Расширенный поиск
Распоряжение администрации Воронежской области от 21.01.2004 № 74-рАдминистрация Воронежской области РАСПОРЯЖЕНИЕ от 21.01.2004 N 74-р Об утверждении концепции и задания на разработку комплексной программы "Реформирование жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2004-2010 гг." В целях создания единой идеологии по осуществлению реформы жилищно-коммунального комплекса Воронежской области в 2004-2010 годах, в соответствии с распоряжением администрации области от 02.12.2003г. N 2043-р: 1. Утвердить концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса (приложение 1). 2. Утвердить задание на разработку комплексной программы "Реформирование жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2004-2010 гг." (приложение 2). 3. Рекомендовать главам местного самоуправления (администраций) городов и районов области разработать программы реформирования ЖКК города, района с учетом основных положений областной концепции и задания. 4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Исполняющий обязанности главы администрации области С. Наумов Приложение 1 утверждено распоряжением администрации области от 21.01.2004 N 74-р КОНЦЕПЦИЯ реформирования жилищно-коммунального комплекса Воронежской области В настоящее время техническое состояние и неудовлетворительное финансовое положение ЖКК области свидетельствуют о наличии глубоких кризисных факторов и противоречий в функционировании этой важнейшей отрасли, оказывающей существенное влияние на качество жизни населения. Деятельность предприятий в этой сфере характеризуется высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкуренции, что вызывает возрастание степени износа основных фондов, приводит к значительным потерям ресурсов (энергии, воды и др.), увеличению стоимости услуг и сказывается на эффективности работы отрасли в целом. Нарекания со стороны населения на количество и качество поставляемых жилищно-коммунальных услуг во многом вызваны отсутствием возможности потребителей получать эти услуги в четко учитываемом количестве и определенного качества. В настоящее время оплата услуг ЖКХ производится не за объемы потребленных, а за объемы произведенных услуг, включая все непроизводительные потери производителей. Затраты на содержание отрасли занимают значительную долю консолидированного бюджета области. В 2002 году расходы консолидированного бюджета области на ЖКХ составили 2006,3 млн. рублей или 13,6% в общей сумме расходов, что соизмеримо с суммарными затратами бюджета по разделам "Сельское хозяйство", "Транспорт, связь и информатика", "Культура и искусство", "Социальная политика". За 9 месяцев 2003 года расходы консолидированного бюджета области на ЖКХ составили 1735,8 млн. рублей или 14,2% в общей сумме расходов, что соответствует сумме затрат бюджета по разделам "Сельское хозяйство", "Транспорт, связь и информатика", "Культура и искусство", "Социальная политика", "Предупреждение и ликвидация последствий ЧС". В последние годы неоднократно предпринимались попытки реформирования жилищно-коммунального хозяйства, однако все они были безуспешными. Одной из важнейших причин неудач являлась ошибочная система базовых концептуальных идей. Жилищно-коммунальное хозяйство рассматривалось как кризисная сфера деятельности, подлежащая оздоровлению. Исходная концептуальная установка преобразований в ЖКК ограничивала необходимость поиска за пределами этой сферы значительных финансовых ресурсов для ее поддержания в жизнеспособном состоянии. Производство коммунальных услуг и обеспечение ими населения рассматривалось в качестве исключительной прерогативы государства и муниципальных властей. Не вызвал позитивных изменений процесс разделения функций собственности, управления и эксплуатации объектов ЖКХ, так как функцию власти и функцию собственника выполнял орган государственной (муниципальной) власти; функцию управленца выполняло учрежденное этим органом государственное (муниципальное) предприятие, а функцию эксплуатационника - учрежденная или подконтрольная этому предприятию организация. Становится очевидным, что необходимо избрать путь комплексного реформирования отрасли, конечными целями которого являются: Обеспечение безопасного, устойчивого, качественного функционирования, воспроизводства и развития жилищно-коммунального комплекса Воронежской области; Обеспечение права потребителя коммунальных услуг получать их в том объеме и такого качества, которые сам потребитель считает для себя приемлемыми, и которые он в состоянии оплатить; Обеспечение набором жилищно-коммунальных услуг в объеме минимальных нормативов социально уязвимых категорий населения области; Создание условий для привлечения реальных инвесторов и перевода отрасли на самоокупаемость. Указанные цели могут быть достигнуты только через демонтаж сложившихся муниципальных систем ЖКК посредством полной приватизации отраслей ЖКК, с последующей частичной продажей на аукционе пакетов акций. При этом электрические, тепловые, водопроводные сети и сети водоотведения (канализации) остаются в собственности муниципалитетов и передаются инвесторам в долгосрочную аренду. Исполнительная