Расширенный поиск

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.06.2018 № 278

 



     ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И
                         АТОМНОМУ НАДЗОРУ

                              ПРИКАЗ

                              Москва

     27 июня 2018 г.                                    № 278


        Об утверждении федеральных норм и правил в области
     использования атомной энергии "Требования к планированию
     мероприятий по действиям и защите персонала при ядерных и
      радиационных авариях на судах и других плавсредствах с
                       ядерными реакторами"

        Зарегистрирован Минюстом России 3 сентября 2018 г.
                      Регистрационный № 52051

     В соответствии со статьей 6 Федерального закона  от  21 ноября
1995 г.  № 170-ФЗ  "Об использовании  атомной  энергии"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552;  1997,
№ 7,  ст. 808;  2001,  № 29,  ст. 2949;  2002,  № 1,  ст. 2;  № 13,
ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607;  2006,  № 52,
ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418;
№ 30, ст. 3616; 2009, № 1,  ст. 17;  № 52,  ст. 6450;  2011,  № 29,
ст. 4281; № 30, ст. 4590, ст. 4596; № 45, ст. 6333; № 48, ст. 6732;
№ 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27,  ст. 3451;  2016,
№ 14, ст. 1904; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4289), подпунктом 5.2.2.1
пункта  5  Положения  о  Федеральной  службе   по   экологическому,
технологическому и атомному надзору,  утвержденного  постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  30 июля   2004 г.   № 401
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   2004,   № 32,
ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008,
№ 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081;
№ 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835;
2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385;
2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12,  ст. 1343;  № 45,
ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015,  № 2,  ст. 491;
№ 4, ст. 661; 2016, № 28, ст. 4741;  № 48,  ст. 6789;  2017,  № 12,
ст. 1729; № 26, ст. 3847), п р и к а з ы в а ю:
     Утвердить прилагаемые федеральные нормы и  правила  в  области
использования   атомной   энергии   "Требования   к    планированию
мероприятий  по  действиям  и  защите  персонала  при   ядерных   и
радиационных авариях на судах и  других  плавсредствах  с  ядерными
реакторами" (НП-079-18).


     Руководитель                                        А.В.Алёшин


                           _____________


                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                    приказом Федеральной службы
                                по экологическому, технологическому
                                        и атомному надзору
                                     от 27 июня 2018 г. № 278


        Федеральные нормы и правила в области использования
     атомной энергии "Требования к планированию мероприятий по
      действиям и защите персонала при ядерных и радиационных
        авариях на судах и других плавсредствах с ядерными
                            реакторами"
                            (НП-079-18)

                I. Назначение и область применения

     1. Настоящие   федеральные   нормы   и   правила   в   области
использования   атомной   энергии   "Требования   к    планированию
мероприятий  по  действиям  и  защите  персонала  при   ядерных   и
радиационных авариях на судах и  других  плавсредствах  с  ядерными
реакторами"  (НП-079-18)  (далее -  Федеральные  нормы  и  правила)
разработаны в  соответствии  с  Федеральным  законом  от  21 ноября
1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии",  Положением  о
разработке и  утверждении  федеральных  норм  и  правил  в  области
использования   атомной   энергии,   утвержденным    постановлением
Правительства Российской  Федерации  от  1 декабря  1997 г.  № 1511
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,   1997,   № 49,
ст. 5600; 2012, № 51, ст. 7203).
     2. Настоящие  Федеральные  нормы   и   правила   устанавливают
требования  к  планированию  мероприятий  по  действиям  и   защите
персонала судов в случае возникновения ядерной и (или) радиационной
аварии; к  содержанию  плана  мероприятий  по  действиям  и  защите
персонала в случае ядерной и (или) радиационной аварий на  судах  и
других  плавсредствах   с   ядерными   реакторами   (далее -   План
мероприятий)  при  их  строительстве  и   вводе   в   эксплуатацию,
эксплуатации и выводе из эксплуатации, а также критерии  и  порядок
объявления   состояний   "Аварийная   готовность"   и    "Аварийная
обстановка".
     3. Требования   настоящих   Федеральных    норм    и    правил
распространяются на  строящиеся,  эксплуатируемые  и  выводимые  из
эксплуатации суда и  другие  плавсредства  с  ядерными  реакторами,
включая плавучие энергоблоки (далее - суда).
     4. Перечень сокращений приведен в приложении  № 1,  термины  и
определения - в приложении № 2 к  настоящим  Федеральным  нормам  и
правилам.

