Расширенный поиск
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2019 № 813
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
29 ноября 2019 г. № 813
Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию
Зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г. Регистрационный № 56955
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2019, № 30, ст. 4097) приказываю: утвердить прилагаемые правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию.
Исполняющий обязанности Министра С.Ю.Радченко
Утверждены
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СВОДНЫХ РАСЧЕТОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ВКЛЮЧАЯ ИХ АКТУАЛИЗАЦИЮ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию (далее - Правила) определяют порядок организации и проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее - Сводные расчеты) в целях охраны атмосферного воздуха. 2. Результаты проведения Сводных расчетов представляют собой обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка, полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе1 (далее - Методы расчета рассеивания) на основании данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы) всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях2. ______________________________ 1 Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе" (зарегистрирован Минюстом России 10.08.2017, регистрационный № 47734). 2 Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2019, № 30, ст. 4097).
3. При проведении Сводных расчетов учитываются загрязняющие вещества, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем, на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка, в том числе смеси загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием)3. ______________________________ 3 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12.2017 № 165 "Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" (зарегистрировано Минюстом России 09.01.2018, регистрационный № 49557) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.2018 № 37 (зарегистрировано Минюстом России 18.06.2018, регистрационный № 51367) и постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.12.2007 № 92 "Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07" (зарегистрировано Минюстом России 21.01.2008, регистрационный № 10966) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2016 № 162 (зарегистрировано Минюстом России 30.11.2016, регистрационный № 44506).
4. Сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, полученные при проведении Сводных расчетов, включают в себя данные о пространственном распределении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью Земли (далее - приземные концентрации) в определенные интервалы времени, в том числе: значения максимальных разовых концентраций, которые могут достигаться при неблагоприятных направлении и скорости ветра и (или) неблагоприятных условиях выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; значения средних концентраций за определенный интервал времени, например, сутки, сезон, год, которые характеризуют осредненный уровень загрязнения атмосферного воздуха; безразмерные значения, характеризующие концентрации загрязняющих веществ в долях предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) или сочетание концентраций веществ, обладающих суммацией действия (комбинированным действием). При необходимости осуществляется расчет вертикального распределения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с учетом влияния застройки. 5. На основании результатов проведения Сводных расчетов выполняются: оценка состояния и загрязнения атмосферного воздуха, включая определение степени влияния выбросов отдельных предприятий, транспорта, объектов городской инфраструктуры на загрязнение атмосферного воздуха, а также выявление источников, вносящих наибольший вклад в загрязнение приземного концентрации; определение вклада отдельных источников, предприятий, транспорта, объектов городской инфраструктуры и прочих объектов, являющихся источниками выбросов, в загрязнение атмосферного воздуха; анализ риска для здоровья человека, включая расчет, оценку такого риска и разработку мероприятий по управлению риском для здоровья населения с учетом планируемых мероприятий; прогноз изменений состояния и загрязнения атмосферного воздуха в связи с планируемыми модернизацией, ликвидацией, строительством новых объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на которых предполагается наличие источников выбросов, проведением воздухоохранных мероприятий, изменением схемы транспортных потоков и иных изменений: коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры4. Сводные расчеты проводятся в целях сокращения или исключения выбросов загрязняющих веществ, а также в иных случаях для предотвращения такого превышения на территориях населенного пункта5. Результаты проведения Сводных расчетов применяются для определения фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха6, а также в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов7 для разработки мероприятий, направленных на снижение выбросов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты ОНВ), выбросов транспортных и иных передвижных средств, выбросов от объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур8; выполнения расчета и оценки риска для здоровья человека9. ______________________________ 4 Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2019, № 31, ст. 4453). 5 Пункт 1 статьи 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". 6 Пункт 2.3 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". 7 Статья 5 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 30, ст. 4097). 8 Пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха". 9 Пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
