Расширенный поиск
Закон Ивановской области от 26.11.2009 № 130-ОЗ
ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ (В редакции Законов Ивановской области от 10.12.2009 г. N 133-ОЗ; от 29.01.2010 г. N 1-ОЗ; от 16.11.2010 г. N 132-ОЗ; от 10.06.2011 г. N 68-ОЗ; от 11.10.2011 г. N 97-ОЗ; от 27.10.2011 г. N 105-ОЗ; от 27.06.2012 г. N 46-ОЗ; от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ; от 30.04.2013 г. N 25-ОЗ; от 13.06.2013 г. N 38-ОЗ; от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ; от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ; от 19.12.2014 № 111-ОЗ; от 08.04.2015 № 26-ОЗ; от 06.05.2016 № 25-ОЗ; от 01.06.2016 № 39-ОЗ; от 15.12.2016 № 119-оз; В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом Ивановской области настоящий Закон определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в муниципальных выборах в Ивановской области, а также порядок подготовки и проведения указанных выборов. Глава 1. Общие положения Статья 1. Пределы действия настоящего Закона 1. Настоящий Закон имеет прямое действие при проведении муниципальных выборов в Ивановской области и применяется на всей территории Ивановской области. 2. Настоящим Законом определяются гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в муниципальных выборах в Ивановской области, а также порядок подготовки и проведения указанных выборов. 3. Правовую основу назначения, подготовки и проведения муниципальных выборов в Ивановской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), другие федеральные законы, Устав Ивановской области, настоящий Закон, другие законы Ивановской области, постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Избирательной комиссии Ивановской области, другие нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. 4. Если нормы настоящего Закона вступят в противоречие с нормами Федерального закона, то применяются нормы Федерального закона. Статья 2. Основные термины и понятия 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". 2. Муниципальные выборы в Ивановской области - это выборы депутатов представительных органов поселений, муниципальных районов и городских округов и выборных должностных лиц местного самоуправления в Ивановской области. Статья 3. Принципы проведения муниципальных выборов 1. Депутаты представительных органов муниципальных образований (далее также - депутаты), выборные должностные лица местного самоуправления в Ивановской области (далее также - глава муниципального образования или выборное должностное лицо) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В случае образования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования избирательных округов с разным числом мандатов в каждом из них у избирателя должно быть число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Участие гражданина Российской Федерации в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в муниципальных выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. 2. Выборы депутатов, глав муниципальных образований являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные федеральными законами, настоящим Законом, уставами муниципальных образований. 3. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. 4. Иностранные граждане, за исключением случая, установленного настоящим пунктом, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях. Участие в избирательных кампаниях указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом. (В редакции Закона Ивановской области от 08.04.2015 № 26-ОЗ) 5. Обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение муниципальных выборов: 1) организующие выборы избирательные комиссии муниципальных образований; 2) на выборах по (многомандатным) избирательным округам депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов окружные избирательные комиссии; (В редакции Закона Ивановской области от 08.04.2015 № 26-ОЗ) 3) участковые избирательные комиссии. Избирательная комиссия Ивановской области обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав на муниципальных выборах, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Законом Ивановской области от 13.07.2007 N 98-ОЗ "О системе избирательных комиссий в Ивановской области", Законом Ивановской области от 20.05.1999 N 18-ОЗ "Об Избирательной комиссии Ивановской области", настоящим Законом. Порядок формирования, статус, полномочия, организация деятельности и статус членов иных избирательных комиссий регулируются Федеральным законом, Законом Ивановской области от 13.07.2007 N 98-ОЗ "О системе избирательных комиссий в Ивановской области", настоящим Законом. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Статья 4. Виды избирательных систем при
проведении муници- 1. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Вид избирательной системы, применяемой при формировании выборного органа местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящей статьей видами избирательных систем. 2. Если уставом муниципального образования предусмотрено избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах, выборы главы муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам). (Исключен - Закон Ивановской области от 29.01.2010 г. N 1-ОЗ) 3. Выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться: 1) по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам); 2) по пропорциональной избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, распределение депутатских мандатов осуществляется между закрытыми списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями по единому избирательному округу, пропорционально полученному числу голосов избирателей); 3) по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, часть депутатов от их установленной численности избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, остальные депутатские мандаты распределяются по пропорциональной избирательной системе). 4. Выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного поселения проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (далее - мажоритарная избирательная система). Выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального района и городского округа проводятся по смешанной избирательной системе. (В редакции Закона Ивановской области от 10.06.2011 г. N 68-ОЗ) 5. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе количество депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых соответственно по мажоритарной и по пропорциональной избирательным системам, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом. (В редакции Закона Ивановской области от 10.06.2011 г. N 68-ОЗ) 6. Порядок применения видов избирательных систем устанавливается федеральными законами, настоящим Законом. (В редакции Закона Ивановской области от 10.06.2011 г. N 68-ОЗ) Статья 5. Избирательные права граждан
