Расширенный поиск
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.05.2019 № 314/пр
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
29 мая 2019 г. № 314/пр
Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения
Зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2019 г. Регистрационный № 57064
В соответствии с пунктами 7.15 и 7.16 части 1 статьи 6, частью 11 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2018, № 32, ст. 5135), подпунктами 5.2.12. и 5.2.12(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2019; № 7, ст. 663), приказываю: 1. Утвердить Методику разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Д.А.Волкова.
Министр В.В.Якушев
УТВЕРЖДЕНА
Методика
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения определяют правила разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными корпорациями, юридическими лицами, созданными Российской Федерацией, или юридическими лицами, доля Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее - Инициатор), а также порядок их утверждения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Методика, Министерство соответственно). 2. Укрупненный норматив цены строительства в соответствии с пунктом 33.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2018, № 32, ст. 5135) является показателем потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, и предназначен для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства (далее - Показатель). 3. Показатель разрабатывается и применяется для определения стоимости нового строительства, осуществляемого в условиях производства работ, при которых отсутствуют усложняющие факторы (стесненность, загазованность, работа вблизи действующего оборудования и другие усложняющие факторы) (далее - нормальные (стандартные) условия производства работ). 4. Разработка Показателя осуществляется для нормальных (стандартных) условий осуществления строительства и производства работ. За базовые значения (условия) для разработки Показателя принимаются природно-климатические, гидрогеологические и экономические показатели Московской области (далее - базовый район). 5. Показатель, разработанный в соответствии с Методикой, включается в соответствующий сборник Показателей, оформленный в соответствии с положениями главы III Методики. 6. Показатели и сборники Показателей группируются в перечни. Формирование и актуализация перечня сборников Показателей и перечня Показателей, подлежащих разработке, осуществляются с учетом предложений Инициатора. 7. При формировании и актуализации перечней, указанных в пункте 6 Методики, используется информация об объектах капитального строительства, финансирование строительства которых планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов. 8. Разработка Показателя также может осуществляться учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, физическими и юридическими лицами (далее - Разработчики).
II. РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЯ
9. Разработка Показателя осуществляется в следующей последовательности: а) подготовка исходных данных, используемых при разработке Показателя; б) выбор единиц измерений Показателя; в) анализ сметной документации и (или) формирование комплекта сметной документации, используемой для разработки Показателя; г) составление ведомости ресурсов, включающей в себя перечень и расход материалов, изделий, конструкций и оборудования, машин и механизмов, а также затраты труда работников в строительстве (далее - строительные ресурсы, объектная ресурсная ведомость, РВ) на основе сформированного комплекта сметной документации; д) формирование объектной ресурсной модели (далее - объектная ресурсная модель, РМ) на основе сформированной объектной ресурсной ведомости; е) расчет Показателя, а также при необходимости расчет поправочных коэффициентов к Показателю. 10. При одновременной разработке более одного Показателя допускается формирование сборника Показателей (сборников Показателей) или актуализация действующей редакции сборника Показателей (сборников Показателей). 11. В качестве исходных данных при разработке Показателя используются: а) имеющиеся или планируемые к разработке Показатели; б) проектная документация (включая раздел проектной документации "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства") объектов капитального строительства; в) каталоги и альбомы рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов; г) типовые технологические карты производства работ; д) правила производства работ, технические регламенты, ведомственные инструкции; е) сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов; ж) данные об уровне оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, данные о стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, данные о стоимости материалов, изделий, конструкций (строительных ресурсов), инженерного и технологического оборудования; з) нормативные величины накладных расходов и сметной прибыли; и) нормативные величины прочих и лимитированных затрат, учитываемых в составе Показателя в соответствии с Методикой. 12. Выбор единиц измерений при разработке Показателя зависит от назначения зданий и сооружений (комплекса зданий и сооружений), от их объемно-планировочных решений и отдельных конструктивных элементов здания (сооружения) в составе строительных конструкций здания (сооружения), включая, в том числе подземную часть, наружные стены, внутренние стены, перегородки, заполнение оконных и дверных проемов, крышу, полы, отделочные работы (внутренние и наружные), инженерные коммуникации, а также отдельных комплексов работ и затрат (далее - конструктивные решения). 13. При разработке Показателя единицы измерений выбираются исходя из условия максимально полного соответствия потребительским свойствам и назначению объектов капитального строительства, а также с учетом простоты применения Показателя. 14. В зависимости от типов и назначений зданий и сооружений (комплексов зданий и сооружений) для определения единицы мощности объекта капитального строительства (характеристика, выраженная в количественном значении и определенная на выбранную единицу измерения) используются следующие единицы измерения: а) одно место, одно ученическое место, одно койко-место, количество посещений в смену, человеко-смену (чел./смену), годовой объем выпускаемой продукции, вместимость; б) м2 (100 м2, 1000 м2) общей площади здания или сооружения, м2 (100 м2) общей площади квартиры, 1 га; в) м3 (100 м3) строительного объема зданий или сооружений; г) погонный метр (10 погонных метров, 100 погонных метров), м, км; д) предприятие, здание или сооружение, объект (вокзалы - на 1 пасс. место, насосные - м3/час, котельные - Гкал, МВт, резервуары - м3); е) другие единицы измерения, наиболее полно отражающие специфику того или иного объекта. 15. При расчете Показателя на установленную единицу измерения в качестве справочных данных также приводятся данные о стоимости строительства, приведенные на иные наиболее характерные для данного объекта строительства единицы измерения, обеспечивающие анализ и сопоставление данных о стоимости объекта строительства, например, данные о стоимости строительства, приведенные на единицу площади здания (сооружения), единицу строительного объема. 16. Определение единицы измерения применительно к разрабатываемому Показателю осуществляется Разработчиком по предложению Инициатора. 17. При расчете Показателя используется сметная документация, разработанная в составе проектной документации, имеющей максимальное совпадение характеристик объекта капитального строительства, для строительства которого разработана указанная проектная документация, и характеристик объекта капитального строительства, для которого разрабатывается Показатель, по функциональному назначению и (или) по конструктивным и объемно-планировочным решениям (далее - объект-представитель), в отношении которой имеется положительное заключение экспертизы проектной документации. Разработка Показателя осуществляется Разработчиком при наличии достаточного для разработки комплекта проектной документации, включая сметную документацию. 