Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Ивановской области от 23.05.2011 № 154-рпПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 23.05.2011 № 154-рп г. Иваново Об утверждении Программы Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, в целях принятия мер по повышению эффективности использования средств областного бюджета: 1. Утвердить Программу Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы (прилагается). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов. 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области, начальника Департамента финансов Ивановской области Грузнова А.П. Губернатор Ивановской области М.А. Мень Приложение к распоряжению Правительства Ивановской области от 23.05.2011 № 154-рп П Р О Г Р А М М А Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах», а также Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ивановской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными комиссией при Правительстве Ивановской области по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период. I. Необходимость разработки и реализации Программы Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Ивановской области в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти Ивановской области, а также по модернизации управления общественными финансами Ивановской области. В Ивановской области реформирование системы управления общественными финансами проводится начиная с 2004 года в рамках одобренных постановлением Правительством Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах и распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 № 467-р Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Вплотную к реформе общественных финансов Ивановская область пришла в 2007 году в связи с принятием и реализацией Программы реформирования региональных финансов Ивановской области. Основным результатом проводимых реформ в Ивановской области является формирование современной системы управления общественными финансами путем: организации бюджетного процесса исходя из принципов безусловного исполнения действующих расходных обязательств Ивановской области; разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников Ивановской области и муниципальных образований; введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета; внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности, разработки и утверждения ведомственных и долгосрочных целевых программ Ивановской области, государственных заданий на оказание государственных услуг); перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию в части утверждения областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в формате «скользящей трехлетки»; подготовки и принятия нормативных правовых актов Ивановской области для развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг Ивановской области и утверждения стандартов качества на их оказание; установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ивановской области и придание этому процессу публичности; осуществления мониторинга качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Ивановской области, на базе которого был создан механизм отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, основанный на соблюдении минимальных требований к уровню качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований. В то же время, несмотря на достигнутые результаты в сфере управления общественными финансами Ивановской области, остается ряд проблем, которые не удалось на практике реализовать в полной мере: сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом; сохраняются отдельные неформализованные каналы предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ивановской области; остается нестабильной доходная база местных бюджетов в связи с отсутствием заинтересованности органов местного самоуправления в ее наращивании; бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием, структура и динамика расходов недостаточно учитывают цели социально-экономического развития Ивановской области; главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование, не уделяя внимания обоснованности и достижимости показателей результативности бюджетных расходов; формальным и недостаточно увязанным в бюджетном процессе остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в части увязки показателей государственных заданий, ведомственных целевых программ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - ДРОНДы) в единую систему, направленную на достижение поставленных стратегических целей развития Ивановской области. Реализация Программы должна обеспечить повышение результативности бюджетных расходов, оптимизацию управления бюджетными средствами, создание условий для максимально эффективного управления общественными финансами, ориентацию их на достижение общественных приоритетов. II. Цель и задачи Программы Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Ивановской области. Основным условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области. Для достижения цели Программы в Ивановской области необходимо определить механизмы, позволяющие решить следующие задачи: совершенствование разграничения полномочий в части четкого определения сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти Ивановской области соответствующих публично-правовых образований; повышение эффективности бюджетных расходов путем обеспечения более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов по достижению заявленных целей; создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти Ивановской области по обеспечению оказания государственных услуг; создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов, проведению структурных реформ; оптимизация функций органов государственного управления и повышение эффективности их обеспечения; повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти Ивановской области, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности. Для решения указанных задач необходимо принять решения по следующим основным направлениям: переход к утверждению «программного» бюджета в части внедрения в практику бюджетного планирования государственных программ Ивановской области; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг; совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных закупок; развитие информационной системы управления государственными финансами Ивановской области. III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области является необходимым условием решения задач Программы. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области достигается посредством: развития доходной базы областного бюджета; совершенствования системы межбюджетных отношений; использования наиболее эффективных форм бюджетных заимствований. 1. Развитие доходной базы областного бюджета Ивановской области. Ивановская область имеет более жесткие бюджетные ограничения по сравнению с иными субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ. По данным Министерства финансов Российской Федерации доля безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета Ивановской области в 2010 году (по состоянию на 01.12.2010) составляла 43,7%. По данному показателю Ивановская область опережает все субъекты Центрального федерального округа, за исключением Тамбовской области. Анализ структуры доходов областного бюджета показывает, что улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета не приведет к кардинальному увеличению доходов бюджета Ивановской области. Поэтому первостепенной задачей по развитию собственной доходной базы является привлечение в Ивановскую область инвестиций. Основной формой государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ивановской области является предоставление налоговых льгот. Расширение преференций налогоплательщикам в целях реализации приоритетов социально-экономического развития региона не должно приводить к дисбалансу областного бюджета. С 2007 года в Ивановской области производится оценка эффективности предоставления налоговых льгот. В результате принятых мер объем потерь областного бюджета в результате предоставления органами государственной власти Ивановской области налоговых льгот снизился в 2009 - 2010 годах до 1,6% налоговых доходов областного бюджета (таблица 1). Таблица 1 Объем предоставленных налоговых льгот +-----------------------------+----------+----------+----------+-------------+ | Показатели |2007 год, |2008 год, |2009 год, | 2010 год, | | | факт | факт | факт | оценка | +-----------------------------+----------+----------+----------+-------------+ | | | | | | +-----------------------------+----------+----------+----------+-------------+ | Объем предоставленных | 791 964 | 78 272 | 139 725 | 173 531 | |налоговых льгот, тыс. руб. | | | | | +-----------------------------+----------+----------+----------+-------------+ | Темп роста к | | 9,9 | 178,5 | 124,2 | |предыдущему году, % | | | | | +-----------------------------+----------+----------+----------+-------------+ | Доля в налоговых | 11,7 | 0,9 | 1,6 | 1,6 | |доходах областного бюджета, | | | | | |% | | | | | +-----------------------------+----------+----------+----------+-------------+ В связи с вышеизложенным необходимо решить следующие задачи: 1) создать комфортные условия для экономического роста и притока инвестиций в экономику региона путем установления льготного режима налогообложения для крупных инвесторов, возможности предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и региональным налогам; 2) осуществлять оценку эффективности предоставления налоговых льгот. 2. Совершенствование системы межбюджетных отношений. При определении основных направлений совершенствования межбюджетных отношений необходимо учитывать положения Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р. Развитие межбюджетных отношений должно быть направлено на корректировку механизмов оказания бюджетной помощи бюджетам муниципальных образований Ивановской области и создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ивановской области. В целях стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в мобилизации собственных доходных источников местных бюджетов необходимо разработать предложения по совершенствованию методики расчета налогового потенциала муниципальных районов и городских округов. Показатели, характеризующие налоговый потенциал муниципальных районов (городских округов), должны более полно учитывать тенденции развития экономической ситуации на территории муниципального образования, а также налоговую базу по принимаемым в расчет налоговым источникам. 3. Использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований. Анализ состояния государственного долга Ивановской области показывает, что его объем находится на экономически безопасном уровне. Однако начиная с 2007 года имеется тенденция к росту долга, в основном за счет кредитов, привлекаемых от кредитных организаций. Соответственно увеличиваются расходы по обслуживанию долговых обязательств Ивановской области. В целях экономного и эффективного расходования бюджетных средств необходимо принятие комплекса эффективных мер, обусловленных поэтапным ограничением бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) государственного долга Ивановской области, с тенденцией ежегодного сокращения размера дефицита бюджета и достижения к 2015 году профицитного областного бюджета. К задачам в этой сфере относятся: оптимизация расходов по обслуживанию долговых обязательств Ивановской области; проведение мониторинга управления государственным долгом Ивановской области на региональном уровне с учетом показателей задолженности государственных унитарных предприятий Ивановской области с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у областного бюджета по погашению накопленной задолженности; выработка комплекса мер по поэтапному сокращению объема дефицита областного бюджета. IV. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований Для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности публично-правовых образований Ивановской области в рамках полномочий, установленных законодательством. В тех сферах, где органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют правила своей деятельности, необходимо учитывать их общую методологию, направления развития и основы взаимодействия, определенные на федеральном уровне. Дальнейшее развитие законодательства Ивановской области в этой сфере должно исходить из следующих принципов: возможность для муниципальных образований Ивановской области и их заинтересованность самостоятельно формировать свои расходные обязательства исходя из интересов и предпочтений местных сообществ и общих приоритетов государственной политики в соответствующих сферах; недопустимость решений органов исполнительной власти Ивановской области, влекущих возникновение выпадающих доходов бюджетов муниципальных образований; объективная, формализованная и прозрачная система межбюджетных трансфертов; наличие стимулов для повышения эффективности муниципального управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение законодательно установленных требований и финансовой дисциплины. Для реализации указанных принципов, в частности, целесообразно: обеспечить повышение обусловленности предоставления финансовой помощи бюджетам муниципальных образований Ивановской области путем установления обязательств не только по повышению качества управления муниципальными финансами, но и повышению результативности деятельности; проводить мониторинг управления государственным долгом на региональном уровне с учетом показателей задолженности государственных унитарных предприятий Ивановской области с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у бюджета по погашению накопленной задолженности; предоставлять межбюджетные трансферты с учетом оценки эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления, в том числе оценки созданных институциональных условий для привлечения инвесторов в муниципальные образования Ивановской области. V. Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов Учитывая Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, одним из основных планируемых направлений повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти Ивановской области является внедрение программно-целевого принципа организации их деятельности путем разработки и утверждения на областном уровне государственных программ Ивановской области (далее - государственные программы). Отдельные общие принципы, заложенные в основу для разработки и реализации государственных программ, на территории Ивановской области уже реализуются в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ. Порядки разработки, утверждения и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ утверждены постановлениями Правительства Ивановской области от 23.04.2008 № 81-п «О Требованиях к содержанию ведомственных целевых программ Ивановской области, Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Ивановской области» и от 23.04.2008 № 77-п «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ивановской области, их формирования и реализации, Порядке проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области». Реализация мероприятий, предусмотренных в рамках действующих региональных целевых программ Ивановской области, соответствует целям и задачам социально-экономического развития Ивановской области. Ведомственные целевые программы Ивановской области формируются главными распорядителями средств областного бюджета как документ, увязывающий бюджетные ассигнования на предоставление конкретной услуги с результатами ее оказания. Программа содержит подробное финансовое обоснование расходов на государственную услугу, определяет цель и перечень мероприятий для достижения указанной цели. Принятый Порядок формирования ведомственных целевых программ позволил добиться их содержательной сопоставимости, поскольку построенные на одном принципе и по одному формату ведомственные целевые программы стали сравнимы друг с другом и обеспечивают текущий учет расходов на оказание государственных услуг посредством присвоения уникальных кодов целевых статей. В Ивановской области принято и реализуется 67 ведомственных целевых программ и 8 долгосрочных целевых программ Ивановской области. В соответствии с утвержденными порядками установлены требования к составлению, процедуре отбора проектов целевых программ, а также определен порядок отбора проектов целевых программ при распределении бюджета принимаемых обязательств. В связи с внедрением в практику бюджетного планирования ведомственных целевых программ значительно сократилось «распыление» ресурсов по большому числу финансируемых целевых программ, и на сегодняшний день значительная часть расходов областного бюджета связана с внедрением бюджетирования, ориентированного на результат. Возросла ответственность главных распорядителей средств областного бюджета за расходованием средств и появилась возможность планирования расходов исходя из их социальной значимости. При этом необходимо признать, что ряд задач, одной из которых является качество составления целевых программ в части увязки целевых показателей, решить не удалось. Качество их составления возросло, но в большинстве случаев еще остается недостаточно высоким, поскольку сохраняется значительное количество корректировок, вносимых в утвержденные целевые программы в течение года, которые в большей степени связаны с перераспределением средств между ними. Внедрение программно-целевых принципов бюджетного планирования путем утверждения государственных программ Ивановской области, совершенствования порядка требований к разработке и отбору региональных программ (обоснование целей, задач и целевых показателей; прогноз расходов бюджета с оценкой влияния на достижение целей и задач, оценка ожидаемой эффективности программы с учетом планируемого вклада результатов в социально-экономическое развитие области) и разработка новой модели индикативного планирования позволят оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета и повысить ответственность органов государственной власти Ивановской области за достигнутые результаты. С учетом Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р общими принципами разработки и реализации государственных программ являются: формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения; охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, находящихся в их распоряжении; проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ; определение исполнительного органа государственной власти, отвечающего за реализацию государственной программы и установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: достижение конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях. На областном уровне система государственных программ должна формироваться исходя из целей, утвержденных в Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года. Увязка стратегических целей и задач будет осуществляться принятием Правительством Ивановской области Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу. Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм будут определяться государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год. В рамках государственных программ решениями Правительства Ивановской области могут быть предусмотрены и приняты выходящие за пределы лимитов бюджетных обязательств расходные обязательства, в результате чего будет возможность заключения долгосрочных государственных контрактов по конкретным проектам или объектам. После внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, для реализации изложенных подходов по разработке и реализации государственных программ Ивановской области потребуется: 1) утверждение порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ивановской области. Анализ действующих порядков разработки, утверждения и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ и при необходимости внесение соответствующих изменений с учетом общих принципов и подходов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»; 2) подготовка и принятие Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу; 3) определение перечня государственных программ Ивановской области (далее - государственная программа) с указанием ответственного исполнительного органа государственной власти Ивановской области за разработку и реализацию государственной программы; 4) определение порядка планирования объемов бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию государственных программ Ивановской области на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом; 5) внесение изменений в постановление Правительства Ивановской области от 22.04.2010 № 116-п «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ивановской области» с учетом новых задач как инструмента управления на областном уровне. VI. Переход к программной структуре расходов бюджетов Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены общие требования к организации бюджетного процесса. Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области и необходимости создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требует изменения порядка составления и утверждения бюджетов и, соответственно, корректировки бюджетной классификации Российской Федерации. В соответствии с принципами разграничения полномочий по регулированию бюджетных правоотношений решение этих вопросов будет осуществляться каждым публично-правовым образованием самостоятельно по мере внесения соответствующих изменений на федеральном уровне в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. При формировании проекта областного бюджета на 2011 - 2013 годы внесены изменения в классификацию расходов бюджета в части отнесения: межбюджетных трансфертов областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджета; в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Ивановской области, физическую культуру и спорт, поддержку средств массовой информации и развитие туризма. Поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены общие требования к организации бюджетного процесса, целесообразность, порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав государственных и муниципальных программ Ивановской области и их подпрограмм, будут определяться по мере внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие данные вопросы. VII. Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения Данное направление программы предполагает продолжение реализации Плана мероприятий по реализации административной реформы в Ивановской области в 2008 - 2010 годах. Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов государственной власти Ивановской области являются: противодействие коррупции и снижение административных барьеров; оптимизация функций и полномочий органов государственной власти Ивановской области; передача функций органов государственной власти Ивановской области, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, созданным для обслуживания названных органов; повышение мотивации руководителей органов государственной власти Ивановской области в отношении оптимизации предельной численности работников названных органов с целью сокращения расходов на их содержание; оптимизация в органах государственной власти Ивановской области соотношения численности государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы; переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами государственной власти Ивановской области в электронной форме. Основная деятельность Правительства Ивановской области будет направлена на оптимизацию функций государственного управления и организационной структуры исполнительных органов государственной власти Ивановской области. По результатам работы проведенного в 2010 году функционального анализа в исполнительных органах государственной власти Ивановской области будут внесены предложения по исключению избыточных и дублирующих функций в указанных органах. Оптимизация функций государственного управления и организационной структуры исполнительных органов государственной власти Ивановской области позволит выстроить эффективную структуру государственного управления в Ивановской области, сократить численность государственных гражданских служащих Ивановской области и расходы на их содержание. Одной из составляющих повышения эффективности выполнения функций исполнительными органами государственной власти Ивановской области является переход на оказание услуг юридически значимых действий органами власти в электронном виде. Работа в данном направлении будет проводиться в рамках утвержденного Плана мероприятий по реализации административной реформы в Ивановской области. В целях реализации вышеуказанных направлений потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты Ивановской области, определяющие структуру, численность и месячный фонд заработной платы по должностным окладам работников указанных органов. Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований Ивановской области является управление собственностью Ивановской области. С целью повышения эффективности управления собственностью Ивановской области предлагается рассмотреть вопрос о возможности предоставления государственного имущества на иных основаниях, кроме существующих права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Бюджетные учреждения, как и автономные учреждения, должны получить возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и доходы, в том числе получая субсидии из бюджетов на оказание государственных услуг Ивановской области с учетом утвержденного государственного задания. Расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает исполнительный орган государственной власти, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения. Для выполнения данных задач предлагается реализация мер по следующим основным направлениям: упорядочение состава имущества публично-правовых образований Ивановской области и обеспечение его учета; инвентаризация объектов собственности Ивановской области, оформление прав на них; создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды имущества Ивановской области; проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда; оптимизация сети государственных унитарных предприятий Ивановской области; совершенствование приватизационных процедур; формирование экономически обоснованной дивидендной политики. VIII. Повышение эффективности предоставления государственных услуг Целями данного направления Программы являются: повышение доступности и качества государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах; создание условий для оптимизации бюджетной сети; развитие материально-технической базы областных государственных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников; внедрение в деятельность областных государственных учреждений элементов конкурентных отношений; привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи: совершенствование правового статуса государственных учреждений; внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг; повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные услуги, для потребителей этих услуг. Основным направлением реструктуризации бюджетного сектора в последние годы являлось сокращение числа бюджетных учреждений за счет организации оказания государственных услуг автономными учреждениями и частными компаниями, эффективность деятельности которых потенциально выше, чем у бюджетных учреждений. На областном уровне создано 9 автономных учреждений. Финансовое обеспечение автономных учреждений осуществляется на основе утвержденных заданий учредителя по оказанию государственных услуг с учетом значений показателей, характеризующих объем оказания государственных услуг Ивановской области. Однако это направление как в Ивановской области, так и в целом в Российской Федерации широкого распространения не получило. Решение вышеперечисленных задач в Ивановской области будет осуществляться, в первую очередь, в рамках принятых Правительством Ивановской области мероприятий по совершенствованию правового положения государственных учреждений Ивановской области в целях выполнения положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В 2011 году установлен переходный период, который позволит областным государственным учреждениям Ивановской области получать финансовое обеспечение в прежнем порядке, при этом доходы учреждений от оказания платных услуг и приносящей доход деятельности не будут зачисляться в бюджет. Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных учреждений Ивановской области будут направлены на повышение эффективности предоставления государственных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. В Ивановской области работа по внедрению новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг Ивановской области проводится с 2007 года. В настоящее время на областном уровне: составлен и утвержден перечень государственных услуг Ивановской области; внедрено бюджетирование наиболее емких по объему расходов государственных услуг Ивановской области через составление ведомственных целевых программ, осуществляется текущий учет расходов бюджета на оказание государственных услуг посредством присвоения уникальных кодов целевых статей каждой целевой программе; разработан и утвержден порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий главными распорядителями средств областного бюджета. Несмотря на достигнутые результаты, в данном направлении все еще сохраняется ряд проблем, требующих решения. Поскольку перечень государственных услуг Ивановской области очень велик, то перечень государственных услуг, в отношении которых составляются ведомственные целевые программы Ивановской области, был ограничен наиболее социально значимыми и бюджетоемкими услугами. Цели и задачи, ставящиеся в ведомственных целевых программах, показатели, применяемые для их обоснования, не всегда увязаны с целями и задачами деятельности субъектов бюджетного планирования и основными направлениями социально-экономического развития Ивановской области, определенными в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. В ряде случаев трудно охарактеризовать на качественном уровне их вклад в достижение целей субъектов бюджетного планирования и в конечном итоге - стратегических целей развития Ивановской области. В резюме большинства ведомственных целевых программ отмечается, что увеличение расходов бюджета на предоставление государственной услуги ведет к улучшению значений показателей объема, качества и доступности государственных услуг, и наоборот. Однако данная зависимость далеко не всегда является прямой и, тем более, пропорциональной. При этом необходимо также отметить, что планирование расходов в настоящее время осуществляется не только исходя из объемов оказываемых услуг, но и необходимости содержания существующих мощностей с применением метода индексации существующих расходов, так как на областном уровне не утверждены нормативы затрат на оказание государственных услуг. Переход к финансовому обеспечению бюджетных учреждений путем предоставления субсидий на оказание государственных услуг потребует совершенствования практики формирования государственных заданий для государственных учреждений, их финансового обеспечения, в том числе путем внедрения в практику бюджетного планирования нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области. В 2010 году подготовлены нормативные правовые акты Ивановской области, определяющие перечень показателей, характеризующих основные направления деятельности субъектов бюджетного планирования, порядок расчетов и установления средних и дифференцированных нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области. При этом предусматривается, что первоначально нормативы затрат на оказание услуг бюджетным учреждением и нормативы затрат на содержание закрепленного за ним имущества на основании утверждаемых Правительством Ивановской области средних нормативов должен определять главный распорядитель средств областного бюджета в отношении каждого бюджетного учреждения исходя из размера бюджетных ассигнований, предусмотренных учреждению по смете. Таким образом, будут созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими более активно внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также появятся возможности и стимулы для исполнительных органов государственной власти Ивановской области по оптимизации учреждений подведомственной сети. Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги: перевести их со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение государственного задания; предоставить право бюджетным учреждениям зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений; исключить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений; расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган государственной власти, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения. Создание нового типа государственных учреждений - казенного учреждения, статус которого, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода существующих бюджетных учреждений в казенные должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав учреждения или положение о нем. В целях повышения открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные услуги, для потребителей этих услуг на областном уровне: разработаны и утверждены стандарты качества государственных услуг Ивановской области; установлен механизм ведомственного контроля за соблюдением стандартов качества государственных услуг Ивановской области и досудебного обжалования нарушений потребителями данных услуг; создан специальный интернет-сайт для размещения информации о государственных услугах, который помимо справочной информации дает возможность оценить качество оказания государственных услуг конкретными организациями и учреждениями, в случае необходимости подать жалобу. В связи с принятием Федерального закона от 27.06.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» меняются содержание и форма утверждения стандартов предоставления государственных услуг. В соответствии с нормами федерального закона стандарты предоставления государственных услуг должны входить в административные регламенты исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем необходимо провести работу по корректировке, а при необходимости - разработке новых, административных регламентов. Для реализации на уровне Ивановской области поставленных целей и задач в части повышения эффективности предоставления государственных услуг Ивановской области потребуется: подготовить в установленные сроки нормативные правовые акты Ивановской области, связанные с совершенствованием правового положения государственных учреждений Ивановской области; проанализировать действующие нормативные правовые акты Ивановской области, определяющие порядок финансового обеспечения государственных услуг Ивановской области, и при необходимости внести изменения, связанные с введением в планирование нормативов финансовых затрат на их оказание; произвести расчеты и подготовить нормативный правовой акт Ивановской области об утверждении средних нормативов затрат на оказание государственных услуг Ивановской области. IX. Развитие информационной системы управления государственными финансами В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Департамента финансов Ивановской области, главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов муниципальных образований Ивановской области, обеспечивающей полный охват бюджетных процессов сектора государственного управления (кроме внебюджетных операций и операций государственных внебюджетных фондов). Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления государственными финансами необходимо: повышать уровень доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого органа государственной власти, их подведомственных учреждений, об их активах и обязательствах в целях обеспечения общественного контроля за эффективностью и результативностью их деятельности путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных государственных услуг, в том числе информации в разрезе долгосрочных и ведомственных целевых программ; обеспечить интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий; создать инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов долгосрочных и ведомственных целевых программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг. В рамках развития информационной системы управления государственными финансами необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз и программных комплексов (планирование бюджета, реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, кассовое исполнение бюджета, формирование консолидированной отчетности по исполнению бюджета и т.д.), разработав процедуры их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов. Для решения поставленных задач планируется реализация следующих мероприятий: развитие официального сайта раскрытия информации о государственных финансах Ивановской области, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ивановской области, являющихся главными распорядителями средств областного бюджета, и финансовых органов муниципальных образований Ивановской области для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности публично-правовых образований; обеспечение модернизации, интеграции и развития функциональности программных комплексов, баз данных и систем автоматизированного ведения бюджетных процессов как комплекса взаимоувязанных компонентов, в том числе для ведения плановых показателей в разрезе бюджетных услуг, мониторинга результативности и эффективности бюджетных расходов, ведения бюджетной отчетности, а также для предоставления соответствующих услуг организациям сектора государственного управления с использованием средств удаленного взаимодействия, в том числе: - разработка алгоритмов и процедур удаленного доступа к базам данных специалистов главных распорядителей средств областного бюджета и муниципальных образований; - разработка процедур обмена файлами между участниками бюджетного процесса бюджета