Расширенный поиск

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.09.2018 № 655н

 



         МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПРИКАЗ

                              Москва

     28 сентября 2018 г.                               № 655н


     Об утверждении примерной дополнительной профессиональной
              программы по специальности "Остеопатия"

        Зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2018 г.
                      Регистрационный № 52468

     В соответствии с частью 3 статьи  82  Федерального  закона  от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   2012,   № 53,
ст. 7598; 2016, № 1, ст. 9) п р и к а з ы в а ю:
     1. Утвердить   примерную    дополнительную    профессиональную
программу профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения
3504 академических  часа  по  специальности  "Остеопатия"  согласно
приложению.
     2. Признать  утратившим   силу   приложение   № 3   "Примерная
дополнительная    профессиональная    программа    профессиональной
переподготовки врачей со сроков освоения 996 академических часов по
специальности "Остеопатия" к приказу  Министерства  здравоохранения
Российской Федерации  от  24 июля  2015 г.  № 481н  "Об утверждении
примерных  дополнительных  профессиональных  программ  медицинского
образования   по   специальности   "Остеопатия"    (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  9 сентября  2015 г.,
регистрационный № 38835).


     Врио Министра                                     Т.В.Яковлева


                         ________________


                                           Приложение
                             к приказу Министерства здравоохранения
                                      Российской Федерации
                              от "__" ______________ 2018 г. № ___


        Примерная дополнительная профессиональная программа
     профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения
       3504 академических часа по специальности "Остеопатия"

                        I. Общие положения

     1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной  программы
профессиональной  переподготовки  специалистов   по   специальности
"Остеопатия"   (далее -   Программа)   заключается   в    получении
компетенций,    необходимых    для    выполнения    нового     вида
профессиональной     деятельности,     в     приобретении     новой
квалификации<1>.
     Трудоемкость освоения - 3504 академических часа.
     Основными компонентами Программы являются:
     - общие положения, включающие цель программы;
     - планируемые результаты обучения;
     - учебный план;
     - календарный учебный график;
     - рабочие    программы     учебных     дисциплин     (модулей)
"фундаментальные дисциплины",  "специальные  дисциплины",  "смежные
дисциплины";
     - организационно-педагогические условия;
     - формы аттестации;
     - оценочные материалы<2>.
     ___________
     <1> Часть  5  статьи  76  Федерального  закона  от  29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации 2012, № 53,  ст. 7598;  2016,
№ 1, ст. 24, 72; 2016, № 27, ст. 4223) (далее -  Федеральный  закон
№ 273-ФЗ).
     <2> Пункт    9    Порядка    организации    и    осуществления
образовательной  деятельности  по  дополнительным  профессиональным
программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской  Федерации  от  1 июля  2013 г.  № 499  (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  20 августа  2013 г.,
регистрационный  № 29444),  с  изменениями,   внесенными   приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от  15 ноября
2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юсюстиции  Российской
Федерации  14 января  2014 г.,  регистрационный  № 31014)  (далее -
Порядок).

     1.2. Реализация   Программы   направлена   на   удовлетворение
образовательных    и    профессиональных    потребностей    врачей,
качественного  расширения  области  знаний,   умений   и   навыков,
востребованных  при   выполнении   нового   вида   профессиональной
деятельности по специальности "Остеопатия".
     На обучение по программе могут быть зачислены врачи  с  высшим
медицинским образованием по  одной  из  специальностей -  "Лечебное
дело",  "Педиатрия"  или  "Стоматология",  прошедшие  обучение   по
программам  интернатуры/ординатуры  по  одной  из   специальностей,
указанных в квалификационных требованиях к медицинским работникам с
высшим образованием по специальности "Остеопатия"<3>.
     1.3. Программа  разработана  на   основании   квалификационных
требований  к  медицинским  работникам  с  высшим  образованием  по
специальности     "Остеопатия"<3>,     требований      федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования<4>.
     __________
     <3> Приказ Министерства здравоохранения  Российской  Федерации
от  8 октября  2015 г.  № 707н   "Об утверждении   Квалификационных
требований к медицинским и  фармацевтическим  работникам  с  высшим
образованием   по   направлению   подготовки   "Здравоохранение   и
медицинские   науки"   (зарегистрирован    Министерством    юстиции
Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438) с
изменениями,  внесенными  приказом   Министерства   здравоохранения
Российской Федерации от  15 июня  2017 г.  № 328н  (зарегистрирован
Министерством  юстиции   Российской   Федерации   3 июля   2017 г.,
регистрационный № 47273).
     <4> Приказ  Министерства  образования   и   науки   Российской
Федерации от 25 августа 2014 г. № 1095 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования  по
специальности 31.08.52 Остеопатия (уровень подготовки кадров высшей
квалификации)" (зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской
Федерации 29 октября 2014 г., регистрационный № 34505).

