Расширенный поиск
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.06.2018 № 278ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ПРИКАЗ Москва 27 июня 2018 г. № 278 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами" Зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2018 г. Регистрационный № 52051 В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; 2011, № 29, ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451; 2016, № 14, ст. 1904; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4289), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661; 2016, № 28, ст. 4741; № 48, ст. 6789; 2017, № 12, ст. 1729; № 26, ст. 3847), п р и к а з ы в а ю: Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами" (НП-079-18). Руководитель А.В.Алёшин _____________ УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 июня 2018 г. № 278 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами" (НП-079-18) I. Назначение и область применения 1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами" (НП-079-18) (далее - Федеральные нормы и правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5600; 2012, № 51, ст. 7203). 2. Настоящие Федеральные нормы и правила устанавливают требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала судов в случае возникновения ядерной и (или) радиационной аварии; к содержанию плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае ядерной и (или) радиационной аварий на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами (далее - План мероприятий) при их строительстве и вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, а также критерии и порядок объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка". 3. Требования настоящих Федеральных норм и правил распространяются на строящиеся, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации суда и другие плавсредства с ядерными реакторами, включая плавучие энергоблоки (далее - суда). 4. Перечень сокращений приведен в приложении № 1, термины и определения - в приложении № 2 к настоящим Федеральным нормам и правилам. II. Общие положения 5. Планирование и обеспечение готовности к действиям по защите персонала в случае возникновения ядерной и (или) радиационной аварии на судне должно осуществляться: судостроительной и головной конструкторской организациями - на этапах строительства и ввода в эксплуатацию судна; командным составом судна и ЭО - на этапах эксплуатации и вывода из эксплуатации судна. 6. Для судов одного проекта ЭО совместно с головной конструкторской организацией должна разработать типовой План мероприятий. 7. На основании типового Плана мероприятий и настоящих Федеральных норм и правил на каждом судне должен быть разработан План мероприятий с учетом специфики судна и условий его эксплуатации. План мероприятий должен согласовываться с ЭО и утверждаться капитаном судна. 8. Для судна должны быть разработаны: План мероприятий; расписания (инструкции) по действиям персонала при авариях. 9. План мероприятий должен разрабатываться на основе результатов анализа проектных и запроектных аварий, оценки вероятных путей их протекания, анализа последствий аварий, в том числе на основе результатов, характеризующих наихудшие радиационные последствия, полученные при проектировании, и учитывать опыт эксплуатации судов. 10. На этапе строительства судов судостроительной организацией должна быть обеспечена возможность передачи участникам аварийного реагирования данных о состоянии судна и ЯЭУ, о радиационной обстановке на судне. На этапах эксплуатации и вывода из эксплуатации судов передача данных о состоянии судна и ЯЭУ, о радиационной обстановке на судне, в акватории и на территории береговой площадки должна выполняться ЭО в режиме реального времени. 11. ЭО должна контролировать поддержание в актуализированном состоянии и пересмотр Плана мероприятий в соответствии с фактическим состоянием судна. 12. На судне должно быть назначено должностное лицо, ответственное за обновление и пересмотр Плана мероприятий, обеспечение его постоянного соответствия выполняемым судном задачам, составу персонала. 13. План мероприятий следует пересматривать не реже одного раза в пять лет. Основаниями для пересмотра Плана мероприятий являются: вступление в силу законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих аварийное реагирование (или его планирование) на радиационно опасные ситуации, возможные на судах, а также внесение изменений в указанные акты; изменения в практике использования судна или в системе оповещения; модернизация ЯЭУ и судна. 14. План мероприятий должен содержать разделы: Общие положения; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в доке; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна; Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе ПАС. 15. В Плане мероприятий должны быть представлены сведения о должностных лицах, ответственных за общее и непосредственное руководство проведением мероприятий по планированию, обеспечению готовности к действиям и защите персонала при авариях на судне, их конкретные обязанности и порядок замещения указанных должностных лиц. 16. План мероприятий должен быть составлен с учетом положений портового аварийного плана (для случаев стоянки судна в порту). 17. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе ПАС должен быть разработан с учетом положений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (НП-015-12), утвержденных приказом Ростехнадзора от 18 сентября 2012 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный № 27011, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, № 16). 18. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна должен учитывать особенности выбранного варианта буксировки (транспортирования). 19. При подготовке к выводу из эксплуатации судна ЭО должна обеспечить разработку Плана мероприятий, учитывающего принятый вариант вывода из эксплуатации судна. 20. При предаварийных ситуациях и авариях на ЯЭУ судна командный состав и начальники служб судна, а для ПАС - административное руководство и начальники служб ПАС должны выполнять функции координирующего органа объектового уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 21. На этапе строительства и ввода в эксплуатацию судна обязанности персонала должны выполняться сдаточной командой судостроительной организации. Решения по руководству действиями сдаточной команды при авариях должны приниматься ответственным сдатчиком - сдаточным капитаном судна. 22. Для отработки действий персонала в условиях ядерных и (или) радиационных аварий ЭО должна разрабатывать программы и методики подготовки персонала, планы проведения тренировок и учений на судне и контролировать качество их выполнения. Периодичность тренировок и учений должна устанавливаться ЭО. 23. Проведение тренировок и учений по отработке практических действий персонала в условиях ядерных и радиационных аварий, проводимых на судне в море и (или) в порту, должно фиксироваться руководителями проводимых мероприятий. 24. Для выполнения Планов мероприятий командный состав судна должен обеспечить: изучение персоналом возложенных на него обязанностей; размещение в установленных местах средств индивидуальной защиты (в том числе запасных), медицинских индивидуальных аптечек с противорадиационными препаратами и с инструкциями по их применению, дозиметров и радиометров, рабочие диапазоны которых должны соответствовать максимальным радиационным последствиям аварий; исправность основных и дублирующих технических средств систем (элементов), важных для безопасности ЯЭУ, и систем связи; учет всех лиц, находящихся на судне; определение помещений для лиц, подвергшихся радиационному воздействию; прогнозирование возможного повышенного облучения персонала, обслуживающего ЯЭУ, который может быть привлечен к выполнению аварийных работ. 25. Информация о направлении на судно аварийно-спасательных формирований, их составе и руководителях, опознавательных знаках средств доставки должна быть представлена капитану судна, административному руководству ЭО или ПАС. 26. Аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы, прибывшие на судно, должны участвовать в ликвидации ядерной и радиационной аварий и их последствий в соответствии с порядком взаимодействия с организациями, предоставляющими помощь при чрезвычайных ситуациях, установленным Планом мероприятий. III. Требования к содержанию разделов Плана мероприятий 27. В разделе "Общие положения" Плана мероприятий должна быть представлена обобщенная информация: об укомплектованности судна персоналом, обслуживающим ЯЭУ и имеющим разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии; о техническом состоянии систем и элементов, важных для безопасности, состоянии запасов рабочих сред, средств индивидуальной защиты, радиационного и дозиметрического контроля, медицинского обеспечения, соответствия анализов рабочих сред контуров ЯЭУ требованиям эксплуатационных документов; о схеме размещения на судне аварийно-спасательного имущества и средств индивидуальной защиты; о результатах проведенных плановых осмотров и ремонтов систем и элементов ЯЭУ, включая физические барьеры безопасности; об обеспечении непрерывного контроля и регистрации параметров и условий работы ЯЭУ в соответствии с требованиями эксплуатационных документов; о времени прибытия персонала на места, определенные штатным расписанием, по тревогам и по сигналу "Радиационная опасность"; о системе радиационного контроля судна, в том числе об аппаратурном обеспечении измерений концентраций радиоактивных аэрозолей и газов, а также гамма- и нейтронных излучений согласно судовой картограмме. 28. В эксплуатационные документы персоналом должны быть внесены данные о радиационной обстановке на судне, в том числе: о радиационной обстановке в помещениях контролируемой зоны и зоны свободного режима; о выполненных измерениях при нормальных условиях эксплуатации ЯЭУ, результатах расчетных оценок при проектных и запроектных авариях; о результатах прогноза последствий проектных и запроектных аварий, включая результаты расчетной оценки радиационной обстановки в случае аварии с наихудшими радиационными последствиями; о сценариях, рассмотренных в проекте ЯЭУ, радиационных авариях и об опыте эксплуатации ЯЭУ с указанием: расчетного количества поступающих радионуклидов; длительности поступления радиоактивных веществ; расчетных уровней радиоактивного загрязнения поверхностей помещений; оценки индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения персонала; оценки количества пострадавших, которым потребуется медицинская помощь; об оценке вариаций радиационной обстановки на судне и в акватории в зависимости от погодных условий. 