18. По объектам капитального строительства, проектная документация которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не направляется на экспертизу проектной документации, решение об использования такой проектной документации для разработки Показателя принимается Инициатором по предложению Разработчика. 19. Для объектов, в отношении которых законодательством о градостроительной деятельности не установлено требование о необходимости разработки проектной документации, например, малые архитектурные формы, работы по озеленению и тому подобное, допускается использование разработанной для этого объекта сметной документации, без разработки и предоставления проектной документации. 20. В случаях, предусмотренных пунктами 18 и 19 Методики, используется сметная документация, имеющая положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. 21. При наличии проектной документации на строительство двух и более аналогичных по мощности объектов (за исключением жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения) при выборе объекта-представителя выбирается вариант проектной документации с минимальными значениями стоимостных показателей, приведенными на единицу мощности. 22. При разработке Показателя на строительство жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения, при наличии проектной документации по двум и более объектам, в качестве объекта-представителя выбирается объект с минимальными стоимостными показателями, приведенными на единицу мощности и на 1 м2 объекта. При сравнении проектов, разработанных для зданий, допустимое отклонение мощностей сравниваемых объектов должно составлять не более 10 процентов. Допускается приведение сметной стоимости строительства по объектам-аналогам к одному уровню цен с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)". 23. При разработке Показателя на строительство зданий и сооружений, входящих в состав линейных объектов и (или) комплекса объектов, допускается производить выбор объекта-представителя на основе сравнения входящих в его состав зданий, сооружений или отдельных участков. 24. При наличии проектной документации только по одному объекту капитального строительства, возможность его использования в качестве объекта-представителя для расчета Показателя рассматривается Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Научно-экспертный совет). 25. При выборе объекта-представителя в соответствии с пунктами 21, 22 Методики при сопоставлении технико-экономических показателей проекта осуществляется сравнение только сопоставимых работ, связанных непосредственно со строительством здания или сооружения, за исключением затрат, предусмотренных пунктом 49 Методики. Перечень прочих и лимитированных затрат принимается в соответствии с пунктами 70 - 78 Методики, а размер затрат на пусконаладочные, изыскательские и проектные работы определяется в соответствии с положениями пунктов 72, 74 и 75 Методики. Рекомендуемый образец оформления таблицы отбора объекта-представителя приведен в Приложении № 1 к Методике. 26. При разработке Показателя целесообразно использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, признанную таковой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 48, ст. 6764; 2018, № 7, ст. 1041). 27. При разработке Показателя допускается использование каталогов и альбомов рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов, типовых технологических карт производства работ, правил производства работ, технических регламентов, ведомственных инструкций и другой нормативно-технической документации в отношении конструктивных элементов зданий и сооружений и комплексов работ. 28. При сопоставлении объектов используется проектная документация для объектов, запроектированных в пределах одной климатической зоны. Использование для разработки Показателя проектной документации на строительство объектов капитального строительства, запроектированных в природно-климатических условиях, отличных от условий базового района, допускается после приведения проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе. 29. Приведение проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе может осуществляться как путем корректировки показателей сметного раздела проектной документации по объекту-представителю, так и путем применения к итогам расчетов по РМ поправочного коэффициента (коэффициентов), учитывающего изменение стоимости конструктивных решений при осуществлении строительства в субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации) по отношению к стоимости конструктивных решений, принятых для базового района. 30. Пояснительная записка о приведении проектных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе, содержащая, в том числе информацию о документах, обосновывающих необходимость выполнения таких работ, а также расчеты изменения стоимости приведенных конструктивных решений, подготавливается Разработчиком и представляется Инициатором. 31. При разработке Показателя с условиями проектирования, принятыми или приведенными к условиям базового района, не используется проектная документация, разработанная для строительства зданий и сооружений, строящихся в условиях вечной мерзлоты, на просадочных грунтах, горных выработках и прочее. 32. Условия пункта 31 Методики не распространяются на разработку Показателя в отношении зданий и сооружений, строительство которых предполагается исключительно в условиях, отличных от условий базового района, например, строительство морских портов, атомных и гидротехнических электростанций, зданий и сооружений в условиях вечной мерзлоты. При разработке указанного Показателя стоимость конструктивных решений к условиям базового района не приводится (конструктивные решения не изменяются). 33. Сметная документация, входящая в состав проектной документации объекта-представителя, в целях учета действующих на момент разработки Показателя сметных нормативов, норм проектирования, санитарно-эпидемиологических правил, после анализа принятых конструктивных и технологических решений, может уточняться и дорабатываться. 34. На момент разработки Показателя Инициатор может уточнить перечень и объем работ, предусмотренные сметной документацией объекта-представителя, не затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и соответствующие требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. 35. Объемы и перечень работ определяются на основании нормативных документов по проектированию объектов капитального строительства, технических справочников, типовых технологических карт, данных проектной документации, разработанной для аналогичного по назначению объекта капитального строительства, имеющего положительное заключение экспертизы проектной документации (с одновременным представлением документов, обосновывающих корректировку). 36. В целях обеспечения применения наиболее рациональных (эффективных) проектных решений может осуществляться корректировка объемов работ, используемых материалов, конструкций и оборудования, учтенных в сметной документации объекта-представителя. В этом случае корректировка сметной документации объекта-представителя осуществляется с использованием проектных решений, разработанных для аналогичного по назначению объекта капитального строительства, имеющего положительное заключение экспертизы проектной документации с одновременным представлением обосновывающих документов. По результатам корректировок оформляется пояснительная записка, в которую включаются сведения о всех внесенных в исходную проектную документацию изменениях, подписанная Разработчиком и Инициатором. 