Расширенный поиск
Постановление Правительства Ивановской области от 14.03.2011 № 53-пПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14.03.2011 № 53-п г. Иваново О мерах по повышению качества социального и медицинского обслуживания пожилых людей (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2013 г. N 78-п) В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 27.11.2010 № Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 о принятии региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, Правительство Ивановской области постановляет: 1. Утвердить программу Ивановской области «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста» на 2011 - 2013 годы (далее – Программа) (прилагается). 2. Исполнительным органам государственной власти Ивановской области обеспечить в полном объеме реализацию мероприятий Программы. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области: разработать программы по повышению качества жизни пожилых людей, обратив внимание на создание условий для самореализации пожилых людей в общественных объединениях, организацию их досуга, творческой деятельности, приобщение к физической культуре; принять участие в организации работы межведомственных мобильных бригад для оказания неотложных социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, принять меры для оснащения их транспортом. 4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области Хасбулатову О.А. Губернатор Ивановской области М.А. Мень Приложение к постановлению Правительства Ивановской области от 14.03.2011 № 53-п ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста» на 2011 - 2013 годы ПАСПОРТ программы Ивановской области «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста» на 2011 - 2013 годы |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Программа Ивановской области «Повышение качества | |Программы |жизни граждан пожилого возраста» на 2011 - 2013 годы| | |(далее – Программа) | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Орган управления |Правительство Ивановской области | |Программой | | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Администратор |Департамент социальной защиты населения Ивановской | |Программы |области | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основные |Департамент социальной защиты населения Ивановской | |исполнители |области; | |Программы |Департамент здравоохранения Ивановской области; | | |Департамент образования Ивановской области; | | |Департамент внутренней политики Ивановской области; | | |Департамент экономического развития и торговли | | |Ивановской области; | | |Департамент культуры и культурного наследия | | |Ивановской области; | | |Департамент спорта и туризма Ивановской области; | | |Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации | | |(государственное учреждение) по Ивановской области | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Цель Программы |Формирование организационных, правовых, | | |социально-экономических условий для осуществления | | |мер по улучшению положения и качества жизни пожилых | | |людей, повышению степени их социальной защищенности,| | |активизации участия пожилых людей в жизни общества | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Задачи Программы |Нормативное правовое обеспечение социальной| | |защищенности пожилых людей; | | |укрепление социальной защищенности пожилых людей; | | |развитие частно-государственного и| | |общественно-государственного партнерства в целях| | |государственной поддержки граждан пожилого возраста;| | |укрепление здоровья пожилых людей; | | |оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей; | | |совершенствование социального обслуживания пожилых| | |жителей сельской местности; | | |совершенствование коммуникационных связей и развитие| | |интеллектуального потенциала пожилых людей; | | |организация свободного времени и культурного досуга| | |пожилых людей; | | |кадровое обеспечение деятельности по работе с| | |пожилыми гражданами; | | |научное, научно-методическое и информационное| | |сопровождение Программы | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Сроки реализации |2011 - 2013 годы | |Программы | | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основные |Мероприятия, направленные на: | |мероприятия |- социальную поддержку отдельных категорий пожилых| |Программы |граждан; | | |- укрепление материально-технической базы учреждений| | |социального обслуживания пожилых граждан и| | |инвалидов; | | |- развитие системы услуг по уходу за пожилыми; | | |- расширение практики использования мобильных бригад| | |для оказания неотложных социальных услуг пожилым| | |людям; | | |- развитие социальных предприятий торговли и| | |дальнейшее развитие проекта «социальный дисконт»; | | |- оздоровление пожилых граждан; | | |- поддержание активного образа жизни пожилых| | |граждан; | | |- развитие частно-государственного и| | |общественно-государственного партнерства в целях| | |государственной поддержки граждан пожилого возраста;| | |- повышение доступности граждан пожилого возраста к| | |пользованию персональными компьютерами и сетью| | |Интернет; | | |- совершенствование кадровой работы специалистов| | |учреждений социального обслуживания и| | |здравоохранения | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Объемы и |Финансирование мероприятий Программы осуществляется| |источники |за счет средств областного бюджета и внебюджетных| |финансирования |источников. | |Программы |Объем финансирования на 2011 - 2013 годы составляет| | |932 122,991 тыс. руб., в том числе: | | |1) за счет средств бюджета Ивановской области –| | |928722,991 тыс. руб.: | | |2011 год - 294 960,291 тыс. руб.; | | |2012 год - 306 052,2 тыс. руб.; | | |2013 год - 327 710,5 тыс. руб.; | | |2) за счет внебюджетных источников – 3400,0 тыс.