Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 865-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 апреля 2020 г. № 865-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую индивидуальную программу социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы (далее - индивидуальная программа). 2. Считать реализацию мероприятий индивидуальной программы приоритетной задачей общегосударственного значения. 3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. 4. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы: совместно с Минфином России и Минпромторгом России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы в приоритетном порядке при условии своевременного представления Кабинетом Министров Чувашской Республики необходимой документации и обосновывающих материалов; обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы; обеспечить взаимодействие с Кабинетом Министров Чувашской Республики по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы; представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минпромторг России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы. 5. Минпромторгу России представлять ежеквартально, до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации индивидуальной программы. 6. Минэкономразвития России представлять ежегодно, до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы. 7. Рекомендовать Кабинету Министров Чувашской Республики: предусматривать в региональном бюджете необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий индивидуальной программы; обеспечить реализацию мероприятий индивидуальной программы; представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минпромторг России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы. 8. Рекомендовать организациям, участвующим в реализации мероприятий индивидуальной программы: обеспечить взаимодействие с Кабинетом Министров Чувашской Республики по вопросам реализации мероприятий индивидуальной программы; представлять ежеквартально, до 15-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минпромторг России отчет о ходе реализации мероприятий индивидуальной программы. 9. По итогам реализации в 2024 году мероприятий индивидуальной программы рассмотреть возможность продления срока реализации индивидуальной программы на период 2025 - 2027 годов с уточнением мероприятий и объемов их финансирования до 5 млрд. рублей.
Председатель Правительства
УТВЕРЖДЕНА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
I. Общие положения. Текущее состояние
Чувашская Республика расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины преимущественно на правом берегу реки Волги, между притоками рек Сура и Свияга. Общая площадь территории Чувашской Республики составляет 18,3 тыс. кв. км. Чувашская Республика входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с 5 регионами Российской Федерации (на западе Чувашия граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге - с Ульяновской областью, на юго-западе - с Республикой Мордовия). Численность постоянного населения Чувашской Республики в 2019 году сократилась на 5,6 тыс. человек и на начало 2020 года составила 1217,8 тыс. человек. В общей численности населения 55 процентов составляет население трудоспособного возраста, 25,7 процента - старше трудоспособного возраста. Экономика Чувашской Республики характеризуется отсутствием собственных значимых минеральных и топливно-энергетических ресурсов, что определяет структуру валового регионального продукта: обрабатывающие производства занимают 28,1 процента, добыча полезных ископаемых - 0,1 процента, сельское хозяйство - 8,3 процента. Валовой региональный продукт Чувашской Республики по итогам 2017 года составил 270,6 млрд. рублей. Валовой региональный продукт на душу населения в 2017 году составил 219,4 тыс. рублей. Социально-экономическое развитие Чувашской Республики характеризуется следующими показателями: инвестиции в основной капитал на душу населения по итогам 2018 года составляют 34,5 тыс. рублей, что в 2,8 раза меньше среднего значения по России; уровень среднедушевых доходов населения, составивших по итогам 2018 года 18094,1 рубля, в 1,8 раза ниже среднероссийского показателя; доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума по итогам 2018 года составила 18,3 процента, что в 1,4 раза выше среднероссийского значения. Уровень безработицы в Чувашской Республике (по методологии Международной организации труда) за 2018 год составил 5 процентов. По данному показателю Чувашская Республика занимает 39-е место в России.
II. Социально-экономическое развитие Чувашской Республики
1. Отсутствие сверхприбыльных сегментов экономики,
В Чувашской Республике отсутствуют запасы каких-либо значимых природных ресурсов (нефти и газа). Драйвером развития промышленного комплекса Чувашской Республики являются организации, осуществляющие выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и существенным инновационным потенциалом, - это предприятия электротехнической промышленности, химической отрасли, машиностроения.
2. Недостаточное количество инвестиционных площадок с готовой инфраструктурой (ограниченное количество земельных участков промышленного назначения при значительных неиспользуемых площадях земель сельскохозяйственного назначения)
Сейчас на территории Чувашской Республики действуют индустриальные парки - 2 в г. Чебоксары и один в моногороде Канаш. Планируется создание индустриальных парков за счет вовлечения в экономику незадействованных производственных площадей промышленных предприятий. Данные мероприятия планируется реализовать по программам поддержки Минэкономразвития России. Кроме того, до 2024 года планируется обеспечить строительство промышленных (индустриальных) парков, агропромышленных парков, технопарков, промышленных технопарков с целью привлечения наиболее эффективных и высокопроизводительных резидентов, а также с целью обеспечения поддержки моногородов.
