Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 28.12.2017 № 596

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 28 декабря 2017 г. № 596

 

Об утверждении Стратегии развития туризма

в Республике Тыва на период до 2030 года

 

 

В целях создания благоприятных условий и развития инфраструктуры туризма в республике Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития туризма в Республике Тыва до 2030 года;

систему комплексного управления развитием туристской отрасли.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 29 июля 2011 г. № 480 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Республике Тыва до 2020 года».

3. Разместить настоящее постановление на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», опубликовать в газетах «Тувинская правда» и «Шын».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Брокерта А.В.

 

 

 

 

Глава Республики Тыва

Ш. Кара-оол


Утверждена

постановлением Правительства

Республики Тыва

от 28 декабря 2017 г. № 596

 

 

 

С Т Р А Т Е Г И Я

развития туризма в Республике Тыва на период до 2030 года

 

1. Общие положения

 

Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан страны, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

Под Стратегией развития туризма в Республике Тыва понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность мероприятий организационного, правового и экономического характера, обеспечивающая эффективное решение проблем динамичного и устойчивого развития туризма в регионе.

Основой разработки Стратегии являются федеральные законы от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»т 15 апреля 2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», постановления Правительства Республики Тыва от 30 января 2012 г. № 28 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года», от 3 мая 2011 г. № 291 «Об утверждении Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2020 года».

Стратегия полностью учитывает современное состояние отрасли в контексте текущих и перспективных задач государственного управления в сфере экономики, культуры, работы с детьми и молодежью, социального обеспечения граждан, физической культуры и спорта, образования, содействия занятости и сохранения природных и культурно-исторических ресурсов нашей страны.

В соответствии с положениями Стратегии необходимо разработать план мероприятий по ее реализации. Стратегия закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и является инструментом формирования планов работы органов исполнительной власти Республики Тыва, муниципальных образований в Республике Тыва и участников туристского бизнеса всех уровней, а также ориентации предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.

 

2. Цели развития туризма

 

Туризм играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, обеспечивая рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, способствует социально-экономическому развитию муниципальных образований Республики Тыва.

За последние годы отрасль туризма в Республике Тыва достигла определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для интенсивного развития, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека. Сегодня именно человек с его потребностями, культурным потенциалом, качеством жизни, безопасностью становится центральным звеном и основной целью в развитии сферы туризма и в целом экономики.

Туризм должен стать локомотивом развития региона, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач при реализации Стратегии позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния региона и каждого ее гражданина.

С учетом существующего потенциала и выявленных проблем принимается следующая формулировка цели развития туриндустрии Республики Тыва на 2018-2020 годы и на плановый период до 2030 года.

Целью настоящей Стратегии является развития туризма как одного из факторов устойчивого развития экономики и социальной стабильности, оказывающей стимулирующее влияние на динамичное развитие смежных отраслей, и инструмент привлечения инвестиций.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Республике Тыва как одного из элементов экономического роста и повышения качества жизни населения республики.

Реализация настоящей Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туроператоров, турагентов, организаций и лиц, предоставляющих отдельные туристские услуги, образовательных учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности и институтов гражданского общества путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

 

3. Конкурентные преимущества отрасли туризма

 

Столица республики – город Кызыл, основанный в 1914 году, он расположен на возвышенной равнине при слиянии рек Пий-Хем и Каа-Хем, образующих великую сибирскую реку, самую многоводную реку России Енисей. В городе установлен обелиск, символизирующий географический центр Азии.

Республика Тыва на сравнительно небольшой территории имеет широкое разнообразие природных условий. Расположенная в центре азиатского материка, на стыке Сибири и Центральной Азии, она сочетает в себе элементы этих двух, таких разных природных районов.

В целом, это – горный регион с примечательным наличием мелких межгорных котловин, с резко отличающимся от окружающих гор ландшафтом. В пределах Тувы известно около 45 горных вершин высотой более 3000 м. Предельная отметка, являющаяся высшей точкой Восточной Сибири – гора Монгун-Тайга (Серебряная Тайга), 3976 м.

Главной особенностью республики является то, что на сравнительно небольшой площади расположены практически все природные зоны Земного шара.

Резкий контраст зон на сравнительно небольшой территории очень ярко выражен: раскаленный песок полупустынь и белоснежные шапки гор, ковыльные степи и дремучая тайга, тундра и альпийские луга.  Нельзя не восхищаться девственной красотой природы Тувы.

Более 60 процентов территории представляют собой охотничьи угодья. Здесь обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга, норка, заяц, лось, архар (аргали). В водоемах водятся ценнейшие породы рыб: таймень, ленок, хариус, сиг, пелядь, стерлядь, и др. 

В Республике Тыва имеется 2 заповедника (общая площадь 657 082,4 га), природный парк «Тыва» с кластерными участками «Уш-Белдир», «Тайга», «Шуй» (564 167 га.), 14 государственных природных заказников (общая площадь 703 415 га) и 15 памятников природы (общая площадь 30 680,4 га).

Республика Тыва – уникальный регион, родина одной из крупнейших рек России и самой полноводной реки Восточной Сибири – Енисея. Выгодное геополитическое положение, первозданная природа, значительная минерально-сырьевая база, большое количество природных и археологических памятников, обширные охотничьи угодья, высокий культурный потенциал Тувы – основа для развития российского и международного туризма. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный, культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, сельский туризм и др.

Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Республики Тыва является историко-культурное наследие. По официальным данным, на территории региона более 807 объектов культурного наследия, более 750 памятников археологии. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Республика Тыва славится среди туристов как богатейший заповедник археологических памятников. Здесь можно отыскать тюркские и скифские курганы, каменные бабы, оленные камни, стелы с руническими письменами. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма районов республики. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 50 тыс. российских и иностранных туристов.

Уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма привлекает в Туву поклонников паломнического туризма. Республика Тыва – один из немногих уголков мира, где шаманизм сохранился в первозданном виде. Республика ежегодно притягивает сотни последователей шаманизма из самых разных стран.

Событийный туризм – молодое, набирающее популярность в регионах России явление. Начиная с 2014 года событийный туризм в Туве рассматривается как один из действенных способов увеличения туристского потока.

В пик туристского сезона, с июля по август, в республике ежегодно проводится более 200 культурных событий, наиболее масштабные из них – празднование народного праздника животноводов Наадым, международные фестивали «Устуу-Хурээ», «Хоомей в Центре Азии», набирает обороты межрегиональный фестиваль русской культуры на Малом Енисее.          В рамках событийного туризма в 2017 году республику посетило более 10 тыс. туристов.

