ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2019 г. № 3183-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемый национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года (далее - национальный план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий национального плана:
утвердить отраслевые планы адаптации к изменениям климата до 30 сентября 2021 г. и обеспечить их размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
направлять в Минэкономразвития России отчеты о ходе выполнения мероприятий национального плана ежегодно, до 15 апреля.
3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана:
организовать работу по адаптации к изменениям климата и утвердить региональные планы адаптации к изменениям климата до 10 мая 2022 г.;
направлять в Минэкономразвития России отчеты о ходе выполнения мероприятий национального плана ежегодно, до 15 апреля.
4. Минэкономразвития России представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий национального плана ежегодно, до 15 июня.
5. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями внести до 30 декабря 2022 г. в Правительство Российской Федерации проект национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 декабря 2019 г. № 3183-р
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года
I. Об изменении глобального климата и о его последствиях на территории Российской Федерации
По данным многолетних наблюдений, выполняемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, среднегодовая температура воздуха у поверхности Земли на территории Российской Федерации с середины 1970-х годов растет в среднем на 0,47°С за 10 лет, что в 2,5 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха (0,18°С за 10 лет). Значительная часть территории Российской Федерации находится в области значительных (наблюдаемых и прогнозируемых) изменений климата, а последствия этих изменений оказывают существенное и усиливающееся воздействие на социально-экономическое развитие страны, условия жизни и здоровье людей, а также на состояние объектов экономики.
В этих условиях принятие мер по адаптации к изменениям климата (далее - адаптация) необходимо для снижения потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменениями климата. Отмечаемые в последние годы масштабные социально-экономические последствия температурных и барических контрастов, экстремальных осадков и наводнений доказывают растущую уязвимость населения и экономики к экстремальным погодно-климатическим воздействиям и, соответственно, актуальность и стратегическую значимость планирования мер адаптации. При этом происходящие изменения климата на территории Российской Федерации создают и новые возможности для экономики страны, использование которых также относится к сфере адаптации.
К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся в том числе:
повышение риска для здоровья населения;
рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других;
повышение пожароопасности в лесных массивах;
деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций;
нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;
распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;
увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в теплый сезон.
К возможным положительным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся в том числе:
сокращение расходов энергии в отопительный период;
улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к континентальному шельфу Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определенных мер);
повышение продуктивности бореальных лесов.
II. Планирование мер адаптации
В соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп, разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации являются одними из основных задач политики в области климата.
На общенациональном уровне национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года (далее - национальный план) представляет собой государственную систему мер политического, законодательного, нормативно-правового, экономического и социального характера, которые осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и которые направлены на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений планетарного климата, климата на территории Российской Федерации, территориях соседних государств, на прилегающих к ним акваториях Мирового океана, а также на использование благоприятных возможностей, обусловленных указанными изменениями. Задачами планирования мер адаптации Российской Федерации к изменениям климата являются:
научное обеспечение процесса разработки и принятия органами государственной власти и хозяйствующими субъектами решений, направленных на повышение уровня безопасности (защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства) от последствий изменений климата для населения и экономики, включая опасные природные явления и чрезвычайные ситуации природного характера;
реализация решений, обеспечивающих повышение уровня безопасности личности, общества и государства от последствий изменений климата и значительное сокращение потерь и ущерба экономике страны от опасных природных явлений;
получение дополнительных выгод в погодозависимых и климатозависимых отраслях экономики путем определения и реализации оптимальных хозяйственных решений на основе информации о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды;
актуализация стратегий развития видов экономической деятельности и секторов экономики с учетом влияния на них изменений климата и обеспечение их реализации в рамках государственных программ и инвестиционных проектов, а также проектов и программ государственно-частного партнерства;
снижение рисков внешнеэкономической деятельности путем разработки и осуществления мер защиты российских товаропроизводителей от недобросовестных действий иностранных партнеров по ограничению их конкурентоспособности;
обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.
Основными принципами организации планирования являются:
дифференцированный подход, учитывающий:
природно-климатическую, социально-экономическую и технологическую специфику адаптации различных секторов (сфер) экономики и регионов страны;
эффективность мер адаптации на различных уровнях принятия решений;
разную степень готовности субъектов реализации политики в области климата к разработке и реализации мер адаптации;
cтадийность и последовательность процесса планирования, подразумевающие наличие этапов разработки и реализации планов адаптации в виде последовательных приближений к гармонизации всех планов, синергизм их элементов, регулярную корректировку и дополнение мер по адаптации новыми элементами;
комплексность планирования, предполагающая:
превентивную (упреждающую) адаптацию, нацеленную на снижение уровня рисков климатических изменений (например, сооружение дамб от наводнений, лесозащитных полос, расширение посевов засухоустойчивых культур и другие),
посткризисную адаптацию, предусматривающую минимизацию последствий негативного воздействия конкретных проявлений изменения климата, в том числе связанных с ними чрезвычайных ситуаций (эвакуация населения, ликвидация последствий, вакцинация, временное расселение и другие);
адаптацию к прямым (реальным и ожидаемым) и косвенным последствиям изменений климата для населения, инфраструктуры и экономики;
гармонизацию и интеграцию планов адаптации (согласованность и взаимную дополняемость мер превентивной и мер посткризисной адаптации), а также планов адаптации на федеральном и региональном уровнях;
иерархию планирования, в том числе приоритет национального плана, выполнению целей и задач которого подчинены другие федеральные, а также региональные планы адаптации, конкретизирующие и детализирующие национальный план в соответствующих измерениях (разрезах);
мониторинг эффективности мер адаптации и их корректировку (при необходимости);
надлежащее научное и технологическое обеспечение прогнозирования климата и климатического обслуживания.
