ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об основах профилактики правонарушений
Принят Ивановской областной Думой 24 июня 2010 года
(В редакции Законов Ивановской области от 29.11.2010 г. N 137-ОЗ;
от 30.12.2010 г. N 164-ОЗ; от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
Настоящий Закон определяет принципы, основные
направления и формы деятельности по профилактике правонарушений.
Статья 1.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе
и правовых актах, издаваемых для его реализации
В настоящем Законе и правовых актах, издаваемых для его реализации,
используются следующие основные понятия:
профилактика правонарушений - система социальных, правовых, педагогических и
иных мер общего и индивидуального характера, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
общая профилактика правонарушений - деятельность по выявлению и устранению
причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, правовому
воспитанию граждан. (В редакции Закона Ивановской области от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
Иные понятия и термины, используемые в
настоящем Законе, применяются в значениях, определенных федеральным
законодательством и законодательством Ивановской области.
Статья 2.
Основные задачи профилактики правонарушений
Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений являются:
1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от
противоправных действий (бездействия);
2) предупреждение правонарушений, выявление и устранение причин и условий,
способствующих их совершению;
3) индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с отклонениями в
поведении;
4) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение
правонарушений;
5) снижение уровня преступности в Ивановской области;
6) проведение единой политики в сфере профилактики правонарушений;
7) обеспечение участия граждан в профилактике правонарушений;
8) воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка;
9) содействие ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
10) обеспечение защиты прав и законных
интересов несовершеннолетних.
Статья 3.
Основные принципы профилактики правонарушений
Деятельность по профилактике правонарушений
основывается на принципах соблюдения и защиты прав и свобод человека и
гражданина, законности, демократизма, гласности, гуманизма, уважения личности,
государственной поддержки и принципах деятельности по профилактике
правонарушений, установленных федеральным законодательством.
Статья 4.
Объекты профилактической деятельности
Объектами профилактической деятельности являются:
1) причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
2) лица, в отношении которых законами установлен контроль или приняты меры к
соблюдению ими установленных ограничений;
3) (Исключен - Закон Ивановской области от 29.11.2010 г. N 137-ОЗ)
Статья 5.
Органы и учреждения (субъекты) системы
профилактики правонарушений и координация
их деятельности
Деятельность по профилактике правонарушений
осуществляется органами государственной власти Ивановской области,
учреждениями, организациями и гражданами при взаимодействии с территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными и иными
органами, осуществляющими деятельность на территории Ивановской области, в
пределах своей компетенции.
Статья 6.
Полномочия Ивановской областной Думы
в сфере профилактики правонарушений
К компетенции Ивановской областной Думы в сфере
профилактики правонарушений относится принятие законов Ивановской области,
направленных на профилактику правонарушений.
Статья 7.
Полномочия Правительства Ивановской области в сфере
профилактики правонарушений
Правительство Ивановской области:
1) принимает нормативные правовые акты в сфере профилактики правонарушений и
обеспечивает их выполнение;
2) реализует меры общей профилактики правонарушений;
3) (Исключен - Закон Ивановской области от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
4) координирует и осуществляет методическое обеспечение деятельности
подведомственных исполнительных органов государственной власти Ивановской
области по профилактике правонарушений;
5) осуществляет сбор, хранение, обработку информации по профилактике
правонарушений и на основе анализа указанной информации принимает меры,
направленные на повышение эффективности деятельности по профилактике
правонарушений;
6) осуществляет информирование населения о мерах, принимаемых в области
профилактики правонарушений;
7) в сфере социальной защиты населения принимает меры по:
- предоставлению социальных услуг лицам, находящимся в социально опасном
положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании обращений указанных
лиц либо по инициативе субъектов системы профилактики правонарушений;
- выявлению лиц, находящихся в социально опасном положении, а также семей,
члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществлению социальной
реабилитации этих лиц, оказанию им необходимой помощи;
- участию в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической
работе с лицами, нуждающимися в социальной помощи, в том числе путем
организации их досуга, развития творческих способностей в клубах по интересам,
созданных в учреждениях социального обслуживания, а также содействию в
организации оздоровления и отдыха лиц, нуждающихся в помощи;
- предоставлению временного приюта лицам без определенного места жительства;
