Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 № 973-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2020 г. № 973-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа). 2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения. 3. Главному распорядителю средств федерального бюджета - Минэкономразвития России обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы. 4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, участвующим в реализации индивидуальной программы: обеспечить взаимодействие с Правительством Республики Карелия по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы; представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы. 5. Рекомендовать Правительству Республики Карелия: предусматривать в бюджете Республики Карелия необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы; обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы; представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы. 6. Минэкономразвития России: представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы; совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Карелия по итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления периода реализации индивидуальной программы на 2025 - 2027 годы с уточнением мероприятий и объемов финансирования до 5 млрд. рублей.
Председатель Правительства
УТВЕРЖДЕНА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
I. Общие положения
Текущее состояние
Республика Карелия является приграничным субъектом Российской Федерации, который входит в состав Северо-Западного федерального округа и Северо-Западного макрорегиона. В Республике Карелия проживает 618,1 тыс. человек, из которых 80,4 процента относится к городскому населению. В административном центре, г. Петрозаводске, проживает более 45 процентов населения региона. По плотности населения Республика Карелия занимает 67-е место с показателем 3,4 человека на кв. километр, что в 2,5 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Территория Республики Карелия полностью относится к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Северные муниципальные образования включены в Арктическую зону Российской Федерации. Минерально-сырьевая база Республики Карелия разнообразна, имеются значительные запасы хромовых (более 50 процентов общероссийских запасов), молибденовых (около 10 процентов общероссийских запасов), железных руд (1,2 процента общероссийских запасов), урано-ванадиевых руд и других полезных ископаемых. Общие запасы древесины составляют более 1029 млн. куб. метров (20-е место, 1,3 процента общероссийских запасов), более 53 процентов территории покрыто лесом (22-е место по Российской Федерации). Республика Карелия обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. В пределах региона расположены заповедники "Кивач" и "Костомукшский", Кемь-Лудский участок Кандалакшского заповедника, национальные парки "Паанаярви" и "Водлозерский", уникальная озерно-речная система. Также здесь располагаются объект культурного наследия ЮНЕСКО "Кижи", уникальный ландшафтно-архитектурный комплекс музея-заповедника "Валаам", петроглифы на восточном побережье Онежского озера и Беломорья, объекты деревянного зодчества, курорт "Марциальные воды". Конкурентным преимуществом Республики Карелия являются транспортно-географическое положение и низкие энергетические тарифы для бизнеса. Транспортные коммуникации, проходящие по территории Республики Карелия, обеспечивают связь г. Мурманска, главного порта Арктической зоны Российской Федерации, с остальной территорией Российской Федерации. Республика Карелия на западе граничит с Финляндской Республикой, на востоке имеет выход к Белому морю. По территории Республики Карелия проходят участки Октябрьской железной дороги. Эксплуатационная длина главных путей железнодорожных линий составляет 2225,6 километра. Республика Карелия обладает относительно плотной сетью железных дорог (123 километра на 1000 кв. километров территории), что превышает в 2,5 раза среднероссийское значение. В Республике Карелия более 85 процентов электроэнергии производится на гидроаккумуляционных станциях, вследствие чего предельный уровень энергетических тарифов для бизнеса в Республике Карелия является одним из самых низких среди субъектов Северо-Западного макрорегиона (первая ценовая зона) и составляет 4,6 рубля за кВт•ч (19-е место по Российской Федерации) при том, что в других субъектах макрорегиона значение этого показателя составляет в среднем 5,8 рубля за кВт•ч, по первой ценовой зоне - 6 рублей за кВт•ч. В Республике Карелия наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация и миграционный отток населения. В 2017 году коэффициент естественного прироста составил минус 4,3 человека на 1000 жителей (67-е место по Российской Федерации) при среднероссийском показателе 0,9 человека на 1000 человек, коэффициент миграционного прироста за период с 2012 года по 2017 год в среднем составил минус 15,7 человека на 10000 человек населения (62-е место по Российской Федерации). Республика Карелия характеризуется низким уровнем социально-экономического развития. Значение валового регионального продукта на душу населения в 2017 году составило 317,4 тыс. рублей, что более чем на 30 процентов меньше среднего значения по стране (35-е место по Российской Федерации). Основой экономики Республики Карелия является индустриальный сектор (обрабатывающие и добывающие производства составляют более 30 процентов (среднероссийский показатель составляет 28,1 процента) и транспортный комплекс составляет 14,2 процента (в среднем по Российской Федерации составляет 9,5 процента), в указанных секторах занято более 40 процентов населения региона (по Российской Федерации составляет более 21 процента), также значителен вклад бюджетного сектора (образование, здравоохранение, государственное управление и оборона), который составляет более 19 процентов (по Российской Федерации составляет 11 процентов). Регион характеризуется высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в котором занято более 25 процентов общего числа занятых (20-е место по Российской Федерации), что на 15 процентов превышает среднероссийское значение показателя. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения составляет 39,4 процента (23-е место по Российской Федерации). Республика Карелия относится к субъектам с низким уровнем жизни населения и развития инфраструктуры социальной сферы. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума превышает 17 процентов общей численности населения Республики Карелия (63-е по Российской Федерации), что в 1,3 раза превышает среднее значение по Российской Федерации.