II. Информация, необходимая для проведения Сводных расчетов, включая уточнение их результатов
6. Для проведения Сводных расчетов, включая уточнение их результатов, необходима следующая информация: данные об объектах коммунальной (включая данные об объектах жилищного фонда и нежилых помещений с печным отоплением), транспортной (включая карты-схемы распределения автотранспортных потоков), социальной инфраструктур; а также данные о выбросах от указанных объектов и всех иных стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на территории проведения Сводных расчетов; перечень объектов ОНВ, имеющих источники выбросов, влияющих на качество атмосферного воздуха на территории проведения Сводных расчетов; ситуационный план территории проведения Сводных расчетов, с указанием масштаба плана, зон производственного, сельскохозяйственного и иного назначения, жилых зон и объектов городской инфраструктуры, мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (далее - зоны с особыми условиями)10; границ особо охраняемых природных территорий, а также с привязками координат территорий объектов ОНВ, имеющих источники выбросов, в соответствии с законодательством о геодезии и картографии; результаты инвентаризации выбросов объектов ОНВ, выполненной в соответствии с требованиями действующего законодательства и включающей данные о выбросах всех иных стационарных и передвижных источников, а также материалы о расчетах нормативов допустимых выбросов, об утвержденных нормативах предельно допустимых выбросов и о выданных разрешениях на выбросы по объектам ОНВ (при наличии); материалы проектной документации планируемого строительства (реконструкции) объектов ОНВ, предусматривающих наличие источников выбросов; информация о географических, климатических и метеорологических характеристиках, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, необходимая для проведения Сводных расчетов с использованием Методов расчета рассеивания11; данные о координатах стационарных постов наблюдений государственного мониторинга атмосферного воздуха (далее - посты наблюдений), а также перечень измеряемых загрязняющих веществ. Для уточнения результатов Сводных расчетов по данным государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с разделом VIII настоящих Правил необходима следующая информация: данные статистической обработки рядов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, включающие 98-й процентиль функции распределения измеренной концентрации по загрязняющим веществам на каждом посту наблюдений; среднегодовые или среднесезонные (при необходимости) фоновые концентрации каждого загрязняющего вещества на каждом посту наблюдений. ______________________________ 10 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 № 14 "О введении в действие санитарных правил" (зарегистрировано Минюстом России 18.05.2001, регистрационный № 2711). 11 Главы IV, V, X и XI Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
III. Сбор информации для проведения Сводных расчетов
7. Информация для проведения Сводных расчетов12 предоставляется: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ - сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки указанной инвентаризации на объектах ОНВ; Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - сведения о выбросах загрязняющих веществ, содержащихся в государственном реестре объектов ОНВ13, с учетом необходимости обеспечивания учет не менее 95% суммарных выбросов от указанных объектов, а также материалы об утвержденных нормативах допустимых выбросов и выданных разрешениях на выбросы (при наличии); организациями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды14 - данные о координатах постов наблюдений, перечень измеряемых загрязняющих веществ и данные, необходимые для уточнения результатов Сводных расчетов в соответствии с главой VIII настоящих Правил; уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - материалы проектной документации планируемого строительства объектов ОНВ, предусматривающих выбросы; ситуационный план территории проведения Сводных расчетов; данные о выбросах от объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры. Климатические параметры, необходимые для проведения Сводных расчетов, устанавливаются по климатическим данным, опубликованным для всеобщего доступа (в том числе - климатическим справочникам) или предоставленным по заказу организациями, выполняющими работы по определению климатологических характеристик окружающей среды на основании лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). ______________________________ 12 Пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха". 13 Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4474). 14 Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 № 1425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5410; 2008, № 13, ст. 1314).
8. Информация, указанная в пункте 6 настоящих Правил, предоставляется в электронном виде и на бумажных носителях в виде таблиц, содержащих характеристики источников выбросов и показатели выбросов, на электронных носителях или по электронной почте. Форма представления информации определяется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. 9. Информация, указанная в пункте 7 настоящих Правил, подлежит выборочной проверке ее достоверности в части полноты перечня источников выбросов и учитываемых загрязняющих веществ, учета нестационарности, в том числе сезонности деятельности объектов ОНВ. По данным государственного реестра объектов ОНВ проверяется соблюдение условия учета не менее 95% суммарных выбросов от объектов ОНВ, расположенных на территории Сводных расчетов. При выявлении недостоверности и (или) неполноты вышеуказанных данных обеспечивается их уточнение.