29. Раздел "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" Плана мероприятий должен содержать информацию: о порядке определения составом судовой вахты аварийного состояния ЯЭУ и возможных радиационных последствиях; о схеме докладов судовой вахты о нарушениях пределов и условий безопасной эксплуатации ЯЭУ; о действиях персонала по восстановлению нормальной эксплуатации ЯЭУ, определению возможных причин, характера и места аварии; о списке должностных лиц экипажа судна, имеющих право отдавать распоряжение о подаче на судне сигнала "Радиационная опасность"; о порядке оповещения персонала; о списке должностных лиц, имеющих право отдавать распоряжение оповещать организации, а также о списке лиц, ответственных за оповещение и контроль выполнения оповещения; о списке оповещаемых организаций и схеме их оповещения с указанием номеров абонентов и видов связи, по которым должно производиться оповещение, а также способов подтверждения приема переданных сообщений; об осуществлении средствами связи (основными и резервными) экстренного оповещения организаций и устойчивой связи с судном; о поднимаемых на судне сигналах, предусмотренных Международным сводом сигналов. Информация, представляемая в сообщении об аварии на ЯЭУ судна, должна быть достаточной для оценки состояния ЯЭУ судна и количества пострадавших (при их наличии). 30. Планируемые мероприятия по защите персонала должны предусматривать: организацию и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки на судне; определение загрязненных помещений и количества находящегося в них персонала, поддержание его жизнедеятельности и эвакуацию; организацию планирования повышенного облучения персонала, занятого выполнением мероприятий по ликвидации последствий аварии (в соответствии с санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный № 14534, Российская газета, 2009, № 171/1) (далее - Нормы радиационной безопасности); порядок применения препаратов индивидуальных противорадиационных аптечек; порядок сбора, определения экипировки и подготовки участников аварийной партии для общей и радиационной разведки и выполнения аварийных работ в зоне аварии; организацию эвакуации и маршруты вывода участников аварийной партии из зоны аварии; организацию радиационного обследования участников аварийной партии, эвакуированных из зоны аварии; порядок контроля и учета индивидуальных доз облучения участников аварийной партии, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии; порядок использования средств индивидуальной защиты и личной гигиены; контроль загрязнения средств индивидуальной защиты, одежды и кожных покровов в местах выхода из зоны аварии, а также сбора загрязненных средств защиты и одежды, их безопасного временного хранения; оценку экспресс-методами количества радионуклидов, поступивших внутрь организма участников аварийной партии, подвергшихся радиационному воздействию, выявление лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией; организацию проведения санитарной обработки участников аварийной партии, места и порядок ее проведения. 31. В разделе необходимо указывать: способы обеспечения безопасности судна при потере (ограничении) хода из-за аварии на ЯЭУ; условия, при которых необходимо продолжение работы с нарушением пределов и условий безопасной эксплуатации ЯЭУ в целях обеспечения безопасности судна в зависимости от конкретной ситуации; способы обеспечения сохранения управляемости судна при использовании резервных и аварийных средств движения и оценки времени работы резервных и аварийных энергоисточников по запасам органического топлива; оценки энергопотребностей общесудовых систем (элементов) безопасности, в том числе водоотливных средств, обитаемости и поддержания жизнедеятельности персонала. 32. В разделе необходимо указывать способы оценки состояния физических барьеров, в том числе: прямые и косвенные способы оценки состояния физических барьеров; способы обнаружения нарушений целостности физических барьеров и их локализации; способы оценки состояния систем (элементов) безопасности, сохранения и поддержания эффективности физических барьеров. 33. В разделе следует определить порядок действий аварийных партий, в том числе: состав групп разведки радиационной и общей обстановки в зоне аварии, их оснащение; порядок инструктажа, постановки задач по спасению персонала, осмотра фактического состояния систем и элементов РУ, подготовки и ввода в действие систем и элементов РУ, замеров параметров радиационной обстановки, порядок входа в зону аварии для выполнения заданий, пребывания в ней и выхода из зоны аварии; порядок формирования спасательных групп, групп разведки радиационной и общей обстановки и санитарной группы из аварийной партии для оказания медицинской помощи персоналу, эвакуированному из зоны аварии; порядок санитарной обработки и дезактивации членов спасательных групп, выведенных из зоны аварии; порядок обработки и обобщения результатов осмотра зоны аварии, фактических замеров характеристик радиационной обстановки в зоне аварии, полученных группами разведки радиационной и общей обстановки для представления информации в центральный пост управления. 