Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Ивановской области от 22.12.2011 № 383

 
                      ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22.12.2011                                                       N 383
                              г. Иваново

О  представлении   прокуратуры
Ивановской     области      об
устранении           нарушений
федерального законодательства


     Рассмотрев  представление  прокуратуры  Ивановской   области   об
устранении  нарушений  федерального  законодательства,  выявленных   в
приложении N 4 к решению малого Совета Ивановского  областного  Совета
народных  депутатов  от  11.06.1993   N 138   "Об утверждении   границ
Плесского государственного историко-архитектурного  и  художественного
музея-заповедника, заповедной территории, зоны охраняемого ландшафта и
установлении режимов их охраны и  содержания"  (письмо  от  21.09.2011
N 7-30-2011), с учетом изменений, внесенных  в  представление  письмом
прокуратуры   Ивановской   области    от    23.11.2011    N 7-30-2011,
руководствуясь статьями 26.1, 27  Федерального  закона  от  26.05.1996
N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях  в  Российской
Федерации", Федеральным законом  от  25.06.2002  N 73-ФЗ  "Об объектах
культурного  наследия  (памятниках   истории   и   культуры)   народов
Российской  Федерации",  статьей  5  Закона  Ивановской   области   от
25.07.2002 N 53-ОЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях  на
территории  Ивановской  области",  Законом   Ивановской   области   от
13.07.2007  N 105-ОЗ  "Об объектах  культурного  наследия  (памятниках
истории и культуры) в Ивановской области", учитывая  решение  комитета
Ивановской областной Думы по социальной политике от 22.12.2011 N 19-1,
Ивановская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Представление прокуратуры  Ивановской  области  об  устранении
нарушений федерального законодательства оставить без удовлетворения по
следующим основаниям.
     Довод  о  том,  что  приложение  N 4  к  решению  малого   Совета
Ивановского областного Совета народных депутатов от  11.06.1993  N 138
"Об утверждении   границ    Плесского    государственного    историко-
архитектурного   и   художественного   музея-заповедника,   заповедной
территории, зоны  охраняемого  ландшафта  и  установлении  режимов  их
охраны  и  содержания"  (далее  -  решение  от  11.06.1993  N 138)  не
соответствует  требованиям   Положения   о   зонах   охраны   объектов
культурного  наследия  (памятников   истории   и   культуры)   народов
Российской  федерации,  утвержденного   Постановлением   Правительства
Российской Федерации от  26.04.2008  N 315,  является  необоснованным,
поскольку  ОГУ  "Плесский  государственный  историко-архитектурный   и
художественный музей-заповедник" (далее - Плесский  музей-заповедник),
а также зона охраняемого ландшафта, режим содержания  и  использования
которой установлен приложением N 4 к решению от 11.06.1993  N 138,  не
являются  объектами  культурного  наследия  (памятниками   истории   и
культуры),  в  связи  с  чем  на  них  не  распространяется   действие
указанного Положения.
     Действовавшее  на  момент  создания  Плесского  музея-заповедника
законодательство - Закон СССР от 29.10.1976 "Об охране и использовании
памятников истории и культуры", Закон РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и
использовании памятников истории и  культуры"  -  не  относило  музеи-
заповедники к памятникам  истории  и  культуры  (объектам  культурного
наследия) и не определяло их статус.
     Правовой   статус   музеев-заповедников   определялся    Приказом
Министерства  культуры  Российской  Федерации  от   15.04.1993   N 233
"О продлении срока действия временного  "Положения  о  государственном
историко-культурном музее-заповеднике" (далее - Положение).
     Согласно пункту 1 Положения  государственный  историко-культурный
музей-заповедник  (заповедник)  является  научно-исследовательским   и
научно-просветительным учреждением  культуры,  хранителем  движимых  и
недвижимых  памятников  материальной  и  духовной   культуры   народов
Российской  Федерации,  создается  в  целях  обеспечения  комплексного
сохранения, изучения,  популяризации  и  использования  в  музейных  и
туристско-рекреационных  целях   недвижимых   памятников   истории   и
культуры, представляющих особую историческую, научную,  архитектурную,
художественную,  мемориальную  или   иную   культурную   ценность,   и
обеспечения целостности ансамблей, комплексов памятников, исторической
среды и прилегающих ландшафтов.
     Согласно пункту 4 Положения музей-заповедник имеет  зоны  охраны:
охранную, регулируемой застройки и охраняемого ландшафта, утверждаемые
в установленном порядке.
     Таким образом, действовавшее на момент создания Плесского  музея-
заповедника законодательство относило музеи-заповедники к музеям, а не
