Расширенный поиск
Закон Ивановской области от 17.01.1996 № 1-озУтратил силу - Закон Ивановской области от 10.05.2000 г. N 10-оз ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 17.01.96 N 1 г.Иваново О местном референдуме в Ивановской области Принят Законодательным собранием 26 .12.95 года (В редакции Закона Ивановской области от 25.06.96 г. N 27-оз) РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие местного референдума Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, по вопросам местного значения, относящимся к ведению муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Местный референдум наряду со свободными муниципальными выборами является высшим непосредственным выражением власти населения муниципального образования по осуществлению местного самоуправления. Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум 1. На местный референдум могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения муниципального образования: устав муниципального образования; формы осуществления местного самоуправления; структура органов местного самоуправления; строительство социально-культурных и промышленных объектов; запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде; изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности; иные вопросы местного значения, закрепленные в уставе муниципального образования и отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Ивановской области к ведению местного самоуправления. 2. В уставе муниципального образования могут быть определены вопросы местного значения, решение по которым принимается исключительно на местном референдуме. 3. Для выяснения мнения населения муниципальных образований по вопросам объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований, изменения административно-территориальных границ, необходимости введения местных налогов и сборов, отчуждения муниципальной собственности и другим важным вопросам местного значения может проводиться консультативный референдум. Консультативный референдум проводится в порядке, определенном настоящим Законом и уставом муниципального образования. 4. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ивановской области к компетенции органов государственной власти, а также к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления. Статья 3. Обязательность решений местного референдума 1. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами и должностными лицами местного самоуправления. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию в соответствии с уставом муниципального образования входит данный вопрос, обязан в течение 10 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки и принятия данного правового акта, который не может превышать трех месяцев. 2. Решение, принятое на местном референдуме, имеет обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан, и может быть обжаловано в судебном порядке в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении референдума. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено только на местном референдуме либо признано недействительным по решению суда. 3. Результаты, полученные при проведении консультативного референдума, не носят обязательного характера и учитываются органами государственной власти области или органами и должностными лицами местного самоуправления при принятии соответствующих нормативных правовых актов. Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме В местном референдуме имеют право участвовать все граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются. Статья 5. Законодательство о местном референдуме 1. Законодательство о местном референдуме составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"; Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; закон Ивановской области "О местном самоуправлении в Ивановской области"; настоящий закон Ивановской области; другие федеральные законы и законы Ивановской области о местном самоуправлении и избирательных правах граждан. 2. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящим законом. Статья 6. Общие принципы проведения местного референдума 1. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования. 2. Местный референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник местного референдума обладает одним голосом. 3. Гражданин голосует на местном референдуме лично. Участие в местном референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе местного референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Статья 7. Контроль за соблюдением Закона Ивановской области "О местном референдуме в Ивановской области" 1. Контроль за соблюдением настоящего закона осуществляют органы государственной власти Ивановской области и органы местного самоуправления муниципального образования в соответствии с их компетенцией, установленной законами Ивановской области и уставами муниципальных образований. 2. В осуществлении контроля за соблюдением настоящего закона имеют право участвовать уполномоченные представители предприятий, учреждений и организаций, средств массовой информации, общественных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты Законодательного Собрания Ивановской области, депутаты представительного органа местного самоуправления, наблюдатели. Статья 8. Гласность при подготовке и проведении местного референдума 1. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в организации и проведении местного референдума, осуществляется открыто и гласно. 2. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов или иных решений, выносимых на местный референдум, доводятся до сведения населения, в том числе путем опубликования в местных средствах массовой информации (в случае их наличия) в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами. 3. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума. Их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, и получение соответствующей информации в порядке, определенном законодательством о средствах массовой информации. 4. Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков местного референдума, списках граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, о решениях, принятых по вопросам организации и проведения местного референдума, итогах голосования и результатах местного референдума. 