Расширенный поиск

Постановление Администрации Магаданской области от 20.10.2010 № 609-па

М А Г А Д А Н С К А Я О Б Л А С Т Ь

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

20.10.2010                                                           № 609-па

г. Магадан

 

 

 Об областной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области» на 2010-2013 годы»

 

 

Во исполнение Федерального Закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области» на 2010-2013 годы».

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Чуфенева В.Н.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

 

 

Губернатор Магаданской области                                          Н. Дудов

 

 

 

Утверждена

 

постановлением администрации

Магаданской области

 

от 20.10.2010 № 609-па

 

 

 

 

Областная целевая программа

 

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области» на 2010-2013 годы»

 

 

Паспорт областной целевой программы

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

в Магаданской области» на 2010-2013 годы»

 

 

Наименование
программы

областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области» на 2010-2013 годы» (далее – Программа)

 

Основания для разработки программы

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ
«
Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(с изменениями от 8 мая 2010 г.); постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г.  № 1225 «О требованиях к региональным и                  муниципальным программам в области энергосбережения и                  повышения энергетической эффективности»; постановление администрации Магаданской области от 09 октября 2008 г.          № 395-па «О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области»

 

Государственный заказчик Программы

 

администрация Магаданской области

Разработчик Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной энергетики администрации Магаданской области (далее – Департамент ЖКХ и КЭ)

 

Исполнители Программы

- органы исполнительной власти Магаданской области;

- организации, финансируемые из областного бюджета;

- муниципальные образования Магаданской области

 

Цель Программы

формирование экономической и управленческой политики энергосбережения и разработка на ее основе системы производственных, организационных, финансовых механизмов и мероприятий, практическая реализация которых приведет к повышению энергетической эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в системе жилищно-коммунального хозяйства области, сокращению финансовых затрат на обеспечение энергоснабжения объектов коммунальной энергетики, оптимизации энергопотребления и внедрение энергосберегающих мероприятий для обеспечения ежегодного снижения энергопотребления в сопоставимых условиях в течение 3 лет не менее, чем на 9 процентов от объема фактически потребленных ими в 2009 году энергетических ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее, чем на 3 процента в организациях и учреждениях финансируемых из областного бюджета

 

Задачи Программы

реализация мероприятий в области энергосбережения в организациях и учреждениях финансируемых из областного бюджета;

проведение энергетических обследований в организациях и учреждениях финансируемых из областного бюджета;

обеспечение информирования, обучения и пропаганды в области энергосбережения и энергоэффективности

 

Ожидаемые конечные результаты социально-экономические реализации Программы

снижение потребления энергетических ресурсов в организациях и учреждениях финансируемых из областного бюджета в сопоставимых условиях не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году с ежегодным снижением такого объема не менее, чем на 3 процента

 

Объемы и источники финансирования

объем финансирования программы – 596010,0 тыс. рублей, из них по годам:

2010 год – 139399,0 тыс. рублей;

2011 год – 117864,0 тыс. рублей;

2012 год – 166410,0 тыс. рублей;

2013 год – 172337,0 тыс. рублей.

источники финансирования:

за счет областного бюджета:

всего 30000,0 тыс. рублей, из них по годам:

2010 год – 0,0 тыс. рублей;

2011 год – 10000,0 тыс. рублей;

2012 год – 10000,0  тыс. рублей;

2013 год – 10000,0 тыс. рублей.

за счет средств ОЭЗ:

всего 566010,0 тыс. рублей,

из них по годам:

2010 год – 139399,0 тыс. рублей;

2011 год – 107864,0 тыс. рублей;

2012 год – 156410,0  тыс. рублей;

2013 год – 162337,0 тыс. рублей

 

Сроки и этапы реализации Программы

Начало: 2010 год. Окончание: 2013 год. Реализацию Программы предполагается осуществить в два этапа:
первый
этап – 2010-2011 годы;

второй этап – 2012-2013 годы

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Постановлением администрации Магаданской области от 09.10.2008г. № 395-па «О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области»

Индикаторы Программы

доля объемов энергетического ресурса, потребляемого в организациях и учреждениях финансируемых из областного бюджета, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (по всем видам энергетических ресурсов);

экономия энергетических ресурсов в в организациях и учреждениях финансируемых из областного бюджета в натуральном выражении (по всем видам энергетических ресурсов);

удельное потребление энергетических ресурсов на 1 чел./кв. м

 

1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета

 

1.1. Общая часть.