3. Демографические особенности (высокая плотность населения, большая доля и рост многодетных семей, трудовая миграция, значительная доля занятых в личном подсобном хозяйстве)
За счет относительно комфортных социальных условий, в которых живут жители Чувашии, количество многодетных семей с 2012 года увеличилось более чем в 1,5 раза (на 1 января 2012 г. было 8311 семей, на 1 января 2019 г. - 12772 семьи). Каждая 15-я семья является многодетной. Временное снижение финансового вклада женщины в бюджет семьи в связи с отпуском по уходу за детьми приводит к общему снижению среднедушевых денежных доходов. Близость городов-миллионников и высокая плотность населения формируют трудовую миграцию. В связи с этим возникает вопрос корректности формирования показателя среднедушевых доходов. Согласно методике Росстата при расчете среднедушевых доходов не учитываются доходы, полученные за пределами региона.
4. Закредитованность граждан
Анализ расходов населения выявил закредитованность граждан, которая согласно методике Росстата существенно уменьшает показатель среднедушевых доходов. Чувашская Республика входит в число регионов, в которых уровень закредитованности граждан превышает среднее значение по России. Задолженность на одного работающего в Чувашской Республике по итогам 2018 года составляет порядка 196 тыс. рублей, что выше среднего по Приволжскому федеральном округу (190,8 тыс. рублей). Чувашская Республика также занимает лидирующие позиции по отношению среднего кредита к среднегодовой зарплате (в 2018 году 60,7 процента - 1-е место по Приволжскому федеральному округу при средних значениях по Российской Федерации - 39,4 процента). Необходимо отметить, что высокая закредитованность граждан связана со значительным ростом ипотечного кредитования. Рост ипотечных кредитов в 2018 году по сравнению с 2010 годом увеличился в 4 раза (с 4,3 до 17,8 тысяч). По итогам 2018 года Чувашская Республика являлась единственным регионом в Приволжском федеральном округе, в котором ипотечные кредиты формируют 55 процентов всей ссудной задолженности всех займов. Уровень задолженности населения по предоставленным ипотечным кредитам в среднем по Приволжскому федеральному округу составил 44,5 процента, по Российской Федерации - 43,2 процента. При этом важно отметить, что при росте кредитного портфеля физических лиц доля просроченной задолженности продолжает оставаться крайне низкой - на уровне 3,4 процента.
III. Цель, целевые индикаторы и направления
Стратегической целью социально-экономического развития Чувашской Республики является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала. Ключевыми направлениями социально-экономического развития Чувашской Республики, обеспечивающими достижение целевых показателей согласно приложению № 1, являются: создание условий для реализации крупных инвестиционных проектов в увязке с развитием транспортной инфраструктуры, что позволит нарастить доходную базу бюджета и создать высокопроизводительные рабочие места; создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства - финансовой и прочей инфраструктуры; рост объема производства и производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве; повышение качества жизни населения - ускоренное решение проблемы аварийного жилья, повышение доступности ипотеки, развитие городской среды; сокращение бедности населения за счет развития и оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, расширения категорий получателей выплат на третьего ребенка, роста занятости. Основными целями разработки индивидуальной программы являются существенное ослабление факторов, сдерживающих ускоренное развитие Чувашской Республики, диверсификация экономики региона, рост производства продукции, повышение транспортной доступности территории субъекта Российской Федерации.
IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений социально-экономического развития Чувашской Республики
Достижение целевых показателей социально-экономического развития Чувашской Республики будет обеспечено в том числе за счет реализации основных мероприятий индивидуальной программы по перечню согласно приложению № 2, финансирование по которым должно осуществляться в приоритетном порядке в рамках национальных и федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
1. Оказание государственной поддержки из федерального бюджета
Планируется создание государственного технопарка "Красная горка" в Цивильском районе, агропромышленного парка в Батыревском районе и экотехнопарка "Таса сывлаш" в г. Новочебоксарске, "greenfield", а также частных промышленных технопарков: акционерное общество "Чувашторгтехника", г. Чебоксары (пищевое машиностроение), "brown field"; акционерное общество "ЧЭАЗ", г. Чебоксары (электротехника), "brown field"; открытое акционерное общество "Текстильмаш", г. Чебоксары (машиностроение), "brown field"; публичное акционерное общество "Химпром", г. Новочебоксарск (химическая отрасль), "brown field", на территории опережающего развития; общество с ограниченной ответственностью "НПО Инновации", г. Мариинский Посад. Распределение финансирования и эффекты по годам составят: 2022 год - 404 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 1100, инвестиции - 2,5 млрд. рублей, налоги - 0,09 млрд. рублей); 2023 год - 353,5 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 1100, инвестиции - 2,5 млрд. рублей, налоги - 0,1 млрд. рублей); 2024 год - 454,5 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 1200, инвестиции - 3 млрд. рублей, налоги - 0,12 млрд. рублей). Развитие финансовой инфраструктуры планируется осуществлять