Выгодное географическое положение Тувы как приграничной территории с Монголией с выходом на страны северо-восточной Азии способствуют развитию делового туризма в республике (бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.). В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на столицу Тувы – г. Кызыл. Строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, а также увеличение доли на российском рынке иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в регионе, что потребует строительства современных бизнес- и конгресс-центров, а также увеличения выставочных площадей. Развитие указанного вида туризма позволит привлечь дополнительно более 15 тыс. туристов.

В республике существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма – горнолыжного, пешего, водного, горного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, оценивается в 30 тыс. человек.

Оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. К настоящему времени в Республике Тыва зарегистрировано более 200 природных водных лечебных объектов.

Предварительными расчетами показано, что ежегодно на аржаанах (целебные источники) и солено-грязевых озерах Тувы в летний период (июль-август) отдыхает и поправляет здоровье стихийным образом до 45 тыс. человек (14 процентов населения республики). Таким образом, феномен стихийной аржаанной бальнеотерапии в Туве представляет собой перспективный рынок для развития организованного внутреннего и внешнего лечебно-оздоровительного туризма.

В последние годы исследования феномена аржаанного лечения вышли на более высокий уровень – уровень медико-биологических исследований. В 2012-2014 гг. были проведены широкомасштабные медико-биологические донозологические исследования стихийной аржаанной бальнеотерапии на 35 аржаанах Тувы, в 2016 году проведены доклинические испытания по влиянию воды кислого минерального аржаана Ажыг-Суг на экспериментально вызванные заболевания желудочно-кишечного тракта у крыс. Выявлено, что вода аржаана повышает антиоксидантный статус организма, снижает воспалительные процессы, снижает количество точечных эрозий, предотвращает развитие полосовидных язв. Таким образом, впервые научно доказано, что вода аржаана Ажыг-Суг обладает ярко выраженным гастропротекторным действием.

Результаты донозологических и доклинических испытаний позволяют планировать проведение клинических испытаний влияния воды ряда перспективных аржаанов Тувы при лечении различных заболеваний.

В настоящее время республике формируется пул предпринимателей, взявших в аренду территории 16 аржаанов для создания на этих территориях сезонных профилакториев и баз отдыха рекреационно-оздоровительного характера.

Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в Республике Тыва.      В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1 процента). При создании и улучшении условий для развития экологического туризма, в том числе обеспечении новых привлекательных маршрутов соответствующей туристской инфраструктурой и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить дополнительный туристский поток свыше 20 тыс. человек в год.

Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий является водный туризм. Тува имеет мощную водную систему общей протяженностью свыше 7 тыс. км. Для судоходства используются только реки Большой Енисей и Малый Енисей. Водный туризм всегда был и остается востребованным как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост в настоящее время ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений. Развитие такого вида туризма позволит привлечь в республику дополнительно 10 тыс. российских и иностранных путешественников.

Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт. Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма составляет около 5 тыс. человек.

В 2017 году республику посетили учредители Международной агротуристической федерации «Крестьянское гостеприимство» из Франции, которыми по итогам посещений проведены сертификации 5 хозяйствующих субъектов в Кызылском, Чеди-Хольском, Каа-Хемском, Чаа-Хольском и Пий-Хемском районах.

Республика Тыва стала вторым регионом в России после Алтайского края, в котором появились хозяйства, сертифицированные указанным проектом.

Ассоциации крестьянского гостеприимства в республике будет представлять интересы субъектов сельского туризма, продвигать услуги, формировать правовые инициативы и нормотворчество, оказывать информационно-методическую помощь в их развитии.

Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для автотуристов. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 15 тыс. туристов, в том числе из-за рубежа.

Проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей российской туристской индустрии позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал республики используется далеко не в полной мере.

 

4. Вызовы, препятствующие развитию отрасли туризма

 

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Республики Тыва на российском и международном рынках туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:

недостаточность и неразвитость инфраструктуры туризма (недостаточность, а в ряде районов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автодорогах республики);

низкая инвестиционная привлекательность (отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки);

дефицит квалифицированных специалистов (невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров).

 

5. Задачи по преодолению вызовов, приоритеты

и способы их эффективного достижения

 

Для достижения сформированной цели необходимо решить следующие задачи:

1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма;

2) формирование доступной и комфортной туристской среды и создание туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, энергетическое обеспечение, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

3) стимулирование привлечения частных инвестиций в развитие туризма, реализация инвестиционных проектов с применением механизма государственно-частного партнерства;

4) сохранение, развитие и рациональное использование природно-ресурсного комплекса и культурного-исторического наследия;

5) организация трансграничных туристских маршрутов и объектов с учетом развития перспективных транспортных коридоров Республики Тыва;

6) применение кластерного подхода в реализации проектов в сфере туризма;

7) создание в Туве туристских кластеров для дальнейшего получения статуса территорий опережающего развития и особых экономических зон;

8) формирование положительного информационного поля.

Тува располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Развитие и максимальная реализация такого туризма является основной задачей настоящей Стратегии.

В настоящее время большое внимание в России уделяется разработке механизмов нормативно-правового регулирования в сфере туризма. Основные усилия направлены на повышение гарантий и эффективности защиты прав и интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма. Упрощен механизм «входа» на рынок туристских услуг, но одновременно приняты меры ответственности туроператора перед клиентами за предоставляемые услуги – обязательное страхование рисков. В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма разрабатываются стандарты и классификаторы объектов туристской индустрии.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации предоставлено право формирования правовых основ саморегулирования на туристском рынке.

Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма, создания туристско-рекреационных парков, туристских объектов приоритетного развития, направленных на стимулирование инвестиционной активности, повышение качества туристских услуг, государственную поддержку внутреннего и въездного туризма.

Необходима реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

Необходимо проработать нормативно-правовую базу на муниципальном и республиканском уровнях, которая будет способствовать решению проблем нелегальной туристской предпринимательской деятельности, следует проводить разъяснительную работу среди населения об экономических выгодах официальной регистрации и отчетности их деятельности. В целях легализации туристской деятельности требуется сформировать реестр субъектов туристской деятельности, обеспечить предоставление органами государственной и муниципальной власти финансовой, имущественной, информационно-консультационной и других форм поддержки в соответствии с законодательством.

