Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2018 № 585

 



                               УКАЗ

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


           Об утверждении Основ государственной политики
     в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
            Российской Федерации на период до 2025 года
                     и дальнейшую перспективу

     В  целях  реализации  государственной   политики   в   области
обеспечения  ядерной   и   радиационной   безопасности   Российской
Федерации п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить прилагаемые  Основы  государственной  политики  в
области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  Российской
Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
     2. Правительству Российской Федерации:
     а) обеспечить  реализацию  Основ  государственной  политики  в
области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  Российской
Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;
     б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по  реализации
Основ государственной политики  в  области  обеспечения  ядерной  и
радиационной  безопасности  Российской  Федерации  на   период   до
2025 года и дальнейшую перспективу.
     3. Признать утратившими силу Основы государственной политики в
области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  Российской
Федерации  на  период  до   2025 года,   утвержденные   Президентом
Российской Федерации 1 марта 2012 г. № Пр-539.
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                         В.Путин

     Москва, Кремль
     13 октября 2018 года
     № 585
     ____________________


                                                УТВЕРЖДЕНЫ
                                             Указом Президента
                                           Российской Федерации
                                        от 13 октября 2018 г. № 585


                              ОСНОВЫ
      государственной политики в области обеспечения ядерной
         и радиационной безопасности Российской Федерации
          на период до 2025 года и дальнейшую перспективу

                        I. Общие положения

     1. Настоящими Основами  определяются  цели,  задачи,  основные
направления и инструменты  реализации  государственной  политики  в
области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  Российской
Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
     2. Государственная политика в области  обеспечения  ядерной  и
радиационной    безопасности    Российской    Федерации    (далее -
государственная  политика   в   области   обеспечения   ядерной   и
радиационной   безопасности)   представляет   собой    совокупность
скоординированных  и  объединенных  общим  замыслом   политических,
экономических,   инженерно-технических,    социальных,    правовых,
информационных и иных мер в области использования атомной энергии в
мирных и  оборонных  целях,  принимаемых  органами  государственной
власти  Российской  Федерации,  органами   государственной   власти
субъектов Российской Федерации, органами  местного  самоуправления,
Государственной   корпорацией   по   атомной   энергии    "Росатом"
(Госкорпорация  "Росатом"),   организациями   и   направленных   на
обеспечение  национальных  интересов,   реализацию   стратегических
национальных  приоритетов  Российской  Федерации,  защиту  жизни  и
здоровья граждан,  собственности,  а  также  на  охрану  окружающей
среды.
     3. Настоящие  Основы   являются   документом   стратегического
планирования  в  области  обеспечения   национальной   безопасности
Российской Федерации.
     4. Нормативно-правовую   базу   настоящих   Основ   составляют
Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской
Федерации, федеральные законы  и  иные  нормативные  правовые  акты
Российской Федерации в области обеспечения ядерной  и  радиационной
безопасности.
     5. Ядерная  и  радиационная  безопасность  является  одной  из
важнейших   составляющих   национальной   безопасности   Российской
Федерации.

     II. Оценка состояния ядерной и радиационной безопасности,
        основные проблемы и тенденции в области обеспечения
     ядерной и радиационной безопасности и возможные сценарии
                         развития ситуации

