Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1877
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2019 г. № 1877
МОСКВА
О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Правила осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок; Правила выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов; требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины; перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины; изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. 2. Министерству транспорта Российской Федерации обеспечить с использованием единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности создание и эксплуатацию системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, и ее взаимодействие с информационными системами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной таможенной службы при реализации настоящего постановления. 3. Определить Министерство транспорта Российской Федерации органом, осуществляющим функции по сертификации систем сбора, обработки, передачи и хранения информации, включающих средства идентификации (пломбы), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, в порядке, установленном Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности". 4. Информационное взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной таможенной службы с организациями, уполномоченными Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять деятельность по наложению (снятию) электронных навигационных пломб (далее - операторы пломбирования), при реализации настоящего постановления осуществляется: до 1 октября 2020 г. - без использования единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации; с 1 октября 2020 г. - с использованием единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности. 5. Министерству транспорта Российской Федерации утвердить: в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления: порядок информационного взаимодействия, указанный в абзаце втором пункта 4 настоящего постановления; требования к операторам пломбирования и порядок определения операторов пломбирования; требования к функциональным свойствам систем сбора, обработки, передачи и хранения информации, включающих средства идентификации (пломбы), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, используемых операторами пломбирования, а также к структуре, составу и формату такой информации; в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления порядок формирования и ведения баз данных об автомобильных и железнодорожных перевозках, указанных в подпункте "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации", об их сборе, обработке, о передаче и хранении в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления доступа к таким сведениям федеральных органов исполнительной власти. 6. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
ПРАВИЛА
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины (далее соответственно - товары, автомобильные и железнодорожные перевозки), а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении автомобильных и железнодорожных перевозок (далее - электронные навигационные пломбы). 2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: "автомобильный перевозчик" - российский перевозчик и иностранный перевозчик в значении, определенном Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"; "железнодорожный перевозчик" - перевозчик в значении, определенном Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; "оператор пломбирования" - организация, имеющая информационно-техническую инфраструктуру, осуществляющую сбор, обработку, передачу и хранение информации, получаемой от электронных навигационных пломб, являющихся неотъемлемой частью такой инфраструктуры, и уполномоченная Министерством транспорта Российской Федерации на осуществление деятельности по наложению (снятию) и применению электронных навигационных пломб. 3. Автомобильные и железнодорожные перевозки осуществляются при условии наложения на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств автомобильного транспорта и железнодорожного подвижного состава (далее - транспортные средства), их помещения, емкости, контейнеры и иные места, в которых находятся товары (далее - объекты пломбирования), электронных навигационных пломб. Оплата услуг оператора пломбирования по наложению (снятию) электронных навигационных пломб и последующему обеспечению их применения при автомобильных и железнодорожных перевозках осуществляется за счет одного из участников перевозки - грузоотправителя, грузополучателя, автомобильного или железнодорожного перевозчика. Сведения об автомобильной и железнодорожной перевозке, содержащиеся в информационной системе оператора пломбирования, могут быть предоставлены заинтересованным лицам - грузоотправителю, автомобильному или железнодорожному перевозчику, грузополучателю, экспедитору и собственнику транспортного средства, участвующим в такой перевозке. Перечень таких сведений определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной таможенной службой. 