Расширенный поиск

Распоряжение администрации Воронежской области от 21.01.2004 № 74-р

                  



                 Администрация Воронежской области

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


    от 21.01.2004  N 74-р


   Об утверждении концепции и задания на разработку комплексной
     программы "Реформирование жилищно-коммунального комплекса
               Воронежской области на 2004-2010 гг."


    В  целях  создания  единой  идеологии  по осуществлению реформы 
жилищно-коммунального  комплекса  Воронежской  области  в 2004-2010 
годах,  в  соответствии  с  распоряжением  администрации области от 
02.12.2003г. N 2043-р:
    1.  Утвердить  концепцию  реформирования  жилищно-коммунального  
комплекса (приложение 1).
    2.   Утвердить  задание  на  разработку  комплексной  программы  
"Реформирование жилищно-коммунального комплекса Воронежской области 
на 2004-2010 гг." (приложение 2).
    3. Рекомендовать главам местного самоуправления (администраций) 
городов  и районов области разработать программы реформирования ЖКК 
города,  района  с  учетом основных положений областной концепции и 
задания.
    4.  Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за 
собой.



Исполняющий обязанности
главы администрации области                         С. Наумов



Приложение 1
утверждено
распоряжением
администрации области
от 21.01.2004  N 74-р


                             КОНЦЕПЦИЯ
          реформирования жилищно-коммунального комплекса
                        Воронежской области

