ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 декабря 2018 г. № 2963-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания и функционирования
в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами
идентификации и прослеживаемости движения товаров.
2. Минпромторгу России в 2-месячный срок представить в
Правительство Российской Федерации предложения о приведении актов
Правительства Российской Федерации в соответствие с Концепцией,
утвержденной настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. № 2963-р
КОНЦЕПЦИЯ
создания и функционирования в Российской Федерации
системы маркировки товаров средствами идентификации
и прослеживаемости движения товаров
I. Общие положения
Настоящая Концепция предназначена для обеспечения комплексного
подхода к изменениям, вносимым в нормативно-правовую базу и
договорные документы в отношении маркировки и прослеживаемости
движения товаров в целях учета баланса интересов участников рынка,
государственных органов власти и минимизации рисков возникновения
негативных последствий на товарных рынках и в сфере оборота данных
в связи с введением обязательной маркировки товаров.
В настоящей Концепции определяются цели, задачи и основные
принципы создания и функционирования системы маркировки и
прослеживаемости товаров, основные параметры ее функционирования, а
также основные требования к государственной информационной системе
маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости
движения товаров (далее - государственная информационная система).
Настоящая Концепция разработана на основании:
Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в
Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 г.,
ратифицированного Федеральным законом "О ратификации соглашения о
маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском
экономическом союзе" (далее - Соглашение о маркировке);
Федерального закона "Об информации, информационных технологиях
и о защите информации";
Федерального закона "О внесении изменений в статью 4-7
Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении расчетов в Российской Федерации" и статьи 5 и 8
Федерального закона "Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации";
Федерального закона от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной
продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 2592-р.
Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают
следующее:
"маркировка" - комплекс мероприятий по идентификации единицы
товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства
идентификации или контрольного (идентификационного) знака,
содержащего средство идентификации, в целях обеспечения
прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети;
"средство идентификации" - уникальная последовательность
символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового
кода либо с использованием иного средства (технологии)
автоматической идентификации или записанная на радиочастотную
метку;
"контрольный (идентификационный) знак" - бланк строгой
отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки
(защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство
идентификации и предназначенный для маркировки товаров;
"прослеживаемость движения товаров" - комплекс мероприятий,
обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей
сети с момента нанесения средства идентификации или контрольного
(идентификационного) знака, а также автоматизированное
предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях
с единицей товара и их обработку в государственной информационной
системе;
"физическая прослеживаемость" - вид прослеживаемости,
обеспеченной с помощью маркировки;
"документальная прослеживаемость" - вид прослеживаемости,
обеспеченной с помощью передачи данных о движении товара в
сопроводительных документах (товарно-транспортные накладные,
товарные накладные, налоговые и иные документы);
"маркированные товары" - товары, на которые нанесены средства
идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные
сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них
средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих
средства идентификации) должны быть представлены в государственную
информационную систему;
"мониторинг оборота маркированных товаров" - функция
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере
мониторинга оборота отдельных групп товаров, по обработке данных
государственной информационной системы в целях реализации своих
полномочий в области контроля и надзора за оборотом товаров, а
также при решении фискальных и антимонопольных задач;
"обязательные данные" - данные, предоставляемые физическими и
юридическими лицами в силу требований нормативных правовых актов;
"система маркировки и прослеживаемости товаров" - комплексный
механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач
прослеживаемости товаров, состоящий из взаимосвязанных элементов
информационно-технологического, организационного и
нормативно-правового характера.
Система маркировки и прослеживаемости товаров состоит из
следующих взаимосвязанных элементов:
государственная информационная система, включающая программы
для электронно-вычислительных машин, базы данных, сайты в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иные объекты
информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные
данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное
с указанными объектами;
взаимодействие производителей товаров, участников их оборота,
потребителей товаров, органов государственной власти,
осуществляющих мониторинг оборота маркированных товаров, и иных
заинтересованных органов государственной власти;
нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области
маркировки товаров, в том числе оборот данных;
организационно-функциональная модель системы маркировки и
прослеживаемости товаров.
