Расширенный поиск
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.12.2019 № 1684/694/1377, Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2019 № 1684/694/1377, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.12.2019 № 1684/694/1377
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
18 декабря 2019 г. № 1684/694/1377
Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий,
Зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2019 г. Регистрационный № 56993
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 30, ст. 4134), Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378; 2019, № 22, ст. 2823), подпунктом 5.21 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5344), подпунктом 4.3.10 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32 ст. 5343), подпунктом 4.3.2 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 26 ст. 3851), приказываем: 1. Установить, что мониторинг системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях (далее - Мониторинг) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в соответствии с: процедурой и сроками проведения мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях согласно приложению № 1 к настоящему приказу; показателями мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях согласно приложению № 2 к настоящему приказу; методикой расчета показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях согласно приложению № 3 к настоящему приказу. 2. Установить, что результаты Мониторинга размещаются на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в виде итогового отчета о результатах мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях (далее - Итоговый отчет) по форме согласно приложению № 4 к настоящему приказу и в срок согласно приложению № 1 к настоящему приказу. 3. Признать утратившими силу: пункты 10.2 и 10.2.1 показателей мониторинга системы образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 г. № 955 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 октября 2017 г., регистрационный № 48516); пункты 10.2. и 10.2.1 методики расчета показателей мониторинга системы образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 657 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2014 г., регистрационный № 33570), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 631 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2015 г., регистрационный № 38157) и от 13 февраля 2017 г. № 129 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 марта 2017 г., регистрационный № 45911). 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцова, Министра просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильеву и Министра науки и высшего образования Российской Федерации М.М.Котюкова.
Руководитель Федеральной
Министр просвещения
Министр науки и
Приложение № 1
Процедура и сроки проведения мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных
1. Мониторинг системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее соответственно - Мониторинг, Рособрнадзор, Минпросвещения России, Минобрнауки России). 2. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. 3. Процедура проведения мониторинга включает: а) сбор Рособрнадзором информации: по результатам оценочных мероприятий: национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатам участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях; по показателям мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях согласно приложению № 2 к настоящему приказу (далее - Показатели мониторинга), указанным в пунктах 1 - 2, 4 - 7 приложения № 2 к настоящему приказу, осуществляемого в целом по Российской Федерации без детализации по субъектам Российской Федерации; по Показателям мониторинга, указанным в пункте 3 приложения № 2 к настоящему приказу, осуществляемого в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации; на основе данных федерального статистического наблюдения; на основе данных: размещенных на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"); поступивших из органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; поступивших от организаций и граждан; опубликованных в средствах массовой информации (далее вместе - информация); б) обработку Рособрнадзором собранной в соответствии с подпунктом "а" данного пункта настоящего приложения информации путем сопоставления, систематизации, обобщения и структурирования в целом по Российской Федерации и/или по субъектам Российской Федерации; в) расчет Рособрнадзором Показателей мониторинга в соответствии с методикой расчета показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях согласно приложению № 3 к настоящему приказу (далее - Методика расчета); г) направление Рособрнадзором обработанной в соответствии с подпунктом "б" данного пункта настоящего приложения информации в Минпросвещения России и Минобрнауки России; д) осуществление совместно Рособрнадзором, Минпросвещения России и Минобрнауки России анализа информации; е) подготовку Рособрнадзором, Минпросвещения России и Минобрнауки России итогового отчета о результатах мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях (далее - Итоговый отчет) по результатам анализа информации путем обобщения его результатов по форме согласно приложению № 4 к настоящему приказу; ж) публикацию Рособрнадзором, Минпросвещения России и Минобрнауки России Итогового отчета на официальных сайтах Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России в сети "Интернет". 4. Сбор Рособрнадзором информации осуществляется в следующие сроки: по результатам оценочных мероприятий: национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатам участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях - по завершении полного цикла каждого из оценочных мероприятий; на основе данных федерального статистического наблюдения - ежегодно до 30 августа года расчета Показателя мониторинга (далее - отчетный год); на основе информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет", поступившей из органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, от организаций и граждан, опубликованной в средствах массовой информации - в срок до 30 сентября отчетного года. 5. Обработка Рособрнадзором информации осуществляется до 1 октября отчетного года. 6. Расчет Рособрнадзором значений Показателей мониторинга в соответствии с Методикой расчета осуществляется до 10 декабря отчетного года. 7. Направление Рособрнадзором обработанной информации в Минпросвещения России и Минобрнауки России осуществляется в срок до 25 декабря отчетного года. 8. Анализ информации осуществляется до 15 февраля года, следующего за отчетным. 9. Подготовка Рособрнадзором, Минпросвещения России и Минобрнауки России Итогового отчета по результатам анализа информации путем обобщения его результатов проводится до 15 марта года, следующего за отчетным. 10. Публикация Рособрнадзором, Минпросвещения России и Минобрнауки России Итогового отчета на официальных сайтах Рособрнадзора, Минпросвещения России и Минобрнауки России в сети "Интернет" осуществляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Приложение № 2
Показатели мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях
Приложение № 3
Методика расчета показателей мониторинга системы
I. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований качества общего образования.