     6. В   Российской   Федерации   обеспечивается    ядерная    и
радиационная безопасность:
     а) объектов использования атомной энергии в мирных целях;
     б) объектов использования атомной энергии в оборонных целях, в
том  числе  ядерного  оружия  и  ядерных  энергетических  установок
военного назначения (далее - объекты использования атомной  энергии
в оборонных целях);
     в) объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных
целях, которые созданы до  установления  современных  требований  к
обеспечению  ядерной  и  радиационной  безопасности,  в  том  числе
объектов,  эксплуатация  которых  по   функциональному   назначению
прекращена и которые находятся на стадиях вывода  из  эксплуатации,
захоронения, утилизации (далее - объекты ядерного наследия);
     г) материалов    с    повышенным     содержанием     природных
радионуклидов, образовавшихся  при  осуществлении  не  связанных  с
использованием атомной  энергии  видов  деятельности  по  добыче  и
переработке  минерального  и  органического  сырья   с   повышенным
содержанием природных радионуклидов (далее - материалы с повышенным
содержанием природных радионуклидов).
     7. Для оценки состояния ядерной  и  радиационной  безопасности
используются показатели, предусмотренные  федеральными  законами  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  а  также
государственными и федеральными целевыми программами.
     8. Основными  проблемами  в  области  обеспечения  ядерной   и
радиационной безопасности являются:
     а) наличие объектов ядерного  наследия,  в  отношении  которых
требуется принятие дополнительных мер по завершению  их  жизненного
цикла и (или) реабилитации, в том числе  перевод  этих  объектов  в
ядерно  и   радиационно   безопасное   состояние   и   реабилитация
радиоактивно   загрязненных   участков   территорий,   на   которых
расположены эти объекты;
     б) накопление отработавшего ядерного топлива  и  радиоактивных
отходов;
     в) воздействие    радиационных    факторов    на    работников
организаций,   осуществляющих   деятельность,   не   связанную    с
использованием атомной энергии, в том числе на работников  нефтяной
и  газовой  промышленности,   топливно-энергетического   комплекса,
горнодобывающей  промышленности,   строительства,   космической   и
авиационной промышленности, медицины;
     г) увеличение   среднего   возраста   работников   (персонала)
организаций, осуществляющих деятельность  в  области  использования
атомной энергии, незначительный рост числа молодых  специалистов  в
этих  организациях  и,  как  следствие,  нарушение  преемственности
поколений,   потеря   работниками   (персоналом)   квалификационных
навыков, снижение кадрового потенциала этих организаций;
     д) недостаточное   правовое    регулирование    внедрения    в
промышленное производство, использования в науке и  здравоохранении
устройств, генерирующих импульсные ионизирующие  излучения  высоких
энергий;
     е) потенциальная возможность возникновения как  на  территории
страны, так и за ее пределами радиационных аварий и катастроф;
     ж) появление в  мире  новых  технологий,  которые  могут  быть
применены для совершения несанкционированных действий (в том  числе
террористических актов) в отношении объектов использования  атомной
энергии в мирных и оборонных  целях,  объектов  ядерного  наследия,
материалов с  повышенным  содержанием  природных  радионуклидов,  а
также для незаконного изготовления компонентов  ядерного  оружия  и
устройств;
     з) угроза  совершения  террористических  актов   в   отношении
объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных  целях,
объектов  ядерного  наследия,  а  также  террористических  актов  с
применением ядерных материалов и радиоактивных веществ,  материалов
с  повышенным  содержанием  природных  радионуклидов  и  устройств,
генерирующих  ионизирующее  излучение,  в  том   числе   в   период
проведения массовых мероприятий;
     и) риски  наступления  трансграничных  негативных  последствий
радиационных аварий и катастроф, а также испытаний ядерного  оружия
на территориях иностранных государств;
     к) сохранение    угроз    незаконного    перемещения     через
государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ,
изделий из них, ядерных  материалов,  радиоактивных  отходов  и  их
незаконного оборота на территории Российской Федерации;
     л) наличие в  Российской  Федерации  значительных  по  площади
территорий (леса, сельскохозяйственные угодья), которые подверглись
радиоактивному  загрязнению  в  результате  радиационных  аварий  и
катастроф,   вследствие   чего   на   них   действуют   ограничения
хозяйственной  деятельности  и  сохраняется   риск   радиоактивного
облучения  населения  и   (или)   их   дальнейшего   радиоактивного
загрязнения;
     м) наличие в Российской Федерации групп населения с повышенным
и высоким уровнями радиоактивного облучения вследствие  воздействия
природных радионуклидов.
     9. Тенденции в  области  обеспечения  ядерной  и  радиационной
безопасности обусловлены следующими факторами:
     а) возрастание роли атомной энергетики и ядерных технологий  в
обеспечении устойчивого развития Российской Федерации и  реализации
ее национальных интересов;
     б) создание более совершенных и безопасных ядерных технологий,
установок и оборудования, повышение  устойчивости  проектируемых  и
эксплуатируемых объектов использования атомной энергии в  мирных  и
оборонных целях к чрезвычайным ситуациям природного и  техногенного
характера;
     в) увеличение количества материалов с  повышенным  содержанием
природных   радионуклидов,   а   также   устройств,    генерирующих
ионизирующее излучение;
     г) повышение  национальных  и   международных   требований   к
обеспечению ядерной и радиационной безопасности и охраны окружающей
среды;
     д) формирование экологически ориентированной  модели  развития
экономики государства и  усиление  государственного  экологического
надзора за осуществлением хозяйственной деятельности;
     е) развитие   внешнеэкономической   деятельности    Российской
Федерации в области использования  атомной  энергии,  в  том  числе
увеличение  объема  обязательств  по   предоставлению   иностранным
государствам   услуг   в   этой   области,   включая    переработку
отработавшего ядерного топлива;
     ж) необходимость  принятия  в  ближайшие  десятилетия  мер  по
предупреждению распространения радиоактивных веществ за пределы зон
радиоактивного загрязнения;
     з) возрастание  роли  общественности  в  принятии  решений   в
области использования атомной энергии,  в  том  числе  по  вопросам
обращения  с  отработавшим  ядерным   топливом   и   радиоактивными
отходами.
     10. В случае неэффективной реализации государственной политики
в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  ситуация
в  данной  области  может  развиваться  по  негативным   сценариям:
снижение уровня ядерной и радиационной безопасности, увеличение  на
территории Российской Федерации  количества  ядерно  и  радиационно
опасных  объектов,  повышение  риска   возникновения   чрезвычайных
ситуаций, связанных с деятельностью в области использования атомной
энергии.

        III. Цели, задачи и основные направления реализации
          государственной политики в области обеспечения
                ядерной и радиационной безопасности