Предполагается, что государственная информационная система
будет построена на основе использования средств идентификации для
обеспечения физической прослеживаемости. При этом государственная
информационная система будет при необходимости интегрирована с
инструментами, обеспечивающими документальную прослеживаемость, для
обеспечения непротиворечивости данных о движении товаров.
II. Цели и задачи создания и функционирования
системы маркировки и прослеживаемости товаров
Ключевыми целями создания и функционирования системы
маркировки и прослеживаемости товаров являются:
обеспечение получения оперативной и достоверной информации о
движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций,
что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного
оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики
и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья
граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и
улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга и контроля
конкурентной среды на товарных рынках;
обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке
обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей,
основанных на использовании данных.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие
задачи:
создание и обеспечение функционирования государственной
информационной системы;
обеспечение маркировки товаров с целью прослеживаемости
движения товаров;
обеспечение обработки информации о движении маркированных
товаров;
осуществление регулярного мониторинга оборота маркированных
товаров;
обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в
части маркировки и прослеживаемости движения товаров;
обеспечение развития сервисов и аналитического инструментария
на основе данных государственной информационной системы.
III. Ключевые принципы создания и функционирования системы
маркировки и прослеживаемости товаров
Регулирование оборота данных в государственной информационной
системе осуществляется на основе следующих принципов:
вовлечение в оборот обязательных данных для целей развития
экономики данных, создания новых ценностей для граждан и
организаций с учетом ограничений, установленных законодательством
Российской Федерации;
представление в обязательном порядке участниками рынка данных
о движении товаров путем их маркировки и регистрации операций с
ними в силу требований нормативных правовых актов;
запрет на использование данных о движении маркированных
товаров в коммерческих интересах третьих лиц;
определение государства обладателем обязательных данных;
установление правового режима регулирования обязательных
данных в случаях, установленных федеральными законами, в
соответствии с нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации;
осуществление регулирования оборота обязательных данных на
основании нормативных правовых актов;
представление в целях обеспечения прослеживаемости движения
товаров обязательных данных в государственную информационную
систему и их обработка только в целях реализации государственными
органами своих полномочий, за исключением случаев, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами в отношении обезличенных данных;
осуществление обработки и использования данных, содержащихся в
государственной информационной системе, в порядке и на условиях,
устанавливаемых Правительством Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами;
обеспечение в государственной информационной системе на
безвозмездной основе недискриминационного доступа каждого участника
оборота товаров к данным, представленным этим участником оборота
товаров;
если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации, обеспечение доступа к информации, представленной в
обязательном порядке участником оборота товаров для включения в
государственную информационную систему, не являющейся
общедоступной, только при наличии согласия участника оборота
товаров, представившего такую информацию в порядке и на условиях,
устанавливаемых Правительством Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами, с учетом ограничений, установленных
законодательством о защите информации, о персональных данных, о
государственной тайне, а также законодательством о коммерческой,
налоговой и иной охраняемой законом тайне;
осуществление в целях реализации государственных функций по
мониторингу оборота маркированных товаров доступа федеральных
органов исполнительной власти к детальной (в том числе на уровне
отдельной операции) и агрегированной информации об операциях с
маркированными товарами, содержащейся в государственной
информационной системе, на безвозмездной основе в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами;
обеспечение возможности передачи федеральными органами
исполнительной власти в рамках осуществления мониторинга оборота
маркированных товаров на исполнение оператору государственной
информационной системы либо иным организациям по отдельным
соглашениям функций по анализу и использованию данных
государственной информационной системы.