    В  настоящее время техническое состояние и неудовлетворительное 
финансовое положение ЖКК области свидетельствуют о наличии глубоких 
кризисных факторов и противоречий в функционировании этой важнейшей 
отрасли,   оказывающей   существенное  влияние  на  качество  жизни  
населения.
    Деятельность  предприятий  в этой сфере характеризуется высокой 
затратностью,  отсутствием экономических стимулов снижения издержек 
на   производство  жилищных  и  коммунальных  услуг,  неразвитостью  
конкуренции,  что  вызывает  возрастание  степени  износа  основных  
фондов,  приводит  к значительным потерям ресурсов (энергии, воды и 
др.),  увеличению  стоимости  услуг  и сказывается на эффективности 
работы отрасли в целом.
    Нарекания   со  стороны  населения  на  количество  и  качество  
поставляемых   жилищно-коммунальных   услуг   во   многом   вызваны   
отсутствием  возможности  потребителей  получать эти услуги в четко 
учитываемом  количестве и определенного качества. В настоящее время 
оплата  услуг  ЖКХ  производится  не  за  объемы потребленных, а за 
объемы  произведенных  услуг, включая все непроизводительные потери 
производителей.
    Затраты   на  содержание  отрасли  занимают  значительную  долю  
консолидированного   бюджета   области.   В   2002   году   расходы   
консолидированного  бюджета  области  на  ЖКХ составили 2006,3 млн. 
рублей   или  13,6%  в  общей  сумме  расходов,  что  соизмеримо  с  
суммарными  затратами  бюджета  по  разделам  "Сельское хозяйство", 
"Транспорт,   связь   и   информатика",   "Культура  и  искусство",  
"Социальная политика".
    За  9  месяцев  2003  года  расходы  консолидированного бюджета 
области на ЖКХ составили 1735,8 млн. рублей или 14,2% в общей сумме 
расходов,  что  соответствует  сумме  затрат  бюджета  по  разделам  
"Сельское хозяйство", "Транспорт, связь и информатика", "Культура и 
искусство",  "Социальная  политика",  "Предупреждение  и ликвидация 
последствий ЧС".
    В   последние   годы   неоднократно   предпринимались   попытки   
реформирования жилищно-коммунального хозяйства, однако все они были 
безуспешными.  Одной  из важнейших причин неудач являлась ошибочная 
система базовых концептуальных идей. Жилищно-коммунальное хозяйство 
рассматривалось   как   кризисная  сфера  деятельности,  подлежащая  
оздоровлению.  Исходная  концептуальная  установка преобразований в 
ЖКК  ограничивала  необходимость  поиска  за  пределами  этой сферы 
значительных    финансовых    ресурсов   для   ее   поддержания   в   
жизнеспособном состоянии.
    Производство  коммунальных  услуг  и  обеспечение ими населения 
рассматривалось в качестве исключительной прерогативы государства и 
муниципальных властей.
    Не  вызвал  позитивных  изменений  процесс  разделения  функций  
собственности,  управления  и  эксплуатации  объектов  ЖКХ, так как 
функцию    власти    и    функцию   собственника   выполнял   орган   
государственной    (муниципальной)   власти;   функцию   управленца   
выполняло  учрежденное этим органом государственное (муниципальное) 
предприятие,   а   функцию   эксплуатационника  -  учрежденная  или  
подконтрольная этому предприятию организация.
    Становится  очевидным, что необходимо избрать путь комплексного 
реформирования  отрасли,  конечными  целями  которого  являются:  
    Обеспечение     безопасного,     устойчивого,     качественного     
функционирования,  воспроизводства и развития жилищно-коммунального 
комплекса Воронежской области;
    Обеспечение  права потребителя коммунальных услуг получать их в 
том  объеме  и такого качества, которые сам потребитель считает для 
себя  приемлемыми,  и  которые  он  в  состоянии  оплатить;   
    Обеспечение   набором   жилищно-коммунальных   услуг  в  объеме  
минимальных   нормативов  социально  уязвимых  категорий  населения  
области;
    Создание условий для привлечения реальных инвесторов и перевода 
отрасли на самоокупаемость.
    Указанные  цели  могут  быть  достигнуты  только через демонтаж 
сложившихся    муниципальных    систем   ЖКК   посредством   полной   
приватизации  отраслей  ЖКК,  с  последующей  частичной продажей на 
аукционе   пакетов   акций.   При   этом  электрические,  тепловые,  
водопроводные  сети  и  сети водоотведения (канализации) остаются в 
собственности    муниципалитетов    и   передаются   инвесторам   в   
долгосрочную  аренду.  Исполнительная  власть  оставляет  за  собой  
контрольную  функцию  по  регулированию  тарифов.      
    Реформирование  ЖКК  должно  происходить  по следующим основным 
направлениям:
    1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным 
фондом и потребления коммунальных услуг.
    2.   Реформирование  системы  отношений  в  сфере  обслуживания  
жилищного  фонда  и  предоставления  жилищно-коммунальных  услуг.  
    3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях 
коммунального  комплекса;  техническая  модернизация  объектов ЖКХ. 
    4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
    Глубинный  характер реформ, крупномасштабность задач, в решение 
которых  должно  быть  вовлечено  множество  ведомств,  управлений,  
включая   федеральные   структуры   (БТИ,   ГУЮ),   непосредственно   
организации   и  учреждения  ЖКК,  а  также  организации  жилищного  
самоуправления   граждан,   задействованы   разнообразные  рыночные  
институты  и механизмы, необходимость одновременного рассмотрения и 
преобразования   почти   всех  сфер  ЖКК  диктует  целесообразность  
разработки  и  реализации  комплексной программы реформирования ЖКК 
области на среднесрочный период.
    Учитывая   многоаспектность   и   сложность  проблем,  а  также  
жизнеобеспечивающую   функцию  отрасли,  организацию  разработки  и  
реализации  такой  программы должна взять на себя государственная и 
муниципальная власть.
    1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным 
фондом   и   потребления   коммунальных   услуг.  Конечными  целями  
реформирования данного направления являются:
    -   формирование   и   юридическое  оформление  объектов  жилой  
недвижимости,   как   объектов   управления,   и  регистрация  прав  
собственности  на  них  (в  том  числе  создание  кондоминиумов);  
    -  формирование  полноправных  субъектов  рыночных  отношений в 
сфере  управления (товариществ собственников жилья (ТСЖ)*, жилищных 
кооперативов,   иных   объединений  собственников).  Будут  созданы  
условия  (организационно-нормативные) для объединения собственников 
многоквартирных  домов,  выбора  ими  способа  управления, придания 
объединениям  домовладельцев  статуса юридического лица с расчетным 
счетом,   на   котором  будут  аккумулироваться  средства  жильцов,  
используемые в дальнейшем для реализации намеченных домовладельцами 
мероприятий по поддержанию в надлежащем состоянии инженерных сетей, 
объектов общего пользования (лестничные клетки, крышки, подвалы), а 
также  придомовых территорий (благоустройство, ремонт и др.). Будет 
создан институт профессиональных управляющих недвижимостью, которые 
должны  наниматься  собственниками  жилья  на  договорной  основе и 
осуществлять  взаимодействие  с  компаниями,  работающими  на рынке 
обслуживания   жилья.  Необходимо  создать  условия  для  установки  
приборов  учета  на  каждый дом и квартиру, которые позволят каждой 
семье  платить  только  за  фактически  потребленные  услуги.   
    2.   Реформирование  системы  отношений  в  сфере  обслуживания  
жилищного  фонда  и  предоставления  жилищно-коммунальных  услуг.  
    Конечной  целью  реформирования  данного  направления  является  
создание  условий для появления множества конкурирующих между собой 
обслуживающих компаний.
    Реформирование должно идти по следующим направлениям:
    - формирование множества платежеспособных субъектов потребления 
жилищно-коммунальных  услуг  (ТСЖ,  ЖСК  и  т.д.)  даст импульс для 
создания   равноправных   субъектов   рыночных  отношений  в  сфере  
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг  на территории области, 
независимо  от  организационно-правовых  форм и форм собственности. 
Существующие  МУРЭПы  должны  быть  преобразованы  в  ОАО  со  100%  
муниципальным  капиталом  и  выставлены  на  аукционную  продажу;  
    -  совершенствование договорных отношений между производителями 
и потребителями жилищно-коммунальных услуг;
    -  создание  механизма  государственной  поддержки  привлечения  
долгосрочных кредитных ресурсов для капитального ремонта и текущего 
обустройства домовладений;
    -  совершенствование  механизма  социальной поддержки населения 
через  систему  персонифицированных  социальных  счетов  граждан;  
    -   законодательное   закрепление   права   и   ответственности   
потребителей  жилищно-коммунальных  услуг  за  соблюдение платежной 
дисциплины.
    3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях 
коммунального  комплекса  и  техническая модернизация объектов ЖКХ. 
Конечной   целью   реформирования   является   перевод  отрасли  на  
самоокупаемость   посредством   превращения   МУП  в  ОАО  со  100%  
муниципальной   собственностью   с  дальнейшей  частичной  продажей  
пакетов  акций  и  передачей  на конкурсной основе производственных 
объектов  в  долгосрочную  аренду  реальному инвестору, способному: 
    -  провести  техническое  перевооружение физически изношенных и 
морально  устаревших  инженерных  систем  ЖКК  области;    
    - снизить показатели аварийности объектов и систем ЖКК;
    - снизить потери энергоресурсов;
    -   разработать  и  внедрить  ресурсосберегающие  инновационные  
технологии в ЖКК области;
    - обеспечить качество поставляемых ресурсов.
    4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
    Конечной  целью данной подпрограммы является повышение качества 
жизни  граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного 
проживания,  путем  предоставления  благоустроенного  жилья.   
    Анализ  показывает,  что  ветхое  жилье  в основном находится в 
историческом  центре  города  и  на прилегающих к нему территориях. 
Стоимость  земли  под  ветхими строениями, как правило, перекрывает 
затраты  на  переселение  граждан  в  благоустроенное  жилье.   
    Муниципальные власти с учетом градостроительного плана развития 
города  должны  превратить  эти участки в инвестиционные площадки с 
указанием    конкретного    вида    объекта,    подготовленными   и   
предварительно    согласованными    документами    на    разрешение    
строительства.
    Передача  участков  в долгосрочную аренду под строительство или 
их  продажа  должны  осуществляться  на  конкурсной  основе.   
    Таким   образом,  бюджетные  затраты  на  реализацию  программы  
переселения   граждан   из  конкретного  аварийного  здания  должны  
определяться  коллегиально  с учетом использования земли под ветхим 
строением.

