Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10.04.2019 № 97-СФ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О Заявлении Совета Федерации Федерального Собрания 
Российской Федерации о деструктивной политике Организации Североатлантического договора (НАТО), реализуемой после ее учреждения в 1949 году

 

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять Заявление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о деструктивной политике Организации Североатлантического договора (НАТО), реализуемой после ее учреждения в 1949 году.

2. Направить указанное Заявление в парламенты иностранных государств, Организацию Объединенных Наций, Межпарламентский союз, Межпарламентскую Ассамблею государств - участников Содружества Независимых Государств, Парламентскую ассамблею Организации Североатлантического договора, Парламентскую Ассамблею Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Европейский парламент.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации                              В.И.Матвиенко

 

Москва

10 апреля 2019 года

№ 97-СФ

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

о деструктивной политике Организации Североатлантического договора (НАТО), реализуемой после ее учреждения в 1949 году

 

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что учреждение 4 апреля 1949 года Организации Североатлантического договора (НАТО) явилось одним из ключевых событий начала "холодной войны", в которой эта структура выступала в роли основного военно-политического механизма, созданного западными государствами для конфронтации с СССР и его союзниками по Организации Варшавского договора.

После подписания в городе Праге 1 июля 1991 года протокола о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года (Варшавского договора), что в нашей стране было расценено как добровольный отказ от противостояния НАТО и Западу в целом в связи с уходом в прошлое эпохи конфронтации, НАТО не только сохранилась как военный блок, но, вопреки обещаниям, данным лидерами западных государств руководству СССР, расширила свой членский состав за счет некоторых стран Центральной и Восточной Европы.

По окончании "холодной войны" всеобщее намерение государств - членов НАТО и государств, ранее входивших в Организацию Варшавского договора, выстраивать принципиально новые отношения и новую архитектуру безопасности в евроатлантическом регионе было зафиксировано в целом ряде международных документов. Так, 21 ноября 1990 года в городе Париже была подписана Парижская хартия для новой Европы, в которой отмечалось, что безопасность неделима и безопасность каждого отдельного государства неразрывно связана с безопасностью всех остальных.

В Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора, подписанном в городе Париже 27 мая 1997 года, его стороны пришли к согласию, исходя из принципа неделимости безопасности всех государств евроатлантического сообщества, совместно работать, с тем чтобы внести вклад в создание в Европе общей и всеобъемлющей безопасности.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации констатирует, что вопреки принятым на себя обязательствам государства - члены НАТО сделали ставку на расширение на Восток, активизацию своей деятельности на постсоветском пространстве, подменяя принцип всеобщей, равной и неделимой безопасности строительством безопасности для себя за счет безопасности других государств. Именно отказ НАТО от согласованных ранее подходов к выстраиванию единого пространства безопасности в Евро-Атлантике создал почву для возникновения острых конфликтов в регионе и нынешнего глубокого кризиса в отношениях между Российской Федерацией и НАТО.

Состоявшееся в городе Вашингтоне 3 - 4 апреля 2019 года заседание Североатлантического совета подтвердило, что конфронтация с Россией является ключевым фактором для сплочения рядов НАТО, а также для дальнейшего существования НАТО в принципе. НАТО как реликт эпохи "холодной войны" демонстрирует неспособность к адекватному реагированию на реальные вызовы современности и в нынешней форме продолжает оправдывать смысл своего существования необходимостью защиты от мифической угрозы с Востока. Каждый этап расширения НАТО неизбежно ведет к созданию новых разделительных линий в Европе, угрожает европейской и глобальной безопасности, благополучию всех без исключения граждан государств Евро-Атлантики.

Миф о том, что НАТО является оборонительным альянсом, был окончательно разрушен в ходе военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии, начатой 24 марта 1999 года. В Заявлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с агрессией НАТО против Союзной Республики Югославии от 31 марта 1999 года № 143-СФ эта военная операция охарактеризована как акт агрессии против суверенного государства.