Организация процессов маркировки и прослеживаемости движения
товаров осуществляется на основе следующих принципов:
введение обязательной маркировки товаров средствами
идентификации на основе анализа целесообразности ее введения в
отношении конкретной группы товаров;
возложение в соответствии с федеральными законами на
участников оборота товаров обязанности маркировать товар средствами
идентификации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации, а также с учетом положений Соглашения о маркировке;
обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при
введении маркировки товаров;
возможность проведения добровольного эксперимента по
маркировке товаров в целях апробации эффективности механизма
маркировки как инструмента противодействия незаконному обороту
промышленной продукции и адаптации участников оборота товаров к
введению обязательной маркировки;
идентификация каждой единицы товара путем маркировки;
регистрация всех этапов оборота товаров от производства или
ввоза на территорию Российской Федерации до розничной продажи с
применением контрольно-кассовой техники или до иного вывода товара
из оборота;
установление Правительством Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами размера платы за формирование
единицы кода маркировки товара;
обеспечение условий для развития эффективной системы
общественного контроля в сфере оборота маркированных товаров.
IV. Ключевые параметры создания и функционирования системы
маркировки и прослеживаемости товаров
Координатором создания и функционирования системы маркировки и
прослеживаемости товаров является Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации, осуществляющее:
функции публичного партнера в случае заключения соглашений о
государственно-частном партнерстве в целях создания государственной
информационной системы и иных объектов, предназначенных для
обеспечения маркировки и прослеживаемости движения товаров (далее -
соглашение о государственно-частном партнерстве);
формирование совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование
оборота отдельных категорий товаров, технического задания на
государственную информационную систему, а также требований к
приемке государственной информационной системы в эксплуатацию;
координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти и участников оборота товаров в части проектов, связанных с
маркировкой товаров средствами идентификации в Российской
Федерации;
нормативно-правовое регулирование в области отношений,
возникающих при маркировке товаров средствами идентификации, а
также формирование правовых основ маркировки товаров средствами
идентификации в Российской Федерации;
мониторинг оборота маркированных товаров по тем категориям
товаров, регулирование оборота которых осуществляет Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации;
разработку совместно с отраслевыми ассоциациями (союзами) и
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
предложений о расширении перечня товаров, подлежащих маркировке
средствами идентификации, о показателях эффективности проектов по
маркировке товаров средствами идентификации, о правилах маркировки
товаров средствами идентификации, распространяющихся на все группы
товаров, а также о порядке информационного взаимодействия
участников информационного обмена в рамках системы маркировки и
прослеживаемости товаров;
разработку технических требований к маркировке товаров
средствами идентификации на предмет обеспечения непротиворечивости
требованиям, устанавливаемым Соглашением Всемирной торговой
организации по техническим барьерам в торговле.
Функциональными заказчиками, формирующими функциональные
требования к государственной информационной системе, являются
федеральные органы исполнительной власти, ответственные за
государственную политику в сфере оборота отдельных товарных групп,
которые осуществляют:
нормативно-правовое регулирование в области отношений,
возникающих при маркировке товаров, оборот которых они регулируют;
мониторинг оборота маркированных товаров по категориям
товаров, регулирование оборота которых они осуществляют;
формирование требований к отраслевым компонентам
государственной информационной системы по соответствующим товарным
группам, а также участие в их приемке в эксплуатацию;
подготовку и направление (на основе анализа текущей ситуации в
отрасли, оценок бизнес-сообщества) Министерству промышленности и
торговли Российской Федерации (координатору) предложений о
необходимости введения в отношении товарной группы требований об
обязательной маркировке средствами идентификации, установлении
ключевых показателей эффективности введения указанных требований в
отношении рассматриваемой товарной группы, установлении
особенностей правил маркировки средствами идентификации для
отдельных товаров с учетом их специфики, особенностей товарооборота
и жизненного цикла, в том числе предложений о совершенствовании
нормативно-правового регулирования в сфере оборота отдельных
товаров;
обеспечение взаимодействия информационных систем, операторами
которых являются функциональные заказчики, с государственной
информационной системой.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации обеспечивает нормативное регулирование оборота
данных, согласование технических требований к государственной
информационной системе, интероперабельность государственной
информационной системы с иными отраслевыми государственными
информационными системами и интегрированной информационной системой
Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров
средствами идентификации, принимает участие в приемке в
эксплуатацию государственной информационной системы путем оценки и
контроля соблюдения технических требований к ней, а также
обеспечивает контроль соблюдения указанных технических требований
на этапе эксплуатации государственной информационной системы.