                        II. Общие положения

     5. Планирование и обеспечение готовности к действиям по защите
персонала в  случае  возникновения  ядерной  и  (или)  радиационной
аварии на судне должно осуществляться:
     судостроительной и головной конструкторской организациями - на
этапах строительства и ввода в эксплуатацию судна;
     командным составом судна  и  ЭО -  на  этапах  эксплуатации  и
вывода из эксплуатации судна.
     6. Для  судов  одного  проекта   ЭО   совместно   с   головной
конструкторской  организацией  должна  разработать   типовой   План
мероприятий.
     7. На  основании  типового  Плана  мероприятий   и   настоящих
Федеральных норм и правил на каждом судне  должен  быть  разработан
План  мероприятий  с  учетом  специфики   судна   и   условий   его
эксплуатации.  План  мероприятий  должен  согласовываться  с  ЭО  и
утверждаться капитаном судна.
     8. Для судна должны быть разработаны:
     План мероприятий;
     расписания (инструкции) по действиям персонала при авариях.
     9. План   мероприятий   должен   разрабатываться   на   основе
результатов  анализа  проектных  и   запроектных   аварий,   оценки
вероятных путей их протекания, анализа последствий  аварий,  в  том
числе на основе результатов, характеризующих наихудшие радиационные
последствия,  полученные  при  проектировании,  и  учитывать   опыт
эксплуатации судов.
     10. На этапе строительства судов судостроительной организацией
должна быть обеспечена возможность передачи  участникам  аварийного
реагирования  данных  о  состоянии  судна  и  ЯЭУ,  о  радиационной
обстановке на судне.
     На этапах эксплуатации и вывода из эксплуатации судов передача
данных о состоянии судна и ЯЭУ, о радиационной обстановке на судне,
в акватории и на территории береговой площадки  должна  выполняться
ЭО в режиме реального времени.
     11. ЭО должна контролировать поддержание  в  актуализированном
состоянии  и  пересмотр  Плана   мероприятий   в   соответствии   с
фактическим состоянием судна.
     12. На  судне  должно   быть   назначено   должностное   лицо,
ответственное  за  обновление  и   пересмотр   Плана   мероприятий,
обеспечение  его  постоянного   соответствия   выполняемым   судном
задачам, составу персонала.
     13. План мероприятий следует  пересматривать  не  реже  одного
раза в пять  лет.  Основаниями  для  пересмотра  Плана  мероприятий
являются:
     вступление  в  силу  законодательных  и  нормативных  правовых
актов,   регламентирующих   аварийное   реагирование    (или    его
планирование) на радиационно опасные ситуации, возможные на  судах,
а также внесение изменений в указанные акты;
     изменения  в  практике  использования  судна  или  в   системе
оповещения;
     модернизация ЯЭУ и судна.
     14. План мероприятий должен содержать разделы:
     Общие положения;
     Мероприятия по действиям и защите персонала  в  случае  аварии
при нахождении судна в море;
     Мероприятия по действиям и защите персонала  в  случае  аварии
при нахождении судна в порту;
     Мероприятия по действиям и защите персонала  в  случае  аварии
при нахождении судна в доке;
     Мероприятия по действиям и защите персонала  в  случае  аварии
при буксировке судна;
     Мероприятия по действиям и защите персонала  в  случае  аварии
при нахождении судна в составе ПАС.
     15. В Плане мероприятий должны быть  представлены  сведения  о
должностных  лицах,  ответственных  за  общее  и   непосредственное
руководство проведением мероприятий  по  планированию,  обеспечению
готовности к действиям и защите персонала при авариях на судне,  их
конкретные обязанности и порядок  замещения  указанных  должностных
лиц.
     16. План мероприятий должен быть составлен с учетом  положений
портового аварийного плана (для случаев стоянки судна в порту).
     17. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в
случае аварии при  нахождении  судна  в  составе  ПАС  должен  быть
разработан с учетом положений федеральных норм и правил  в  области
использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий
по  защите  персонала  в  случае   аварии   на   атомной   станции"
(НП-015-12), утвержденных  приказом  Ростехнадзора  от  18 сентября
2012 г. № 518  (зарегистрирован  Министерством  юстиции  Российской
Федерации 12 февраля 2013 г.,  регистрационный  № 27011,  Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,  2013,
№ 16).
     18. Раздел Плана мероприятий по действиям и защите персонала в
случае аварии при буксировке  судна  должен  учитывать  особенности
выбранного варианта буксировки (транспортирования).
     19. При подготовке к выводу из эксплуатации  судна  ЭО  должна
обеспечить  разработку  Плана  мероприятий,  учитывающего  принятый
вариант вывода из эксплуатации судна.
     20. При  предаварийных  ситуациях  и  авариях  на  ЯЭУ   судна
командный  состав  и  начальники   служб   судна,   а   для   ПАС -
административное  руководство  и  начальники   служб   ПАС   должны
выполнять функции координирующего органа объектового уровня  единой
государственной системы предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     21. На  этапе  строительства  и  ввода  в  эксплуатацию  судна
обязанности  персонала  должны   выполняться   сдаточной   командой
судостроительной организации.  Решения  по  руководству  действиями
сдаточной команды  при  авариях  должны  приниматься  ответственным
сдатчиком - сдаточным капитаном судна.
     22. Для отработки действий  персонала  в  условиях  ядерных  и
(или) радиационных  аварий  ЭО  должна  разрабатывать  программы  и
методики подготовки персонала, планы проведения тренировок и учений
на судне и контролировать  качество  их  выполнения.  Периодичность
тренировок и учений должна устанавливаться ЭО.
     23. Проведение тренировок и учений по  отработке  практических
действий  персонала  в  условиях  ядерных  и  радиационных  аварий,
проводимых на судне в море и (или) в  порту,  должно  фиксироваться
руководителями проводимых мероприятий.
     24. Для выполнения Планов мероприятий командный  состав  судна
должен обеспечить:
     изучение персоналом возложенных на него обязанностей;
     размещение  в  установленных  местах  средств   индивидуальной
защиты (в том числе запасных), медицинских индивидуальных аптечек с
противорадиационными препаратами и с инструкциями по их применению,
дозиметров  и  радиометров,  рабочие   диапазоны   которых   должны
соответствовать максимальным радиационным последствиям аварий;
     исправность основных и дублирующих технических средств  систем
(элементов), важных для безопасности ЯЭУ, и систем связи;
     учет всех лиц, находящихся на судне;
     определение  помещений  для  лиц,  подвергшихся  радиационному
воздействию;
     прогнозирование возможного  повышенного  облучения  персонала,
обслуживающего ЯЭУ,  который  может  быть  привлечен  к  выполнению
аварийных работ.
     25. Информация о направлении  на  судно  аварийно-спасательных
формирований, их составе и  руководителях,  опознавательных  знаках
средств  доставки  должна   быть   представлена   капитану   судна,
административному руководству ЭО или ПАС.
     26. Аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные
службы, прибывшие на судно, должны участвовать в ликвидации ядерной
и радиационной аварий и их последствий в  соответствии  с  порядком
взаимодействия  с  организациями,   предоставляющими   помощь   при
чрезвычайных ситуациях, установленным Планом мероприятий.