Отсутствие в настоящий момент развитой транспортной инфраструктуры в значительной степени затрудняет развитие туристской отрасли региона, в том числе отсутствие туристского автотранспорта, регулярных автобусных и речных туристских маршрутов, несмотря на имеющиеся богатейшие водные ресурсы. Высокие цены, отсутствие низкобюджетных перевозчиков, а также высокий физический износ воздушного и автомобильного парка негативно влияют на рост туристских прибытий. Вопросами, требующими своего решения для дальнейшего развития автобусных туристских перевозок, остаются состояние дорожной сети, низкое качество придорожного сервиса и сервиса туристского обслуживания на автовокзалах и в поездках.

На развитие туризма негативно отражается и пассивность представителей туристского бизнеса, недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта и преобладание культурно-познавательного туризма в регионе, в то время как общемировые тенденции демонстрируют популярность специализированных видов туризма, где ознакомление с достопримечательностями является частью разнообразной программы туров.

Недостаточное использование трансграничного потенциала республики. Организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств и создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе территорий с ценным историко-культурным наследием, будет способствовать развитию отрасли в целом.

Создание и модернизация туристских комплексов на целебных источниках «Уш-Бельдир» (Северный аржаан) и «Тарыс» (Южный аржаан), а также на степных озерах с соленой водой и лечебной грязью Дус-Холь, Чедер поможет повысить уровень жизни населения, обеспечить занятость и увеличить поступления в бюджеты всех уровней.

Для решения задачи по стимулированию привлечения частных инвестиций в развитие туризма реализация инвестиционных проектов с применением механизма государственно-частного партнерства предполагается использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.

Государственная поддержка сферы туризма осуществляется в рамках реализации федеральных и региональных государственных программ. Республике Тыва необходимо развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах Тувы. В перспективных для привлечения туристов городах и районах республики целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития республики в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии историко-культурных центров Тувы.

Для развития культурно-познавательного туризма в Республике Тыва необходимо развивать инфраструктуру имеющихся музеев. Для увеличения привлекательности данных музейных комплексов необходимо расширение экспозиции, приведение их в соответствие с международными стандартами, организация выездных выставок уникальных музейных экспонатов, проведение исторического моделирования, приобретение новых экспонатов и благоустройство территории.

Для сохранения историко-культурного наследия Республики Тыва должна быть продолжена работа по сохранению памятников культуры. Создание музейно-туристских комплексов позволит решить проблемы сохранения археологических памятников и поспособствует развитию рекреационных возможностей региона. Для этого необходимо создать современные музейно-туристские комплексы, в том числе в таких местах как «Долина царей» (Пий-Хемский район), «Пор-Бажын» (Тере-Хольский район).

Для реализации задачи по организации трансграничных туристских маршрутов и объектов с учетом развития перспективных транспортных коридоров Республики Тыва необходимо создание нового трансграничного транспортного коридора Россия – Монголия – Китай («Кызыл – Чадан – Хандагайты – госграница с Монголией»). Проект направлен на снятие ограничений в транспортной инфраструктуре, включение Республики Тыва в глобальные транспортные маршруты.

Данный маршрут является одним из выгодных маршрутов из Европейской части России в Китай и позволит существенно активизировать развитие экономики сибирских регионов и придать дополнительный импульс в сотрудничестве России, Монголии и Китая.

Одним из путей решения авиатранспортной доступности республики является развитие маршрутов воздушного сообщения, реконструкция аэропортового комплекса в г. Кызыле и придание международного статуса аэропорту «Кызыл», учитывая, что уже сейчас в воздушном пространстве над республикой проходят более 20 международных авиатрасс.

В настоящее время из аэропорта «Кызыл» осуществляются рейсы в гг. Красноярск, Новосибирск, Иркутск. Реконструкция аэропортового комплекса в г. Кызыле, обновленная взлетно-посадочная полоса по техническим характеристикам может соответствовать международным требованиям, что позволит принимать такие воздушные суда, как Boeing 373, Airbus, ИЛ – 76.

На сегодняшний день имеется потребность в расширении географии полетов –Пекин, Улан-Батор, Улангом, Урумчи.

Реализация указанных проектов предоставит возможность республике вписаться в единое экономическое пространство евразийского союза. Безусловно, это создает новые возможности для вывода экономики Тувы на качественно новый уровень.

Поэтому в настоящей Стратегии учтена реализация приграничного преимущества республики за счет создания транспортных коридоров с выходом на рынки евразийского союза, что, безусловно, открывает новые возможности для развития туризма в регионе.

Республика с точки зрения транспортной логистики рассматривается как открытый регион. И наиболее полно раскрывает сырьевые ресурсы республики, многие из которых находятся вблизи транспортных коридоров.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Решение задачи по формированию по доступной и комфортной туристкой среды и создание туристской инфраструктуры предусматривает проведение работ по созданию проектов ряда перспективных туристских кластеров за счет формирования государственно-частного партнерства. При этом планируется комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками роста развития региона, межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.

Большую роль для эффективного развития туризма в регионах сыграло изменение законодательства о свободных экономических зонах в Российской Федерации, разрешающее ряд проблем развития туризма в регионах (рисунок 1.)

В целях привлечения частных инвестиций, роста предпринимательской инициативы в сфере туризма планируется создать территории опережающего развития (ТОР) по кластерному принципу, в которых благодаря специальным налоговым режимам будут предоставлены льготные условия.

 

Рисунок 1. Территории опережающего развития санаторно-курортного кластера кластерного типа (проекты) – 4:

 

 

I – Санаторно-курортный кластер «Целебные озера Центра Азии».

II – Гастроэнтерологический кластер «Кислые воды Тувы».

III – Восточный лечебный кластер «Термальные воды Тувы».

IV – Западный лечебный кластер «Радоновые воды Тувы».

 

6. Кадровое обеспечение отрасли туризма

 

Развитие сферы туризма является одним из наиболее перспективных направлений совершенствования экономики Республики Тыва и на сегодняшний день отрасль относится к наиболее динамично развивающимся отраслям экономики. Однако проблема кадрового обеспечения остается довольно острой. Несмотря на изобилие специальных образовательных учреждений, высших учебных заведений, готовящих кадры для индустрии туризма, на рынке туристских вакансий существует дефицит квалифицированного персонала. Современная система профессионального образования в сфере туризма требует усовершенствования в части приведения в соответствие современным требованиям работодателей, большей ориентации образования на практику, разработки и внедрения профессиональных стандартов, повышения качества учебно-методических материалов, учета специфики организации туристской деятельности в Республике Тыва при подготовке кадров. В первую очередь необходимо установить требуемый профессиональный состав, структуру и количество специалистов в сфере туризма на среднесрочную перспективу с учетом планов развития туризма. Это послужит ориентиром для образовательных учреждений, существующих и будущих специалистов в сфере туризма, позволяющим определить состав и содержание образовательных программ, а также траекторию развития профессиональных компетенций.

