Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1526-р

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 9 июня 2020 г. № 1526-р

 

МОСКВА

 

 

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет".

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 830-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 19, ст. 2803).

 

 

Председатель Правительства
Российской Федерации                               М.Мишустин

 

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2020 г. № 1526-р

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Энерджинет"

 

I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")

 

1. Предмет плана мероприятий ("дорожной карты")

 

Настоящий план мероприятий ("дорожная карта") разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Энерджинет" Национальной технологической инициативы (далее - план мероприятий "Энерджинет"), одобренного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Реализация настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") направлена на обеспечение приоритетных позиций российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий "Энерджинет", ключевыми направлениями которого являются развитие и продвижение продукции и услуг в сфере надежных и гибких распределительных сетей, распределенной энергетики (в том числе генерации), потребительских сервисов (в том числе в системе сбыта и трейдинга).

Правовые ограничения в рамках реализации плана мероприятий "Энерджинет" состоят в отсутствии правового и технического регулирования, необходимого для правового обеспечения вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, для реализации новых бизнес-моделей, в отсутствии норм, обеспечивающих условия для разработки и продвижения передовых технологических решений, а также в применении нормативных правовых актов и документов по стандартизации, положения которых не отвечают современным научно-технологическим вызовам и приоритетам научно-технологического развития.

Меры, предусмотренные настоящим планом мероприятий ("дорожной картой"), позволят устранить правовые ограничения для развития новых рынков, возникающих в результате реализации плана мероприятий "Энерджинет", упростить взаимодействие государства и коммерческих организаций, разрабатывающих новые продукты для соответствующих рынков, усилить позиции российских организаций на международном рынке и стимулировать создание новых организаций, функционирующих в рамках ключевых сегментов рынка "Энерджинет".

Ответственными за реализацию мероприятий настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") являются органы исполнительной власти, автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - Агентство стратегических инициатив), акционерное общество "Российская венчурная компания", рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий "Энерджинет" (далее - рабочая группа "Энерджинет") и организация, осуществляющая функции инфраструктурного центра обеспечения реализации плана мероприятий "Энерджинет" (далее - инфраструктурный центр "Энерджинет").

В целях реализации предусмотренных в настоящем плане мероприятий ("дорожной карте") пилотных проектов рабочей группой "Энерджинет" будут разрабатываться и представляться в Министерство энергетики Российской Федерации соответствующие концепции, включающие в том числе перечень нормативных правовых актов, подлежащих принятию или изменению.

Для целей реализации настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") используются следующие понятия:

"активный потребитель" - потребитель, имеющий технологическую возможность регулировать свое электропотребление, а также производить электроэнергию (мощность) на своем генерирующем оборудовании;

"организация - агрегатор спроса и предложения" - организация, обеспечивающая одновременное управление электропотребляющим оборудованием нескольких потребителей и участвующая с их суммарным объемом потребления на оптовом рынке электроэнергии (мощности) и системных услуг;

"распределенные реестры данных" - распределенная база данных, позволяющая хранить данные и обеспечивать их целостность без центрального администратора или централизованного хранилища.

 

2. Цель реализации плана мероприятий ("дорожной карты")

 

Целью реализации настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") является создание условий для вывода на рынок новых продуктов и услуг, выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности и применения новых бизнес-моделей, предусмотренных планом мероприятий "Энерджинет".

Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:

формирование необходимого нормативного правового регулирования, обеспечивающего минимальный необходимый объем норм для вывода на рынок новых продуктов и выхода на рынок субъектов новых видов предпринимательской деятельности, реализации новых бизнес-моделей, а также условия для разработки и продвижения передовых технологических решений в соответствии с планом мероприятий "Энерджинет", устраняющего правовую неопределенность при формировании новых условий регулирования рынка "Энерджинет" и сохранении рационального баланса, позволяющего избежать избыточное регулирование и введение ограничений для создания и развития направлений, формирующихся в результате реализации плана мероприятий "Энерджинет";

корректировка и (или) опережающее принятие новых технических требований (технических регламентов и стандартов), позволяющих, с одной стороны, обеспечить гарантии качества создаваемой продукции и безопасность общества при ее потреблении в целях развития рынка технологий (продуктов, услуг) и обеспечения в перспективе экспорта отечественной продукции и соответствующих технологий, с другой стороны, своевременно устранять правовые ограничения, препятствующие применению новых технологий в сфере реализации плана мероприятий "Энерджинет".

