Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 3183-р

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 25 декабря 2019 г. № 3183-р

 

МОСКВА

 

 

1. Утвердить прилагаемый национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года (далее - национальный план).

2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий национального плана:

утвердить отраслевые планы адаптации к изменениям климата до 30 сентября 2021 г. и обеспечить их размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

направлять в Минэкономразвития России отчеты о ходе выполнения мероприятий национального плана ежегодно, до 15 апреля.

3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана:

организовать работу по адаптации к изменениям климата и утвердить региональные планы адаптации к изменениям климата до 10 мая 2022 г.;

направлять в Минэкономразвития России отчеты о ходе выполнения мероприятий национального плана ежегодно, до 15 апреля.

4. Минэкономразвития России представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий национального плана ежегодно, до 15 июня.

5. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями внести до 30 декабря 2022 г. в Правительство Российской Федерации проект национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года.

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                               Д.Медведев

 

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 декабря 2019 г. № 3183-р

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года

 

I. Об изменении глобального климата и о его последствиях на территории Российской Федерации

 

По данным многолетних наблюдений, выполняемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, среднегодовая температура воздуха у поверхности Земли на территории Российской Федерации с середины 1970-х годов растет в среднем на 0,47°С за 10 лет, что в 2,5 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха (0,18°С за 10 лет). Значительная часть территории Российской Федерации находится в области значительных (наблюдаемых и прогнозируемых) изменений климата, а последствия этих изменений оказывают существенное и усиливающееся воздействие на социально-экономическое развитие страны, условия жизни и здоровье людей, а также на состояние объектов экономики.

В этих условиях принятие мер по адаптации к изменениям климата (далее - адаптация) необходимо для снижения потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменениями климата. Отмечаемые в последние годы масштабные социально-экономические последствия температурных и барических контрастов, экстремальных осадков и наводнений доказывают растущую уязвимость населения и экономики к экстремальным погодно-климатическим воздействиям и, соответственно, актуальность и стратегическую значимость планирования мер адаптации. При этом происходящие изменения климата на территории Российской Федерации создают и новые возможности для экономики страны, использование которых также относится к сфере адаптации.

К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся в том числе:

повышение риска для здоровья населения;

рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других;

повышение пожароопасности в лесных массивах;

деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций;

нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;

распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;

увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в теплый сезон.

К возможным положительным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся в том числе:

сокращение расходов энергии в отопительный период;

улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к континентальному шельфу Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;

улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определенных мер);

повышение продуктивности бореальных лесов.

 

II. Планирование мер адаптации

 

В соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп, разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации являются одними из основных задач политики в области климата.

На общенациональном уровне национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года (далее - национальный план) представляет собой государственную систему мер политического, законодательного, нормативно-правового, экономического и социального характера, которые осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и которые направлены на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений планетарного климата, климата на территории Российской Федерации, территориях соседних государств, на прилегающих к ним акваториях Мирового океана, а также на использование благоприятных возможностей, обусловленных указанными изменениями. Задачами планирования мер адаптации Российской Федерации к изменениям климата являются:

научное обеспечение процесса разработки и принятия органами государственной власти и хозяйствующими субъектами решений, направленных на повышение уровня безопасности (защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства) от последствий изменений климата для населения и экономики, включая опасные природные явления и чрезвычайные ситуации природного характера;

реализация решений, обеспечивающих повышение уровня безопасности личности, общества и государства от последствий изменений климата и значительное сокращение потерь и ущерба экономике страны от опасных природных явлений;

получение дополнительных выгод в погодозависимых и климатозависимых отраслях экономики путем определения и реализации оптимальных хозяйственных решений на основе информации о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды;

актуализация стратегий развития видов экономической деятельности и секторов экономики с учетом влияния на них изменений климата и обеспечение их реализации в рамках государственных программ и инвестиционных проектов, а также проектов и программ государственно-частного партнерства;

снижение рисков внешнеэкономической деятельности путем разработки и осуществления мер защиты российских товаропроизводителей от недобросовестных действий иностранных партнеров по ограничению их конкурентоспособности;

обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.