      III. Требования к содержанию разделов Плана мероприятий

     27. В разделе "Общие положения" Плана мероприятий должна  быть
представлена обобщенная информация:
     об укомплектованности судна персоналом,  обслуживающим  ЯЭУ  и
имеющим разрешения на право ведения работ в  области  использования
атомной энергии;
     о  техническом  состоянии  систем  и  элементов,  важных   для
безопасности,   состоянии    запасов    рабочих    сред,    средств
индивидуальной защиты, радиационного и  дозиметрического  контроля,
медицинского  обеспечения,  соответствия  анализов   рабочих   сред
контуров ЯЭУ требованиям эксплуатационных документов;
     о схеме размещения на судне аварийно-спасательного имущества и
средств индивидуальной защиты;
     о результатах проведенных плановых осмотров и ремонтов  систем
и элементов ЯЭУ, включая физические барьеры безопасности;
     об обеспечении непрерывного контроля и регистрации  параметров
и условий работы ЯЭУ в соответствии с требованиями эксплуатационных
документов;
     о времени прибытия персонала на  места,  определенные  штатным
расписанием, по тревогам и по сигналу "Радиационная опасность";
     о  системе  радиационного  контроля  судна,  в  том  числе  об
аппаратурном  обеспечении  измерений   концентраций   радиоактивных
аэрозолей и газов, а также гамма- и нейтронных  излучений  согласно
судовой картограмме.
     28. В  эксплуатационные  документы  персоналом   должны   быть
внесены данные о радиационной обстановке на судне, в том числе:
     о радиационной обстановке в помещениях контролируемой  зоны  и
зоны свободного режима;
     о выполненных измерениях при нормальных условиях  эксплуатации
ЯЭУ, результатах  расчетных  оценок  при  проектных  и  запроектных
авариях;
     о результатах прогноза  последствий  проектных  и  запроектных
аварий, включая результаты расчетной оценки радиационной обстановки
в случае аварии с наихудшими радиационными последствиями;
     о сценариях, рассмотренных в проекте ЯЭУ, радиационных авариях
и об опыте эксплуатации ЯЭУ с указанием:
     расчетного количества поступающих радионуклидов;
     длительности поступления радиоактивных веществ;
     расчетных  уровней  радиоактивного  загрязнения   поверхностей
помещений;
     оценки   индивидуальных   эффективных   (эквивалентных)    доз
облучения персонала;
     оценки   количества    пострадавших,    которым    потребуется
медицинская помощь;
     об оценке  вариаций  радиационной  обстановки  на  судне  и  в
акватории в зависимости от погодных условий.
     29. Раздел "Мероприятия по  действиям  и  защите  персонала  в
случае аварии при нахождении судна в море" Плана мероприятий должен
содержать информацию:
     о  порядке  определения  составом  судовой  вахты   аварийного
состояния ЯЭУ и возможных радиационных последствиях;
     о схеме докладов судовой вахты о нарушениях пределов и условий
безопасной эксплуатации ЯЭУ;
     о   действиях   персонала   по    восстановлению    нормальной
эксплуатации ЯЭУ, определению возможных причин, характера  и  места
аварии;
     о списке должностных лиц экипажа судна, имеющих право отдавать
распоряжение о подаче на судне сигнала "Радиационная опасность";
     о порядке оповещения персонала;
     о списке должностных лиц, имеющих право отдавать  распоряжение
оповещать организации, а  также  о  списке  лиц,  ответственных  за
оповещение и контроль выполнения оповещения;
     о списке оповещаемых  организаций  и  схеме  их  оповещения  с
указанием номеров  абонентов  и  видов  связи,  по  которым  должно
производиться оповещение, а  также  способов  подтверждения  приема
переданных сообщений;
     об осуществлении средствами  связи  (основными  и  резервными)
экстренного оповещения организаций и устойчивой связи с судном;
     о поднимаемых на судне сигналах, предусмотренных Международным
сводом сигналов.
     Информация, представляемая в сообщении об аварии на ЯЭУ судна,
должна быть достаточной для оценки состояния ЯЭУ судна и количества
пострадавших (при их наличии).
     30. Планируемые  мероприятия  по   защите   персонала   должны
предусматривать:
     организацию и техническое обеспечение мониторинга радиационной
обстановки на судне;
     определение загрязненных помещений и количества находящегося в
них персонала, поддержание его жизнедеятельности и эвакуацию;
     организацию  планирования  повышенного  облучения   персонала,
занятого выполнением мероприятий по ликвидации  последствий  аварии
(в  соответствии  с  санитарными  правилами  и  нормативами  СанПиН