37. Стоимость проектных решений, не характерных для строительства данного типа зданий или сооружений, учитывающих сложные природные условия осуществления строительства, к которым относятся, в том числе строительство на обводненных участках, требующее специальных проектных решений для защиты строительных конструкций, строительство на плывунах и территориях с оползневыми проявлениями, проектные решения, включающие в себя работы, выполняемые в особо сложных гидрогеологических условиях, характер и объемы которых изменяются в процессе проведения работ и значительно отличаются в каждом отдельном случае (разнообразные виды искусственного укрепления грунтов, искусственное водопонижение, сложные виды изоляции), исключается из сметной документации объекта-представителя. 38. Условия пункта 37 Методики не распространяются на объекты, строительство которых предполагается исключительно в условиях, отличных от условий базового района. 39. При доработке сметной документации используются действующие на момент разработки Показателя сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. 40. В случае если в сметной документации объекта-представителя применялись ресурсы с обоснованием - прайс-лист, прейскурант, коммерческое предложение, то такие ресурсы подлежат замене на соответствующие ресурсы, имеющиеся в действующей на момент разработки Показателя редакции классификатора строительных ресурсов или действующей на момент разработки Показателя редакции государственной сметно-нормативной базы. 41. Информация о строительных ресурсах, учтенных в сметной документации объекта-представителя, но отсутствующих в действующей государственной сметно-нормативной базе (в случае если их стоимость в сметной документации объекта-представителя принята по прайс-листам) и включенных в группу строительных ресурсов, преобладающих по сметной стоимости (основные строительные ресурсы), передается с комплектом обосновывающих документов в Министерство для включения в классификатор строительных ресурсов. Исключением являются оборудование, имеющее отклонения от нормализованных технических характеристик, а также типоразмеров, предусмотренных стандартами или техническими условиями, либо оборудование, изготовленное по специальным техническим условиям, по единичным заказам, применяемое лишь в силу особых технических решений в проекте на строительство, не имеющее стандартов на технические характеристики и параметры, оборудование и материалы, выпускаемые по индивидуальным проектам, предназначенные под конкретные объекты, либо оборудование по опросным листам или чертежам, или являющееся результатом научно-исследовательских работ (НИР) или опытно-конструкторских работ (ОКР), для монтажа которого требуются специальные расчеты или калькуляции согласно схемам (чертежам). 42. При анализе сметной документации объекта-представителя, при необходимости, может уточняться и корректироваться группировка строительно-монтажных работ по разделам смет, наименование которых должно соответствовать наименованию конструктивных элементов здания (строения), сооружения. 43. Ошибки и неточности, выявленные в сметной документации объекта-представителя, устраняются с приложением описания произведенных замен. 44. К комплекту сметной документации, сформированному с учетом положений пунктов 33 - 43 Методики, прикладывается пояснительная записка с указанием внесенных изменений по отношению к сметной документации объекта-представителя, номеров доработанных смет (сметных расчетов) объекта-представителя и позиций в них, основания внесенных изменений, перечень используемых нормативных документов, а также соответствующие расчетные обоснования, подписанная Разработчиком и Инициатором. 45. При использовании для разработки Показателя документов, приведенных в пункте 27 Методики, допускается формирование комплекта сметной документации с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, действующих на момент разработки Показателя. 46. На основе сформированного комплекта сметной документации формируется РВ. Рекомендуемый образец оформления РВ приведен в Приложении № 2 к Методике. 47. На основе РВ, после укрупнения строительных ресурсов, разрабатывается РМ, которая включает в себя сметную стоимость входящих в состав РВ строительных ресурсов (далее - прямые затраты), а также затраты, перечень которых определен пунктом 48 Методики. Рекомендуемый образец оформления РМ приведен в Приложении № 3 к Методике. 48. При разработке Показателя помимо прямых затрат учитываются: а) накладные расходы и сметная прибыль; б) стоимость приобретения оборудования, мебели и инвентаря; в) затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений; г) дополнительные затраты при производстве строительных и монтажных работ в зимнее время; д) стоимость пусконаладочных работ "вхолостую" для объектов производственного назначения. Для объектов непроизводственного назначения, не связанных с выпуском продукции, все затраты на проведение пусконаладочных работ включаются без разделения на работы, выполняемые "вхолостую" и "под нагрузкой"; е) затраты на проектные и изыскательские работы, плату за проведение экспертизы проектной документации; ж) затраты на проведение авторского надзора за строительством (в случае, если проектной документацией предусмотрено проведение авторского надзора); з) затраты на осуществление строительного контроля; и) резерв средств на непредвиденные работы и затраты; к) иные затраты, необходимость учета которых обусловлена особенностями объекта капитального строительства. Перечень учтенных и не учтенных Показателем затрат приводится в технической части и Отделе 2 соответствующего сборника Показателей. 49. Плата за покупку, аренду земли и земельный налог в период строительства, подключение (технологическое присоединение) к внешним инженерным сетям, компенсационные выплаты, связанные с подготовкой территории строительства (снос существующих зданий, перенос инженерных сетей и другие аналогичные затраты), затраты на содержание службы технического заказчика, налог на добавленную стоимость, а также затраты, не являющиеся характерными при строительстве соответствующего типа объекта капитального строительства, либо стоимостные значения на единицу мощности которых значительно отличаются в зависимости от условий строительства, при разработке Показателя не учитываются. 50. Затраты, предусмотренные пунктом 49 Методики, учитываются дополнительно при планировании (обосновании) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства, при определении стоимости строительства с использованием Показателя. 51. Определение прямых затрат при формировании РМ производится по результатам анализа и укрупнения перечня строительных ресурсов, входящих в РВ. 52. При укрупнении перечня строительных ресурсов, входящих в РВ, для каждого элемента перечня строительных ресурсов определяется удельный вес в составе группы однотипных строительных ресурсов (оплата труда, машины и механизмы, материалы, изделия и конструкции, оборудование). 53. В тех случаях, когда перечень однотипных строительных ресурсов обширный, осуществляется анализ перечня ресурсов каждого типа с целью объединения их в группы ресурсов, объединенных общим признаком, например, краны, тягачи, автомобили бортовые, трамбовки и другие (далее - агрегация), и определение приведенного количества ресурсов исходя из ресурса, преобладающего по удельному весу. Допускается производить агрегацию строительных ресурсов в соответствии с группами классификатора строительных ресурсов. 54. Агрегация строительных ресурсов производится после ранжирования ресурсов в уровне цен, соответствующем периоду разработки Показателей (далее - текущий уровень цен). 55. Агрегация строительных ресурсов в группах с общим признаком осуществляется в следующем порядке: а) определяется общая стоимость каждого строительного ресурса, входящего в группу, исходя из его нормативного количества и стоимости за единицу, например, на 1 машино-час эксплуатации машины, механизма или единицу измерения материала, изделия или конструкции; б) в каждой группе определяется наименование строительного ресурса с наибольшим удельным весом по общей сметной стоимости в текущем уровне цен (далее - ресурс-представитель), наименования остальных ресурсов группы далее не используются; в) в каждой группе определяется приведенный расход ресурса-представителя как отношение общей сметной стоимости всех строительных ресурсов, входящих в группу, к сметной стоимости, установленной за единицу измерения ресурса-представителя. 