IV. Организация работ по проведению Сводных расчетов
10. Организация проведения Сводных расчетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации15, за исключением проведения Сводных расчетов для городских округов - участников эксперимента по квотированию выбросов в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха"16. При проведении указанного эксперимента по квотированию выбросов организация проведения Сводных расчетов осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха16. ______________________________ 15 Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". 16 Пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
11. Для организации работ по проведению Сводных расчетов, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации: утверждаются нормативные правовые акты и методическое обеспечение для проведения таких работ, с учетом условий конкретной территории проведения Сводных расчетов, в том числе порядок взаимодействия между органами государственной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на территории проведения Сводных расчетов, при проведении Сводных расчетов и порядок сбора информации, необходимой для проведения Сводных расчетов; определяется порядок финансирования работ; определяется орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение Сводных расчетов (далее - Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации); при необходимости создается при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организационный комитет для обеспечения при проведении Сводных расчетов согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на территории проведения Сводных расчетов. 12. При проведении Сводных расчетов определяются: а) перечень объектов ОНВ, относящихся к I, II, III и IV категориям, определенным в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - объекты I, II, III и IV категорий), выбросы которых оказывают влияние на качество атмосферного воздуха на территории проведения Сводных расчетов; б) перечень автодорог, выбросы от автотранспортных потоков которых должны учитываться в Сводных расчетах, в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; в) границы зон с особыми условиями; г) система координат, в которой должны указываться координаты всех объектов при проведении Сводных расчетов (общегородская система координат) в соответствии с законодательством о геодезии и картографии с предоставлением картографических материалов, включая цифровую топографическую карту (план) местности для проведения Сводных расчетов; д) формат представления исходных данных об объектах ОНВ для проведения Сводных расчетов, включая обязательность представления данных в электронной форме. 13. В перечень автодорог, выбросы от автотранспортных потоков которых учитываются при проведении Сводных расчетов, включаются автодороги с интенсивностью движения более 300 автомобилей в час (в часы с повышенной интенсивностью движения - часы "пик"). В случае если на протяжении автодороги структура и (или) интенсивность движения автотранспортных потоков изменяется более чем на 20%, автодорога разбивается на участки, для которых отдельно осуществляется расчет выбросов. Выбросы от автодорог (участков автодорог) рассчитываются по результатам обследования структуры и интенсивности движения автотранспортных потоков с учетом разных категорий автодорог и типов автотранспортных средств. Расчет выбросов автотранспортных потоков для указанного перечня автодорог обеспечивается в соответствии с методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утвержденной в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
V. Программные средства, используемые для проведения Сводных расчетов
14. При проведении Сводных расчетов, за исключением таких расчетов для городских округов - участников эксперимента по квотированию выбросов17, используются программы для электронных вычислительных машин, признанные соответствующими формулам и алгоритмам, включенным в Методы расчета рассеивания, утвержденные в соответствии с пунктом 2.2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", и обеспечивающие: возможность сбора, хранения, обработки и регулярного обновления информации; возможность сортировки данных по необходимым параметрам, интерпретации и анализа результатов, позволяющего сравнить величины выбросов различных источников, выявить отклонения, установить взаимосвязи и определить тенденции, а также определить долю вклада определенного источника выбросов в загрязнение атмосферного воздуха в каждой выбранной на основании Сводных расчетов точке; бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе путем создания резервных копий; безопасность и защиту информации; сохранение вариантов исходных данных о параметрах источников выбросов, предшествовавших данным, полученным при очередной актуализации, и вариантов расчетов концентраций загрязняющих веществ с результатами таких расчетов; создание, просмотр, редактирование, копирование, вывод информации на печать, а также получение информации в виде файлов и (или) электронных сообщений; функционирование баз данных об отдельных выбросах объектов ОНВ, баз данных о передвижных источниках (автотранспорта) на городских автодорогах и баз данных об объектах коммунальной и социальной инфраструктур в составе единого общего городского банка данных; взаимодействие единого общего городского банка данных с Федеральной государственной информационной системой территориального планирования (ФГИС ТП) и с Федеральной государственной информационной системой мониторинга качества атмосферного воздуха18. ______________________________ 17 Пункт 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха". 18 Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
15. Программы для электронных вычислительных машин, используемые при проведении Сводных расчетов, должны соответствовать требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"19. ______________________________ 19 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2019, № 18, ст. 2214.
VI. Общегородской банк данных о выбросах
16. Для проведения Сводных расчетов на основании информации, предоставленной в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящих Правил, создается общегородской банк данных, включающий в том числе базы данных отдельных объектов ОНВ, базы данных о передвижных источниках (автотранспорте) на городских автодорогах и базы данных об объектах коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур. 17. Для систематизации информации, содержащейся в общегородском банке данных, каждому объекту ОНВ, участку автодорог, загрязняющим веществам и присваивается уникальный код. При проведении Сводных расчетов для объектов ОНВ используются коды, присваиваемые при постановке таких объектов на государственный учет объектов ОНВ в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"20 и приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 553 "Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам"21. Для источников выбросов и подразделений объекта ОНВ используются коды, присвоенные при инвентаризации стационарных источников и выбросов (далее - инвентаризация выбросов), проведенной в соответствии с приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки"22. Рекомендации по присвоению кодов участкам автодорог и другим объектам города приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам. ______________________________ 20 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2018, № 53, ст. 8464. 21 Зарегистрирован Минюстом России 27.01.2016, регистрационный № 40808. 22 Зарегистрирован Минюстом России 24.10.2018, регистрационный № 52522.