4. Автомобильные перевозки не допускаются в различных модификациях бортовых или самосвальных кузовов, кузовов-платформ, а также в иных типах грузовых кузовов, платформ, емкостей и иных мест, наложение электронных навигационных пломб на объекты пломбирования которых не обеспечивает исключения доступа к находящимся в них товарам без нарушения целостности электронной навигационной пломбы или объекта пломбирования. Железнодорожные перевозки не допускаются в различных модификациях полувагонов, платформ, цистерн, а также в иных типах железнодорожного подвижного состава, наложение электронных навигационных пломб на объекты пломбирования которых не обеспечивает исключения доступа к находящимся в них товарам без нарушения целостности электронной навигационной пломбы или объекта пломбирования. 5. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, а также их вывоз с территории Российской Федерации осуществляется через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарные и передвижные контрольные пункты и расположенные на железнодорожных станциях контрольные пункты, включенные в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (далее соответственно - пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарные и передвижные контрольные пункты, расположенные на железнодорожных станциях контрольные пункты). 6. При осуществлении автомобильных перевозок водитель транспортного средства, въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан проинформировать о необходимости применения электронных навигационных пломб: а) должностных лиц таможенного органа в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; б) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарных и передвижных контрольных пунктах. 7. При въезде железнодорожного подвижного состава на территорию Российской Федерации должностное лицо железнодорожного перевозчика обязано проинформировать о необходимости применения электронных навигационных пломб: а) должностных лиц таможенного органа в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; б) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктах. 8. При осуществлении автомобильной перевозки автомобильный перевозчик обязан обеспечить передачу оператору пломбирования, сведения о котором содержатся в перечне, публикуемом Министерством транспорта Российской Федерации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем за 2 часа до въезда в автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или стационарный и передвижной контрольный пункт следующей информации об этой автомобильной перевозке для ее последующей передачи в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (далее - единая информационная система): а) наименование автомобильного перевозчика; б) тип, государство регистрации и регистрационный знак транспортного средства, прицепа или полуприцепа, с которыми осуществляется автомобильная перевозка; в) адрес электронной почты и номер телефона водителя транспортного средства; г) коды перевозимых товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в формате не менее чем 10 знаков; д) страна происхождения перевозимых товаров; е) страна отправления перевозимых товаров; ж) страна назначения перевозимых товаров; з) планируемая дата въезда на территорию Российской Федерации; и) планируемая дата выезда с территории Российской Федерации; к) автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при въезде на территорию Российской Федерации; л) автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при выезде с территории Российской Федерации; м) количество необходимых электронных навигационных пломб. 9. Оператор пломбирования в течение одного часа с момента получения информации, указанной в пункте 8 настоящих Правил, посредством информационной системы оператора пломбирования обязан обеспечить информирование автомобильного перевозчика о получении такой информации. 10. При осуществлении железнодорожной перевозки железнодорожный перевозчик обязан обеспечить передачу оператору пломбирования, сведения о котором содержатся в перечне, публикуемом Министерством транспорта Российской Федерации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем за 2 часа до въезда в железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенный на железнодорожной станции контрольный пункт следующей информации об этой железнодорожной перевозке для ее последующей передачи в единую информационную систему: а) наименование железнодорожного перевозчика; б) номер единицы железнодорожного подвижного состава (при наличии); в) адрес электронной почты и номер телефона должностного лица железнодорожного перевозчика; г) коды перевозимых товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в формате не менее чем 10 знаков; д) страна происхождения перевозимых товаров; е) страна отправления перевозимых товаров; ж) страна назначения перевозимых товаров; з) планируемая дата въезда на территорию Российской Федерации; и) планируемая дата выезда с территории Российской Федерации; к) железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенный на железнодорожной станции контрольный пункт при въезде на территорию Российской Федерации; л) железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенный на железнодорожной станции контрольный пункт при выезде с территории Российской Федерации; м) количество необходимых электронных навигационных пломб, соответствующее количеству мест, специально предусмотренных для установки запорно-пломбировочных устройств. 11. Оператор пломбирования в течение одного часа с момента получения информации, указанной в пункте 10 настоящих Правил, посредством информационной системы оператора пломбирования обязан обеспечить информирование железнодорожного перевозчика о получении такой информации. 