56. Для осуществления агрегации строительных ресурсов выполняется анализ номенклатуры в пределах групп однотипных строительных ресурсов, например, растворы цементные, бетоны, арматура, стальные конструкции. 57. После агрегации и выбора ресурсов-представителей в группах с общими признаками, а также результатов выполненного анализа, осуществляется упорядочивание по удельному весу номенклатуры в пределах групп однотипных строительных ресурсов с целью определения наименований однотипных преобладающих по стоимости ценообразующих строительных ресурсов и строительных ресурсов, имеющих по стоимости незначительный удельный вес (прочие ресурсы). Стоимость прочих ресурсов не может превышать 15 процентов от общей стоимости группы однотипных строительных ресурсов. 58. Определение наименований однотипных преобладающих по стоимости ценообразующих строительных ресурсов осуществляется в следующей последовательности: а) из общей выборки трудозатрат рабочих-строителей с учетом дифференцирования по разрядам в группе "Затраты труда рабочих-строителей" рассчитывается общая трудоемкость, а также средний разряд работ по объекту-представителю (средневзвешенное по трудоемкости значение разряда работ). Полученные результаты заносятся в графу "Затраты труда машинистов"; б) из общей выборки строительных ресурсов (с учетом ресурсов-представителей) в группе "Машины и механизмы" производится выбор ценообразующих строительных машин и механизмов, сметная стоимость эксплуатации которых в текущем уровне цен превышает 85 процентов от общей сметной стоимости эксплуатации всех машин и механизмов по объекту, включаемых в группу. Определяется процент машин и механизмов, не вошедших в данную группу, как отношение суммарной сметной стоимости их эксплуатации к общей стоимости эксплуатации всех машин и механизмов по объекту-представителю и заносится в графу "Прочие машины и механизмы" с указанием суммарной величины затрат на их эксплуатацию в денежном выражении (руб.) без расшифровки их наименования и количества; в) из общей выборки строительных ресурсов (с учетом ресурсов-представителей) в группе "Материалы, изделия, конструкции" производится выбор ценообразующих материальных ресурсов, сметная стоимость которых в текущем уровне цен превышает 85 процентов от общей стоимости всех материальных ресурсов по объекту-представителю. Определяется процент материальных ресурсов, не вошедших в данную группу, как отношение их суммарной сметной стоимости к общей стоимости всех материальных ресурсов по объекту-представителю и заносится в графу "Прочие материальные ресурсы" с указанием суммарной величины затрат в денежном выражении (руб.); г) из общей выборки строительных ресурсов (с учетом ресурсов-представителей) в группе "Оборудование" производится выбор ценообразующих материальных ресурсов, сметная стоимость которых в текущем уровне цен превышает 85 процентов от общей стоимости всех материальных ресурсов по объекту-представителю. Определяется процент материальных ресурсов, не вошедших в данную группу, как отношение их суммарной сметной стоимости к общей стоимости всех материальных ресурсов по объекту-представителю и заносится в графу "Прочее оборудование" с указанием суммарной величины затрат в денежном выражении (руб.); д) полученные результаты указываются в таблице расчета стоимости строительно-монтажных работ (далее - стоимость СМР) и оборудования. Рекомендуемый образец оформления расчета стоимости СМР и оборудования приведен в Приложении № 4 к Методике. 59. Допускается не производить агрегацию строительных ресурсов с последующей выборкой групп материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов в размере, превышающем 85 процентов и выделением групп "Прочие материалы", "Прочее оборудование", "Прочие машины и механизмы" в случаях, когда их перечень незначителен и их объем в РМ не приводит к усложнению дальнейших расчетов по РМ и ее актуализации. 60. Общая величина прямых затрат по РМ определяется как сумма произведений стоимости строительных ресурсов в текущем уровне цен за единицу измерения строительных ресурсов на показатели их расхода, принятые в РМ. 61. Стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен в РМ определяется на основе данных подсистемы "Мониторинг стоимости строительных ресурсов" федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) о сметной цене строительных ресурсов для базового района с учетом транспортных и иных затрат, предусмотренных методическими документами, регламентирующими порядок формирования сметной цены строительных ресурсов. 62. Стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен при отсутствии в ФГИС ЦС данных о сметной цене строительных ресурсов допускается определять на основании мониторинга цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, выполненного в соответствии с положениями методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов. 63. Обоснованность и корректность представляемой информации определяется при рассмотрении Показателя в соответствии с главой VI Методики. 64. При отсутствии информации в ФГИС ЦС о сметной цене строительных ресурсов в текущем уровне цен, а также по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, проведенного в соответствии с пунктом 62 Методики, стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен принимается по стоимости этих ресурсов, включенной в сметную документацию объекта-представителя, с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)", для приведения к уровню цен, соответствующему уровню цен периода разработки Показателя. 65. Стоимость СМР по РМ определяется как сумма прямых затрат по РМ, накладных расходов (далее - НР) и сметной прибыли (далее - СП). При разработке Показателя в составе РМ размер НР и СП определяется по нормативам НР и СП в соответствии с действующими на момент разработки Показателя методическими документами по определению величины НР и СП. 66. В составе Показателя учитываются затраты на приобретение оборудования (как монтируемого, так и не требующего монтажа), мебели и инвентаря, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся зданий, в соответствии с порядком, установленным методическими документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов, а также нормативно-правовыми актами, устанавливающими перечень оборудования, мебели и инвентаря, необходимых для первоначального оснащения вновь строящихся зданий, действующими на момент разработки Показателя. Рекомендуемый образец оформления расчета стоимости оборудования приведен в Приложении № 5 к Методике. 67. При формировании РМ оборудование разделяется: а) на систему приборов, аппаратов, машин и коммуникаций, обеспечивающую заданные параметры эксплуатации объекта капитального строительства (далее - инженерное оборудование); б) на технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы, устройства, комплектующие и запасные части, обеспечивающие выполнение технологических процессов, отвечающих функциональному назначению зданий или сооружений (далее - технологическое оборудование). 68. При формировании Показателя к затратам на приобретение технологического оборудования также относятся затраты на приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, мебели и других предметов внутреннего убранства помещений, необходимых для первоначального оснащения объектов. 69. Определение перечня оборудования, инструмента, инвентаря, мебели и других предметов внутреннего убранства помещений, необходимых для первоначального оснащения объектов, осуществляется Разработчиком с использованием проектной документации объекта-представителя. 