18. База данных отдельного объекта ОНВ включает: а) код и наименование объекта ОНВ в общегородском банке данных, в том числе наименование района расположения объекта; б) коды и наименования структурных подразделений объекта ОНВ в соответствии с инвентаризацией выбросов с указанием года проведения или корректировки инвентаризации выбросов; в) код ИНН (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и адрес фактического расположения территории объекта ОНВ; г) код ОКВЭД (основной вид деятельности); д) данные о параметрах каждого источника выбросов и показателях его выбросов, в том числе: - код и наименование источника выбросов на объекте ОНВ, координаты его места расположения; - вид источника выбросов (организованный, неорганизованный, точечный линейный, площадной) и его наименование (труба, вентиляционная шахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и др.) и параметры, описывающие его геометрические характеристики (высота, вид (круглое, прямоугольное) и размеры источника или его устья); - наименования выбрасываемых загрязняющих веществ, характеристики газовоздушной смеси, в составе которой загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух (температура, скорость выхода или объемный расход, влажность) и параметры источников выбросов, которые необходимы для расчета рассеивания выбросов; - значения величин максимальных разовых (г/с) и годовых (т/г) выбросов загрязняющих веществ; - значения коэффициента, учитывающего скорость оседания загрязняющих веществ (газообразных и аэрозолей, включая твердые частицы) в атмосферном воздухе для каждого загрязняющего вещества в каждом источнике выброса. 19. База данных участка автодороги включает: код и наименование автодороги в общегородском банке данных, в том числе наименование района расположения автодороги, координаты его места расположения; данные о параметрах источников выбросов и показателях выбросов, в том числе значения величин максимальных разовых (г/с) и годовых (т/г) выбросов загрязняющих веществ. 20. База данных об объекте коммунальной, транспортной или социальной инфраструктуры города включает: код и наименование объекта ОНВ в общегородском банке данных, в том числе наименование района расположения объекта, координаты его места расположения; данные о параметрах источников выбросов и показателях его выбросов, в том числе: - вид источника выбросов (организованный, линейный, площадной) и параметры, описывающие его геометрические характеристики (высота, вид (круглое, прямоугольное) и размеры источника или его устья); - значения величин максимальных разовых (г/с) и годовых (т/г) выбросов загрязняющих веществ; - характеристики газовоздушной смеси, в составе которой загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух, в том числе температура, скорость выхода или объемный расход, влажность (при необходимости). 21. Исходная информация, содержащая данные о выбросах для проведения Сводных расчетов, анализируется в целях определения: полноты и достоверности данных, включая информацию об изменении выбросов во времени; правомерности использования расчетных методов при определении показателей выбросов, в частности, для однотипных источников выбросов; корректности учета фактического объема производств объектов ОНВ, обобщения источников выбросов различных типов (стилизации) и кодов загрязняющих веществ; нестационарности выбросов во времени для отдельных объектов ОНВ и для территории проведения Сводных расчетов в целом. 22. С целью выявления некорректно заданных параметров источников выбросов проводятся контрольные расчеты показателей выбросов для каждого объекта ОНВ. Для проведения контрольных расчетов выбираются 1 - 4 точки на территории ближайших к данному объекту ОНВ жилых зон и (или) зон с особыми условиями, и проводятся расчеты концентраций всех загрязняющих веществ в этих точках. Полученные значения концентраций сравниваются со значениями концентраций в данных точках, указанными в расчетах нормативов допустимых выбросов для объектов ОНВ, относящихся к I и II категориям, или со значениями нормативов качества атмосферного воздуха - для остальных объектов ОНВ. При выявлении расхождений со значениями концентраций, указанных в расчетах нормативов допустимых выбросов, или при превышениях значений нормативов качества атмосферного воздуха выполняется анализ причин таких расхождений (превышений). При необходимости, осуществляется корректировка исходных данных. При анализе нестационарности выбросов во времени для отдельных объектов ОНВ рассматриваются ситуации одновременности работы однотипного оборудования, а также количественные и качественные различия выделений (выбросов) на отдельных стадиях основных технологических процессов. Для территории проведения Сводных расчетов в целом анализируются и выявляются объекты ОНВ или их основные производства, график работы которых отличается от общего графика работы. 23. Проверка достоверности исходных данных проводится путем их сравнения с данными о ранее утвержденных нормативах допустимых выбросов и выданных разрешениях на выбросы (при их наличии). При этом в том числе проверяется соответствие по количеству источников выбросов, по количеству, наименованиям загрязняющих веществ и величинам их выбросов, по уровням концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, формируемых выбросами данного объекта. 24. Для включаемой в общегородской банк данных информации об объектах ОНВ осуществляется проверка соответствия числовых значений параметров источников выбросов (высота, диаметр устья, объемный расход, скорость и температура газовоздушной смеси, максимальный (г/с) и валовый (т/г) выброс загрязняющего вещества) характерным для применяемого технологического процесса диапазонам значений; а также проверка соотношения значений максимальных разовых (г/с) и валовых (т/г) выбросов каждого загрязняющего вещества в отношении каждого источника выбросов. 25. Для каждого объекта ОНВ, автодороги (участка автодороги) и иного объекта города определяется положение в общегородской системе координат ("привязка") путем проверки и уточнения места расположения территории объекта в соответствии с адресом его фактического расположения, а также расположения отдельных источников выбросов на территории объекта, в частности, посредством анализа графического представления территории объекта и источников выбросов на ситуационном плане территории проведения Сводных расчетов. 