| | |руб. | | |2012 год – 1700,0 тыс. руб.; | | |2013 год – 1700,0 тыс. руб. | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые | 1) Повышение дохода 42% граждан пожилого возраста| |результаты |Ивановской области категорий ветеранов труда,| |реализации |ветеранов труда Ивановской области, получающих меры| |Программы |социальной поддержки за счет средств областного| | |бюджета; | | | 2) приведение состояния зданий и сооружений| | |учреждений социального обслуживания в соответствие с| | |требованиями законодательства; | | | 3) предоставление социальных услуг не менее 85%| | |граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном| | |обслуживании; | | | 4) оказание неотложной социальной помощи 100%| | |граждан пожилого возраста, попавшим в трудную| | |жизненную ситуацию, межведомственными мобильными| | |бригадами, созданными в учреждениях социального| | |обслуживания; | | | 5) обеспечение доступности к информации по| | |актуальным вопросам в сфере социальной защиты| | |населения граждан пожилого возраста посредством| | |предоставления консультативно-информационной услуги| | |«Горячая линия» на 48 телефонах: | | | Департамент социальной защиты населения| | |Ивановской области - 1, | | | территориальные органы Департамента социальной| | |защиты населения Ивановской области – 21, | | | областные государственные учреждения социального| | |обслуживания - 26; | | | 6) предоставление скидок пользователям социальных| | |карт на сумму не менее 14,0 млн. руб. в год; | | | 7) увеличение количества объектов розничной| | |торговли, предоставляющих услуги по социально низким| | |ценам, до 170 единиц; | | | 8) увеличение количества пунктов проката в| | |областных государственных учреждениях социального| | |обслуживания до 10; | | | 9) увеличение количества служб «Социальное такси»| | |в учреждениях социального обслуживания с 2 до 5; | | | 10) проведение социально-медицинской| | |реабилитации, поддержание физического и психического| | |здоровья, продление долголетия около 800 граждан| | |пожилого возраста ежегодно в геронтологическом| | |отделении областного государственного стационарного| | |учреждения социального обслуживания «Дом-интернат| | |для ветеранов войны и труда «Лесное»; | | | 11) охват профилактическими осмотрами не менее| | |98% ветеранов Великой Отечественной войны; | | | 12) организация профилактической работы с 300| | |пожилыми гражданами в профильных школах здоровья на| | |базе учреждений здравоохранения и социального| | |обслуживания; | | | 13) развитие системы услуг по уходу за гражданами| | |пожилого возраста; | | | 14) поддержание здорового образа жизни граждан| | |пожилого возраста путем приобщения их к физической| | |культуре и спорту, реализация потребности пожилых| | |людей в общении, укрепление здоровья, продление| | |жизни посредством организации областных мероприятий;| | | 15) оказание социально-бытовой помощи, духовной| | |поддержки гражданам пожилого возраста волонтерами| | |религиозных организаций, образовательных учреждений,| | |учреждений социального обслуживания; | | | 16) обучение пожилых людей на базе учреждений| | |социального обслуживания и образовательных| | |учреждений основам компьютерной грамотности, навыкам| | |пользования сетью Интернет; | | | 17) организация досуга пожилых граждан,| | |обеспечение их творческой самореализации с помощью| | |клубных объединений на базе областных| | |государственных учреждений социального обслуживания;| | | 18) предоставление скидок пенсионерам на билеты в| | |областные театрально-зрелищные, музейно-выставочные| | |учреждения; | | | 19) привлечение внимания общественности к правам| | |пожилых людей, их роли в обществе, чествование| | |ветеранов труда, долгожителей и других категорий в| | |рамках мероприятий, приуроченных к Дню пожилого| | |человека; | | | 20) повышение уровня профессиональной| | |переподготовки кадров в учреждениях социального| | |обслуживания, учреждениях здравоохранения с целью| | |совершенствования предоставления социальных и| | |медицинских услуг гражданам старшего поколения; | | | 21) повышение престижа профессии социальных| | |работников, проведение областного конкурса «Лучший| | |социальный работник»; | | | | | | 22) проведение научных исследований в интересах| | |пожилых людей | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Организация |Контроль за реализацией Программы осуществляет | |контроля за |Правительство Ивановской области | |исполнением | | |Программы | | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2013 г. N 78-п) 1. Введение Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации (от 27.11.2010 № Пр-3464ГС) и Правительства Российской Федерации (от 06.12.2010 № АЖ-П12-8307). 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Качество жизни пожилых граждан напрямую зависит от состояния здоровья, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению. Доля пожилых людей в демографической структуре России постоянно возрастает. Современная социальная практика показывает, что базовой проблемой для старшего поколения является определенная социальная изолированность, когда с возрастом человек теряет вовлечённость в общественные процессы. В этой связи забота о людях старшего поколения является безусловным государственным приоритетом. Перед обществом и государством стоит задача улучшить условия жизни пожилых граждан в городах и в сельской местности, продлить активное долголетие пожилых людей, сделать так, чтобы люди в преклонном возрасте чувствовали себя вовлечёнными в нормальную жизнь. По предварительным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, численность постоянного населения региона за январь - декабрь 2010 года составила 1058,5 тыс. чел. Чуть более 80% населения проживают в городских поселениях, около 20% - в сельской местности. Отличительными чертами демографической ситуации в 2010 году являлись продолжающийся процесс естественной убыли населения, его «старение». В