В качестве оператора государственной информационной системы
может выступать федеральный орган исполнительной власти или частный
партнер на основании соглашения о государственно-частном
партнерстве, которые осуществляют:
создание, развитие, модернизацию, техническое обслуживание и
эксплуатацию государственной информационной системы, обеспечивающей
централизованную генерацию кодов маркировки с использованием
российских криптографических технологий, их учет и проверку (в том
числе с применением контрольно-кассовой техники), а также сбор,
хранение, накопление и передачу данных для осуществления
федеральными органами исполнительной власти прослеживаемости
движения товаров и мониторинга оборота маркированных товаров;
обеспечение бесперебойного функционирования государственной
информационной системы;
обеспечение консультационной, методологической и технической
поддержки участников оборота товаров;
взаимодействие с отраслевыми ассоциациями (союзами) участников
оборота товаров;
оснащение на безвозмездной основе государственных и
муниципальных медицинских организаций, имеющих лицензию на
осуществление медицинской деятельности, устройствами регистрации
выбытия товаров из оборота со встроенными модулями обеспечения
криптографической защиты информации в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами. Решения об оснащении устройствами регистрации выбытия
товаров иных организаций на безвозмездной основе могут быть приняты
по договоренности сторон;
оснащение производителей и импортеров товаров, для которых
осуществляется генерация кода маркировки, программно-аппаратными
средствами для обеспечения информационной безопасности в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами, на безвозмездной основе;
интеграцию государственной информационной системы с
информационными системами заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти посредством единой системы межведомственного
электронного взаимодействия, а также с национальной системой
управления данными, создание которой предусмотрено в рамках
национальной программы "Цифровая экономика", и информационными
системами участников оборота товаров в соответствии с требованиями
к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и
вывода из эксплуатации государственных информационных систем и
дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
6 июля 2015 г. № 676 "О требованиях к порядку создания, развития,
ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации
государственных информационных систем и дальнейшего хранения
содержащейся в их базах данных информации";
обучение участников оборота товаров работе со средствами
идентификации в системе маркировки и прослеживаемости товаров
(включая государственную информационную систему), в том числе с
использованием программного обеспечения третьих лиц;
осуществление на безвозмездной основе в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами, доступа федеральных органов исполнительной
власти к информации о движении маркированных товаров, а также к
агрегированной информации о движении таких товаров, содержащейся в
системе маркировки;
оказание при необходимости аналитических услуг федеральным
органам исполнительной власти, уполномоченным в сфере
прослеживаемости отдельных групп товаров и осуществляющим
мониторинг оборота маркированных товаров, оператором системы
маркировки на возмездной основе по тарифам, размер которых
определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами.
Органы государственного контроля и надзора (контрольные
органы), являющиеся ключевыми пользователями информации,
содержащейся в государственной информационной системе,
осуществляют:
мониторинг оборота маркированных товаров на всех этапах - от
ввода товара в оборот до его вывода из оборота;
контроль уничтожения изъятых из оборота товаров, подлежащих
маркировке средствами идентификации, на которые в нарушение
требований законодательства Российской Федерации не нанесены
обязательные средства идентификации, а также средств их
производства;
обеспечение взаимодействия информационных систем, операторами
которых являются органы государственного контроля и надзора
(контрольные органы), с государственной информационной системой
посредством единой системы межведомственного электронного
взаимодействия, а также с национальной системой управления данными,
создание которой предусмотрено в рамках национальной программы
"Цифровая экономика".