власть оставляет за собой контрольную функцию по регулированию тарифов. Реформирование ЖКК должно происходить по следующим основным направлениям: 1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг. 2. Реформирование системы отношений в сфере обслуживания жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг. 3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса; техническая модернизация объектов ЖКХ. 4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Глубинный характер реформ, крупномасштабность задач, в решение которых должно быть вовлечено множество ведомств, управлений, включая федеральные структуры (БТИ, ГУЮ), непосредственно организации и учреждения ЖКК, а также организации жилищного самоуправления граждан, задействованы разнообразные рыночные институты и механизмы, необходимость одновременного рассмотрения и преобразования почти всех сфер ЖКК диктует целесообразность разработки и реализации комплексной программы реформирования ЖКК области на среднесрочный период. Учитывая многоаспектность и сложность проблем, а также жизнеобеспечивающую функцию отрасли, организацию разработки и реализации такой программы должна взять на себя государственная и муниципальная власть. 1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг. Конечными целями реформирования данного направления являются: - формирование и юридическое оформление объектов жилой недвижимости, как объектов управления, и регистрация прав собственности на них (в том числе создание кондоминиумов); - формирование полноправных субъектов рыночных отношений в сфере управления (товариществ собственников жилья (ТСЖ)*, жилищных кооперативов, иных объединений собственников). Будут созданы условия (организационно-нормативные) для объединения собственников многоквартирных домов, выбора ими способа управления, придания объединениям домовладельцев статуса юридического лица с расчетным счетом, на котором будут аккумулироваться средства жильцов, используемые в дальнейшем для реализации намеченных домовладельцами мероприятий по поддержанию в надлежащем состоянии инженерных сетей, объектов общего пользования (лестничные клетки, крышки, подвалы), а также придомовых территорий (благоустройство, ремонт и др.). Будет создан институт профессиональных управляющих недвижимостью, которые должны наниматься собственниками жилья на договорной основе и осуществлять взаимодействие с компаниями, работающими на рынке обслуживания жилья. Необходимо создать условия для установки приборов учета на каждый дом и квартиру, которые позволят каждой семье платить только за фактически потребленные услуги. 2. Реформирование системы отношений в сфере обслуживания жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Конечной целью реформирования данного направления является создание условий для появления множества конкурирующих между собой обслуживающих компаний. Реформирование должно идти по следующим направлениям: - формирование множества платежеспособных субъектов потребления жилищно-коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК и т.д.) даст импульс для создания равноправных субъектов рыночных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории области, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Существующие МУРЭПы должны быть преобразованы в ОАО со 100% муниципальным капиталом и выставлены на аукционную продажу; - совершенствование договорных отношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг; - создание механизма государственной поддержки привлечения долгосрочных кредитных ресурсов для капитального ремонта и текущего обустройства домовладений; - совершенствование механизма социальной поддержки населения через систему персонифицированных социальных счетов граждан; - законодательное закрепление права и ответственности потребителей жилищно-коммунальных услуг за соблюдение платежной дисциплины. 3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса и техническая модернизация объектов ЖКХ. Конечной целью реформирования является перевод отрасли на самоокупаемость посредством превращения МУП в ОАО со 100% муниципальной собственностью с дальнейшей частичной продажей пакетов акций и передачей на конкурсной основе производственных объектов в долгосрочную аренду реальному инвестору, способному: - провести техническое перевооружение физически изношенных и морально устаревших инженерных систем ЖКК области; - снизить показатели аварийности объектов и систем ЖКК; - снизить потери энергоресурсов; - разработать и внедрить ресурсосберегающие инновационные технологии в ЖКК области; - обеспечить качество поставляемых ресурсов. 