общей структуре населения Ивановской области третью часть составляют граждане в возрасте старше трудоспособного. Согласно международным критериям население территории считается старым, если удельный вес населения в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. По этому показателю наша область является одной из «старых» в России. В 2010 году в Ивановской области доля жителей в вышеуказанном возрасте составила 15,7%. За последние 5 лет доля населения в возрасте старше трудоспособного увеличилась с 24,5% до 25,4%. Самыми старыми в регионе являются Заволжский и Пучежский муниципальные районы, где доля граждан старше трудоспособного возраста составляет соответственно 31,3 и 32,6% от всего населения. В общей численности населения региона женское население преобладает над мужским и составляет соответственно 591,6 тыс. чел. (55,5%) и 475,0 тыс. чел. (44,5%), а в возрастной группе 65 лет и старше число женщин в 2,6 раза превышает число мужчин. Преобладание в старших возрастах женского населения обусловлено более высокой смертностью мужчин по сравнению с женщинами, а также демографическими последствиями Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Однако с 2005 года средний показатель продолжительности жизни населения Ивановской области постепенно увеличивается (от 62,1 до 66,7 лет). Такая тенденция характерна как для мужского, так и для женского населения. Вместе с тем продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин, и в 2009 году составляла соответственно 73,2 года и 60,3 лет. В Ивановской области проживает 326,98 тыс. пенсионеров. Получателями пенсии по старости являются 278,04 тыс. чел., по инвалидности – 18,14 тыс. чел., по случаю потери кормильца - 10,5 тыс. чел. Социальные пенсии получают 20,32 тыс. граждан. Экономическое положение пожилых граждан складывается из пенсионного обеспечения, реализации льгот и предоставления мер социальной поддержки, профессиональной занятости. В целях повышения общего уровня пенсионного обеспечения и поддержания материального положения граждан с учетом мероприятий, проводимых по реформированию системы мер социальной поддержки, Правительством Российской Федерации ежегодно определяются коэффициенты индексации (увеличения) базовой и страховой частей трудовых пенсий. На начало 2011 года средний размер назначенных пенсий составил 7353,38 руб. (на 24,4% выше, чем на 01.01.2010, - 5912,8 руб.). Средний размер трудовой пенсии по старости составил 7820,5 руб. Средний размер назначенной пенсии в 4 квартале 2010 года составил 163% от величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в регионе. Продолжают трудиться 94,9 тыс. граждан, достигших пенсионного возраста. Количество занятых граждан пожилого возраста за 2010 год увеличилось на 5,1 тыс. чел. В 2010 году в службу занятости населения обратились как ищущие работу 1882 престарелых гражданина, на предложенные вакансии на бесплатной основе трудоустроены 206 человек. В Ивановской области 42% пенсионеров (138 тыс. чел.) имеют статус ветерана труда, ветерана труда Ивановской области, труженика тыла и получают меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета. В 2011 году на эти цели предусмотрено 1,4 млрд. руб. Данные выплаты ежегодно индексируются. В 2010 году федеральная социальная доплата к пенсии производилась 20,6 тыс. неработающим пенсионерам, материальное обеспечение которых было ниже установленного прожиточного минимума. С 2006 года региональным законодательством льготным категориям граждан предоставляется в качестве меры социальной поддержки льготный проезд на транспорте, который с 2009 года осуществляется на основании социальной карты жителя Ивановской области. В 2010 году из областного бюджета на эти цели израсходовано 299,1 млн. руб., в текущем году предусмотрено 333,7 млн. руб. Держатели социальной карты жителя Ивановской области пользуются в рамках проекта «Социальный дисконт» скидками на товары и услуги в ряде предприятий розничной торговли, аптеках, организациях бытового обслуживания. В 2010 году 29 предприятий в рамках проекта предоставили ветеранам скидки на общую сумму 14 млн. руб. В условиях недостаточного платежеспособного спроса с 2009 года в регионе реализуются социальные проекты в сфере потребительского рынка. В целях повышения социальной защищенности граждан, в первую очередь, пожилых и инвалидов, в условиях экономического кризиса в регионе создана сеть социальных магазинов по продаже товаров первой необходимости с минимальной торговой наценкой: на 01.01.2011 в Ивановской области работает 160 социальных магазинов, 2 социальные столовые и 11 объектов службы быта. В 2011 году расширение сети социальных объектов будет продолжено. Медицинское обслуживание гражданам пожилого возраста и инвалидам в Ивановской области предоставляют 59 учреждений здравоохранения, из них 16 – государственных, 43 – муниципальных. Вопросы предоставления качественной медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним по льготам, находятся на постоянном контроле Правительства Ивановской области и Департамента здравоохранения Ивановской области. В соответствии с приказом Департаментов здравоохранения и социальной защиты населения Ивановской области от 25.11.2009 «О проведении углубленного диспансерного обследования участников Великой Отечественной войны» с 01.12.2009 по 30.04.2010 была организована углубленная диспансеризация участников и инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей погибших ветеранов Великой Отечественной войны. Диспансеризация осуществлена в 26 лечебно-профилактических учреждениях Ивановской области и в 13 поликлиниках города Иванова практически на 100%. Получили амбулаторное лечение 99,4% нуждающихся участников Великой Отечественной войны, прошли стационарное лечение 87,2%, обеспечены санаторно-курортным лечением 36,2%. В профильных отделениях областного государственного учреждения