     11. Целями  государственной  политики  в  области  обеспечения
ядерной и радиационной безопасности являются:
     а) обеспечение  в  соответствии  с  законодательными  и  иными
нормативными правовыми  актами  Российской  Федерации  безопасности
объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных  целях,
объектов ядерного наследия,  материалов  с  повышенным  содержанием
природных радионуклидов;
     б) поддержание  в  соответствии  с  принципами   нормирования,
обоснования  и  оптимизации  на  возможно   низком   уровне   риска
радиационного воздействия  на  работников  (персонал)  организаций,
осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной  энергии
в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного   наследия,   и
организаций,  использующих  при  осуществлении  своей  деятельности
материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов;
     в) поэтапный вывод из эксплуатации, захоронение  и  утилизация
объектов ядерного наследия;
     г) обеспечение соответствующей современным требованиям  защиты
населения и окружающей среды от радиационного воздействия;
     д) сохранение  приоритета  и  поддержание  на  высоком  уровне
ядерной и радиационной безопасности объектов использования  атомной
энергии в мирных и  оборонных  целях,  объектов  ядерного  наследия
путем    совершенствования    мер    государственного    управления
использованием атомной  энергии  и  государственного  регулирования
безопасности при использовании атомной энергии  с  учетом  развития
науки, техники и производства;
     е) повышение  ответственности   за   обеспечение   ядерной   и
радиационной  безопасности   федеральных   органов   исполнительной
власти, осуществляющих  государственное  управление  использованием
атомной энергии и государственное  регулирование  безопасности  при
использовании    атомной    энергии,    Госкорпорации    "Росатом",
организаций,  осуществляющих  эксплуатацию  объектов  использования
атомной энергии в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного
наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей
деятельности   материалы   с   повышенным   содержанием   природных
радионуклидов;
     ж) предотвращение в Российской Федерации радиационных аварий и
катастроф или локализация и минимизация их последствий;
     з) минимизация радиационных рисков  для  населения  Российской
Федерации, возникающих вследствие радиационных аварий и  катастроф,
испытаний ядерного оружия на территориях иностранных государств;
     и) уменьшение опасного воздействия  радиационных  факторов  на
население,  проживающее  на  территориях   с   повышенным   уровнем
естественного радиационного фона.
     12. Задачами в  области  обеспечения  ядерной  и  радиационной
безопасности являются:
     а) защита  в  соответствии  с  принципом   приемлемого   риска
работников  (персонала)  организаций,  осуществляющих  эксплуатацию
объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных  целях,
организаций,  использующих  при  осуществлении  своей  деятельности
материалы  с  повышенным   содержанием   природных   радионуклидов,
населения и окружающей среды от радиационного воздействия, снижение
риска отдаленных последствий техногенного  радиационного  облучения
для  здоровья  человека,  поддержание  на  возможно  низком  уровне
индивидуальных  доз  облучения   и   числа   облучаемых   лиц   при
использовании любого источника ионизирующего излучения;
     б) обеспечение в соответствии с федеральными законами и  иными
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации   безопасной
эксплуатации объектов использования  атомной  энергии  в  мирных  и
оборонных  целях,  объектов   ядерного   наследия,   предотвращение
радиационных  аварий  и  катастроф  на   указанных   объектах   или
локализация и минимизация их последствий, снижение или  недопущение
увеличения выбросов и сбросов радиоактивных  веществ  в  окружающую
среду;
     в) предотвращение    неконтролируемого    распространения    и
несанкционированного использования радиоактивных  веществ,  изделий
из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;
     г) совершенствование     государственного     управления     и
государственного регулирования безопасности в области использования
атомной энергии;
     д) совершенствование    системы    отбора,    профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения  квалификации,  аттестации  и
допуска к работе работников (персонала) организаций, осуществляющих
деятельность в области использования атомной энергии;
     е) совершенствование    механизмов    оценки     радиационного
воздействия на природные и природно-антропогенные объекты;
     ж) обеспечение  вывода  из  эксплуатации   объектов   ядерного
наследия,    переработка    отработавшего     ядерного     топлива,
кондиционирование   и   захоронение   радиоактивных    отходов    и
реабилитация   радиоактивно   загрязненных   участков    территории
Российской Федерации;
     з) осуществление    эффективной    информационной    поддержки
обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
     и) поддержание   постоянной   готовности   сил   и    средств,
предназначенных для ликвидации последствий  радиационных  аварий  и
катастроф;
     к) развитие территориальных и  отраслевых  систем  мониторинга
радиационной обстановки;
     л) обеспечение качественного проектирования, конструирования и
изготовления объектов использования  атомной  энергии  в  мирных  и
оборонных целях;
     м) обеспечение безопасности  при  обращении  с  радиоактивными
веществами и изделиями из них, ядерными материалами, радиоактивными
отходами,  отработавшим  ядерным  топливом,  в  том  числе  при  их
транспортировании (перевозке);
     н) обеспечение  физической   защиты   объектов   использования
атомной энергии в мирных и оборонных целях;
     о) предупреждение  и  пресечение  террористических   актов   и
несанкционированных действий  в  отношении  объектов  использования
атомной энергии в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного
наследия, а также  террористических  актов  с  применением  ядерных
материалов,  радиоактивных   веществ,   материалов   с   повышенным
содержанием природных радионуклидов;
     п) усиление мер, направленных на предупреждение  и  пресечение
незаконного перемещения через  государственную  границу  Российской
Федерации  радиоактивных   веществ,   изделий   из   них,   ядерных
материалов, радиоактивных  отходов  и  их  незаконного  оборота  на
территории Российской Федерации.
     13. Основными   направлениями    реализации    государственной