На протяжении предшествующих ряда лет в Российской Федерации и, в частности, в Магаданской области остро стоит вопрос проведения государственной политики в области энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов. Для процесса решения этих задач должны быть вовлечены органы власти федерального, регионального и муниципального уровня, все организации, независимо от формы собственности, граждане и иные заинтересованные структуры. Существовавшее законодательство не позволяло в полной мере осуществить столь масштабные проекты для решения этих вопросов. В то же время, громадные, в масштабе всей страны, а по региональным меркам в особенности, финансовые затраты, диктуют энергосбережение из популярного лозунга  превратить в насущную необходимость. Для этого в ноябре месяце 2009 года принят Федеральный закон № 261-ФЗ                          «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основными направлениями действия указанного закона являются:

- эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- планирование и выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий;

- принятие федеральной, региональной, муниципальных программ и программ предприятий, осуществляющих снабжение всех категорий потребителей жилищно-коммунальными услугами;

- разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- установление государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- проведение энергетических обследований, цели и порядок исполнения;

- заключение энергосервисных контрактов, требования и порядок заключения;

- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов  всех уровней.

Для выполнения указанных направлений органы исполнительной власти регионального и муниципального уровней, а также руководство предприятий жилищно-коммунального комплекса и другие структуры, где используются топливно-энергетические ресурсы, и в том числе население,  принимают все возможные меры  для разработки и выполнению мероприятий, которые позволят ответственно подойти к решению задач, постановленных Президентом и Правительством Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 

Определения и сокращения.

ЭЭ – электрическая энергия

ТЭ – тепловая энергия

БУ – бюджетное учреждение

ЭО – энергетическое обследование

1.2.  Анализ текущего состояния проблемы.

1.2.1. Краткая характеристика региона.

Магаданская область образована в 1953 году и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Вся территория области относится к районам Крайнего Севера и характеризуется суровым климатом годовой перепад температур в 100оС - летом + 40о, зимой - 60оС, географической отдаленностью от развитых промышленных центров страны.

Общая площадь территории Магаданской области немногим более 462 тыс. кв. км (пятое место в ДФО, девятое место по России) или 2,7% территории России.

Численность населения Магаданской области на 01 января 2010 года составляет 161,3 тыс. человек или 2,5% населения Дальневосточного федерального округа и 0,1% населения Российской Федерации. Из них 154,1 тыс. человек (96%) являются городскими жителями и 7,1 тыс. человек (4%) - сельскими. Плотность населения в среднем по области составляет 0,36 человека на 1 кв. км, что почти в 3 раза меньше показателя по ДФО в целом.

Устойчивая тенденция сокращения населения характерна для всех районов области. Главной причиной снижения численности является миграционный отток, вызванный утратой привлекательности жизни в области. За период 1991-2008 годов миграционный отток населения составил 219,9 тыс. человек.

Магаданская область обладает высоким потенциалом промышленного развития, который связан с освоением минерально-сырьевых ресурсов региона при условии ликвидации дефицита энергетической энергии и развития транспортной инфраструктуры. Кроме традиционно осваиваемых запасов золота и серебра территория имеет значительные перспективы на другие виды полезных ископаемых: металлические - цветные металлы, платиноиды, железо; неметаллические - цеолиты, вулканический пепел, известняки, гипс, плавиковый шпат, барит; энергетические - бурый и каменный угли, торф, углеводороды.

По оценкам специалистов доминирующая роль в общей стоимости запасов и ресурсов всех полезных ископаемых в регионе приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%), доля цветных и черных металлов составляет 8,4%, а благородных, на которых основана сейчас экономика области, лишь 3%.

Разработка целого ряда природных ресурсов Магаданской области имеет общероссийское стратегическое значение.

Значительная часть территории Магаданской области расположена на Колымском нагорье. На северо-востоке она граничит с Камчатским краем, на севере – с Чукотским автономным округом, на западе - с Республикой Саха (Якутия), на юго-западе – с Хабаровским краем, на юге и юго-востоке омывается водами Охотского моря.

В соответствии с административно-территориальным делением в составе Магаданской области: 8 муниципальных районов, в том числе: Ольский, Хасынский, Ягоднинский, Тенькинский, Сусуманский, Омсукчанский, Среднеканский, Северо-Эвенский и один городской округ - областной центр г. Магадан.

В г. Магадане сосредоточено более 66% населения области. Удельный вес жителей остальных 8 муниципальных районов составляет от 1,6% до 6,6% от общей численности населения области.