Организация и реализация мер по адаптации обеспечивается с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни населения и экономики. В соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп, предусмотрена разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых планов адаптации.
При этом ввиду разнообразия природно-климатических зон Российской Федерации и масштабов наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата на территории Российской Федерации при выборе мер адаптации учитывается весь комплекс потерь и выгод, связанных с изменениями климата, характерными для природно-климатических условий регионов Российской Федерации и экономической специализации. Наблюдаемые и прогнозируемые изменения климата на территории Российской Федерации могут быть как неблагоприятными, так и несущими определенные выгоды для экономики и населения.
Меры косвенной адаптации, затрагивающие вопросы национальной безопасности, могут рассматриваться в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности путем согласованных действий всех ее элементов под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.
Поскольку необходимой предпосылкой для планирования и реализации мер хозяйственной адаптации, а также для осуществления надлежащего контроля реализации планов адаптации является нормативно-правовая, методическая и институциональная база, на первом этапе планирования адаптации реализуются мероприятия, направленные на ее формирование.
Организационное, нормативно-правовое, методическое, информационное и научное обеспечение реализации национального плана приведено в приложении.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к национальному плану мероприятий
первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года
Организационное, нормативно-правовое, методическое, информационное и научное обеспечение реализации национального плана
Наименование мероприятия | Вид документа | Ответственные исполнители | Срок исполнения | Ожидаемый результат |
| | | | | |
| I. Федеральный блок |
| Организационное, нормативно-правовое и методическое обеспечение |
1. | Уточнение состава Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды и положения о ней | проект акта Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минприроды России | I квартал 2020 г. | формирование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации мероприятий национального плана |
2. | Подготовка предложений по формированию рабочей группы по вопросам адаптации к изменениям климата при Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды | доклад в Правительство Российской Федерации с приложением проекта решения Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды | Минэкономразвития России,
Минприроды России | I квартал 2020 г. | формирование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации мероприятий национального плана |
3. | Определение (уточнение) полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области адаптации к изменениям климата | проект федерального закона (в отношении полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), проекты актов Правительства Российской Федерации (в отношении полномочий федеральных органов исполнительной власти) | Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минвостокразвития России, Минсельхоз России, Минприроды России, Минтранс России, Минздрав России, МЧС России, Минстрой России, Минобрнауки России, Росгидромет, Роспотребнадзор, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | IV квартал 2020 г. | определение (уточнение) полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области адаптации к изменениям климата |
4. | Анализ действующих и проектируемых нормативных актов, включая ведомственные акты, стандарты, методические документы и др., содержащих положения по мерам адаптации к изменениям климата населения и экономики | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минприроды России, Минпромторг России, Минздрав России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минобрнауки России, Минтранс России, Минстрой России, Росгидромет, Роспотребнадзор | IV квартал 2020 г. | оценка достаточности нормативного регулирования и методического обеспечения мер адаптации к изменениям климата, предложения по совершенствованию регулирования и методического обеспечения |
5. | Разработка типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации | ведомственный акт | Минприроды России, Росгидромет, Минобрнауки России, Роспотребнадзор, Российская академия наук, Минэкономразвития России | IV квартал 2020 г. | обеспечение унифицированного подхода к обоснованию и разработке региональных планов адаптации к изменениям климата |
6. | Определение системы целевых показателей достижения целей адаптации к изменениям климата (федеральных, отраслевых, региональных) | ведомственный акт | Минэкономразвития России, Росстат, Минприроды России, Росгидромет, Минтранс России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минстрой России | IV квартал 2020 г. | инструмент анализа эффективности мер адаптации к изменениям климата и контроля за реализацией национального плана, отраслевых и региональных планов адаптации к изменениям климата |
7. | Разработка статистических показателей, характеризующих защищенность населения, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов от неблагоприятных последствий изменения климата | проект распоряжения Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Росстат, Минприроды России, Росгидромет, Минтранс России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минстрой России, Минздрав России, Минсельхоз России, Росводресурсы, Росрыболовство, Роспотребнадзор | II квартал 2021 г. | формирование официальной статистической информации об уровне защищенности населения и экономики от неблагоприятных последствий изменения климата |
8. | Разработка методических рекомендаций по оценке климатических рисков и ранжированию адаптационных мероприятий по степени ихприоритетности | ведомственный акт | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | IV квартал 2020 г. | методические рекомендации по оценке климатических рисков для инфраструктуры, отраслей экономики и населения и предполагаемых затрат на ликвидацию последствий или предотвращение их воздействия (или выгод от их наступления) |
9. | Разработка методических рекомендаций по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата | ведомственный акт | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | IV квартал 2020 г. | методическое сопровождение формирования отраслевых и региональных планов адаптации к изменениям климата |