В настоящее время одной из важнейших проблем остается подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников. Для повышения качества туристских услуг необходимо разработать и внедрить систему обеспечения и контроля осведомленности указанных категорий специалистов о специфике туристских ресурсов региона и их допуска к работе.

По официальным данным Красноярскстата, в 2016 году в сфере туризма трудоустроено 457 человек, без внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам, из них в коллективных средствах размещения – 392 человека, в туристских фирмах – 65 человек. Стоит отметить, что большая часть работников сферы туризма не имеет профильного образования.

Наблюдается низкая заинтересованность руководителей и собственников коллективных средств размещения, туристских организаций на регулярной основе осуществлять подготовку и переподготовку персонала ввиду отсутствия обязательного характера процесса обучения и отсутствия мер ответственности. Существует необходимость нормативного установления не только возможной периодичности проведения обучения работающего персонала, но и меры ответственности за нарушение установленных норм.

Незначительный уровень отраслевой занятости, с одной стороны, объясняется наличием неформального сектора в экономике отрасли и отсутствием в связи с этим достоверных статистических данных, а с другой стороны – неудовлетворительным соотношением численности обслуживающего персонала и клиентов, что в свою очередь, является фактором невысокого качества предоставляемых услуг.

Для снижения численности неквалифицированного персонала ведется подготовка кадров по направлению «Туризм» в организациях среднего профессионального и высшего образования в учебных заведениях республики.

Подготовка специалистов по программам среднего профессионального образованияе по направлению подготовки «Туризм» осуществляется в ГБПОУ Республики Тыва «Тувинский техникум предпринимательства», НПОУ «Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации», по направлению подготовки «Педагогика дополнительного образования» с квалификацией специалиста «Педагог дополнительного образования в области туризма и краеведения» – на базе ГБПОУ «Кызылский педагогического колледж» ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет».

Подготовка специалистов с высшим образованием по направлению подготовки «Туризм» осуществлятся в ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (далее – ТувГУ). Также в ТувГУ разработана программа годичной профессиональной переподготовки по направлению подготовки «Сервис и туризм» и курсы повышения квалификации «Гид-экскурсовод» на базе Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

 

7. Информационное продвижение Республики Тыва

как туристского направления на российском и

международном туристских рынках

 

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка необходима эффективная стратегия по продвижению туристского продукта, что позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей экономики республики.

Необходима имиджевая рекламно-информационная кампания о Туве как о регионе, благоприятном для туризма, в средствах массовой информации как в России, так и за рубежом.

В целях развития внутреннего туризма органам государственной и муниципальной власти республики необходимо стимулировать субъекты туристской индустрии, повышать качество и количество туристских предложений для местного населения по вышеуказанным видам туризма внутри региона.

Механизмами продвижения Тувы как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках должны быть следующие виды деятельности, реализуемые Правительством Республики Тыва и государственным автономным учреждением «Информационный центр туризма Республики Тыва», ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию:

- участие в крупнейших международных туристских и иных выставках единым российским национальным стендом во взаимодействии с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации;

- коммерческое и некоммерческое рекламное продвижение туристского продукта с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока, и создания благоприятного имиджа республики;

- подготовка некоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции для распространения ее на крупнейших международных и российских туристских выставках в сфере туризма;

- распространение информации о Республике Тыва как о привлекательном туристском направлении в сети «Интернет»;

- проведение иных акций, в том числе информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, проводимых в республике, презентации новых туристских направлений, организация инфотуров для зарубежных и отечественных средств массовой информации, проведение конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Опыт реализации рекламно-информационных стратегий привлекательных в туристском отношении регионов указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.

Ежегодного составляется национальный календарь туристских событий Тувы. При проведении крупных событийных российских и международных мероприятий необходимо разработать подходы к определению формата проведения подобных мероприятий, в том числе обеспечивающего комфортные условия для организаторов и участников традиционных, регулярно действующих туристских программ.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа республики в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.

 

8. Транспортные коридоры

 

Республика Тыва – приграничный субъект Российской Федерации. Республика расположена в центральной части Азиатского материка. На западе граничит с Республикой Алтай, на северо-западе и севере – с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на северо-востоке – с Иркутской областью и Республикой Бурятия, на юге и востоке – с Монголией.

С соседними регионами республику связывают шоссейная магистраль М-54 «Енисей», проходящая в восточной части республики с юга на север: от государственной границы Российской Федерации с Республикой Монголия (с. Цаган-Толгой) и дорога А-161, проходящая в западной части республики с юга на север от г. Ак-Довурака до г. Абаза (Республика Хакасия). На территории республики отсутствует железнодорожное сообщение, слабо развито авиационное сообщение.

Развитие транспортной инфраструктуры является одним из базовых элементов экономического роста и повышения качества жизни населения.

Транспортная система Республики Тыва представлена автомобильным, воздушным и внутренним водным транспортом. По состоянию на 1 января 2017 г. общая протяженность автомобильных дорог Республики Тыва составляет 9099,73 км, из них федерального значения – 414,6 км (4,5 процента), регионального – 3368,83 км (37 процентов), муниципального – 5316,3 км (58,5 процента). Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 3658,3 км или 40,2 процента от общей протяженности (федерального значения – 414,6 км, регионального – 2493,9 км).

Автотранспортный коридор.

Важным достижением в решении транспортных проблем республики является перенаправление федеральной трассы М-54 «Енисей». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 975 участок автодороги Хандагайты – Госграница с Монголией (КПП «Хандагайты») принят в собственность Российской Федерации, постановление вступило в силу с 1 января 2017 г.

Перенаправление участка автодороги федерального значения М-54 «Енисей» на территории республики «Кызыл – Эрзин – Госграница с Монголией» на маршрут «Кызыл – Чадан – Хандагайты – Госграница с Монголией» с выходом на многосторонний пункт пропуска российско-монгольской границы ХандагайтыБоршоо придаст новый уровень существующим партнерским отношениям Тувы и регионов Сибири с Монголией.

Подписано межправительственное Соглашение об изменении классификации автомобильного пункта пропуска (АПП) «Хандагайты (Россия) – Боршо (Монголия)» с двустороннего на международное пассажирское и грузовое сообщение.

Новое направление федеральной трассы вместе с приданием автомобильному контрольно-пропускному пункту «Хандыгайты» статуса многостороннего перехода также станет основным выходом по международному транзитному коридору из Европейской части России в Китай.

Авиатранспортный коридор.