2.6.1.2523-09  "Нормы  радиационной  безопасности   (НРБ-99/2009)",
утвержденными постановлением Главного государственного  санитарного
врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. № 47 (зарегистрировано
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  14 августа  2009 г.,
регистрационный № 14534, Российская газета, 2009, № 171/1) (далее -
Нормы радиационной безопасности);
     порядок       применения       препаратов       индивидуальных
противорадиационных аптечек;
     порядок сбора, определения экипировки и подготовки  участников
аварийной партии для общей и  радиационной  разведки  и  выполнения
аварийных работ в зоне аварии;
     организацию эвакуации и маршруты вывода  участников  аварийной
партии из зоны аварии;
     организацию радиационного  обследования  участников  аварийной
партии, эвакуированных из зоны аварии;
     порядок  контроля  и  учета   индивидуальных   доз   облучения
участников аварийной партии, привлекаемых к работам по  локализации
и ликвидации последствий аварии;
     порядок использования средств индивидуальной защиты  и  личной
гигиены;
     контроль загрязнения средств индивидуальной защиты,  одежды  и
кожных покровов в местах выхода  из  зоны  аварии,  а  также  сбора
загрязненных средств защиты и  одежды,  их  безопасного  временного
хранения;
     оценку экспресс-методами количества радионуклидов, поступивших
внутрь  организма   участников   аварийной   партии,   подвергшихся
радиационному    воздействию,     выявление     лиц,     подлежащих
дополнительному    обследованию    биофизическими    методами     и
спектрометрией;
     организацию   проведения   санитарной   обработки   участников
аварийной партии, места и порядок ее проведения.
     31. В разделе необходимо указывать:
     способы   обеспечения   безопасности    судна    при    потере
(ограничении) хода из-за аварии на ЯЭУ;
     условия,  при  которых   необходимо   продолжение   работы   с
нарушением пределов и условий безопасной эксплуатации ЯЭУ  в  целях
обеспечения  безопасности  судна  в   зависимости   от   конкретной
ситуации;
     способы  обеспечения  сохранения   управляемости   судна   при
использовании резервных  и  аварийных  средств  движения  и  оценки
времени работы резервных и аварийных  энергоисточников  по  запасам
органического топлива;
     оценки  энергопотребностей  общесудовых   систем   (элементов)
безопасности, в  том  числе  водоотливных  средств,  обитаемости  и
поддержания жизнедеятельности персонала.
     32. В разделе необходимо указывать  способы  оценки  состояния
физических барьеров, в том числе:
     прямые  и  косвенные  способы  оценки   состояния   физических
барьеров;
     способы обнаружения нарушений целостности физических  барьеров
и их локализации;
     способы  оценки  состояния  систем  (элементов)  безопасности,
сохранения и поддержания эффективности физических барьеров.
     33. В разделе следует определить  порядок  действий  аварийных
партий, в том числе:
     состав групп разведки радиационной и общей обстановки  в  зоне
аварии, их оснащение;
     порядок инструктажа, постановки задач по  спасению  персонала,
осмотра фактического состояния систем и элементов РУ, подготовки  и
ввода  в  действие  систем  и  элементов  РУ,  замеров   параметров
радиационной обстановки, порядок входа в зону аварии для выполнения
заданий, пребывания в ней и выхода из зоны аварии;
     порядок  формирования  спасательных  групп,   групп   разведки
радиационной и общей обстановки и санитарной  группы  из  аварийной
партии для оказания медицинской помощи  персоналу,  эвакуированному
из зоны аварии;
     порядок   санитарной   обработки   и    дезактивации    членов
спасательных групп, выведенных из зоны аварии;
     порядок обработки и обобщения результатов осмотра зоны аварии,
фактических замеров характеристик радиационной  обстановки  в  зоне
аварии,  полученных  группами   разведки   радиационной   и   общей
обстановки  для  представления  информации   в   центральный   пост
управления.
     34. В разделе необходимо указывать:
     информацию о местах расположения медицинских  постов  оказания
помощи;
     комплектацию   пунктов    медицинской    помощи    имуществом,
медицинскими средствами, препаратами, в том  числе  индивидуальными
противорадиационными  аптечками,  препаратами   стабильного   йода,
другими противорадиационными препаратами;
     порядок   проведения   йодной   профилактики   и    применения
противорадиационных препаратов;