Последовавшие военные операции в Афганистане и Ливии, в которых активно участвовали многие государства - члены НАТО, не способствовали урегулированию внутренних конфликтов и решению проблем этих стран, а привели к хаосу и многочисленным жертвам среди гражданского населения. Мир, опирающийся на универсальные и согласованные на основе консенсуса нормы международного права, государства - члены НАТО пытаются подменить неким "порядком, основанным на правилах", что приводит к бесчисленным кризисам и конфликтам в различных регионах планеты.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выражает глубокую озабоченность тем, что на основе надуманных и бездоказательных обвинений Соединенных Штатов Америки в адрес Российской Федерации при слепой поддержке остальных государств - членов НАТО взят курс на разрушение всего договорного фундамента стратегической стабильности и глобальной безопасности, формировавшегося десятилетиями в ходе переговоров в непростых условиях "холодной войны".

Намерение США осуществить односторонний выход из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года отбрасывает Европу в эпоху самой жесткой конфронтации периода "холодной войны". При этом голословные обвинения США в адрес России о якобы совершенных ею нарушениях обязательств по этому договору при полном отказе США и НАТО от переговоров по указанному вопросу выглядят попыткой переложить вину за разрушение механизма контроля над целым классом вооружений с больной головы на здоровую.

Тревогу вызывает также нарастающая неопределенность в отношении судьбы Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года.

Сорванная государствами - членами НАТО под нажимом США ратификация Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1999 года также нанесла непоправимый урон военной безопасности в Европе и обеспечению контроля над обычными вооружениями и вооруженными силами.

Усилив активность в ранее спокойном Балтийском регионе, НАТО наращивает теперь военное присутствие и в Черноморском регионе. Поддержка НАТО Грузии в дни трагических событий в августе 2008 года, а теперь и Украины, в том числе 25 ноября 2018 года в ходе противоправного пересечения государственной границы Российской Федерации судами украинских военно-морских сил в районе Керченского пролива, поощряет руководство этих двух стран, уверенное в своей безнаказанности, на новые авантюры. Прохождение украинских кораблей через Керченский пролив - это не вопрос соотношения сил или присутствия НАТО в Черноморском регионе, а исключительно проблема соблюдения украинской стороной установленных процедур, которые ей хорошо известны и успешно использовались ею до ноября 2018 года. Попытки Украины действовать в обход этих процедур несут в себе риски возникновения военного конфликта между Украиной и Российской Федерацией, в который может быть вовлечена и НАТО.

Не прекращается рост расходов на оборону государств - членов НАТО, составивших в совокупности в 2018 году больше половины общемировых - около 1 трлн долларов США, что более чем в 20 раз превышает оборонный бюджет Российской Федерации. Растут интенсивность и масштаб учений государств - членов НАТО, в ходе которых отрабатываются в том числе навыки проведения наступательных операций во всех средах, включая информационную.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считает, что в этой обострившейся обстановке положительную роль мог бы сыграть диалог между военными и политиками России и НАТО. Можно лишь сожалеть о том, что существовавшие ранее форматы и каналы общения были свернуты в одностороннем порядке по инициативе НАТО. Полностью прекращено сотрудничество в целом ряде областей безопасности в интересах всех государств Евро-Атлантики. Деструктивная политика ультиматумов и санкций, используемая государствами - членами НАТО, - это путь в никуда. Их заверения о заинтересованности в деэскалации и предупреждении опасных военных инцидентов не подкрепляются реальными действиями по восстановлению нормальных рабочих контактов с Российской Федерацией по военным вопросам.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации убежден, что у России и НАТО есть немало важных тем для обсуждения, а также значительное количество общих угроз, требующих общего ответа. Однако налаживание конструктивных отношений между Россией и НАТО, в том числе по парламентской линии, может строиться исключительно на взаимном уважении, учете законных интересов сторон и отказе от диктата и ультиматумов.

 

 

Совет Федерации 

Федерального Собрания 

Российской Федерации

 


Информация по документу
Читайте также