Инвестиционный проект «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Кызыл)» является одним из важных мероприятий Плана социально-экономического развития Республики Тыва на 2015-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2015 г.          № 678-р. Основным результатом реализации проекта является обеспечение безопасности полетов и возможности обслуживания в аэропорту современных воздушных судов, конечным результатом – расширение географии полетов через аэропорт «Кызыл».

Реконструируемая взлетно-посадочная полоса аэропортового комплекса                г. Кызыла по техническим характеристикам может соответствовать международным требованиям, что позволит принимать такие воздушные суда, как Boeing 373, Airbus, ИЛ-76, учитывая, что уже сейчас в воздушном пространстве над Тувой проходят более 20 международных авиатрасс.

Пропускная способность объемов грузоперевозок только угля увеличится до 14 млн. тонн, пассажирооборота до 2,5 млн. человек в год. Объем внешнеторгового оборота достигнет 11,6 млн. долларов США.

Железнодорожный транспортный коридор.

Строительство железной дороги – крупнейший инвестиционный проект за последние десятилетия на территории Республики Тыва. Проект предусматривает развитие природно-сырьевого потенциала Тувы, с перспективой промышленного вывоза минерального сырья за пределы республики, в том числе на международный рынок.

Проект железной дороги «Курагино – Кызыл» является одним из крупнейших российских инвестиционных проектов на территории Тувы. Строительство 400-километровой железной дороги через Саянские горы предполагается на условиях государственно-частного партнерства.

Четырехстороннее соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации. правительствами Красноярского края, Республики Тыва и Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК) о строительстве железнодорожной линии было подписано в феврале 2013 г. в рамках X Красноярского экономического форума. Дорога стратегически важна для развития угледобывающего комплекса и транспортной инфраструктуры региона, поскольку должна связать единую систему дорог с Элегестским угольным месторождением в Туве. Проект «Курагино – Кызыл» объединяет четыре объекта: Элегестское угольное месторождение в Туве, предполагаемое строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино с выходом на Транссибирскую магистраль, морской порт Ванино на Дальнем Востоке и электростанцию в Республике Тыва.

Общая протяженность железнодорожной линии – 410 км, из них: по территории Красноярского края 290 км, по территории Тувы – 120 км по долине реки Ээрбек. Будет построено 28 станций и разъездов, самая крупнейшая по всей дороге из них – станция Ээрбек. Максимальная масса груженных углем поездов составит         6 тыс. тонн, суммарные объемы ежегодных грузоперевозок до 15 млн. тонн.

Новые перспективы для развития экономических отношений между Монголией и Тувой открывают планы продлить проектируемую железнодорожную ветку Курагино – Кызыл через границу в Монголию. Предположительная протяженность железнодорожной линии Кызыл – Госграница по трассе Кызыл – Самагалтай – Эрзин – Цаган-Тологой составит 250 км.

В июне 2016 года руководители Монголии, России и Китая утвердили программу создания экономического коридора трех стран. Программа создания Экономического коридора Китай – Монголия – Россия предусматривает создание 2 проектов транспортной инфраструктуры с привязкой к Республике Тыва:

- «Западный железнодорожный коридор (Курагино – Кызыл – ХандыгайтыБоршоКобдоТакешкен – район Хами – Чанцзи-Хуэйский автономный округ – Урумчи)»;

- «Северный железнодорожный коридор (Курагино – Кызыл – ЦагантолгойАрцсурьОвотЭрдэнэтСалхит-Замын-Удэ – ЭрляньУланчаб-Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзинь)».

Наиболее перспективным проектом для развития Республики Тыва является транзитный вариант по международному Северному маршруту, который может обеспечить дополнительный выход российской продукции на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для республики железнодорожный транзит может дать ежегодный прирост внутреннего регионального продукта до 22,8 миллиардов рублей, бюджетных поступлений – до 6,1 миллиардов рублей.

Стратегическая цель формирование транспортно-логистического узла, являющегося опорным элементом международных логистических цепочек, ориентированного на экспорт транспортных услуг.

Задачи развития транспортного коридора Тувы:

1) придание международного статуса аэропорту г. Кызыла для организации международных полетов воздушных судов и установления пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;

2) придание автомобильному контрольно-пропускному пункту «Хандыгайты» статуса многостороннего перехода;

3) реализация крупного межрегионального проекта строительства железнодорожной линии, обеспечивающей доступ к минерально-сырьевой базе Республики Тыва;

4) создание транспортно-логистического центра в г. Кызыле (строительство складской инфраструктуры, создание пересадочного и перегрузочного транспортного узла).

 

9. Отраслевые сегменты туристской деятельности

 

При реализации Стратегии необходима сегментация работы органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления в Республике Тыва по разным направлениям и реализация целенаправленных проектов по принципу проектного управления.

9.1. Спортивный туризм.

Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили три основных направления в развитии спортивного туризма:

- оздоровление населения через развитие активных форм туризма, такие виды туризма как пеший, горный, водный, парусный и т.д.;

- развитие «фанат-туризма» через организацию туристских маршрутов, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, водных путей и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе с посещением массовых спортивных мероприятий, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход, возрождение и развитие туристско-спортивных клубов;

- создание охотничьих хозяйств.

Целью развития спортивного туризма в Республике Тыва является дальнейшее развитие и популяризация спортивного туризма, привлечение детей, подростков и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в частности, спортивным туризмом, создание условий для массового развития спорта высших достижений, эффективной подготовки сборных команд Республики Тыва по спортивному туризму, развитие детско-юношеского спорта. Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:

- популяризация и развитие спортивного туризма Республики Тыва с целью вовлечения максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом;

- организация и проведение официальных национальных и международных соревнований, спортивно-массовых и зрелищных мероприятий;

- реализация мер по развитию детско-юношеского спорта.

Основными проблемами в развитии спортивного туризма являются:

- отсутствие общественной спортивной организации (федерации) по спортивному туризму, которая играет главную роль в развитии данного вида спорта;

- отсутствие штатных единиц профильных специалистов в спортивных учреждениях Республики Тыва (спортивные школы, детско-юношеские спортивные школы);

- отсутствие спортивных клубов при общеобразовательных организациях, учреждениях среднего профессионального образования;

- отсутствие финансирования для развития спортивного туризма на муниципальном и республиканском уровнях.

К 2030 году в Республике Тыва будет создана Региональная общественная организация «Федерация по спортивному туризму Республики Тыва», которая будет развивать спортивный туризм на территориях муниципальных образований Республики Тыва.

К наиболее перспективным направлениям спортивного туризма в республике можно отнести автотуризм и охотничье-рыболовный туризм.