- осуществлению социально-бытового, социально-медицинского и иного
обслуживания лиц без определенного места жительства;
- осуществлению нестационарного социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а
также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения
родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), в том
числе полустационарного социального обслуживания указанных категорий населения,
за исключением лиц, находящихся в государственных полустационарных учреждениях
социального обслуживания; (В редакции Закона Ивановской области от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
- осуществлению стационарного обслуживания детей с ограниченными
возможностями, безнадзорных детей, беспризорных детей, детей, подвергшихся
насилию в семьях, оказавшихся в социально опасном положении;
- предоставлению социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в
социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
8) в сфере культуры и спорта принимает меры по привлечению лиц, находящихся
в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических,
спортивных и других клубах, кружках, секциях, приобщению их к ценностям
отечественной и мировой культуры;
9) в сфере молодежной политики принимает меры по:
- оказанию содействия детским и молодежным общественным объединениям, социальным
учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых
связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений;
- разработке и реализации программ воспитательного сопровождения, социальной
реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и
защите их социально-правовых интересов;
- предоставлению социальных, правовых и иных услуг несовершеннолетним;
10) в сфере здравоохранения принимает меры по:
- ведению пропаганды здорового образа жизни, формированию установки на
здоровый образ жизни, отказ от факторов, пагубно влияющих на здоровье
(употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических веществ, других
психоактивных веществ и табака);
- оказанию наркологической, психологической и психиатрической помощи,
лечебно-профилактической и реабилитационной помощи лицам с психическими и
поведенческими нарушениями;
- оказанию специализированной диагностической и лечебновосстановительной
помощи лицам, имеющим поведенческие нарушения;
- осуществлению медицинского обследования лиц в целях выявления фактов
употребления наркотических средств, психотропных веществ, алкоголя, других
психоактивных веществ и интоксикации (опьянения) ими;
- осуществлению диагностики, диспансерного наблюдения, стационарного и амбулаторного
лечения, медико-психологической реабилитации больных, страдающих
наркологическими и психическими заболеваниями;
- осуществлению анализа заболеваемости
населения на основе государственных статистических форм наблюдения (учета)
больных на территории Ивановской области;
11) осуществляет иные
полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством. (Дополнен
- Закон Ивановской области от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
Статья 8.
Участие граждан в профилактике правонарушений
1. Граждане на добровольной основе участвуют в профилактике правонарушений в
индивидуальной и коллективной формах.
2. Индивидуальное участие граждан в профилактике правонарушений выражается в
следующих формах:
пропаганда правовых знаний;
оказание содействия организациям в применении мер индивидуальной
профилактики;
участие в осуществлении профилактики правонарушений в соответствии с
федеральным законодательством.
3. Коллективное участие граждан в осуществлении профилактики правонарушений
выражается в следующих формах:
деятельность общественных объединений, уставные цели и задачи которых
предусматривают оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении
правопорядка;
деятельность молодежных организаций, созданных на
базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования, и деятельность кружков, секций, студенческих
отрядов; (В редакции Закона Ивановской области от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
деятельность иных организационных форм в
соответствии с федеральным законодательством.
Статья 9. Меры
общей профилактики правонарушений
Мерами общей профилактики правонарушений являются:
выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их
совершению;
правовое воспитание граждан и информирование населения, а также
руководителей организаций о формах и методах защиты от противоправных
посягательств;
иные меры общей профилактики в соответствии с
настоящим Законом.
Статья 10.
Выявление и устранение причин правонарушений
и условий, способствующих их совершению
Органы государственной власти Ивановской
области, учреждения, организации, а также граждане, осуществляющие или
участвующие в профилактике правонарушений на территории Ивановской области, в
пределах своей компетенции принимают меры к выявлению и устранению причин
правонарушений и условий, способствующих их совершению, вызванных
неблагоприятными факторами нравственного формирования личности, деятельностью
других юридических и физических лиц (граждан), иными обстоятельствами и
ситуациями.
Статья 11.
Правовое воспитание граждан
1. Правовое воспитание граждан представляет собой целенаправленную
систематическую деятельность по формированию правового сознания и правовой
культуры граждан.