Российской Федерации 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего муниципального образования, имеет активное избирательное право на муниципальных выборах в данном муниципальном образовании. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в муниципальных выборах. Граждане Российской Федерации, являющиеся студентами, обучающимися по очной форме обучения и зарегистрированными по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательной организации), или вынужденными переселенцами, зарегистрированными в пределах территории избирательного округа, имеют активное избирательное право на муниципальных выборах в данном муниципальном образовании. (В редакции Закона Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) 2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях. 3. В органы местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет. 4. Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в осуществлении других избирательных действий граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 5. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. (В редакции Закона Ивановской области от 29.01.2010 г. N 1-ОЗ) 6. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: 1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; (В редакции Закона Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) 1.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; 1.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; (Дополнен - Закон Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) 2) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на муниципальных выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта; (В редакции Закона Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) 3) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на муниципальных выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; 4) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы. (В редакции Закона Ивановской области от 10.12.2009 г. N 133-ОЗ) 6.1. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 6 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах. 6.2. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1, 1.1 и 1.2 пункта 6 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона. 6.3. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 6 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости. (Дополнен - Закон Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) 7. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или главы муниципального образования, если голосование на муниципальных выборах состоится до истечения установленного судом срока. 8. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. 9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 6. Срок полномочий органов местного самоуправления 1. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов и депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье октября. (В редакции Законов Ивановской области от 10.12.2009 г. N 133-ОЗ; от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) 2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного уставом муниципального образования срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. (В редакции Закона Ивановской области от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) Статья 7. Назначение муниципальных выборов 1. Муниципальные выборы назначаются представительными органами муниципальных образований. Решение о назначении муниципальных выборов оформляется правовым актом представительного органа муниципального образования. Выборы в представительный орган вновь образованного муниципального образования назначаются избирательной комиссией вновь образованного муниципального образования, сформированной Избирательной комиссией Ивановской области, либо территориальной избирательной комиссией, на которую в установленном порядке возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования. 2. Днем голосования на муниципальных выборах является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий органов местного самоуправления или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящей статьи. Выборы в представительный орган вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. (В редакции Законов Ивановской области от 10.12.2009 г. N 133-ОЗ; от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) (Исключен - Закон Ивановской области от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) 3. В случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность представительного органа муниципального образования, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. 4. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября. (В редакции Законов Ивановской области от 10.12.2009 г. N 133-ОЗ; от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) 5. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. 6. Если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 5 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов. 7. Если избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 6 настоящей статьи срок выборы в орган местного самоуправления либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, Ивановский областной суд по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора в соответствии с федеральным законом может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган, а в случае его отсутствия соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Избирательную комиссию Ивановской области обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных Федеральным законом, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются Избирательной комиссией Ивановской области. 8.(Утратил силу - Закон Ивановской области от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) Статья 8. Подготовка и проведение муниципальных выборов Подготовка и проведение муниципальных выборов, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав осуществляются избирательными комиссиями в соответствии с настоящим Законом в пределах компетенции, установленной Федеральным законом, Законом Ивановской области от 13.07.2007 N 98-ОЗ "О системе избирательных комиссий в Ивановской области", Законом Ивановской области от 20.05.1999 N 18-ОЗ "Об Избирательной комиссии Ивановской области". Статья 9. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением муниципальных выборов, публикуются либо доводятся до сведения избирателей иным путем в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, другими законами Ивановской области. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства. (В редакции Закона Ивановской области от 16.11.2010 г. N 132-ОЗ) 2. На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами. (В редакции Закона Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 2.1. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.2 настоящей статьи. 2.2. На заседаниях комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 8.2 настоящей статьи. (Дополнен - Закон Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 3. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 2 и 2.2 настоящей статьи, а также наблюдатели. (В редакции Законов Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ; от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 4. При проведении муниципальных выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов, могут быть назначены в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона. (В редакции Закона Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 5. Наблюдатели вправе присутствовать в участковых и иных избирательных комиссиях при проведении ими голосования (в том числе досрочного голосования), установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. (В редакции Закона Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) 6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Наблюдатель вправе представить избирательной комиссии номер своего контактного телефона, который должен быть внесен в сведения о лицах, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов. (В редакции Закона Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 6.1. Избирательное объединение, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. (Дополнен - Закон Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 7. Направление, указанное в пункте 6 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящей статьи. Установление иных, кроме указанных в Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается. (В редакции Закона Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 8. Права наблюдателя и запреты для наблюдателя устанавливаются пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона. 8.1. Представители средств массовой информации, указанные в пункте 2.2 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии. 8.2. Для осуществления полномочий, указанных в пунктах 2.2, 3, 8.1 настоящей статьи, представители средств массовой информации аккредитуются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Избирательной комиссией Ивановской области. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования). 