Охотничье-рыболовный туризм.

Охотничье-рыболовный туризм – это оплачиваемый вид путешествий, главной целью которых является охота и рыбалка. Стоимость охотничье-рыболовных туров значительно превышает стоимость любительской охоты за счет комплекса услуг, предоставляемых турагентом и туроператором. Данный вид туризма имеет довольно высокую стоимость и его можно во многих случаях отнести к разряду элитарного отдыха.

Для охотничье-рыболовного туризма характерна высокая социальная ответственность за использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов.

Структурно охотничье-рыболовный туризм разделяется на два вида: охотничий туризм и рыболовный туризм.

Охотничий туризм – один из самых дорогих видов туризма как по стоимости экипировки, так и по ценам на предоставляемые услуги. Стоимость тура, в зависимости от объекта охоты, составляет от десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. В определенной степени это оправдано, так как для развития данного вида туризма постоянно необходимо заниматься воспроизводством охотничьих ресурсов, а также процесс получения разрешений и путевок на охоту приносит средства, необходимые для охраны животных от браконьеров, ущерб от которых значительно больше, чем от охоты в рамках законодательства.

В настоящее время все большую популярность приобретает такой вид рекреации, как рыболовный туризм. В России все большее количество любителей рыбной ловли решают отправиться за желанными трофеями в специально организованные рыболовные туры в новые для себя места, так как такие путешествия являются великолепной возможностью воплотить в реальность мечты как начинающих любителей рыбной ловли, для которых трофеи не главное, а важен сам процесс общения с природой, так и профессиональных рыбаков, для которых рыбалка является особой разновидностью спортивного мероприятия. Рыболовный туризм – это один из современных видов туризма, когда базы предлагают специализированные виды услуги в виде отлова ценных пород рыбы. Они также обеспечивают доставку туристов к труднодоступным местам рыбной ловли, организуют прокат рыболовного снаряжения и организуют рыбалку в водоемах со специально разводимой для этой цели рыбой.

Основными факторами, сдерживающими развитие охотничье-рыболовного туризма в Республике Тыва, являются:

1) отсутствие официально зарегистрированных охотничьих хозяйств, с заключенными охотхозяйственными соглашениями, которые могли бы предоставлять услуги в области охотничье-рыболовного туризма;

2) дефицит высококвалифицированных кадров в сфере охотничьего хозяйства, имеющих необходимый опыт работы и профильное образование, отсутствие соответствующих специалистов в сфере охотничье-рыболовного туризма;

3) низкий уровень развития туристской инфраструктуры и качества предоставляемых услуг, недостаточность, а в ряде случаев – отсутствие объектов туристского класса и досуга, прежде всего, в районах республики (гостиницы, гостевые дома, рестораны, пункты общественного питания, туристские центры, туристские и охотничье-рыболовные магазины, охотничьи базы и т.п.);

4) недостаточно активная реклама на внутреннем и внешнем рынках;

5) отсутствие эффективной системы государственного статистического учета туристского потока в республике;

6) отсутствие теоретических данных, позволяющих прогнозировать развитие рынка услуг в сфере охотничье-рыболовного туризма, оценивать меняющийся потенциал развития туризма;

7) неразвитая транспортная инфраструктура республики.

Основными задачами для развития данного вида туризма являются:

1) создание современных охотничьих хозяйств, способных качественно организовать охотничье-рыболовный туризм, с соответствующим информационным сопровождением их деятельности;

2) обеспечение заинтересованности осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также охотников в расширенном воспроизводстве и долгосрочном устойчивом использовании охотничьих животных;

3) развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере охотничьего хозяйства и охотничье-рыболовного туризма;

4) определение перспектив развития охотничье-рыболовного туризма в республике в разрезе муниципальных районов;

5) разработка механизма реализации государственной политики, стимулирующего развитие охотничье-рыболовного туризма в республике;

6) разработка и реализация механизмов привлечения инвестиций в развитие охотничье-рыболовного туризма;

7) развитие системы маркетинга.

К 2030 году на территории республики должны функционировать не менее 20 современных охотничьих хозяйств, которые должны принимать ежегодно не менее 500 туристов-охотников и рыбаков. Республика Тыва к тому времени должна стать одним из самых популярных регионов в части развития охотничье-рыболовного туризма в России.

Автотуризм.

Туристская отрасль – это одна из главных отраслей в мире, и занимает третье место по доходности после нефтехимической и автомобильной отраслей.

Автотуризм – это разновидность путешествий, в которых люди посещают другие местности или страны, а основным транспортным средством является автомобиль.  

По-настоящему массовым автотуризм в Республики Тыва сможет стать только при участии и организующей роли туристских предпринимательских структур. Создание организованных и разработанных автотуров и продажа их на рынке туристских услуг позволит:

- регулировать самодеятельный туризм;

- распределять турпотоки по туристским центрам (способствует развитию новых маршрутов, недоступных даже для автобусных туров);

- включить данный вид туризма в рейтинги, оценивать привлекательность тех или иных объектов;

- обезопасить путешествующих на автотранспорте, предлагая им разработанные и проверенные маршруты, а также страховку на время путешествия;

- способствовать популяризации краеведения и историко-краеведческой культуры среди туристов путем ознакомления с историческими архитектурными памятниками Республики Тыва;

- способствовать формированию экологической культуры среди участников;

- способствовать развитию туристского рынка благодаря появлению новых турпродуктов, связных с автотуризмом, что увеличит процент инвестиций в российский туризм.

Факторы, препятствующие развитию данного вида туризма:

1) крайне маленькое количество объектов дорожного сервиса сомнительного качества. распределенных по огромной территории очень неравномерно;

2) на трассах республики недостаточное количество парковочных мест, а качественные стоянки для грузовых автомобилей практически отсутствуют;

3) повсеместно не хватает туалетов (даже уличных);

4) объекты инфраструктуры, расположенные около дорог, недостаточно освещены в ночное время.

Между тем, создание придорожной инфраструктуры и сопутствующих сервисов – это единственный сегмент дорожного строительства, который может обеспечить приемлемую доходность инвесторам. Необходимо нормативное правовое регулирование объектов придорожного сервиса. В противном случае инвестировать в придорожную инфраструктуру будет слишком великим риском.