Основные населенные пункты расположены вдоль дороги федерального значения Якутск-Магадан. Такое расселение жителей обусловлено исторически, поселения создавались как сеть опорных пунктов вдоль Колымской автотрассы для обеспечения производственной деятельности «Дальстроя» по добыче золота и олова.

Территория Магаданской области является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, редкому сочетанию видов растений и животных и их сообществ. Имеется уникальный комплекс глубоководных, хорошо защищенных и обширных бухт, заливов Охотского моря.

Преобладающий характер рельефа территории - горный ландшафт (горы и плоскогорья с высотами от 500 до 2500 м). Здесь находятся геологические объекты: горные системы Верхоянского и Черского хребтов, нагорье Колымское.

Климат области формируется в условиях сравнительно высоких широт и резких контрастов суши и Охотского моря.

Территория лежит в зоне отрицательных средних годовых температур. Зимы в северных и центральных районах по своей суровости не имеют себе равных в Евразии. Наиболее высокие температуры летних месяцев наблюдаются в континентальных ее частях, на побережье значительно холоднее.

Исходя из таких климатических условий, отопительный период на территории области начинается в первой декаде сентября и заканчивается во второй декаде июня. Длительность в среднем составляет 285 суток.

Несмотря на суровые природно-климатические условия, регион располагает наличием уникальных факторов для развития отдельных направлений туристической отрасли: экстремального, экспедиционного, рыболовного, спортивного и других видов активного отдыха. К рекреационным ресурсам области относится также наличие условий, отвечающих требованиям Международной федерации горнолыжного спорта для развития этого вида спорта: продолжительный период снежного покрова и близость областного центра к весьма благоприятным для занятий горнолыжным спортом сопкам.

Исторически в Магаданской области сложилась моносырьевая структура экономики, ориентированная на добычу полезных ископаемых. При этом возможности дальнейшего развития горнодобывающей отрасли зависят от уровня развития других отраслей экономики: энергетики, транспорта, связи, строительства и т.д. Одновременно положение дел в горнодобывающей отрасли определяет состояние развития смежных отраслей.

Утвержденный Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации объем валового регионального продукта области за 2008 год  составил 41948,5 млн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2000 года на 4,9%.

В структуре ВРП области основное место занимают:

- добыча полезных ископаемых (17,2%);

- обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии и воды (10,8%);

- государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (20,5%);

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (10,2%).

Основными особенностями энергосистемы Магаданской области являются:

-  изолированность, отсутствие технологических связей с ЕЭС России;

-  избыточная по установленной мощности генерация;

-  в систему централизованного электроснабжения из-за отсутствия электрических сетей не входят населенные пункты Северо-Эвенского национального района, поселки Талая, Атка Хасынского района, Мадаун Тенькинского района, села Тахтоямск, Ямск Ольского района, В.Балыгычан Омсукчанского района Магаданской области.

Энергетическая система Магаданской области изолирована и не имеет технологических связей с единой энергосистемой России, но, несмотря на это, тесным образом связана с развитием минерально-сырьевой базы региона. Обеспечение опережающих темпов экономического развития и решение задачи по увеличению валового регионального продукта приведут к значительному росту энергопотребления в регионе.

Исходя из планируемого увеличения добычи полезных ископаемых, приоритетом в развитии энергетической системы является  электроснабжение горнорудных предприятий области. Поэтому ключевыми инфраструктурными проектами являются: возведение на реке Колыма Усть-Среднеканской ГЭС мощностью 570 мВт и высоковольтных линий электропередач для обеспечения электроэнергией потребителей горнодобывающей отрасли.

В энергозатратном отношении наиболее значимым проектом на территории области является освоение в Тенькинском районе Наталкинского месторождения драгоценных металлов с заявленной мощностью 265 мВт. Кроме этого генерация Усть-Среднеканской ГЭС позволит обеспечить электроэнергией горнодобывающие и перерабатывающие предприятия на месторождениях  Омсукчанского и Среднеканского районов. Для этих целей предполагается строительство линий электропередач и соответствующей энергетической инфраструктуры.

В систему централизованного электроснабжения из-за географического расположения не входят: все населенные пункты Северо-Эвенского района, поселки Талая, Атка Хасынского района, Мадаун Тенькинского района, села Тахтоямск, Ямск Ольского района. Снабжение электроэнергией осуществляется от дизельных электростанциях общей мощностью 18 мВт, где используется дизельное топливо с ежегодной потребностью в 7,0 тыс. тонн.