4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Конечной целью данной подпрограммы является повышение качества жизни граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, путем предоставления благоустроенного жилья. Анализ показывает, что ветхое жилье в основном находится в историческом центре города и на прилегающих к нему территориях. Стоимость земли под ветхими строениями, как правило, перекрывает затраты на переселение граждан в благоустроенное жилье. Муниципальные власти с учетом градостроительного плана развития города должны превратить эти участки в инвестиционные площадки с указанием конкретного вида объекта, подготовленными и предварительно согласованными документами на разрешение строительства. Передача участков в долгосрочную аренду под строительство или их продажа должны осуществляться на конкурсной основе. Таким образом, бюджетные затраты на реализацию программы переселения граждан из конкретного аварийного здания должны определяться коллегиально с учетом использования земли под ветхим строением. Нормативное правовое обеспечение реформирования ЖКК области. Необходимым условием и гарантией эффективной реализации реформы ЖКК области является ее нормативное правовое обеспечение. Законодательство Российской Федерации предоставляет достаточные возможности органам власти субъектов Федерации и муниципалитетам для проведения в жизнь реальной реформы ЖКК. Государственная власть области и органы местного самоуправления должн ы на основании федерального законодательства сформировать систему нормативных правовых актов Воронежской области прямого действия, направленных на всестороннее и максимально детальное регулирование отношений в сфере ЖКК. Нормативное регулирование должно быть ориентировано, прежде всего, на отношения между: - с одной стороны, собственниками объектов недвижимости (домовладельцами), являющимися потребителями жилищно-коммунальных услуг; - с другой стороны, субъектами обслуживания и управления объектов недвижимости, а также субъектами производства жилищно-коммунальных услуг. Правовое обеспечение реформирования указанных отношений предполагает четкое установление: - правового режима каждого объекта недвижимости, прежде всего по форме собственности, в том числе установление особого правового режима объектов недвижимости, отдельные части которых принадлежат нескольким и более собственникам (кондоминиумов); - прав, обязанностей и ответственности собственников по управлению объектами недвижимости и корреспондирующих им прав, обязанностей и ответственности управляющих организаций. Необходимо предусмотреть меру ответственности за предоставление услуг, не соответствующих стандартам; - порядка деятельности, гарантий, прав, обязанностей и ответственности товариществ собственников жилья и других форм жилищного самоуправления, в том числе прав и гарантий по использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме, по привлечению кредитных ресурсов; - норм, правил и требований: - к деятельности профессиональных управляющих объектами недвижимости (организаций и физических лиц), их правами, обязанностями и ответственности; - к профессиональной деятельности по обслуживанию объектов недвижимости и субъектам этой деятельности (организациям и физическим лицам); - реальных прав и гарантий потребителей жилищно-коммунальных услуг, обеспеченных соответствующим механизмом их реализации; - правил предоставления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с их количеством и качеством; критерии и порядок определения качества жилищно-коммунальных услуг; - принципа абсолютной свободы при выборе жилищно-коммунальных услуг конкретным потребителем и оплаты исключительно того объема и того качества услуг, которые реально потреблялись; - особенностей деятельности естественных локальных монополий в ЖКК, прежде всего направленных на соблюдение прав и гарантий потребителей их услуг; - прав и гарантий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, порядке их переселения. Предполагается также разработать систему минимальных нормативов предоставления жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным категориям населения, на оплату которых будут предоставляться адресные компенсации. Таким образом, формирование нормативной правовой системы, всесторонне и полно регулирующей отношения в сфере обслуживания и управления объектами недвижимости, а также производства жилищно-коммунальных услуг, - это широкомасштабная и длительная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, требующая особого внимания и участия всех лиц, заинтересованных в эффективном реформировании ЖКК. _______________________________ *ТСЖ - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Приложение 2 утверждено распоряжением администрации области от 21.01.2004 N 74-р Задание на разработку комплексной программы "Реформирование жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2004-2010 гг." СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ Настоящее задание определяет основные цели и задачи разрабатываемой комплексной программы "Реформирование жилищно-коммунального комплекса области на 2003-2010 гг." (далее - программа), а также основные требования к структуре и содержанию программы, к составу материалов, разрабатываемых в рамках программы. Задание на разработку программы выполняется в соответствии с положениями доктрины развития Воронежской области и концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса области. Заказчик и разработчик программы - администрация Воронежской области. Соисполнители - органы государственной власти и местного самоуправления Воронежской области. Источник финансирования - областной бюджет. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Обеспечение стабильного функционирования жилищно-коммунального комплекса области, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, с одновременным предоставлением потребителю возможности потреблять услуги в количествах, соответствующих его платежеспособности. Создание эффективной системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в сфере потребления жилищно-коммунальных услуг. Поставленные цели достигаются через решение следующих задач: - формирование реальных экономических отношений между производителями, поставщиками и потребителями коммунальных услуг; - государственная поддержка создания реальных субъектов рыночных отношений, обеспечивающих договорные взаимодействия в процессе производства, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг; - нормативное закрепление прав, обязанностей, ответственности субъектов рыночных отношений в сфере управления жилищно-коммунальным комплексом; - передача предприятий коммунального комплекса и объектов инженерной инфраструктуры в долгосрочную аренду конкретным частным инвесторам, способным провести техническую модернизацию инженерной инфраструктуры, оптимизировать издержки и перевести отрасль на самоокупаемость. 3. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Комплексная программа реформирования ЖКК области должна состоять из комплексных программ реформирования ЖКК г.Воронежа и 32 районов области, которые, являясь самостоятельными программами, разработанными по единой методологии и в рамках единой областной концепции, в то же время отдельными разделами входят в соответствующие разделы областной программы. Раздел 3.1. Анализ существующего состояния ЖКК и системы отношений в нем В аналитическом докладе объемом 10-15 страниц определяются основные проблемы отрасли, характеризуются: - система отношений в отрасли; - общее состояние жилого фонда, отраслей ЖКК - теплоснабжения, водоснабжения и канализации, энергетики, инженерных сооружений и сетей; - существующая система платежей и распределения финансовых потоков; - схема поставки ресурсов и ответственных за поставку; - система расчетов; - система льгот, тарифов; - система развития самоуправления в жилищной сфере; - система государственного контроля и регулирования; - ресурсосбережение и т.д. Подобный анализ, только более конкретный с указанием состава жилищного фонда, количества объектов обслуживания и т.д. должен быть проведен по каждому району и крупному населенному пункту. Раздел 3.2. Основные направления реформы жилищно-коммунального комплекса области В концептуальном докладе объемом 5-7 страниц определяются основные приоритеты преобразований, исходя из специфики сложившейся в области ситуации и политики, в сфере, отнесенной к компетенции государственной и муниципальной власти области. Основные направления и мероприятия реформирования ЖКК области должны быть структурированы в следующие блоки: Блок 1. Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг. Блок 2. Реформирование системы отношений в сфере обслуживания жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Блок 3. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса и техническая модернизация объектов ЖКК. Блок 4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. При характеристике каждого блока необходимо раскрыть его цели и задачи. Каждый блок должен состоять из подпрограмм. Подпрограммы 1 блока: 1. Создание эффективной системы управления жилищным фондом. 2. Формирование и развитие системы самоуправления граждан в жилищной сфере. 3. Кадровое обеспечение управления жилищным фондом и его инфраструктурой. Подпрограммы 2 блока: 1. Формирование конкурентного рынка обслуживания жилья и предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории области. 2. Совершенствование системы возмещения затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства посредством развития методов определения издержек в отрасли, объема предоставляемых услуг. Подпрограммы 3 блока: 1. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса. 2. Модернизация объектов и систем ЖКХ области. 3. Внедрение ресурсосберегающих технологий в ЖКХ области. Подпрограммы 4 блока: 4. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Раздел 3.3. Нормативное правовое обеспечение программы Нормативное правовое обеспечение программы является одновременно: - важнейшей задачей; - одним из основных направлений; - первейшей составляющей механизма реализации программы. Целями формирования нормативной правовой системы являются: - обеспечение достижения целей и задач, реализации мероприятий, предусмотренных программой; - создание стабильных и эффективных условий функционирования ЖКК области на основе федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Воронежской области и местного самоуправления, с учетом местных особенностей и передового опыта зарубежных стран, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Формирование системы нормативных правовых актов, обеспечивающей реализацию мероприятий программы, должно осуществляться на первом этапе реформирования программы и сопровождать процесс реформирования