5. На заседаниях комиссий по проведению местного референдума вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в установленном настоящим законом порядке, и представители средств массовой информации. 6. В день проведения местного референдума в помещениях участковых комиссий местного референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке, а также представители средств массовой информации. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, а также номера и места нахождения участка местного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок местного референдума не требуется. Наблюдатели вправе: знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; присутствовать при голосовании граждан; присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии местного референдума об итогах голосования; обращаться в участковую комиссию местного референдума с предложениями и замечаниями; обжаловать действия (бездействия) участковой комиссии местного референдума в вышестоящую комиссию по проведению местного референдума. Вмешательство наблюдателей в действия комиссий по проведению местного референдума не допускается. Статья 9. Финансирование местного референдума Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет местного бюджета, в порядке, установленном уставом муниципального образования. В случае, если консультативный референдум проводится по инициативе органов государственной власти области, его финансирование осуществляется за счет средств бюджета Ивановской области. РАЗДЕЛ 2. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 10. Право назначения местного референдума 1. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. 2. С инициативой о проведении консультативного референдума могут выступать Законодательное собрание Ивановской области, глава администрации Ивановской области, органы местного самоуправления. 3. В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не избран, решение о проведении местного референдума вправе принять глава муниципального образования (глава местной администрации) в порядке, установленном настоящим законом. Статья 11. Обязательное назначение местного референдума 1. Органы местного самоуправления, указанные в статье 10 настоящего закона, обязаны назначить местный референдум по требованию установленного уставом муниципального образования числа граждан, проживающих на территории муниципального образования и обладающих избирательным правом, но не менее 5 процентов от числа избирателей муниципального образования. 2. Органы местного самоуправления, указанные в статье 10 настоящего закона, обязаны назначить консультативный референдум с инициативой о проведении которого выступают Законодательное сбрание Ивановской области и (или) глава администрации Ивановской области. Порядок назначения консультативного референдума по инициативе органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования. Статья 12. Порядок реализации гражданами права требования местного референдума 1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно местное отделение общероссийского или областного общественного объединения, местное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в муниципальных выборах, и зарегистрированное в органах юстиции в установленном порядке не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении местного референдума, могут образовать инициативную группу граждан в количестве, предусмотренном в уставе муниципального образования, для организации сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 25.06.96 г. N 27-оз) Граждане реализуют свое право на образование инициативной группы добровольно и самостоятельно. 2. Инициативная группа организует и осуществляет сбор подписей в поддержку инициативы о проведении референдума в соответствии с требованиями настоящего закона и устава муниципального образования. Статья 13. Образование инициативной группы местного референдума 1. В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума и образования инициативной группы могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Общественное объединение принимает решение о необходимости проведения местного референдума и об образовании инициативной группы на собрании (конференции). 2. Инициаторы проведения собрания обязаны в установленный уставом муниципального образования срок уведомить орган местного самоуправления о месте и времени проведения собрания. Статья 14. Порядок регистрации инициативной группы 1. Инициативная группа обращается в соответствующий орган местного самоуправления, определенный в уставе муниципального образования, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы указываются: формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум; фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об инициативе о проведении местного референдума и образовании инициативной группы. 2. Орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего закона, в течение 5 дней с момента получения ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей свидетельство о регистрации и соответствующие удостоверения ее членам. 3. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение органа местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящего закона, устава муниципального образования. Отказ в регистрации инициативной группы по мотивам нецелесообразности не допускается. Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума 1. С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно осуществлять беспрепятственный сбор подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение двух месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. 2. Общий период сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума не должен превышать двух месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы, созданной для сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума по данному вопросу. В случае, если в течение указанного срока не было собрано необходимое число подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума, местный референдум по данному вопросу не проводится. С требованием о проведении местного референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года. 3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (решения), предлагаемого к вынесению на местный референдум. Статья 16. Подписной лист местного референдума 1. В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума (подписном листе) указываются: 1) наименование муниципального образования, в котором проводится сбор подписей граждан; 2) номер регистрационного свидетельства инициативной группы, дата регистрации и наименование органа местного самоуправления, который зарегистрировал инициативную группу; 3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум; 4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дата подписи. 2. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собирающего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. 3. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, указанной в приложении к настоящему закону. Статья 17. Оформление права требования местного референдума 1. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей, и передает экземпляр протокола, пронумерованные и сброшюрованные подписные листы в орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу. 2. Орган местного самоуправления проверяет соблюдение требований настоящего закона при сборе подписей и в течение 5 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением представительному органу местного самоуправления, одновременно информируя об этом инициативную группу. Статья 18. Принятие решения по инициативе о проведении местного референдума 1. Представительный орган местного самоуправления после получения документов об инициативе проведения местного референдума на ближайшем заседании, но не позднее одного месяца, принимает одно из следующих решений: о назначении местного референдума и выносимом на него вопросе (вопросах), дате его проведения и мерах по его обеспечению; об отклонении инициативы о проведении местного референдума в случае: если в представленных документах или при сборе подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума допущены нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", настоящего закона, устава муниципального образования; принятия органом местного самоуправления правового акта или иного решения, предложенного в требовании о проведении местного референдума. 2. В случае отклонения инициативы о проведении местного референдума представительный орган местного самоуправления принимает об этом мотивированное решение. Копия указанного решения направляется инициативной группе. Данная инициативная группа не может выступить повторно с инициативой о проведении местного референдума. 3. Решение, принятое представительным органом местного самоуправления, в пятидневный срок публикуется в местных средствах массовой информации или доводится до сведения населения иным образом. 4. Подписные листы по акту передаются на хранение в орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу, и хранятся в течение 6 месяцев с момента официального опубликования (обнародования) решения референдума или принятия решения об отклонении инициативы о проведении местного референдума. Статья 19. Срок проведения референдума 1. Местный референдум не может проводиться ранее двух месяцев и позднее трех месяцев со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления о его назначении. Срок проведения местного референдума может быть продлен, если в течение ближайших трех месяцев назначены выборы органов государственной власти или местного самоуправления. 2. В период между назначением местного референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в статье 10, не могут выступать с инициативой о проведении нового местного референдума (за исключением консультативного референдума). РАЗДЕЛ 3. ПОДГОТОВКА К МЕСТНОМУ РЕФЕРЕНДУМУ Статья 20. Комиссии по проведению местного референдума 1. Для подготовки и проведения местного референдума в муниципальном образовании образуются следующие комиссии: муниципальная комиссия местного референдума; участковые комиссии местного референдума. В пределах муниципального образования с большим количеством населения по решению выборного органа местного самоуправления могут образовываться территориальные комиссии местного референдума с передачей им отдельных полномочий муниципальной комиссии местного референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 25.06.96 г. N 27-оз) 2. Полномочия комиссий референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума. Статья 21. Образование комиссий местного референдума 1. Муниципальная комиссия местного референдума образуется представительным органом местного самоуправления одновременно с принятием решения о назначении местного референдума в соответствии с уставом муниципального образования. 2. Участковые комиссии местного референдума образуются представительным органом местного самоуправления в срок, установленный уставом муниципального образования, но не позднее 40 дней до дня проведения местного референдума. 3. При определении кандидатур в состав муниципальной комиссии местного референдума, участковых комиссий местного референдума учитываются предложения общественных объединений и организаций, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства, инициативных групп по проведению местного референдума. 4. Председатель, заместитель председателя, секретарь муниципальной комиссии местного референдума и участковой комиссии местного референдума избираются на ее первом заседании из числа членов этой комиссии тайным голосованием. 5. Территориальные комиссии местного референдума образуются в порядке, установленном п.п. 1-4 настоящей статьи. 6. Комиссии по проведению местного референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума. Статья 22. Полномочия муниципальной комиссии местного референдума Муниципальная комиссия местного референдума: обеспечивает на территории проведения местного референдума соблюдение настоящего закона; определяет полномочия территориальных комиссий местного референдума; участвует в образовании участков референдума; организует деятельность участковых комиссий местного референдума; распределяет денежные средства между комиссиями по проведению местного референдума; контролирует обеспечение комиссий по проведению местного референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума; устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий по проведению местного референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума, порядок хранения документации референдума; подводит итоги проведения местного референдума; устанавливает результаты местного референдума, публикует в печати, передает по радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах местного референдума; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по