II Социально-экономическое развитие Республики Карелия
1. Низкий уровень экономического развития
Республика Карелия относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем экономического развития, характеризующимся: низкопроизводительной и слабо диверсифицированной экономикой: валовой региональный продукт на душу населения в 2017 году составлял менее 320 тыс. рублей, что в 1,3 раза меньше среднероссийского значения (33-е место среди субъектов Российской Федерации); энергоемкость валового регионального продукта в 2017 году составила 1743 килограмма условного топлива на 10 тыс. рублей (60-е место по Российской Федерации), что в 1,4 раза больше среднероссийского значения; низкопроизводительные сектора (бюджетный сектор, сельское хозяйство и государственное управление) обеспечивают значительный вклад в валовой региональный продукт, около 30 процентов, низкий уровень переработки сырья, продукции высоких переделов; низкий уровень диверсификации обрабатывающего комплекса Республики Карелия. В структуре обрабатывающих производств около 50 процентов приходится на целлюлозно-бумажную отрасль, большое количество монопрофильных муниципальных образований, 11 из 24 городов и поселков городского типа; низким уровнем инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал на душу населения в среднем в 2015 - 2017 годы составляли 58,1 тыс. рублей (51-е место по Российской Федерации), что в 1,7 раза меньше среднего значения по Российской Федерации; высоким уровнем безработицы*, составившим в 2018 году 8,6 процента (71-е место по Российской Федерации), что превышает среднероссийское значение в 1,7 раза.
2. Высокий уровень бедности
В Республике Карелия наблюдается высокий уровень бедности населения. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет более 17 процентов общей численности населения Республики Карелия (63-е место по Российской Федерации), что в 1,3 раза превышает среднероссийское значение. При этом наблюдается устойчивая тенденция роста указанного показателя, который вырос на 16 процентов по сравнению с 2010 годом. При этом среднероссийский уровень бедности за указанный период сократился с 13,5 до 13 процентов. Среднедушевые доходы населения по итогам 2018 года составили 27739,6 рубля (36-е место по Российской Федерации), что на 18 процентов ниже среднероссийского показателя.
3. Низкий уровень качества среды жизнедеятельности
В Республике Карелия отмечен низкий уровень качества жизни населения и городской среды: высокий уровень аварийного жилищного фонда, удельный вес которого составляет 2,6 процента (79-е место по Российской Федерации), что превышает среднероссийское значение в 3,7 раза; низкий уровень благоустройства жилищного фонда. Водопроводом обустроено 76,4 процента общей площади жилищного фонда Республики Карелия (58-е место, в среднем по Российской Федерации - 82,4 процента), водоотведением (канализацией) - 74,9 процента (43-е место, в среднем по Российской Федерации - 77,6 процента), отоплением - 39,5 процента (65-е место, в среднем по Российской Федерации - 85,9 процента), газом (сетевым, сжиженным) - 34,7 процента (в среднем по Российской Федерации - 65,7 процента). В сельской местности часть населенных пунктов не обеспечена устойчивым водоснабжением и газом; высокая доля обеспеченности населения недоброкачественной питьевой водой - 13,3 процента населения (74-е место, в 2,3 раза выше среднего показателя по Российской Федерации); плохое состояние городской среды по индексу качества городской среды в большинстве городов Республики Карелия (Сегежа, Медвежьегорск, Беломорск, Пудож, Суоярви, Олонец, Лахденпохья).