12. Осуществление автомобильной и железнодорожной перевозки без передачи информации в полном объеме в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 10 настоящих Правил, об автомобильной или железнодорожной перевозке не допускается. 13. Наложению подлежат электронные навигационные пломбы, соответствующие требованиям к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации". 14. Решение о применении электронных навигационных пломб принимается после проверки сведений, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной, счете-фактуре (инвойсе), сертификате (сертификатах) происхождения товара (товаров), транзитной декларации (при наличии), ветеринарного сертификата (сертификатов) (при наличии), фитосанитарного сертификата (сертификатов) (при наличии), представляемых автомобильным или железнодорожным перевозчиком в качестве документального подтверждения информации о необходимости применения электронных навигационных пломб, заявляемой в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящих Правил: должностным лицом таможенного органа в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарных и передвижных контрольных пунктах и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктах. Решение о применении электронных навигационных пломб принимается: в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах времени, определенного для осуществления процедур таможенного контроля; в стационарных и передвижных контрольных пунктах в течение 30 минут после представления водителем транспортного средства должностному лицу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта. 15. Наложение электронной навигационной пломбы осуществляется должностным лицом оператора пломбирования в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктах, а также расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктах в присутствии должностных лиц таможенного органа или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Проверка наложения электронной навигационной пломбы осуществляется должностными лицами таможенных органов или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Время наложения одной электронной навигационной пломбы должностным лицом оператора пломбирования при осуществлении автомобильных перевозок не должно превышать 5 минут с момента принятия соответствующего решения должностным лицом таможенного органа или должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Время наложения электронных навигационных пломб на одну единицу железнодорожного подвижного состава не должно превышать 20 минут. Наложение электронных навигационных пломб необходимо осуществлять в пределах времени, отведенного на осуществление государственного контроля таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенном на железнодорожной станции контрольном пункте. 16. При возникновении у таможенных органов необходимости проведения контроля перевозимых товаров в пути их следования снятие ранее наложенной электронной навигационной пломбы и ее повторное наложение осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием предоставляемых оператором пломбирования специализированных мобильных устройств, обеспечивающих фиксацию фактов санкционированного совершения таких операций в информационной системе оператора пломбирования. При этом оператор пломбирования обеспечивает техническую возможность совершения таких операций должностными лицами таможенных органов. Указанные специализированные мобильные устройства оборудуются контроллером беспроводной связи стандарта IЕЕЕ 802.15 и (или) стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-2-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Карты идентификационные. Карты на интегральных схемах бесконтактные. Карты близкого действия. Часть 2. Радиочастотный энергетический и сигнальный интерфейс", обеспечивающим двусторонний обмен данными с электронной навигационной пломбой, а также должны иметь возможность установки специализированных мобильных приложений других операторов пломбирования для осуществления снятия и повторного наложения электронных навигационных пломб. 17. Наложение (снятие) электронной навигационной пломбы производится без повреждения ранее установленных на объектах пломбирования пломб и печатей, а также иных запорно-пломбировочных устройств и обеспечивает возможность прочтения уникального серийного номера, нанесенного на корпус электронного блока электронной навигационной пломбы. 18. В случае отсутствия доступа к запорным приспособлениям дверей и систем закрывания объектов пломбирования, размещаемых на железнодорожных платформах и расположенных дверями друг к другу, место наложения электронной навигационной пломбы определяется: а) должностным лицом таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации; б) должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в расположенном на железнодорожной станции контрольном пункте. 19. Автомобильный и железнодорожный перевозчики обязаны предоставить возможность установки электронной навигационной пломбы на объекты пломбирования. 