проведению местного референдума и принимает по ним решения; контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления; обеспечивает своевременное издание материалов референдума; содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопросов или иного решения, вынесенного на референдум; обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий местного референдума; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом, законодательством Ивановской области и уставами муниципальных образований. Статья 23. Полномочия участковой комиссии местного референдума Участковая комиссия местного референдума: оповещает население о месте нахождения участковой комиссии местного референдума; составляет списки участников референдума по участку; проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений; оповещает население о дне и месте проведения голосования по вопросам местного референдума; обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; организует на участке голосование в день проведения референдума; производит подсчет голосов и определяет результаты голосования по участку местного референдума; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним необходимые решения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим законом. Статья 24. Статус члена комиссии по проведению местного референдума 1. Члены комиссий по проведению местного референдума, назначенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению местного референдума. 2. Члены комиссий по проведению местного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей комиссии и получать заверенные копии этих документов. 3. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 4. Члену комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на время подготовки и проведения местного референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. 5. Инициативная группа, указанная в статье 12 настоящего закона, после опубликования решения о назначении местного референдума вправе назначить в каждую комиссию по проведению местного референдума по одному члену с правом совещательного голоса. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Статья 25. Участки местного референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. Участки местного референдума образуются органом местного самоуправления по согласованию с муниципальной комиссией местного референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, могут образовываться участки местного референдума. Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков. 2. Каждый участок местного референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии местного референдума, представители общественных организаций, предприятий, учреждений и организаций, инициативных групп по проведению местного референдума, а также средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с формулировкой вопроса или текстом проекта решения (правового акта), вынесенного на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается. Статья 26. Организация работы комиссий по проведению местного референдума 1. Комиссии по проведению местного референдума должны провести свои первые заседания не позднее трех дней с момента их образования. Заседания комиссий по проведению местного референдума являются правомочными, если в них принимает участие большинство от установленного числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий по проведению местного референдума об итогах голосования и о результатах местного референдума, о признании местного референдума несостоявшимся или недействительным принимаются на заседаниях соответствующих комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссий по проведению местного референдума. Решения комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии по проведению местного референдума подписываются председателем и секретарем комиссии. 2. Члены комиссии по проведению местного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено представителем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. 3. Решения комиссии по проведению местного референдума, противоречащие законодательству Российской Федерации и Ивановской области, уставу муниципального образования, либо принятые комиссией с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. 4. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в комиссию по проведению местного референдума в ходе подготовки местного референдума, принимаются в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. Статья 28. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме 1. Списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем. Списки составляются на основе данных, представляемых главой муниципального образования (главой местной администрации). Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество. год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. 2. В списки включаются все граждане Российской Федерации, имеющие избирательное право, на момент составления списков проживающие на территории данного участка в соответствии с федеральным законом, определяющим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список. 3. Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума не позднее чем за тридцать дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами. 4. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. В течение 24 часов участковая комиссия местного референдума обязана проверить заявления и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой комиссии местного референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению местного референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день проведения референдума - немедленно. Решение суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно. Вносить изменения в списки после начала подсчета голосов запрещается. Статья 29. Агитация по вопросам, вынесенным на местный референдум 1. Население муниципального образования, общественные объединения, действующие на территории муниципального образования, вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения местного референдума, "за" или "против" участия в местном референдуме, "за" или "против" вопроса или решения, выносимого на местный референдум. 2. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: органам государственной власти, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; членам комиссий по проведению местного референдума; благотворительным организациям и религиозным объединениям; воинским частям, военным учреждениям и организациям. 3. Агитация прекращается за один день до проведения местного референдума. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению местного референдума, сохраняются на прежних местах. 4. Агитация, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения различных мероприятий (собраний, встреч, с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов; в иных не запрещенных законом формах. 5. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссии по проведению местного референдума, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению местного референдума запрещается. 6. Порядок предоставления эфирного времени для агитации "за" или "против" вынесенного на местный референдум вопроса на каналах государственных (областных) и муниципальных телерадиокомпаний устанавливается муниципальными комиссиями местного референдума по согласованию с избирательной комиссией Ивановской области с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений инициаторов проведения местного референдума. Средства массовой информации, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные или муниципальные органы, предприятия, учреждения и организации либо которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета Ивановской области или бюджета муниципального образования, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса, вынесенного на местный референдум. Статья 30. Бюллетень для голосования на местном референдуме 1. В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего: "за" и "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. При вынесении на местный референдум проекта правового акта представительный орган местного самоуправления решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на референдум проекта правового акта и действующего акта, который предлагается отменить или изменить. Если тексты проектов правовых актов не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка местного референдума для всеобщего ознакомления. Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. 2. Форма и текст бюллетеней для голосования утверждаются комиссией местного референдума. Бюллетени для голосования печатаются не позднее чем за 20 дней до проведения местного референдума по распоряжению муниципальной комиссии местного референдума. 3. Муниципальная комиссия местного референдума обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 3 дня до дня референдума. 4. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 31. Время проведения местного референдума На всех участках местного референдума голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее, чем за 20 дней до дня референдума. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, на которых проголосовали все внесенные в списки граждане. Статья 32. Досрочное голосование Гражданину, который в течение 15 дней до дня проведения местного референдума включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на участок местного референдума, на котором он включен в список для голосования, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно за 15-4 дня путем заполнения бюллетеня в помещении муниципальной комиссии местного референдума, а за 3 дня - в помещении участковой комиссии местного референдума. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену комиссии. Для обеспечения тайны голосования на месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии местного референдума. Статья 33. Голосование в день проведения местного референдума 1. В 8 часов по местному времени в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии местного референдума объявляет участок открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе приступить к голосованию. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и наблюдателей перед началом общего голосования. 2. Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин проверяет правильность произведенной записи серии и номера паспорта или заменяющего его документа и раcписывается против своей фамилии в списке. 3. Каждый гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. 4. Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или наблюдателем. 5. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". 6. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов участковой комиссии местного референдума и наблюдателей. 7. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме, по состоянию здоровья или иным уважительным причинам не могут прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии их письменного или устного заявления обязана обеспечить голосование по месту нахождения этих граждан. В этих целях у участковой комиссии должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии местного референдума. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Статья 34. Подсчет голосов и определение итогов голосования 1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования, и перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол. 2. Подсчет голосов осуществляется членом участковой комиссии с правом решающего голоса и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках, число которых не должно превышать число письменных заявлений граждан, проголосовавших вне помещения для голосования. 3. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией, и недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не поставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Бюллетени неустановленной формы при определении числа граждан, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. 