    Нормативное правовое обеспечение реформирования ЖКК области.
    Необходимым условием и гарантией эффективной реализации реформы 
ЖКК  области  является  ее  нормативное  правовое  обеспечение.  
    Законодательство Российской Федерации предоставляет достаточные 
возможности  органам  власти  субъектов Федерации и муниципалитетам 
для проведения в жизнь реальной реформы ЖКК.
    Государственная власть области и органы местного самоуправления 
должн  ы  на  основании  федерального законодательства сформировать 
систему  нормативных  правовых  актов  Воронежской  области прямого 
действия,  направленных  на  всестороннее  и  максимально детальное 
регулирование  отношений  в  сфере  ЖКК.        
    Нормативное  регулирование  должно  быть  ориентировано, прежде 
всего, на отношения между:
    -   с   одной  стороны,  собственниками  объектов  недвижимости  
(домовладельцами),  являющимися  потребителями жилищно-коммунальных 
услуг;
    -  с  другой  стороны,  субъектами  обслуживания  и  управления  
объектов    недвижимости,    а    также   субъектами   производства   
жилищно-коммунальных услуг.
    Правовое   обеспечение   реформирования   указанных   отношений   
предполагает четкое установление:
    -  правового  режима каждого объекта недвижимости, прежде всего 
по  форме собственности, в том числе установление особого правового 
режима  объектов  недвижимости, отдельные части которых принадлежат 
нескольким  и  более  собственникам  (кондоминиумов);     
    -   прав,   обязанностей  и  ответственности  собственников  по  
управлению  объектами  недвижимости  и  корреспондирующих  им прав, 
обязанностей  и ответственности управляющих организаций. Необходимо 
предусмотреть  меру  ответственности  за  предоставление  услуг, не 
соответствующих стандартам;
    -   порядка   деятельности,   гарантий,  прав,  обязанностей  и  
ответственности  товариществ  собственников  жилья  и  других  форм  
жилищного   самоуправления,   в   том  числе  прав  и  гарантий  по  
использованию   объектов   нежилого   фонда   в   кондоминиуме,  по  
привлечению кредитных ресурсов;
    - норм, правил и требований:
    -   к   деятельности   профессиональных  управляющих  объектами  
недвижимости   (организаций   и   физических   лиц),   их  правами,  
обязанностями и ответственности;
    -  к  профессиональной  деятельности  по  обслуживанию объектов 
недвижимости   и   субъектам   этой  деятельности  (организациям  и  
физическим лицам);
    -  реальных  прав  и гарантий потребителей жилищно-коммунальных 
услуг,  обеспеченных  соответствующим  механизмом  их  реализации;  
    -    правил   предоставления   жилищно-коммунальных   услуг   в   
соответствии  с  их  количеством  и  качеством;  критерии и порядок 
определения качества жилищно-коммунальных услуг;
    -  принципа  абсолютной свободы при выборе жилищно-коммунальных 
услуг  конкретным потребителем и оплаты исключительно того объема и 
того  качества  услуг,  которые  реально  потреблялись;    
    -  особенностей деятельности естественных локальных монополий в 
ЖКК,  прежде  всего  направленных  на  соблюдение  прав  и гарантий 
потребителей их услуг;
    -  прав  и  гарантий  граждан, проживающих в ветхом и аварийном 
жилье, порядке их переселения.
    Предполагается также разработать систему минимальных нормативов 
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг  социально незащищенным 
категориям  населения,  на  оплату  которых  будут  предоставляться  
адресные компенсации.
    Таким   образом,  формирование  нормативной  правовой  системы,  
всесторонне  и  полно регулирующей отношения в сфере обслуживания и 
управления    объектами    недвижимости,   а   также   производства   
жилищно-коммунальных  услуг,  -  это  широкомасштабная и длительная 
деятельность    органов    государственной    власти   и   местного   
самоуправления,  требующая  особого  внимания  и  участия всех лиц, 
заинтересованных  в  эффективном  реформировании  ЖКК.     

_______________________________
    *ТСЖ    -   некоммерческая   организация,   форма   объединения   
домовладельцев    для    совместного   управления   и   обеспечения   
эксплуатации   комплекса   недвижимого  имущества  в  кондоминиуме,  
владения,  пользования и в установленных законодательством пределах 
распоряжения общим имуществом.


                                                 
Приложение 2
утверждено
распоряжением
администрации области
от 21.01.2004  N 74-р


                              Задание
                на разработку комплексной программы
"Реформирование жилищно-коммунального комплекса Воронежской области
                         на 2004-2010 гг."

                            СОДЕРЖАНИЕ

                            1. ВВЕДЕНИЕ

    Настоящее   задание   определяет   основные   цели   и   задачи   
разрабатываемой      комплексной      программы     "Реформирование     
жилищно-коммунального  комплекса области на 2003-2010 гг." (далее - 
программа),  а  также  основные требования к структуре и содержанию 
программы,   к   составу   материалов,   разрабатываемых  в  рамках  
программы.
    Задание  на  разработку  программы выполняется в соответствии с 
положениями  доктрины  развития  Воронежской  области  и концепцией 
реформирования жилищно-коммунального комплекса области.
    Заказчик  и  разработчик  программы - администрация Воронежской 
области.  Соисполнители  - органы государственной власти и местного 
самоуправления Воронежской области.
    Источник финансирования - областной бюджет.