и дальнейшего развития ЖКК области. Деятельность по нормативному правовому обеспечению программы включает в себя: 1) анализ действующей системы нормативных правовых актов, регулирующей отношения в сфере ЖКК области, в том числе по отдельным группам, реформируемым в рамках отдельных подпрограмм; 2) формирование ориентировочного перечня нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы, в рамках каждой подпрограммы (раздела) программы, и сводного перечня нормативных правовых актов в рамках программы в целом; 3) систематизация и упорядочение системы нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ЖКК; 4) разработка проектов новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ЖКК, на уровне области и органов местного самоуправления; 5) разработка проектов о внесении изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКК; 6) разработка предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКК. Таким образом, система нормативных правовых актов должна быть разработана: - на уровне Воронежской области как субъекта Российской Федерации в рамках установленных Конституцией Российской Федерации полномочий; - на уровне органов местного самоуправления области; - в порядке законодательной инициативы - на уровне Федерации. Система нормативных правовых актов формируется в рамках каждой подпрограммы (раздела) программы и входит составной частью в общий перечень нормативных правовых актов, разрабатываемых в рамках Программы. Особое место занимают нормативные правовые акты, утверждающие инструктивно-методические документы, типовые формы документов, рекомендации. Именно указанные документы имеют целью обеспечение реализации законов и учитывают (претворяют в жизнь) весь комплекс финансовых, кадровых, организационных, юридических и иных условий, которые создают всесторонний и эффективный механизм реализации разрабатываемых правовых норм. Формирование нормативной правовой системы, всесторонне и полно регулирующей отношения в сфере обслуживания и управления объектами недвижимости, а также производства жилищно-коммунальных услуг, - это широкомасштабная и длительная деятельность. Только новых нормативных правовых актов областного уровня потребуется разработать и принять более двух десятков. Так, блоки программы предполагают разработку следующих нормативных правовых актов*: Блок 1. "Реформирование системы отношений в сфере управления жилищным фондом и потребления коммунальных услуг": 1. О разграничении объектов недвижимости по формам собственности и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости. 2. О разграничении полномочий и ответственности собственников (уполномоченных ими лиц) объектов недвижимости, органов государственной власти и местного самоуправления. 3. Об особенностях управления объектами смешанной формы собственности. 4. О комплексной инвентаризации объектов ЖКК. 5. О комплексном обследовании технического состояния объектов недвижимости. 6. О системе учета и паспортизации объектов недвижимости. 7. О разграничении полномочий, ответственности и взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления в процессе регистрации права собственности на объекты недвижимости (кондоминиумы). 8. О порядке оформления земельных участков, входящих в состав кондоминиума. 9. О развитии жилищного самоуправления. 10. О правах товарищества собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме. 11. О типовых документах, оформляющих деятельность ТСЖ (Устав ТСЖ, договоры на обслуживание и содержание объектов недвижимости и т.д.). 12. О методических рекомендациях по управлению объектами недвижимости. 13. О кадровом обеспечении обслуживания и управления объектов недвижимости и их инфраструктурой. 14. Об организации обучения, профессиональной подготовки кадров для организаций, управляющих объектами недвижимости. 15. и т.д. Блок 2. "Формирование конкурентного рынка обслуживания жилья и предоставления жилищно-коммунальных услуг": 1. О привлечении инвестиций в ЖКК. 2. О типовых договорах на предоставление жилищно-коммунальных услуг. 3. Об организации конкурсного отбора управляющих компаний. 4. Об организации конкурсного отбора подрядных организаций по выполнению работ и оказанию услуг сфере обслуживания объектов недвижимости. 5. О правилах предоставления жилищно-коммунальных услуг. 6. О формировании экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. 7. О системе учета, регулирования и оплате потребляемых жилищно-коммунальных услуг. 8. О развитии системы страхования в жилищной сфере. 9. О государственном (областном) регулировании деятельности естественных локальных монополий в ЖКК. 10. О предоставлении финансирования льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Блок 3. "Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса и техническая модернизация объектов ЖКК": 1. О холодном и горячем водоснабжении и водоотведении. 2. О водопроводных - водоотводящих сетях общего пользования. 3. О теплоснабжении. 4. Об энергоснабжении. 5. О ресурсосбережении. 6. О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг. Блок 4. "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья": 1. О критериях отнесения жилого фонда к категории ветхого и аварийного. 