     1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным
принципом,  где  учебными  модулями  являются   рабочие   программы
"Фундаментальные дисциплины",  "Специальные  дисциплины",  "Смежные
дисциплины".  Структурными  единицами  учебного   модуля   являются
разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется  на  темы,  каждая
тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы.  Для  удобства
пользования Программой в учебном процессе  каждая  его  структурная
единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины
(например, 1), на втором - код темы (например,  1.1),  далее -  код
элемента (например,  1.1.1),  затем -  код  подэлемента  (например,
1.1.1.1).  Кодировка  вносит  определенный   порядок   в   перечень
вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь,  позволяет
кодировать   контрольно-измерительные   (тестовые)   материалы    в
учебно-методическом комплексе (далее - УМК).
     1.5. В Программе  предусмотрен  перечень  необходимых  знаний,
умений и навыков медицинских работников с  высшим  образованием  по
специальности "Остеопатия",  составляющих  основу  профессиональных
компетенций.
     1.6. Для получения профессиональных  компетенций,  необходимых
врачам для оказания медицинской помощи по профилю  "Остеопатия",  в
Программе отводятся часы на практические занятия (далее - ПЗ).
     ПЗ состоят из двух компонентов:
     1) ПЗ,     направленные     на      закрепление      имеющихся
общепрофессиональных умений и навыков;
     2) ПЗ,    направленные     на     формирование     специальных
профессиональных умений и навыков.
     Для   получения   компетенции,   необходимой   для    оказания
медицинской помощи по профилю "Остеопатия" при ургентных состояниях
в амбулаторных условиях, в Программе отводятся  часы  на  обучающий
симуляционный курс (далее - ОСК).
     1.7. Планируемые результаты обучения направлены  на  получение
новых компетенций, необходимых для оказания медицинской  помощи  по
профилю "Остеопатия".
     1.8. Учебный план  определяет  состав  изучаемых  дисциплин  с
указанием их  трудоемкости,  объема,  последовательности  и  сроков
изучения, устанавливает формы организации учебного  процесса  и  их
соотношение (лекции,  ОСК,  семинарские  и  практические  занятия),
конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающегося.
     1.9. Рабочие    программы    учебных    дисциплин    (модулей)
"Фундаментальные дисциплины",  "Специальные  дисциплины",  "Смежные
дисциплины"  разрабатываются  в  целях   обеспечения   обучающегося
качественным   дополнительным   профессиональным   образованием   и
формируют  взаимосвязь  теоретической  и  практической   подготовки
обучающегося с современными  специфическими  условиями  предстоящей
профессиональной деятельности.
     1.10. Организационно-педагогические     условия     реализации
Программы включают:
     а) учебно-методическую  документацию  и  материалы   по   всем
разделам (модулям) специальности;
     б) материально-техническую  базу,  обеспечивающую  организацию
всех видов занятий:
     - учебные аудитории, оснащенные  материалами  и  оборудованием
для проведения учебного процесса;
     - клиники   в   образовательных   и   научных    организациях,
клинические  базы  в  медицинских  организациях  в  зависимости  от
условий  оказания  медицинской  помощи  по  профилю   "Остеопатия",
соответствующие требованиям  Порядка  организации  и  осуществления
образовательной  деятельности  по  дополнительным  профессиональным
программам;
     в) кадровое обеспечение реализации Программы,  соответствующее
требованиям штатного расписания соответствующих  образовательных  и
научных организаций,  реализующих  дополнительные  профессиональные
программы<5>.
     1.11. Программа  может  реализовываться   частично   в   форме
стажировки<6>.   Стажировка   осуществляется   в   целях   изучения
передового  опыта,  а  также  закрепления   теоретических   знаний,
полученных  при  освоении  программы  повышения   квалификации,   и
приобретения   новых   компетенций,   необходимых   для    оказания
медицинской помощи по профилю "остеопатия". Характер  стажировки  и
виды  деятельности,  предусмотренные  стажировкой,  определяются  с
учетом  предложений   организаций,   направляющих   на   стажировку
специалистов.
     __________
     <5> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации  от  11 января  2011 г.  № 1н  "Об утверждении
Единого  квалификационного  справочника  должностей  руководителей,
специалистов и служащих,  раздел  "Квалификационные  характеристики
должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и
дополнительного  профессионального  образования"   (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации   23 марта   2011 г.,
регистрационный № 20237).
     <6> Часть 12  статьи  76  Федерального  закона  от  29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598;  2016,
№ 1, ст. 24, 72; № 27, ст. 4223).

     Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может
предусматривать такие виды деятельности, как:
     - самостоятельную работу с учебными изданиями;
     - приобретение профессиональных навыков;
     - изучение организации и методики работ;
     - участие в совещаниях, деловых встречах<7>.
     1.12. При реализации  Программы  могут  применяться  различные
образовательные   технологии,    в    том    числе    дистанционные
образовательные
     технологии    и    электронное    обучение<8>.    Организация,
осуществляющая обучение, вправе применять  электронное  обучение  и
дистанционные образовательные технологии при реализации  Программы,
за исключением практической подготовки обучающихся.
     1.13. Программа    может     реализовываться     организацией,
осуществляющей обучение,  как  самостоятельно,  так  и  посредством
сетевой формы<9>.
     1.14. При реализации программы проводится текущий  контроль  и
аттестация. Аттестация  осуществляется  для  проверки  правильности
поэтапного формирования знаний и практических умений у обучающегося
и оценки соответствия их теоретической  и  практической  подготовки
целям  Программы.  Аттестация  проводится   в   следующих   формах:
промежуточная аттестация  и  итоговая  аттестация.  Для  проведения
аттестации  используются  фонды  оценочных  средств  и  материалов,
позволяющие оценить степень достижения обучающимся  запланированных
результатов обучения по Программе.
     Обучающийся допускается к итоговой аттестации  после  изучения
Программы  в  объеме,  предусмотренном  учебным   планом.   Успешно
прошедший  итоговую  аттестацию  обучающийся  получает  документ  о
дополнительном    профессиональном    образовании -    диплом     о
профессиональной переподготовке<10>.
     ___________
     <7> Пункт 13 Порядка.
     <8> Часть  2  статьи  13  Федерального  закона  от  29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
     <9> Статья  15  Федерального  закона  от  29 декабря   2012 г.
№ 273-ФЗ  "Об образовании   в   Российской   Федерации"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
     <10> Часть 10 статьи  60  Федерального  закона  от  29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598;  2016,
№ 1, ст. 24, 72; № 27, ст. 4223).