20. Перед активацией электронной навигационной пломбы оператором пломбирования формируется следующая информация для ее передачи в единую информационную систему: а) наименование автомобильного или железнодорожного перевозчика, которому оператор пломбирования осуществляет наложение электронных навигационных пломб; б) государственный регистрационный номер транспортного средства (номер единицы железнодорожного подвижного состава), на объекты пломбирования которого будут наложены электронные навигационные пломбы; в) регистрационный номер таможенной декларации (транзитной декларации для товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо декларации на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза); г) номер международной товарно-транспортной накладной и дата ее составления; д) регистрационный номер учетного талона (при автомобильных перевозках); е) планируемая длительность автомобильной или железнодорожной перевозки по территории Российской Федерации; ж) наименование пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, через которые осуществлен въезд на территорию Российской Федерации и будет осуществлен выезд с территории Российской Федерации; з) номер телефона водителя транспортного средства или должностного лица железнодорожного перевозчика. 21. Активация электронной навигационной пломбы осуществляется оператором пломбирования в информационной системе оператора пломбирования: а) при осуществлении автомобильных перевозок: после получения решения должностного лица таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации об активации электронной навигационной пломбы; после получения решения должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарном и передвижном контрольном пункте об активации электронной навигационной пломбы; б) при осуществлении железнодорожных перевозок: после получения решения должностного лица таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации об активации электронной навигационной пломбы; после получения решения должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в расположенном на железнодорожной станции контрольном пункте об активации электронной навигационной пломбы. 22. При активации электронной навигационной пломбы в информационную систему оператора пломбирования для передачи в единую информационную систему в дополнение к информации, формируемой в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил, вносится следующая информация: а) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица таможенного органа или должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по решению которых осуществлена активация электронной навигационной пломбы; б) уникальный серийный номер электронной навигационной пломбы; в) дата и время активации электронной навигационной пломбы. 23. Деактивация электронной навигационной пломбы осуществляется оператором пломбирования в информационной системе оператора пломбирования: а) при осуществлении автомобильных перевозок: после получения решения должностного лица таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации о деактивации электронной навигационной пломбы; после получения решения должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарном и передвижном контрольном пункте о деактивации электронной навигационной пломбы; б) при осуществлении железнодорожных перевозок: после получения решения должностного лица таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации о деактивации электронной навигационной пломбы; после получения решения должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в расположенном на железнодорожной станции контрольном пункте о деактивации электронной навигационной пломбы. 24. Деактивация электронной навигационной пломбы осуществляется с фиксацией в информационной системе оператора пломбирования и последующей передачей в единую информационную систему следующей информации: а) дата и время деактивации электронной навигационной пломбы; б) наименование пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарного и передвижного контрольного пункта или расположенного на железнодорожной станции контрольного пункта, в котором была деактивирована электронная навигационная пломба; в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица таможенного органа или должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по решению которых осуществлена деактивация электронной навигационной пломбы; г) информация о сдаче учетного талона водителем транспортного средства, осуществляющего автомобильную перевозку. 25. Снятие электронной навигационной пломбы осуществляется должностным лицом оператора пломбирования. 26. В случае выявления при осуществлении контроля за применением электронной навигационной пломбы нарушения целостности или несанкционированного вскрытия электронной навигационной пломбы должностные лица таможенных органов и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принимают меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 27. В случае несоблюдения одного из требований, установленных пунктами 3 - 19 настоящих Правил, автомобильные и железнодорожные перевозчики обязаны обеспечить незамедлительный обратный вывоз товаров с территории Российской Федерации. 28. Информация о применении электронных навигационных пломб в отношении автомобильных и железнодорожных перевозок хранится в единой информационной системе не менее 3 лет с даты деактивации электронной навигационной пломбы. 29. Взаимодействие таможенных органов или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с оператором пломбирования при реализации настоящих Правил осуществляется в соответствии с разработанным и утвержденным ими регламентом взаимодействия.