Ожидаемым результатом реализации настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") является разработка необходимого нормативного правового регулирования для:

создания и внедрения новых технологий, продуктов (товаров, услуг) на рынках "Энерджинет", возникающих в результате реализации плана мероприятий "Энерджинет";

расширения количества и улучшения качества услуг в сфере энергоснабжения, оказываемых с применением новых бизнес-моделей;

создания условий для появления и развития активных потребителей (активных энергетических комплексов), организаций-агрегаторов и других сервисных организаций в сфере интеллектуальной энергетики;

создания условий для развития интеллектуальной энергетики на труднодоступных и изолированных территориях;

создания условий для развития рынка систем хранения электрической энергии;

реализации пилотных проектов для отработки сценариев развития новых бизнес-моделей в сфере регулирования электро- и теплоэнергетики.

Реализация настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") будет осуществляться поэтапно с 2020 по 2035 год.

 

II. План мероприятий ("дорожная карта")

 

Наименование
мероприятия

Вид документа

Ожидаемый результат

Срок

Исполнитель
(соисполнители)

Первый этап (2020 год)

1.

Установление технических требований к управляемому соединению активных энергетических комплексов с энергосистемой для пилотных проектовприказ

Минэнерго России

определение технических требований к управляемому соединению активных энергетических комплексов, включая функциональные требования, требования к качеству регулирования внешнего перетока активного энергетического комплекса и к прочим параметрам режима, обеспечивающимся управляемым соединением, требования к безопасности, требования к надежности программно-аппаратного комплекса управляемого соединения, требования к защите информации, требования к местам производства измерений, требования к типу средств измерений

июль

2020 г.

Минэнерго России, Минэкономразвития России с участием рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

2.

Уточнение вопросов применения систем накопления электрической энергии в обращении электрической энергии (мощности) и сопутствующих услугпостановление Правительства Российской Федерациивнесение изменений в том числе в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и иные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения систем накопления электрической энергии (в том числе в составе объектов зарядной инфраструктуры электрического транспорта) и участия субъектов электроэнергетики, владеющих указанными системами, в обращении электрической энергии (мощности), в том числе по вопросам определения условий и порядка технологического присоединения к электрическим сетям систем накопления электрической энергии, определения порядка участия систем накопления в обращении электрической энергии (мощности) в различных секторах оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)

сентябрь

2020 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России,

ФАС России с участием акционерного общества "Российская венчурная компания",

рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

3.

Определение сценарных условий для реализации эксперимента (пилотного проекта) по улучшению надежности и качества электроснабжения потребителей за счет внедрения новых технологий и оптимизации деятельности сетевых организаций на территориях не менее
2 субъектов Российской Федерации
распоряжение Правительства Российской Федерациизакрепление базовых условий для возможности реализации эксперимента (пилотного проекта), включающее:

применение отечественной цифровой техники и технологий для существенного улучшения показателей надежности (не менее чем на 50% относительно показателей, существующих на дату начала пилотного проекта) без увеличения тарифной нагрузки на потребителей (в объемах, не превышающих существующие инвестиционные программы);

внедрение механизма и технологии контроля технологических нарушений электроснабжения потребителей без участия человека;

разработку механизма привлечения инвесторов в электросетевой комплекс в целях повышения уровня надежности и качества электроснабжения, в том числе посредством определения источников возврата инвестиций и возможности сохранения полученной экономии (эффекта) у территориальных сетевых организаций;

определение оптимальных технических решений, улучшающих показатели надежности и мониторинг качества электроснабжения, в целях тиражирования полученного опыта на территории Российской Федерации

июль
2020 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России,

ФАС России
с участием рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

4.

Определение статуса агрегаторов управления спросом на электрическую энергию как субъектов электроэнергетики и участников оптового рынка, включая владельцев систем накопления электрической энергии, и особенностей их участия в купле-продаже электроэнергии (мощности)федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон
"Об электроэнергетике"
обеспечение широкого применения агрегации спроса и предложения в электроэнергетике

сентябрь
2020 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России,

ФАС России с участием акционерного общества "Российская венчурная компания",

рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

5.

Определение и детализация условий участия агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в купле-продаже электроэнергии (мощности)постановление Правительства Российской Федерацииопределение условий работы агрегаторов на рынках электрической энергии (мощности)

ноябрь

2020 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России,

ФАС России с участием акционерного общества "Российская венчурная компания",

рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

Второй этап (2021 - 2023 годы)

6.

Мониторинг реализации мероприятий первого этапа плана мероприятий ("дорожной карты") и подготовка изменений, касающихся второго этапа (2021 - 2023 годы) плана мероприятий ("дорожной карты")распоряжение Правительства Российской Федерацииопределение мероприятий второго этапа плана мероприятий ("дорожной карты"), в том числе анализ результатов реализации пилотных проектов первого этапа плана мероприятий ("дорожной карты");

оценка целесообразности тиражирования опыта, полученного в рамках реализации пилотных проектов первого этапа плана мероприятий ("дорожной карты"), тарифных
и иных социально-экономических последствий

апрель
2021 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России с участием акционерного общества "Российская венчурная компания",

Агентства стратегических инициатив,

рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

7.