                II. Планируемые результаты обучения

     2.1. Характеристика компетенций, подлежащих  совершенствованию
в результате освоения Программы.  У  обучающегося  совершенствуются
следующие универсальные компетенции (далее - УК):
     - способность и готовность критически и системно анализировать
достижения в области медицины и фармации, определять возможности  и
способы их применения в профессиональном контексте (УК-1);
     - способность  и готовность  организовывать  процесс  оказания
медицинской  помощи,  руководить  работой  медицинского   персонала
(УК-2);
     - способность   и   готовность  выстраивать   профессиональное
взаимодействие  с  учетом  социокультурных  особенностей  коллег  и
пациентов (УК-3);
     - способность  и  готовность  планировать  и   решать   задачи
собственного  профессионального  и  личностного  развития,  включая
задачи изменения карьерной траектории (УК-4).
     У обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные
компетенции (далее - ОПК):
     - способность        и        готовность          использовать
информационно-коммуникационные   технологии   в    профессиональной
деятельности (ОПК-1);
     - способность  и   готовность   разрабатывать,   реализовывать
проект, управлять им,  в  том  числе  в  условиях  неопределенности
(ОПК-2);
     - способность  и  готовность   применять   основные   принципы
организации и управления в сфере охраны здоровья граждан  и  оценки
качества оказания  медицинской  помощи  с  использованием  основных
медико-статистических показателей (ОПК-3).
     2.2. Характеристика   новых   профессиональных    компетенций,
формирующихся  в  результате  освоения  Программы.  У  обучающегося
должны   быть   сформированы   следующие   новые   профессиональные
компетенции (далее - ПК):
     - готовность   к   проведению   остеопатической    диагностики
соматических дисфункций (нарушений здоровья) у пациентов (ПК-1);
     - готовность  к  лечению   пациентов   путем   остеопатической
коррекции выявленных соматических дисфункций (ПК-2);
     - готовность  к  оказанию  медицинской   помощи   по   профилю
"остеопатия" у пациентов при реализации мероприятий по  медицинской
реабилитации (ПК-3);
     - готовность к осуществлению контроля  эффективности  оказания
медицинской  помощи  по  профилю   "остеопатия"   у   пациентов   с
соматическими дисфункциями (ПК-4);
     - готовность к проведению профилактики заболеваний и состояний
у пациентов путем остеопатической коррекции соматических дисфункций
(ПК-5).
     2.3. Перечень  знаний,  умений  и  навыков,  необходимых   для
оказания медицинской помощи по профилю "Остеопатия".  По  окончании
обучения обучающийся должен знать:
     2.4. Общие знания:
     - законодательство в сфере охраны здоровья;
     - трудовое законодательство;
     - медицинская этика и деонтология;
     - основы медицинской  статистики,  учета  и  анализа  основных
показателей здоровья населения;
     - страхование в сфере здравоохранения;
     - основы  функциональной и клинической анатомии  и  физиологии
человека, половозрастные особенности;
     - Международная  статистическая   классификация   болезней   и
проблем, связанных со здоровьем;
     - современные направления развития медицины;
     - принципы доказательной медицины;
     - методология проведения научного исследования.
     2.4.1. Специальные знания:
     - предмет, задачи и разделы остеопатии;
     - история,  философия,  методологические  основы   остеопатии,
принципы холистического подхода;
     - понятие     "соматическая     дисфункция",     классификация
соматических дисфункций;
     - уровни  проявления  соматических   дисфункций   (глобальный,
региональный, локальный);
     - механизмы     формирования      соматических      дисфункций
(биомеханический, ритмогенный, нейродинамический);
     - глобальный  уровень   проявления   соматической   дисфункции
(глобальное  биомеханическое  нарушение,   глобальное   ритмогенное
нарушение, глобальное нейродинамическое нарушение);
     - региональный  уровень  проявления  соматической   дисфункции
(региональное биомеханическое нарушение,  региональное  ритмогенное
нарушение, региональное нейродинамическое нарушение);
     - локальные соматические дисфункции;
     - соматические       дисфункции       верхней       конечности
(грудино-ключичного   сустава,   акромиально-ключичного    сустава,
плечевого сустава);
     - соматические дисфункции  нижней  конечности  (тазобедренного
сустава,  коленного  сустава,  малоберцовой  кости,  голеностопного
сустава,   подтаранного   сустава,   ладьевидно-кубовидной    пары,
кубовидных костей);
     - соматические дисфункции лонного сочленения;
     - соматические дисфункции подвздошной кости;
     - соматические дисфункции крестца;
     - соматические дисфункции позвонков;
     - соматические дисфункции ребер;
     - соматические дисфункции диафрагмы;
     - соматические дисфункции краниосакральной системы  и  органов
области головы (костей черепа, швов, сочленений и суставов  черепа,
твердой мозговой  оболочки,  черепных  нервов,  отдельных  органов,
расположенных  в   области   головы,   внутрикостная   соматическая
дисфункция);
     - соматические дисфункции нервной и эндокринной системы;
     - соматические дисфункции внутренних органов (легких,  плевры,
