ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О парламентских запросах Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному
прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке и Министру
внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцеву
"Об активизации деятельности по выявлению и расследованию
случаев преднамеренного и фиктивного банкротства
юридических лиц, а также иных неправомерных действий при
банкротстве"
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять парламентские запросы Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору
Российской Федерации Ю.Я.Чайке и Министру внутренних дел Российской
Федерации В.А.Колокольцеву "Об активизации деятельности по
выявлению и расследованию случаев преднамеренного и фиктивного
банкротства юридических лиц, а также иных неправомерных действий
при банкротстве".
2. Направить настоящее Постановление и указанные парламентские
запросы Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке и
Министру внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцеву.
3. Направить настоящее Постановление и указанные парламентские
запросы в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации В.В.Володин
Москва
15 ноября 2018 года
№ 5222-7 ГД
___________________
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕДЬМОГО СОЗЫВА
Генеральному прокурору
Российской Федерации
Ю.Я.ЧАЙКЕ
______________________
(адресат)
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС
Об активизации деятельности
по выявлению и расследованию случаев преднамеренного и
фиктивного банкротства юридических лиц, а также иных
неправомерных действий при банкротстве
Уважаемый Юрий Яковлевич!
В последние годы наблюдается стремительный рост числа
банкротств юридических лиц, содержащих признаки преднамеренности и
фиктивности.
Так, по данным Центра макроэкономического анализа и
краткосрочного прогнозирования (далее - ЦМАКП), количество
банкротств в IV квартале 2017 года увеличилось на 13,2 процента
относительно того же периода 2016 года. Таким образом, в 2017 году
количество банкротств превысило 13,5 тысячи случаев, что
соответствует ситуации 2009 года.
При этом эффективность процедур банкротства для кредиторов
находится на очень низком уровне: менее 5 процентов требований
кредиторов удовлетворяются. Для сравнения: в Европейском союзе
указанный показатель достигает 50 процентов.
Преднамеренные и фиктивные банкротства, а также иные
неправомерные действия, совершаемые при банкротстве, наносят
существенный вред правам и законным интересам добросовестных
хозяйствующих субъектов, потребителей соответствующих товаров,
работ и услуг, отрицательно влияют на ситуацию в различных отраслях
экономики в целом. Обеспокоенность вызывает и ситуация, связанная с
защитой трудовых и иных прав работников организаций, признаваемых
банкротами.
При этом данные судебной статистики свидетельствуют о
единичных случаях привлечения лиц, виновных в указанных
преступлениях, к уголовной ответственности и недостаточно
эффективной работе правоохранительных органов по пресечению,
выявлению и расследованию этих преступлений.
По информации Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации за 2016 год и первое полугодие 2017 года по
статье 195 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Неправомерные
действия при банкротстве") было осуждено 8 человек, по статье 196
Уголовного кодекса Российской Федерации ("Преднамеренное
банкротство") - 73, а по статье 197 Уголовного кодекса Российской
Федерации ("Фиктивное банкротство") к уголовной ответственности не
было привлечено ни одно лицо (последний приговор по данной статье
был вынесен в 2010 году).
При этом, по данным ЦМАКП, в Российской Федерации три четверти
юридических лиц начинают процедуру банкротства практически без
имущества или с конкурсной массой до 1 млн. рублей, что негативно
сказывается на правах кредиторов. Ликвидные активы до начала
процедуры банкротства зачастую из компании просто выводятся, а
данные бухгалтерского учета и отчетности фальсифицируются. Так,
широкое распространение получили такие действия, как приобретение
товаров, работ или услуг по завышенным ценам, отражение в
бухгалтерской отчетности несуществующих данных по кредиторской
задолженности, сокрытие имущества предприятия от аудиторов,
отнесение текущих доходов на статью доходов будущих периодов,
отнесение расходов будущих периодов на статью текущих расходов,
оформление доходов на банковские счета третьих лиц, привлечение
недобросовестных оценщиков и вывод денежных средств в офшорные
зоны.
Как показал анализ поступающих депутатам Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации жалоб, в некоторых
случаях проверки сообщений о совершенных преступлениях, связанных с
банкротством, необоснованно затягиваются по времени, проводятся
поверхностно и формально, с грубыми нарушениями закона. По
результатам таких проверок принимаются решения об отказе в
возбуждении уголовного дела, которые после многочисленных жалоб
пострадавших, возникшего общественного резонанса отменяются либо
признаются незаконными судом. Никакие обеспечительные меры в целях
возмещения ущерба ни в ходе проверки сообщения о совершенном
преступлении, ни в рамках расследуемого уголовного дела не
принимаются.
Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации" Генеральный прокурор
Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют
деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина, а также надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими предварительное следствие, выступают в качестве
государственного обвинителя в суде.
На основании изложенного Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации, руководствуясь статьей 13
Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", обращается в
Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой
предоставить информацию о результатах деятельности по надзору за
выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, связанных с
преднамеренным и фиктивным банкротством, а также с неправомерными
действиями при банкротстве, принимаемых мерах по координации
деятельности правоохранительных органов в указанной сфере и по
обеспечению прав кредиторов и возмещению ущерба, причиненного
данными преступлениями.