____________
УТВЕРЖДЕНЫ
ПРАВИЛА
1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов (далее - автомобильные перевозки). 2. Водитель транспортного средства, осуществляющий автомобильную перевозку, обязан получить учетный талон при въезде на территорию Российской Федерации в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации либо в стационарном или передвижном контрольном пункте, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (далее соответственно - пункт пропуска через государственную границу, стационарный или передвижной контрольный пункт). 3. Учетный талон выдается: а) должностным лицом таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу; б) должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарном или передвижном контрольном пункте. 4. Выдача учетного талона осуществляется после наложения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее - электронные навигационные пломбы), в соответствии с Правилами осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации". 5. Учетный талон выдается по форме согласно приложению к настоящим Правилам. Учетный талон заверяется личной подписью и номерной печатью должностного лица таможенного органа или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 6. Учетный талон сдается водителем транспортного средства при выезде с территории Российской Федерации: а) должностному лицу таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу; б) должностному лицу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарном и передвижном контрольном пункте. 7. В случае выявления должностным лицом таможенного органа в пути следования транспортного средства, а также в пункте пропуска через государственную границу или должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в стационарном или передвижном контрольном пункте при осуществлении ими контроля за применением электронной навигационной пломбы нарушения требований порядка наложения (снятия) и применения электронных навигационных пломб, предусмотренного Правилами, указанными в пункте 4 настоящих Правил, в учетный талон вносится отметка о недействительности учетного талона, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность указанного должностного лица, а такая перевозка приравнивается к перевозке без учетного талона.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
(форма)
УЧЕТНЫЙ ТАЛОН № ___________
______________________ *Указывается регистрационный номер таможенной декларации для товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо декларации на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза.
____________
УТВЕРЖДЕНЫ
ТРЕБОВАНИЯ
1. Средства идентификации (пломбы), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащие применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины (далее соответственно - товары, электронные навигационные пломбы), накладываются на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств автомобильного транспорта и железнодорожного подвижного состава, их помещения, емкости и иные места, в которых находятся товары, для обеспечения фиксации факта доступа к товарам и последующей передачи такой информации в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности посредством системы контроля, предусматривающей применение электронных навигационных пломб (далее - единая информационная система). 2. Электронная навигационная пломба представляет собой техническое устройство, которое должно содержать: а) электронный блок многоразового применения (далее - электронный блок), включающий: контрольный модуль, определяющий состояние целостности или вскрытия электронной навигационной пломбы; коммуникационный модуль, включающий модем сотовой связи стандарта GSM 900/1800, UMTS, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации в области связи в сетях подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM/GPRS, а также контроллер беспроводной связи стандарта IЕЕЕ 802.15 и (или) стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-2-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Карты идентификационные. Карты на интегральных схемах бесконтактные. Карты близкого действия. Часть 2. Радиочастотный энергетический и сигнальный интерфейс" (далее - стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-2-2014) и антенну (антенны); навигационный модуль, включающий приемник сигналов и антенну (антенны), обеспечивающий прием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другими действующими глобальными навигационными спутниковыми системами; внутреннюю энергонезависимую память; автономный элемент питания; средства криптографической защиты информации; акселерометр; корпус электронного блока, выполненный из металла или полимерных материалов; б) многоразовый элемент пломбирования. 