средостения,   перикарда,   желудка,   печени,    связок    печени,
двенадцатиперстной  кишки,  тощей  кишки,   подвздошной   кишки   и
илеоцекальной зоны, слепой кишки, восходящей и нисходящей ободочной
кишки, сигмовидной кишки, прямой  кишки,  почек,  мочевого  пузыря,
матки);
     - алгоритм   остеопатической    диагностики   пациента   (сбор
анамнеза    и    жалоб    остеопатический,    визуальный     осмотр
остеопатический, пальпация остеопатическая);
     - принципы дифференциальной диагностики в остеопатии;
     - абсолютные и относительные медицинские противопоказания  для
оказания медицинской помощи по профилю "остеопатия";
     - методы остеопатической коррекции соматических  дисфункций  у
пациентов различных возрастных групп  и  при  различных  нарушениях
здоровья;
     - современные функциональные, инструментальные и  лабораторные
методы диагностики состояния здоровья;
     - остеопатические методы в реабилитации и профилактике;
     - способы предотвращения или устранения  осложнений,  побочных
действий,  нежелательных  реакций,  в   том   числе   серьезных   и
непредвиденных,  возникших  при  обследовании  или  остеопатической
коррекции пациентов с соматическими дисфункциями;
     - организация медицинской помощи пациентам в экстренной форме.
     2.4.2. Знания сопутствующих и смежных дисциплин:
     - основы лучевой диагностики  заболеваний,  травм  и  аномалий
развития опорно-двигательного аппарата;
     - медицинские показания к лучевой  диагностике  дистрофических
заболеваний позвоночника;
     - методы диагностики и коррекции "хлыстовой травмы";
     - общие синдромы нарушений нервной системы;
     - клинические формы болезней  нервной  системы  вертеброгенной
этиологии;
     - основные принципы неврологического, ортопедического  осмотра
пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата  и  нервной
системы;
     - общие   синдромы   нарушений   желудочно-кишечного   тракта,
сердечно-сосудистой, дыхательной, мочеполовой систем;
     - основы рефлексотерапии.
     2.4.3. По окончании обучения обучающийся должен уметь:
     - проводить   остеопатическую   диагностику   пациента   (сбор
анамнеза    и    жалоб    остеопатический,    визуальный     осмотр
остеопатический, пальпация остеопатическая);
     - определять соматические дисфункции;
     - определять доминирующую соматическую дисфункцию;
     - осуществлять  остеопатическую  пальпацию  различных   тканей
организма человека;
     - оценивать активную и пассивную подвижность тканей  организма
человека, определять объемы движения и границы подвижности тканей и
органов;
     - пальпировать эндогенные ритмы и определять их характеристики
на любом участке тела человека;
     - оценивать виды постуральных нарушений и  определять  ведущее
из них;
     - определять  связь   между   соматическими   дисфункциями   и
психогенным воздействием;
     - выявлять    сомато-висцеральные    и    висцеро-соматические
нарушения;
     - оценивать полученные  клинические  результаты  и  результаты
других методов исследования и осуществлять прогноз остеопатического
лечения;
     - проводить  дифференциальный  диагноз,  в   том   числе:   со
специфическими  воспалительными,  обменными,  интоксикационными   и
объемными процессами и эндокринопатиями;
     - обосновывать тактику  остеопатической  коррекции  выявленных
соматических дисфункций;
     - выполнять остеопатическую коррекцию соматических дисфункций;
     - оценивать  и  контролировать  эффективность  остеопатической
диагностики и коррекции;
     - проводить мероприятия медицинской реабилитации  пациентов  с
различной  патологией  с  использованием  методов   остеопатической
коррекции;
     - учитывать индивидуальные особенности пациента;
     - выстраивать психологически грамотное общение с пациентом;
     - проводить санитарно-просветительскую работу среди пациентов;
     - осуществлять  руководство  средним  и  младшим   медицинским
персоналом и контролировать выполнение ими служебных обязанностей;
     - соблюдать требования санитарно-эпидемического режима;
     - соблюдать принципы врачебной этики  и  деонтологии  в  своей
врачебной практике;
     - консультировать врачей  других  специальностей  по  вопросам
применения методов остеопатии;
     - оказывать медицинскую помощь в экстренной форме;
     - анализировать и оценивать медицинскую информацию;
     - использовать принципы доказательной медицины;
     - оформлять медицинскую документацию;
     - планировать свой профессиональный рост и развитие.
     2.4.4. По  окончании  обучения  обучающийся   должен   владеть
навыками:
     - остеопатической   диагностики   соматических  дисфункций  на
глобальном, региональном и локальном уровнях;
     - дифференциальной  диагностики  соматических   дисфункций   и
нарушений здоровья;
     - определения    рациональной    и    обоснованной     тактики
остеопатической коррекции соматических дисфункций;
     - остеопатической коррекции  соматических  дисфункций  верхней
конечности,  нижней  конечности,  лонного  сочленения,  подвздошной
кости,   крестца,   позвонков,   ребер,   грудобрюшной   диафрагмы,
краниосакральной  системы  и  органов  области  головы,  нервной  и
эндокринной системы и внутренних органов.
     ____________
     Разделы III - V не приводятся. См. официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