Ивановской области посредством удаленного доступа и защищенного почтового обмена; - разработка процедур накопления и хранения данных в системе единого хранилища с целью проведения многомерного анализа статистической и ведомственной информации для оценки эффективности бюджетных расходов; - разработка алгоритмов и процедур подсистемы формирования и учета государственных заданий на оказание услуг; - повышение уровня компьютерной грамотности и навыков работы с программными комплексами специалистов главных распорядителей средств областного бюджета. Развитие информационной системы управления государственными финансами позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. X. Организация реализации Программы Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках плана мероприятий по реализации Программы (прилагается). Руководство реализацией Программы, а также координацию и контроль за ее реализацией осуществляет Департамент финансов Ивановской области. Приложение к Программе П Л А Н мероприятий по реализации Программы Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы +------------------------+-----------------+-------------+-----------------------+ | Мероприятие | Вид документа | Срок | Ответственные | | | (проект) | исполнения | исполнители | +------------------------+-----------------+-------------+-----------------------+ | Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской | | области | +------------------------+-----------------+-------------+-----------------------+ |1. Оптимизация |внесение |в сроки, |Департамент | |налоговых льгот, |изменений в |установлен- |экономического | |установленных |законы |ные для |развития и торговли | |законодательством |Ивановской |составления |Ивановской области, | |Ивановской области: |области в части |проекта |Департамент финансов | | - оценка |сокращения и |областного |Ивановской области | |эффективности налоговых |отмены |бюджета | | |льгот; |неэффективных | | | | - подготовка |налоговых льгот | | | |предложений по отмене | | | | |неэффективных налоговых | | | | |льгот | | | | +------------------------+-----------------+-------------+-----------------------+ |2. Подготовка проекта |проект закона |II квартал |Департамент финансов | |закона об |Ивановской |2011 г. |Ивановской области | |уполномо-ченном органе |области | | | |по принятию решений о | | | | |предоставлении | | | | |инвестиционного | | | | |налогового кредита по | | | | |региональным налогам и | | | | |налогу на прибыль | | | | |организаций | | | | +------------------------+-----------------+-------------+-----------------------+ |3. Обеспечение усло-вий |проект закона |III квартал |Департамент сельского | |для сохранения объемов |Ивановской |2011 г. |хозяйства и | |производства пива на |области | |продовольствия | |территории Ивановской | | |Ивановской области, | |области с учетом | | |Департамент | |бюджетной эффективности | | |экономического | |прини-маемых мер | | |развития и торговли | |поддержки | | |Ивановской области | +------------------------+-----------------+-------------+-----------------------+ +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |4. Совершенствование |проект закона |II квартал 2011 г. |Департамент финансов | |методики расчета дотаций |Ивановской | |Ивановской области | |на выравнивание |области | | | |бюджетной обеспеченности | | | | |муниципальных | | | | |образований Ивановской | | | | |области | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |5. Совершенствование |проект закона |II квартал 2011 г. |Департамент финансов | |межбюджетных отношений |Ивановской | |Ивановской области | |в направлении создания |области | | | |стимулов для органов | | | | |местного самоуправления | | | | |в увеличении | | | | |собственной доходной | | | | |базы | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |6. Совершенствование |проект |ежегодно до 15 |Департамент внутренней | |методики расчета |постановления |декабря |политики Ивановской | |нормативов формирования |Правительства | |области | |расходов на содержание |Ивановской | | | |органов местного |области | | | |самоуправления | | | | |муниципальных | | | | |образований Ивановской | | | | |области | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ | Государственные программы как инструмент повышения | | эффективности бюджетных расходов | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |1. Утверждение порядка |проект |III квартал 2011 |Департамент | |разработки, реализации и |постановления |г. |экономического развития | |оценки эффективности |Правительства | |и торговли Ивановской | |государственных программ |Ивановской | |области, Департамент | |Ивановской области |области | |финансов Ивановской | | | | |области | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |2. Внесение изменений в |проект |III квартал 2011 |Департамент | |нормативные правовые |постановления |г. |экономического развития | |акты Ивановской области, |Правительства | |и торговли Ивановской | |которыми определены |Ивановской | |области, Департамент | |требования к содержанию |области | |финансов Ивановской | |долгосрочных и | | |области | |ведомственных целевых | | | | |программ Ивановской | | | | |области, порядок их | | | | |разработки, утверждения | | | | |и реализации (при | | | | |необходимости уточнения | | | | |с пунктом 1) | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |3. Создание системы |проект |III квартал 2011 |контрольно-аналитическое | |целевого управления |постановления |г. |управление Губернатора | |регионом |Правительства | |Ивановской области, | | |Ивановской | |Департамент | | |области | |экономического развития | | | | |и торговли Ивановской | | | | |области | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |4. Внесение изменений в |проект закона |ежегодно |Департамент | |Стратегию |Ивановской |III квартал |экономического развития | |социально-экономического |области | |и торговли Ивановской | |разви-тия Ивановской | | |области | |области до 2020 года | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |5. Создание единой |проект |III квартал 2011 |Департамент | |системы целевых |постановления |г. |экономического развития | |индикаторов Ивановской |Правительства | |и торговли Ивановской | |области |Ивановской | |области, исполнительные | | |области | |органы государствен-ной | | | | |власти Ивановской | | | | |области | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |6. Подготовка и принятие |проект |III квартал 2011 |Департамент | |Основных направлений |распоряжения |г. |экономического развития\ | |деятельности |Правительства | |и торговли Ивановской | |Правительства Ивановской |Ивановской | |области | |области, определяющих |области | | | |приоритетные | | | | |социально-экономические | | | | |задачи на среднесрочную | | | | |перспективу | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |7. Определение перечня |проект |I квартал 2012 г. |Департамент | |государственных программ |распоряжения | |экономического развития | |Ивановской области |Правительства | |и торговли Ивановской | |(далее - |Ивановской | |области, Департамент | |государственная |области | |финансов Ивановской | |программа) с указанием | | |области, исполнительные | |ответственного | | |органы государственной | |исполнительного органа | | |власти Ивановской | |государственной власти | | |области | |Ивановской области за | | | | |разработку и | | | | |реалиизацию | | | | |государственной | | | | |программы | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |8. Определение порядка |приказ |в сроки, |Департамент финансов | |планирования объемов |Департамента |установлен- ные |Ивановской области | |бюджетных ассигнований |финансов |для составления | | |областного бюджета на |Ивановской |проекта областного | | |реализацию |области |бюджета на 2013 - | | |государственных программ | |2015 годы | | |Ивановской области на | | | | |среднесрочный период с | | | | |учетом необходимости | | | | |его увязки с бюджетным | | | | |процессом | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |9. Внесение изменений в |проект |II квартал 2011 г. |Департамент | |постановление |постановления | |экономического развития | |Правительства Ивановской |Правительства | |и торговли Ивановской | |области |Ивановской | |области, Департамент | |от 22.04.2010 № 116-п «О |области | |финансов Ивановской | |докладах о результатах | | |области, заместитель | |и основных направлениях | | |Председателя | |деятельности субъектов | | |Правительства Ивановской | |бюджетного планирования | | |области Безниско О.Д., | |Ивановской области» | | |контрольно-аналитическое | | | | |управление Губернатора | | | | |Ивановской области | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |1. Оптимизация функций |проект указа |1 этап - I квартал |управление | |государственного |Губернатора |2011 г. |государственной службы и | |управления и |Ивановской |2 этап - II |кадров аппарата | |организационной |области |квартал 2012 г. |Правительства Ивановской | |структуры исполнительных | |3 этап - |области, | |органов государственной | |II квартал 2013 г. |заинтересованные | |власти Ивановской | | |исполнительные органы | |области | | |государственной власти | | | | |Ивановской области | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |2. Оптимизация |проект указа |1 этап - II |управление | |численности |Губернатора |квартал 2011 г. |государственной службы и | |государственных |Ивановской |2 этап - II |кадров аппарата | |гражданских служащих |области |квартал 2012 г. |Правительства Ивановской | | | |3 этап - |области, | | | |II квартал 2013 г. |заинтересованные | | | | |исполнительные органы | | | | |государственной власти | | | | |Ивановской области | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ | Повышение эффективности предоставления государственных услуг | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |1. Подготовка | |в соответ-ствии с |Департамент финансов | |нормативных правовых | |планом мероприятий |Ивановской области, | |актов Ивановской | |по |Департамент управления | |области, связанных с | |совершен-ствованию |имуществом Ивановской | |совершенствованием | |правового |области, исполнительные | |правового положения | |положения |органы государственной | |государственных | |государст-венных |власти Ивановской | |учреждений Ивановской | |учреждений |области | |области | |Ивановской | | | | |области, | | | | |утвержден- ным | | | | |распоряже-нием | | | | |Правитель-ства | | | | |Ивановской области | | | | |от 20.07.2010 № | | | | |251-рп | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |2. Внесение изменений в |проект |II квартал 2011 г. |Департамент финансов | |действующие нормативные |постановления | |Ивановской области, | |правовые акты Ивановской |Правительства | |Департамент | |области, определяющие |Ивановской | |экономического развития | |порядок финансового |области | |и торговли Ивановской | |обеспечения | | |области | |государственных услуг | | | | |Ивановской области, | | | | |связанные с введением в | | | | |планирование нормативов | | | | |затрат на их оказание | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |3. Осуществление |проект |II квартал 2011 г. |Департамент финансов | |расчетов и подготовка |распоряжения | |Ивановской области | |нормативного правового |Правительства | | | |акта Ивановской области |Ивановской | | | |об утверждении средних |области | | | |нормативов затрат на | | | | |оказание | | | | |государственных услуг | | | | |Ивановской области | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |4. Утверждение методики |правовые акты |II квартал 2011г. |исполнительные органы | |расчета и корректировки |исполнительных | |государственной власти | |дифференцированных |органов | |Ивановской области | |нормативов затрат на |государственной | | | |оказание |власти | | | |соответствующих |Ивановской | | | |государственных услуг |области | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ |5. Осуществление |правовые акты |в сроки, |исполнительные органы | |рас-четов и подготовка |исполнительных |установленные |государственной власти | |ведомственных право-вых |органов |для составления |Ивановской области | |актов исполни-тельных |государственной |проекта областного | | |органов государственной |власти |бюджета | | |власти об утверждении |Ивановской | | | |дифференцированных |области | | | |нормативов затрат на | | | | |оказание | | | | |соответствующих | | | | |государственных услуг | | | | |для поставщиков | | | | |государственных услуг | | | | +-------------------------+-----------------+-------------------+-------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|