1.1. Показатель рассчитывается ежегодно в период с 2019 по 2024 год в соответствии с паспортом национального проекта "Образование" и в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. 1.2. При расчете показателя учитываются результаты Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях, относящиеся к оценке уровня общеобразовательной подготовки обучающихся: PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста (далее - PIRLS). Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Исследование проводится один раз в 5 лет. TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования (далее - TIMSS). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Исследование проводится один раз в 4 года. PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся по направлениям: математическая, естественнонаучная и читательская грамотность (далее - PISA). Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development). Оценка проводится один раз в 3 года. 1.3. Источниками данных для расчета показателя являются результаты следующих процедур: результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно; результаты специально организованных по модели PISA процедур оценки качества подготовки обучающихся (далее - общероссийская оценка по модели PISA), проводимой в те годы, в которые не проводится основное исследование PISA. 1.4. Показатель определяется по формуле: , где: X1: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста, X2: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований TIMSS (4 класс) по математическому направлению, X3: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований TIMSS (4 класс) по естественнонаучному направлению, X4: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований TIMSS (8 класс) по математическому направлению, X5: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований TIMSS (8 класс) по естественнонаучному направлению, X6: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований PISA либо в общероссийской оценке по модели PISA по направлению читательская грамотность, X7: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований PISA либо в общероссийской оценке по модели PISA по направлению математическая грамотность, X8: место Российской Федерации в последнем из проводившихся исследований PISA либо в общероссийской оценке по модели PISA по направлению естественнонаучная грамотность, Ai - весовой коэффициент, Ai = (1 + 0,067 · (Xmax - Xi)) / Xi, где Xmax - максимальное из значений Xi.
II. Удельный вес численности лиц, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (изучение качества чтения и понимания текста (PIRLS), исследование качества математического и естественнонаучного общего образования (TIMSS), оценка образовательных достижений обучающихся (PISA), в общей численности российских обучающихся общеобразовательных организаций.
2.1. Удельный вес численности лиц, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (изучение качества чтения и понимания текста (PIRLS), исследование качества математического и естественнонаучного общего образования (TIMSS), оценка образовательных достижений учащихся (PISA)), в общей численности российских учащихся общеобразовательных организаций: международное исследование PIRLS; международное исследование TIMSS: математика (4 класс); математика (8 класс); естествознание (4 класс); естествознание (8 класс); международное исследование PISA: читательская грамотность; математическая грамотность; естественнонаучная грамотность. (ЧПPWi / ЧПWi) · 100, где: i = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, ЧПPWi - численность российских учащихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA) (данные международных отчетов по результатам исследований): ЧПPW1 - международное исследование PIRLS; международное исследование TIMSS: ЧПPW2 - математика (4 класс); ЧПPW3 - математика (8 класс); ЧПPW4 - естествознание (4 класс); ЧПPW5 - естествознание (8 класс). международное исследование PISA: ЧПPW6 - читательская грамотность; ЧПPW7 - математическая грамотность; ЧПPW8 - естественнонаучная грамотность. ЧПWi - общая численность российских учащихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, принимавших участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA) (данные международных отчетов по результатам исследований): ЧПW1 - международное исследование PIRLS; международное исследование TIMSS: ЧПW2 - математика (4 класс); ЧПW3 - математика (8 класс); ЧПW4 - естествознание (4 класс); ЧПW5 - естествознание (8 класс). международное исследование PISA: ЧПW6 - читательская грамотность; ЧПW7 - математическая грамотность; ЧПW8 - естественнонаучная грамотность.
III. Доля обучающихся общеобразовательных организаций, не достигших минимального уровня подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
3.1. Данный показатель рассчитывается на основе результатов оценочной процедуры, реализуемой Рособрнадзором в форме всероссийских проверочных работ (далее - ВПР). 3.2. ВПР проводятся: в 4 классе по учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир; в 5 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, биология; в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; обществознание; в 7 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; обществознание, физика, иностранные языки; в 8 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; обществознание, физика, химия; в 10 классе по учебному предмету география; в 11 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология; физика, химия, иностранные языки. 3.3. Показатель определяется для каждой параллели учебных классов и учебного предмета как доля обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету и не набравших минимальный балл, установленный за выполнение ВПР по данному предмету, от общего числа обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету, выраженная в процентах: , где: m - параллель учебных классов, i - учебный предмет, Nmi - число обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету и не набравших минимальный балл, установленный за выполнение ВПР по данному предмету, Mmi - число обучающихся, принявших участие в ВПР в данной параллели учебных классов по данному учебному предмету.