здравоохранения «Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн» в 2010 году пролечены 2986 ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе 775 участников и 284 инвалида войны. В 2010 году 4110 участников Великой Отечественной войны, состоящих в региональном регистре льготников, оставили за собой право на получение социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами. В течение года им отпущено лекарственных средств по 17511 рецептам на сумму 6840,7 тыс. руб. В целях решения проблемы получения лекарств ветеранами в Ивановской области в 2010 году в учреждениях здравоохранения введена услуга по доставке лекарственных препаратов, в том числе по бесплатным рецептам инвалидам и участникам войны, а также вдовам погибших по согласованию с ними: данной услугой пользуются граждане 7 муниципальных районов (Кинешемского, Комсомольского, Лухского, Родниковского, Шуйского, Тейковского и Ленинского района города Иванова). В 2010 году была осуществлена доставка лекарственных препаратов по 304 бесплатным рецептам. Социальное обслуживание граждан старшего поколения является одним из основных направлений деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения. В Ивановской области сформирована система социального обслуживания населения, сочетающая различные формы, виды и типы учреждений, которая включает 36 учреждений социального обслуживания, предоставляющих государственные социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. Социальные услуги стандартизированы. Объем средств областного бюджета в 2010 году на эти цели составил 858,4 млн. руб., в 2011 году запланировано 908,8 млн. руб. В регионе посредством предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию ежегодно обеспечиваются: - постоянная посторонняя помощь более 6000 граждан пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях (отделениях); - оздоровительно-реабилитационные мероприятия в геронтологическом отделении более 800 пенсионерам; - проживание и комплексная реабилитация, а также защита прав и интересов более 2300 психически больных граждан в специализированных учреждениях; - социальное обслуживание на дому 7912 престарелых граждан и инвалидов; - специализированное социально-медицинское обслуживание на дому 700 престарелых граждан и инвалидов. В полном (100%) объеме удовлетворена потребность граждан пожилого возраста и инвалидов: - нуждающихся в стационарном обслуживании в домах-интернатах для престарелых и инвалидов; - нуждающихся во временном стационарном обслуживании в отделениях временного проживания областных государственных учреждений социального обслуживания; - нуждающихся в социальном обслуживании в полустационарных условиях; на 97% удовлетворена потребность нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании на дому; на 91,2% обеспечены стационарным социальным обслуживанием граждане пожилого возраста, страдающие хроническими психическими заболеваниями. Приведенный анализ свидетельствует о необходимости строительства в регионе стационарного социального учреждения психоневрологического профиля не менее чем на 200 мест. Все учреждения социального обслуживания являются учреждениями открытого типа. Помещение в учреждения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется с их добровольного согласия, согласия их законных представителей или по решению суда. Стационарное социальное обслуживание пожилых граждан осуществляется в 3 домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 6 психоневрологических интернатах, 24 отделениях временного проживания общей мощностью 4270 мест и включает в себя предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, психологических услуг, организацию медицинского ухода, досуга, защиту прав и интересов граждан. Задача учреждений состоит в том, чтобы обеспечить пожилым гражданам достаточно комфортные и безопасные условия проживания, продлить их активное долголетие и общественно полезную деятельность. В целях повышения качества жизни в областных государственных учреждениях социального обслуживания в период 2006 - 2010 годов построен спальный корпус на 80 мест в областном государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Богородский дом-интернат для престарелых и инвалидов», капитально отремонтированы жилой корпус № 2 в областном государственном учреждении социального обслуживания «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения» и жилой корпус № 3 в областном государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Ивановский психоневрологическиий интернат». Значительные капитальные ремонтные работы проведены в областном государственном стационарном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для ветеранов войны и труда «Лесное». В 2010 году в целях укрепления материально-технической базы областных государственных учреждений социального обслуживания населения реализована социальная программа с софинансированием из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставленный Ивановской области на эти цели, составил 8949,8 тыс. руб. В рамках мероприятий областной адресной инвестиционной программы завершена реконструкция части здания областного государственного учреждения социального обслуживания «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения». Фактическая стоимость реконструкции объекта составила 24,9 млн. руб., в том числе в 2010 году – 9,3 млн. руб. В 2010 году выполнена значительная работа по созданию безопасных условий проживания граждан в государственных учреждениях системы социальной защиты населения. На эти цели направлено более 40,0 млн. руб., в том числе на усиление пожарной безопасности – 36 млн. руб. Учреждения системы социальной защиты населения с круглосуточным пребыванием людей оснащены системами выведения сигналов о срабатывании автоматических установок противопожарной охраны на пульт централизованного наблюдения; первичными средствами