УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О внесении изменений в Стратегию государственной
национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденную Указом Президента
Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666
1. Внести в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом
Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666
"О Стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 52, ст. 7477), следующие изменения:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящая Стратегия является документом стратегического
планирования в сфере национальной безопасности Российской
Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи,
основные направления государственной национальной политики
Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее
реализации.";
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения
интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления
государственного единства и целостности Российской Федерации,
сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения
конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и
государственных интересов, а также в целях координации деятельности
федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, иных государственных
органов, органов местного самоуправления (далее также -
государственные органы и органы местного самоуправления) и их
взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации
государственной национальной политики Российской Федерации.
Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического
федеративного государства.";
3) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации,
федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности"
и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в
Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные
правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, документы стратегического планирования в
сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной
безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной
политики, образования и культуры, а также иные документы,
регулирующие деятельность в сфере государственной национальной
политики Российской Федерации.";
4) пункт 4 признать утратившим силу;
5) дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
"4-1. Настоящая Стратегия учитывает многовековой
историко-культурный опыт становления и развития российской
государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве
народов, населяющих Российскую Федерацию.";
6) дополнить пунктом 4-2 следующего содержания:
"4-2. Для целей настоящей Стратегии используются следующие
основные понятия:
а) государственная национальная политика Российской
Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых
государственными органами и органами местного самоуправления,
институтами гражданского общества и направленных на укрепление
межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение
поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской
Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а
также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на
национальной и религиозной почве;
б) многонациональный народ Российской Федерации (российская
нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской
Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной
принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;
в) гражданское единство - основа российской нации, признание
гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его
целостности, единства правового пространства, этнокультурного и
языкового многообразия Российской Федерации, исторического и
культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на
социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и
культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и
решении задач развития общества;
г) общероссийская гражданская идентичность (гражданское
самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их
принадлежности к своему государству, народу, обществу,
ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения
гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым
ценностям российского общества;
д) межнациональные (межэтнические) отношения взаимодействие
людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической
принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и
общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих
влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской
Федерации и гражданское единство;
е) национально-культурные потребности (этнокультурные
потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации,
сохранении и развитии своих культуры и языка;
ж) народы, национальности, этнические общности в Российской
Федерации - национальный и этнический состав населения Российской
Федерации, образующий этнические общности людей, свободно
определяющих свою национальную и культурную принадлежность;
з) этнокультурное и языковое многообразие Российской
Федерации - совокупность всех этнических культур и языков народов
Российской Федерации.";
7) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Приоритетами государственной национальной политики
Российской Федерации являются:
а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания
и сохранение самобытности многонационального народа Российской
Федерации (российской нации);
б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия
Российской Федерации;
в) сохранение русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения;
г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений,
профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на
национальной и религиозной почве;
д) создание дополнительных социально-экономических,
политических и культурных условий для улучшения социального
благополучия граждан, обеспечения межнационального и
межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде
всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным
этническим и религиозным составом населения, а также на
приграничных территориях Российской Федерации;
е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации;
ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом,
содействие развитию их связей с Российской Федерацией и
добровольному переселению в Российскую Федерацию.";
8) пункт 6 признать утратившим силу;
9) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке
государственными органами и органами местного самоуправления, а
также институтами гражданского общества единых подходов к решению
вопросов государственной национальной политики Российской
Федерации.";
10) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой
социально ориентированный характер и направлена на развитие
потенциала многонационального народа Российской Федерации
(российской нации).";
11) наименование раздела II изложить в следующей редакции:
"II. Современное состояние межнациональных
(межэтнических) отношений в Российской Федерации";
12) в пункте 9 слова "193 национальностей" заменить словами
"свыше 190 национальностей";
13) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Этнокультурное и языковое многообразие Российской
Федерации защищено государством. В Российской Федерации
используется 277 языков и диалектов, в государственной системе
образования используется 105 языков, из них 24 - в качестве языка
обучения, 81 - в качестве учебного предмета.";
14) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Российское государство создавалось как единение народов,
системообразующим звеном которого исторически являлся русский
народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому
межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической
территории Российского государства сформировались уникальное
культурное многообразие и духовная общность различных народов,
приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм,
служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная
справедливость, взаимопомощь и коллективизм.";
15) дополнить пунктом 11-1 следующего содержания:
"11-1. Общероссийская гражданская идентичность основана на
сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам,
населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество
объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан
на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и
культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором
заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как
уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую
Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую
российскую культуру.";
16) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Этнокультурное и языковое многообразие Российской
Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного
взаимодействия являются достоянием многонационального народа
Российской Федерации (российской нации), служат укреплению
российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных
(межэтнических) отношений в Российской Федерации.";
17) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. За период реализации настоящей Стратегии с 2012 по
2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении
межнационального мира и согласия в Российской Федерации. По итогам
социологических опросов 78,4 процента граждан от общего количества
опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных
(межэтнических) отношений, 93 процента граждан отмечают отсутствие
в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой
или религиозной принадлежности, при этом уровень общероссийской
гражданской идентичности составил 84 процента.";
18) дополнить пунктом 13-1 следующего содержания:
"13-1. Важными этапами в решении вопросов государственной
национальной политики Российской Федерации стали создание
федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями
по выработке и реализации государственной национальной политики,
принятие законодательных актов Российской Федерации,
устанавливающих ответственность органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
их должностных лиц за нарушения в сфере межнациональных
(межэтнических) отношений, учреждение премии Президента Российской
Федерации за вклад в укрепление единства российской нации. В рамках
Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" учреждена
номинация "Укрепление межнационального мира и согласия, реализация
иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном
уровне". Проводится ежегодная Всероссийская просветительская акция
"Большой этнографический диктант". В целях кадрового обеспечения
государственных органов и органов местного самоуправления,
реализующих государственную национальную политику Российской
Федерации, был разработан и утвержден профессиональный стандарт
"Специалист в сфере национальных и религиозных отношений".";
19) дополнить пунктом 13-2 следующего содержания:
"13-2. Значимым событием для укрепления общероссийской
гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию
Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального значения
Севастополя. Вызванный этим патриотический подъем способствовал
реализации мер государственной национальной политики Российской
Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в
гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных
отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране
межнациональных конфликтов.";
20) пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и
межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением
новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской
Федерации. К таким проблемам относятся:
а) распространение международного терроризма и экстремизма,
радикальных идей, основанных на национальной и религиозной
исключительности;
б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в
результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии,
являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов;
в) гиперболизация региональных интересов и сепаратизм,
развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного
вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной
целостности;
г) незаконная миграция, несовершенство действующей системы
социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской
Федерации и их интеграции в российское общество, формирование
замкнутых этнических анклавов;
д) социальное и имущественное неравенство населения, сложности
в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и
доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая
дифференциация;
е) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе
вследствие глобализации;
ж) непреодоленные последствия межэтнических или
этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах
Российской Федерации;
з) отток русского и русскоязычного населения из регионов
Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации.";
21) пункты 15 и 16 признать утратившими силу;
22) наименование раздела III изложить в следующей редакции:
"III. Цели, принципы, задачи и основные направления
государственной национальной политики Российской Федерации";
23) пункт 17 изложить в следующей редакции:
"17. Целями государственной национальной политики Российской
Федерации являются:
а) укрепление национального согласия, обеспечение политической
и социальной стабильности, развитие демократических институтов;
б) укрепление общероссийской гражданской идентичности и
единства многонационального народа Российской Федерации (российской
нации);
в) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина
независимо от расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств;
г) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового
многообразия Российской Федерации, традиционных российских
духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
д) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
е) успешная социальная и культурная адаптация иностранных
граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское
общество.";
24) пункт 18 признать утратившим силу;
25) пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Принципами государственной национальной политики
Российской Федерации являются:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств;
б) обеспечение равных условий для развития народов Российской
Федерации и этнических общностей;
в) защита прав национальных меньшинств;
г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности;
д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение
и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной
ненависти либо вражды;
е) государственная поддержка этнокультурного и языкового
многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития
русского народа и других народов Российской Федерации, их
творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим
ресурсом российского общества;
ж) преемственность исторических традиций народов Российской
Федерации, в том числе таких как солидарность и взаимопомощь;
з) устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие
коренных малочисленных народов Российской Федерации, защита их
исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также защита
прав и законных интересов этих народов;
и) взаимодействие государственных органов и органов местного
самоуправления с институтами гражданского общества при реализации
государственной национальной политики Российской Федерации;
к) применение комплексного подхода к решению задач
государственной национальной политики Российской Федерации с учетом
ее межотраслевого характера;
л) недопустимость создания политических партий по признаку
расовой, национальной или религиозной принадлежности.";
26) пункт 20 признать утратившим силу;
27) пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. Задачами государственной национальной политики Российской
Федерации являются:
а) обеспечение равноправия граждан и реализации их
конституционных прав;
б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации
межнациональных (межэтнических) отношений;
в) обеспечение социально-экономических условий для эффективной
реализации государственной национальной политики Российской
Федерации;
г) содействие этнокультурному и духовному развитию народов
Российской Федерации;
д) формирование у детей и молодежи на всех этапах
образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности,
патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за
историю России, воспитание культуры межнационального общения,
основанной на уважении чести и национального достоинства граждан,
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
е) сохранение и поддержка русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации;
ж) формирование системы социальной и культурной адаптации
иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в
российское общество;
з) совершенствование государственного управления в сфере
государственной национальной политики Российской Федерации;
и) совершенствование взаимодействия государственных органов и
органов местного самоуправления с институтами гражданского общества
при реализации государственной национальной политики Российской
Федерации;
к) информационное обеспечение реализации государственной
национальной политики Российской Федерации;
л) использование возможностей и механизмов международного
сотрудничества при реализации государственной национальной политики
Российской Федерации.";
28) дополнить пунктом 21-1 следующего содержания:
"21-1. Основными направлениями государственной национальной
политики Российской Федерации являются:
а) в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности
на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов
Российской Федерации:
формирование гражданского самосознания, патриотизма,
гражданской ответственности, чувства гордости за историю России,
воспитание культуры межнационального общения, основанной на
уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных
российских духовно-нравственных ценностей;
совершенствование образовательных программ на различных
уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по
изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской
Федерации и значимых событий, повлиявших на формирование
общероссийского единства и солидарности;
совершенствование системы обучения в образовательных
организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и
языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием
уважения к российской истории и культуре, мировым культурным
ценностям;
включение в образовательные программы общеобразовательных
организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей
и традиций народов Российской Федерации;
поддержка общественных инициатив, направленных на
патриотическое воспитание детей и молодежи;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение
квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и
региональных особенностей;
б) в сфере обеспечения реализации конституционных прав
граждан:
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина
независимо от расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного или должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу,
замещении должностей государственной и муниципальной службы,
формировании кадрового резерва;
сохранение условий для свободного определения гражданами своей
национальной принадлежности, в том числе при проведении
Всероссийской переписи населения;
принятие мер по недопущению дискриминации по признаку
национальной принадлежности при осуществлении государственными
органами и органами местного самоуправления своей деятельности;
в) в сфере укрепления гражданского единства многонационального
народа Российской Федерации (российской нации), сохранения и
поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской
Федерации:
сохранение и приумножение духовного, исторического и
культурного наследия и потенциала многонационального народа
Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей
патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального
(межэтнического) согласия;
повышение интереса к изучению истории, культуры и языков
народов Российской Федерации, значимых исторических событий,
ставших основой государственных праздников и памятных дат,
связанных с реализацией государственной национальной политики
Российской Федерации;
предупреждение попыток фальсификации истории России;
сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических)
отношений в Российской Федерации;
популяризация и распространение классических и современных
произведений литературы и искусства народов Российской Федерации,
народного художественного творчества, организация и поддержка
художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей
творческих коллективов и других форм деятельности в области
культуры;
развитие этнографического и культурно-познавательного туризма,
оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного
наследия (памятники истории и культуры) народов Российской
Федерации, оказание поддержки национальным видам спорта;
организация посещения детьми и молодежью объектов
исторического и культурного наследия (памятников истории и
культуры) народов Российской Федерации, памятных мест,
городов-героев и городов воинской славы;
совершенствование системы профессиональной подготовки
специалистов по истории и культуре народов Российской Федерации;
государственная поддержка и популяризация научных
исследований, научно-популярных публикаций, произведений
литературы, искусства, кино и телевидения, народного
художественного творчества, интернет-ресурсов, освещающих значимые
исторические события и пропагандирующих достижения народов
Российской Федерации;
г) в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира
и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:
распространение в обществе установок о неприятии и недопущении
пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной
исключительности, нацизма и их оправдания;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений,
религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное
сотрудничество;
противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах
массовой информации и электронных коммуникаций;
реализация мер правового и информационного характера по
профилактике использования национального и религиозного факторов в
избирательном процессе;
учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным
составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов
Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных
(межэтнических) отношений в воинских коллективах и районах
дислокации воинских частей;
д) в сфере обеспечения социально-экономических условий для
эффективной реализации государственной национальной политики
Российской Федерации:
учет этнокультурного фактора при обеспечении
сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований;
формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей
многообразие региональных и национальных укладов жизни;
содействие развитию народных промыслов и ремесел;
повышение уровня адаптации традиционной хозяйственной
деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации к
современным экономическим условиям наряду с обеспечением защиты их
исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
обеспечение доступа граждан к социальному и иным видам
обслуживания в отдаленных и труднодоступных местностях;
разработка, реализация, обеспечение отраслевого и
межотраслевого соответствия государственных программ Российской
Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации
и муниципальных программ в сфере государственной национальной
политики Российской Федерации;
е) в сфере обеспечения условий для сохранения и развития
русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения, а также языков народов Российской
Федерации:
создание оптимальных условий для использования русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения и одного из официальных языков
международных организаций, а также для сохранения и развития языков
народов Российской Федерации;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других
языков народов Российской Федерации;
оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм,
аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании
печатной продукции на языках народов Российской Федерации;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом,
в сохранении, изучении и развитии русского языка и языков народов
Российской Федерации;
увеличение количества российских культурных центров,
популяризация российской культуры в ближнем и дальнем зарубежье,
создание центров изучения русского языка в иностранных
государствах;
ж) в сфере обеспечения условий для социальной и культурной
адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их
интеграции в российское общество:
создание экономических и социальных условий для добровольного
переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом;
содействие созданию и расширению в государствах постоянного
проживания иностранных граждан условий для изучения русского языка,
истории и культуры России и основ законодательства Российской
Федерации;
недопущение социальной и территориальной изоляции иностранных
граждан в Российской Федерации, устранение способствующих этому
условий;
разработка, внедрение и реализация государственными органами и
органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами
гражданского общества и работодателями программ адаптации
иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в
российское общество;
повышение роли институтов гражданского общества в социальной и
культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации,
содействие участию институтов гражданского общества в деятельности
многофункциональных центров, а также организаций, предоставляющих
иностранным гражданам юридические, социальные, образовательные и
иные услуги;
з) в сфере совершенствования государственного управления:
повышение эффективности системы координации деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления при
реализации государственной национальной политики Российской
Федерации;
совершенствование взаимодействия государственных органов и
органов местного самоуправления с институтами гражданского общества
в целях укрепления гражданского единства многонационального народа
Российской Федерации (российской нации), сохранения
межнационального мира и согласия;
установление полномочий и ответственности руководителей и
должностных лиц государственных органов и органов местного
самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего
предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных
конфликтов и напряженности;
создание организационно-правовых и экономических условий для
более активного участия институтов гражданского общества, в том
числе межнациональных общественных объединений,
национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций,
осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию
межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в
решении задач государственной национальной политики Российской
Федерации;
совершенствование государственной информационной системы
мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений
и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
обеспечение условий для участия коренных малочисленных народов
Российской Федерации в решении вопросов, затрагивающих их права и
интересы;
совершенствование законодательства Российской Федерации в
сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