     порядок оказания  первой  медицинской  помощи  пострадавшим  и
проведения дальнейшего обследования (при необходимости);
     порядок эвакуации пострадавших (при их наличии);
     порядок госпитализации персонала, пострадавшего при аварии;
     порядок   направления   на   медицинское   освидетельствование
персонала, получившего индивидуальную дозу облучения, превышающую в
5 раз предел дозы, установленной Нормами радиационной безопасности;
     порядок предоставления информации о  результатах  медицинского
обследования  персонала   и   оказании   медицинской   помощи   ЭО,
руководителям организаций, с которыми осуществляется взаимодействие
при проведении аварийных работ;
     порядок проведения проверок продуктов питания и питьевой воды.
     35. В разделе следует привести:
     способы  оценки  технического  состояния  ЯЭУ  с   нарушенными
пределами и условиями безопасной эксплуатации;
     уточненные данные о результатах разведки радиационной и  общей
обстановки в зоне аварии;
     техническое состояние систем и элементов ЯЭУ, в том числе:
     физических барьеров безопасности;
     систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности;
     анализ состояния запасов технологических сред.
     36. В разделе необходимо представлять оценку возможности:
     проведения частичной дезактивации помещений и оборудования для
периодического обслуживания систем и элементов ЯЭУ;
     эксплуатации систем и элементов ЯЭУ  после  устранения  причин
аварии, восстановления пределов и условий нормальной  эксплуатации,
в том числе путем  уменьшения  резервирования  и  снижения  уровней
мощности работы ЯЭУ.
     37. В разделе "Мероприятия по действиям и защите  персонала  в
случае  аварии  при  нахождении  судна  в  порту"  в  дополнение  к
положениям, указанным в разделе "Мероприятия по действиям и  защите
персонала в случае  аварии  при  нахождении  судна  в  море"  Плана
мероприятий, необходимо указывать:
     порядок  использования  средств  связи  и  системы  оповещения
(соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым
телефонным коммутатором, с прямой  линией  связи  с  администрацией
порта, применение радиотелефонных средств);
     необходимость нахождения на борту капитана судна или лица, его
замещающего, и установленного количества персонала  для  проведения
аварийных мероприятий в случае аварии;
     состав аварийных партий, места их сбора и оснащение;
     оценку радиационной  обстановки  на  судне  и  на  прилегающей
территории порта, обеспечение радиационного контроля при  ухудшении
радиационной обстановки;
     маршруты    эвакуации    персонала,    не    участвующего    в
противоаварийных  мероприятиях,  а  также  других   лиц,   временно
находящихся на судне;
     перечень мероприятий  по  радиационному  контролю  и  оказанию
медицинской  помощи  персоналу  и  работникам  порта,  подвергшимся
радиационному воздействию, мероприятия по их санитарной обработке;
     порядок  использования  береговых  средств   пожаротушения   и
проведения  других  противоаварийных  мероприятий,  включая  подачу
электроэнергии с берега;
     порядок предоставления информации  о  пожаре  на  борту  судна
портовым пожарным  командам,  о  принятии  совместных  с  портовыми
пожарными   командами   противопожарных   мер   и   уведомлении   о
радиационной  опасности  работников   портовых   пожарных   команд,
участвующих в ликвидации пожара (при его возникновении);
     перечень  мероприятий  по  охране  судна  (с  учетом   местных
условий),  исключающих  возможность  неконтролируемого  доступа  на
судно посторонних лиц;
     перечень технических и организационных мер по защите судна  от
внешних воздействий.
     38. В  Плане  мероприятий  должны  быть   учтены   требования,
определенные администрацией  порта,  к  организации  оповещения  об
аварии на ЯЭУ судна, взаимодействию с аварийной  партией  порта,  а
также буксировке судна с аварийной ЯЭУ на удаленную якорную стоянку
(при необходимости). Взаимодействие работников  порта  с  судном  с
аварийной ЯЭУ, привлечение организаций  к  ликвидации  радиационных
аварий осуществляется в соответствии с портовым аварийным планом.
     39. Схема оповещения администрации порта  о  ядерной  и  (или)
радиационной  аварии   на   судне   должна   быть   согласована   с
администрацией порта.
     40. Состояние  ЯЭУ  судна  в  порту   должно   соответствовать
требованиям   санитарных   правил   СП   2.6.1.01-04   "Обеспечение
радиационной безопасности портов Российской Федерации при заходе  и