политики в области обеспечения ядерной и радиационной  безопасности
являются:
     а) обеспечение защиты от радиационного воздействия  работников
(персонала)  организаций,  осуществляющих   эксплуатацию   объектов
использования атомной энергии в мирных и оборонных целях,  объектов
ядерного  наследия,  организаций,  использующих  при  осуществлении
своей деятельности материалы  с  повышенным  содержанием  природных
радионуклидов, а также населения и окружающей среды, в том числе:
     модернизация       и       развитие       технических        и
информационно-аналитических систем обеспечения  контроля  (надзора)
за ядерной и радиационной безопасностью  в  соответствии  с  научно
обоснованными критериями и с использованием современных технологий;
     повышение эффективности мониторинга радиационной обстановки на
объектах использования атомной энергии в мирных и оборонных  целях,
объектах ядерного наследия и прилегающих к ним территориях;
     проведение   в   рамках    системы    социально-гигиенического
мониторинга радиационного контроля  окружающей  среды  и  состояния
здоровья населения в районах  расположения  объектов  использования
атомной энергии в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного
наследия, а также организаций, использующих при осуществлении своей
деятельности   материалы   с   повышенным   содержанием   природных
радионуклидов;
     поддержание   на   необходимом   уровне   готовности   системы
медицинского  обеспечения   работников   (персонала)   организаций,
осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной  энергии
в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного   наследия,   к
проведению       комплекса        лечебно-профилактических        и
санитарно-противоэпидемических  (профилактических)  мероприятий   в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
     совершенствование  государственного  контроля   (надзора)   за
воздействием   на   здоровье    человека    природных    источников
ионизирующего  излучения,  в  том  числе  радона  и  продуктов  его
распада,  в  жилых  домах,  детских  учреждениях,  общественных   и
производственных зданиях;
     создание системы государственного учета и контроля  устройств,
генерирующих ионизирующее излучение;
     разработка   и   применение   средств   и    методов    оценки
индивидуальных   доз   облучения   и   радиационных   рисков    при
использовании  радиационных  технологий  медицинского   назначения,
ядерной медицины и  радиофармацевтики,  а  также  при  визуализации
человека с использованием ионизирующего излучения;
     подготовка  в  соответствии  с   международными   требованиями
стандартов   безопасности   в   области   радиационных   технологий
медицинского назначения, ядерной медицины  и  радиофармацевтики,  а
также нормативных документов, регламентирующих вопросы радиационной
безопасности при осуществлении медицинской деятельности;
     установление  научно  обоснованных  пределов   доз   облучения
работников  (персонала)  организаций,  осуществляющих  эксплуатацию
объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных  целях,
объектов   ядерного   наследия,   организаций,   использующих   при
осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием
природных радионуклидов, и населения, которые могут  быть  получены
при воздействии импульсных ионизирующих излучений высоких энергий;
     оптимизация с учетом  требований  международных  стандартов  и
рекомендаций  системы  индивидуального  дозиметрического   контроля
работников  (персонала)  организаций,  осуществляющих  эксплуатацию
объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных  целях,
объектов  ядерного  наследия  и   организаций,   использующих   при
осуществлении своей деятельности материалы с повышенным содержанием
природных радионуклидов;
     ведение    медико-дозиметрического     регистра     работников
(персонала)  организаций,  осуществляющих  деятельность  в  области
использования  атомной   энергии,   в   целях   определения   групп
потенциального радиационного риска;
     обеспечение           функционирования           Национального
радиационно-эпидемиологического регистра  и  совершенствование  его
информационно-аналитических систем для оценки текущих и  отдаленных
радиологических последствий для граждан,  подвергшихся  воздействию
радиации;
     развитие   отечественного    производства    и    модернизация
диагностического  оборудования,   средств   устранения   (снижения)
медицинских последствий радиационного облучения человека;
     производство  высокоэффективных  лекарственных  препаратов   и
медицинских   изделий   для   фармакологической   защиты   здоровья
населения,  работников  (персонала)   организаций,   осуществляющих
эксплуатацию объектов использования  атомной  энергии  в  мирных  и
оборонных целях, организаций, использующих при осуществлении  своей
деятельности   материалы   с   повышенным   содержанием   природных
радионуклидов;
     совершенствование системы медицинского обеспечения  работников
(персонала)  организаций,  осуществляющих   эксплуатацию   объектов
использования атомной энергии в мирных и оборонных целях,  а  также
модернизация лабораторий психофизиологического обеспечения;
     проведение широкомасштабных исследований  уровня  облучения  и
состояния здоровья пациентов и медицинского  персонала  в  условиях
массового  использования  новых  методов  лучевой   диагностики   и
терапии, в том числе методов, применяемых в ядерной медицине;
     ускоренное  развитие  научно-методических  основ   дозиметрии,
метрологического  обеспечения,   стандартизации,   сертификации   и
качества  измерений,  разработка   средств   измерения   импульсных
ионизирующих излучений высоких энергий и космических излучений;
     б) поддержание  на  возможно  низком  уровне   доз   облучения
населения,  проживающего  на  радиоактивно  загрязненных   участках
территории  Российской  Федерации,  и  населения,   подвергающегося
воздействию радиационных  факторов  за  счет  природных  источников
излучения, в том числе радона и продуктов его распада;
     в) совершенствование  нормативно-правовой   базы   в   области
обеспечения  ядерной  и  радиационной  безопасности,  в  том  числе
критериев, принципов, системы нормирования и основных требований  к
обеспечению ядерной и радиационной безопасности с учетом стандартов
и рекомендаций международных организаций  в  области  использования
атомной энергии;
     г) совершенствование      государственного       регулирования
безопасности   при   использовании   атомной   энергии   с   учетом
современного уровня развития науки, техники и производства,  в  том
