Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.02.2019 № 43-СФ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Модернизация гражданского законодательства: 
состояние и перспективы развития

 

Заслушав информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу "Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" была разработана Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, а также подготовлены предложения о мерах по ее реализации, предусматривающие подготовку проектов федеральных законов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

В 2008 - 2018 годах Министерство юстиции Российской Федерации осуществляло работу по сопровождению проектов федеральных законов, подготовленных на основе проекта федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект № 47538-6), внесенного Президентом Российской Федерации и принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 27 апреля 2012 года.

В соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 1150-6 ГД "О порядке рассмотрения проекта федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законопроект № 47538-6 был разделен на одиннадцать самостоятельных законопроектов, из которых принято девять.

Вместе с тем в настоящее время актуальным остается вопрос о доработке и принятии нового раздела II "Право собственности и другие вещные права" Гражданского кодекса Российской Федерации.

Наряду с этим представляется важной работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации об опеке и попечительстве, в том числе о защите прав детей, в которой Министерство юстиции Российской Федерации принимает активное участие.

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием Министерства юстиции Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, а также представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан, разработан проект федерального закона № 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан" (далее - законопроект № 879343-6).

В законопроекте № 879343-6, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 7 июня 2016 года, положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" получили дальнейшее развитие. В частности, законопроектом предусматривается возложение функций опекуна или попечителя на нескольких лиц (как физических, так и юридических), а также исполнение функций опекуна или попечителя организациями, в которые подопечный не помещается под надзор. Указанные меры создадут условия для поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), целью которых является оказание помощи лицам, страдающим психическими расстройствами.

По поручению Правительства Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект поправок к законопроекту № 879343-6, определяющих, что исполнение обязанностей опекуна или попечителя несколькими лицами возможно только в отношении совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а также конкретизирующих права и обязанности физических и юридических лиц, на которых возлагаются обязанности опекуна или попечителя, требования к таким лицам, порядок взаимодействия исполнителей функций опекуна или попечителя при распределении между ними прав и обязанностей опекуна или попечителя, порядок принятия решения о приеме граждан в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Дальнейшее внесение изменений в гражданское законодательство предусмотрено планом мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденным Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 года № 22) (далее - план).

В рамках реализации плана в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (принят в первом чтении 22 мая 2018 года), направленный на урегулирование электронного гражданского оборота в части сделок, заключаемых в электронной форме, и установление диспозитивного правила о соблюдении письменной формы в случаях выражения лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств.

В соответствии с планом также разрабатываются проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", предусматривающего совершение нотариусом отдельных нотариальных действий дистанционно (без личного визита гражданина к нотариусу) и в электронной форме с использованием электронной подписи нотариуса, и проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", направленного на создание благоприятных условий для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием информационных технологий и альтернативных способов урегулирования споров, которые позволяют снизить нагрузку на судебную систему.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра юстиции Российской Федерации по вопросу "Модернизация гражданского законодательства: состояние и перспективы развития".

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" и № 306504-6 "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";

2) при подготовке законопроекта № 601732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)" к рассмотрению во втором чтении исходить из необходимости соблюдения установленного Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничения вопросов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования организации торговой деятельности в субъектах Российской Федерации.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) завершить подготовку и внесение поправок в проект федерального закона № 879343-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан" до 1 мая 2019 года;

2) поручить межведомственной рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы корпоративного управления, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2018 года № 1922-р:

проанализировать совместно с общественными объединениями предпринимателей правоприменительную практику в области корпоративного управления и проработать вопрос о дополнении корпоративного законодательства нормой, которая предусматривает право участников хозяйственного общества, имеющих в его уставном капитале равные доли, требовать ликвидации хозяйственного общества, если в течение шести месяцев с момента его создания не образован единоличный исполнительный орган (не назначен генеральный директор) такого общества, а также право требовать ликвидации хозяйственного общества или выйти из него в иных случаях неразрешимых корпоративных конфликтов;

продолжить работу по совершенствованию корпоративного законодательства в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года.

4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации:

1) продолжить работу по модернизации гражданского законодательства;

2) рассмотреть возможность включения в законодательство Российской Федерации положений, предусматривающих право органов местного самоуправления направлять в электронном виде уставы муниципальных образований и муниципальные нормативные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований для государственной регистрации в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации;

3) проработать вопрос о целесообразности расширения способов предоставления документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) рассмотреть вопрос о целесообразности сокращения стажа адвокатской деятельности, дающего адвокату право учреждать адвокатский кабинет;

5) организовать проведение мероприятий, направленных на выявление в Российской Федерации лучших практик по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, и последующее распространение данного опыта в субъектах Российской Федерации;

6) рассмотреть вопросы:

о доработке и установлении единых требований к качеству бесплатной юридической помощи, оказываемой гражданам участниками системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации;

о целесообразности определения критериев стоимости оказываемой бесплатной юридической помощи;

о поэтапном введении автоматизации процессов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи (формирование заявки на оказание бесплатной юридической помощи, получение сведений о принадлежности лица к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, формирование документов отчетности и др.), в рамках функционирования Единой государственной информационной системы социального обеспечения;

о введении критериев оценки эффективности системы оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации;

об оказании субъектам Российской Федерации финансовой поддержки (в порядке софинансирования) на реализацию программ развития системы бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

о включении органов местного самоуправления в перечень участников государственной системы бесплатной юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей;

о возможности создания единого портала правового информирования и правового просвещения населения.

5. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерациий заинтересованными федеральными органами исполнительной власти определить порядок выплаты вознаграждения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2018 года № 1169 "О внесении изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации", в том числе в части оказания государственной поддержки государственным защитникам, направляемым для выполнения работы или работающим в районах Крайнего Севера.

6. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации организовать работу по совершенствованию правового регулирования деятельности в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

7. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации проработать вопрос о возможности установления оснований для предоставления земельного участка на праве безвозмездного пользования или аренды без проведения торгов лицу, владеющему расположенным на указанном участке зданием (сооружением), находящимся в государственной или муниципальной собственности и предоставленным ему на праве безвозмездного пользования или аренды.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству информировать палату о ходе реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации                              В.И.Матвиенко

 

Москва

27 февраля 2019 года

№ 43-СФ

 

 


Информация по документу
Читайте также