стоянке  в  них  атомных   судов,   судов   атомно-технологического
обслуживания и плавучих  энергоблоков  атомных  теплоэлектростанций
(СПРБП-04)", утвержденных постановлением Главного  государственного
санитарного врача Российской Федерации от  11 февраля  2004 г.  № 5
(зарегистрировано  Министерством   юстиции   Российской   Федерации
4 марта 2004 г., регистрационный № 5607, Российская  газета,  2004,
№ 78).
     41. В разделе "Мероприятия по действиям и защите  персонала  в
случае  аварии  при  нахождении  судна  в  доке"  в  дополнение   к
положениям, указанным в разделах "Мероприятия по действиям и защите
персонала  в  случае  аварии  при  нахождении  судна  в   море"   и
"Мероприятия по действиям и защите персонала в  случае  аварии  при
нахождении судна в порту" Плана мероприятий, необходимо указывать:
     порядок использования средств связи между судном и доком;
     соответствие значений остаточных тепловыделений  активных  зон
реакторов  значениям,  определенным  эксплуатационными  документами
ЯЭУ;
     способы  и  возможность  подачи  охлаждающей  воды  в  контуры
теплоотвода   ЯЭУ   судна   для   обеспечения   отвода   остаточных
тепловыделений ЯЭУ при аварии на доке;
     средства, способы и периодичность  радиационного  контроля  на
стапель-палубе в районе реакторных отсеков;
     порядок взаимодействия аварийных партий судна и дока;
     способы и  порядок  эвакуации  персонала,  не  участвующего  в
ликвидации аварии на судне;
     перечень организационно-технических мероприятий по поддержанию
судна на плаву в случае аварийного затопления дока.
     42. В разделе "Мероприятия по действиям и защите  персонала  в
случае аварии при буксировке  судна"  дополнительно  к  положениям,
указанным в разделе "Мероприятия по действиям и защите персонала  в
случае аварии при  нахождении  судна  в  море"  Плана  мероприятий,
необходимо указывать:
     порядок использования средств связи между буксируемым судном и
судами, обеспечивающими его буксировку;
     порядок взаимодействия аварийных партий буксируемого  судна  и
обеспечивающих его буксировку  судов,  способы  доставки  аварийных
партий на буксируемое судно (при необходимости);
     способы и  порядок  эвакуации  персонала,  не  участвующего  в
ликвидации аварии, с буксируемого судна;
     схемы  размещения   устройств   для   буксировки,   швартового
оборудования.
     43. В разделе "Мероприятия по действиям и защите  персонала  в
случае аварии при  нахождении  судна  в  составе  плавучей  атомной
станции"  в  дополнение   к   положениям,   указанным   в   разделе
"Мероприятия по действиям и защите персонала в  случае  аварии  при
нахождении судна в порту" Плана мероприятий, необходимо указывать:
     порядок  использования  средств  связи  и  системы  оповещения
(соединение судна с телефонной сетью общего пользования, с портовым
телефонным коммутатором, с прямой  линией  связи  с  администрацией
порта, применение радиотелефонных средств);
     схему организации оповещения и связи на ПАС;
     схемы основных технологических связей  с  объектами  береговой
инфраструктуры  и  схемы  размещения  разъемных  устройств  системы
энергообеспечения;
     порядок  организации  несения   судовой   вахты,   обоснование
необходимости нахождения на ПЭБ административного руководства ПАС и
установленного  количества  персонала  для   выполнения   аварийных
мероприятий в случае аварии;
     состав аварийных партий, места их сбора и оснащение;
     оценку радиационной обстановки на судне и в  СЗЗ,  обеспечение
радиационного контроля при ухудшении радиационной обстановки;
     маршруты    эвакуации    персонала,    не    участвующего    в
противоаварийных  мероприятиях,  а  также  других   лиц,   временно
находящихся на судне;
     перечень мероприятий  по  радиационному  контролю  и  оказанию
медицинской  помощи   персоналу,   подвергнувшемуся   радиационному
воздействию, мероприятия по его санитарной обработке;
     порядок  использования  береговых  средств   пожаротушения   и
проведения  других  противоаварийных  мероприятий,  включая  подачу
электроэнергии с берега;
     перечень технических и организационных мер по защите судна  от
внешних воздействий;
     критерии  объявления  состояния   "Аварийная   готовность"   и
"Аварийная обстановка";
     порядок  действий   персонала   при   ухудшении   радиационной
обстановки   в   периодически   обслуживаемых   и   необслуживаемых
помещениях в зоне контролируемого доступа и контролируемой зоне.