числе:
     разграничение полномочий и  функций  органов  государственного
регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
     осуществление    лицензионных    и     надзорных     процедур,
пропорциональных  потенциальной  опасности  объектов  использования
атомной энергии в мирных и оборонных целях, устройств, генерирующих
ионизирующее  излучение,  а  также  видов  деятельности  в  области
использования      атомной      энергии      путем       применения
риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и
сертификации системы менеджмента качества;
     д) развитие международного сотрудничества в области ядерной  и
радиационной безопасности, в том числе:
     организация   оперативного   международного    информационного
взаимодействия Российской Федерации  с государствами  - участниками
международных  договоров   в   области   ядерной   и   радиационной
безопасности, а  также  обмена  с  такими  государствами  передовым
опытом в данной области;
     организация    сотрудничества    Российской    Федерации     с
государствами -  участниками  международных  договоров  в   области
ядерной   и   радиационной   безопасности   в   целях    содействия
предоставлению или получению помощи в  случае  радиационной  аварии
или катастрофы;
     оказание содействия  государствам -  заказчикам  строительства
объектов атомной  энергетики  по  российским  проектам  в  развитии
национальных инфраструктур этих  государств  в  области  ядерной  и
радиационной безопасности;
     совершенствование  мер  обеспечения  аварийной  готовности   и
реагирования в случае радиационных аварий и катастроф, в том  числе
системы  подготовки  кадров  в  области  управления   в   кризисных
ситуациях на региональном и международном уровнях;
     е) организация      устойчивого      и      скоординированного
функционирования  систем,  обеспечивающих  ядерную  и  радиационную
безопасность, и связанных с ними систем обеспечения безопасности;
     ж) осуществление комплекса мер по усилению контроля  (надзора)
на государственной границе Российской Федерации и в территориальных
водах Российской Федерации в целях пресечения незаконного ввоза  на
территорию Российской Федерации и незаконного вывоза  с  территории
Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных
материалов и радиоактивных отходов, включая:
     контроль за физическими лицами, пересекающими  государственную
границу  Российской  Федерации  на  российском  участке  таможенной
границы Евразийского экономического союза, - в пределах  охраняемой
зоны пунктов  пропуска  через  государственную  границу  Российской
Федерации, расположенных на российском участке  таможенной  границы
Евразийского экономического союза, или в международных  аэропортах,
морских (речных) портах, открытых для международных  сообщений,  на
приграничных железнодорожных станциях;
     контроль за товарами, транспортными средствами, международными
почтовыми  отправлениями,   перемещаемыми   через   государственную
границу  Российской  Федерации  на  российском  участке  таможенной
границы Евразийского экономического союза, - в пределах  охраняемой
зоны пунктов  пропуска  через  государственную  границу  Российской
Федерации, расположенных на российском участке  таможенной  границы
Евразийского экономического союза, или в международных  аэропортах,
в морских (речных) портах, открытых для международных сообщений, на
приграничных  железнодорожных  станциях,   а   также   на   складах
временного  хранения,  таможенных  складах,  в  зонах   таможенного
контроля и особых экономических зонах;
     модернизацию  технических  средств  радиационного  контроля  и
обнаружения  ядерных  материалов,   ядерных   установок,   развитие
технологий такого контроля и использование этих технических средств
на  пунктах  пропуска  через  государственную  границу   Российской
Федерации, в  том  числе  в  международных  аэропортах,  в  морских
(речных)  портах,  открытых   для   международных   сообщений,   на
приграничных  железнодорожных  станциях,   а   также   на   складах
временного  хранения,  таможенных  складах,  в  зонах   таможенного
контроля и особых экономических зонах, и  обеспечение  оперативного
обмена данной информацией с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти;
     з) осуществление комплекса мер по решению вопросов,  связанных
с объектами ядерного наследия, в том числе:
     определение объектов ядерного наследия и их учет;
     обеспечение  научно-технической  поддержки  решения   вопросов
обеспечения безопасности объектов ядерного наследия;
     формирование   и   совершенствование   системы   обращения   с
отработавшим  ядерным  топливом,  единой  государственной   системы
обращения  с  радиоактивными  отходами,  системы   учета   объектов
ядерного наследия;
     продолжение комплексной утилизации атомных подводных  лодок  и
реабилитации территорий бывших береговых баз атомного флота;
     реабилитация   компонентов   природной   среды,   загрязненных
радионуклидами   в   результате   производственной    деятельности,
радиационных аварий и катастроф;
     и) интеграция  знаний  для  разработки   научно   обоснованных
методов  комплексной  оценки  состояния  ядерной   и   радиационной
безопасности,      включая      совершенствование       методологии
расчетно-экспериментальных  работ  по  обоснованию  и   обеспечению
долговременной безопасности объектов использования атомной энергии,
в том числе  пунктов  глубинного  и  приповерхностного  захоронения
радиоактивных отходов;
     к) развитие  научно-производственного  потенциала  в   области
использования  атомной  энергии  и  его  поддержание   на   уровне,
обеспечивающем  минимизацию  рисков   при   использовании   ядерных
технологий, в том числе разработка и применение:
     инновационных   методов,   средств    комплексного    анализа,
прогнозирования  и  оценки   состояния   ядерной   и   радиационной
безопасности, выявления рисков в этой области и управления ими;
     мобильных  комплексов   для   обеспечения   безопасности   при
проведении работ в зонах чрезвычайных ситуаций и контроля за такими
работами, а также  для  дистанционного  контроля  за  территориями,
подвергшимися радиоактивному загрязнению;
     беспроводных  систем  и  комплексов  информационного   обмена,
обеспечивающих необходимый уровень защиты информации и  применяемых
при транспортировании (перевозке) радиоактивных веществ, изделий из
них и ядерных  материалов  в  целях  оперативного  реагирования  на
чрезвычайные ситуации  радиационного  характера  и  минимизации  их
последствий;