10. | Подготовка предложений по созданию новых и совершенствованию имеющихся экономических, финансовых инструментов и механизмов страхования с учетом государственного и частного финансирования, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минфин России, при участии Банка России | III квартал 2021 г. | перечень экономических, финансовых инструментов и механизмов страхования, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата |
11. | Подготовка предложений о мерах защиты российских товаропроизводителей от действий по ограничению конкурентоспособности под предлогом их несоответствия требованиям климатической безопасности | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минпромторг России, МИД России | IV квартал 2020 г. | снижение рисков внешне-экономической деятельности экспортно ориентированных товаропроизводителей, защита от "углеродного" протекционизма |
12. | Мониторинг эффективности реализованных мер адаптации к изменениям климата населения, экономики и природных объектов | доклад в Правительство Российской Федерации | Минэкономразвития России, Росгидромет, Росстат, Минприроды России, Минтранс России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минстрой России, Минздрав России, Минсельхоз России, Роспотребнадзор, Минфин России | II квартал 2022 г. | оценка эффективности и достаточности мероприятий первого этапа национального плана адаптации к изменениям климата на период до 2022 года |
13. | Подготовка проекта национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года | проект акта Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Росгидромет, Росстат, Минприроды России, Минтранс России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минстрой России, Минздрав России, Минсельхоз России, Роспотребнадзор, Минфин России | IV квартал 2022 г. | перечень экономических и финансовых механизмов, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата |
Информационное и научное обеспечение |
14. | Переоснащение и модернизация государственной наблюдательной сети климатического мониторинга | доклад в Правительство Российской Федерации | Росгидромет, Минэкономразвития России, Минприроды России, Минфин России | I квартал 2020 г. | развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата |
15. | Подготовка третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, включающего оценки уязвимости и сценарии адаптации | доклад в Правительство Российской Федерации | Росгидромет, Минобрнауки России, Российская академия наук | III квартал 2022 г. | расширенная актуализированная информационная и научная основа для реализации планов адаптации к изменениям климата |
16. | Включение знаний об изменении климата и адаптации (к изменениям климата) человека и экономики (к его изменениям) в федеральные государственные образовательные стандарты общего и среднего профессионального образования | ведомственный акт | Минпросвещения России, Минобрнауки России, Росгидромет, Минэкономразвития России, Российская академия наук | по мере актуализации | просвещение детей и молодежи по вопросам адаптации к изменениям климата |
II. Отраслевой блок |
17. | Актуализация отраслевых документов стратегического планирования по видам экономической деятельности и секторам экономики с учетом степени зависимости от погодно-климатических изменений и потребностей в адаптации к указанным изменениям | проекты актов Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минприроды России, Минпромторг России, Минздрав России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минобрнауки России, Роспотребнадзор, Минтранс России, Минстрой России, Росгидромет | III квартал 2021 г. | включение мер адаптации к изменениям климата в отраслевые документы стратегического планирования |
18. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области транспорта | ведомственный акт | Минтранс России, Росгидромет, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минстрой России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
19. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере топливно-энергетического комплекса | ведомственный акт | Минэнерго России, Росгидромет, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
20. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства | ведомственный акт | Минстрой России, Минэнерго России, Росгидромет, Росстат, Минэкономразвития России, Минфин России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
21. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства | ведомственный акт | Минсельхоз России, Росрыболовство, Росгидромет, Росстат, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
22. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования | ведомственный акт | Минприроды России, Рослесхоз, Росводресурсы, Росгидромет, Роснедра, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
23. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере здравоохранения | ведомственный акт | Минздрав России, Роспотребнадзор, ФМБА России, Росгидромет, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
24. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения | ведомственный акт | Роспотребнадзор, ФМБА России, Росгидромет, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
25. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата Арктической зоны Российской Федерации | ведомственный акт | Минвостокразвития России, Росгидромет, Роспотребнадзор, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России, Минприроды России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
26. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | ведомственный акт | МЧС России, Росгидромет, Минэкономразвития России, Минстрой России, Минфин России, Минприроды России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
27. | Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере промышленного комплекса, технического регулирования, внешней и внутренней торговли | ведомственный акт | Минпромторг России, Росгидромет, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России | III квартал 2021 г. | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата |
III. Региональный блок |
28. | Подготовка предложений по корректировке документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации | акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | IV квартал 2021 г. | включение мер по адаптации к изменениям климата в документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации |
29. | Разработка и утверждение региональных планов адаптации к изменениям климата | акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации | высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации | IV квартал 2022 г. | формирование системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата, реализуемых на региональном уровне |
____________