пожаротушения и индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания; все жилые корпуса учреждений оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; проживающие маломобильные группы и лежачие больные размещены на первых этажах зданий учреждений, что позволяет минимизировать время эвакуации людей при пожаре; в девятнадцати учреждениях созданы добровольные пожарные дружины из сотрудников, проживающих в непосредственной близости от учреждений, в состав которых вошли более 80 человек. Вместе с тем во исполнение требований пожарной безопасности необходимо продолжить работу (в части помещений предел огнестойкости отделочных материалов, используемых на путях эвакуации, не соответствует требуемым; несоответствие объемно-планировочных решений путей эвакуации современным требованиям и пр.). Также требуется утверждение норм и нормативов по питанию, обеспеченности мягким инвентарем в учреждениях социального обслуживания, оптимальных штатных расписаний по типам учреждений. Однако уровень бюджетной обеспеченности учреждений социального обслуживания не соответствует требованиям стандартов качества предоставления услуг в сфере социальной защиты населения. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Ивановской области организовано в 26 центрах социального обслуживания, 12 из которых являются комплексными. Мощность указанных учреждений позволяет ежедневно получать социальные услуги около 9000 гражданам пожилого возраста и инвалидам. В целом за год социальные услуги предоставляются более 15,5 тыс. чел. Основной формой нестационарного социального обслуживания является предоставление услуг на дому. В отделениях гарантированные государством и дополнительные услуги получают более 8,6 тыс. пожилых граждан. К числу основных гарантированных государством социальных услуг относятся: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом; 2) помощь в приобретении и доставке медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; 3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; 4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; 5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; 6) содействие в организации ритуальных услуг. Перечень дополнительных услуг содержит не менее 30 наименований. Пожилым людям такая форма обеспечивает максимально возможное продление пребывания в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса. На 01.01.2011 очередь граждан, нуждающихся в социальном надомном обслуживании, составила 261 человек. Надомное обслуживание пожилых людей является наиболее экономически эффективным для государства. В нашем регионе надомное обслуживание в среднем в 5,5 раза дешевле стационарного: в 2010 году бюджетные затраты на одного обслуживаемого на дому в среднем составили 2041,4 руб., а в стационарных условиях - 11322,5 руб. в месяц. В структуре областного государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для ветеранов войны и труда «Лесное» с 2006 года действует геронтологическое отделение, предназначенное для проведения в стационарных условиях медико-социальных и реабилитационных мероприятий для граждан пожилого возраста и инвалидов в целях укрепления их здоровья, повышения физической активности, а также нормализации и оптимизации психического статуса. В связи с востребованностью данной услуги неработающими пенсионерами, нуждающимися в комплексной реабилитации и не имеющими финансовой возможности воспользоваться санаторными учреждениями, в 2007 году Департаментом социальной защиты населения Ивановской области за счет внутренних ресурсов системы мощность отделения была увеличена с 40 до 75 мест. В геронтологическом отделении гражданам предоставляются реабилитационные услуги: физиолечение (электросветолечение), парафиноозокеритотерапия, бальнеоводолечение (лечебные ванны, души), ингаляции, лечебная физкультура, в том числе с использованием тренажеров, лечебный массаж, экстренная стоматологическая помощь. О востребованности услуги свидетельствует очередь на 01.01.2011, составляющая 3100 человек. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов на протяжении многих лет работают культурно-бытовые комиссии, в состав которых входят жители социальных учреждений, активно участвующие в общественной жизни дома-интерната, осуществляющие на практике самоуправление. Культурно-бытовые комиссии совместно с администрациями учреждений решают наиболее важные вопросы жизнеустройства граждан: размещение в комнатах с учетом психологических особенностей граждан; совершенствование организации питания через работу общественных кулинарных советов; устройство молельных комнат и взаимодействие со священнослужителями, посещающими социальные учреждения; организация досуга посредством организации и участия в культурных, спортивных мероприятиях, экскурсионных поездках. В 19 областных государственных учреждениях социального обслуживания созданы социальные мобильные бригады с целью оперативного информирования ветеранов, инвалидов, пенсионеров, проживающих в сельской местности, по интересующим их проблемам, оказания помощи в решении социальных, психологических и юридических вопросов. В состав мобильных бригад входят представители администраций муниципальных образований, городских и районных советов ветеранов, специалисты органов и учреждений системы социальной защиты населения, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Планируется увеличение количества мобильных бригад и совершенствование служб срочной социальной помощи на базе учреждений социального обслуживания, включая создание межведомственных бригад неотложной социальной помощи гражданам пожилого возраста. Специалистами областного государственного учреждения социального обслуживания «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» разработана технология «Обучение уходу за престарелыми в городе Иванове». В целях обучения сотрудников современным техникам работы