     программно-технических средств моделирования и прогнозирования
последствий  чрезвычайных  ситуаций   радиационного   характера   и
аппаратно-измерительных  комплексов  радиационного  мониторинга   в
штатном режиме и режиме чрезвычайных ситуаций;
     современных высокоэффективных и многофункциональных комплексов
и средств пожаротушения, а также робототехнических средств;
     систем мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля в
сфере радиационной защиты населения;
     контрольно-измерительных  приборов  для  измерения  содержания
радона и продуктов его распада в  жилых  помещениях  с  применением
интегральных методов;
     перспективных   установок,    оборудования,    технологических
процессов с повышенным уровнем безопасности, современных технологий
безопасного ведения работ  в  области  обращения  с  радиоактивными
веществами, изделиями из них, ядерными материалами,  радиоактивными
отходами, включая их транспортирование (перевозку);
     систем научно-технической поддержки принятия решений  о  мерах
защиты  населения  и  территорий  при  возникновении   чрезвычайных
ситуаций радиационного  характера,  включая  создание,  развитие  и
обеспечение  функционирования  отраслевых  ситуационно-кризисных  и
научно-методических центров ядерной и радиационной безопасности;
     л) развитие    культуры    безопасности    в     организациях,
осуществляющих эксплуатацию объектов использования атомной  энергии
в мирных и оборонных целях;
     м) следование  принципу  импортозамещения  при   осуществлении
деятельности в области использования атомной энергии;
     н) совершенствование  систем  и  средств   физической   защиты
ядерных  установок,  радиационных  источников,   пунктов   хранения
ядерных материалов  и  радиоактивных  веществ,  систем  их  охраны,
включая непрерывное наблюдение за работоспособностью  и  состоянием
здоровья    операторов    таких    систем,    разработка    типовых
тактико-технических требований к ним;
     о) усиление   антитеррористической    защищенности    объектов
использования атомной энергии в мирных и оборонных целях,  объектов
ядерного наследия, устройств, генерирующих ионизирующее излучение;
     п) кадровое обеспечение всех видов деятельности,  связанной  с
обеспечением безопасности объектов использования атомной энергии  в
мирных   и   оборонных   целях,   объектов    ядерного    наследия,
осуществлением  контроля  (надзора)  за  обеспечением   ядерной   и
радиационной  безопасности,   включая   совершенствование   системы
отбора,  профессиональной  подготовки,  переподготовки,   повышения
квалификации, аттестации и допуска к работе работников  (персонала)
организаций,  осуществляющих  эксплуатацию  объектов  использования
атомной энергии в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного
наследия,   и   применение   современных   психофизиологических   и
медицинских методов  определения  психофизиологического  статуса  и
состояния здоровья таких работников (персонала);
     р) повышение эффективности  экспертизы  (оценки)  безопасности
объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных  целях,
объектов  ядерного  наследия  и  видов   деятельности   в   области
использования   атомной    энергии,    совершенствование    системы
нормирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ в  окружающую
среду;
     с) недопущение проведения структурных, организационных и  иных
мероприятий, которые могут понизить достигнутый уровень  ядерной  и
радиационной безопасности,  в  федеральных  органах  исполнительной
власти, осуществляющих  государственное  управление  использованием
атомной энергии и государственное  регулирование  безопасности  при
использовании   атомной   энергии,   Госкорпорации   "Росатом",   в
организациях, осуществляющих  эксплуатацию  объектов  использования
атомной энергии в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного
наследия;
     т) обеспечение  с  соблюдением   законодательства   Российской
Федерации  о  государственной  и  иной  охраняемой  законом   тайне
доступности и открытости информации для общественных организаций  и
населения  о   радиационной   обстановке,   состоянии   ядерной   и
радиационной безопасности;
     у) совершенствование  информационного  обеспечения  в  области
анализа и  прогнозирования  радиационной  обстановки  (совокупности
показателей состояния окружающей среды на конкретной  территории  в
определенное  время,  характеризующих  естественный  и   техногенно
измененный радиационный фон, радиоактивное загрязнение атмосферного
воздуха, поверхностных и подземных вод, а также почвы на территории
Российской Федерации), в том числе:
     расширение наблюдательной сети за  радиоактивным  загрязнением
окружающей среды, включая инструменты сбора,  обработки  и  анализа
информации;
     совершенствование   инструментов    моделирования    процессов
распространения радионуклидов в окружающей среде;
     развитие систем оповещения населения при  возникновении  угроз
ядерной и радиационной безопасности;
     интеграция отраслевых и  ведомственных  систем  наблюдения  за
радиационной обстановкой в единое информационное пространство;
     развитие   системы   радиационно-гигиенической   паспортизации
организаций и территорий, а также  единой  государственной  системы
контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан;
     совершенствование  систем  контроля  за  перемещением  ядерных
материалов и радиоактивных веществ;
     обеспечение  ядерной  и  радиационной  безопасности  в  период
проведения массовых мероприятий;
     совершенствование  механизмов  функционирования  центрального,
ведомственных и  региональных  информационно-аналитических  центров
системы государственного учета и контроля радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов и обмена информацией между ними;
     выпуск на регулярной основе  изданий  о  научно-технических  и
правовых  аспектах  обеспечения  безопасности   при   использовании
атомной энергии в мирных и оборонных целях, а также при обращении с
материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов;
     ф) обеспечение  безопасности  объектов  использования  атомной
энергии в мирных и оборонных целях на  всех  этапах  их  жизненного
цикла посредством  внедрения  и  совершенствования  системы  оценки
соответствия  продукции,  в   отношении   которой   устанавливаются
требования,  связанные  с  обеспечением  безопасности   в   области
использования атомной энергии;
     х) принятие комплексных мер по импортозамещению  стратегически
важных продукции  и  технологий  в  области  использования  атомной
энергии.