8.3. Аккредитованный в соответствии с пунктом 8.2 настоящей статьи представитель средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании) соответствующей информации. (Дополнен - Закон Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 9. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий, выдаваемых лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также наблюдателям, производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей избирательной комиссии. Глава 2. Избирательные участки. Списки избирателей Статья 10. Составление списков избирателей 1. В целях реализации прав избирателей соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. 2. Списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 11 дней до дня голосования; списки избирателей по избирательным участкам, образованным в труднодоступной или отдаленной местности, на территории воинской части, составляются участковой избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день формирования участковой избирательной комиссии. Списки избирателей составляются на основании представляемых уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума. (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ) 3. Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа. Сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания, представляет в избирательную комиссию руководитель организации, в которой избиратель временно пребывает. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования сразу после назначения дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующую участковую избирательную комиссию сразу после образования данной участковой избирательной комиссии. Сбор, уточнение и представление сведений об избирателях осуществляются в порядке, установленном Избирательной комиссией Ивановской области. (В редакции Законов Ивановской области от 19.12.2014 № 111-ОЗ; от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 4. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании данных, представляемых руководителем соответствующего учреждения, в котором избиратель временно пребывает. При этом сообщения о факте включения указанных избирателей в список избирателей по месту временного пребывания избирателей направляются в избирательную комиссию муниципального образования для последующего исключения таких избирателей из списка избирателей соответствующего участка, где данные избиратели включены в список избирателей по месту жительства. 4.1.(Утратил силу - Закон Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ) 5. В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления, то в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 4 статьи 5 настоящего Закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и настоящим Законом, факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и настоящим Законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. (В редакции Закона Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 6. (Утратил силу - Закон Ивановской области от 27.06.2012 г. N 46-ОЗ) 7. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через избирательную комиссию муниципального образования. Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N " с указанием номера избирательного участка. (В редакции Закона Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 8. Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, или его территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также соответствующих документов, выданных указанными органами. 9. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства (а в случаях, установленных настоящей статьей, - факт нахождения места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка. 10. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках избирательная комиссия муниципального образования до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в списках. 11. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и для проставления подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего бюллетень избирателю. 12. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь организующей выборы избирательной комиссии. На избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей, либо на территории воинской части, либо в труднодоступной или отдаленной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно избирательной комиссии муниципального образования или участковой избирательной комиссии. Порядок и сроки изготовления второго экземпляра списка избирателей, его использования, передачи соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией муниципального образования. 13. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым избирательным комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 10 дней до дня голосования, за исключением списка избирателей избирательного участка, образованного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя. (В редакции Закона Ивановской области от 30.04.2013 г. N 25-ОЗ) 14. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления муниципальных образований, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. 15. Участковая избирательная комиссия за 10 дней до дня голосования, а в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи случае составления списка избирателей позднее этого срока - непосредственно после составления списка избирателей представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. (В редакции Закона Ивановской области от 30.04.2013 г. N 25-ОЗ) 16. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка. 17. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в 3-дневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования немедленно. В случае принятия решения об удовлетворении жалобы (заявления) исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения его печатями этих избирательных комиссий производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей, а также в базе данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее также - ГАС "Выборы") указываются дата исключения гражданина Российской Федерации из списка и причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в пункте 9 настоящей статьи сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке. 18. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. 19. После официального опубликования результатов выборов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей, может использоваться для уточнения сведений об избирателях в регистре избирателей. Статья 11. Образование избирательных округов 1. Выборы главы муниципального образования проводятся по единому избирательному округу. Выборы депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, проводятся по единому избирательному округу. Единый избирательный округ включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования. 2. Для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых по одномандатным или многомандатным избирательным округам, на территории муниципального образования образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка. 3. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Избирательная комиссия муниципального образования определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административнотерриториальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки. (В редакции Законов Ивановской области от 30.04.2013 г. N 25-ОЗ; от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 4. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 3 настоящей статьи. (В редакции Закона Ивановской области от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) 5. При проведении выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования схема избирательных округов определяется и утверждается избирательной комиссией муниципального образования, сформированной Избирательной комиссией Ивановской области, не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, а в случае, если избирательная комиссия муниципального образования сформирована непосредственно перед назначением выборов, то схема избирательных округов определяется и утверждается избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов. 6. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: 1) соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Если при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального района применение положений, содержащихся в первом предложении настоящей части, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования - городского (сельского) поселения, входящего в состав муниципального района, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких городских (сельских) поселений и часть территории другого городского (сельского) поселения, являющихся муниципальными образованиями, входящими в состав муниципального района, отдельные одномандатные избирательные округа могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов; 2) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. 7. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных или многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, учитывается административно-территориальное устройство (деление) Ивановской области, территории муниципального образования. При отнесении той или иной территории к избирательному округу с определенным числом мандатов в целях максимально возможного равенства представительства в представительном органе муниципального образования избирателей, проживающих в различных частях муниципального образования, учитываются следующие объективные критерии: особенности конфигурации территории муниципального образования; границы и география расположения населенных пунктов, хозяйствующих субъектов, избирательных участков; наличие транспортной инфраструктуры, подъездных путей к населенным пунктам, избирательным участкам и пассажирского сообщения; наличие отдаленных территорий с низкой плотностью населения; наличие телефонной связи; особенности организации местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, размеры и границы территорий, микрорайонов, кварталов и улиц. 8. При образовании одномандатных или многомандатных избирательных округов и определении их схемы может использоваться ГАС "Выборы". 9. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных или многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом муниципального образования, избирательной комиссией муниципального образования (если схема избирательных округов утверждена избирательной комиссией) не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. 10. В случае если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений настоящего Закона, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, представительный орган муниципального образования вправе по представлению избирательной комиссии муниципального образования утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Закона, устава муниципального образования. Если соответствующий представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока. (Дополнен - Закон Ивановской области от 30.04.2013 г. N 25-ОЗ) Статья 12. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом. Уточнение перечня избирательных участков и их границ в случаях, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении соответствующих выборов. (В редакции Закона Ивановской области от 19.12.2014 № 111-ОЗ) 2. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией, организующей выборы, на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - по согласованию с вышестоящей комиссией не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. В труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией, организующей выборы, по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной и отдаленной местности. (В редакции Закона Ивановской области от 08.04.2015 № 26-ОЗ) 3. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в этих случаях образуются не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня голосования командирами воинских частей на установленный ими срок по согласованию с соответствующей избирательной комиссией муниципального образования. 4. Информация об избирательных участках, образованных в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, должна быть опубликована избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через 2 дня после их образования, а также доведена до сведения избирателей, которые в день голосования будут иметь право голосовать на них, иными способами. (В редакции Закона Ивановской области от 11.12.2012 г. N 111-ОЗ) Глава 3. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
Статья 13. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования и на должность главы муниципального образования 1. Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, может быть выдвинут кандидатом на должность главы муниципального образования непосредственно, а кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования непосредственно либо в составе списка кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов может производиться со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы избирательных округов. Период выдвижения заканчивается в 18 часов за 45 дней до дня голосования. (В редакции Закона Ивановской области от 16.11.2010 г. N 132-ОЗ) 2. Непосредственное выдвижение кандидата может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. 3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в муниципальных выборах. 4. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования Губернатором Ивановской области, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. 5. При проведении повторных или дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого органа. 6. Не может быть выдвинут кандидатом, включен в список кандидатов гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на муниципальных выборах. 7. Кандидат в депутаты не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением на выборах депутатов представительного органа муниципального образования одновременно по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов. 8. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия муниципального образования была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного уведомления. 9. Политическая партия, ее региональные отделения, иные структурные подразделения не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списка кандидатов, граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. 10. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. В указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона, и их соответствующие структурные подразделения. (В редакции Законов Ивановской области от 11.10.2011 г. N 97-ОЗ; от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) 11.(Исключен - Закон Ивановской области от 10.06.2011 г. N 68-ОЗ) Статья 14. Условия выдвижения кандидатов, списков кандидатов 1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном настоящим Законом порядке. 2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ) 2.1. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; б) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов. (В редакции Закона Ивановской области от 01.06.2016 № 39-ОЗ) 3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные настоящим пунктом. 3.1. При проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: (В редакции Закона Ивановской области от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ) а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. 3.2. Проверка сведений, указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации. 3.3. При проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. (В редакции Закона Ивановской области от 08.05.2014 г. N 29-ОЗ) (Дополнен - Закон Ивановской области от 13.06.2013 г. N 38-ОЗ) 4. Документы, указанные в пунктах 2, 2.1, 3 и 3.1 настоящей статьи, представляются кандидатом (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) лично или могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом. (В редакции Законов Ивановской области от 13.06.2013 г. N 38-ОЗ; от 30.05.2014 г. N 31-ОЗ) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|