Основными принципами организации планирования являются:

дифференцированный подход, учитывающий:

природно-климатическую, социально-экономическую и технологическую специфику адаптации различных секторов (сфер) экономики и регионов страны;

эффективность мер адаптации на различных уровнях принятия решений;

разную степень готовности субъектов реализации политики в области климата к разработке и реализации мер адаптации;

cтадийность и последовательность процесса планирования, подразумевающие наличие этапов разработки и реализации планов адаптации в виде последовательных приближений к гармонизации всех планов, синергизм их элементов, регулярную корректировку и дополнение мер по адаптации новыми элементами;

комплексность планирования, предполагающая:

превентивную (упреждающую) адаптацию, нацеленную на снижение уровня рисков климатических изменений (например, сооружение дамб от наводнений, лесозащитных полос, расширение посевов засухоустойчивых культур и другие),

посткризисную адаптацию, предусматривающую минимизацию последствий негативного воздействия конкретных проявлений изменения климата, в том числе связанных с ними чрезвычайных ситуаций (эвакуация населения, ликвидация последствий, вакцинация, временное расселение и другие);

адаптацию к прямым (реальным и ожидаемым) и косвенным последствиям изменений климата для населения, инфраструктуры и экономики;

гармонизацию и интеграцию планов адаптации (согласованность и взаимную дополняемость мер превентивной и мер посткризисной адаптации), а также планов адаптации на федеральном и региональном уровнях;

иерархию планирования, в том числе приоритет национального плана, выполнению целей и задач которого подчинены другие федеральные, а также региональные планы адаптации, конкретизирующие и детализирующие национальный план в соответствующих измерениях (разрезах);

мониторинг эффективности мер адаптации и их корректировку (при необходимости);

надлежащее научное и технологическое обеспечение прогнозирования климата и климатического обслуживания.

Организация и реализация мер по адаптации обеспечивается с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни населения и экономики. В соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп, предусмотрена разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых планов адаптации.

При этом ввиду разнообразия природно-климатических зон Российской Федерации и масштабов наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата на территории Российской Федерации при выборе мер адаптации учитывается весь комплекс потерь и выгод, связанных с изменениями климата, характерными для природно-климатических условий регионов Российской Федерации и экономической специализации. Наблюдаемые и прогнозируемые изменения климата на территории Российской Федерации могут быть как неблагоприятными, так и несущими определенные выгоды для экономики и населения.

Меры косвенной адаптации, затрагивающие вопросы национальной безопасности, могут рассматриваться в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности путем согласованных действий всех ее элементов под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

Поскольку необходимой предпосылкой для планирования и реализации мер хозяйственной адаптации, а также для осуществления надлежащего контроля реализации планов адаптации является нормативно-правовая, методическая и институциональная база, на первом этапе планирования адаптации реализуются мероприятия, направленные на ее формирование.

Организационное, нормативно-правовое, методическое, информационное и научное обеспечение реализации национального плана приведено в приложении.

 

 

____________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
к национальному плану мероприятий
первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года

 

Организационное, нормативно-правовое, методическое, информационное и научное обеспечение реализации национального плана

 

Наименование мероприятия

Вид документа

Ответственные исполнители

Срок исполнения

Ожидаемый результат

  

I. Федеральный блок

Организационное, нормативно-правовое и методическое обеспечение

1.

Уточнение состава Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды и положения о ней

проект акта Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Минприроды России

I квартал 2020 г.

формирование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации мероприятий национального плана

2.

Подготовка предложений по формированию рабочей группы по вопросам адаптации к изменениям климата при Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды

доклад в Правительство Российской Федерации
с приложением проекта решения Правительственной комиссии по вопросам природопользования
и охраны окружающей среды

Минэкономразвития России,

Минприроды России

I квартал 2020 г.

формирование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации мероприятий национального плана

3.

Определение (уточнение) полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области адаптации к изменениям климата

проект федерального закона (в отношении полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации),

проекты актов Правительства Российской Федерации
(в отношении полномочий федеральных органов исполнительной власти)

Минэкономразвития России,

Минэнерго России,

Минвостокразвития России,

Минсельхоз России,

Минприроды России,

Минтранс России,

Минздрав России,

МЧС России,

Минстрой России,

Минобрнауки России,

Росгидромет,

Роспотребнадзор,

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

IV квартал 2020 г.