     IV. Критерии объявления состояний "Аварийная готовность"
                  и "Аварийная обстановка" на ПАС

     44. В  качестве  критериев  объявления  состояния   "Аварийная
готовность" на ПАС должны использоваться:
     превышение значений мощностей доз,  приведенных  в  приложении
№ 3 к  настоящим  Федеральным  нормам  и  правилам,  при  нарушении
пределов безопасной эксплуатации ЯЭУ ПЭБ;
     внешнее воздействие природного или техногенного происхождения,
взрыв, пожар, нарушившие нормальную работу  систем  или  элементов,
важных для безопасности,  и  приведшие  к  нарушению  пределов  или
условий безопасной эксплуатации ЯЭУ ПЭБ;
     подача сигнала "Радиационная опасность".
     45. В  качестве  критериев  объявления  состояния   "Аварийная
обстановка" на ПАС должны использоваться:
     превышение значений мощностей доз,  приведенных  в  приложении
№ 3 к настоящим Федеральным нормам и правилам;
     введение в действие  руководства  по  управлению  запроектными
авариями.

     V. Порядок объявления состояний "Аварийная готовность" и
                   "Аварийная обстановка" на ПАС

     46. Решение  об  объявлении  на   ПАС   состояний   "Аварийная
готовность"   и   "Аварийная   обстановка"    должно    приниматься
административным руководством ПАС. Одновременно с принятием данного
решения  административное  руководство  должно  принять  решение  о
введении в действие Плана мероприятий.
     47. При принятии административным руководством ПАС решения  об
объявлении на ПАС состояния "Аварийная готовность"  или  "Аварийная
обстановка" и о введении в действие Плана мероприятий  данные  лица
должны дать указание  капитану  судна  (лицу,  его  замещающему)  и
начальнику  смены  об  объявлении  на  ПАС   состояния   "Аварийная
готовность" или "Аварийная обстановка"  и  о  введении  в  действие
Плана мероприятий.
     48. Информация  об  объявлении  на  ПАС  состояний  "Аварийная
готовность" или "Аварийная обстановка"  и  о  введении  в  действие
Плана мероприятий в срок не более 15  минут  с  момента  объявления
должна  быть  доведена  до  организаций,  участвующих  в  аварийном
реагировании, и до сведения работников согласно утвержденным схемам
оповещения.
     В приложении к Плану мероприятий должны быть  приведены  схемы
оповещения  об  объявлении  состояний  "Аварийная   готовность"   и
"Аварийная обстановка" на  ПАС  и  список  абонентов  оповещения  о
состояниях "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" на ПАС.
     49. После объявления состояния "Аварийная  готовность"  должны
быть приведены в состояние  готовности  силы,  предназначенные  для
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  ослабления,
локализации   и   ликвидации   последствий   аварий,   определенные
документами ЭО.


                          ______________


                                        ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
                               к федеральным нормам и правилам
                           в области использования атомной энергии
                            "Требования к планированию мероприятий
                               по действиям и защите персонала
                                  при ядерных и радиационных
                                  авариях на судах и других
                            плавсредствах с ядерными реакторами",
                           утвержденным приказом Федеральной службы
                             по экологическому, технологическому
                                      и атомному надзору
                                   от 27 июня 2018 г. № 278


                        Перечень сокращений

     ПАС - плавучая атомная станция
     ПЭБ - плавучий энергоблок
     РУ - реакторная установка
     СЗЗ - санитарно-защитная зона
     ЭО - эксплуатирующая организация
     ЯЭУ - ядерная энергетическая установка


                           ____________


                                        ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
                               к федеральным нормам и правилам
                           в области использования атомной энергии
                            "Требования к планированию мероприятий
                               по действиям и защите персонала
                                  при ядерных и радиационных
                                  авариях на судах и других
                            плавсредствах с ядерными реакторами",
                           утвержденным приказом Федеральной службы
                             по экологическому, технологическому
                                      и атомному надзору
                                   от 27 июня 2018 г. № 278


