Расширенный поиск

Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода от 25.12.2017 № 6246

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

25.12.2017                                                                                        № 6246

 

 

Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы 

 

 

 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, решением городской Думы Нижнего Новгорода от 15.11.2017 № 217 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы (далее - Программа).

2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».

3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Кудрявцеву И.В.

 

 

 

5. Установить начало срока действия Программы с 01.01.2018.

 

 

 

Исполняющий обязанности главы

администрации города                                                                             Н.В.Казачкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.Е.Егорова   

439 15 66

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

города

от 25.12.2017  № 6246

 

Муниципальная программа

«Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018 - 2020 годы

(далее - Программа)

 

1. Паспорт Программы

 

Ответственный исполнитель Программы

Департамент экономики, планирования и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (далее - ДЭРПиЗ)

Соисполнители Программы

Администрации районов города Нижнего Новгорода,

Комитет по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода,

Торгово-промышленная палата Нижегородской области,

НРО ООО малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Цель Программы

Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест

Задачи Программы

Внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях для обеспечения отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предпринимателей;

создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий;

повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки;

укрепление кадрового потенциала, создание положительного образа предпринимателя;

развитие торговли и потребительского рынка.

Этапы и сроки реализации Программы

Срок реализации Программы 2018 - 2020 годы.

Программа реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Общий объем бюджетных ассигнований на период реализации Программы составит 133000000,00 руб., в том числе:

руб.

Ответственный исполнитель (соисполнители)

2018 год

2019 год

2020 год

Всего, в том числе:

38000000,00

45000000,00

50000000,00

ДЭРПиЗ

19543600,00

27056400,00

33668500,00

Администрации районов города Нижнего Новгорода (ДЭРПиЗ)

4900000,00

4000000,00

2000000,00

МКУ «УМС» (ДЭРПиЗ)

13556400,00

13943600,00

14331500,00

Целевые индикаторы Программы

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения - 547,1  ед.;

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие) - 8,2 чел.;

Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями (в расчете на одно предприятие) - 17,2 млн. руб.;

Выручка от реализации товаров, работ, услуг малых и средних предприятий - 5640,36 млн. руб.;

Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие) -  1,8 млн. руб.;

Объемы налоговых поступлений от деятельности предприятий среднего и малого бизнеса - 1177 млн. руб.;

Доля участников закупок - субъектов малого и среднего предпринимательства - 30%;

Доля малых и средних предприятий, работающих в приоритетных отраслях в общем объеме малых и средних предприятий - 21%;

Объем субсидий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса из местного бюджета -  17 млн. руб.;

Количество зарегистрированных пользователей специализированных интернет-порталов для предпринимательства (нарастающим итогом) - 2000 чел.;

Степень удовлетворенности предпринимательского сообщества качеством бизнес-среды (по данным опросов) - 90%;

Объем поступлений от размещения НТО в бюджет города -  110 млн. руб.;

Фактическая обеспеченность НТО на  10  000 жителей - 24%;

Обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов согласно нормативу -  185%;

Обеспеченность населения города посадочными местами в организациях общественного питания согласно нормативу - 101,5%;

Обеспеченность населения города рабочими местами в организациях бытового обслуживания согласно нормативу - 70%;

Доля торговых мест,  предоставляемых товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, на розничных рынках - 50%.

 

Условные обозначения, используемые в Программе:

 

АР - администрация районов города Нижнего Новгорода;

ДЭРПиЗ - департамент экономики, планирования и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода;

МКУ «УМС» - муниципальное казенное учреждение «Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода»;

КУГИ - Комитет по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода.

 

2. Текстовая часть Программы

 

2.1. Характеристика текущего состояния

 

Малый и средний бизнес является одним из ключевых элементов экономики города, т.к. играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения, а также стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2017 года в городе ведут деятельность более 52 тысяч субъектов МСП, что составляет 39,4% от общего количества МСП Нижегородской области и 0,9% от общего количества МСП России.

Доля занятых в малом бизнесе на уровне города оценивается в 30% (справочно: в среднем по России - около 25%, по мировым меркам малые фирмы должны составлять 70-90% от общего числа предприятий).

Общий объем налоговых поступлений за 2016 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города составил 937,1 млн.руб.

В структуре МСП преобладают малые и микропредприятия.

 

Структура МСП в Нижнем Новгороде, ед.