       VI. Организационно-педагогические условия реализации
                             программы

     6.1. При организации и проведении учебных  занятий  необходимо
иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам
(модулям)  специальности,  соответствующая  материально-техническая
база,  обеспечивающая  организацию  всех  видов  занятий.  Кадровое
обеспечение реализации Программы должно  соответствовать  следующим
требованиям:  квалификация  руководящих   и   научно-педагогических
работников  организации  должна  соответствовать   квалификационным
характеристикам,   установленным    в    Едином    квалификационном
справочнике  должностей  руководителей,  специалистов  и  служащих,
разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и
специалистов   высшего    профессионального    и    дополнительного
профессионального образования", и профессиональным стандартам  (при
наличии).
     Доля  научно-педагогических  работников   (в   приведенных   к
целочисленным    значениям    ставок),     имеющих     образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в  общем
числе  научно-педагогических  работников,  реализующих   Программу,
должна составлять не менее 70%.
     Доля  научно-педагогических  работников   (в   приведенных   к
целочисленным значениям ставок),  имеющих  ученую  степень  (в  том
числе ученую степень,  присвоенную  за  рубежом  и  признаваемую  в
Российской Федерации) и (или) ученое звание  (в  том  числе  ученое
звание,  полученное  за  рубежом  и   признаваемое   в   Российской
Федерации),  в  общем   числе   научно-педагогических   работников,
реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
     Доля  работников  (в  приведенных  к  целочисленным  значениям
ставок)  из   числа   руководителей   и   работников   организаций,
деятельность  которых  связана   с   направленностью   (спецификой)
реализуемой   Программы   (имеющих    стаж    работы    в    данной
профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников,
реализующих Программу, должна быть не менее 10%.
     6.2. Основное  внимание  должно  быть   уделено   практическим
занятиям. Приоритетным следует считать разбор/обсуждение  выбранной
тактики и осуществленных действий при оказании  помощи  пациенту  в
конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам
обучения (разбор клинических случаев,  обсуждение,  ролевые  игры).
Для усиления интеграции профессиональных знаний  и  умений  следует
поощрять контекстное обучение. Этические и психологические  вопросы
должны быть интегрированы во все разделы Программы.
     6.3. С целью проведения  оценки  знаний  следует  использовать
различные методики, например, тестовые задания, содержащие  вопросы
с несколькими вариантами  ответов,  прямые  вопросы  и  клинические
примеры, а также опросники для оценки отношения и  профессиональных
навыков.

                       VII. Формы аттестации

     7.1. Текущий контроль осуществляется  в  форме  собеседования,
проверки правильности формирования практических умений.
     7.2. Промежуточная аттестация по отдельным разделам  Программы
осуществляется  в  форме  тестирования,   собеседования,   проверки
практических умений и решения ситуационных задач.
     7.3. Итоговая аттестация по обучающей Программе  проводится  в
форме экзамена  и  должна  выявлять  теоретическую  и  практическую
подготовку   врача-остеопата   в   соответствии   с    требованиями
квалификационных характеристик, профессиональных стандартов.
     7.4. Обучающийся  допускается  к  итоговой  аттестации   после
изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом.
     7.5. Обучающийся,  освоивший  Программу  и  успешно  прошедший
итоговую   аттестацию,   получает   документ    о    дополнительном
профессиональном   образовании -    диплом    о    профессиональной
переподготовке<11>.
     ___________
     <11> Часть 10 статьи  60  Федерального  закона  от  29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации 2012, № 53, ст. 7598).