Определение правил работы активных энергетических комплексов на рынках электрической энергии (мощности)федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон
"Об электроэнергетике"
обеспечение нормативного регулирования создания, функционирования и развития активных энергетических комплексов в составе Единой энергетической системы России и (или) технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем

декабрь
2023 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России,

ФАС России с участием рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

8.

Утверждение технических требований к управляемому соединению активных энергетических комплексов с энергосистемойприказ

Минэнерго

России

установление технических требований к управляемому соединению активных энергетических комплексов, включая функциональные требования, требования к качеству регулирования внешнего перетока активного энергетического комплекса и прочих параметров режима, обеспечивающихся управляемым соединением, требования к безопасности, требования к надежности программно-аппаратного комплекса управляемого соединения, требования к защите информации, требования к местам производства измерений, требования к типу средств измерений

60 дней со дня принятия федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон
"Об электро-энергетике

Минэнерго России,

Минэкономразвития России с участием рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

9.

Определение условий реализации проектов по улучшению надежности и качества электроснабжения потребителей за счет внедрения новых технологий и оптимизации деятельности сетевых организаций, в том числе:

установление долгосрочных и краткосрочных показателей надежности и качества электроснабжения;

установление механизма возврата вложенных инвесторами средств для использования новых технологий и (или) сохранения экономии от внедрения таких технологий

постановление Правительства Российской Федерацииобеспечение повышения надежности и качества энергоснабжения потребителей

март

2023 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России,

ФАС России с участием рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

10.Определение условий обеспечения учета объемов потребления и мониторинга энергоснабжения на розничных рынках электрической энергии (мощности) с технологией распределенных реестров,

в том числе:

определение основных показателей расчета окупаемости и технико-экономической модели деятельности;

установление механизма возврата вложенных инвесторами средств при разведывании технологии распределенных реестров, в том числе определение объемов и методик расчета стоимости услуг

постановление Правительства Российской Федерацииобеспечение учета объемов потребления и мониторинга энергоснабжения на розничных рынках электрической энергии (мощности) с технологией распределенных реестров

декабрь
2021 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России с участием рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

11.

Разработка экономически обоснованного механизма поддержки строительства систем накопления энергиипостановление Правительства Российской Федерацииобеспечение широкого применения систем накопления электрической энергии, в том числе при соблюдении следующих принципов:

предоставление поддержки для достижения положительного совокупного эффекта, который впоследствии будет распределяться среди участников рынков;

конкурсный подход при отборе получателей поддержки;

фиксированный объем систем накопления энергии, на которые распространяется действие механизма;

возможность участия в механизме любых субъектов рынков электрической энергии (мощности) вне зависимости от их роли (производитель, потребитель, инфраструктурная организация);

возможность распространения механизма на агрегированные множества систем накопления энергии

декабрь

2021 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России,

ФАС России с участием рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

12.

Определение особенностей использования технологий децентрализованного ведения реестров и "умных контрактов" для учета и расчетов в энергетике, в том числе для организации рыночных торговых площадок децентрализованной энергетики, с учетом нормативных актов, разработанных в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", определяющих общие правовые условия для внедрения и использования технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав. Уточнение особенности
применения отдельных положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения по обороту электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сопутствующих услуг
постановление Правительства Российской Федерацииобеспечение широкого применения технологий децентрализованного ведения реестров для учета и расчетов в энергетике, в том числе для:

реализации договорных отношений между субъектами рынка электрической энергии (мощности) посредством технологий децентрализованного ведения реестров и "умных контрактов";

подтверждения достоверности данных по объему потребления (производства) электрической энергии (мощности), включая комплекс требований к цифровой подписи устройств, автоматизированную верификацию учетных данных за счет ведения баланса в режиме реального времени, арбитраж (при наличии разногласий сторон) порядка цифровой идентификации устройств и их владельцев при присоединении к сети с использованием технологий децентрализованного ведения реестров для учета и расчетов в энергетике

декабрь
2022 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России с участием акционерного общества "Российская венчурная компания",

рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

Третий этап (2024 - 2035 годы)

13.

Мониторинг реализации плана мероприятий ("дорожной карты")доклад
в Правительство
Российской Федерации
определение эффективности реализации плана мероприятий ("дорожной карты"), подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Российской Федерации

декабрь
2035 г.

Минэнерго России,

Минэкономразвития России с участием акционерного общества "Российская венчурная компания",

Агентства стратегических инициатив,

рабочей группы "Энерджинет" и инфраструктурного центра "Энерджинет"

 

Примечания. 

1. Сроком реализации мероприятий, в отношении которых в графе "Вид документа" указан федеральный закон, считать срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации.

2. В процессе подготовки проектов нормативных правовых актов наименования актов могут быть уточнены.

 

____________


Информация по документу
Читайте также