Расширенный поиск

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.10.2018 № 52н

                  

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

Москва

 

25 октября 2018 г.                              № 52н

 

Об утверждении Положения об осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации внутреннего финансового аудита

 

Зарегистрирован Минюстом России 10 января 2019 г.

Регистрационный № 53280

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2013, № 31, ст. 4191, № 52, ст. 6983; 2016, № 1, ст. 26), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 12, ст. 1290; 2015, № 16, ст. 2393; 2016, № 18, ст. 2632; 2018, № 14, ст. 1975), приказываю:

утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации внутреннего финансового аудита.

 

 

Министр                              М.М. Котюков

 

 

Утверждено
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 25 октября 2018 г. № 52н

 

Положение
об осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации внутреннего финансового аудита

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение об осуществлении Министерством науки и высшего образования Российской Федерации внутреннего финансового аудита (далее - Положение) разработано в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 (далее соответственно - Правила, главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств).

2. Положение определяет основные цели, принципы и порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).

3. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Министерством, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур1.

4. Целями внутреннего финансового аудита являются:

a) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств2.

5. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет Министр науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министр)3.

6. Внутренний финансовый аудит осуществляется Министерством на основе функциональной независимости, выражающейся в наделении должностного лица, не принимающего участия в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур Министерства (далее - субъект аудита), полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и его подчинении непосредственно и исключительно Министру при осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве.

7. Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации4.

8. Субъект аудита осуществляет внутренний финансовый аудит в структурных подразделениях Министерства, организующих и выполняющих, а также обеспечивающих соблюдение внутренних процедур составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).

9. В целях настоящего Положения объектами аудита являются структурные подразделения Министерства, указанные в пункте 8 настоящего Положения (далее - объекты аудита).

10. По согласованию с руководителем главного администратора бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, структурные подразделения администратора бюджетных средств являются объектами аудита главного администратора бюджетных средств путем осуществления внутреннего финансового аудита субъектом аудита5.

11. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:

a) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;

б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;

в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;

д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность6.

12. Субъект аудита обязан:

a) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством с применением в соответствии с пунктом 53 настоящего Положения, основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также соблюдения Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;

г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц Министерства, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры7.

13. Субъект аудита по решению Министра осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта бюджета8.

Подготовка, оформление и направление заключений субъектом аудита Министру осуществляется аналогично порядку планирования и проведения аудиторских проверок.

14. Аудиторские проверки подразделяются на:

a) камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита9.

15. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок10.

16. Субъект аудита организует проведение аудиторских проверок с привлечением должностных лиц структурных подразделений Министерства, уполномоченных на проведение этих проверок, (далее - должностные лица Министерства, аудиторская группа).

17. Руководителем аудиторской группы является должностное лицо Министерства категории "руководители".

18. Аудиторские проверки назначаются решением Министра, которое оформляется соответствующим распоряжением Министра.

19. Проект распоряжения разрабатывается руководителем аудиторской группы и согласовывается с субъектом аудита, в котором указываются основание проведения аудиторской проверки, тема аудиторской проверки, метод аудита, наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период, состав аудиторской группы и утверждается Министром не позднее 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

20. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Министра, оформляемым соответствующим распоряжением Министра.

_______________ 

1 Абзац 3 пункта 28 Правил.

2 Пункт 29 Правил.

3 Абзац 1 пункта 36 Правил.

4 Абзац 3 пункта 28 Правил.

5 Абзац второй пункта 30 Правил.

6 Пункт 30(1) Правил.

7 Пункт 35 Правил.

8 Пункт 32 Правил.

9 Пункт 33 Правил.

10 Пункт 31 Правил.

 

II. Составление, утверждение и ведение годового плана внутреннего финансового аудита

 

21. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром до начала очередного финансового года (далее - План).

22. Министр одновременно с утверждением Плана в форме поручения возлагает на субъект аудита организацию и исполнение этого Плана.

23. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году11.

24. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители, а также метод и проверяемый период.

25. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.

26. При планировании аудиторских проверок (составлении плана и (или) программы аудиторской проверки) субъектом аудита учитываются:

a) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;

б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

в) результаты оценки бюджетных рисков;

г) степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;

д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок12.

