Расширенный поиск
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.02.2019 № 43-СФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Модернизация гражданского законодательства:
Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу "Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" была разработана Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, а также подготовлены предложения о мерах по ее реализации, предусматривающие подготовку проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации. В 2008 - 2018 годах Министерство юстиции Российской Федерации осуществляло работу по сопровождению проектов федеральных законов, подготовленных на основе проекта федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект № 47538-6), внесенного Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 27 апреля 2012 года. В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 1150-6 ГД "О порядке рассмотрения проекта федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законопроект № 47538-6 был разделен на одиннадцать самостоятельных законопроектов, из которых принято девять. Вместе с тем в настоящее время актуальным остается вопрос о доработке и принятии нового раздела II "Право собственности и другие вещные права" Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с этим представляется важной работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации об опеке и попечительстве, в том числе о защите прав детей, в которой Министерство юстиции Российской Федерации принимает активное участие. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием Министерства юстиции Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, а также представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан, разработан проект федерального закона № 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан" (далее - законопроект № 879343-6). В законопроекте № 879343-6, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 7 июня 2016 года, положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" получили дальнейшее развитие. В частности, законопроектом предусматривается возложение функций опекуна или попечителя на нескольких лиц (как физических, так и юридических), а также исполнение функций опекуна или попечителя организациями, в которые подопечный не помещается под надзор. Указанные меры создадут условия для поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), целью которых является оказание помощи лицам, страдающим психическими расстройствами. По поручению Правительства Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект поправок к законопроекту № 879343-6, определяющих, что исполнение обязанностей опекуна или попечителя несколькими лицами возможно только в отношении совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также конкретизирующих права и обязанности физических и юридических лиц, на которых возлагаются обязанности опекуна или попечителя, требования к таким лицам, порядок взаимодействия исполнителей функций опекуна или попечителя при распределении между ними прав и обязанностей опекуна или попечителя, порядок принятия решения о приеме граждан в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами. Дальнейшее внесение изменений в гражданское законодательство предусмотрено планом мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденным Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 года № 22) (далее - план). В рамках реализации плана в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (принят в первом чтении 22 мая 2018 года), направленный на урегулирование электронного гражданского оборота в части сделок, заключаемых в электронной форме, и установление диспозитивного правила о соблюдении письменной формы в случаях выражения лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств. В соответствии с планом также разрабатываются проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", предусматривающего совершение нотариусом отдельных нотариальных действий дистанционно (без личного визита гражданина к нотариусу) и в электронной форме с использованием электронной подписи нотариуса, и проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", направленного на создание благоприятных условий для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием информационных технологий и альтернативных способов урегулирования споров, которые позволяют снизить нагрузку на судебную систему. С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу "Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития". 2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: 1) ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" и № 306504-6 "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; 2) при подготовке законопроекта № 601732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)" к рассмотрению во втором чтении исходить из необходимости соблюдения установленного Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничения вопросов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования организации торговой деятельности в субъектах Российской Федерации. 3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: 1) завершить подготовку и внесение поправок в проект федерального закона № 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан" до 1 мая 2019 года; 2) поручить межведомственной рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы корпоративного управления, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2018 года № 1922-р: проанализировать совместно с общественными объединениями предпринимателей правоприменительную практику в области корпоративного управления и проработать вопрос о дополнении корпоративного законодательства нормой, которая предусматривает право участников хозяйственного общества, имеющих в его уставном капитале равные доли, требовать ликвидации хозяйственного общества, если в течение шести месяцев с момента его создания не образован единоличный исполнительный орган (не назначен генеральный директор) такого общества, а также право требовать ликвидации хозяйственного общества или выйти из него в иных случаях неразрешимых корпоративных конфликтов; продолжить работу по совершенствованию корпоративного законодательства в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года. 4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации: 1) продолжить работу по модернизации гражданского законодательства; 2) рассмотреть возможность включения в законодательство Российской Федерации положений, предусматривающих право органов местного самоуправления направлять в электронном виде уставы муниципальных образований и муниципальные нормативные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований для государственной регистрации в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации; 3) проработать вопрос о целесообразности расширения способов предоставления документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг; 4) рассмотреть вопрос о целесообразности сокращения стажа адвокатской деятельности, дающего адвокату право учреждать адвокатский кабинет; 5) организовать проведение мероприятий, направленных на выявление в Российской Федерации лучших практик по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, и последующее распространение данного опыта в субъектах Российской Федерации; 6) рассмотреть вопросы: о доработке и установлении единых требований к качеству бесплатной юридической помощи, оказываемой гражданам участниками системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации; о целесообразности определения критериев стоимости оказываемой бесплатной юридической помощи; о поэтапном введении автоматизации процессов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи (формирование заявки на оказание бесплатной юридической помощи, получение сведений о принадлежности лица к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, формирование документов отчетности и др.), в рамках функционирования Единой государственной информационной системы социального обеспечения; о введении критериев оценки эффективности системы оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации; об оказании субъектам Российской Федерации финансовой поддержки (в порядке софинансирования) на реализацию программ развития системы бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; о включении органов местного самоуправления в перечень участников государственной системы бесплатной юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей; о возможности создания единого портала правового информирования и правового просвещения населения. 5. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерациий заинтересованными федеральными органами исполнительной власти определить порядок выплаты вознаграждения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2018 года № 1169 "О внесении изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации", в том числе в части оказания государственной поддержки государственным защитникам, направляемым для выполнения работы или работающим в районах Крайнего Севера. 6. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации организовать работу по совершенствованию правового регулирования деятельности в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 7. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о возможности установления оснований для предоставления земельного участка на праве безвозмездного пользования или аренды без проведения торгов лицу, владеющему расположенным на указанном участке зданием (сооружением), находящимся в государственной или муниципальной собственности и предоставленным ему на праве безвозмездного пользования или аренды. 8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении. 9. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству информировать палату о ходе реализации настоящего постановления. 10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. 11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко
Москва 27 февраля 2019 года № 43-СФ
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|