Расширенный поиск
Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 198УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. 2. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу; б) утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу; в) осуществлять контроль за реализацией Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу; г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии промышленной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению. 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 6 мая 2018 года № 198 _______________ УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. № 198 ОСНОВЫ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу I. Общие положения 1. Настоящими Основами определяются цели, принципы, приоритетные направления и основные задачи государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности. 2. В настоящих Основах используются следующие основные понятия: а) государственная политика Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - государственная политика в области промышленной безопасности) - система приоритетов, целей, задач и мер в этой области, а также деятельность участников обеспечения промышленной безопасности, направленная на ее укрепление; б) промышленная безопасность - определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения - отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу; в) промышленный объект - предприятие, его цеха, участки, площадки, используемые для осуществления деятельности в сфере промышленности; г) участники обеспечения промышленной безопасности - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, деятельность которых направлена на обеспечение безопасной эксплуатации промышленных объектов, а также на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации аварий и ликвидации их последствий. 3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. 4. Обеспечение промышленной безопасности является одним из направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации. II. Оценка состояния промышленной безопасности. Основные проблемы и тенденции развития в области промышленной безопасности на современном этапе 5. Промышленное производство, с одной стороны, обеспечивает экономическое развитие государства и жизнедеятельность общества, с другой - является источником потенциальной опасности. От состояния промышленной безопасности зависит не только обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукцией, но и непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание благоприятных условий их жизнедеятельности, сохранение окружающей среды. 6. Промышленные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а также иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов, представляют особую угрозу при эксплуатации. 7. В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано более 170 тыс. объектов, из них: а) 2 тыс. объектов чрезвычайно высокой опасности (I класс опасности); б) более 7,5 тыс. объектов высокой опасности (II класс опасности); в) более 90 тыс. объектов средней опасности (III класс опасности); г) 71 тыс. объектов низкой опасности (IV класс опасности). 8. Сравнительный анализ показателей аварийности и случаев смертельного травматизма на опасных производственных объектах за период с 2005 по 2017 год свидетельствует об общей тенденции повышения уровня безопасности на таких объектах. Так, за указанный период общее количество аварий на них снизилось с 235 до 159 (на 32 процента), количество несчастных случаев со смертельным исходом - с 404 до 158 (на 61 процент). Вместе с тем 60 - 70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600 - 700 млрд. рублей в год, что негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации. 9. Основными источниками опасности, причинами повышения аварийности на промышленных объектах являются низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на таких объектах, контрафактные или не соответствующие техническим требованиям используемые комплектующие, запасные части и материалы, низкие квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина, отсутствие эффективных стимулов для обновления основных производственных фондов. Усиливающееся негативное воздействие техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую среду, увеличение риска возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (в том числе вследствие террористических актов) представляют возрастающую угрозу для жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономического развития Российской Федерации. 10. В случае развития ситуации в области промышленной безопасности по негативному сценарию (отказ от принятия мер по обновлению материально-технической базы и внедрению современных безопасных технологий производства) возрастет количество аварий на промышленных объектах, организационно-технические мероприятия, направленные на повышение противоаварийной устойчивости таких объектов, окажутся недостаточными для оперативного обнаружения признаков аварийной ситуации и своевременного оповещения персонала, а условия, необходимые для быстрой локализации аварий на ранней стадии их развития, не будут созданы. 11. Необходимость повышения уровня промышленной безопасности обусловлена следующими факторами: а) увеличение количества промышленных объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны; б) рост непроизводительных затрат, связанных как с причинением вреда в результате аварий, так и с существованием неоправданных административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности; в) низкий уровень профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, что ведет к росту нарушений требований промышленной безопасности; г) несоблюдение технических и технологических норм при производстве оборудования и других технических устройств, а также требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации промышленных объектов. 12. В сложившейся ситуации требуются разработка и реализация эффективной государственной политики в области промышленной безопасности, направленной на последовательное снижение риска возникновения аварий на промышленных объектах, а также на совершенствование методов государственного регулирования в данной области, в том числе на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. В настоящее время осуществляется внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий, что позволит сократить количество мероприятий по контролю, заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные, устранить ряд избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности. III. Цели, принципы и приоритетные направления государственной политики в области промышленной безопасности 13. Целями государственной политики в области промышленной безопасности являются предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, и укрепление правопорядка в области промышленной безопасности. 14. Принципами государственной политики в области промышленной безопасности являются: а) соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области промышленной безопасности; б) соответствие задач и мер государственного регулирования в области промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на промышленных объектах для жизненно важных интересов личности и общества; в) сосредоточение усилий и ресурсов участников обеспечения промышленной безопасности на основных направлениях ее укрепления; г) обеспечение единства подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права; д) соблюдение баланса общественных и частных интересов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении государственного контроля (надзора) за их соблюдением; е) минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах; ж) снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности; з) внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов; и) внедрение научно-технических достижений и передового опыта в целях обеспечения промышленной безопасности; к) неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за невыполнение требований промышленной безопасности и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на промышленных объектах, а также возмещение такого вреда в полном объеме; л) обеспечение доступности для населения информации в области промышленной безопасности. 15. Механизмами реализации настоящих Основ являются издание нормативных правовых актов Российской Федерации, разработка государственных (в том числе межведомственных) и муниципальных программ, направленных на реализацию основных задач государственной политики в области промышленной безопасности, а также утверждение плана мероприятий по реализации настоящих Основ. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные (надзорные) функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности. 16. Приоритетными направлениями государственной политики в области промышленной безопасности являются: а) совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления в области промышленной безопасности; б) разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов; в) усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз; г) обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости промышленных объектов и их инфраструктуры; д) повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых принципов при осуществлении мероприятий по контролю в области промышленной безопасности; е) сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов; ж) эффективное кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности; з) развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности; и) урегулирование вопросов в области промышленной безопасности на территориях (объектах), над которыми юрисдикция Российской Федерации в этой области не осуществляется; к) развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности. IV. Основные задачи государственной политики в области промышленной безопасности 17. Основными задачами государственной политики в области промышленной безопасности являются: а) обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах; б) формирование механизмов научно-технической и методологической поддержки государственного регулирования в области промышленной безопасности, обеспечивающих решение задач прогнозирования рисков возникновения аварий, научно-техническое обоснование разработки (актуализации) требований к безопасности технологических процессов, внедрение инновационных технологий обеспечения промышленной безопасности; в) сближение требований промышленной безопасности в рамках Евразийского экономического союза и межгосударственных объединений, формируемых при участии Российской Федерации; г) внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; д) разработка нормативно-правовой базы в части, касающейся создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на промышленных объектах в целях определения состояния промышленной безопасности; е) отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности; ж) совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы; з) обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности уполномоченных органов в области промышленной безопасности; и) совершенствование системы повышения квалификации работников органов государственного контроля (надзора) и работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности; к) совершенствование требований к программам подготовки, к аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов эксплуатирующих организаций и организаций, осуществляющих обслуживание промышленных объектов; л) развитие методов анализа и оценки рисков возникновения аварий на промышленных объектах; м) развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, о системах управления промышленной безопасностью, об авариях и инцидентах на промышленных объектах; н) повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте; о) совершенствование механизмов компенсации затрат, связанных с локализацией аварий и ликвидацией их последствий, за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах; п) совершенствование механизмов установления охранных зон промышленных объектов и обеспечения соблюдения особых условий использования таких зон; р) разработка комплекса мер по перебазированию из густонаселенных районов Российской Федерации или ликвидации промышленных объектов, функционирование которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации; с) совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня; т) развитие системы профилактики нарушений требований промышленной безопасности; у) реализация международных договоров Российской Федерации в области промышленной безопасности; ф) развитие сотрудничества Российской Федерации с международными организациями и объединениями, занимающимися вопросами обеспечения и регулирования промышленной безопасности; х) углубление сотрудничества с национальными органами иностранных государств, осуществляющими регулирование в области промышленной безопасности, иностранными научными и международными организациями в целях повышения уровня промышленной безопасности, сближения подходов к обеспечению и регулированию промышленной безопасности, а также оперативного и постоянного обмена информацией об авариях на промышленных объектах, последствия которых могут носить трансграничный характер; ц) оказание содействия иностранным государствам, использующим или намеревающимся использовать российские промышленные технологии, в становлении и развитии национальных систем регулирования в области промышленной безопасности; ч) повышение уровня информированности населения о состоянии промышленной безопасности; ш) развитие инструментов технического регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками; щ) внедрение эффективных механизмов, препятствующих проявлениям коррупции в системе обеспечения промышленной безопасности. V. Ожидаемые результаты и инструменты реализации настоящих Основ. Оценка эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности 18. Результатами реализации настоящих Основ должны стать обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, а также укрепление правопорядка в области промышленной безопасности. 19. Инструментами реализации настоящих Основ являются: а) осуществление мониторинга состояния промышленной безопасности; б) нормативно-правовое регулирование в области промышленной безопасности; в) реализация государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, предусматривающих мероприятия, направленные на решение задач в области промышленной безопасности; г) участие федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций в соответствии с их компетенцией в организации и проведении мероприятий в области промышленной безопасности; д) внедрение мер стимулирования деятельности в области промышленной безопасности; е) выполнение плана мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемого Правительством Российской Федерации; ж) осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 20. Механизмами оперативного реагирования на угрозы и кризисные ситуации в области промышленной безопасности являются: а) выполнение планов мероприятий по локализации аварий на промышленных объектах и ликвидации их последствий; б) расследование несчастных случаев на промышленных объектах; в) проведение технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения. 21. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности, с участниками обеспечения промышленной безопасности при возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на промышленных объектах определен законодательством Российской Федерации. 22. Эффективность реализации государственной политики в области промышленной безопасности оценивается по следующим показателям: а) снижение количества аварий на промышленных объектах; б) снижение количества случаев со смертельным исходом в результате аварий на промышленных объектах; в) снижение количества травмированных в результате аварий на промышленных объектах; г) снижение административной нагрузки на организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности. 23. Сбор, обобщение и анализ информации о достижении показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности. 24. Количественные значения показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности и порядок их определения на соответствующий год разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации. 25. Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящими Основами, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренных на реализацию государственных и муниципальных программ на соответствующий год, разработанных с учетом настоящих Основ, а также за счет внебюджетных источников. VI. Порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области промышленной безопасности 26. Государственная политика в области промышленной безопасности осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан. 27. Государственная политика в области промышленной безопасности является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. 28. Корректировка настоящих Основ осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга реализации настоящих Основ и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние промышленной безопасности. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|