27. В ходе планирования субъект аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

a) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита13.

28. В целях осуществления предварительного анализа данных об объектах аудита субъект аудита:

проводит мониторинг финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита;

запрашивает у объекта аудита необходимую для анализа информацию, документацию, расчеты;

изучает записи и документы, связанные с осуществлением операций внутренних бюджетных процедур и (или) активов;

систематически изучает действия должностных лиц объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

проверяет точность арифметических расчетов, произведенных объектом аудита;

производит самостоятельные расчеты;

проводит анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;

проводит другие аналитические процедуры.

29. По результатам предварительного анализа данных об объектах аудита субъект аудита определяет внутренние бюджетные процедуры, подверженные бюджетным рискам, достаточность принятых объектом аудита мер по минимизации этих рисков и принимает решение о необходимости проведения аудиторских проверок по указанным внутренним бюджетным процедурам.

30. В целях минимизации бюджетных рисков в План на очередной финансовый год включаются внутренние бюджетные процедуры (процессы, операции), наиболее подверженные бюджетным рискам, а также бюджетные процедуры, имеющие наибольший срок с даты проведения предыдущей аудиторской проверки.

31. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным внутренним бюджетным процедурам, операциям (действиям по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), исполняемым бюджетным полномочиям и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода.

32. Проверяемый период определяется субъектом аудита и может включать:

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;

периоды отчетного финансового года.

33. Определение ответственных исполнителей осуществляется исходя из их компетенции по выбранным темам аудиторской проверки.

34. Субъект аудита в срок до 25 декабря текущего года составляет проект Плана на очередной финансовый год и представляет на утверждение Министру.

35. Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении № 1 к настоящему Положению.

36. Решение о внесении изменений в План принимается Министром на основании мотивированной докладной записки субъекта аудита.

37. Субъект аудита не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения Министром Плана (изменений к нему) направляет его копию (копию изменений к нему) объектам аудита, включенным в План на соответствующий год.

38. Внесение изменений в План осуществляется в порядке, установленном для утверждения Плана.

39. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки (далее - программа), составленной руководителем аудиторской группы и утвержденной субъектом аудита не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

40. При составлении программы формируется аудиторская группа из числа должностных лиц Министерства.

41. Руководитель аудиторской группы и должностные лица Министерства при проведении аудиторских проверок имеют право:

a) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

в) привлекать независимых экспертов14.

42. Независимые эксперты привлекаются руководителем аудиторской группы по согласованию с Министром.

43. Программа аудиторской проверки должна содержать:

a) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения15.

44. Рекомендуемый образец программы приведен в приложении № 2 к настоящему Положению.

45. Субъект аудита уведомляет руководителя объекта аудита о проведении аудиторской проверки путем направления ему копии распоряжения Министра о проведения аудиторской проверки и программы не позднее 3 рабочих дней до начала проведения этой проверки.

46. Срок направления и исполнения мотивированного запроса, указанного в подпункте "а" пункта 41 настоящего Положения, устанавливается руководителем аудиторской группы в ходе проведения аудиторской проверки, а также на этапе ее планирования.

47. Ответ на мотивированный запрос с приложением необходимых документов составляется объектом аудита (уполномоченным им лицом) и направляется руководителю аудиторской группы в срок, установленный в запросе.

48. Если в запросе не установлен срок, то документы должны быть представлены объектом аудита в течение 3 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.

49. В случае непредставления (несвоевременного представления) объектом аудита запрашиваемой информации данный факт должен быть отражен в акте аудиторской проверки, а также в отчете по результатам аудиторской проверки, направляемом в соответствии с настоящим Положением Министру. За непредставление (несвоевременное представление) объектом аудита запрашиваемой информации руководитель объекта аудита несет персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами Министерства.

50. Руководитель аудиторской группы составляет план-график проведения аудиторской проверки (далее - план-график).

51. План-график доводится руководителем аудиторской группы не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки под роспись каждому члену аудиторской группы, ответственному за проверку соответствующего вопроса программы.

52. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:

a) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;

б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита;

е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур16.

53. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, субъект аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);

вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.

Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.

Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению субъекта аудита.

К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.

По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности17.

54. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки18.

55. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

a) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения19.

_______________ 

11 Пункт 39 Правил.

12 Пункт 40 Правил.

13 Пункт 41 Правил.

14 Пункт 34 Правил.

15 Пункт 45 Правил.

16 Пункт 47 Правил.

17 Пункт 47(1) Правил.

18 Пункт 48 Правил.

19 Пункт 49 Правил.

 

III. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления

 

56. Предельный срок проведения аудиторской проверки не должен превышать 40 рабочих дней.

57. Срок проведения аудиторской проверки не включает срок подготовки отчета о результатах аудиторской проверки.

58. Аудиторская проверка может быть приостановлена или продлена по согласованию с субъектом аудита, на основании мотивированной докладной записки руководителя аудиторской группы. Указанное решение оформляется соответствующим распоряжением, в котором указываются основания приостановления (продления) аудиторской проверки.

59. Распоряжение Министра о приостановлении или продлении аудиторской проверки доводится руководителем аудиторской группы до сведения субъекта аудита, руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица), членов аудиторской группы не позднее 3 рабочих дней со дня его издания.

60. Основаниями для приостановления срока проведения аудиторской проверки на период устранения перечисленных ниже обстоятельств являются:

отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита (отсутствие документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также ненадлежащее состояние документов учета и отчетности);

непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации.

61. На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

62. Руководитель аудиторской группы одновременно с копией распоряжения Министра о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) требование о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки (далее - требование).

63. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.

64. После истечения срока приостановления аудиторской проверки либо представления объектом аудита до окончания срока приостановления аудиторской проверки информации об устранении им обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аудиторской проверки, с приложением подтверждающих документов, аудиторская проверка возобновляется, о чем руководитель аудиторской группы письменно уведомляет руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) и прилагает копию соответствующего распоряжения Министра.

65. При невозможности устранить обстоятельства, послужившие основанием для приостановления аудиторской проверки, принимается решение о завершении аудиторской проверки, которое оформляется распоряжением Министерства.

66. Срок проведения аудиторской проверки может быть продлен путем внесения соответствующих изменений в распоряжение Министра.

67. Основаниями продления срока проведения аудиторской проверки являются:

a) необходимость дополнительного изучения рабочей документации объекта аудита, имеющей большой объем подлежащей анализу информации;

б) необходимость получения в ходе проведения аудиторской проверки от других объектов аудита документов и информации, требующих дополнительного изучения;

в) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;

г) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.

68. Срок продления аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период продления аудиторской проверки, но не может превышать 20 рабочих дней.

 

IV. Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки

 

69. Члены аудиторской группы оформляют справки аудиторской проверки (далее - справка) по отдельным вопросам программы в соответствии с их распределением между членами аудиторской группы, подписывают их и передают руководителю аудиторской группы в срок, установленный планом-графиком, с приложением документов, подтверждающих выводы, отраженные в справке.

70. Руководитель аудиторской группы в случае наличия недостаточно обоснованных доказательств результатов аудиторской проверки, изложенных в справке, запрашивает у члена аудиторской группы письменные и (или) устные пояснения по изложенной в ней информации, а также дает письменные поручения (резолюция на справке) о доработке справки с указанием конкретных замечаний и сроков выполнения поручения.

71. Непредставление членом аудиторской группы запрошенных руководителем аудиторской группы пояснений, невыполнение членом аудиторской группы поручений руководителя аудиторской группы является основанием для принятия руководителем аудиторской группы решения об отказе включения материалов по результатам проверки члена аудиторской группы (полностью или частично) в акт аудиторской проверки (далее - акт) в связи с ненадлежащим качеством осуществления проверки и с отражением информации о принятом решении в отчете о результатах аудиторской проверки.

72. Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывается руководителем аудиторской группы в день окончания аудиторской проверки в 2 экземплярах и вручается им под роспись руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу).