34. В разделе необходимо указывать: информацию о местах расположения медицинских постов оказания помощи; комплектацию пунктов медицинской помощи имуществом, медицинскими средствами, препаратами, в том числе индивидуальными противорадиационными аптечками, препаратами стабильного йода, другими противорадиационными препаратами; порядок проведения йодной профилактики и применения противорадиационных препаратов; порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим и проведения дальнейшего обследования (при необходимости); порядок эвакуации пострадавших (при их наличии); порядок госпитализации персонала, пострадавшего при аварии; порядок направления на медицинское освидетельствование персонала, получившего индивидуальную дозу облучения, превышающую в 5 раз предел дозы, установленной Нормами радиационной безопасности; порядок предоставления информации о результатах медицинского обследования персонала и оказании медицинской помощи ЭО, руководителям организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при проведении аварийных работ; порядок проведения проверок продуктов питания и питьевой воды. 35. В разделе следует привести: способы оценки технического состояния ЯЭУ с нарушенными пределами и условиями безопасной эксплуатации; уточненные данные о результатах разведки радиационной и общей обстановки в зоне аварии; техническое состояние систем и элементов ЯЭУ, в том числе: физических барьеров безопасности; систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности; анализ состояния запасов технологических сред. 36. В разделе необходимо представлять оценку возможности: проведения частичной дезактивации помещений и оборудования для периодического обслуживания систем и элементов ЯЭУ; эксплуатации систем и элементов ЯЭУ после устранения причин аварии, восстановления пределов и условий нормальной эксплуатации, в том числе путем уменьшения резервирования и снижения уровней мощности работы ЯЭУ. 37. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту" в дополнение к положениям, указанным в разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи и системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым телефонным коммутатором, с прямой линией связи с администрацией порта, применение радиотелефонных средств); необходимость нахождения на борту капитана судна или лица, его замещающего, и установленного количества персонала для проведения аварийных мероприятий в случае аварии; состав аварийных партий, места их сбора и оснащение; оценку радиационной обстановки на судне и на прилегающей территории порта, обеспечение радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки; маршруты эвакуации персонала, не участвующего в противоаварийных мероприятиях, а также других лиц, временно находящихся на судне; перечень мероприятий по радиационному контролю и оказанию медицинской помощи персоналу и работникам порта, подвергшимся радиационному воздействию, мероприятия по их санитарной обработке; порядок использования береговых средств пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу электроэнергии с берега; порядок предоставления информации о пожаре на борту судна портовым пожарным командам, о принятии совместных с портовыми пожарными командами противопожарных мер и уведомлении о радиационной опасности работников портовых пожарных команд, участвующих в ликвидации пожара (при его возникновении); перечень мероприятий по охране судна (с учетом местных условий), исключающих возможность неконтролируемого доступа на судно посторонних лиц; перечень технических и организационных мер по защите судна от внешних воздействий. 38. В Плане мероприятий должны быть учтены требования, определенные администрацией порта, к организации оповещения об аварии на ЯЭУ судна, взаимодействию с аварийной партией порта, а также буксировке судна с аварийной ЯЭУ на удаленную якорную стоянку (при необходимости). Взаимодействие работников порта с судном с аварийной ЯЭУ, привлечение организаций к ликвидации радиационных аварий осуществляется в соответствии с портовым аварийным планом. 39. Схема оповещения администрации порта о ядерной и (или) радиационной аварии на судне должна быть согласована с администрацией порта. 40. Состояние ЯЭУ судна в порту должно соответствовать требованиям санитарных правил СП 2.6.1.01-04 "Обеспечение радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе и стоянке в них атомных судов, судов атомно-технологического обслуживания и плавучих энергоблоков атомных теплоэлектростанций (СПРБП-04)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 февраля 2004 г. № 5 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 2004 г., регистрационный № 5607, Российская газета, 2004, № 78). 41. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в доке" в дополнение к положениям, указанным в разделах "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" и "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту" Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи между судном и доком; соответствие значений остаточных тепловыделений активных зон реакторов значениям, определенным эксплуатационными документами ЯЭУ; способы и возможность подачи охлаждающей воды в контуры теплоотвода ЯЭУ судна для обеспечения отвода остаточных тепловыделений ЯЭУ при аварии на доке; средства, способы и периодичность радиационного контроля на стапель-палубе в районе реакторных отсеков; порядок взаимодействия аварийных партий судна и дока; способы и порядок эвакуации персонала, не участвующего в ликвидации аварии на судне; перечень организационно-технических мероприятий по поддержанию судна на плаву в случае аварийного затопления дока. 42. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при буксировке судна" дополнительно к положениям, указанным в разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в море" Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи между буксируемым судном и судами, обеспечивающими его буксировку; порядок взаимодействия аварийных партий буксируемого судна и обеспечивающих его буксировку судов, способы доставки аварийных партий на буксируемое судно (при необходимости); способы и порядок эвакуации персонала, не участвующего в ликвидации аварии, с буксируемого судна; схемы размещения устройств для буксировки, швартового оборудования. 43. В разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в составе плавучей атомной станции" в дополнение к положениям, указанным в разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала в случае аварии при нахождении судна в порту" Плана мероприятий, необходимо указывать: порядок использования средств связи и системы оповещения (соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым телефонным коммутатором, с прямой линией связи с администрацией порта, применение радиотелефонных средств); схему организации оповещения и связи на ПАС; схемы основных технологических связей с объектами береговой инфраструктуры и схемы размещения разъемных устройств системы энергообеспечения; порядок организации несения судовой вахты, обоснование необходимости нахождения на ПЭБ административного руководства ПАС и установленного количества персонала для выполнения аварийных мероприятий в случае аварии; состав аварийных партий, места их сбора и оснащение; оценку радиационной обстановки на судне и в СЗЗ, обеспечение радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки; маршруты эвакуации персонала, не участвующего в противоаварийных мероприятиях, а также других лиц, временно находящихся на судне; перечень мероприятий по радиационному контролю и оказанию медицинской помощи персоналу, подвергнувшемуся радиационному воздействию, мероприятия по его санитарной обработке; порядок использования береговых средств пожаротушения и проведения других противоаварийных мероприятий, включая подачу электроэнергии с берега; перечень технических и организационных мер по защите судна от внешних воздействий; критерии объявления состояния "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка"; порядок действий персонала при ухудшении радиационной обстановки в периодически обслуживаемых и необслуживаемых помещениях в зоне контролируемого доступа и контролируемой зоне. IV. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на ПАС 44. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная готовность" на ПАС должны использоваться: превышение значений мощностей доз, приведенных в приложении № 3 к настоящим Федеральным нормам и правилам, при нарушении пределов безопасной эксплуатации ЯЭУ ПЭБ; внешнее воздействие природного или техногенного происхождения, взрыв, пожар, нарушившие нормальную работу систем или элементов, важных для безопасности, и приведшие к нарушению пределов или условий безопасной эксплуатации ЯЭУ ПЭБ; подача сигнала "Радиационная опасность". 45. В качестве критериев объявления состояния "Аварийная обстановка" на ПАС должны использоваться: превышение значений мощностей доз, приведенных в приложении № 3 к настоящим Федеральным нормам и правилам; введение в действие руководства по управлению запроектными авариями. V. Порядок объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на ПАС 46. Решение об объявлении на ПАС состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" должно приниматься административным руководством ПАС. Одновременно с принятием данного решения административное руководство должно принять решение о введении в действие Плана мероприятий. 47. При принятии административным руководством ПАС решения об объявлении на ПАС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие Плана мероприятий данные лица должны дать указание капитану судна (лицу, его замещающему) и начальнику смены об объявлении на ПАС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие Плана мероприятий. 