций, полученных в залог от предприятий при реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды. С целью активного использования этих механизмов возложить проведение этой работы в области на Ассоциацию ВУЗов, научной, технической и деловой интеллигенции Ивановской области. 9. 4. Инфраструктура промышленности. Реформирование предприятий в широких масштабах невозможно без привлечения к этой работе предприятий инфраструктуры консалтинговых, аудиторских, лизинговых, обучающих и других фирм, Рынок этих услуг сегодня достаточно широк. Для осуществления качественных услуг в перечисленных областях деятельности Центр реструктуризации должен выработать критерии оценки качества услуг и применяемых технологий, формировать творческие коллективы для разработки проектов реформирования предприятий. 9. 5. Привлечение инвестиций в промышленность. Решение проблемы привлечения инвестиций находится в двух плоскостях. На предприятиях необходимы квалифицированное управление (менеджмент), составленные с общепринятыми в мировой практике нормами, инвестиционные проекты, профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров, "прозрачность" финансово-экономического состояния предприятия для инвестора. Эти условия вписываются в программы реформирования предприятий. С другой стороны в регионе должны быть благоприятный инвестиционный климат, механизмы привлечения инвестиций и гарантий для инвестора. Это задачи администрации области. Их решение требует осуществления ряда мероприятий: - совершенствование правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, основы которой в настоящее время составляют Законы Ивановской области. - совершенствование правовой базы и расширение практики использования инвестиционных соглашений, как важного инструмента инвестиционной и промышленной политики, особенно при привлечении иностранных инвестиций. Развитие гарантийных механизмов предполагается на основе формируемого Залогового фонда области и использования возможностей бюджета развития. Для привлечения в промышленность частных инвесторов, вовлечения сбережений населения в инвестиционную сферу необходимо активизировать работу на вторичном рынке ценных бумаг. В связи с этим деятельность предприятий нужно переориентировать на использование таких инструментов привлечения инвестиций, как вторичная эмиссия акций, выпуск корпоративных облигаций. Тщательная подготовка вторичной эмиссии акций обеспечит повышение инвестиционной привлекательности предприятий промышленности. Увеличит котировки продаваемых акций и их ликвидность. В целях технического перевооружения производства на принципиально новой прогрессивной основе предполагается провести работу по лизинговым операциям, как финансовой основы проектов технического перевооружения предприятий. Необходимо решение ряда задач по активизации деятельности в банковском секторе Ивановской области: - развитие специализированных финансовых организаций долгосрочного кредитования; - развитие механизмов синдицированного кредитования банками региональных целевых программ и перспективных инвестиционных проектов промышленности для их реализации на совместной с государством основе; - инвестирование программ реструктуризации предприятий. При этом целесообразно опираться на заинтересованность банков в обладании крупными пакетами акций предприятий; - подключение банков Ивановской области к инвестиционным проектам промышленности, финансируемых за счет иностранных кредитов; - участие банков в процессе объединения предприятий промышленности в эффективные промышленные структуры финансово-промышленные группы, консорциумы, холдинги. 9. 6. Инновационная деятельность Инновационная активность в области сегодня является низкой. Обусловлено это не только неблагоприятными инвестиционными возможностями, но и отсутствием механизмов стимулирования товаропроизводителей к реализации инноваций как способа конкурентной борьбы, неразвитостью инфраструктуры. Основными направлениями инновационной деятельности в промышленности области следует считать: - разработка и внедрение методов повышения уровня глубины переработки сырьевых ресурсов; - материало- и энергосберегающие технологии производства - техническое перевооружение текстильных и машиностроительных производств - содействие созданию системы лизинга техники нового технологического уклада, как основы обновления техники и технологии. 9. 7. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями. Крупными естественными монополистами в области являются предприятия топливно-энергетического комплекса. В настоящее время из регулирования деятельности естественных монополий на уровень области передано две сферы: услуги по передаче электрической и тепловой энергии, и услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Основными задачами в сфере регулирования естественных монополий являются: 9. 7.1. выделение из субъектов естественных монополий, исходя из экономической целесообразности, самостоятельных предприятий, оказывающих услуги, не относящиеся к числу естественных монопольных, формирование конкретных рынков этих видов услуг; 9. 