                     VIII. Оценочные материалы

     8.1. Примерная тематика контрольных вопросов:
     1. Основные принципы и определение остеопатии.
     2. Понятие соматической дисфункции, механизмы ее возникновения
и уровни проявления.
     3. Глобальный, региональный  и  локальный  уровень  проявления
соматических дисфункций.
     4. Отличие миофасциальных триггерных точек от чувствительных к
боли точек.
     5. Классификация  трастовых  техник.  Показания  к  проведению
трастовых  техник.   Абсолютные   противопоказания   к   проведению
трастовых техник.
     6. Основные  соматические  дисфункции   в   грудинно-ключичном
суставе.
     7. Височная  кость:  соматические  дисфункции,  дисфункции  на
уровне швов  как  фактор,  способствующий  развитию  ЛОР-патологии.
Примеры возможных клинических симптомов.
     8. Алгоритм оценки движения диафрагмы.
     9. Основные пальпаторные феномены, определяемые у пациента  со
спаечной болезнью брюшной полости.
     8.2.Примеры  заданий,   выявляющих   практическую   подготовку
врача-остеопата:
     1. Выполните    остеопатическую    диагностику    соматических
дисфункций у  пациента  (сбор  анамнеза  и  жалоб  остеопатический,
визуальный  осмотр  остеопатический,  пальпация   остеопатическая),
определите  доминирующую  соматическую  дисфункцию,   сформулируйте
остеопатическое заключение.
     2. Проведите остеопатическую коррекцию выявленных соматических
дисфункций.
     3. Перечислите абсолютные и относительные  противопоказания  к
проведению остеопатической коррекции.
     4. Проведите  тест  "трех  объемов"   и   оцените   полученные
результаты.
     5. Перечислите и  покажите  на  черепе  основные  пальпаторные
ориентиры. Перечислите  отверстия  основания  черепа  и  структуры,
которые проходят в каждом отверстии.
     6. Назовите респираторную ось движения крестца и его возможные
движения   в   кранио-сакральном   механизме.   Покажите   основные
пальпаторные захваты крестца.
     7. Продемонстрируйте алгоритм выполнения техники  дренирования
венозных  синусов.  Критерии  выполнения   техники.   Показания   и
противопоказания к проведению техники.
     8. Назовите  и  покажите  на  черепе  три  синхондроза  и  три
шиндиллеза, которые функционируют на протяжении всей жизни.
     9. Тесты локального прослушивания фасций:  порядок  проведения
тестов,  положение  врача  и  пациента,  принцип  действия  тестов,
интерпретация полученных результатов.
     10. Опишите принцип выполнения помпажных техник при работе  на
околоносовых пазухах.
     8.3. Примеры тестовых заданий:
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1. Вспомогательное движение, которое используется  при  определении
положения нижнего полюса почки:
а) дорзо-флексия противоположной стопы
б) торакальное дыхание пациента
в) сгибание противоположной ноги в колене
г) напряжение мышц передней брюшной стенки живота
Ответ: б

2. Основное прикрепление фасций шеи на основании черепа:
а) тело клиновидной кости
б) большие крылья клиновидной кости
в) глоточный бугорок затылочной кости
г) сосцевидный отросток затылочной кости
д) нижняя челюсть
Ответ: в

3. Нерв, раздражение которого вызывает боли в  подвздошной  области
при опущении почки:
а) межреберный
б) диафрагмальный
в) верхние поясничные спинномозговые
г) паховый
д) латеральный кожный нерв бедра
Ответ: г

4. Состояние,   при   котором   улучшается    доступ    во    время
остеопатической коррекции соматической дисфункции почки в положении
сидя:
а) одноименная латерофлексия пациента
б) противоположная латерофлексия пациента
в) задержка дыхания пациентом на вдохе
г) при дорзо-флексии противоположной стопы
д) задержка дыхания пациентом на выдохе
Ответ: а

5. Соматические дисфункции, которые возможны на 11 - 12 ребре:
а) подвывих передний
б) подвывих задний
в) вдоховая дисфункция
г) выдоховая дисфункция
Ответ: г

6. Клинические проявления соматических дисфункций:
а) всегда совпадают с локализацией соматической дисфункции
б) никогда не совпадают с локализацией соматической дисфункцией
в) всегда отсутствуют
г) могут совпадать, а могут и не совпадать (в случае  дезадаптации)
с локализацией соматической дисфункции
д) имеют  локализацию,  которая  зависит  от  стадии   соматической
дисфункции
Ответ: г.

7. Элементы краниосакральной системы:
а) палатка мозжечка
б) ликвор
в) поверхностный апоневроз черепа
г) большой серп мозга
Ответ:в

8. Тест декомпрессии черепа используется для:
а) определения витальности организма
б) выявления шовных дисфункций региона головы
в) дифферециальной  диагностки  нарушений  выработки  и  проведения
кранио-ритмического импульса
г) выявления асинхронизма краниосакральной системы
Ответ: в.

ВЫБЕРИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
9. Пальпаторными  признаками   внутрикостной   дисфункции   крестца
являются:
а) жесткость
б) ригидность
в) ограничение подвижности
г) положение крестца в задней торсии
д) положение крестца в передней торсии
Ответ: а, б, в

УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
10. Последовательность коррекции дисфункции обонятельного нерва:
а) освобождение большого плеча лобно-клиновидного шва
б) освобождение малого плеча лобно-клиновидного шва
в) коррекция решетчатой кости
г) коррекция С0 - С1
Ответ: г, б, а, в


                         ________________

Информация по документу
Читайте также