                    2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Цель:
    Обеспечение  стабильного функционирования жилищно-коммунального 
комплекса     области,     повышение    качества    предоставляемых    
жилищно-коммунальных   услуг,   с   одновременным   предоставлением   
потребителю    возможности   потреблять   услуги   в   количествах,   
соответствующих   его   платежеспособности.   Создание  эффективной  
системы  социальной защиты малообеспеченных слоев населения в сфере 
потребления жилищно-коммунальных услуг.
    Поставленные цели достигаются через решение следующих задач:
    -   формирование   реальных   экономических   отношений   между   
производителями,  поставщиками  и потребителями коммунальных услуг; 
    -   государственная   поддержка   создания  реальных  субъектов  
рыночных  отношений,  обеспечивающих  договорные  взаимодействия  в  
процессе     производства,     предоставления     и     потребления     
жилищно-коммунальных услуг;
    - нормативное  закрепление прав,  обязанностей,  ответственности
субъектов рыночных отношений в сфере управления жилищно-коммунальным
комплексом;
    -  передача  предприятий  коммунального  комплекса  и  объектов  
инженерной  инфраструктуры в долгосрочную аренду конкретным частным 
инвесторам,  способным провести техническую модернизацию инженерной 
инфраструктуры,  оптимизировать  издержки  и  перевести  отрасль на 
самоокупаемость.

                      3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

    Комплексная   программа   реформирования   ЖКК  области  должна  
состоять из комплексных программ реформирования ЖКК г.Воронежа и 32 
районов  области,  которые,  являясь  самостоятельными программами, 
разработанными  по  единой  методологии и в рамках единой областной 
концепции,   в   то   же   время   отдельными  разделами  входят  в  
соответствующие разделы областной программы.

    Раздел  3.1.
    Анализ существующего состояния ЖКК и системы отношений в нем
    В  аналитическом  докладе объемом 10-15  страниц  определяются
основные проблемы  отрасли,  характеризуются:
    - система  отношений в отрасли;
    -  общее состояние жилого фонда, отраслей ЖКК - теплоснабжения, 
водоснабжения  и  канализации,  энергетики, инженерных сооружений и 
сетей;
    -  существующая  система  платежей  и  распределения финансовых 
потоков;
    - схема поставки ресурсов и ответственных за поставку;
    - система расчетов;
    - система льгот, тарифов;
    - система развития самоуправления в жилищной сфере;
    - система государственного контроля и регулирования;
    - ресурсосбережение и т.д.
    Подобный  анализ,  только  более конкретный с указанием состава 
жилищного  фонда,  количества  объектов  обслуживания и т.д. должен 
быть  проведен  по  каждому  району  и крупному населенному пункту. 

    Раздел 3.2.
    Основные  направления  реформы  жилищно-коммунального комплекса 
области
    В  концептуальном  докладе  объемом  5-7  страниц  определяются  
основные приоритеты преобразований, исходя из специфики сложившейся 
в  области  ситуации  и политики, в сфере, отнесенной к компетенции 
государственной  и  муниципальной  власти  области.      
    Основные направления  и  мероприятия  реформирования ЖКК области
должны быть структурированы в следующие блоки:
    Блок  1.  Реформирование  системы  отношений в сфере управления 
жилищным  фондом  и  потребления  коммунальных  услуг.    
    Блок 2.  Реформирование  системы  отношений в сфере обслуживания
жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
    Блок  3.  Реформирование  системы  отношений в производственных 
отраслях   коммунального   комплекса   и  техническая  модернизация  
объектов ЖКК.
    Блок 4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
    При характеристике каждого блока необходимо раскрыть его цели и 
задачи.
    Каждый  блок должен состоять из подпрограмм.
    Подпрограммы 1 блока:
    1. Создание эффективной системы управления жилищным фондом.
    2.  Формирование  и  развитие  системы самоуправления граждан в 
жилищной сфере.
    3.  Кадровое  обеспечение  управления  жилищным  фондом  и  его  
инфраструктурой.
    Подпрограммы 2 блока:
    1.   Формирование  конкурентного  рынка  обслуживания  жилья  и  
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг  на территории области. 
    2.  Совершенствование  системы  возмещения затрат на содержание 
жилищно-коммунального   хозяйства   посредством   развития  методов  
определения  издержек  в  отрасли,  объема  предоставляемых  услуг.  
    Подпрограммы 3 блока:
    1. Реформирование системы отношений в производственных отраслях 
коммунального комплекса.
    2. Модернизация объектов и систем ЖКХ области.
    3. Внедрение ресурсосберегающих технологий в ЖКХ области.
    Подпрограммы 4 блока:
    4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