3. Электронный блок обеспечивает идентификацию электронных навигационных пломб, регистрацию, хранение и передачу по сетям подвижной радиотелефонной связи в информационную систему организации, уполномоченной Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять деятельность по наложению (снятию) и применению электронных навигационных пломб (далее - информационная система оператора пломбирования), следующей информации: а) серийный номер и уникальный идентификатор модема сотовой связи стандарта GSM 900/1800, UMTS (IMEI); б) состояние электронной навигационной пломбы ("не наложена", "наложена", "вскрыта", "вскрыт корпус электронного блока"); в) географические координаты электронной навигационной пломбы (долгота, широта); г) скорость и направление движения электронной навигационной пломбы; д) дата и время в формате UTC; е) уровень заряда аккумулятора; ж) наличие и (или) отсутствие сигнала связи; з) ускорение по направлениям 3 осей электронного блока (продольной, поперечной и вертикальной). 4. Электронный блок обеспечивает прием по сетям подвижной радиотелефонной связи и по сетям беспроводной связи стандарта IЕЕЕ 802.15 и (или) стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-2-2014 от информационной системы оператора пломбирования следующей информации об электронной навигационной пломбе: команды управления; параметры программной конфигурации; запросы и ответы о выполненных командах управления и примененных параметрах программной конфигурации, а также сведения о техническом состоянии; информация в электронном виде (транзитная декларация, транспортные накладные, книжка международных дорожных перевозок, учетный талон, счет-инвойс, счет-фактура, упаковочный лист, фитосанитарный сертификат страны отправителя, ветеринарный сертификат страны отправителя, акт таможенного досмотра и акт таможенного осмотра, а также снимки инспекционно-досмотрового комплекса). Электронный блок электронной навигационной пломбы использует для передачи информации по сетям связи протоколы, совместимые с протоколом транспортного уровня и протоколом передачи мониторинговой информации, определенными в приложениях А и Б к межгосударственному стандарту ГОСТ 33472-2015 "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N. Общие технические требования". 5. Электронный блок должен обеспечивать передачу в специализированное мобильное устройство по сетям беспроводной связи стандарта IЕЕЕ 802.15 и (или) стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-2-2014 следующей информации: а) серийный номер и уникальный идентификатор модема сотовой связи стандарта GSM 900/1800, UMTS (IMEI); б) состояние электронной навигационной пломбы ("не наложена", "наложена", "вскрыта", "вскрыт корпус электронного блока"); в) уровень заряда аккумулятора; г) сообщения для идентификации специализированными мобильными устройствами или средствами маркировки (метками). 6. Электронный блок должен обеспечивать достоверность и некорректируемость информации, указанной в пунктах 3 - 5 настоящего документа, с использованием средств криптографической защиты информации. Электронный блок должен обеспечивать визуальное отображение информации о состоянии электронной навигационной пломбы ("активирована", "несанкционированное вскрытие", "неисправна", "деактивирована", "низкий уровень заряда батареи", "отсутствие связи с информационной системой оператора пломбирования") на всем пути следования транспортного средства. 7. Электронная навигационная пломба должна обеспечивать передачу информации в информационную систему оператора пломбирования не реже чем 1 раз в 2 часа, а при несанкционированном вскрытии или нарушении работоспособности и целостности - немедленно. При отсутствии возможности передачи информации по сетям подвижной радиотелефонной связи информация, сохраненная во внутренней энергонезависимой памяти электронной навигационной пломбы, должна быть передана автоматически при появлении возможности передачи по сетям подвижной радиотелефонной связи. 8. Используемые в электронной навигационной пломбе средства криптографической защиты информации должны соответствовать требованиям, устанавливаемым Федеральной службой безопасности Российской Федерации. 9. Корпус электронной навигационной пломбы должен предусматривать степень защиты IP67 согласно требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)" и иметь магнитное основание. 10. Доверительные границы допускаемой погрешности синхронизации внутренней шкалы времени электронной навигационной пломбы с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC (SU) должны быть обеспечены в пределах не более ± 1 с. Доверительные границы допускаемой погрешности (по уровню вероятности 0,95) определения координат при работе по сигналам технологии ГЛОНАСС (при геометрическом факторе не более 3) не должны превышать ± 15 м при скорости движения до 40 м/с. 11. Встроенный в электронный блок электронной навигационной пломбы акселерометр должен обеспечивать определение значений ускорения по направлениям 3 осей электронного блока (продольной, поперечной, вертикальной) с задаваемой чувствительностью (± 2g, ± 4g, ± 8g). 12. Навигационный модуль электронной навигационной пломбы должен обеспечивать выполнение первого навигационного определения с заданной точностью в течение: а) не более 60 с - для холодного старта; б) не более 5 с - для горячего старта. 13. Автономный элемент питания должен обеспечивать работоспособность электронной навигационной пломбы на всем пути следования транспортного средства автомобильного транспорта или железнодорожного подвижного состава. 