70. Затраты на строительство временных зданий и сооружений в РМ определяются в процентах от стоимости СМР по РМ в текущем уровне цен на основании действующих на момент разработки Показателя нормативов затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений. 71. Дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время, в составе РМ определяются в текущем уровне цен по РМ по действующим на момент разработки Показателя среднегодовым нормативам для соответствующего вида строительства в процентах от суммы затрат на СМР и затрат на строительство временных зданий и сооружений по РМ. 72. Стоимость пусконаладочных работ в текущем уровне цен по РМ определяется расчетом на основании сметной документации объекта-представителя. Стоимость пусконаладочных работ в составе РМ допускается определять в процентах от стоимости монтажных работ и оборудования пропорционально удельному весу пусконаладочных работ от стоимости монтажных работ и оборудования по итогам глав 2 - 7 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта-представителя в текущем уровне цен, составленного в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 744; 2018, № 39, ст. 5970) (далее - ССР). 73. В РМ учитываются затраты на выполнение строительного контроля в текущем уровне цен по РМ, предусматриваемые в составе главы 10 ССР "Содержание службы заказчика. Строительный контроль" сметной документации объекта-представителя. Расчет указанных затрат осуществляется в порядке и размере, предусмотренными документами, регламентирующими определение затрат на строительный контроль и действующими на момент разработки Показателя. 74. Стоимость изыскательских работ в составе РМ в текущем уровне цен по РМ определяется как произведение стоимости изыскательских работ по объекту-представителю и стоимости СМР, рассчитанной по РМ. Стоимость изыскательских работ по объекту-представителю определяется как частное от деления стоимости изыскательских работ по объекту-представителю на стоимость СМР, учтенную по итогам глав 2 - 7 ССР в текущем уровне цен. 75. Стоимость проектных работ в составе РМ в текущем уровне цен по РМ определяется как произведение стоимости проектных работ по объекту-представителю и стоимости СМР, рассчитанной по РМ. Стоимость проектных работ по объекту-представителю определяется как частное от деления стоимости проектных работ по объекту-представителю на стоимость СМР, учтенную по итогам глав 2 - 7 ССР в текущем уровне цен. 76. При использовании для разработки Показателя части проектной документации по объекту-представителю стоимость проектных и изыскательских работ для данной части допускается определять путем составления смет на проектные и изыскательские работы в соответствии с действующими на момент разработки Показателя нормативами на выполнение проектных и изыскательских работ. 77. По объектам, в отношении которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрена необходимость проведения экспертизы, в составе затрат, включаемых в РМ, учитываются затраты на проведение экспертизы проектной документации в соответствии с действующими на момент разработки Показателя документами, регламентирующими порядок определения затрат на проведение экспертизы проектной документации. 78. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты в текущем уровне цен по РМ определяется как произведение норматива, установленного действующими на момент разработки Показателя нормативными документами, на сумму итогов затрат по РМ в текущем уровне цен. 79. Инициатор может учитывать в Показателе затраты, связанные с особенностями объекта капитального строительства, не указанные в пунктах 70 - 78 Методики. Рекомендуемый образец расчета стоимости работ и затрат, порядок определения которых указан в пунктах 70 - 78 Методики, приведен в Приложении № 6 к Методике. 80. При разработке Показателя по линейным объектам и (или) комплексу объектов перечень Показателей дифференцируется в отношении основных зданий и сооружений, объединенных единой технологической схемой и входящих в состав линейного объекта и (или) комплекса объектов. 81. Расчет Показателя на строительство зданий и сооружений, входящих в состав линейных объектов и (или) комплекса объектов, может осуществляться на основе проектной документации по нескольким объектам-представителям. 82. Состав и объемы работ, принятые в проектной документации объектов-представителей по линейным объектам и (или) комплексу объектов, могут быть при необходимости уточнены в соответствии с действующими нормами проектирования объектов подобного типа и откорректированы в сметной документации с соответствующим удельным весом на единицу измерения объекта. Корректировка допускается только в отношении стоимости конструктивных решений, не влияющих на конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. 83. При разработке Показателя на линейные объекты и (или) комплекс объектов, имеющих в своем составе различный перечень и количество зданий и сооружений, для которых подбор объекта-представителя является невозможным, расчет стоимостных показателей допускается производить путем преобразования и дифференциации показателей сметной документации объекта-представителя в соответствии с определенными классификационными признаками объекта капитального строительства (в случае железных и автомобильных дорог - величине грузонапряженности, интенсивности движения, категории местности по рельефу, группе грунтов, технологии сооружения земляного полотна). 84. Для разработки Показателя по линейным объектам и (или) комплексу объектов могут применяться типовые проектные и технические решения, на основе которых составляется или корректируется сметная документация. В технические решения на устройство 1 километра (100 метров, метра квадратного и тому подобное) линейного объекта и (или) комплекса объектов включается количество необходимых элементов, рассчитанных на основании нормативных документов и (или) данных по объектам-аналогам. Рассмотрение сформированных типовых технических решений и объемов работ осуществляется Научно-экспертным советом. 85. Перечень затрат, учитываемых при разработке Показателя линейных объектов и (или) комплекса объектов, приведен в пункте 48 Методики.
III. ОФОРМЛЕНИЕ СБОРНИКОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
86. Показатели объединяются в сборники Показателей в соответствии с сформированным перечнем. Сборник Показателей включает: а) Техническую часть; б) Отдел 1. Показатели укрупненного норматива цены строительства; в) Отдел 2. Дополнительная информация. 87. Техническая часть сборника Показателей должна содержать общие указания, порядок применения Показателей, информацию о правилах исчисления объемов работ (при необходимости) и о размерах поправочных коэффициентов, учитывающих климатические условия и факторы сейсмической активности, а также иных поправочных коэффициентов к Показателям, включенным в сборник Показателей. Расчет коэффициента к Показателю, учитывающего климатические условия и факторы сейсмической активности площадки строительства на территории субъектов Российской Федерации (части территории субъектов Российской Федерации), производится при разработке Показателя. Размер коэффициента к разрабатываемому Показателю допускается принимать равным размеру коэффициента к аналогичному Показателю, включенному в сборник Показателей, в который планируется включить разрабатываемый Показатель или включенному в другие сборники Показателей. 88. В общих указаниях приводятся общие положения по составу сборника Показателей, области и порядка применения Показателей, в том числе: а) назначение и область применения; б) порядок применения; в) состав работ, учтенных и не учтенных в Показателях (при необходимости); г) особенности и пример составления расчетов с использованием Показателей, включенных в сборник Показателей; д) иные сведения, касающиеся применения Показателей, включенных в сборник Показателей. 89. В технической части сборника Показателей приводятся исходные данные, необходимые для определения объемов работ. 90. Коэффициенты к Показателю, указываемые в технической части сборника Показателей, предназначены для учета изменений размера Показателя в результате изменений условий производства работ, включая в том числе технологии выполнения работ, конструкций и глубины заложений фундаментов, используемых строительных материалов, условий района строительства по сравнению с принятыми при разработке Показателя. 