2. О гарантиях гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье. 3. О порядке переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. 4. Об участии инвесторов в программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. 5. О порядке использования земельных участков, освобождаемых при сносе ветхого и аварийного жилья. Раздел 3.4. Ресурсное обеспечение программы. Раздел 3.5. Механизм управления реализацией программы. Раздел 3.6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы. 4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММ Подпрограммы 1 блока: 4.1. Создание эффективной системы управления жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой Цель подпрограммы: формирование действенной оперативной системы управления жилищным фондом, способствующей соблюдению прав и обязанностей собственников, нанимателей жилья, а также включение механизмов самоуправления и самофинансирования. Задачи подпрограммы: - разграничение полномочий органов местного самоуправления, собственников (уполномоченных лиц) жилья по управлению жилищным фондом; - определение функций собственника жилья и субъектов, управляющих жильем и коммунальной инфраструктурой; - создание и развитие профессиональной службы управления жильем и другими объектами недвижимости. Подпрограмма должна содержать: - упрощенную систему учета (паспортизации) домовладений - объектов управления, разработку компьютерной системы учета; - разработку системы управления муниципальными предприятиями на основе процедуры их классификации, механизма принятия решения о стратегии их дальнейшего развития в зависимости от результатов классификации; - инвентаризацию и энергоаудит объектов всех форм собственности ЖКК Воронежской области; - экспертизу проектов новых и реконструируемых объектов на предмет энергоресурсосбережения и их сопровождение в процессе строительства и эксплуатации. 4.2. Формирование и развитие системы самоуправления граждан в жилищной сфере Цель подпрограммы: Формирование и развитие системы самоуправления граждан в жилищной сфере. Задачи подпрограммы: - формирование системы нормативно-правовых актов, регулирующей процесс создания и деятельность организаций жилищного самоуправления и их объединений (товариществ собственников жилья (ТСЖ) и др.); - формирование организационно-управленческих условий создания и деятельности организаций жилищного самоуправления и их объединений, прежде всего ТСЖ; - проектирование и реализация механизма самофинансирования организаций жилищного самоуправления и их объединений (ТСЖ и др.) без участия или с минимальным участием бюджетов всех уровней; - нормативно-методическое обеспечение договорных отношений между организациями жилищного самоуправления (потребителями) и организациями ЖКХ (производителями жилищно-коммунальных услуг); - развитие профессионального управления в сфере жилищного самоуправления; - формирование нормативных и организационных основ защиты прав собственников жилья; - формирование ответственности собственников за сохранность жилья и экономию расходования ресурсов. Подпрограмма должна содержать: - комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере; - нормативно-методические документы по управлению объектами недвижимости, по созданию и деятельности ТСЖ и др.; - рекомендации по организации центров методической и юридической помощи по созданию и деятельности ТСЖ; - механизм предоставления ТСЖ ипотечных и долгосрочных кредитов на проведение ремонтов недвижимости, переданной в управление кондоминиума и т.д. 4.3. Кадровое обеспечение управления жилищным фондом и его инфраструктурой Цель подпрограммы: совершенствование кадрового обеспечения управления ЖКК для формирования и развития системы жилищного самоуправления на территории области, обеспечения и защиты прав собственников жилья. Задачи подпрограммы: - Разработка программы обучения должностных лиц для организаций ЖКК всех форм собственности, руководителей и сотрудников органов исполнительной власти, включающей вопросы: управления ЖКК; создания и функционирования жилищных объединений граждан и взаимодействия их с органами исполнительной власти и управления. - Формирование системы обучения кадров по управлению недвижимостью. - Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях ЖКК. - Внедрение конкурсной системы отбора руководителей (управляющих) домами, ТСЖ и др. - Разработка мероприятий по повышению престижности труда работников ЖКК (статус, оплата, конкурсы и др.). Подпрограмма должна содержать: - комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере; - систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров ЖКК; - предложения по внедрению конкурсной системы отбора руководителей ТСЖ, объединений, управляющих домами и др. - комплекс мероприятий по повышению статуса работников ЖК сектора (оплата, стаж, жилищно-коммунальные преференции и др.); - нормативные акты по закреплению статуса служащих ЖКК и т.