Потенциально крупным потребителем электроэнергии является жилищно-коммунальное хозяйство. В настоящее время отрасль является дотационной, низкорентабельной, но при внедрении определенного набора политических, технических, организационно-правовых мероприятий может стать экономически привлекательной.

Реализация мероприятий по развитию энергетической инфраструктуры в долгосрочной перспективе позволит:

-     повысить надежность энергоснабжения региона;

- повысить эффективность производства и транспортировки электрической энергии;

-     снизить тарифы на коммунальные услуги;

-     создать условия для экономического роста Магаданской области.

В населенных пунктах области, не имеющих централизованного энергообеспечения и вырабатывающих электрическую энергию на собственных дизельных электростанциях, целесообразно внедрять новые нетрадиционные источники энергии. Использование, например, ветроэнергетических комплексов позволит решить проблему энергообеспечения труднодоступных населенных пунктов, сократить потребление дорогостоящего дизельного топлива, а значит и расходы высокодотационных бюджетов.

Таким образом, к задачам развития энергетической системы Магаданской области на перспективу  относятся:

- обеспечение возрастающих энергетических потребностей горнодобывающей отрасли и бесперебойного снабжения других отраслей, а также населения;

- ввод в эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС и реконструкция электрических сетей;

- создание электросетевой инфраструктуры, включающей строительство и ввод в эксплуатацию высоковольтных линий электропередач;

- проведение единой тарифной политики на территории области;

- строительство и ввод в эксплуатацию ветроэнергетических установок;

- снижение производственных затрат и потерь энерготеплоносителей при доставке до потребителей;

- повышение устойчивости и эффективности функционирования энергетической системы области;

- совершенствование топливно-энергетического баланса.

Основным направлением организации энергосбережения в масштабах области и  исполнения федерального законодательства в этой сфере является разработка, принятие Программы и исполнение всех мероприятий, которые главным образом будут реализованы в жилищно-коммунальной отрасли.

Анализ потребления ТЭР в 2009 году (статистические данные) показал, что основное направление их использования - это выработка тепловой и электрической энергии для населения и социальной инфраструктуры региона. Так на выработку тепловой и электрической энергии направляется 90% всего потребляемого топлива, что обуславливает реализацию Программы, прежде всего в этой отрасли. Нельзя забывать о социальном аспекте в решении вопросов по энергосбережению, ведь в условиях транспортной удаленности области и завоза с других регионов угля в объеме 50% от потребности и всех объемов жидкого топлива, ежегодно возникает ситуация по увеличению стоимости завозимых топливных ресурсов. Всё это, к сожалению, сказывается на росте коммунальных тарифов и, как следствие, к росту цен на товары и услуги всех категорий, что приводит к социальной нестабильности.

1.2.2. Характеристика и анализ состояния топливно-энергетического комплекса региона.

Согласно статистической информации топливно-энергетический комплекс Магаданской области в разрезе муниципальных районов и городского округа г. Магадан характеризуется следующими показателями:

 

Показатели

ВСЕГО

г. Магадан

Ольский район

Омсукчанский район

Северо-Эвенский район

Среднеканский район

Сусманский район

Тенькинский район

Хасынский район

Ягоднинский район

Котельные (ед.)

70

11

8

5

5

8

8

8

8

9

Мощность (Гкал/час)

793,8

110,5

70,3

46,2

30,9

63,4

96,8

84,6

100,6

190,5

Тепловые сети (в двухтрубном исчислении) (км)

476,7

227,3

31,0

26,9

6,8

34,8

54,4

23,2

31,6

40,7

Тепловые насосные станции (ед.)

4

2

 

 

 

 

 

 

1

1

Центральные тепловые пункты (ед.)

24

11

 

 

1

 

7

 

3

2

Водозаборы (ед.)

60

10

7

5

5

4

8

6

8

7

Насосные станции водопровода, (ед.)

30

10

 

1

1

3

8

2

1

4

Очистные сооружения водопровода (ед.)

4

 

2

 

 

 

1

 

 

1

Водопроводные сети (км)

532,4

231,5

27,1

21,1

6,8

38,8

45,3

35,6

57,7

68,4

Канализационные насосные станции (ед.)

21

5

 

2

 

2

8

 

3

1

Очистные сооружения канализации (ед.)