14. Рабочий диапазон температур окружающей среды, в которых должна работать электронная навигационная пломба, должен находиться в пределах от минус 40 градусов Цельсия до плюс 70 градусов Цельсия. В случае выхода температуры окружающей среды за пределы рабочего диапазона температур окружающей среды запорный механизм многоразового элемента пломбирования электронной навигационной пломбы должен сохранять замкнутое состояние. 15. Электронная навигационная пломба должна иметь уникальный серийный номер, информация о котором должна содержаться во внутренней энергонезависимой памяти, и быть нанесена на корпус электронного блока. Идентификация электронной навигационной пломбы должна осуществляться путем передачи от электронного блока в информационную систему оператора пломбирования уникального серийного номера и уникального идентификатора электронной навигационной пломбы через модем сотовой связи стандарта GSM 900/1800, UMTS (IMEI). Электронная навигационная пломба должна обеспечивать аутентификацию и проверку подлинности специализированных мобильных устройств или средств маркировки (меток), работающих с электронной навигационной пломбой по сетям беспроводной связи стандарта IЕЕЕ 802.15 и (или) стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443, а также команд, поступающих от информационной системы оператора пломбирования. 16. Общий объем энергонезависимой памяти электронной навигационной пломбы для хранения служебной информации (запись трека движения электронной навигационной пломбы, запись состояний целостности многоразового элемента пломбирования и корпуса, внутреннего программного обеспечения) должен составлять не менее 64 Мб и содержать модуль обязательного резервирования объемом 64 Мб. 17. Электронная навигационная пломба на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств автомобильного транспорта и железнодорожного подвижного состава, помещения, емкости и иные места, в которых находятся товары, должна налагаться (сниматься) вручную, без применения вспомогательных инструментов. 18. Многоразовый элемент пломбирования должен быть полностью отделяемым от электронного блока для обеспечения возможности использования с многоразовым элементом пломбирования разной длины. Диаметр многоразового элемента пломбирования не должен превышать 8 мм. 19. По уровню механической защиты электронная навигационная пломба должна иметь код 3 в соответствии с пунктом 4.4 ГОСТ 31282-2004 "Устройства пломбировочные. Классификация". 20. Электронная навигационная пломба должна быть произведена на территории Российской Федерации.
____________
УТВЕРЖДЕН
ПЕРЕЧЕНЬ
I. Автомобильные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации
Российско-финляндский участок государственной границы
1. Брусничное 2. Торфяновка
Российско-эстонский участок государственной границы
3. Ивангород
Российско-латвийский участок государственной границы
4. Бурачки 5. Убылинка Российско-украинский участок государственной границы
6. Крупец 7. Троебортное 8. Суджа 9. Нехотеевка 10. Новые Юрковичи
Российско-монгольский участок государственной границы
11. Кяхта
Российско-азербайджанский участок государственной границы
12. Яраг-Казмаляр
Российско-грузинский участок государственной границы
13. Верхний Ларс
II. Железнодорожные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации
Российско-финляндский участок государственной границы
14. Бусловская
Российско-эстонский участок государственной границы
15. Печоры-Псковские
Российско-латвийский участок государственной границы
16. Себеж
Российско-украинский участок государственной границы
17. Белгород Российско-китайский участок государственной границы
18. Забайкальск (зона таможенного контроля, расположенная на железнодорожной станции Забайкальск)
III. Стационарные и передвижные контрольные пункты
Российско-белорусский участок государственной границы
19. Красное (456 км автомобильной дороги М-1 "Беларусь") 20. Рудня (448 км автомобильной дороги Р-120 Орел - Брянск - Смоленск - граница с Республикой Белоруссия) 21. Красный Камень (220 км автомобильной дороги А-240 Брянск - Новозыбков - граница с Республикой Белоруссия)
Российско-казахстанский участок государственной границы
22. Маштаково (194 км автомобильной дороги А-300 Самара - Большая Черниговка - граница с Республикой Казахстан, автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска "Маштаково") 23. Бугристое (147 км автомобильной дороги А-310 Челябинск - Троицк - граница с Республикой Казахстан, автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска "Бугристое") 24. Петухово (464 км автомобильной дороги Р-254 "Иртыш", автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска "Петухово") 25. Веселоярск (337 км автомобильной дороги А-322 Барнаул - Рубцовск - граница с Республикой Казахстан, автомобильный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска "Веселоярск")
IV. Контрольные пункты, расположенные на железнодорожных станциях
Российско-белорусский участок государственной границы
26. Смоленск-Сортировочный