91. В Отделе 1 "Показатели укрупненного норматива цены строительства" приводятся значения Показателей. В зависимости от вида и перечня Показателей (для здания, сооружения, линейного объекта) таблица Показателей может изменяться. Рекомендуемый образец оформления таблиц Отдела 1 приведен в Приложении № 7 к Методике. 92. В каждой таблице Показателей указываются код, наименование Показателя, единица измерения, значение Показателя в денежном выражении (тыс. руб.), принятый уровень текущих цен. Округление значений Показателя осуществляется до двух знаков после запятой. 93. При формировании наименований Показателей таблицы используются наименования объектов, предусмотренные перечнем объектов капитального строительства. 94. Таблицы Показателей объединяются в разделы, соответствующие основным характеризующим признакам, наименованию и видам объектов одного назначения. 95. В таблицах Показателей используется следующая система кодировки. Код Показателя формируется из девяти знаков, например, 05-03-001-01, где: 05 (первая группа цифр) - номер сборника Показателей (два знака); 03 (вторая группа цифр) - номер раздела сборника (два знака); 001 (третья группа цифр) - порядковый номер таблицы в данном разделе (три знака); 01 (четвертая группа цифр) - порядковый номер показателя в данной таблице (два знака). 96. Отдел 2 "Дополнительная информация" включает в себя информацию, необходимую для проведения расчетов с использованием Показателя, и приводится в виде таблицы с разбивкой по следующим показателям: а) стоимость строительства объекта, использованного для разработки Показателя; б) стоимость проектных работ, стоимость изыскательских работ, стоимость проведения экспертизы проектной документации с учетом прочих затрат, начисленных для данного вида работ при разработке Показателя; в) стоимость технологического оборудования с учетом прочих затрат, начисленных для данного оборудования при разработке Показателя; г) стоимость строительства на принятую единицу мощности; д) стоимость строительства, приведенная на 1 м2 общей площади и на 1 м3 строительного объема здания (не приводится для линейных объектов); е) стоимость возведения фундаментов с учетом прочих затрат, начисленных для данного вида работ при разработке Показателя; ж) наименования конструктивных решений и видов работ объекта-представителя и их краткие характеристики. Рекомендуемый образец оформления таблиц "Отдела 2. Дополнительная информация" приведен в Приложении № 8 к Методике. Рекомендуемый образец оформления таблиц "Отдела 2. Технические характеристики конструктивных решений и видов работ, учтенных в Показателе" приведен в Приложении № 9 к Методике.
IV. ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
97. Применение Показателя осуществляется с использованием поправочных коэффициентов, приведенных в технических частях сборников Показателей, по формуле:
где: НЦСi - Показатель, принятый по сборнику Показателей с учетом функционального назначения объекта и его мощностных характеристик, для базового района в уровне цен сборника Показателей, определенный при необходимости с учетом корректирующих коэффициентов, приведенных в технической части принятого сборника Показателей; N - общее количество используемых Показателей; М - мощность объекта капитального строительства, планируемого к строительству, например, площадь, количество мест, протяженность; Кпер. - коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации (частей территории субъектов Российской Федерации), учитывающий затраты на строительство объекта капитального строительства, расположенных в областных центрах субъектов Российской Федерации (далее - центр ценовой зоны, 1 ценовая зона), сведения о величине которого приводятся в технических частях сборников Показателей. Расчеты указанного коэффициента осуществляются при разработке Показателя. Величина указанного коэффициента определяется как отношение стоимости Показателя, сформированной в ценах субъекта Российской Федерации, к стоимости Показателя, сформированной в ценах базового района. Стоимость Показателя в ценах субъекта Российской Федерации определяется на основании данных подсистемы "Мониторинг стоимости строительных ресурсов" ФГИС ЦС. Для частей территории субъектов Российской Федерации, которые нормативными правовыми актами высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации определены как самостоятельные ценовые зоны для целей определения текущей стоимости строительных ресурсов, при выполнении расчетов с использованием Показателей также устанавливается коэффициент перехода к уровню цен для каждой ценовой зоны (далее - Кпер/зон). Кпер/зон определяется по виду объекта капитального строительства как отношение величины индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рассчитанного для такой ценовой зоны и публикуемого Министерством, к величине индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, рассчитанного для 1 ценовой зоны соответствующего субъекта Российской Федерации и публикуемого Министерством. При отсутствии в ФГИС ЦС данных о стоимости строительных ресурсов, включенных в РМ, разработанных для формирования Показателя, величину указанного коэффициента допускается определять по виду работ объекта капитального строительства как отношение величины индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, публикуемого Министерством для субъекта Российской Федерации, к аналогичному индексу для базового района. При этом отклонение полученного коэффициента от ранее утвержденного для данного субъекта Российской Федерации не должно превышать 2 процентов как в большую, так и в меньшую сторону. В случае наличия расчетов, обосновывающих необходимость пересмотра величины коэффициента перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство данные по стоимости основных строительных ресурсов, включенных в РМ, разработанных для формирования Показателя, с приложением не менее трех документов, обосновывающих стоимость каждого ценообразующего ресурса (коммерческие предложения, прайс-листы Поставщиков, иные документы, содержащие информацию о стоимости строительных ресурсов, в том числе размещенные на официальных сайтах производителей, поставщиков или полученные по запросу (официальное письмо, электронная почта, факс). Перечень ресурсов, включенных в РМ, Министерство направляет по запросу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. После получения указанных документов на основании информации, полученной по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, осуществляемого учреждением, подведомственным Министерству, с учетом обоснованной и корректной информации, полученной от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждением, подведомственным Министерству, производится расчет откорректированного коэффициента. Крег. - коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства в субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации) по отношению к базовому району, сведения о величине которого приводятся в технических частях сборников Показателей; Кс - коэффициент, характеризующий удорожание стоимости строительства в сейсмических районах Российской Федерации по отношению к базовому району, сведения о величине которого приводятся в технических частях сборников Показателей; Зр - дополнительные затраты, не предусмотренные в Показателях, определяемые по отдельным расчетам; Ипр - индекс-дефлятор, определенный по отрасли "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)", публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. НДС - налог на добавленную стоимость. Округление значений коэффициентов Кпер., Кпер/зон, Крег., Кс осуществляется с округлением до двух знаков после запятой. Рекомендуемый образец оформления расчета стоимости строительства объектов капитального строительства с применением Показателей приведен в Приложении № 10 к Методике.