к памятникам истории и культуры (объектам культурного наследия).
     В силу требований  действующего  законодательства  ОГУ  "Плесский
государственный   историко-архитектурный   и   художественный   музей-
заповедник"  также   не   является   объектом   культурного   наследия
(памятником  истории   и   культуры),   поскольку   является   музеем-
заповедником (музеем). Согласно статье  26.1  Федерального  закона  от
26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и  музеях  в
Российской   Федерации"   музей-заповедник   -   музей,   которому   в
установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными
на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным
заповедникам,  или   ансамблями.   Согласно   статье   27   указанного
Федерального закона  одной  из  целей  создания  музеев  в  Российской
Федерации   является   обеспечение   сохранности   переданных   музею-
заповеднику объектов культурного наследия и  доступа  к  ним  граждан,
осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов.
В свою очередь, Федеральный закон от 25.06.2002  N 73-ФЗ  "Об объектах
культурного  наследия  (памятниках   истории   и   культуры)   народов
Российской  Федерации"  не  относит   музеи-заповедники   к   объектам
культурного наследия (памятникам истории и культуры) и  не  определяет
их статус. Данный Федеральный закон к  объектам  культурного  наследия
относит  историко-культурные  заповедники.  Однако   Плесский   музей-
заповедник таковым не является.
     В соответствии с распоряжением Правительства  Ивановской  области
от  27.10.2006  N 265-рп  "Об утверждении   перечня   подведомственных
исполнительным  органам  государственной  власти  Ивановской   области
государственных  учреждений  Ивановской   области"   Плесский   музей-
заповедник   является   подведомственным   Департаменту   культуры   и
культурного  наследия   Ивановской   области   областным   учреждением
культуры.
     Включение Указом Президента Российской  Федерации  от  20.02.1995
N 176  в  Перечень  объектов  исторического  и  культурного   наследия
федерального  (общероссийского)  значения  Плесского  государственного
историко-архитектурного   и   художественного   музея-заповедника   не
означает, что он является объектом  культурного  наследия  (памятником
истории  и  культуры).  Государственный  учет  памятников  истории   и
культуры осуществлялся в  порядке,  предусмотренном  Законом  СССР  от
29.10.1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и
Постановлением   Совета   Министров   СССР   от    16.09.1982    N 865
"Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории
и культуры". Данные о постановке Плесского музея-заповедника на учет в
качестве памятника истории и культуры отсутствуют.
     Решением малого Совета  Ивановского  областного  Совета  народных
депутатов от 11.06.1993  N 138  утверждены  границы  Плесского  музея-
заповедника, перечень памятников истории и культуры,  входящих  в  его
состав, режим  содержания  и  использования  данных  памятников  с  их
охранными зонами и, кроме того, зона охраняемого ландшафта на  землях,
прилегающих к городу Плесу, на  территории  Приволжского,  Вичугского,
Заволжского районов Ивановской области. При этом указанный  охраняемый
ландшафт не отнесен к числу памятников истории и культуры либо к  зоне
охраны памятника истории и культуры.
     Правовые основания для признания утратившим силу приложения N 4 к
решению от 11.06.1993 N 138 у Ивановской областной  Думы  отсутствуют,
поскольку нормативные правовые акты, в соответствии с которыми принято
указанное приложение  N 4,  не  действуют  в  связи  с  признанием  их
утратившими силу. В свою очередь, действующее федеральное и  областное
законодательство не наделяет законодательный (представительный)  орган
государственной власти субъекта Российской Федерации  полномочиями  по
разработке  и   утверждению   требований   к   режиму   содержания   и
использования зоны охраняемого ландшафта музея-заповедника.
     Регулирование    деятельности     Плесского     музея-заповедника
осуществляется Правительством  Ивановской  области  в  соответствии  с
требованиями статьи 5 Закона Ивановской области от 25.07.2002  N 53-ОЗ
"О Музейном  фонде  Российской  Федерации  и  музеях   на   территории
Ивановской области".
     2. Предложить Правительству Ивановской области рассмотреть вопрос
о   соответствии   действующему   законодательству   правовых   актов,
устанавливающих  статус  и  регулирующих  деятельность  ОГУ  "Плесский
государственный   историко-архитектурный   и   художественный   музей-
заповедник".
     3. Направить настоящее постановление в  Правительство  Ивановской
области и в прокуратуру Ивановской области.


Председатель                                  
Ивановской областной Думы                                  С.А.Пахомов

Информация по документу
Читайте также