4. Низкий уровень обеспеченности услугами социальной сферы
Низкая обеспеченность социальной инфраструктурой выражается: в низкой средней продолжительности жизни населения, которая на 2,1 года ниже среднего значения показателя по Российской Федерации и составляет 70,7 года (68-е место по Российской Федерации); в высоком уровне смертности населения в трудоспособном возрасте (без показателя смертности от внешних причин), который составляет 638 человек на 100 тыс. человек населения (78-е место по Российской Федерации), что в 1,3 раза выше среднего значения показателя по Российской Федерации, в том числе повышенном уровне смертности от новообразований - 283 человека на 100 тыс. человек населения (на 20 процентов выше среднего по Российской Федерации), болезней системы кровообращения - 725 на 100 тыс. человек населения (на 17,7 процента выше среднего по Российской Федерации); повышенном уровне младенческой смертности, коэффициент которой составляет 6,6 человека в возрасте до 1 года в расчете на 1000 родившихся (67-е место по Российской Федерации, на 17 процентов выше среднероссийского значения показателя); общем высоком уровне заболеваемости - 1175,1 заболеваний на 1000 человек населения (82-е место, в 1,5 раза выше среднего значения показателя по Российской Федерации); дефиците квалифицированных врачебных кадров по направлениям узкой квалификации и недостаточном уровне материально-технического обеспечения лечебных учреждений современным медицинским оборудованием; высоком числе лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, 16,3 человека на 100 тыс. населения (58-е место по Российской Федерации, на 25 процентов выше среднероссийского значения показателя); низкой доступности высшего образования для жителей Республики Карелия. Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, составляет 187 человек на 10000 человек населения, что более чем в 1,5 раза ниже среднероссийского значения показателя (58-е место по Российской Федерации); проблемы в сфере общественной безопасности. В Республике Карелия отмечается высокий уровень преступности. Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения в Республике Карелия составило 1808 случаев (68-е место по Российской Федерации), что в 1,3 раза превышает среднероссийское значение показателя.
5. Недостаточная обеспеченность транспортной инфраструктурой
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляется 47,8 километра дорог на 1000 кв. километров (66-е место по Российской Федерации), что в 1,3 раза меньше среднероссийского показателя. Несмотря на то, что удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет около 80 процентов (27-е место, в среднем по Российской Федерации - около 70 процентов), доля дорог с усовершенствованным покрытием (в том числе асфальтобетонным покрытием) не превышает 50 процентов, что на 23 процента меньше среднероссийского показателя (66-е место по Российской Федерации). Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры является причиной низких темпов освоения минерально-сырьевой базы Республики Карелия, развития обрабатывающих производств и туристско-рекреационного комплекса.
6. Недостаток бюджетных ресурсов для обеспечения ускоренного социально-экономического развития Республики Карелия
В условиях снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия, а также отсутствия соответствующего роста финансовой поддержки из федерального бюджета финансовое обеспечение возросших обязательств в 2013 - 2017 годах осуществлялось за счет заимствований. Это привело к 2-кратному увеличению государственного долга Республики Карелия, который на 1 января 2018 г. составил 25 млрд. рублей, или 124 процента объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. При этом достичь его сокращения (до 20,7 млрд. рублей, или 78 процентов) удалось только в 2018 году с учетом реализации мероприятий по росту доходного потенциала и увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Вместе с тем параметры бюджета Республики Карелия в настоящее время не позволяют обеспечить полноценную реализацию мер по ускоренному социально-экономическому развитию региона.
III. Цель, целевые индикаторы и направления социально-экономического развития
Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Карелия на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа) определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу, а также отражает специфику Республики Карелия в экономическом пространстве государства и направлена на реализацию основных конкурентных преимуществ региона. Целью индивидуальной программы является создание условий для самодостаточного развития, обеспечения динамичных темпов экономического роста за счет повышения эффективности использования экономического потенциала, а также потенциала уникального природно-территориального комплекса региона. Основными направлениями опережающего социально-экономического развития Республики Карелия согласно приложению № 1 являются: результативное управление территориями с учетом принципов "зеленой" экономики; развитие человеческого капитала; развитие и модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры; совершенствование государственных механизмов управления экономикой, экологией и социальной сферой Республики Карелия.
IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений социально-экономического развития Республики Карелия
Достижение целевых показателей социально-экономического развития Республики Карелия будет обеспечено в том числе за счет реализации мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению № 2, финансирование по которым должно осуществляться в приоритетном порядке в рамках национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
1. Обеспечение опережающих темпов экономического развития
1. Реализация проектов по созданию объектов магистральной и приграничной инфраструктуры: развитие авиационного транспорта за счет: субсидирования из средств федерального бюджета организаций воздушного транспорта, которые осуществляют регулярные перевозки пассажиров в Республику Карелия, с увеличением перечня субсидируемых маршрутов; передачи в ведение федерального казенного учреждения на базе аэропорта "Петрозаводск" посадочных площадок, расположенных на территории Республики Карелия (г. Костомукша, г. Сортавала, г. Пудож, поселок городского типа Калевала). Необходимы проработка вопроса и подготовка документов о создании федерального казенного учреждения на базе аэропорта Петрозаводск и передача в его ведение посадочных площадок, расположенных на территории Республики Карелия; развитие сети автомобильных дорог за счет: реконструкции автомобильных дорог, которые являются подъездами к автомобильным пунктам пропуска многостороннего автомобильного пункта пропуска "Суоперя". Необходима проработка вопроса о передаче указанных дорог в федеральную собственность; реконструкции автомобильных дорог к портам Кемь и Беломорск; строительства принимающей автодорожной инфраструктуры музея-заповедника "Кижи" со стороны строящейся автомобильной дороги Великая Губа - Оятевщина; развитие инфраструктуры и доступности железнодорожного транспорта за счет: реконструкции узких мест на железных дорогах; организации на территории Республики Карелия пункта подготовки подвижного состава (рельсовых автобусов), приобретения рельсовых автобусов; развитие внутреннего водного транспорта за счет модернизации Беломорско-Балтийского канала. 2. Реализация крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие Республики Карелия, в том числе: финансирование геолого-разведочных работ по изучению недр на территории Республики Карелия; обеспечение государственной поддержки реализации белорусским холдингом "Амкодор" инвестиционного проекта по строительству завода по производству лесозаготовительной техники среднего и тяжелого классов; оказание поддержки акционерного общества "Онежский судостроительно-судоремонтный завод" по размещению заказов на строительство рыболовецких судов; создание Центра компетенции по производству мелкогабаритных отливок для производства деталей и компонентов для машиностроения на базе общества с ограниченной ответственностью "Литейный завод "Петрозаводскмаш". 3. Создание условий для сельского хозяйства, включая: применение инструментов акционерного общества "Росагролизинг"; строительство роботизированной молочной фермы в поселке городского типа Пряжа. 4. Развитие туризма за счет: создания и продвижения международного водного круизного маршрута вдоль побережья Скандинавского полуострова (Норвегия) до г. Архангельска и далее через Беломорско-Балтийский канал до г. Санкт-Петербурга на территорию Республики Карелия; обеспечения финансирования и создания инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в том числе в национальных парках, расположенных на территории Республики Карелия; развития инфраструктуры археологического комплекса "Беломорские петроглифы".
2. Повышение качества среды для жизни
Выделение средств федерального бюджета на проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для жилищного строительства в Республике Карелия, а также на субсидирование затрат инвесторов по уплате процентов по кредитам, на приобретение техники и оборудования, строительство (реконструкцию) и (или) приобретение зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства и другие мероприятия.
3. Развитие социальной сферы
Повышение доступности и качества услуг социальной сферы, включая реализацию мероприятий по модернизации существующих объектов социальной сферы и строительству новых объектов, а также по обеспечению указанных объектов необходимыми специалистами. Реализация мероприятий индивидуальной программы позволит Республике Карелия обеспечить к 2024 году достижение установленных целевых показателей, приведенных в приложении № 1 к индивидуальной программе: среднедушевые денежные доходы населения, скорректированные на коэффициент соотношения стоимости фиксированного набора потребительских товаров, работ и услуг, - 32305 рублей; доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации - 14,85 процента общей численности населения Республики Карелия; уровень безработицы - 7,3 процента безработных в общей величине рабочей силы; инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) на душу населения - 68,4 тыс. рублей. Ключевыми направлениями социально-экономического развития Республики Карелия, обеспечивающими достижение установленных целевых показателей, являются: реализация крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых скоординированно с развитием магистральной (транспортной, энергетической) инфраструктуры, кадровое обеспечение планируемых к реализации инвестиционных проектов позволит нарастить доходную базу бюджета и создать якорные рабочие места с высоким уровнем оплаты труда для местного населения; формирование в Республике Карелия современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, характеризующегося высокой востребованностью на российском и международном уровне, разнообразием и высоким качеством предлагаемых туристских услуг с активным вовлечением субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечением продвижения туристского продукта и сглаживанием его сезонности; создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства; рост объема производства и производительности труда в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, развитие туризма; повышение качества жизни населения; повышение уровня обеспеченности населения услугами образования, здравоохранения и спорта за счет развития социальной инфраструктуры и приоритизации проектов социальной сферы в национальных проектах. _________________ * По методологии Международной организации труда.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
________________________ * Данные Росстата. ** Расчетные значения показателей на основании данных субъекта Российской Федерации. *** Вклад в прирост показателя за счет реализации индивидуальной программы составит 0,35 процентного пункта.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПЕРЕЧЕНЬ
____________
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|