    Раздел 3.3.
    Нормативное правовое обеспечение программы
    Нормативное    правовое    обеспечение    программы    является    
одновременно:
    - важнейшей задачей;
    - одним из основных направлений;
    - первейшей составляющей механизма реализации программы.
    Целями формирования нормативной правовой системы являются:
    - обеспечение достижения целей и задач, реализации мероприятий, 
предусмотренных программой;
    -  создание  стабильных  и эффективных условий функционирования 
ЖКК  области  на  основе  федеральных  нормативных  правовых актов, 
нормативных   правовых   актов   Воронежской   области  и  местного  
самоуправления,  с  учетом  местных особенностей и передового опыта 
зарубежных стран, субъектов Российской Федерации и органов местного 
самоуправления.
    Формирование системы нормативных правовых актов, обеспечивающей 
реализацию  мероприятий  программы, должно осуществляться на первом 
этапе    реформирования    программы    и    сопровождать   процесс   
реформирования  и  дальнейшего  развития  ЖКК  области.    
    Деятельность  по  нормативному  правовому обеспечению программы 
включает в себя:
    1)  анализ  действующей  системы  нормативных  правовых  актов,  
регулирующей  отношения  в  сфере  ЖКК  области,  в  том  числе  по  
отдельным  группам,  реформируемым  в рамках отдельных подпрограмм; 
    2)  формирование  ориентировочного перечня нормативных правовых 
актов,  необходимых  для  реализации  программы,  в  рамках  каждой  
подпрограммы  (раздела)  программы,  и сводного перечня нормативных 
правовых  актов  в  рамках  программы  в  целом;     
    3)  систематизация  и упорядочение системы нормативных правовых 
актов,  регулирующих  отношения  в  сфере  ЖКК;      
    4)   разработка  проектов  новых  нормативных  правовых  актов,  
регулирующих  отношения  в  сфере  ЖКК, на уровне области и органов 
местного самоуправления;
    5)  разработка  проектов  о  внесении  изменений и дополнений в 
существующие  нормативные  правовые  акты, регулирующие отношения в 
сфере ЖКК;
    6)  разработка  предложений о внесении изменений и дополнений в 
федеральные  нормативные  правовые  акты,  регулирующие отношения в 
сфере ЖКК.
    Таким  образом,  система нормативных правовых актов должна быть 
разработана:
    -   на  уровне  Воронежской  области  как  субъекта  Российской  
Федерации  в рамках установленных Конституцией Российской Федерации 
полномочий;
    - на уровне органов местного самоуправления области;
    - в порядке законодательной инициативы - на уровне Федерации.
    Система  нормативных правовых актов формируется в рамках каждой 
подпрограммы  (раздела) программы и входит составной частью в общий 
перечень  нормативных  правовых  актов,  разрабатываемых  в  рамках  
Программы.
    Особое  место  занимают нормативные правовые акты, утверждающие 
инструктивно-методические   документы,  типовые  формы  документов,  
рекомендации.
    Именно  указанные  документы имеют целью обеспечение реализации 
законов  и учитывают (претворяют в жизнь) весь комплекс финансовых, 
кадровых,  организационных,  юридических  и  иных  условий, которые 
создают    всесторонний    и    эффективный   механизм   реализации   
разрабатываемых правовых норм.
    Формирование  нормативной правовой системы, всесторонне и полно 
регулирующей  отношения в сфере обслуживания и управления объектами 
недвижимости,  а  также  производства жилищно-коммунальных услуг, - 
это  широкомасштабная  и  длительная  деятельность.      
    Только  новых  нормативных  правовых  актов  областного  уровня  
потребуется  разработать  и  принять  более  двух  десятков.   
    Так,   блоки   программы   предполагают   разработку  следующих  
нормативных правовых актов*:
    Блок  1.  "Реформирование  системы отношений в сфере управления 
жилищным  фондом  и  потребления  коммунальных  услуг":    
    1.    О   разграничении   объектов   недвижимости   по   формам   
собственности  и государственной регистрации права собственности на 
объекты недвижимости.
    2.  О  разграничении полномочий и ответственности собственников 
(уполномоченных    ими    лиц)   объектов   недвижимости,   органов   
государственной  власти  и  местного  самоуправления.     
    3.   Об   особенностях  управления  объектами  смешанной  формы  
собственности.
    4. О комплексной инвентаризации объектов ЖКК.
    5.  О  комплексном обследовании технического состояния объектов 
недвижимости.
    6. О системе учета и паспортизации объектов недвижимости.
    7. О разграничении полномочий, ответственности и взаимодействии 
органов государственной власти и местного самоуправления в процессе 
регистрации    права    собственности   на   объекты   недвижимости   
(кондоминиумы).
    8.  О  порядке оформления земельных участков, входящих в состав 
кондоминиума.
    9. О развитии жилищного самоуправления.
    10.  О  правах товарищества собственников жилья по управлению и 
использованию  объектов  нежилого  фонда  в  кондоминиуме.   
    11.  О  типовых документах, оформляющих деятельность ТСЖ (Устав 
ТСЖ,  договоры на обслуживание и содержание объектов недвижимости и 
т.д.).
    12.   О  методических  рекомендациях  по  управлению  объектами  
недвижимости.
    13.  О  кадровом обеспечении обслуживания и управления объектов 
недвижимости и их инфраструктурой.
    14. Об организации обучения, профессиональной подготовки кадров 
для  организаций,  управляющих  объектами  недвижимости.    
    15. и т.д.
    Блок  2. "Формирование конкурентного рынка обслуживания жилья и 
предоставления жилищно-коммунальных услуг":
    1. О привлечении инвестиций в ЖКК.
    2.  О  типовых договорах на предоставление жилищно-коммунальных 
услуг.
    3. Об организации конкурсного отбора управляющих компаний.
    4.  Об  организации конкурсного отбора подрядных организаций по 
выполнению  работ  и  оказанию  услуг  сфере  обслуживания объектов 
недвижимости.
    5. О правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг.
    6.   О   формировании   экономически  обоснованных  тарифов  на  
жилищно-коммунальные услуги.
    7.   О  системе  учета,  регулирования  и  оплате  потребляемых  
жилищно-коммунальных услуг.
    8. О развитии системы страхования в жилищной сфере.
    9.  О  государственном  (областном)  регулировании деятельности 
естественных  локальных  монополий  в  ЖКК.        
    10.  О предоставлении финансирования льгот отдельным категориям 
граждан  по  оплате  жилищно-коммунальных  услуг.      
    Блок  3.  "Реформирование  системы отношений в производственных 
отраслях   коммунального   комплекса   и  техническая  модернизация  
объектов ЖКК":
    1. О  холодном и горячем водоснабжении и водоотведении.
    2. О водопроводных - водоотводящих сетях общего пользования.
    3. О теплоснабжении.
    4. Об энергоснабжении.
    5. О  ресурсосбережении.
    6. О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг.

    Блок 4. "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья":
    1.  О  критериях  отнесения  жилого фонда к категории ветхого и 
аварийного.
    2.  О  гарантиях  гражданам,  проживающим  в ветхом и аварийном 
жилье.
    3. О порядке переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
    4.  Об  участии  инвесторов  в программе переселения граждан из 
ветхого и аварийного жилья.
    5.  О  порядке  использования земельных участков, освобождаемых 
при  сносе  ветхого  и  аварийного  жилья.       