Основными задачами являются:

1) увеличение потока автотуристов, а именно за 2018 год официально должно быть зарегистрировано не менее 500 автотуристов. Для этого необходимо повысить качество предлагаемых туристских услуг, создание и развитие кластеров на основе туристско-рекреационных комплексов;

2) необходимость составления реестра туристских маршрутов на территории Республики Тыва;

3) обустройство туристских маршрутов, развитие инфраструктуры. Необходимо открывать и вводить новые туристские маршруты;

4) обеспечение безопасности и информированности туристов. Создание мобильного приложения с возможность онлайн регистрации в МЧС по РТ по предполагаемому маршруту движения на территории республики;

5) реализация автопробегов для пропаганды автотуризма на территории республики. Например, автопробег «Енисейский меридиан», который может носить и международный характер (участники автопробега представители из Республики Хакасия, Монголии, Китая). Возрождения маршрута «Саянское кольцо»;

6) развитие инвестиционных проектов для повышения качества услуг связанных с автотуризмом. Предлагаем реализовать проект «Автомобиль технической помощи». Помощь на дорогах автолюбителям, пассажирским автобусам и автотуристским группам. Автомобиль должен быть оснащен всем необходимым.

К 2030 году на территории республики должны функционировать не менее 30 автотуров (как наземных, так и водных), которые должны обслуживать ежегодно не менее 5000 туристов автолюбителей. Для массового внутреннего автотуризма необходимо менять ценовую политику туристских предприятий, ориентированных на автотуризм. Сегодня для формирования устойчиво растущего сектора автотуризма необходима более мощная поддержка государства и региональных органов управления. В первую очередь необходима нормативная база и стандарты.

Как показывает зарубежный опыт, именно поддержка на государственном уровне позволяет полностью реализовать перспективы строительства инфраструктуры автотуризма, возможности привлечения инвестиций в развитие придорожного сервиса, а также превратить внутренний и въездной автотуризм в важную доходную часть бюджета республики.

9.2. Экологический туризм.

Экологический туризм – один из наиболее динамично развивающихся сегментов туристского бизнеса во всем мире (мода на природу).

Развитие экологического туризма в республике с ее ландшафтным разнообразием, природно-рекреационным потенциалом и традиционной культурой является одним из перспективных направлений туризма. Рациональное использование природных ресурсов особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) республиканского значения в рекреационных целях могут решить многие социальные, экономические и экологические задачи.

Определены следующие приоритеты развития данного направления:

- увеличение количества отдыхающих в оборудованных местах отдыха (создание условий для функционирования оборудованных кемпингов, где организован вывоз мусора, имеются туалеты, места для умывания);

- увеличение количества доходов юридических и физических лиц от оказания платных услуг отдыхающим в оборудованных кемпингах;

- создание условий для безопасности жизни, здоровья (соблюдения санитарных норм) отдыхающих и сохранности их имущества (организация работы охраны, инструктора первой помощи, наличие мест для умывания, туалетов);

- снижение негативного воздействия на экологическое состояние памятников природы (уменьшение количества незарегистрированных туристов, отдыхающих в необорудованных местах отдыха).

Основной задачей отраслевого проекта является создание условий для развития экологического туризма на ООПТ республиканского значения, в том числе:

- проведение землеустроительных работ для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах ООПТ (для возможности постановки на кадастровый учет земель ООПТ);

- перевод земель в границах ООПТ из других категорий в категорию земель ООПТ с принятием соответствующего постановления Правительства Республики Тыва (для возможности осуществления туристско-рекреационной деятельности);

- передача земель ООПТ (шириной 1000 метров вокруг озер Дус-Холь, Хадын, Чагытай и Торе-Холь) из муниципальной собственности в собственность Республики Тыва (для исключения случаев незаконного выделения земельных участков, а также для инвестиционной привлекательности данных территорий);

- проведение инвентаризации существующих объектов строительства на территории памятника природы «Озеро Дус-Холь», внеплановых выездных проверок на предмет соблюдения обязательных требований законодательства об экологической экспертизе, а также направление исков в судебные органы для сноса объектов строительства, возведенных с нарушением требований законодательства об экологической экспертизе;

- функциональное зонирование территории памятника природы «Озеро Дус-Холь» (определение границ зон для размещения объектов капитального строительства, некапитального строительства (кемпингов) и зон особой охраны);

- разработка генеральных планов (проектов планировки территории) для территорий туристско-оздоровительного комплекса «Кластер Дус-Холь, Хадын» и туристско-горнолыжного комплекса «Станция Тайга»;

- принятие нормативно-правовых актов, ведомственных приказов о порядке согласования размещения объектов строительства, об утверждении схем размещения и критериев, предъявляемых к обустройству кемпингов;

- формирование земельных участков, а также проведение конкурсов на право размещения объектов капитального строительства и кемпингов;

- привлечение инвестиций на строительство инфраструктуры (дороги, энергоснабжение, водоснабжение), а также на строительство туристских, рекреационных объектов (баз отдыха, пансионатов, кемпингов) на территориях памятников природы – озерах Дус-Холь, Хадын, Чагытай и Торе-Холь и кластерном участке «Тайга»;

- привлечение инвестиций на строительство санаторно-курортного комплекса на территории туристско-оздоровительного комплекса «Кластер Дус-Холь, Хадын»;

- привлечение инвестиций на строительство современной горнолыжной базы на территории «Туристско-горнолыжного комплекса «Станция Тайга»;

- создание брендов «Озеро Дус-Холь (Сватиково) – здравница Сибири» и            «Тува – край чистых озер».

 

 

Рисунок 2. Особо охраняемые природные территории.

 

9.3. Транзитный и трансграничный туризм.

В настоящее время Республика Тыва, являясь приграничным регионом России, придает особое значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с новыми центрами экономического и политического влияния, расположенные в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Китайская Народная Республика и Монголия и имеет перспективы стать значимым транспортным и логистическим центром в связи с реализацией двух проектов «Экономического коридора» – Северный и Западный железнодорожный коридоры от станции Курагино Красноярского края до Китая через Монголию.

С приданием международного статуса пограничному переходу «БулганТакишкен» на границе Кобдонского аймака Монголии и СУАР КНР появилась возможность продвижения трансграничного коридора «Кызыл – Урумчи» протяженностью 1790 км.

Самым удобным и кратчайшим транспортным маршрутом для выхода в трансконтинентальные транзитные транспортные коридоры «Европа – Западный Китай» и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона является «Кызыл (Республика Тыва, Россия) – Хандагайты (Республика Тыва, Россия) – Улангом (Монголия) – Ховд (Монголия) – Урумчи (Китай)».