определение (уточнение) полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области адаптации к изменениям климата

4.

Анализ действующих и проектируемых нормативных актов, включая ведомственные акты, стандарты, методические документы и др., содержащих положения по мерам адаптации к изменениям климата населения и экономики

доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Минприроды России,

Минпромторг России,

Минздрав России,

Минсельхоз России,

Минэнерго России,

Минобрнауки России,

Минтранс России,

Минстрой России,

Росгидромет,

Роспотребнадзор

IV квартал 2020 г.

оценка достаточности нормативного регулирования и методического обеспечения мер адаптации к изменениям климата, предложения
по совершенствованию регулирования и методического обеспечения

5.

Разработка типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации

ведомственный акт

Минприроды России,

Росгидромет,

Минобрнауки России,

Роспотребнадзор,

Российская академия наук,

Минэкономразвития России

IV квартал 2020 г.

обеспечение унифицированного подхода
к обоснованию и разработке региональных планов адаптации к изменениям климата

6.

Определение системы целевых показателей достижения целей адаптации к изменениям климата (федеральных, отраслевых, региональных)

ведомственный акт

Минэкономразвития России,

Росстат,

Минприроды России,

Росгидромет,

Минтранс России,

Минэнерго России,

Минпромторг России,

Минстрой России

IV квартал

2020 г.

инструмент анализа эффективности мер адаптации к изменениям климата и контроля за реализацией национального плана, отраслевых и региональных планов адаптации к изменениям климата

7.

Разработка статистических показателей, характеризующих защищенность населения, природных,
природно-антропогенных
и антропогенных объектов от неблагоприятных последствий изменения климата

проект распоряжения

Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Росстат,

Минприроды России,

Росгидромет,

Минтранс России,

Минэнерго России,

Минпромторг России,

Минстрой России,

Минздрав России,

Минсельхоз России,

Росводресурсы,

Росрыболовство,

Роспотребнадзор

II квартал 2021 г.

формирование официальной статистической информации об уровне защищенности населения и экономики от неблагоприятных последствий изменения климата

8.

Разработка методических рекомендаций по оценке климатических рисков
и ранжированию адаптационных мероприятий по степени их

приоритетности

ведомственный акт

Минэкономразвития России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

IV квартал

2020 г.

методические рекомендации по оценке климатических рисков для инфраструктуры, отраслей экономики и населения и предполагаемых затрат на ликвидацию последствий или предотвращение их воздействия (или выгод от их наступления)

9.

Разработка методических рекомендаций по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата

ведомственный акт

Минэкономразвития России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
и организации,

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

IV квартал

2020 г.

методическое сопровождение формирования отраслевых
и региональных планов адаптации к изменениям климата

10.

Подготовка предложений по созданию новых и совершенствованию имеющихся экономических, финансовых инструментов и механизмов страхования с учетом государственного и частного финансирования, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата

доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Минфин России,

при участии Банка России

III квартал 2021 г.

перечень экономических, финансовых инструментов
и механизмов страхования, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата

11.

Подготовка предложений о мерах защиты российских товаропроизводителей от действий по ограничению конкурентоспособности под предлогом их несоответствия требованиям климатической безопасности

доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Минпромторг России,

МИД России

IV квартал

2020 г.

снижение рисков внешне-экономической деятельности экспортно ориентированных товаропроизводителей, защита от "углеродного" протекционизма

12.

Мониторинг эффективности реализованных мер адаптации к изменениям климата населения, экономики и природных объектов

доклад в Правительство Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Росгидромет,

Росстат,

Минприроды России,

Минтранс России,

Минэнерго России,

Минпромторг России,

Минстрой России,

Минздрав России,

Минсельхоз России,

Роспотребнадзор,

Минфин России

II квартал 2022 г.

оценка эффективности
и достаточности мероприятий первого этапа национального плана адаптации к изменениям климата на период до 2022 года

13.