73. Акт должен содержать:

a) номер акта, дату и место его составления;

б) основание проведения аудиторской проверки;

в) тему аудиторской проверки;

г) проверяемый период;

д) цель аудиторской проверки;

е) вид аудиторской проверки;

ж) срок проведения аудиторской проверки;

з) метод аудита;

и) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки;

к) информацию о выявленных нарушениях и недостатках, краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов;

л) мнение привлекаемых экспертов, отраженное в заключении эксперта (при наличии);

м) должности, фамилии и инициалы руководителя аудиторской группы и ее членов;

н) отметку о получении экземпляра акта или об отказе от подписи акта руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).

74. Рекомендуемый образец акта приведен в приложении № 3 к настоящему Положению.

75. В акте также подлежат отражению нарушения и недостатки в деятельности объекта аудиторской проверки, выявленные по результатам анализа представленных материалов, документов и информации в рамках проводимой проверки, но относящихся к правоотношениям, возникшим за рамками проверяемого периода, при условии, что они не отражались в актах ранее проведенных аудиторских проверок.

76. Нумерация актов осуществляется в хронологическом порядке по возрастанию номеров в пределах текущего финансового года.

77. Срок для ознакомления руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) с актом составляет 5 рабочих дней со дня получения его руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом).

78. Если у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) имеются возражения (замечания) по акту, то они представляются руководителю аудиторской группы в срок, установленный в пункте 77 настоящего Положения.

79. Данные возражения (замечания) приобщаются к материалам аудиторской проверки.

80. Письменные возражения (замечания) должны содержать ссылки на положения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, которые обосновывают позицию объекта аудита.

81. Возражения (замечания), представленные объектом аудита после окончания срока ознакомления с актом, не подлежат рассмотрению и не являются основанием для внесения изменений в результаты проверки.

82. Если от руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) не поступили возражения (замечания) по акту в течение срока, установленного для ознакомления с актом руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица), акт считается согласованным без замечаний и возражений со стороны объекта аудита.

83. Руководитель аудиторской группы в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных возражений (замечаний) по акту рассматривает их и дает по ним заключение на возражения (замечания) по акту (далее - заключение на возражения (замечания) по акту аудиторской проверки).

84. Заключение на возражения (замечания) по акту аудиторской проверки формируется в двух экземплярах, один из которых направляется руководителю объекта аудита, второй приобщается к материалам аудиторской проверки.

 

V. Составление и представление отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита

 

85. Руководитель аудиторской группы на основании акта аудиторской проверки в срок не позднее 15 рабочих дней после истечения срока, установленного для ознакомления с актом аудиторской проверки в соответствии с пунктом 77 настоящего Положения, составляет и направляет субъекту аудита проект отчета о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

a) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;

г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Министерством, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств20.

86. Рекомендуемый образец отчета о результатах аудиторской проверки приведен в приложении № 4 к настоящему Положению.

87. При наличии возражений (замечаний) у руководителя объекта аудита по акту аудиторской проверки проект отчета о результатах аудиторской проверки составляется не позднее 15 рабочих дней после направления руководителем аудиторской группы объекту аудита заключения на возражения (замечания) по акту аудиторской проверки.

88. Субъект аудита по итогам рассмотрения проекта отчета о результатах аудиторской проверки принимает решение о порядке и сроках доклада Министру указанного отчета, а также направляет в установленные сроки данный отчет с приложением акта и проекта решения Министра по результатам рассмотрения этого отчета.

89. Министр по результатам рассмотрения указанного отчета принимает одно или несколько из следующих решений:

a) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы, в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;

д) о проведении мероприятий21, направленных на:

обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;

актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств;

уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

изменение внутренних стандартов и процедур;

уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств22.

90. При принятии Министром решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 89 настоящего Положения, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта аудита и осуществляет контроль за его выполнением.

91. План мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений утверждается руководителем объекта аудита и направляется на рассмотрение, а также представление предложений и замечаний субъекту аудита в срок до 3 рабочих дней со дня получения решения Министра.

92. Рекомендуемый образец плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений приведен в приложении № 5 к настоящему Положению.

93. Предложения и замечания руководителя аудиторской группы (при наличии) направляются руководителю объекта аудита в срок до 3 рабочих дней со дня получения плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений и служат основанием для внесения в него объектом аудита соответствующих изменений.