4. Участковая комиссия местного референдума после подсчета голосов заполняет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные: число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно; число бюллетеней для голосования на местном референдуме полученных участковой комиссией; число бюллетеней для голосования на местном референдуме, выданных гражданам на участке референдума; число бюллетеней для голосования на местном референдуме, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно; число бюллетеней для голосования на местном референдуме, поданных гражданами, проголосовавшими на дому; число погашенных бюллетеней для голосования на местном референдуме; число бюллетеней для голосования на местном референдуме, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных бюллетеней для голосования на местном референдуме; число бюллетеней для голосования на местном референдуме, признанных недействительными; число голосов, поданных "за" вопрос, вынесенный на местный референдум; число голосов поданных "против" вопроса, вынесенного на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных против всех вариантов. Протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно. 5. Первый экземпляр протокола, подписанный всеми присутствующими членами участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса, незамедлительно направляется в муниципальную комиссию местного референдума (либо в территориальную комиссию местного референдума). Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями хранится в участковой комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. 6. В случае образования территориальной комиссии местного референдума, указанные комиссии, на основании протоколов участковых комиссий местного референдума об итогах голосования, путем суммирования содержащихся в них данных устанавливают итоги голосования на соответствующей территории. Территориальные комиссии местного референдума составляют протокол об итогах голосования в трех экземплярах, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и число протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования на соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные пунктом 4 настоящей статьи. Протоколы об итогах голосования составляются с соблюдением требований настоящей статьи. Статья 35. Определение результатов местного референдума 1. На основании подлинных протоколов участковых (территориальных) комиссий местного референдума об итогах голосования, путем суммирования содержащихся в них данных муниципальная комиссия местного референдума определяет результаты местного референдума. Суммирование содержащихся в протоколах комиссий по проведению местного референдума данных осуществляют непосредственно члены муниципальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса. 2. Муниципальная комиссия местного референдума признает местный референдум несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. В этом случае местный референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через один год. Консультативный референдум признается состоявшимся независимо от числа граждан, принявших участие в голосовании по вопросу, вынесенному на консультативный референдум. 3. Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. 4. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными, а их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год. 5. О результатах местного референдума муниципальная комиссия местного референдума составляет протокол, который подписывается всеми присутствующими членами муниципальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса. В протокол о результатах местного референдума заносятся суммарные данные всех позиций протоколов об итогах голосования, составленных участковыми (территориальными) комиссиями местного референдума в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 34 настоящего закона. 6. Муниципальная комиссия местного референдума признает результаты местного референдума недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан. 7. В случае признания результатов голосования по какому-либо участку недействительными, муниципальная комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей участковой комиссии местного референдума провести в течение двух недель на данном участке повторное голосование. Статья 36. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме 1. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) муниципальной комиссией местного референдума в местных средствах массовой информации и доводятся до сведения населения не позднее семи дней со дня определения результатов местного референдума. 2. Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) муниципальной комиссией местного референдума, если иной срок не предусмотрен в решении, принятом на местном референдуме. Статья 37. Изменение и отмена решения, принятого местным референдумом Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом местном референдуме. Статья 38. Хранение документации местного референдума 1. Документация участковых (территориальных) комиссий местного референдума, включая бюллетени для голосования и протоколы об итогах голосования, не позднее 10 дней со дня определения результатов референдума передается на хранение в органы местного самоуправления муниципального образования. 2. Документация муниципальной комиссии местного референдума, в том числе протоколы о результатах местного референдума, не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума передается на хранение в органы местного самоуправления муниципального образования. 3. Документация комиссий по проведению местного референдума сдается на хранение в архивные учреждения муниципального образования через год со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Статья 39. Ответственность за нарушение закона о местном референдуме Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в местном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению местного референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. РАЗДЕЛ 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 40. Об осуществлении полномочий комиссий по проведению местного референдума Подготовку и проведение местного референдума при совпадении сроков проведения местного референдума со сроками проведения референдума Ивановской области или Российской Федерации, выборов органов государственной власти Ивановской области или Российской Федерации, органов и должностных лиц местного самоуправления вправе осуществлять соответствующие комиссии по проведению референдума Ивановской области или Российской Федерации, избирательные комиссии по выборам органов государственной власти и местного самоуправления с согласия соответственно Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии Ивановской области, муниципальной избирательной комиссии. Статья 41. Вступление в силу настоящего закона Закон Ивановской области "О местном референдуме в Ивановской области" вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Ивановской области А.Лаптев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|