                       Термины и определения

     1. Аварийная  партия -  группа  персонала,   создаваемая   для
эвакуации пострадавших, борьбы с затоплением, пожарами,  ликвидации
повреждений технических средств,  оборудования,  разведки  общей  и
радиационной   обстановки,    выполнения    аварийных    работ    в
контролируемой зоне и других целей по обеспечению живучести судна.
     2. Акватория   плавучего    энергоблока -    участок    водной
поверхности достаточной глубины  и  размеров,  предназначенный  для
размещения  и  функционирования  ПЭБ  с  защитными   дамбами   (при
необходимости),  причалами,   якорными   стоянками,   навигационным
оборудованием, обеспечивающий  безопасное  маневрирование  судов  и
плавсредств технологического обеспечения.
     3. Контролируемая зона - зона  с  контролируемым  доступом,  в
которой  действуют  специальные  правила  для  обеспечения   защиты
персонала от воздействия ионизирующего излучения.
     4. Радиационные   последствия -   радиационное    воздействие,
оцениваемое  масштабом  и   степенью   воздействия   радиоактивного
загрязнения, составом  радионуклидов  и  количеством  радиоактивных
веществ в выбросе.
     5. Персонал - экипаж и специальный персонал судна,  пассажиры,
экипаж судна-буксировщика.
     6. Плавучая атомная станция -  плавучий  энергоблок  (плавучие
энергоблоки) с необходимым комплексом береговых зданий и сооружений
для обеспечения  его  стоянки  и  эксплуатации,  а  также  передачи
тепловой и электрической энергии  в  заданных  режимах  и  условиях
применения, располагающийся в пределах  определенной  проектом  ПАС
территории и акватории, с необходимыми работниками  (персоналом)  и
документацией. В состав ПАС могут также входить береговые хранилища
ядерного топлива и радиоактивных отходов.
     7. Режим энергоисточника - режим работы, при котором  судно  с
ЯЭУ, входящее в состав ПАС, обеспечивает выдачу  в  береговые  сети
электрической (тепловой) энергии установленных параметров.
     8. Сигнал "Радиационная  опасность" -  сигнал,  подаваемый  на
судне при  превышении  параметров  системы  радиационного  контроля
значений пределов безопасной эксплуатации, определенных по двум или
более каналам измерений.
     9. Состояние   "Аварийная   готовность" -   состояние   судна,
объявление  которого  требует  введения   режима   функционирования
системы   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций
"Повышенная готовность"  с  установлением  соответствующего  уровня
реагирования с целью предупреждения чрезвычайной ситуации.
     10. Состояние  "Аварийная   обстановка" -   состояние   судна,
объявление  которого  требует  введения   режима   функционирования
системы   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций
"Чрезвычайная  ситуация"   с   установлением   объектового   уровня
реагирования с целью ликвидации чрезвычайной ситуации.


                           _____________


                                        ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
                               к федеральным нормам и правилам
                           в области использования атомной энергии
                            "Требования к планированию мероприятий
                               по действиям и защите персонала
                                  при ядерных и радиационных
                                  авариях на судах и других
                            плавсредствах с ядерными реакторами",
                           утвержденным приказом Федеральной службы
                             по экологическому, технологическому
                                      и атомному надзору
                                   от 27 июня 2018 г. № 278


           Значения мощностей доз в помещениях плавучего
     энергоблока, эксплуатируемого в режиме энергоисточника, в
        акватории и на береговой площадке плавучей атомной
     станции, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при
        превышении которых объявляются состояния "Аварийная
              готовность" или "Аварийная обстановка"

|--------------------------|--------------------------------------|
|       Критерий для       |               Состояние              |
|       определения        |                                      |
|        состояния         |                                      |
|                          |-----------------|--------------------|
|                          |   "Аварийная    |     "Аварийная     |
|                          |   готовность"   |    обстановка"     |
|--------------------------|-----------------|--------------------|
|  Помещения постоянного   |    10 мкЗв/ч    |     600 мкЗв/ч     |
|   пребывания персонала   |                 |                    |
|   контролируемой зоны    |                 |                    |
|--------------------------|-----------------|--------------------|
| Акватория ПЭБ, береговая |   2,5 мкЗв/ч    |     200 мкЗв/ч     |
|    площадка ПАС и СЗЗ    |                 |                    |
|--------------------------|-----------------|--------------------|
|Акватория и территория за |   0,1 мкЗв/ч*   |     20 мкЗв/ч      |
| пределами акватории ПЭБ, |                 |                    |
| береговой площадки ПАС и |                 |                    |
|           СЗЗ            |                 |                    |
|--------------------------|-----------------|--------------------|
     ____________
     * Превышение над естественным радиационным фоном.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также