Российско-казахстанский участок государственной границы
27. Озинки 28. Орск 29. Илецк-1 30. Карталы
____________
УТВЕРЖДЕНЫ
ИЗМЕНЕНИЯ,
1. В Положении о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст. 5521; 2012, № 5, ст. 601; 2013, № 48, ст. 6275; 2015; № 47, ст. 6589; 2017, № 1, ст. 209): а) пункт 9 дополнить подпунктом "к1" следующего содержания: "к1) выдачу учетного талона водителю транспортного средства, осуществляющему транзитную международную автомобильную перевозку через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разрешается при наличии у водителя этого транспортного средства учетного талона, при въезде этого транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также получение от водителя учетного талона при выезде указанного транспортного средства с территории Российской Федерации (для пунктов пропуска, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации");"; б) пункт 101 изложить в следующей редакции: "101. При проведении государственного контроля в контрольных пунктах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации", должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляют выдачу учетного талона водителю транспортного средства, осуществляющему транзитную международную автомобильную перевозку через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разрешается при наличии у водителя этого транспортного средства учетного талона, при въезде этого транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также получение от водителя учетного талона при выезде указанного транспортного средства с территории Российской Федерации."; в) дополнить пунктом 102 следующего содержания: "102. По результатам проведения государственного контроля должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта передают должностным лицам таможенных органов сведения о перевозчиках, водителях и транспортных средствах, на которых совершено нарушение порядка осуществления международных автомобильных перевозок.". 2. Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 907-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3097; 2010, № 45, ст. 5901; 2012, № 16, ст. 1890; № 50, ст. 7086; 2018, № 8, ст. 1228; № 51, ст. 8041; 2019, № 30, ст. 4404): а) раздел I дополнить пунктом 171 следующего содержания: "171. Деятельность, связанная с применением средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС."; б) раздел II дополнить пунктом 341 следующего содержания: "341. Деятельность, связанная с применением средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.". 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420 и от 24 июня 2019 г. № 293" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 32, ст. 4543; 2015, № 26, ст. 3913; № 33, ст. 4856; № 52, ст. 7620; 2016, № 28, ст. 4733; 2017, № 28, ст. 4164; 2018, № 31, ст. 4996; № 49, ст. 7622; 2019, № 26, ст. 3457) дополнить пунктом 11 следующего содержания: "11. Запрет, указанный в пункте 1 настоящего постановления, не распространяется на ввозимые сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие при осуществлении их транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны с соблюдением условий, установленных пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".". 4. Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1716-83 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 1, ст. 12) изложить в следующей редакции: "4. Запрет, указанный в пункте 1 настоящего постановления, не распространяется на товары, ввозимые при осуществлении их транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны с соблюдением условий, установленных пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации".".
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2016 г. № 1 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 января 2016 г. № 1 "О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 2, ст. 408). 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 147 "Об утверждении требований к средствам идентификации (пломбам), в том числе функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 10, ст. 1418). 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 276 "О порядке осуществления контроля за международными транзитными автомобильными и железнодорожными перевозками грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 15, ст. 2106). 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. № 388 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2016 г. № 1" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 19, ст. 2709). 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2016 г. № 732 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 32, ст. 5112). 6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 1412-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 29, ст. 4510). 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2018 г. № 2325-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 45, ст. 6957). 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 675-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст. 1979).
____________
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|