    Раздел 3.4. Ресурсное обеспечение программы.
    Раздел 3.5. Механизм  управления реализацией программы.
    Раздел  3.6.  Оценка  эффективности  социально-экономических  и  
экологических  последствий  от  реализации  программы.     

             4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММ
                       Подпрограммы 1 блока:

    4.1.  Создание эффективной системы управления жилищным фондом и 
коммунальной инфраструктурой
    Цель подпрограммы: формирование действенной оперативной системы 
управления   жилищным  фондом,  способствующей  соблюдению  прав  и  
обязанностей  собственников,  нанимателей  жилья, а также включение 
механизмов самоуправления и самофинансирования.
    Задачи подпрограммы:
    -  разграничение  полномочий  органов  местного самоуправления, 
собственников  (уполномоченных  лиц)  жилья  по управлению жилищным 
фондом;
    -   определение   функций   собственника   жилья  и  субъектов,  
управляющих  жильем  и  коммунальной  инфраструктурой;     
    - создание и развитие профессиональной службы управления жильем 
и другими объектами недвижимости.
    Подпрограмма должна содержать:
    -  упрощенную  систему  учета  (паспортизации)  домовладений  -  
объектов  управления,  разработку  компьютерной  системы  учета;  
    - разработку системы управления муниципальными предприятиями на 
основе  процедуры  их  классификации,  механизма принятия решения о 
стратегии  их  дальнейшего  развития  в  зависимости от результатов 
классификации;
    - инвентаризацию и энергоаудит объектов всех форм собственности 
ЖКК Воронежской области;
    -  экспертизу  проектов  новых  и  реконструируемых объектов на 
предмет  энергоресурсосбережения  и  их  сопровождение  в  процессе  
строительства и эксплуатации.

    4.2.  Формирование  и развитие системы самоуправления граждан в 
жилищной сфере
    Цель    подпрограммы:    Формирование    и   развитие   системы   
самоуправления  граждан  в  жилищной  сфере.       
    Задачи подпрограммы:
    -  формирование системы нормативно-правовых актов, регулирующей 
процесс    создания    и    деятельность    организаций   жилищного   
самоуправления  и  их  объединений (товариществ собственников жилья 
(ТСЖ) и др.);
    - формирование организационно-управленческих условий создания и 
деятельности организаций жилищного самоуправления и их объединений, 
прежде всего ТСЖ;
    -  проектирование  и  реализация  механизма  самофинансирования  
организаций  жилищного  самоуправления и их объединений (ТСЖ и др.) 
без  участия  или  с  минимальным  участием  бюджетов всех уровней; 
    -   нормативно-методическое  обеспечение  договорных  отношений  
между  организациями  жилищного  самоуправления  (потребителями)  и  
организациями  ЖКХ  (производителями  жилищно-коммунальных  услуг);  
    -  развитие  профессионального  управления  в  сфере  жилищного  
самоуправления;
    -  формирование нормативных и организационных основ защиты прав 
собственников жилья;
    -  формирование  ответственности  собственников  за сохранность 
жилья  и  экономию  расходования  ресурсов.        
    Подпрограмма должна содержать:
    -  комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере;
    -  нормативно-методические  документы  по  управлению объектами 
недвижимости,  по  созданию  и  деятельности  ТСЖ  и  др.;   
    -   рекомендации   по   организации   центров   методической  и  
юридической  помощи  по  созданию  и  деятельности  ТСЖ;   
    - механизм предоставления ТСЖ ипотечных и долгосрочных кредитов 
на   проведение  ремонтов  недвижимости,  переданной  в  управление  
кондоминиума и т.д.

    4.3.  Кадровое  обеспечение  управления  жилищным  фондом и его 
инфраструктурой
    Цель   подпрограммы:  совершенствование  кадрового  обеспечения  
управления  ЖКК  для  формирования  и  развития  системы  жилищного  
самоуправления  на  территории  области,  обеспечения и защиты прав 
собственников жилья.
    Задачи подпрограммы:
    - Разработка программы обучения должностных лиц для организаций 
ЖКК  всех  форм  собственности, руководителей и сотрудников органов 
исполнительной власти, включающей вопросы: управления ЖКК; создания 
и функционирования жилищных объединений граждан и взаимодействия их 
с  органами  исполнительной  власти  и  управления.     
    -   Формирование   системы   обучения   кадров   по  управлению  
недвижимостью.
    -  Организация  переобучения  кадров для работы в управляющих и 
обслуживающих организациях ЖКК.
    -    Внедрение    конкурсной   системы   отбора   руководителей   
(управляющих)  домами,  ТСЖ  и  др.          
    -   Разработка  мероприятий  по  повышению  престижности  труда  
работников  ЖКК  (статус,  оплата,  конкурсы  и  др.).    
    Подпрограмма должна содержать:
    -  комплексный анализ положения  дел в исследуемой сфере;
    -  систему  подготовки, повышения квалификации и переподготовки 
кадров ЖКК;
    -   предложения   по   внедрению   конкурсной   системы  отбора  
руководителей  ТСЖ,  объединений,  управляющих  домами  и  др.  
    -  комплекс  мероприятий  по  повышению  статуса  работников ЖК 
сектора  (оплата,  стаж,  жилищно-коммунальные  преференции и др.); 
    - нормативные акты по закреплению статуса служащих ЖКК и т.д.