7.2. совершенствование системы ценообразования в сферах естественных монополий на основе его поэтапной либерализации, осуществляемой по мере формирования соответствующих конкурентных рынков, регулирование уровня и структуры цен (тарифов) на сохраняющихся неконкурентных рынках в данной сфере на основе анализа обоснованности текущих и капитальных затрат субъектов естественных монополий и ограничения диверсификации их деятельности; 9. 7.3. достижение публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на не дискриминационной основе; 9. 7.4. организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности в сфере естественных монополий, постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей; 9. 7.5. создание нормативной базы регулирования на локальных рынках в сфере естественных монополий, создание системы эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий регионального и местного уровня. Администрация области должна принять меры по усилению корпоративного контроля субъектов естественной монополии, в которых государство является крупнейшим акционером. Необходимо разработать механизмы наблюдения за деятельностью корпораций, включая проведение аудиторских проверок и совершенствование финансовой отчетности. Необходима областная программа по энергосбережению, учитывающая, как интересы развития энергетических предприятий, так и промышленных предприятий потребителей, которая содержала бы помимо существующих мероприятий внедрение в практику энергоаудита, в первую очередь самих естественных монополистов, и разработку согласованных с администрацией и ассоциациями потребителей основ договорных отношений между естественными монополистами и предприятиями-потребителями. 9. 8. Особенности работы с градообразующими предприятиями Социальная значимость градообразующих предприятий обуславливает особенности проведения промышленной политики по отношению к ним. Решение здесь сложнее, чем в общем случае. Надо понять причины кризиса на градообразующих предприятиях. А для этого необходимо наладить постоянный контроль за эффективностью деятельности основных градообразующих предприятий. Необходимо внедрить в практику новую систему взаимоотношений администрации области с такими предприятиями соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве , о формировании и реализации стратегии их развития, включающими как меры поддержки со стороны администрации области таких предприятий, так и меру влияния администрации на решения руководства предприятий, касающиеся социальных последствий этих решений, ответственность руководителей и собственников предприятий. 9. 9. Информационно-аналитическое обеспечение промышленной политики Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений, создания стимулирующих производство условий и т.п. необходима разработка информационно-аналитической системы, позволяющей определить и состояние дел, и назревшие проблемы в различных отраслях промышленности. Необходима также информационная поддержка предприятий в части освещения вопросов по областной и федеральной промышленной политики, о проводимых институциональных преобразованиях, программах и т.д. Информационно-аналитическая система должна кроме прочего еще и способствовать декриминализации отношений собственности путем: 9. 9.1. обеспечения гласности заключаемых договоров аренды и прочих отношений по использованию производственных мощностей и технологий государственных и муниципальных предприятий, государственного имущества Ивановской области другими юридическими и физическими лицами; 9. 9.2. подготовки и опубликования учредительных документов юридических лиц, вступающих в экономические отношения с госпредприятиями; 9. 9.3. анализа предоставляемой отчетности производственно-коммерческих и финансовых структур, в управлении которыми участвуют органы исполнительной власти. Информационно-аналитическая система позволит прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики. Такая работа должна проводиться силами администрации области. В настоящее время кадровое обеспечение является одной из наиболее важных проблем, без решения которой невозможно дальнейшее успешное проведение реформ, Конечные цели и задачи кадровой политики: - квалификационная адаптация руководителей и главных специалистов предприятий к работе в современных экономических условиях; - создание эффективной системы переподготовки специалистов предприятий; - формирование резерва кадров высшего управленческого звена промышленности; - создание системы подготовки рабочих кадров. 9. 10. Социальные аспекты промышленной политики Одним из важнейших аспектов при разработке и проведении промышленной политики является ее социальная направленность. Социальными приоритетами промышленной политики являются: содействие занятости населения, выполнению трудового законодательства, развитие системы трудоустройства и профобучения, развитие социального партнерства. Реализацией данного направления является контроль и содействие в выполнении условий Соглашения между администрацией области, областным советом профсоюзов и объединениями работодателей. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|