IV. Количество субъектов Российской Федерации, осуществляющих применение и развитие технологий и методик работы с результатами мониторинга системы образования в части оценки качества
4.1. Расчет данного показателя осуществляется на основе результатов экспертной оценки документов и материалов, предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации по запросу Рособрнадзора. 4.2. Направления оценки: система оценки качества подготовки обучающихся; система обеспечения объективности процедур оценки качества образования. Значение показателя рассчитывается по формуле: , где Ni = 1 - при подтверждении применения и развития технологий и методик работы с результатами мониторинга системы образования в части оценки качества подготовки обучающихся в i-ом субъекте Российской Федерации; Ni = 0 - в иных случаях.
V. Место Российской Федерации в мире по присутствию образовательных организаций высшего образования в топ-500 глобальных рейтингов образовательных организаций высшего образования.
5.1. Расчет данного показателя осуществляется на основе общего количества российских образовательных организаций высшего образования, входящих в институциональные рейтинги образовательных организаций высшего образования. Под глобальными рейтингами образовательных организаций высшего образования понимаются рейтинги Academic Ranking of World Universities (далее - рейтинг ARWU), Times Higher Education World University Rankings (далее - рейтинг THE) и World University Rankings (далее - рейтинг QS). Общим (институциональным) рейтингом образовательных организаций высшего образования является рейтинг, в рамках которого ранжируются образовательные организации высшего образования различных стран на основе комплексного подхода и с учетом их деятельности во всех областях науки и преподавания. Предметным (отраслевым) рейтингом образовательных организаций высшего образования является рейтинг, в рамках которого ранжируются образовательные организации высшего образования различных стран по определенному предметному (отраслевому) направлению и учитываются достижения образовательных организаций высшего образования в конкретной научной области. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: Mрфtop-500 = РАНГрф(СОРТУ(M)), где: РАНГрф - функция, возвращающая порядковый номер элемента в списке; СОРТУ - функция, сортирующая множество по убыванию; M - множество, элементами которого является количество образовательных организаций высшего образования без дублирования, входящих в институциональные рейтинги. M = {M1, M2...Мn}, где: n - количество стран, чьи образовательные организации высшего образования входят в институциональные рейтинги образовательных организаций высшего образования; Mi - количество образовательных организаций высшего образования без дублирования, входящих в институциональные рейтинги образовательных организаций высшего образования. , где: CARD - функция, возвращающая количество элементов множества (мощность множества); - оператор объединения множеств; i - номер страны, образовательные организации высшего образования которой входят в глобальные рейтинги образовательных организаций высшего образования; MiARWU - множество образовательных организаций высшего образования i-й страны в топ-500 общего (институционального) рейтинга ARWU; MiTHE - множество образовательных организаций высшего образования i-й страны в топ-500 общего (институционального) рейтинга THE; MiQS - множество образовательных организаций высшего образования i-й страны в топ-500 общего (институционального) рейтинга QS. При определении позиции образовательных организаций высшего образования в топ-500 глобальных рейтингов одна образовательная организация высшего образования учитывается только один раз.
VI. Количество российских образовательных организаций высшего образования, входящих в мировые рейтинги образовательных организаций высшего образования.
6.1. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: , где: Ур - российская образовательная организация высшего образования, вошедшая в отчетном году как минимум в один глобальный рейтинг образовательных организаций высшего образования (общий (институциональный) и предметный (отраслевой) рейтинги). 6.2. При определении количества образовательных организаций высшего образования, входящих в мировые рейтинги образовательных организаций высшего образования, одна образовательная организация высшего образования вне зависимости от количества рейтингов, в которые она входит, учитывается только один раз.
VII. Количество российских образовательных организаций высшего образования, входящих не менее 2 лет подряд в топ-100 глобальных рейтингов образовательных организаций высшего образования.
7.1. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: , где: Уtop-100 - российская образовательная организация высшего образования, входящая в отчетном году и предшествующем ему году в топ-100 одного и того же предметного рейтинга образовательных организаций высшего образования: QS, THE, ARWU. 7.2. При определении количества образовательных организаций высшего образования, входящих в мировые рейтинги, одна образовательная организация высшего образования вне зависимости от количества рейтингов, в которые она входит, учитывается только один раз.
Приложение № 4
Форма
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования 1. Вводная часть ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 3. Выводы и заключения ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ II. Показатели мониторинга системы образования
Раздел/подраздел/показатель Единица измерения Значение
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|