Также просим проинформировать о возможных недостатках
законодательства, которые могут способствовать совершению указанных
преступлений, путях их устранения, а также о предложениях по
совершенствованию правовых механизмов предупреждения данных
преступлений и обеспечения прав и законных интересов участников
правоотношений в сфере несостоятельности (банкротства).
________________
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕДЬМОГО СОЗЫВА
Министру внутренних дел
Российской Федерации
В.А.КОЛОКОЛЬЦЕВУ
_______________________
(адресат)
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС
Об активизации деятельности
по выявлению и расследованию случаев преднамеренного и
фиктивного банкротства юридических лиц, а также иных
неправомерных действий при банкротстве
Уважаемый Владимир Александрович!
В последние годы наблюдается стремительный рост числа
банкротств юридических лиц, содержащих признаки преднамеренности и
фиктивности.
Так, по данным Центра макроэкономического анализа и
краткосрочного прогнозирования (далее - ЦМАКП), количество
банкротств в IV квартале 2017 года увеличилось на 13,2 процента
относительно того же периода 2016 года. Таким образом, в 2017 году
количество банкротств превысило 13,5 тысячи случаев, что
соответствует ситуации 2009 года.
При этом эффективность процедур банкротства для кредиторов
находится на очень низком уровне: менее 5 процентов требований
кредиторов удовлетворяются. Для сравнения: в Европейском союзе
указанный показатель достигает 50 процентов.
Преднамеренные и фиктивные банкротства, а также иные
неправомерные действия, совершаемые при банкротстве, наносят
существенный вред правам и законным интересам добросовестных
хозяйствующих субъектов, потребителей соответствующих товаров,
работ и услуг, отрицательно влияют на ситуацию в различных отраслях
экономики в целом. Обеспокоенность вызывает и ситуация, связанная с
защитой трудовых и иных прав работников организаций, признаваемых
банкротами.
При этом данные судебной статистики свидетельствуют о
единичных случаях привлечения лиц, виновных в указанных
преступлениях, к уголовной ответственности и недостаточно
эффективной работе правоохранительных органов по пресечению,
выявлению и расследованию этих преступлений.
По информации Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации за 2016 год и первое полугодие 2017 года по
статье 195 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Неправомерные
действия при банкротстве") было осуждено 8 человек, по статье 196
Уголовного кодекса Российской Федерации ("Преднамеренное
банкротство") - 73, а по статье 197 Уголовного кодекса Российской
Федерации ("Фиктивное банкротство") к уголовной ответственности не
было привлечено ни одно лицо (последний приговор по данной статье
был вынесен в 2010 году).
При этом, по данным ЦМАКП, в Российской Федерации три четверти
юридических лиц начинают процедуру банкротства практически без
имущества или с конкурсной массой до 1 млн. рублей, что негативно
сказывается на правах кредиторов. Ликвидные активы до начала
процедуры банкротства зачастую из компании просто выводятся, а
данные бухгалтерского учета и отчетности фальсифицируются. Так,
широкое распространение получили такие действия, как приобретение
товаров, работ или услуг по завышенным ценам, отражение в
бухгалтерской отчетности несуществующих данных по кредиторской
задолженности, сокрытие имущества предприятия от аудиторов,
отнесение текущих доходов на статью доходов будущих периодов,
отнесение расходов будущих периодов на статью текущих расходов,
оформление доходов на банковские счета третьих лиц, привлечение
недобросовестных оценщиков и вывод денежных средств в офшорные
зоны.
Как показал анализ поступающих депутатам Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации жалоб, в некоторых
случаях проверки сообщений о совершенных преступлениях, связанных с
банкротством, необоснованно затягиваются по времени, проводятся
поверхностно и формально, с грубыми нарушениями закона. По
результатам таких проверок принимаются решения об отказе в
возбуждении уголовного дела, которые после многочисленных жалоб
пострадавших, возникшего общественного резонанса отменяются либо
признаются незаконными судом. Никакие обеспечительные меры в целях
возмещения ущерба ни в ходе проверки сообщения о совершенном
преступлении, ни в рамках расследуемого уголовного дела не
принимаются.
Согласно пункту 3 части второй статьи 151
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях,
предусмотренных статьями 195 - 197 Уголовного кодекса Российской
Федерации, производится следователями органов внутренних дел
Российской Федерации. Руководитель следственного органа в
соответствии с полномочиями, определяемыми статьей 39
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, осуществляет
процессуальный контроль за процессуальной деятельностью
следователя.
На основании изложенного Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации, руководствуясь статьей 13
Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена
Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", обращается в
Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой
предоставить информацию о результатах деятельности Министерства
внутренних дел Российской Федерации по выявлению, раскрытию и
расследованию преступлений, связанных с преднамеренным и фиктивным
банкротством, а также с неправомерными действиями при банкротстве,
по обеспечению прав кредиторов и возмещению ущерба, причиненного
данными преступлениями.
Также просим проинформировать о возможных недостатках
законодательства, которые могут способствовать совершению указанных
преступлений, путях их устранения, а также о предложениях по
совершенствованию правовых механизмов предупреждения данных
преступлений и обеспечения прав и законных интересов участников
правоотношений в сфере несостоятельности (банкротства).
_______________