V. ПОРЯДОК АКТУАЛИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЯ
98. Решение о необходимости актуализации Показателя (далее - Актуализация) принимается Министерством. 99. Выполнение работ по Актуализации осуществляется организацией, подведомственной Министерству (далее - Учреждение). 100. Актуализация производится с использованием информации о стоимости строительных ресурсов в уровне цен по состоянию на 1 января года утверждения Показателя, определенной в соответствии с положениями пунктов 61 - 64 Методики. 101. При Актуализации допускается использовать информацию о стоимости строительных ресурсов, включенных в состав РМ, на основании информации, полученной по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, осуществляемого Учреждением и субъектами Российской Федерации. Стоимость строительных ресурсов может быть определена по результатам мониторинга, осуществляемого Учреждением и субъектами Российской Федерации, после 1 января года утверждения Показателя. При этом приведение стоимости строительных ресурсов к уровню цен по состоянию на 1 января года утверждения Показателя осуществляется путем применения к его стоимости индексов-дефляторов "Инвестиции в основной капитал", разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации. 102. В случае отсутствия информации по стоимости строительных ресурсов по ряду позиций строительных ресурсов, полученной с учетом положений пунктов 100 - 101 Методики, при Актуализации к стоимости таких строительных ресурсов в текущем уровне цен ранее утвержденного Показателя применяется индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал", разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующего периода. 103. При Актуализации затраты на "Прочие машины и механизмы" учитываются в процентном отношении от стоимости основных машин и механизмов в текущем уровне цен ранее утвержденного Показателя. 104. При Актуализации затраты на "прочие материалы" и "прочее оборудование" учитываются в процентном отношении соответственно от стоимости основных материалов и оборудования в текущем уровне цен ранее утвержденного Показателя. 105. При Актуализации стоимость пусконаладочных, проектных и изыскательских работ в текущем уровне цен определяется путем применения к текущей стоимости актуализируемой РМ соответствующего коэффициента. Размер указанного коэффициента определяется как отношение величин соответствующих индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных, проектных и изыскательских работ, публикуемых Министерством для базового района, в уровне цен по состоянию на 1 января года утверждения Показателя, к аналогичным индексам в уровне цен актуализирумых РМ. В случае отсутствия индекса, публикуемого Министерством, стоимость пусконаладочных, проектных и изыскательских работ определяется в процентах от стоимости СМР, учтенных в составе РМ. При этом величина процента принимается равной удельному весу указанных работ в стоимости СМР в уровне цен, актуализируемых РМ. 106. Для расширения перечня сборников Показателей и перечня Показателей, включаемых в указанные сборники, Инициатором подготавливаются и направляются в Министерство соответствующие предложения с приложением следующих документов: а) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости расширения перечня сборников Показателей и перечня Показателей, включаемых в указанные сборники; б) обосновывающих документов. 107. Документы, указанные в пункте 106 Методики, представляются на бумажном носителе, а также на электронном носителе в открытом формате, обеспечивающем возможность автоматизированной проверки документов, их сохранения на технических средствах и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.pdf - для документов с текстовым содержанием, в форматах *.dwg, *.dwx, *.jpeg, *.pdf - для документов с графическим содержанием, в форматах *.xml, размещенном на официальном сайте Министерства, *.arps, *.arp - для сметной документации) с описями приложений, сформированными для каждого типа носителей информации с одновременным подтверждением соответствия электронной версии документов бумажной. 108. Министерство в срок не позднее тридцати рабочих дней рассматривает целесообразность и обоснованность поступивших предложений. По результатам рассмотрения Министерство уведомляет Инициатора о принятом решении.
VI. РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
109. Разработанный проект Показателя направляется в Министерство для утверждения с приложением следующих документов: а) обоснования исходных документов и расчетных обоснований, подготовленных в соответствии с положениями глав II, III Методики; б) протокола заседания Научно-экспертного совета с рекомендациями по использованию при разработке Показателя исходных данных, сформированных Разработчиком (в случаях, предусмотренных пунктами 24, 84 Методики); в) пояснительной записки; г) сведений о Разработчике; д) сведений об Инициаторе; е) перечня нормативных, технических и информационно-справочных материалов, использованных при разработке и (или) актуализации проекта Показателя. 110. Документы, указанные в пункте 109 Методики, представляются на бумажном носителе, а также на электронном носителе в открытом формате, обеспечивающем возможность автоматизированной проверки документов, их сохранения на технических средствах и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.pdf - для документов с текстовым содержанием, в форматах *.dwg, *.dwx, *.jpeg, *.pdf - для документов с графическим содержанием, в форматах *.xml, размещенном на официальном сайте Министерства, *.arps, *.arp - для сметной документации) с описями приложений, сформированными для каждого типа носителей информации с одновременным подтверждением соответствия электронной версии документов бумажной. 111. Документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии) и подписью Инициатора и Разработчика (руководителя либо иного уполномоченного лица с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия). 112. Уполномоченный Департамент Министерства в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку представленного проекта Показателя и прилагаемых к нему документов на: а) соответствие требованиям к составу документов, установленных пунктом 109 Методики; б) соответствие требованиям к документам, установленным пунктами 110, 111 Методики. 113. В случае если при проведении проверки установлено, что проект Показателя и прилагаемые к нему документы не соответствуют требованиям, указанным в пунктах 109 - 111 Методики, уполномоченный Департамент Министерства в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки возвращает документы Инициатору без рассмотрения с указанием причины (причин), послужившей (послуживших) основанием для возврата. 114. При соответствии представленного проекта Показателя и прилагаемых к нему документов требованиям, указанным в пунктах 109 - 111 Методики, уполномоченный Департамент Министерства в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки обеспечивает направление проекта Показателя и прилагаемых к нему документов для рассмотрения и подготовки заключения по результатам рассмотрения (далее - Заключение) в Учреждение. 115. Срок рассмотрения проекта Показателя и подготовки Заключения Учреждением не может превышать сорока пяти рабочих дней со дня получения от Министерства соответствующего проекта Показателя и прилагаемых к нему документов. 116. При рассмотрении проекта Показателя и прилагаемых к нему документов допускается их разброшюровка. 117. В случае если по тексту проекта Показателя имеются замечания редакционного характера, не затрагивающие и не лишающие смысла проект Показателя, Учреждение вносит исправления в текст проекта Показателя самостоятельно. 