 

 

По данным муниципального обследования для деятельности малых и средних предприятий за последние пять лет характерны следующие тенденции:

численность занятых на малых и средних предприятиях имеет устойчивую тенденцию к сокращению: за последние пять лет - на 22,3 тыс. (на 21%), среднее число занятых на одном предприятии снизилось на 2,4 чел. и в 2016 году составило 6,4 человека;

среднее значение фонда оплаты труда в течение 2012-2015 годов изменялось в пределах от 1,3 до 1,4 млн.руб.;

средняя заработная плата работающего в 2016 году составила чуть более 18 тыс.руб.(для сравнения по полному кругу предприятий - 35,5 тыс. руб.);

за последовательным сокращением чистой прибыли в период с 2012 по 2014 годы более чем на 12% наблюдается ее рост на 24,5%, при этом изменения среднего значения данного показателя в течение пяти лет были незначительными и колебались в пределах 1,1-1,2 млн.руб.;

как следствие кризисных явлений в сфере малого бизнеса в течение последних пяти лет замедлилась инвестиционная активность малых предприятий - объем инвестиций в основной капитал сократился на 9,7 млрд.руб. или 76,4% (лишь в 2014 году был отмечен рост по отношению к 2013 году на 22,6%);

выручка, оборот и отгрузка товаров собственного производства снизились в 2016 году по отношению к 2012 году, рост данных показателей был зафиксирован в 2013 и 2015 годах.

Анализ сложившейся отраслевой структуры малых предприятий в 2016 году показал, что основная доля приходится на сферу торговли  - 37% (в 2015 году - 37,8%) и операции с недвижимостью - 25,8% (в 2015 году - 25,9%), что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом. При этом доля производственного сектора невелика (9,6%).

Таким образом, динамика основных показателей развития предпринимательства преимущественно отрицательная, положительные сдвиги по отдельным показателям незначительны. Сложившаяся отраслевая структура МСП не отвечает стратегическим целям и задачам (превалирует торговля и сфера услуг, неразвиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП). Имеет место негативное отношение общества к предпринимателям.

Для анализа причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, был проведен социологический опрос представителей предпринимательства, по результатам которого выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса на территории города:

высокая налоговая нагрузка;

нехватка собственных оборотных средств;

ограниченный доступ к кредитным ресурсам;

постоянный рост цен на энергоносители и сырье;

нестабильность законодательной базы;

проверки контрольно-надзорных органов;

усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний;

недобросовестная конкуренция со стороны предпринимателей;

низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях.

Основными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, должны быть:

финансовая и имущественная поддержка;

развитие здоровой конкуренции,

помощь начинающим предпринимателям,

снижение уровня налоговой нагрузки и уровня административного давления на бизнес.

На территории города Нижнего Новгорода комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса ежегодно формируется в рамках муниципальной программы и включает в себя:

имущественную  поддержку (формирование и  ведение Перечня муниципального имущества города Нижнего Новгорода, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, заключение соглашения о неприменении неустойки по договорам аренды муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства);

организацию и обеспечение консультационно-методологической и методической работы с предприятиями и организациями малого бизнеса (проведение обучающих семинаров, рабочих встреч по обсуждению проблемных вопросов развития)

актуализацию Схемы размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода;

заключение договоров на размещение НТО и освобождение земельных участков от самовольно установленных НТО;

реализацию мер по развитию розничных рынков, ярмарок и выставок-ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции;

осуществление полномочий по обеспечению выполнения требований действующего законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Однако данный комплекс мер на сегодняшний день недостаточен. Поддержка оказывается не системно, отсутствуют меры финансовой поддержки и единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении МСП. Не задействованы механизмы кластеризации, субконтрактации и аутсорсинга в интеграции МСП и крупного бизнеса. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий в сфере мобильной торговли, размещения НТО в зданиях, строениях, сооружениях, выездной торговли.

В действующих ранее на территории города программах отсутствует принцип селективности, комплекс мероприятий имеет общий характер и не способствует выявлению «точек роста». То есть программы рассчитаны на увеличение количества субъектов МСП, но не на изменения качественного состава отраслей.

Учитывая сложившиеся экономические условия (кризис, санкции, скачки валют), в торговле, основанной в основном на ввозимых из-за рубежа товарах, и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Для малого бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Для стимулирования количественных и качественных структурных изменений требуется разработка и внедрение новых, более эффективных программ. В настоящей программе перечень мер существенно расширен. Поддержка будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

промышленность и инновации;

IT-технологии;

социально-ориентированное предпринимательство;

молодежное предпринимательство;

культура, кинематография и туризм;

предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг.

 

Предпринимательство в сфере промышленности и инноваций

 

Малые и средние предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Отрасли, в которых участие субъектов МСП возможно: автомобилестроение, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность; сервисные и инновационные функции в научно-образовательном комплексе, сегменты новых материалов и технологий в промышленности строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.

 

IT-предпринимательство

 

IT-предпринимательство является одной из самых молодых областей экономической деятельности. Именно это направление определяет сегодня положение любого государства в мировом сообществе, а малое и среднее предпринимательство в сфере производства информации способно наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка информационных товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Основные направления государственной политики по формированию электронной экономики изложены в программе «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года».   

 

Социально-ориентированное предпринимательство

 

Социальное предпринимательство - это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе.

Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия - одна из ключевых задач социального предпринимательства.