26. Для исключения из общегородского банка данных объектов ОНВ, прекративших свою деятельность, производится сверка сведений об объектах ОНВ с данными Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). 27. В случае изменений количественного и качественного состава выбросов на территории проведения Сводных расчетов осуществляется обновление информации в общегородском банке данных и включенных в его состав базах данных, в том числе в случаях: ввода в эксплуатацию новых объектов ОНВ; реконструкции действующих объектов ОНВ; изменения объемов производства, замены технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящей к существенному изменению состава, объема и (или) массы выбросов; проведения воздухоохранных мероприятий на объектах ОНВ; изменения транспортной, коммунальной или социальной инфраструктуры территории проведения Сводных расчетов. новых данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, в том числе данных о корректировке инвентаризации выбросов на объектах ОНВ. Для каждого объекта ОНВ и иного объекта, вновь включаемого в общегородской банк данных, проводится сверка сведений о нем с имеющимися сведениями об объектах ОНВ или иных объектах на основании данных о расположении и о количестве источников выбросов для исключения дублирования информации в общегородском банке данных. 28. Поддержание сохранности базы данных обеспечивается путем регулярного резервного копирования, позволяющего сохранить информацию при технических или программных сбоях и восстановить информацию, в том числе по отдельным объектам ОНВ, с указанием даты такого копирования. 29. Безопасность данных в общегородском банке данных обеспечивается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности за счет таких мер, как использование ключей электронной цифровой подписи и шифрования данных, использование организационно-режимных мер управления доступом к базам данных и обеспечение разделения информации, требующей различных мер и средств защиты.
VII. Расчеты концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
30. Для территории проведения Сводных расчетов по каждому загрязняющему веществу (смеси веществ), за исключением веществ, относящихся к канцерогенным согласно санитарному законодательству, с помощью программных средств, указанных в пункте 15 настоящих Правил, определяются величины возможных значений максимальных суммарных концентраций, на основании анализа которых осуществляется выбор величины "значимого воздействия" на загрязнение атмосферного воздуха. Возможная величина максимальных суммарных концентраций определяется как сумма величин максимальных приземных концентраций загрязняющего вещества, создаваемых выбросами всех объектов во всех точках расчетной сетки. Величина "значимого воздействия" на загрязнение атмосферного воздуха определяет пороговое значение концентрации загрязняющего вещества в долях ПДК, при превышении которого целесообразно выполнение детальных расчетов содержания данного вещества в атмосферном воздухе на территории проведения Сводных расчетов. Для городов с повышенным, высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (по данным государственного мониторинга атмосферного воздуха) принимается величина "значимого воздействия", равная 0,1 ПДК, или обосновывается выбор иной величины "значимого воздействия". Для городов с низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (по данным государственного мониторинга атмосферного воздуха) принимается величина "значимого воздействия", равная 0,05 ПДК, или обосновывается выбор иной величины "значимого воздействия". 31. Исходя из величины "значимого воздействия" проводится оценка целесообразности выполнения детальных расчетов и отбор загрязняющих веществ (смесей веществ), не оказывающих "значимого воздействия" на загрязнение атмосферного воздуха на территории проведения Сводных расчетов, проведение детальных расчетов рассеивания для которых нецелесообразно. Для веществ, относящихся к канцерогенным, детальные расчеты проводятся в обязательном порядке. 32. Для загрязняющих веществ (смесей веществ), величины возможных значений максимальных суммарных концентраций которых для территории проведения Сводных расчетов превышают величину "значимого воздействия", определенную в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил, проводятся детальные расчеты рассеивания. 33. С помощью детальных расчетов рассеивания рассчитываются концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, формируемые выбросами от следующих источников: а) от источников выбросов действующих, строящихся или планируемых к строительству объектов ОНВ; б) от автотранспортных потоков по перечню автодорог, выбросы от автотранспортных потоков которых учитываются при проведении Сводных расчетов; в) от объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (при необходимости); г) совместно для источников выбросов, указанных в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта. 34. На основании расчетов рассеивания, указанных в пункте 33 настоящих Правил, определяется пространственное распределение приземных концентраций (расчет полей концентраций) на территории проведения Сводных расчетов. Последовательность расчетов полей концентраций для загрязняющих веществ (смесей веществ) определяется исходя из величины возможных значений суммарных концентраций таких веществ, указанных в пункте 30 настоящих Правил. В первую очередь расчеты проводятся для веществ с большими значениями этих величин. Расчеты следует начинать с выбросов диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода. 35. Первый этап детальных расчетов заключается в проведении расчетов полей концентраций загрязняющих веществ (смесей веществ) в первом приближении - с шагом расчетной сетки, составляющим около 1 км, на расчетной области, охватывающей всю территорию проведения Сводных расчетов (далее - "укрупненные" расчеты). "Укрупненные" расчеты допускается проводить при одной скорости ветра, равной средневзвешенной опасной скорости ветра23. ______________________________ 23 Пункт 8.4 Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273.