118. При рассмотрении проекта Показателя Учреждение вправе привлекать на договорной основе к рассмотрению проекта Показателя государственные и (или) негосударственные организации, а также специалистов. 119. Инициатор в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления письменного обращения Учреждения, содержащего замечания к представленным на рассмотрение документам, направляет Учреждению испрашиваемые сведения и (или) документы и (или) откорректированный проект Показателя либо письменно уведомляет о невозможности их представления и внесения изменений с указанием причин. 120. Срок рассмотрения проекта Показателя может быть продлен Министерством на основании письменного обращения Учреждения с указанием причины (причин) такого продления, но не более чем на пятнадцать рабочих дней. В этом случае Инициатор письменно уведомляется Министерством о продлении срока рассмотрения проекта Показателя с указанием оснований принятия такого решения. 121. По результатам рассмотрения проекта Показателя Учреждением подготавливается Заключение и направляется в Министерство. 122. Заключение должно содержать: а) сведения о проекте Показателя; б) перечень представленных документов в составе проекта Показателя; в) перечень нормативных, технических и информационно-справочных материалов, использованных при разработке и (или) актуализации Показателя; г) информацию о наличии (отсутствии) сведений об аналогичных Показателях; д) информацию о наличии (отсутствии) необходимых расчетных обоснований; е) информацию о наличии (отсутствии) необходимых для разработки Показателя исходных данных, обосновывающих документов; ж) результаты анализа отбора объекта-представителя; з) результаты анализа расчетных обоснований, в том числе анализа обоснованности затрат труда, перечня и наименования показателей расхода материалов, времени работы машин и механизмов и их стоимости; и) информацию о наличии (отсутствии) технических и арифметических ошибок в проекте Показателя и прилагаемых к нему документах; к) информацию о соответствии (несоответствии) расчетных обоснований требованиям, установленным нормативными правовыми актами в сфере нормирования и ценообразования при проектировании, и методическим документам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, использованным при разработке Показателя; л) обоснование возможности (отсутствия возможности) утверждения проекта Показателя; м) наименование сборника (сборников) Показателей и его (их) частей, подлежащих пересмотру в результате утверждения проекта Показателя. 123. Заключение должно быть прошито, пронумеровано, заверено подписью руководителя Учреждения либо иного уполномоченного им лица. 124. Заключение, содержащее информацию, приведенную в пункте 122 Методики, и оформленное с учетом положений пункта 123 Методики, направляется Учреждением в Министерство с приложением документов, указанных в пункте 109 Методики. В случае если в процессе проведения проверки проекта Показателя Инициатором на основании замечаний, выданных Учреждением, внесены оперативные изменения в проект Показателя или корректировка представленных документов проведена Учреждением в соответствии с пунктом 117 Методики, в Министерство вместе с заключением направляется откорректированный проект Показателя. 125. Рассмотрение проекта Показателя и Заключения осуществляется Научно-экспертным советом. 126. Рассмотрение проекта Показателя, разработанного Учреждением, осуществляется Научно-экспертным советом на основании документов, состав и требования к которым определены пунктами 109 - 111 Методики. 127. По результатам рассмотрения проекта Показателя Научно-экспертным советом в Министерство направляются рекомендации об утверждении (отказе в утверждении) проекта Показателя. 128. Министерством с учетом Заключения и рекомендаций Научно-экспертного совета принимается решение об утверждении Показателя или об отказе в его утверждении. 129. В случае принятия решения об утверждении Показателя, Показатель утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в ФГИС ЦС. 130. Показатель утверждается в уровне цен по состоянию на 1 января года его утверждения. 131. Размещение Показателя на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется не позднее пяти рабочих дней со дня его утверждения. 132. При одновременном утверждении более одного Показателя допускается формирование соответствующего сборника (сборников) Показателей или актуализация действующей редакции сборника (сборников) Показателей. 133. Утвержденный Показатель и документы, указанные в пунктах 109 и 119 Методики, направляются Министерством в Учреждение для хранения и размещения утвержденных Показателей в ФГИС ЦС. 134. Копии документов, находящихся на хранении, представляются Учреждением по запросу Министерства или Инициатора.
Приложение № 1
(рекомендуемый образец)
Сравнительная таблица отбора объекта-представителя
Наименование разрабатываемого Показателя - ____________________ Сопоставимый уровень цен1 ____________________
___________________________________________________________________________ (Под таблицей отбора объекта-представителя указывается расчет прочих и лимитированных затрат, формула приведения сметной стоимости строительства всех используемых для сравнения объектов к сопоставимому уровню цен.)
Примечания к сравнительной таблице отбора объекта-представителя: 1. Указывается год, к которому приводятся стоимости всех сравниваемых объектов. 2. Указывается единица измерения соответствующего объекта-представителя. 3. Указывается сметная стоимость строительства, включая стоимость конструктивных решений, учитываемых при расчете Показателя.
Приложение № 2
(рекомендуемый образец)
Объектная ресурсная ведомость
Наименование разрабатываемого Показателя - ____________________
Приложение № 3
(рекомендуемый образец)
Ресурсная модель № _____________________________
Наименование разрабатываемого Показателя - ____________________
Приложение № 4
(рекомендуемый образец)
Расчет стоимости СМР и оборудования
Наименование разрабатываемого Показателя - ____________________
Приложение № 5
(рекомендуемый образец)
Расчет стоимости оборудования
Наименование разрабатываемого Показателя - ____________________
Приложение № 6
(рекомендуемый образец)
Расчет стоимости прочих работ и затрат
Наименование разрабатываемого Показателя - ____________________
Приложение № 7
(рекомендуемый образец)
Отдел 1. Показатели укрупненного норматива цены строительства"
РАЗДЕЛ 1. ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ МАЛОЭТАЖНЫЕ*
Таблица 01-01-001 Кирпичные малоэтажные жилые здания усадебного типа и таунхаусы Единица измерения: м2 общей площади жилого дома
______________________________ * Данные условные, приведены для примера.
Приложение № 8
(рекомендуемый образец)
Отдел 2. Дополнительная информация
К Показателю (Показателям, таблице Показателей) ______________________________ код наименование
Показатели стоимости строительства*
______________________________ * Данная таблица заполняется при разработке Показателей для зданий.
Для линейных объектов допускается заполнение только части пунктов таблицы.
Приложение № 9
(рекомендуемый образец)
Отдел 2. Технические характеристики конструктивных решений и видов работ, учтенных в Показателе*
______________________________ * Заполняется при разработке новых Показателей и определяется от стоимости Показателя по стоке "ИТОГО (СМР + ОБОРУДОВАНИЕ)" Ресурсной модели, сформированной по форме, приведенной в Приложении № 3.
Приложение № 10
(рекомендуемый образец)
Пример определения стоимости строительства школы на 1100 мест в г. Ростов-на-Дону*
______________________________ * Все числовые значения, приведенные в примере, являются условными значениями. При выполнении расчетов с использованием Показателей числовые значения принимаются на основании документов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|