Подготовка проекта национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года

проект акта Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Росгидромет,

Росстат,

Минприроды России,

Минтранс России,

Минэнерго России,

Минпромторг России,

Минстрой России,

Минздрав России,

Минсельхоз России,

Роспотребнадзор,

Минфин России

IV квартал

2022 г.

перечень экономических
и финансовых механизмов, способствующих повышению эффективности мер адаптации к изменениям климата

Информационное и научное обеспечение

14.

Переоснащение и модернизация государственной наблюдательной сети климатического мониторинга

доклад в Правительство Российской Федерации

Росгидромет,

Минэкономразвития России,

Минприроды России,

Минфин России

I квартал 2020 г.

развитие сети климатического мониторинга для обеспечения заинтересованных сторон сведениями о состоянии и прогнозе состояния окружающей среды в результате изменения климата

15.

Подготовка третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, включающего оценки уязвимости и сценарии адаптации

доклад в Правительство Российской Федерации

Росгидромет,

Минобрнауки России,

Российская академия наук

III квартал 2022 г.

расширенная актуализированная информационная
и научная основа для реализации планов адаптации к изменениям климата

16.

Включение знаний об изменении климата и адаптации (к изменениям климата) человека и экономики (к его изменениям) в федеральные государственные образовательные стандарты общего и среднего профессионального образования

ведомственный акт

Минпросвещения России,

Минобрнауки России,

Росгидромет,

Минэкономразвития России,

Российская академия наук

по мере

актуализации

просвещение детей и молодежи по вопросам адаптации к изменениям климата

II. Отраслевой блок

17.

Актуализация отраслевых документов стратегического планирования по видам экономической деятельности и секторам экономики с учетом степени зависимости от погодно-климатических изменений и потребностей в адаптации к указанным изменениям

проекты актов

Правительства

Российской Федерации

Минэкономразвития России,

Минприроды России,

Минпромторг России,

Минздрав России,

Минсельхоз России,

Минэнерго России,

Минобрнауки России,

Роспотребнадзор,

Минтранс России,

Минстрой России,

Росгидромет

III квартал 2021 г.

включение мер адаптации к изменениям климата в отраслевые документы стратегического планирования

18.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области транспорта

ведомственный акт

Минтранс России,

Росгидромет,

Минэнерго России,

Минфин России,

Минэкономразвития России,

Минстрой России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

19.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере топливно-энергетического комплекса

ведомственный акт

Минэнерго России, Росгидромет,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минстрой России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

20.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства

ведомственный акт

Минстрой России,

Минэнерго России,

Росгидромет,

Росстат,

Минэкономразвития России,

Минфин России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

21.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства

ведомственный акт

Минсельхоз России,

Росрыболовство, 
Росгидромет,

Росстат,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минстрой России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

22.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере природопользования

ведомственный акт

Минприроды России,

Рослесхоз,

Росводресурсы,

Росгидромет,

Роснедра,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минстрой России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

23.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере здравоохранения

ведомственный акт

Минздрав России,

Роспотребнадзор,

ФМБА России,

Росгидромет, Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минстрой России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

24.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

ведомственный акт

Роспотребнадзор,

ФМБА России,

Росгидромет,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минстрой России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

25.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата

Арктической зоны Российской

Федерации

ведомственный акт

Минвостокразвития России,

Росгидромет,

Роспотребнадзор,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минстрой России,

Минприроды России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

26.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ведомственный акт

МЧС России,

Росгидромет,

Минэкономразвития России,

Минстрой России,

Минфин России,

Минприроды России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

27.

Разработка и утверждение отраслевого плана адаптации к изменениям климата в сфере промышленного комплекса, технического регулирования, внешней и внутренней торговли

ведомственный акт

Минпромторг России,

Росгидромет,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минстрой России

III квартал 2021 г.

формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата

III. Региональный блок

28.Подготовка предложений
по корректировке документов стратегического планирования
субъектов Российской Федерации

акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

IV квартал 2021 г.

включение мер
по адаптации к изменениям климата в документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации
29.Разработка и утверждение
региональных планов адаптации
к изменениям климата

акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

IV квартал 2022 г.

формирование системы оперативных
и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата, реализуемых
на региональном уровне

 

 

____________

 


Информация по документу
Читайте также