36. На основе анализа результатов "укрупненных" расчетов уточняются размеры расчетных областей проведения Сводных расчетов и их количество таких областей для каждого загрязняющего вещества (смеси веществ), исходя из условия превышения 0,1 ПДК внутри расчетной области. 37. С учетом уточненных размеров расчетной области и технических возможностей программных средств для каждого загрязняющего вещества (смеси веществ) выбирается размер шага расчетной сетки. Выбор шага расчетной сетки допускается устанавливать 200 - 300 м для расчетов рассеивания загрязняющих веществ, относящихся по агрегатному состоянию к твердым частицам, и 400 - 500 м - для газообразных загрязняющих веществ. При выборе иной величины шага сетки необходимо привести обоснование. Для территорий, на которых размещены объекты ОНВ, являющиеся крупными промышленными предприятиями, имеющими более 50 источников выбросов, допускается уменьшать шаг расчетной сетки, чтобы обеспечить точность расчетов. Контрольные точки выбираются в центральной части населенного пункта, в жилых районах, где уровни расчетных концентраций загрязняющих веществ превышают 0,5 ПДК, на границах санитарно-защитных зон крупных объектов ОНВ, жилых зон, примыкающих к автодорогам с интенсивным движением, на территориях размещения детских учреждений и в зонах с особыми условиями. Для выполнения уточнения результатов Сводных расчетов по данным государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с разделом VIII настоящих Правил необходимо выбрать контрольные точки в местах расположения постов наблюдений. Количество и расположение контрольных точек должны обеспечивать получение расчетным путем репрезентативной информации об источниках выбросов, дающих наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха на территории проведения Сводных расчетов. 38. Последовательно для каждого загрязняющего вещества (смеси веществ) выполняются расчеты полей концентраций. На основе анализа результатов таких расчетов выявляются объекты и источники, дающие превалирующий вклад в формирование зон с превышением ПДК на территории проведения Сводных расчетов вне производственных площадок. В случае необходимости более детальной оценки загрязнения воздуха на границе санитарно-защитных зон и ближайшей жилой застройки в районе отдельных объектов ОНВ шаг расчетной сетки дополнительно уточняется, и проводятся расчеты с уточненным размером расчетной сетки.
VIII. Уточнение результатов проведения Сводных расчетов
39. Уточнение результатов проведения Сводных расчетов осуществляется путем их сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. 40. При сопоставлении с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха оценивается достоверность, полнота и пригодность для расчета полей концентраций информации, используемой для проведения Сводных расчетов на текущее состояние, в частности, документации по инвентаризации выбросов объектов ОНВ, а также, в случае необходимости, проводится уточнение такой информации и корректировка полученных при проведении Сводных расчетов полей концентраций. 41. Для сопоставления используются данные проведенных в рамках государственного мониторинга атмосферного воздуха инструментальных наблюдений за концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее - измеренные концентрации), длительность которых составляет не менее одного года (далее - ряды наблюдений) и которые осуществляются с соблюдением установленных требований к полноте, достоверности и качеству таких наблюдений, а также к количеству стационарных постов наблюдений государственного мониторинга атмосферного воздуха (далее - посты наблюдений). 42. Сопоставление проводится по тем загрязняющим веществам, ряды наблюдений за которыми отвечают указанным в пункте 41 настоящих Правил требованиям. 43. Полученные при проведении Сводных расчетов значения максимальных разовых cj и (или) среднегодовых (при необходимости, среднесезонных) Cj концентраций загрязняющих веществ в точках размещения постов наблюдений сопоставляются результатами статистической обработки рядов наблюдений измеренных концентраций на постах наблюдений (далее - совместный анализ). 44. Посту наблюдений j присваивается номер 1, 2, ... J, где J - общее количество постов наблюдений, для которых анализируются ряды наблюдений. 45. По каждому загрязняющему веществу, включенному в совместный анализ, для каждого поста наблюдений № j используются: - 98-ой процентиль функции распределения измеренной концентрации этого загрязняющего вещества q98,j, если при проведении Сводных расчетов по данному загрязняющему веществу вычислялись максимальные разовые концентрации; - среднегодовые или среднесезонные (при необходимости) фоновые концентрации Cг,j, если при проведении Сводных расчетов по данному загрязняющему веществу вычислялись среднегодовые (при необходимости, среднесезонные) концентрации. 46. Если для рассматриваемого поста № j по данным государственного мониторинга атмосферного воздуха подразделениями Росгидромета определено фоновое значение максимальной разовой концентрации cфj рассматриваемого загрязняющего вещества без детализации по скоростям и направлениям ветра, то на стадии проведения предварительных расчетов значение q98,j определяется по формуле (1):