Одним из путей решения авиатранспортной доступности республики является развитие маршрутов воздушного сообщения, реконструкция аэропортового комплекса в г. Кызыле и придание международного статуса аэропорту «Кызыл», который в перспективе сыграет важную роль транспортного коридора в Азию – авиаперевозки в направлениях «Кызыл – Пекин», «Кызыл –Урумчи», «Кызыл – Улангом» и «Кызыл – Улан-Батор».

Исходя из геополитического положения Республики Тыва Стратегией определены следующие задачи по развитию данного сегмента туризма:

- развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;

- открытие автомобильного пункта пропуска «Хандагайты (Россия) – Боршо (Монголия)» в многостороннем режиме;

- реконструкция аэропортового комплекса г. Кызыла и придание ему международного статуса;

- создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием;

- создание культурно-туристских зон с ценным историко-культурным наследием, расположенных вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию Республики Тыва и выполняющих функцию транспортных узлов;

- создание туристских центров в зоне одночасовой транспортной доступности вдоль основных транспортных коридоров;

- организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств.

9.4. Культурно-познавательный, событийный, паломнический туризм.

Основой для развития культурно-познавательного туризма предусматривается использование культурно-исторического наследия Республики Тыва и общности истории и культуры Тувы с регионами-соседями. Настоящей Стратегией предусматриваются следующие задачи:

- создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов на территории нашей республики;

- более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному региону в целях воспитания уважения к историческому прошлому;

- систематизация и активизация работы культурно-досуговых учреждений в высокий туристский сезон.

В пик туристского сезона, с июля по август, в республике ежегодно проводится более 200 культурных событий, наиболее масштабные из них – празднование народного праздника животноводов Наадым, международные фестивали «Устуу-Хурээ», «Хоомей в Центре Азии», набирает обороты межрегиональный фестиваль русской культуры на Малом Енисее. В рамках событийного туризма в 2017 году республику посетило более 10 тыс. туристов.

Определены следующие направления для развития паломнического туризма:

- использование потенциала основных религиозных конфессий;

- организация паломнических туров;

- организация туров по местам религиозных святынь;

- внедрение практики функционирования темпл-стэй;

- создание ретритных центров.

9.5. Деловой туризм.

Ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в вдвое превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов туристских поездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.

Деловой туризм (бизнес-туризм) – это путешествия со служебными или профессиональными целями, командировки сотрудников. Вместо понятия «бизнес-туризм» часто используется английский термин-аббревиатура – MICE, точно отражающий структуру этого вида туризма (от англ. metings – деловые встречи, презентации, семинары, тренинги; incentives – поощрительные поездки, тим-билдинг, обучение персонала, корпоративные праздники; conferences – конференции, конгрессы, съезды, форумы, семинары и т.д., exhibitions – выставки, имиджевые мероприятия (фестивали, благотворительные концерты и т.д.).

Въездной турпоток Республики Тыва в деловом туризме складывается из форумов, проводимых на территории республики, служебных командировок федеральных органов власти, конгрессно-выставочных мероприятий, межрегиональных выставок «Тыва-Экспо» и т.д. Внутренний турпоток – из корпоративных выездов организаций, профессиональных праздников, межрайонных семинаров и конференции, выездных коллегий министерств и ведомств, бизнес-десантов, республиканских выставок «Одно село – один продукт».

Деловые поездки в Туву составляют до 40 процентов всех посещений республики из городов Москва, Новосибирск, Красноярск, Новокузнецк, Абакан (участники форумов, проверяющие, работники инвестиционных компаний, предприниматели), а также Монголии, Китая и ряда европейских стран.

Высокий потенциал сферы делового туризма диктует соответствующие требования. Например, к гостинице, это высокий стандарт обслуживания, наличие средств ведения бизнеса, наличие оздоровительных средств, высокие требования к организации питания и т.п. Требования к транспортному обслуживанию: скорость – люди, совершающие деловые поездки требуют быстрой транспортировки; ком-  форт – бизнес-пассажиры стараются использовать время в дороге для работы, либо для отдыха; надежности и пунктуальность транспортных услуг; удобство графиков рейсов; частота рейсов.

В связи с этим для развития делового туризма в Туве необходимо развитие ее инфраструктуры: комфортабельный аэропорт с регулярными рейсами и широкой географией полетов, гостиницы, безопасный транспорт, развитый придорожный сервис, наличие спортивно оздоровительных учреждений и конференц-залов для проведения межрегиональных выставок, а также повышение уровня сервисного обслуживания и индустрии гостеприимства.

Грамотно построенная программа развития делового туризма как отдельного инвестиционного проекта, так и в рамках технополиса выступает фактором эффективной реализации всего проекта.

Увеличение турпотока планируется достигнуть путем организации на территории Тувы корпоративных поездок и тим-билдинга. Требуется разработка специализированных турпакетов для крупных российских корпораций в целях формирования коммерческих предложений.

В целом, на период до 2030 года в Республике Тыва, ожидается естественное увеличение деловой активности в связи с реализацией инвестиционных проектов,  освоением новых месторождений полезных ископаемых, изменениями таможенного законодательства и ориентацией российской экономики на азиатские страны. Реализация мероприятий по развитию делового туризма приведет к увеличению турпотока до 15 тыс. человек в год к 2030 году за счет организации и последующей фиксации корпоративных выездов организаций и развития въездного и внутреннего туризма.

9.6. Гастрономический туризм.

В силу традиционного уклада жизни, самобытной культуры и экологической обстановки Республика Тыва имеет существенный потенциал для развития гастрономического вида туризма, который необходимо должным образом организовать и представить.

В Едином реестре субъектов МСП ФНС зарегистрированы 340 субъектов предпринимательства, занятых производством пищевых продуктов и деятельностью по предоставлению продуктов и напитков. Из них 226 – объекты общественного питания (11 ЮЛ и 215 ИП) и 114 производств. Наибольшее количество зарегистрировано в г. Кызыле – 173 ед. (51 процент), в Кызылском районе – 32 ед. (9,5 процента), Дзун-Хемчикском – 19 ед. (5,6 процента) и Улуг-Хемском – 17 ед. (5 процентов).

Наиболее перспективными районами для развития гастрономического туризма и придорожного сервиса являются Тоджинский, Каа-Хемский, Тандинский, Эрзинский и Монгун-Тайгинский районы. Для организации придорожного сервиса вдоль федеральной трассы Р-257 «Енисей» (М-54) особое внимание стоит уделить Пий-Хемскому, Кызылскому, Улуг-Хемскому, Дзун-Хемчикскому и Овюрскому районам.

На территории республики представлены тувинская, русская, европейская, кавказская, японская, китайская, корейская и вьетнамская кухни.


Информация по документу
Читайте также