эффективная реализация государственной программы Российской
Федерации "Реализация государственной национальной политики";
совершенствование научного и экспертного обеспечения
реализации государственной национальной политики Российской
Федерации;
обеспечение профессиональной переподготовки и повышения
квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым
дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях
реализации государственной национальной политики Российской
Федерации;
развитие этнокультурной инфраструктуры: домов дружбы, центров
национальной культуры народов Российской Федерации, этнопарков,
этнодеревень, иных государственных и муниципальных организаций,
деятельность которых направлена на решение задач государственной
национальной политики Российской Федерации;
и) в сфере обеспечения участия институтов гражданского
общества в реализации целей и задач государственной национальной
политики Российской Федерации:
привлечение Общественной палаты Российской Федерации и
общественных палат субъектов Российской Федерации к выработке
управленческих решений, направленных на реализацию государственной
национальной политики Российской Федерации;
участие общественных советов и иных консультативных органов,
созданных при государственных органах и органах местного
самоуправления, в деятельности по укреплению общероссийской
гражданской идентичности, гармонизации межнациональных
(межэтнических) и межрелигиозных отношений, обеспечению социальной
и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и
их интеграции в российское общество;
использование предусмотренных законодательством Российской
Федерации механизмов общественного контроля за деятельностью
государственных органов и органов местного самоуправления по
реализации государственной национальной политики Российской
Федерации;
обеспечение открытости источников финансирования проектов,
направленных на реализацию государственной национальной политики
Российской Федерации, разрабатываемых институтами гражданского
общества;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе
молодежных и детских общественных объединений, в проведение
мероприятий по профилактике проявлений межнациональной
(межэтнической) нетерпимости либо вражды;
поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности,
направленной на реализацию государственной национальной политики
Российской Федерации;
использование потенциала институтов гражданского общества, в
том числе межнациональных общественных объединений,
национально-культурных автономий и иных этнокультурных объединений,
в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических)
отношений, а также по профилактике экстремизма и предупреждению
конфликтов на национальной и религиозной почве;
к) в сфере информационного обеспечения реализации
государственной национальной политики Российской Федерации:
привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы
реализации государственной национальной политики Российской
Федерации, к выполнению целей и задач настоящей Стратегии, а также
принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой
области;
создание и распространение рекламной и иной информационной
продукции для реализации целей и задач государственной национальной
политики Российской Федерации;
подготовка, профессиональная переподготовка и повышение
квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации
государственной национальной политики Российской Федерации;
организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в
средствах массовой информации вопросов межнационального
(межэтнического), межконфессионального и межкультурного
взаимодействия;
л) в сфере развития международного сотрудничества:
содействие формированию положительного образа Российской
Федерации за рубежом, отношения к ней, как к демократическому
государству, гарантирующему удовлетворение национально-культурных
потребностей (этнокультурных потребностей) граждан;
обеспечение изучения, популяризации и распространения за
рубежом русского языка и российской культуры;
проведение мониторинга международных событий и деятельности
международных организаций, способных оказать влияние на состояние
межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации;
обеспечение защиты прав и законных интересов российских
граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами международного права,
международными договорами Российской Федерации;
содействие консолидации деятельности объединений
соотечественников, проживающих за рубежом, в целях более
эффективного обеспечения своих прав в государствах проживания,
сохранению связей с исторической Родиной;
оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом,
в удовлетворении национально-культурных потребностей
(этнокультурных потребностей) посредством расширения связей с
национально-культурными общественными объединениями в Российской
Федерации;
использование механизмов приграничного сотрудничества в целях
обеспечения устойчивого социально-экономического развития
приграничных территорий Российской Федерации и этнокультурного
развития народов, проживающих на этих территориях, создания условий
для свободного международного культурного и гуманитарного
сотрудничества;
реализация мер, направленных на противодействие любым
проявлениям неонацизма, современных форм расизма, национализма,
ксенофобии, русофобии, а также попыткам фальсификации истории в
целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике,
попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига
советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
использование ресурса общественной дипломатии посредством
вовлечения институтов гражданского общества в решение задач
международного культурного и гуманитарного сотрудничества как
средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения
взаимопонимания между народами;
взаимодействие с международными и неправительственными
организациями в целях обеспечения прав и защиты интересов
национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признаку
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и
использования двойных стандартов в толковании гражданских свобод;
укрепление международного сотрудничества в сферах
регулирования миграционных процессов, обеспечения прав иностранных
граждан в Российской Федерации и прав граждан Российской Федерации
за рубежом;
налаживание партнерских отношений в рамках Организации
Объединенных Наций, Организации Объединенных Наций по вопросам
образования, науки и культуры, Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Шанхайской организации
сотрудничества, Содружества Независимых Государств и других
международных организаций, поддержка инициатив институтов
гражданского общества, религиозных организаций в сфере
государственной национальной политики Российской Федерации.";
29) наименование раздела IV изложить в следующей редакции:
"IV. Инструменты и механизмы реализации государственной
национальной политики Российской Федерации";
30) пункт 22 признать утратившим силу;
31) дополнить пунктом 22-1 следующего содержания:
"22-1. Инструментами реализации государственной национальной
политики Российской Федерации являются:
а) законодательство Российской Федерации;
б) документы стратегического планирования, разработанные на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
в) государственная программа Российской Федерации "Реализация
государственной национальной политики", иные государственные
программы, связанные с отдельными направлениями государственной
национальной политики Российской Федерации;
г) государственная информационная система мониторинга в сфере
межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего
предупреждения конфликтных ситуаций;
д) мониторинг состояния и развития языков народов Российской
Федерации;
е) этнологическая экспертиза.";
32) пункт 23 признать утратившим силу;
33) пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Правительство Российской Федерации разрабатывает и
утверждает план мероприятий по реализации настоящей Стратегии.";
34) пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25. Реализацию настоящей Стратегии осуществляют Правительство
Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.";
35) дополнить пунктом 25-1 следующего содержания:
"25-1. В целях координации деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления, общественных
объединений, научных и других организаций в сфере реализации
государственной национальной политики Российской Федерации создана
Межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных
отношений.";
36) дополнить пунктом 25-2 следующего содержания:
"25-2. Эффективность реализации государственной национальной
политики Российской Федерации обеспечивается согласованной
деятельностью государственных органов и органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества, осуществлением
комплекса политических, правовых, организационных,
социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в
соответствии с настоящей Стратегией.";
37) пункт 26 признать утратившим силу;
38) пункт 27 изложить в следующей редакции:
"27. В целях совершенствования государственной национальной
политики Российской Федерации создан Совет при Президенте
Российской Федерации по межнациональным отношениям, который
рассматривает концептуальные основы, цели и задачи государственной
национальной политики Российской Федерации, обсуждает практику ее
реализации и подготавливает предложения Президенту Российской
Федерации по определению основных направлений государственной
национальной политики Российской Федерации.";
39) пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. По решению Президента Российской Федерации вопросы
реализации государственной национальной политики Российской
Федерации могут рассматриваться на заседаниях и совещаниях Совета
Безопасности Российской Федерации, Государственного совета
Российской Федерации с участием представителей Общественной палаты
Российской Федерации, совещательных и консультативных органов при
Президенте Российской Федерации.";
40) пункт 30 изложить в следующей редакции:
"30. Информационная и аналитическая поддержка реализации
настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и
муниципальных образованиях осуществляется посредством привлечения
информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и
органов местного самоуправления, государственных научных и
образовательных организаций, региональных средств массовой
информации и некоммерческих организаций этнокультурной
направленности.";
41) пункт 32 изложить в следующей редакции:
"32. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется с учетом
необходимости решения задач, возникающих при реализации
государственной национальной политики Российской Федерации,
состояния и перспектив социально-экономического и культурного
развития Российской Федерации, тенденций развития международных
отношений, а также в соответствии с результатами оценки реализации
настоящей Стратегии и мониторинга состояния межнациональных
(межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации и
муниципальных образованиях.";
42) пункт 33 признать утратившим силу;
43) дополнить разделом V следующего содержания:
"V. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии
34. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии
являются:
а) уровень общероссийской гражданской идентичности
(в процентах);
б) доля граждан, положительно оценивающих состояние
межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах);
в) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя
дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной
принадлежности (в процентах);
г) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к
иностранным гражданам (в процентах);
д) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий.
35. Перечень целевых показателей реализации настоящей
Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее
реализации.";
44) дополнить разделом VI следующего содержания:
"VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии
36. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии:
а) укрепление единства многонационального народа Российской
Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской
идентичности, формирование единого культурного пространства страны;
б) предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в
сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;
в) укрепление статуса русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного
из официальных языков международных организаций;
г) обеспечение условий для сохранения, изучения и развития
языков народов Российской Федерации;
д) обеспечение поддержки коренных малочисленных народов
Российской Федерации, включая создание необходимых условий для
сохранения и защиты их исконной среды обитания и традиционного
образа жизни;
е) создание условий для социальной и культурной адаптации
иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в
российское общество;
ж) повышение эффективности межрегионального и международного
сотрудничества в сфере реализации государственной национальной
политики Российской Федерации.
37. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать
укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему
развитию и процветанию народов Российской Федерации, сокращению
случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию
духовного и гражданского единства многонационального народа
Российской Федерации (российской нации), повышению международного
авторитета Российской Федерации как государства, гарантирующего
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств.".
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
6 декабря 2018 года
№ 703