                       Подпрограммы 2 блока:

    4.4.  Формирование  конкурентного  рынка  обслуживания  жилья и 
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг  на  территории области 
    Цель    подпрограммы:    повысить    качество   предоставляемых   
жилищно-коммунальных   услуг   и   снизить   их   стоимость   через   
формирование  в  жилищно-коммунальном  комплексе  области  реальной  
рыночной   системы   отношений  посредством  создания  условий  для  
появления   множества   конкурирующих   между  собой  обслуживающих  
компаний.
    Задачи подпрограммы:
    - Демонополизация отрасли и развитие конкурентной среды в ЖКХ;
    -  Формирование  равноправных  субъектов  рыночных  отношений в 
сфере   предоставления  жилищно-коммунальных  услуг  на  территории  
области,   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  форм  
собственности;
    -  Совершенствование договорных отношений между производителями 
и  потребителями жилищно-коммунальных услуг, минимизация количества 
посредников  и  издержек  на  посреднические  услуги.    
    Подпрограмма должна содержать:
    -  комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере;
    -  мероприятия  по развитию конкуренции и обеспечению реального 
равноправия         хозяйствующих        субъектов        различных        
организационно-правовых  форм  в  жилищно-коммунальной  сфере;   
    -  эффективный  механизм  контроля  за  наличием  и соблюдением 
условий  договоров между производителями жилищно-коммунальных услуг 
и  домовладельцами  -  потребителями  услуг;  надзора за состоянием 
государственного,  муниципального  и  частного  жилищных фондов, за 
выполнением  обязательных технологических процессов, обеспечивающих 
экологическую безопасность населения;
    - типовые организационные, технические и методические документы 
(договоры,  контракты,  методики  и  т.д.).        

    4.5. Совершенствование системы содержания жилищно-коммунального 
хозяйства

    Цель  подпрограммы: совершенствование механизмов финансирования 
отрасли,     обеспечивающих     ее     безубыточное    (прибыльное)    
функционирование  при  одновременном снижении стоимости и повышении 
качества услуг.
    Задачи подпрограммы:
    - Развитие методов определения экономически обоснованных затрат 
на содержание и обслуживание жилищного фонда и коммунальные услуги. 
    -   Формирование   многоканальной  системы  финансирования  ЖКК  
(привлечение   кредитов,   развитие  коммерческой  деятельности  на  
придомовых территориях и др.).
    -  Разработка механизмов привлечения ТСЖ долгосрочных кредитных 
ресурсов  для  капитального  ремонта и текущего обустройства жилья. 
    -  Ужесточение  платежной дисциплины.
    -  Разработка  механизмов государственной поддержки становления 
ТСЖ.
    Подпрограмма должна содержать:
    -  комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере;
    -  механизмы экономического обоснования затрат при формировании 
тарифов  на  услуги  предприятий  коммунального  комплекса;   
    -   мероприятия   по   снижению   затрат   за   счет  внедрения  
индивидуальных  приборов  регулирования  и  учета тепла, холодной и 
горячей  воды,  газа  и  других  энергоресурсов;     
    - механизмы заключения договоров между управляющей организацией 
(службой     заказчика)     и    организациями,    предоставляющими    
жилищно-коммунальные  услуги;  согласования  тарифов при отсутствии 
альтернативных  конкурирующих  организаций,  а также при заключении 
договоров  между  службой заказчика и организациями - естественными 
монополистами**;
    -  предложения  по  формированию  финансово-кредитной системы с 
участием  органов государственной власти и местного самоуправления, 
обеспечивающей   реальную   поддержку  программ  развития  объектов  
жилищно-коммунального хозяйства;
    -  мероприятия  по  развитию системы страхования в ЖКК, включая 
конкурсный  отбор  компаний по страхованию муниципального жилищного 
фонда и других объектов;
    -   предложения   по   упорядочению  системы  предоставления  и  
финансирования   льгот   отдельным  категориям  граждан  по  оплате  
жилищно-коммунальных  услуг,  по поэтапной ликвидации перекрестного 
субсидирования в отрасли;
    -   предложения   по   внедрению   системы  персонифицированных  
социальных счетов граждан;
    -  анализ  и  предложения  по  реструктуризации  дебиторской  и  
кредиторской задолженности организаций ЖКК;
    -  эффективную  систему мер по ужесточению платежной дисциплины 
за жилищно-коммунальные услуги***;
    -   систему  мониторинга  тарифов  коммунальных  предприятий  -  
локальных  естественных  монополистов  всех  форм  собственности;  
    -  методику  и  программное  обеспечение по проведению рейтинга 
предприятий  и  организаций,  работающих  в  сфере  ЖКК, с целью их 
предквалификационного  отбора  при  формировании конкурсной системы 
выбора  поставщиков  товаров  и  услуг;         
    -  методику  и нормативы для экономического обоснования затрат, 
включаемых  в  состав  тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги.  

                       Подпрограммы 3 блока:

    4.6.   Реформирование   системы  отношений  в  производственных  
отраслях коммунального комплекса
    Цель  подпрограммы:  повышение  эффективности  функционирования  
комплекса  посредством  акционирования  и  передачи  в долгосрочную 
аренду  реальному  инвестору  производственных  объектов  ЖКК.   
    Задачи  подпрограммы:  разработать  комплекс  мер по подготовке 
объектов  ЖКК  к  акционированию  и передаче в долгосрочную аренду. 
    Подпрограмма должна содержать:
    - комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере;
    - положение об аудите;
    - мероприятия по оформлению права собственности;
    - порядок акционирования МУПов;
    -   формы   договорных  документов,  в  частности  -  договоров  
долгосрочной аренды;
    - перечень необходимых законодательных актов.
    Необходимо  составить  конкретный  перечень  объектов,  систем,  
предлагаемых для акционирования и передачи в долгосрочную аренду, в 
разрезе  32  районов  и  г.Воронежа.         