48. Информация об объявлении на ПАС состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" и о введении в действие Плана мероприятий в срок не более 15 минут с момента объявления должна быть доведена до организаций, участвующих в аварийном реагировании, и до сведения работников согласно утвержденным схемам оповещения. В приложении к Плану мероприятий должны быть приведены схемы оповещения об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на ПАС и список абонентов оповещения о состояниях "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на ПАС. 49. После объявления состояния "Аварийная готовность" должны быть приведены в состояние готовности силы, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ослабления, локализации и ликвидации последствий аварий, определенные документами ЭО. ______________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 июня 2018 г. № 278 Перечень сокращений ПАС - плавучая атомная станция ПЭБ - плавучий энергоблок РУ - реакторная установка СЗЗ - санитарно-защитная зона ЭО - эксплуатирующая организация ЯЭУ - ядерная энергетическая установка ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 июня 2018 г. № 278 Термины и определения 1. Аварийная партия - группа персонала, создаваемая для эвакуации пострадавших, борьбы с затоплением, пожарами, ликвидации повреждений технических средств, оборудования, разведки общей и радиационной обстановки, выполнения аварийных работ в контролируемой зоне и других целей по обеспечению живучести судна. 2. Акватория плавучего энергоблока - участок водной поверхности достаточной глубины и размеров, предназначенный для размещения и функционирования ПЭБ с защитными дамбами (при необходимости), причалами, якорными стоянками, навигационным оборудованием, обеспечивающий безопасное маневрирование судов и плавсредств технологического обеспечения. 3. Контролируемая зона - зона с контролируемым доступом, в которой действуют специальные правила для обеспечения защиты персонала от воздействия ионизирующего излучения. 4. Радиационные последствия - радиационное воздействие, оцениваемое масштабом и степенью воздействия радиоактивного загрязнения, составом радионуклидов и количеством радиоактивных веществ в выбросе. 5. Персонал - экипаж и специальный персонал судна, пассажиры, экипаж судна-буксировщика. 6. Плавучая атомная станция - плавучий энергоблок (плавучие энергоблоки) с необходимым комплексом береговых зданий и сооружений для обеспечения его стоянки и эксплуатации, а также передачи тепловой и электрической энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающийся в пределах определенной проектом ПАС территории и акватории, с необходимыми работниками (персоналом) и документацией. В состав ПАС могут также входить береговые хранилища ядерного топлива и радиоактивных отходов. 7. Режим энергоисточника - режим работы, при котором судно с ЯЭУ, входящее в состав ПАС, обеспечивает выдачу в береговые сети электрической (тепловой) энергии установленных параметров. 8. Сигнал "Радиационная опасность" - сигнал, подаваемый на судне при превышении параметров системы радиационного контроля значений пределов безопасной эксплуатации, определенных по двум или более каналам измерений. 9. Состояние "Аварийная готовность" - состояние судна, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" с установлением соответствующего уровня реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации. 10. Состояние "Аварийная обстановка" - состояние судна, объявление которого требует введения режима функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация" с установлением объектового уровня реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации. _____________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и радиационных авариях на судах и других плавсредствах с ядерными реакторами", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 июня 2018 г. № 278 Значения мощностей доз в помещениях плавучего энергоблока, эксплуатируемого в режиме энергоисточника, в акватории и на береговой площадке плавучей атомной станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых объявляются состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" |--------------------------|--------------------------------------| | Критерий для | Состояние | | определения | | | состояния | | | |-----------------|--------------------| | | "Аварийная | "Аварийная | | | готовность" | обстановка" | |--------------------------|-----------------|--------------------| | Помещения постоянного | 10 мкЗв/ч | 600 мкЗв/ч | | пребывания персонала | | | | контролируемой зоны | | | |--------------------------|-----------------|--------------------| | Акватория ПЭБ, береговая | 2,5 мкЗв/ч | 200 мкЗв/ч | | площадка ПАС и СЗЗ | | | |--------------------------|-----------------|--------------------| |Акватория и территория за | 0,1 мкЗв/ч* | 20 мкЗв/ч | | пределами акватории ПЭБ, | | | | береговой площадки ПАС и | | | | СЗЗ | | | |--------------------------|-----------------|--------------------| ____________ * Превышение над естественным радиационным фоном. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|