с пожилыми людьми и инвалидами разработана и внедрена программа профессиональной подготовки и переподготовки кадров (далее – программа), составлено и издано учебное пособие «Технологии социальной работы с пожилыми людьми». Программой предусмотрено годичное обучение сотрудников без отрыва от основной работы. Используются индивидуальные и групповые формы обучения. В настоящее время данной технологии обучены около 200 социальных работников. Проводится работа по внедрению данного учебно-профессионального модуля в учреждениях социального обслуживания региона, а также апробация на базе областного государственного учреждения социального обслуживания «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения» нового социального учебного модуля «Школа по уходу за пожилыми людьми для родственников». В 6 учреждениях социального обслуживания в помощь пожилым людям работают пункты проката технических средств реабилитации и ухода за больными. В период 2011 - 2013 годов планируется количество служб проката увеличить до 10. Учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста являются центрами активного долголетия: в них созданы и активно работают 55 клубных объединений различной творческой направленности для старшего поколения. В 2010 году участниками клубных объединений проведено более 650 культурно-массовых мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала, расширение кругозора, информированности пожилых граждан, в которых приняли участие около 9000 человек. Внедрение социального модуля «Библиотека на дому» обеспечивает доставку социальными работниками книг из муниципальных библиотек маломобильным гражданам. Услуга востребована, и планируется ее дальнейшее развитие. На базе областного государственного учреждения Ивановский «Учебно-методический центр информатизации и оценки качества образования» с октября 2010 года организованы курсы обучения пожилых людей навыкам пользования персональными компьютерами и сетью Интернет. В 2011 году в целях обеспечения информационной доступности, социального и психологического самоутверждения пожилых граждан, расширения для них средств общения планируется создание в 10 учреждениях социального обслуживания интернет-клубов. По состоянию на 01.01.2011 в областных государственных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов работают 4442 человека. Из общего количества руководителей и специалистов высшее образование имеют 415 человек, среднее профессиональное - 715, специалистами по социальной работе занято 123 штатные единицы. В соответствии с графиком специалисты областных государственных учреждений социального обслуживания проходят профессиональную переподготовку в средних профессиональных и высших учебных заведениях региона. Кроме того, организована профессиональная переподготовка социальных работников на базе областного государственного учреждения социального обслуживания «Ивановский комплексный центр социального обслуживания населения». С 1994 года в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» проводится подготовка студентов по специальностям «социальная работа», «социология», «психология». Выпуск 2010 года по разным формам обучения составил 77 человек. С 2001 года между Департаментом социальной защиты населения Ивановской области и государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» осуществляется взаимодействие на основании договора о сотрудничестве и совместной деятельности. В соответствии с договором в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» по результатам вступительных экзаменов принимаются лица по рекомендации Департамента социальной защиты населения Ивановской области, осуществляется профессиональная переподготовка специалистов, организуются совместные научно-практические конференции, научные исследования по заказу Департамента социальной защиты населения Ивановской области. В целях совершенствования работы по оказанию социальной и медицинской помощи населению, активизации общественно-государственного партнерства по оказанию социальных и медицинских услуг гражданам пожилого возраста с 2011 года в регионе осуществляется взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения и здравоохранения с Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – Епархия). Со стороны Епархии планируется оказание духовной поддержки и помощи престарелым гражданам и инвалидам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, и гражданам, обслуживаемым на дому социальными работниками. Прорабатывается вопрос о создании на территории Ивановской области Центра координации волонтерской деятельности, одним из направлений которого станет оказание студентами-волонтерами адресной помощи пожилым людям. В 2011 году в регионе планируется проведение областного волонтерского слета «Доброе сердце» и организация летней профильной смены волонтерской направленности, в рамках которой будет осуществляться подготовка добровольцев по оказанию помощи пожилым людям. В настоящее время на базе областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Ивановской области с целью оказания социально-бытовой помощи одиноко проживающим гражданам пожилого возраста функционируют волонтерские отряды. С 2011 года планируется создание волонтерских отрядов в образовательных учреждениях профессионального образования для оказания помощи пожилым одиноким людям. В целях пропаганды здорового образа жизни, приобщения пожилых граждан к физической культуре учреждениями общего и профессионального образования в свободное от учебных занятий время с 2011 года предоставляется возможность использования гражданами старшего поколения спортивных залов, площадок и спортивного оборудования для организации и проведения оздоровительных и спортивных мероприятий. Департаментом спорта и туризма Ивановской области в 2011 году запланировано проведение 6 областных массовых спортивных мероприятий, в которых примут активное участие граждане пожилого возраста. Качество жизни пожилых людей зависит как от состояния здоровья, доступности социальных услуг, психологического и социального статуса, так и от организации досуга, доступа к культурному наследию. Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области и учреждениями культуры организуются продажи билетов на спектакли областных театров по льготным ценам, посещение пенсионерами музейных экспозиций на льготной и бесплатной основе. На базе автономного государственного учреждения Ивановской области «Областной координационно-методический центр культуры и творчества» работает Ивановский городской народный университет «Третий возраст». В структуре муниципального учреждения культуры и образования «Музыкально-эстетический центр «Элита» более 10 лет функционирует школа долголетия «Золотая осень», объединяющая 230 слушателей. Принятие Программы будет способствовать развитию и укреплению межведомственного взаимодействия по решению проблем пожилых граждан посредством реализации совместных мероприятий. 3. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы Цель Программы – формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. На достижение цели направлен комплекс задач: - нормативное правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей; - укрепление социальной защищенности пожилых людей; - развитие частно-государственного и общественно-государственного партнерства в целях государственной поддержки граждан пожилого возраста; - укрепление здоровья пожилых людей; - оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей; - совершенствование социального обслуживания пожилых жителей сельской местности; - совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей; - организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей; - кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами; - научное, научно-методическое и информационное сопровождение Программы. 5. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Объем финансирования на 2011 - 2013 годы составляет 932 122,991 тыс. руб., в том числе: 1) за счет средств бюджета Ивановской области – 928722,991 тыс. руб.; 2011 год – 294 960,291 тыс. руб.; 2012 год – 306 052,2 тыс. руб.; 2013 год – 327 710,5 тыс. руб.; 2) за счет внебюджетных источников – 3400,0 тыс. руб.: 2012 год – 1700,0 тыс. руб.; 2013 год – 1700,0 тыс. руб. 6. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации Управление Программой осуществляет Правительство Ивановской области. Функции администратора возложены на Департамент социальной защиты населения Ивановской области. 7. Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации Программы Для оценки эффективности мероприятий планируемой к реализации региональной Программы разработан комплекс показателей. |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| | Задачи | Качественные и количественные результаты | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |I. Нормативное |Совершенствование региональной нормативной | |правовое обеспечение |правовой базы по вопросам социального | |социальной |обслуживания в соответствии со стандартами | |защищенности пожилых |качества государственных услуг Ивановской | |людей |области в сфере социальной защиты населения | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |II. Укрепление |Предоставление ежемесячных денежных выплат 18000| |социальной |ветеранам труда Ивановской области ежегодно; | |защищенности пожилых |предоставление мер социальной поддержки по| |людей |оплате жилого помещения и коммунальных услуг| | |18000 ветеранам труда Ивановской области| | |ежегодно; | | |обеспечение зубопротезированием (в т.ч. путем| | |ремонта протезов) ежегодно: | | |- 6700 ветеранов труда, | | |- 680 ветеранов труда Ивановской области, | | |- 70 тружеников тыла, | | |- 50 реабилитированных лиц; | | | | | | | | |обеспечение социальной картой ежегодно 13828| | |жителей Ивановской области, имеющих право на| | |предоставление мер социальной поддержки; | | |предоставление социальных услуг не менее 85%| | |граждан пожилого возраста, нуждающихся в| | |социальном обслуживании; | | |оказание неотложной социальной помощи 100%| | |граждан пожилого возраста, попавших в трудную| | |жизненную ситуацию, межведомственными мобильными| | |бригадами, созданными в учреждениях социального| | |обслуживания; | | |увеличение количества пунктов проката в| | |областных государственных учреждениях| | |социального обслуживания до 10, ежегодное| | |предоставление услуги до 800 гражданам пожилого| | |возраста; | | |увеличение количества служб «Социальное такси»| | |учреждений социального обслуживания с 2 до 5; | | |обеспечение доступности к информации по | | |актуальным вопросам в сфере социальной защиты | | |населения граждан пожилого возраста посредством | | |предоставления консультативно-информационной | | |услуги «Горячая линия» на 48 телефонах: | | |Департамент социальной защиты населения | | |Ивановской области - 1, территориальные | | |органы Департамента социальной защиты населения | | |Ивановской области - 21, учреждения социального | | |обслуживания – 26 | (В редакции Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2013 г. N 78-п) |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |III. Развитие |Предоставление скидок на товары и услуги| |частно-государственно|пользователям социальных карт на сумму не менее| |го и |14000,0 тыс.