12

2

2

1

 

1

1

1

2

2

Канализационные сети (км)

306,3

177,4

24,2

16,3

 

4,3

18,8

7,5

18,2

39,7

Электрические сети (км)

2081,3

1425,6

74,0

25,6

33,8

78,1

143,7

121,2

58,2

121,1

Трансформаторные подстанции (ед.)

625

286

26

35

17

46

62

51

37

65

 

В период развития Магаданской области, который был связан, прежде всего, с добычей золота все усилия направлялись в эту отрасль, и вопросам энергосбережения в то время уделялось не особо много внимания. В основной своей массе коммунальная инфраструктура, особенно в центральных районах региона, датируется 50-60 годами ввода в эксплуатацию и имеет почти 100% моральный и физический износ. Производилась замена или реконструкция всех видов оборудования, сетей, но это позволяло только содержать их в исправном состоянии. Из года в год из областного бюджета и иных источников направлялись и направляются финансовые средства на подобного рода мероприятия, но это не улучшает обстановку в целом. Ведь оборудование, сети требуют замены на более современное и энергосберегающее, но постоянный дефицит бюджетов сводит все усилия на нет. На некоторых котельных установлены котлоагрегаты,  выпущенные в период 1963-1975 годов. Снижение затрат на топливо, на электрическую энергию позволит перенаправить освободившиеся финансовые средства на модернизацию объектов коммунальной энергетики, в соответствии с современными технологиями и научно-техническим прогрессом.

Топливно-энергетический баланс региона

Баланс электрической энергии и мощности Магаданской области:

Показатель

Единицы 
измерения

2009 год

2010 год

2011

год

2012 год

2013 год

Установленная мощность    

МВт

1238

1238

1179

1179

1347

тепловых электростанций

 

320

320

261

261

261

гидроэлектростанций

 

900

900

900

900

1068

дизельэлектростанций

 

18

18

18

18

18

Располагаемая мощность    

МВт

1238

1238

1179

1179

1347

тепловых электростанций

 

320

320

261

261

261

гидроэлектростанций

 

900

900

900

900

1068

дизельэлектростанций

 

18

18

18

18

18

Рабочая мощность          

МВт

1062,6

1072,6

1072,6

1092,6

1215,6

тепловых электростанций

 

150

160

160

180

230

гидроэлектростанций

 

900

900

900

900

973

дизельэлектростанций

 

12,6

12,6

12,6

12,6

12,6

Собственное потребление   
мощности                  

МВт

16,5

17

17

18

21,23

тепловыми электростанциями

 

7,5

8

8

9

11,5

гидроэлектростанциями

 

9

9

9

9

9,73

Сальдо-переток мощности   

МВт

359

340

326

324

430

Выработка электроэнергии - всего                     

млн. кВтч

2170

2169

2172

2180

2910

тепловыми электростанциями

 

137

138

137

137

143

гидроэлектростанциями

 

1978

1976

1980

1988

2712

дизельэлектростанциями

 

55

55

55

55

55

Расход электроэнергии на  
собственные нужды - всего:

млн. кВтч

83

82,9

82,44

82,16

83,2

- на производство         
электроэнергии            

млн. кВтч

27

26,9

26,44

26,16

27,2

то же в % к выработке      
электроэнергии            

%

19,7

19,5

19,3

19,1

19,0

- на производство         
теплоэнергии              

млн. кВтч

56

56

56

56

56

- то же в кВт.ч/Гкал      

кВт.ч/Гкал

47,4

47,4

47,4

47,4

47,4

Отпуск электроэнергии в   
сеть (сальдо-переток)      

млн. кВтч

1258

1272

1292

1305

1906

в том числе:              

 

 

 

 

 

 

а) на ОРЭМ               

млн. кВтч

 

 

 

 

 

б) по прямым договорам   

млн. кВтч

 

 

 

 

 

в) на региональный рынок 

млн. кВтч

1258

1272

1292

1305

1906

Отпуск теплоэнергии

тыс. Гкал

3362

3368

3391

3414

3432

с коллекторов электростанций

 

1510

1516

1534

1551

1569

котельными

 

1852

1852

1857

1863

1863

Потери в тепловых сетях   

тыс. Гкал

527

521

525

530

533

То же в % от отпуска тепла           

%

15,6

15,5

15,5

15,5

15,5

Полезный отпуск           
теплоэнергии              

тыс. Гкал

2841

2847

2866

2884

2899

с коллекторов электростанций

 

1231

1237

1251

1264

1279

котельными

 

1610

1610

1615

1620

1620


Информация по документу
Читайте также