д. Подпрограммы 2 блока: 4.4. Формирование конкурентного рынка обслуживания жилья и предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории области Цель подпрограммы: повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и снизить их стоимость через формирование в жилищно-коммунальном комплексе области реальной рыночной системы отношений посредством создания условий для появления множества конкурирующих между собой обслуживающих компаний. Задачи подпрограммы: - Демонополизация отрасли и развитие конкурентной среды в ЖКХ; - Формирование равноправных субъектов рыночных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории области, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; - Совершенствование договорных отношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг, минимизация количества посредников и издержек на посреднические услуги. Подпрограмма должна содержать: - комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере; - мероприятия по развитию конкуренции и обеспечению реального равноправия хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм в жилищно-коммунальной сфере; - эффективный механизм контроля за наличием и соблюдением условий договоров между производителями жилищно-коммунальных услуг и домовладельцами - потребителями услуг; надзора за состоянием государственного, муниципального и частного жилищных фондов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения; - типовые организационные, технические и методические документы (договоры, контракты, методики и т.д.). 4.5. Совершенствование системы содержания жилищно-коммунального хозяйства Цель подпрограммы: совершенствование механизмов финансирования отрасли, обеспечивающих ее безубыточное (прибыльное) функционирование при одновременном снижении стоимости и повышении качества услуг. Задачи подпрограммы: - Развитие методов определения экономически обоснованных затрат на содержание и обслуживание жилищного фонда и коммунальные услуги. - Формирование многоканальной системы финансирования ЖКК (привлечение кредитов, развитие коммерческой деятельности на придомовых территориях и др.). - Разработка механизмов привлечения ТСЖ долгосрочных кредитных ресурсов для капитального ремонта и текущего обустройства жилья. - Ужесточение платежной дисциплины. - Разработка механизмов государственной поддержки становления ТСЖ. Подпрограмма должна содержать: - комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере; - механизмы экономического обоснования затрат при формировании тарифов на услуги предприятий коммунального комплекса; - мероприятия по снижению затрат за счет внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета тепла, холодной и горячей воды, газа и других энергоресурсов; - механизмы заключения договоров между управляющей организацией (службой заказчика) и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги; согласования тарифов при отсутствии альтернативных конкурирующих организаций, а также при заключении договоров между службой заказчика и организациями - естественными монополистами**; - предложения по формированию финансово-кредитной системы с участием органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающей реальную поддержку программ развития объектов жилищно-коммунального хозяйства; - мероприятия по развитию системы страхования в ЖКК, включая конкурсный отбор компаний по страхованию муниципального жилищного фонда и других объектов; - предложения по упорядочению системы предоставления и финансирования льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, по поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в отрасли; - предложения по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан; - анализ и предложения по реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности организаций ЖКК; - эффективную систему мер по ужесточению платежной дисциплины за жилищно-коммунальные услуги***; - систему мониторинга тарифов коммунальных предприятий - локальных естественных монополистов всех форм собственности; - методику и программное обеспечение по проведению рейтинга предприятий и организаций, работающих в сфере ЖКК, с целью их предквалификационного отбора при формировании конкурсной системы выбора поставщиков товаров и услуг; - методику и нормативы для экономического обоснования затрат, включаемых в состав тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Подпрограммы 3 блока: 4.6. Реформирование системы отношений в производственных отраслях коммунального комплекса Цель подпрограммы: повышение эффективности функционирования комплекса посредством акционирования и передачи в долгосрочную аренду реальному инвестору производственных объектов ЖКК. Задачи подпрограммы: разработать комплекс мер по подготовке объектов ЖКК к акционированию и передаче в долгосрочную аренду. Подпрограмма должна содержать: - комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере; - положение об аудите; - мероприятия по оформлению права собственности; - порядок акционирования МУПов; - формы договорных документов, в частности - договоров долгосрочной аренды; - перечень необходимых законодательных актов. Необходимо составить конкретный перечень объектов, систем, предлагаемых для акционирования и передачи в долгосрочную аренду, в разрезе 32 районов и г.Воронежа. 