2. Правовое воспитание населения проводится органами,
организациями и учреждениями, осуществляющими профилактическую
деятельность, путем применения различных мер образовательного, информационного
и организационного характера посредством проведения семинаров, лекций, бесед,
социологических исследований, издания научно-популярной литературы, создания
радио- и телепередач, выпуска тематических фильмов, осуществления иных форм
разъяснительной работы и правовой пропаганды среди населения. (В редакции Закона
Ивановской области от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
Правовое воспитание осуществляется также в
рамках дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных
организациях, деятельности средств массовой информации и правового
просвещения населения. (В редакции Закона Ивановской области от 04.02.2015 № 5-ОЗ)
Статья 12. Меры
профилактики правонарушений
Мерами профилактики правонарушений являются:
профилактическая беседа;
социальная адаптация, в том числе содействие в трудоустройстве,
восстановлении утраченных документов, оказание психологической помощи;
иные меры профилактики в соответствии с
полномочиями субъектов профилактики правонарушений.
Статья 13.
Профилактическая беседа
1. Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу его ответственности
перед обществом и государством, социальных и правовых последствий продолжения
противоправного поведения, а также убеждении в необходимости следовать
установленным нормам поведения.
2. В ходе беседы лицо, к которому применяется данная мера, предупреждается о
необходимости прекращения противоправного поведения.
3. Профилактическая беседа проводится по месту:
работы лица, в отношении которого осуществляется индивидуальная профилактика
правонарушений;
учебы лица, в отношении которого осуществляется индивидуальная профилактика
правонарушений;
нахождения лица, в отношении которого осуществляется индивидуальная
профилактика правонарушений;
совершения правонарушения.
Статья 14.
Социальная адаптация
Социальная адаптация граждан осуществляется в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством Ивановской области в сфере социального
обслуживания населения.
Меры социальной адаптации осуществляются в
отношении граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, граждан без
определенного места жительства и определенных занятий, освобожденных из мест
лишения свободы, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
безнадзорных несовершеннолетних и иных лиц, нуждающихся в социальной адаптации
и указанных в настоящем Законе.
Статья 15.
Категории лиц, в отношении которых применяются
меры профилактики правонарушений
1. Исполнительные органы государственной власти Ивановской области,
определенные указами Губернатора Ивановской области, организации, а также
граждане применяют меры профилактики правонарушений в отношении лиц:
без определенного места жительства;
употребляющих одурманивающие вещества, наркотические средства или психотропные
вещества без назначения врача либо систематически употребляющих алкогольную и
спиртосодержащую продукцию;
совершивших административное правонарушение при установленных
законодательством обстоятельствах, отягчающих ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям,
предусмотренным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от
наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не
снята или не погашена;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам
или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
(Исключен - Закон Ивановской области от 30.12.2010 г. N 164-ОЗ)
2. Сведения о наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей
статьи, должны быть подтверждены одним из следующих документов:
приговор, определение или постановление суда;
постановление следователя, органа дознания или начальника органа внутренних
дел;
(Исключен - Закон Ивановской области от
29.11.2010 г. N 137-ОЗ)
Сведения о лицах без определенного места
жительства, безнадзорных несовершеннолетних, а также употребляющих
одурманивающие вещества, наркотические средства или психотропные вещества без
назначения врача либо систематически употребляющих алкогольную и
спиртосодержащую продукцию могут поступать от организаций, граждан и их
объединений.
Статья 16.
Основания применения мер профилактики
правонарушений
1. Основаниями применения мер профилактики правонарушений в отношении
граждан являются факты противоправного поведения лиц, указанных в части первой
статьи 15 настоящего Закона.
2. Информация о фактах противоправного поведения направляется руководителям
организаций по месту работы или учебы лиц, в отношении которых осуществляется
предупреждение правонарушений, для применения мер профилактического
воздействия, а также для устранения причин и условий, способствующих такому
поведению, в порядке, установленном законодательством. (В редакции Закона
Ивановской области от 29.11.2010 г. N 137-ОЗ)
3. Информация о лицах без определенного места
жительства, а также употребляющих одурманивающие вещества, наркотические
средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически
употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию направляется в органы
внутренних дел, социальной защиты населения либо в общественные и иные
организации, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке и (или) реабилитации
этих лиц.
Статья 17.
Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального
опубликования.
2. Правительству Ивановской области привести
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Губернатор
Ивановской области М.А.МЕНЬ
г. Иваново
12 июля 2010 г.