94. Руководитель объекта аудита в срок не позднее 40 рабочих дней с момента получения решения Министра обязан организовать и завершить работу по устранению выявленных недостатков (нарушений), в том числе, утвердить план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений и представить руководителю аудиторской группы информацию о принятых мерах, и их предупреждению в дальнейшей деятельности в соответствии с указанным решением.

В случае, если срок выполнения мероприятия по устранению недостатков и нарушений превышает срок, установленный в абзаце первом настоящего пункта в плане мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в графе "Срок выполнения" указываются причины его превышения со ссылкой на обосновывающие их положения нормативных правовых актов и иных документов.

95. Информация о принятых мерах по устранению выявленных недостатков и нарушений отражается руководителем объекта аудита в отчете о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений.

96. Рекомендуемый образец отчета о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений (далее - отчет) приведен в приложении № 6 к настоящему Положению.

97. Руководитель объекта аудита несет персональную ответственность за обеспечение выполнения внесенных субъектом аудита предложений и в срок, установленный пунктом 94 настоящего Положения, представляет отчет с сопроводительной служебной запиской к нему и приложением подтверждающих документов.

98. Руководитель аудиторской группы в течение 5 рабочих дней с момента получения отчета о выполнении плана мероприятий по устранению объектом аудита выявленных недостатков и нарушений докладывает об этом субъекту аудита.

99. Руководитель аудиторской группы проводит мониторинг выполнения плана мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторской проверки, включающий следующие процедуры:

a) получение от объекта аудита информации о выполнении вышеуказанного плана мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанного плана;

б) оценку действий объекта аудита по устранению выявленных недостатков и нарушений, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем инициирования дополнительных внеплановых контрольных аудиторских проверок;

в) подготовку и представление субъекту аудита доклада о результатах мониторинга выполнения плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам аудита.

100. В случае неисполнения (частичного неисполнения) плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений информация о неисполнении (частичном неисполнении) плана мероприятий руководителем аудиторской группы направляется субъекту аудита, который докладывает установленным порядком Министру и включает данную информацию в годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

101. В случае если в результате аудиторской проверки установлены факты (признаки) неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим Министерства по его вине возложенных на него должностных обязанностей, Министр по итогам рассмотрения материалов аудиторской проверки может принять решение о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц объекта аудита, допустивших выявленные нарушения, и применить к ним дисциплинарное взыскание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

102. В случае назначения Министром служебной проверки заверенная копия акта аудиторской проверки (а при необходимости и копии материалов аудиторской проверки) передается в Департамент государственной службы и кадров Министерства.

103. Контроль за реализацией материалов аудиторских проверок и своевременным устранением выявленных недостатков и нарушений осуществляется руководителем аудиторской группы с последующим докладом субъекту аудита.

104. Субъект аудита в срок до 1 февраля текущего финансового года на основании отчетов о результатах аудиторских проверок формирует годовую отчетность о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год с пояснительной запиской и направляет ее на ознакомление Министру.

105. Рекомендуемый образец годового отчета о результатах осуществления внутреннего финансового аудита Министерством приведен в приложении № 7 к настоящему Положению.

106. В пояснительной записке должна содержаться следующая информация:

краткая характеристика результатов осуществления внутреннего финансового аудита в отчетном периоде;

причины, повлекшие невыполнение Плана, увеличение фактических сроков проведения аудиторских проверок по отношению к плановым срокам, и принятых мерах по их устранению;

суммы и виды выявленных в отчетном периоде нарушений;

наличие признанных обоснованными возражений со стороны объекта аудита;

применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам объекта аудита, а также проведение служебных проверок, в том числе по результатам аудиторских проверок, проведенных в периоды, предшествующие отчетному;

имеющиеся случаи передачи материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы;

сведения о выполнении объектами аудита плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений;

иные решения, связанные с привлечением к ответственности за выявленные нарушения.

107. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.

Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств23.

_______________ 

20 Пункт 53 Правил.

21 Пункт 54 Правил.

22 Пункт 25 Правил.

23 Пункт 56 Правил.

_______________ 

Приложения №№ 1 - 7 к Положению не приводятся. См. официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 

 


Информация по документу
Читайте также