    4.7. Модернизация объектов и систем ЖКХ области
    Цель  подпрограммы:  обеспечение  устойчивости функционирования 
отраслей  ЖКК  за счет повышения КПД ресурсопроизводящих мощностей, 
снижения  непроизводительных затрат, увеличения сроков эксплуатации 
инженерных сетей.
    Задачи подпрограммы:
    - проведение технического перевооружения физически изношенных и 
морально  устаревших  инженерных  коммуникаций  ЖКХ  области;   
    - снижение показателей аварийности объектов и систем ЖКХ;
    - экологизация отрасли ЖКХ;
    -   сокращение   расходов   бюджетов  всех  уровней  на  оплату  
жилищно-коммунальных услуг (прежде всего, отопления, водоснабжения, 
электроснабжения)  за счет сокращения непроизводительных расходов и 
потерь  энергоресурсов,  адресного  предоставления  дотаций.   
    Должен   быть  приведен  перечень  инвестиционных  мероприятий,  
направленных на развитие материальной базы отрасли, составленный на 
основании  конкретных  бизнес-планов  и  технических  проектов.  
    При  реализации подпрограммы 3 блока модернизацией переданных в 
аренду объектов занимается арендатор.

    4.8. Внедрение  ресурсосберегающих технологий  в ЖКХ области
    Цель подпрограммы: экономия ресурсов (топлива, воды, тепловой и 
электрической энергии и т.д.).
    Задачи подпрограммы:
    -  разработка  и  внедрение  ресурсосберегающих процессов в ЖКХ 
области  с  целью  повышения  результативности  работы  комплекса;  
    -   сокращение   расходов   бюджетов  всех  уровней  на  оплату  
жилищно-коммунальных  услуг (прежде всего отопления, водоснабжения, 
электроснабжения)  за счет сокращения непроизводительных расходов и 
потерь энергоресурсов.
    Подпрограмма   должна   включать   конкретные  бизнес-планы  по  
внедрению    энергосберегающих   технологий,   приборов   учета   и   
регулирования  расхода  воды,  тепла, газа и других энергоресурсов. 
    При     реализации     подпрограммы    3    блока    внедрением    
ресурсосберегающих технологий занимается арендатор.

                       Подпрограммы 4 блока:

    4.9. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья

    Цель  и  задачи подпрограммы: повышение качества жизни граждан, 
проживающих  в  условиях,  непригодных  для постоянного проживания, 
путем предоставления благоустроенного жилья.
    Подпрограмма должна содержать:
    -   комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере;
    -  критерии  отнесения  жилого  фонда  к категории аварийного и 
ветхого;
    - порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
    - порядок участия инвесторов в программе переселения граждан из 
ветхого и аварийного жилья;
    -  порядок  использования земельных участков, освобождаемых при 
сносе  ветхого  и  аварийного  жилья  и  т.д.     

             5. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ
      ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКК

    В   рамках  программы  рекомендуется  провести  эксперимент  по  
применению  экономической модели реформирования ЖКХ области в форме 
пилотного  проекта, имеющего сферой действия территорию 2-3 районов 
области,   или   иные  объекты,  связанные  с  жилищно-коммунальным  
хозяйством (например, отдельные ТСЖ на территории городов области). 
    Проведение  эксперимента должно быть регламентировано отдельным 
разделом программы.
    В   разделе  программы  о  проведении  эксперимента  необходимо  
определить:
    1.  Критерии  отбора  объектов проведения эксперимента (районов 
области,  ТСЖ  и т.д.). Рекомендации по отбору районов-кандидатов и 
других  объектов для включения в пилотный проект. Условия участия в 
проведении эксперимента.
    2.  Срок  и  порядок  отбора  и  утверждения перечня субъектов, 
участвующих в проведении эксперимента.
    3.   Необходимые   мероприятия   по  организации  и  проведению  
эксперимента.  При  этом  следует  учесть:        
    -  эксперимент  должен  носить  комплексный  характер,  то есть 
создавать  всестороннюю  модель  рыночного  функционирования  ЖКК в 
отдельных районах, или модель функционирования отдельных объектов в 
сфере ЖКК;
    -  должна  быть  сформирована  четкая и эффективная система мер 
поддержки  органов государственной власти и местного самоуправления 
субъектов, участвующих в эксперименте.
    4. Систему контроля за проведением эксперимента. Порядок, формы 
и  сроки  представления  отчетной  информации  о ходе и результатах 
эксперимента.
    5.  Систему  информирования  заинтересованных  лиц, в том числе 
населения,  о  проводимом  эксперименте  и  его  результатах.   
_______________________________
    *  Здесь  представлен  в  качестве  примера  неполный  перечень  
нормативных    правовых   актов,   сформированный   по   содержанию   
регулируемых  отношений.  Форма  и содержание, полная система актов 
будет   уточнена   (разработана)   непосредственно   разработчиками   
программы   с   учетом   компетенции  органов  публичной  власти  и  
необходимости  регулирования  тех  или  иных  отношений.    
    **   Тарифы  согласовываются  на  основе  анализа  соответствия  
деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам 
и  стандартам,  характеризующим  эффективную  и  ресурсосберегающую  
работу  хозяйствующих субъектов (численность работающих в процентах 
к  численности  населения,  затраты на единицу услуги в сравнении с 
аналогичными   организациями,   структура   затрат   в   процентах:   
ремонтно-эксплуатационные     издержки,     издержки    управления,    
амортизация и другие)
    ***   Контроль  обоснованности  применения  мер  принуждения  к  
должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию 
по  жилищным  спорам), куда следует включать представителей органов 
местного самоуправления, работников территориальных государственных 
жилищных  инспекций,  служб  социальной  защиты, а также юристов. К 
компетенции  комиссии  могут  быть  отнесены:  проведение работы по 
выработке  и  реализации  мероприятий по погашению задолженности по 
оплате жилья и коммунальных услуг; формирование обменного жилищного 
фонда  для  переселения;  выявление  нанимателей,  дела  на которых 
передаются  в  суд,  и  организация  подачи  судебного  иска.  

 

Информация по документу
Читайте также