            IV. Инструменты реализации настоящих Основ

     14. Инструментами реализации настоящих Основ являются:
     а) система требований к  обеспечению  ядерной  и  радиационной
безопасности,  устанавливаемых  федеральными  законами  и   другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами по
стандартизации;
     б) лицензирование,  регистрация  организаций,   осуществляющих
деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в
своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой  категорий
радиационной   опасности,    аккредитация,    аттестация,    оценка
соответствия, выдача разрешений на выбросы и  сбросы  радиоактивных
веществ в окружающую  среду,  выдача    сертификатов-разрешений  на
транспортирование (перевозку)  радиоактивных  веществ,  изделий  из
них, ядерных материалов,  санитарно-эпидемиологическая  экспертиза,
выдача     санитарно-эпидемиологических   заключений,   регистрация
лекарственных форм и медицинских изделий;
     в) государственное  регулирование  в   области   использования
атомной  энергии,  контроль  (надзор)  за  безопасностью  в  данной
области,  в  том  числе  с   использованием   риск-ориентированного
подхода;
     г) государственные и федеральные целевые программы  в  области
ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и  территорий
от чрезвычайных ситуаций, а также программы Союзного государства  и
межгосударственные  целевые   программы,   в   реализации   которых
участвует Российская Федерация;
     д) системы обеспечения ядерной и радиационной  безопасности  и
связанные с ними системы обеспечения безопасности, в том числе:
     система регулирования безопасности при  использовании  атомной
энергии;
     единая  государственная   система   мониторинга   радиационной
обстановки на территории Российской Федерации;
     единая государственная система контроля и учета индивидуальных
доз облучения;
     система радиационно-гигиенической паспортизации организаций  и
территорий;
     система нормирования выбросов и сбросов радиоактивных  веществ
в окружающую среду;
     система  учета  и  контроля  радиоактивных  веществ,   ядерных
материалов и радиоактивных отходов;
     единая  государственная  система  обращения  с  радиоактивными
отходами;
     система  физической   защиты   ядерных   материалов,   ядерных
установок и пунктов хранения ядерных материалов;
     единая государственная  система  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     система мониторинга, прогнозирования и  планирования  в  сфере
радиационной защиты населения;
     е) организационно-управленческие  решения,   направленные   на
формирование системы учета объектов ядерного наследия;
     ж) организационно-технические меры по  обеспечению  ядерной  и
радиационной     безопасности,      принимаемые      организациями,
осуществляющими эксплуатацию объектов использования атомной энергии
в мирных и оборонных целях;
     з) государственный учет  и  контроль  устройств,  генерирующих
ионизирующее излучение;
     и) государственный   контроль   (надзор)    за    обеспечением
технической безопасности объектов использования атомной  энергии  в
мирных и оборонных целях;
     к) государственный  контроль  за   обеспечением   безопасности
транспортирования  (перевозки)  ядерных  материалов,  радиоактивных
веществ и изделий из них;
     л) федеральный государственный  надзор  в  области  ядерной  и
радиационной безопасности при разработке, изготовлении,  испытании,
эксплуатации,  хранении  и  утилизации  ядерного  оружия,   ядерных
энергетических установок военного назначения и в области физической
защиты ядерных материалов, ядерных  установок  и  пунктов  хранения
ядерных материалов на ядерных объектах;
     м) ведомственный    контроль    (надзор)    за    обеспечением
безопасности ядерного оружия;
     н) мониторинг     уровня     профессиональной      подготовки,
переподготовки  работников  (персонала),  постоянно  или   временно
работающих непосредственно с источниками ионизирующих излучений,  а
также  создание  отраслевых  специализированных  учебных   центров,
оснащенных   современными    учебно-техническими    средствами    и
использующих в своей деятельности учебно-методические разработки.
     15. Порядок и  способы  оперативного  реагирования  на  угрозы
ядерной  и  радиационной   безопасности   определены   федеральными
законами  и  иными   нормативными   правовыми   актами   Российской
Федерации, а также программами  и  планами  мероприятий  по  защите
населения,  работников  (персонала)   организаций,   осуществляющих
эксплуатацию объектов использования  атомной  энергии  в  мирных  и
оборонных   целях,   объектов   ядерного   наследия,   организаций,
использующих  при  осуществлении  своей  деятельности  материалы  с
повышенным содержанием природных радионуклидов.