q98,j = 2.5 cфj (1)
При этом формула (1) не может использоваться для корректировки значений q98,j, определенных на основании непосредственной обработки рядов наблюдений. Если для рассматриваемого поста № j по данным государственного мониторинга атмосферного воздуха подразделениями Росгидромета установлены фоновые значения максимальной разовой концентрации рассматриваемого загрязняющего вещества с детализацией по градациям скоростей и направлений ветра, то в формуле (1) в качестве cфj используется максимальное из этих значений. 47. При совместном анализе по максимальным разовым концентрациям полученные при проведении Сводных расчетов значения максимальных разовых концентраций cj сопоставляются с определенными в соответствии с пунктами 45 - 46 настоящих Правил процентилями функции распределения измеренных концентраций q98,j, при этом вычисляются значения разности по формуле (2):
48. Для значений разности на каждом посте наблюдений по каждому загрязняющему веществу, включенному в совместный анализ, проверяется выполнение условия (3):
Для тех постов наблюдений, где получены существенные значения разности и выполняется условие (3), проводится анализ причин возникновения существенных значений разности для выявления возможных погрешностей проведенной обработки рядов наблюдений, или, после их исключения, неточности информации, использованной для проведения Сводных расчетов, в том числе данных инвентаризации выбросов объектов ОНВ (в частности, некорректность проведения и обработки данных инвентаризации выбросов, наличие неучтенных организованных и неорганизованных источников выбросов). 49. В случае выявления некорректности в данных инвентаризации выбросов орган государственной власти субъекта Российской Федерации (для городских округов - участников эксперимента по квотированию выбросов - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор) обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов, представленных для проведения Сводных расчетов24. ______________________________ 24 Пункт 2 статьи 22.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
50. Если после уточнения информации, использованной для проведения Сводных расчетов, в том числе данных инвентаризации выбросов, существенные значения разности не устранены, то значения считаются достоверными, наличие положительных разностей > 0 обусловлено неучетом переноса загрязнений от источников, расположенных за пределами территории проведения Сводных расчетов. Если после уточнения информации < 0 , то принимается = 0. 51. Откорректированные в соответствии с пунктом 50 настоящих Правил значения разности используются для расчета постоянной "фоновой добавки" , вычисляемой по формуле (4):
где J - общее количество использованных при анализе постов наблюдений. 52. Величина рассматривается как дополнительный фон от неучтенных источников загрязнения атмосферного воздуха, который должен быть добавлен к результатам Сводных расчетов, в частности, при проведении Сводных расчетов на перспективу с целью квотирования и нормирования выбросов. 53. При совместном анализе по среднегодовым (среднесезонным) концентрациям значения среднегодовых (при необходимости, среднесезонных) концентраций Cj,...п, полученных в результате Сводных расчетов, сопоставляются с определенными в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил значениями фоновой концентрации CГ,j, при этом вычисляются разности по формуле (5):
Для тех постов наблюдений, где получены существенные значения , и выполняется условие (6)
проводится анализ и уточнение информации в соответствии с пунктами 48 - 50 настоящих Правил. 54. Если значения достоверны, то наличие положительных > 0 обусловлено неучетом переноса загрязняющих веществ от источников, расположенных за пределами территории проведения Сводных расчетов. Если после уточнения информации < 0, то принимается = 0. Откорректированные значения используются для расчета постоянной "фоновой добавки" , вычисляемой по формуле (4). Величина рассматривается как дополнительный среднегодовой (среднесезонный) фон от неучтенных источников загрязнения атмосферного воздуха, который должен быть добавлен к результатам Сводных расчетов, в частности, при проведении Сводных расчетов на перспективу с целью квотирования и нормирования выбросов. 55. Если необходимые для сопоставления данные государственного мониторинга атмосферного воздуха отсутствуют или не соответствуют требованиям пункта 41 настоящих Правил, принимается значение = 0, = 0.