путем докапитализации региональных инфраструктурных организаций. Планируется обеспечить льготный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам при гарантийной поддержке: 2020 год - 454,5 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 150, инвестиции - 1,1 млрд. рублей, налоги - 7,4 млн. рублей); 2021 год - 404 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 130, инвестиции - 0,9 млрд. рублей, налоги - 6,9 млн. рублей); 2022 год - 202 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 75, инвестиции - 0,55 млрд. рублей, налоги - 4,3 млн. рублей); 2023 год - 202 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 75, инвестиции - 0,55 млрд. рублей, налоги - 4,6 млн. рублей). Планируется обеспечить льготный доступ субъектов малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам путем предоставления микрозаймов: 2020 год - 555,5 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 350, инвестиции - 1,5 млрд. рублей, налоги - 17,2 млн. рублей); 2021 год - 252,5 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 160, инвестиции - 0,7 млрд. рублей, налоги - 8,4 млн. рублей); 2022 год - 202 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 135, инвестиции - 0,65 млрд. рублей, налоги - 7,7 млн. рублей); 2023 год - 202 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 135, инвестиции - 0,65 млрд. рублей, налоги - 8,3 млн. рублей); 2024 год - 303 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 200, инвестиции - 0,8 млрд. рублей, налоги - 13,3 млн. рублей). Планируется осуществлять субсидирование ипотечных жилищных кредитов и рефинансирование полученных кредитов: 2021 год - 151,5 млн. рублей (эффект: инвестиции - 2,7 млрд. рублей, снижение уровня бедности в целом по Чувашской Республике - до 14 процентов); 2022 год - 101 млн. рублей (эффект: инвестиции - 1,9 млрд. рублей, снижение уровня бедности в целом по Чувашской Республике - до 12,2 процента); 2023 год - 151,5 млн. рублей (эффект: инвестиции - 2,7 млрд. рублей, снижение уровня бедности в целом по Чувашской Республике - до 10,6 процента); 2024 год - 151,5 млн. рублей (эффект: инвестиции - 2,7 млрд. рублей, снижение уровня бедности в целом по Чувашской Республике - до 9,3 процента). Планируется проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для жилищного строительства в Чувашской Республике: 2021 год - 202 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 170, инвестиции - 4,4 млрд. рублей, налоги - 9 млн. рублей); 2022 год - 101 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 85, инвестиции - 2,2 млрд. рублей, налоги - 4,8 млн. рублей); 2023 год - 101 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 85, инвестиции - 2,2 млрд. рублей, налоги - 5,2 млн. рублей); 2024 год - 101 млн. рублей (эффект: рабочих мест - 90, инвестиции - 2,3 млрд. рублей, налоги - 6 млн. рублей).
2. Создание условий для реализации инвестиционных проектов. Создание преференциальных режимов на территории Чувашской Республики
Ведется работа по подготовке заявки в Минэкономразвития России на создание территории опережающего социально-экономического развития в г. Новочебоксарске. В настоящее время имеются заявки 8 потенциальных резидентов с общим объемом инвестиций 10 млрд. рублей, для них предусматривается создание не менее 700 рабочих мест с заработной платой выше среднереспубликанского уровня. Одним из потенциальных резидентов является инновационное предприятие - общество с ограниченной ответственностью "Хевел", производящее солнечные модули и активно развивающее импортозамещение. Опыт ухода с территории Чувашской Республики крупнейшего налогоплательщика - фирмы "Август", занимающейся производством химических средств защиты растений, на территорию особой экономической зоны "Алабуга" (Татарстан) свидетельствует, что для развития экспортно ориентированной отрасли жизненно необходимо создание такой особой экономической зоны в Чувашской Республике. Преимущества данной особой экономической зоны - освобождение от налога на добавленную стоимость, установление комфортного режима свободной таможенной зоны. Создание особой экономической зоны "Красная горка" на территории Цивильского района (площадью 105 га) позволит не только сохранить своих экспортеров, но и привлечь предприятия с иностранным капиталом (Marubeni, Hitachi, Itochu, Sojitz Corporation, Inditex, Ikea (производство) и другие). Реализация проектов на территории особой экономической зоны "Красная горка" позволит привлечь 6,4 млрд. рублей внебюджетных инвестиций и создать 1,3 тыс. новых рабочих мест. Интерес к данной площадке проявляют электротехнические предприятия Чувашской Республики - акционерное общество "ЧЭАЗ", группа компаний "АБС Электро". Для этого необходимо внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 г. № 270 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Канаш", позволяющие на территории опережающего социально-экономического развития "Канаш" осуществлять деятельность инвесторам по расширенному перечню Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, кроме запрещенных (не ограничивать виды экономической деятельности). На интерес инвесторов к Чувашской Республике значительное влияние оказало создание в 2018 году территории опережающего социально-экономического развития в г. Канаш. В 2019 году на территорию опережающего социально-экономического развития уже зашли 3 резидента с объемом инвестиций более 600 млн. рублей с условием создания не менее 160 дополнительных рабочих мест. Вместе с тем поступили предложения от 5 инвесторов, виды деятельности которых не входят в утвержденный перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. В рамках данного мероприятия планируется уделить особое внимание видам деятельности, связанным с развитием цифровизации в регионе, а именно: деятельности, связанной с использованием информационных технологий, деятельности в области связи, информационных технологий и технологий обработки данных и прочей деятельности по предоставлению информационных услуг. Расширение перечня видов деятельности, позволяющих на территории опережающего социально-экономического развития "Канаш" осуществлять деятельность инвесторам по расширенному перечню Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, кроме запрещенных (не ограничивать виды экономической деятельности), позволит до конца 2027 года привлечь 7,8 млрд. рублей внебюджетных инвестиций и создать более 1,5 тыс. рабочих мест. Подготовка следующих предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации позволит создать равные условия для российских и иностранных производителей: о техническом регулировании (в целях защиты отечественного рынка специального машиностроения); обеспечение прозрачности государственных закупок, особенно в рамках процедур, установленных Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; совершенствование существующего механизма предоставления мер поддержки; о предъявлении излишних требований к отечественной продукции при ее сертификации и аттестации; создание и развитие Инжинирингового центра по разработке и изготовлению спецоснастки и нестандартного оборудования для нужд оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации; организация и проведение Международной научно-практической конференции "Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем России" и выставки "РЕЛАВЭКСПО" Минпромторга России; привлечение инвестиций в реализацию инновационных проектов по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; участие в конкурсных отборах на возмещение прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (молочные животноводческие комплексы).
3. Малый и средний бизнес
В рамках реализации мероприятия по развитию Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики создана 12 декабря 2006 г. некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в научно-технической сфере Чувашской Республики" (далее - Фонд). Цель создания Фонда - развитие в Чувашской Республике инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования промышленных организаций в научно-технической сфере. В 2016 году на основе рекомендаций акционерного общества "Российская венчурная компания" была принята новая инвестиционная декларация, позволяющая Фонду самостоятельно инвестировать в портфельные компании до 50 млн. рублей сроком до 5 лет с возможностью предоставления отсрочки до 2 лет. С 2018 года Фондом профинансировано 4 проекта на сумму 83 млн. рублей. В результате реализации 4 проектов за 2 года создано более 50 рабочих мест, уплачено налогов более 30,7 млн. рублей. По состоянию на февраль 2020 г., Фонд вложил все имеющиеся средства в проекты и не имеет свободных средств для инвестирования в новые проекты. Ежегодно в Фонд поступают заявки на финансирование 15 - 20 проектов, которые не могут быть поддержаны из-за отсутствия свободных средств. Капитализация Фонда позволит осуществить финансирование новых проектов. Объем внебюджетных инвестиций составит не менее 300 млн. рублей, будет создано не менее 200 рабочих мест, ожидаемые налоговые поступления составят не менее 300 млн. рублей в течение 5-летнего инвестиционного цикла. Доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к экспортной поддержке осуществляется за счет: реализации совместно с акционерным обществом "Российский экспортный центр" программ экспортной акселерации для субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечения на постоянной основе формирования и предоставления в акционерное общество "Корпорация "МСП" портфеля приоритетных проектов, которым необходима льготная кредитная и гарантийная поддержка для реализации их субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Чувашской Республики по стандартам акционерного общества "Корпорация "МСП", акционерного общества "МСП Банк" и региональных лизинговых компаний"; организации оказания комплекса услуг и мер поддержки экспортерам и экспортно ориентированным организациям из числа субъектов малого и среднего предпринимательства автономной некоммерческой организацией "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике".
4. Снятие инфраструктурных ограничений
Строительство объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры предусматривает выработку механизмов по строительству объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям для жилищного строительства.
5. Обеспечение квалифицированными кадрами,
Обеспечение квалифицированными кадрами, ориентированными на экономику региона, предусматривает: подготовку заявки по включению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова " в число университетов, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации инженеров для реализации разрабатываемого отраслевого проекта Министерства энергетики Российской Федерации "Цифровая энергетика" (в случае утверждения отраслевого проекта Министерства энергетики Российской Федерации "Цифровая энергетика"); подготовку заявки на увеличение контрольных цифр приема в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова" по направлению подготовки "Электроэнергетика и электротехника".
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПЕРЕЧЕНЬ
____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|