           V. Показатели эффективности мер по реализации
     государственной политики в области обеспечения ядерной и
                     радиационной безопасности

     16. Оценка эффективности  мер  по  реализации  государственной
политики в области обеспечения ядерной и радиационной  безопасности
должна проводиться по результатам выполнения планов мероприятий  по
реализации настоящих  Основ,  государственных  программ  Российской
Федерации,  федеральных  целевых  и  отраслевых  программ  в   этой
области, в том числе по следующим показателям:
     а) динамика коллективных доз облучения работников  (персонала)
организаций, осуществляющих деятельность  в  области  использования
атомной энергии;
     б) изменение    площади    радиоактивно     загрязненных     и
реабилитированных участков территории Российской Федерации;
     в) соотношение переработанного отработавшего ядерного  топлива
и его общего объема;
     г) количество  (объем)  и  активность   особых   радиоактивных
отходов, размещенных в  пунктах  консервации  особых  радиоактивных
отходов и (или) пунктах захоронения радиоактивных отходов;
     д) соотношение  объема  кондиционированных  и  размещенных   в
пунктах  захоронения  радиоактивных   отходов   и   общего   объема
накопившихся и образовавшихся удаляемых радиоактивных отходов;
     е) готовность   к   действиям   в    чрезвычайных    ситуациях
организаций,  осуществляющих  эксплуатацию  объектов  использования
атомной энергии в  мирных  и  оборонных  целях,  объектов  ядерного
наследия, а также специализированных структур и формирований;
     ж) доступность   для   населения   систем    оповещения    при
возникновении ядерных или радиационных угроз.

       VI. Ресурсное обеспечение реализации государственной
       политики в области обеспечения ядерной и радиационной
                           безопасности

     17. Источниками     ресурсного     обеспечения      реализации
государственной  политики   в   области   обеспечения   ядерной   и
радиационной безопасности являются:
     а) бюджетные ассигнования федерального бюджета;
     б) бюджетные  ассигнования   бюджетов   субъектов   Российской
Федерации;
     в) специальные    экологические     программы     реабилитации
радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;
     г) специальные резервные фонды, создаваемые за счет отчислений
организаций, осуществляющих эксплуатацию особо радиационно  опасных
и ядерно опасных производств и объектов;
     д) собственные    средства     организаций,     осуществляющих
эксплуатацию объектов использования  атомной  энергии  в  мирных  и
оборонных целях, объектов ядерного наследия, а  также  организаций,
использующих  при  осуществлении  своей  деятельности  материалы  с
повышенным содержанием природных радионуклидов;
     е) иные  источники  финансирования,  в  том  числе  в   рамках
государственно-частного партнерства.
     18. Механизмами     ресурсного     обеспечения      реализации
государственной  политики   в   области   обеспечения   ядерной   и
радиационной безопасности являются:
     а) государственные и федеральные целевые программы  в  области
обеспечения ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     б) специальные    экологические     программы     реабилитации
радиоактивно загрязненных участков территории Российской Федерации;
     в) отраслевые  (ведомственные)  целевые  программы   и   планы
мероприятий, направленные на решение задач  в  области  обеспечения
ядерной и радиационной безопасности;
     г) планы   мероприятий   по   реализации   настоящих    Основ,
утверждаемые Правительством Российской Федерации.

        VII. Порядок взаимодействия органов государственной
       власти Российской Федерации, органов государственной
      власти субъектов Российской Федерации, органов местного
      самоуправления и Госкорпорации "Росатом" при реализации
                          настоящих Основ

     19. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет
Правительство Российской Федерации.
     20. Государственная политика в области обеспечения  ядерной  и
радиационной      безопасности      осуществляется      посредством
скоординированной   и   целенаправленной    деятельности    органов
государственной    власти     Российской     Федерации,     органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
местного самоуправления,  Госкорпорации  "Росатом",  организаций  и
граждан.
     21. Госкорпорация "Росатом" совместно с федеральными  органами
исполнительной власти, осуществляющими  государственное  управление
использованием  атомной  энергии  и  государственное  регулирование
безопасности  при  использовании   атомной   энергии,   федеральный
государственный   надзор   в   области   ядерной   и   радиационной
безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации,
хранении  и  утилизации  ядерного  оружия,  ядерных  энергетических
установок военного назначения и в области физической защиты ядерных
материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов
на  ядерных  объектах,  ежегодно   представляет   в   Правительство
Российской Федерации доклады о принятых мерах по решению проблемных
вопросов в области обеспечения ядерной и радиационной  безопасности
и о ходе выполнения  планов  мероприятий  по  реализации  настоящих
Основ.
     Результаты рассмотрения этих докладов представляются Секретарю
Совета Безопасности Российской  Федерации  для  подготовки  доклада
Президенту   Российской   Федерации   о   состоянии    национальной
безопасности и мерах по ее укреплению.
     22. Корректировка настоящих Основ  осуществляется  по  решению
Президента   Российской   Федерации   на   основании   предложений,
подготовленных  Правительством  Российской  Федерации  при  участии
Совета  Безопасности  Российской  Федерации  с  учетом  результатов
мониторинга реализации настоящих  Основ  и  изменений,  оказывающих
существенное  влияние   на   состояние   ядерной   и   радиационной
безопасности.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также