IX. Заключение о проведении Сводных расчетов
56. Заключение о проведении сводных расчетов содержит: а) краткую характеристику территории проведения Сводных расчетов, включающую: - площадь населенного пункта и численность населения; - краткую справку, характеризующую физико-географические и метеорологические условия населенного пункта; - общую оценку условий рассеивания загрязняющих веществ; - информацию о географических, климатических и метеорологических характеристиках, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; - характеристику загрязнения атмосферного воздуха по данным государственной сети наблюдений, с координатами постов наблюдений и указанием для каждого поста наблюдений значения 98-го процентиля функции распределения концентрации и среднегодовое (при необходимости, среднесезонное) значение концентрации по каждому загрязняющему веществу; - характеристику выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов ОНВ, в том числе промышленных предприятий, автотранспорта и иных объектов с указанием основных объектов ОНВ и основных автодорог, количества учтенных выбросов по отдельности от промышленности, автотранспорта и иных объектов, а также в целом по населенному пункту. б) перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха с указанием для каждого вещества установленных критериев качества воздуха (ПДКм.р., ПДКс.с., ОБУВ), класса опасности, количества источников, в выбросах которых присутствует это загрязняющее вещество, и количества учтенных выбросов этого вещества в целом по населенному пункту (рекомендуемая форма таблицы приведена в Приложении № 2). в) описание зон, в пределах которых выявлено превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, с указанием попавших туда жилых районов и зон с особыми условиями, а также объектов, источники которых вносят превалирующий вклад в загрязнение воздуха в каждой такой зоне; г) перечень источников выбросов, влияющих на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, с указанием по каждому загрязняющему веществу: значения концентрации в контрольных точках с превышением гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, расположения каждой такой контрольной точки, перечень объектов, которые вносят основной вклад (не менее 70%) в загрязнение атмосферного воздуха, с указанием количественного значения вкладов таких объектов (рекомендуемая форма таблицы приведена в Приложении № 3); д) наличие трансграничного влияния; е) перечень контрольных точек (с указанием координат и описанием их расположения), определяемых для расчетов допустимых вкладов для квотирования выбросов в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов25. К контрольным точкам, определяемым для расчетов допустимых вкладов для квотирования выбросов, относятся точки территории проведения Сводных расчетов, в которых значения среднегодовых и/или максимальных разовых расчетных концентраций загрязняющих веществ, полученные по результатам Сводных расчетов, превышают установленные нормативы качества атмосферного воздуха (ПДК для жилых зон или 0,8 ПДК для зон с особыми условиями). Рекомендуемая форма таблицы с перечнем контрольных точек с примерами заполнения приведена в Приложении № 4. ______________________________ 25 Статьи 1 - 6 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
X. Актуализация результатов проведения Сводных расчетов
57. Результаты проведения Сводных расчетов подлежат актуализации с периодичностью не менее 1 раз в календарный год, а также в случаях изменения данных, использованных для проведения Сводных расчетов, существенно влияющих на состояние и загрязнение атмосферного воздуха на территории проведения Сводные расчеты. В случае неизменности данных, влияющих на состояние и загрязнение атмосферного воздуха на территории проведения Сводных расчетов, допускается увеличивать периодичность актуализации результатов проведения Сводных расчетов до 1 раз в 2 - 3 календарных года.
Приложение № 1
Рекомендации по присвоению кодов участкам автодорог и другим объектам города
Каждому объекту в общегородском банке данных присваивается уникальный код-идентификатор (далее - код). Код имеет следующую структуру:
где: АА - двузначный код субъекта Российской Федерации. ББ - двузначный код района или города в субъекте Российской Федерации (в том случае, когда для районов города существует принятая в городе система кодификации, данным районам следует присваивать коды, принятые в этой системе кодификации). ВВ - двузначный код типа объекта, например: 01 - объекты - источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, владельцы которых имеют ИНН (например, предприятия). 02 - автодороги, участки автодорог, улицы, проезды. 03 - железнодорожные пути. 04 - водные магистрали. 05 - 09 - иные объекты. ГГГГ - четырехзначный код порядкового номера юридического лица (индивидуального предпринимателя) в субъекте Российской Федерации; ДД - порядковый номер отдельной производственной территории юридического лица (индивидуального предпринимателя), находящейся на территории одного с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) субъекта Российской Федерации (при отсутствии указываются равными 0); В том случае, когда имеется кодификация объектов, используемая их собственником, например, нумерация площадок на предприятии, следует использовать эту кодификацию. Если таких кодов нет, коды присваиваются вышеуказанных рекомендаций.
Приложение № 2
Рекомендуемый образец
Перечень загрязняющих веществ, по которым превышены гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха
Приложение № 3
Рекомендуемый образец
Перечень объектов с наибольшим воздействием на атмосферный воздух
______________________________ * в таблицу включаются контрольные точки, в которых значение безразмерной (в долях ПДК) максимальной разовой и (или) средней концентрации влияют на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха.
Приложение № 4
Рекомендуемый образец
Перечень контрольных точек для определения допустимых вкладов
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|