руб. в год; | |общественно-государст|увеличение количества объектов розничной| |венного партнерства в|торговли, предоставляющих услуги по социально| |целях |низким ценам, до 170 единиц; | |государственной |оказание социально-бытовой помощи, духовной | |поддержки граждан |поддержки гражданам пожилого возраста | |пожилого возраста |волонтерами религиозных организаций, | | |образовательных учреждений, учреждений | | |социального обслуживания | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |IV. Укрепление |Проведение социально-медицинской реабилитации,| |здоровья пожилых |поддержание физического и психического здоровья,| |людей |продление долголетия около 800 граждан пожилого| | |возраста ежегодно в геронтологическом отделении| | |областного государственного стационарного| | |учреждения социального обслуживания| | |«Дом-интернат для ветеранов войны и труда| | |«Лесное»; | | |организация профилактической работы с 300| | |пожилыми гражданами в профильных школах здоровья| | |на базе учреждений здравоохранения и| | |социального обслуживания; | | |развитие системы услуг по уходу за гражданами| | |пожилого возраста; | | |ежегодное предоставление услуг 1250 пожилым| | |гражданам, проживающим в отделениях милосердия| | |областных государственных стационарных| | |учреждений социального обслуживания; | | |раннее выявление заболеваний, своевременное| | |оказание медицинской помощи ежегодно более 2000| | |граждан пожилого возраста, проживающих в| | |стационарных учреждениях социального| | |обслуживания; | | |охват профилактическими осмотрами не менее 98%| | |ветеранов Великой Отечественной войны; | | |медицинская реабилитация в центрах| | |восстановительного лечения Ивановской области не| | |менее 25% пожилых лиц от общего количества| | |обратившихся, страдающих хроническими| | |заболеваниями, продление их активного| | |долголетия; | | |обеспечение доставки лекарственных препаратов на| | |дом не менее 9000 пожилых граждан ежегодно; | | |поддержание здорового образа жизни граждан| | |пожилого возраста путем приобщения их к| | |физической культуре и спорту, реализация| | |потребности пожилых людей в общении, укрепление| | |здоровья, продление жизни посредством| | |организации областных мероприятий; | | |проведение медико-социальной экспертизы с | | |использованием электронного документооборота до | | |15% от общего количества обратившихся | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |V. Оптимизация среды|Проведение реконструкции, капитальных и текущих | |жизнедеятельности |ремонтов зданий и сооружений в пяти учреждениях | |пожилых людей |социального обслуживания в целях приведения их | | |состояния в соответствие с требованиями | | |законодательства | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |VI. Совершенствование|Предоставление специалистами, входящими в состав| |социального |мобильных служб, социальной помощи, социальных | |обслуживания пожилых |и социально-бытовых услуг около 5000 граждан | |жителей сельской |пожилого возраста, проживающих в сельской | |местности |местности, ежегодно | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |VII. |Создание интернет-клубов в 10 учреждениях| |Совершенствование |социального обслуживания для обучения граждан| |коммуникационных |пожилого возраста, обслуживаемых областными| |связей и развитие |государственными учреждениями социального| |интеллектуального |обслуживания, навыкам пользования персональным| |потенциала пожилых |компьютером и сетью Интернет, не менее 300| |людей |человек ежегодно; | | |обучение пожилых людей на базе образовательных| | |учреждений основам компьютерной грамотности,| | |навыкам пользования сетью Интернет для| | |обеспечения доступа пожилых граждан к| | |государственным услугам, предоставляемым в| | |электронном виде, осуществления социальной| | |адаптации и полноценной жизни в современном| | |обществе | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |VIII. Организация |Приобщение граждан пожилого возраста к лучшим| |свободного времени и |образцам театрально-зрелищного и концертного| |культурного досуга |искусства, удовлетворение потребностей в| |пожилых людей |сценическом искусстве; | | |приобщение граждан пожилого возраста к| | |историко-культурному наследию России и| | |Ивановского края; | | |ежегодное участие 500 граждан пожилого возраста| | |в творческих объединениях в целях реализации| | |творческого потенциала, потребности в общении; | | |обеспечение потребностей пользователей пожилого| | |возраста в библиотечных услугах свыше 5300| | |человек ежегодно; | | |удовлетворение индивидуальной потребности| | |пожилых людей в общении, приобретение новых| | |личностных и профессиональных навыков и| | |компетенций путем проведения обучающих| | |семинаров, консультаций, тренингов; | | |организация досуга пожилых граждан, обеспечение| | |их творческой самореализации с помощью клубных| | |объединений на базе областных государственных| | |учреждений социального обслуживания; | | | | | |проведение областного смотра творческих| | |коллективов областных государственных учреждений| | |социального обслуживания граждан пожилого| | |возраста; | | |привлечение внимания общественности к правам | | |пожилых людей, их роли в обществе, чествование | | |ветеранов труда, долгожителей и других категорий| | |в рамках мероприятий, приуроченных к Дню | | |пожилого человека | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |IX. Кадровое |Профессиональная переподготовка кадров в| |обеспечение |учреждениях социального обслуживания не менее 50| |деятельности по |специалистов ежегодно; | |работе с пожилыми |проведение областного конкурса «Лучший| |гражданами |социальный работник»; | | |проведение областного конкурса на лучшее| | |учреждение социального обслуживания | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| |X. Научное, |Проведение научно-практической конференции по| |научно-методическое и|проблемам пожилых людей; | |информационное |проведение ежегодных семинаров по проблемам| |сопровождение |пожилых людей; | |Программы |подготовка ежегодной аналитической записки о| | |положении пожилых людей в регионе | |—————————————————————|————————————————————————————————————————————————| Реализация мероприятий Программы позволит сформировать организационные, правовые, социально-экономические условия для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|