4.7. Модернизация объектов и систем ЖКХ области Цель подпрограммы: обеспечение устойчивости функционирования отраслей ЖКК за счет повышения КПД ресурсопроизводящих мощностей, снижения непроизводительных затрат, увеличения сроков эксплуатации инженерных сетей. Задачи подпрограммы: - проведение технического перевооружения физически изношенных и морально устаревших инженерных коммуникаций ЖКХ области; - снижение показателей аварийности объектов и систем ЖКХ; - экологизация отрасли ЖКХ; - сокращение расходов бюджетов всех уровней на оплату жилищно-коммунальных услуг (прежде всего, отопления, водоснабжения, электроснабжения) за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоресурсов, адресного предоставления дотаций. Должен быть приведен перечень инвестиционных мероприятий, направленных на развитие материальной базы отрасли, составленный на основании конкретных бизнес-планов и технических проектов. При реализации подпрограммы 3 блока модернизацией переданных в аренду объектов занимается арендатор. 4.8. Внедрение ресурсосберегающих технологий в ЖКХ области Цель подпрограммы: экономия ресурсов (топлива, воды, тепловой и электрической энергии и т.д.). Задачи подпрограммы: - разработка и внедрение ресурсосберегающих процессов в ЖКХ области с целью повышения результативности работы комплекса; - сокращение расходов бюджетов всех уровней на оплату жилищно-коммунальных услуг (прежде всего отопления, водоснабжения, электроснабжения) за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоресурсов. Подпрограмма должна включать конкретные бизнес-планы по внедрению энергосберегающих технологий, приборов учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов. При реализации подпрограммы 3 блока внедрением ресурсосберегающих технологий занимается арендатор. Подпрограммы 4 блока: 4.9. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья Цель и задачи подпрограммы: повышение качества жизни граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, путем предоставления благоустроенного жилья. Подпрограмма должна содержать: - комплексный анализ положения дел в исследуемой сфере; - критерии отнесения жилого фонда к категории аварийного и ветхого; - порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилья; - порядок участия инвесторов в программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья; - порядок использования земельных участков, освобождаемых при сносе ветхого и аварийного жилья и т.д. 5. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКК В рамках программы рекомендуется провести эксперимент по применению экономической модели реформирования ЖКХ области в форме пилотного проекта, имеющего сферой действия территорию 2-3 районов области, или иные объекты, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством (например, отдельные ТСЖ на территории городов области). Проведение эксперимента должно быть регламентировано отдельным разделом программы. В разделе программы о проведении эксперимента необходимо определить: 1. Критерии отбора объектов проведения эксперимента (районов области, ТСЖ и т.д.). Рекомендации по отбору районов-кандидатов и других объектов для включения в пилотный проект. Условия участия в проведении эксперимента. 2. Срок и порядок отбора и утверждения перечня субъектов, участвующих в проведении эксперимента. 3. Необходимые мероприятия по организации и проведению эксперимента. При этом следует учесть: - эксперимент должен носить комплексный характер, то есть создавать всестороннюю модель рыночного функционирования ЖКК в отдельных районах, или модель функционирования отдельных объектов в сфере ЖКК; - должна быть сформирована четкая и эффективная система мер поддержки органов государственной власти и местного самоуправления субъектов, участвующих в эксперименте. 4. Систему контроля за проведением эксперимента. Порядок, формы и сроки представления отчетной информации о ходе и результатах эксперимента. 5. Систему информирования заинтересованных лиц, в том числе населения, о проводимом эксперименте и его результатах. _______________________________ * Здесь представлен в качестве примера неполный перечень нормативных правовых актов, сформированный по содержанию регулируемых отношений. Форма и содержание, полная система актов будет уточнена (разработана) непосредственно разработчиками программы с учетом компетенции органов публичной власти и необходимости регулирования тех или иных отношений. ** Тарифы согласовываются на основе анализа соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу хозяйствующих субъектов (численность работающих в процентах к численности населения, затраты на единицу услуги в сравнении с аналогичными организациями, структура затрат в процентах: ремонтно-эксплуатационные издержки, издержки управления, амортизация и другие) *** Контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников территориальных государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии могут быть отнесены: проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг; формирование обменного жилищного фонда для переселения; выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|