Участники оборота товаров, подлежащих маркировке средствами
идентификации, осуществляют:
маркировку товаров средствами идентификации и передачу
соответствующих сведений в государственную информационную систему в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами;
направление в государственную информационную систему сведений
об обороте маркированных товаров (в том числе посредством систем
электронного документооборота), а также сведений о выбытии из
оборота маркированных товаров в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами;
оснащение производственных мощностей оборудованием для
нанесения средств идентификации на товары и устройствами
технического зрения для верификации нанесенных средств
идентификации на товары и агрегации товаров в групповые и (или)
транспортные упаковки.
V. Ключевые требования к государственной информационной
системе
Государственная информационная система может создаваться на
основе механизма государственно-частного партнерства.
Объектом соглашения о государственно-частном партнерстве
является создание совокупности программ для
электронно-вычислительных машин, информационных систем, баз данных,
сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных
объектов информационных технологий, содержащейся в них информации и
исходных данных, программно-аппаратных комплексов и иного
имущества, связанного с указанными объектами, для осуществления
прослеживаемости движения товаров и мониторинга оборота
маркированных товаров.
Правомочия обладателя информации в государственной
информационной системе осуществляет Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации, выступающее в роли публичного
партнера в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.
В соглашении о государственно-частном партнерстве
предусматриваются следующие положения:
совместное использование в течение действия и на условиях
соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении
объектов системы маркировки публичным партнером и частным партнером
результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав
объекта информационных технологий системы маркировки;
распоряжение частным партнером исключительными правами с
согласия публичного партнера;
передача исключительных прав публичному партнеру после
прекращения срока действия соглашения о государственно-частном
партнерстве;
передача частным партнером исключительных прав на компоненты
системы маркировки и прослеживаемости товаров (включая
государственную информационную систему), являющиеся объектами
интеллектуальной собственности и входящие в объекты соглашений о
государственно-частном партнерстве, а также передача функций
оператора государственной информационной системы третьим лицам без
согласия в письменной форме публичного партнера не допускается.
К государственной информационной системе применяются
следующие функциональные требования:
обеспечение процесса маркировки товаров;
обеспечение возможности регистрации информации об операциях с
маркированными товарами участниками оборота товаров;
обеспечение сбора и хранения данных о движении маркированных
товаров и их передачи для осуществления прослеживаемости движения
товаров и мониторинга оборота маркированных товаров;
возможность формирования аналитической информации в
соответствии с требованиями функциональных заказчиков и ключевых
пользователей;
возможность обеспечения общественного контроля в системе
маркировки (включая соответствующую информационную систему);
возможность организации взаимодействия с информационными
системами федеральных органов исполнительной власти посредством
единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а
также с национальной системой управления данными, создание которой
предусмотрено в рамках национальной программы "Цифровая экономика";
организация взаимодействия и информационной поддержки
функциональных заказчиков и ключевых пользователей;
возможность обеспечения взаимодействия с интегрированной
информационной системой Евразийского экономического союза в сфере
маркировки товаров средствами идентификации;
возможность ведения необходимой нормативно-справочной
информации;
юридическая значимость сведений, передаваемых участниками
оборота товара в государственную информационную систему
(обеспечивается усиленной квалифицированной электронной подписью
руководителя организации - участника оборота товаров или
посредством регистрации в государственной информационной системе
используемого такой организацией оборудования для передачи
сведений);
обеспечение возможности осуществления гражданами проверки
легальности приобретаемых товаров на основе представления из
государственной информационной системы необходимых сведений.
К государственной информационной системе предъявляются
следующие технические требования:
хранение информации, формируемой в рамках государственной
информационной системы, должно осуществляться на территории
Российской Федерации в соответствии с требованиями,
устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами, а в случае заключения соглашения о
государственно-частном партнерстве - в соответствии с соглашениями
о государственно-частном партнерстве;
обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников
к государственной информационной системе в порядке и на условиях,
которые устанавливаются Правительством Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами;
обеспечение технологической независимости, информационной
безопасности и криптографической защиты при использовании
государственной информационной системы любым ее участником;
формирование кода маркировки с использованием кода
идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код
товарной позиции и уникальный код экземпляра товара;
обеспечение защиты кода проверки с помощью российских
криптографических технологий.
____________