По инициативе Минэкономразвития началось формирование региональных центров инноваций. Презентация Центра инноваций социальной сферы Нижегородской области состоялась на VII молодежном бизнес-форуме «Поволжье-2017» 25 августа 2017 года. Ключевые для ЦИСС проектах: это школа социального предпринимательства, клуб социальных предпринимателей, акселератор социальных проектов, ярмарка франшиз, индивидуальное сопровождение предпринимательского проекта. Кроме того, запланировано проведение ежегодного форума социального предпринимательства.

В рамках его работы можно выделить два основных направления деятельности: работа по созданию новых социально-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и их дальнейшее развитие, а также поэтапное направление некоммерческим организациям и социальным предпринимателям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ до 2018 года в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.

 

Молодежное предпринимательство

 

Молодежное предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Именно молодые люди инициируют изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от молодежного предпринимательства, нежели от крупных предприятий и от предпринимателей, чей бизнес уже состоялся. Творчество молодежного предпринимательства в инновационной среде способствует распространению новой продукции и услуг для потребителей.

 

Предпринимательство в сфере культуры, кинематографии и туризма.

 

Рост числа МСП в целом – это индикатор «здоровья» экономики города. Развитие МСП в сферах культуры, кинематографии и туризма характеризует повышение качества жизни населения.

Планомерное развитие МСП в отрасли «Культура» позволит удовлетворить потребности населения в культурно-досуговом обслуживании, разнообразить отрасль, обеспечив здоровую конкуренцию на рынке услуг.

Нижний Новгород представляет собой уникальное историко-культурное пространство. Месторасположения города, его самобытность, а также низкая (относительно других крупных городов) стоимость съемок делает Нижний Новгород привлекательным для кинематографистов. Это может стать дополнительным направлением в развитии малого и среднего бизнеса - обслуживание съемочного процесса. Развитие кинематографии на территории города неизбежно повлияет на популизацию и узнаваемость города, повысит имидж города как туристического центра.

С целью развития МСП в области туризма органами власти города ведется планомерная работа по развитию туристического потенциала Нижнего Новгорода (в т.ч. как города-организатора Чемпионата мира по футболу) за счет регулярных презентаций на различных российских и международных выставках, проведения масштабных самобытных мероприятий (включая ставший уже традиционным фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров»). В 2016 году Нижний Новгород вошел в топ-10 городов России, популярных для летних путешествий.

 

 

 

 

Самозанятость

 

Одним из видов занятости в системе российской национальной экономики выступает самостоятельная занятость населения (далее - самозанятость). В разные периоды времени в различных условиях масштабы ее распространения, роль и место в экономической жизни изменялись от минимальных до весьма существенных.

Статус самозанятых пока законодательно не определен. К ним относятся субъекты хозяйствования, самостоятельно организующие производственно-коммерческую деятельность с целью получения доходов, с использованием личного труда и в условиях индивидуальной собственности на факторы производства (труд, земля, капитал физический и финансовый, а также предпринимательские способности). Принципиальное отличие самозанятых от индивидуальных предпринимателей состоит в невозможности самозанятыми привлекать рабочую силу со стороны.

К самозанятым гражданам относятся: репетиторы, фотографы, швеи, сапожники, частные водители, уборщицы, горничные, ремонтники, няни, дизайнеры, переводчики, рыбаки, ярмарочные торговцы, журналисты, копирайтеры, программисты, парикмахеры и мастера маникюра, владельцы гостиниц для животных и др.

По оценкам экспертов, в неформальном секторе российской экономики сейчас трудится от 15 до 22 млн. человек, включая самозанятых граждан. На территории городского округа город Нижний Новгород по оценке на 2017 год в неформальном секторе экономике занято более 22 тыс. человек, включая самозанятых, так как потребители их услуг не требуют предоставления регистрации  УФНС.

С 2017 года в России введены двухлетние налоговые каникулы для самозанятых граждан, которые заявят о себе в налоговые органы. Пока эта норма распространена лишь на три категории - сиделок и нянь, репетиторов и домработниц. Однако отсутствие у этих категорий граждан стимулов регистрации в налоговой инспекции, а также наличие информационного вакуума и отсутствие разъяснений со стороны налоговых органов становятся причинами низкой активности граждан, чья деятельность реализуется благодаря исключительно их личным усилиям.

Органы местного самоуправления на территории своих муниципальных образований совместно с государственными органами власти оказывают активную поддержку по легализации трудовых отношений, в том числе в отношении самозанятых граждан с последующей их регистрацией на осуществление своей деятельности. Одной из форм такой работы является проведение мониторинга неформальной занятости на территории городского округа город Нижний Новгород.

Государственное регулирование самозанятости путем внедрения патентной системы позволит  вывести из тени доходы граждан и наполнить бюджеты всех уровней.

 

 

 

 

Предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг

 

Важнейшим направлением развития потребительского рынка и услуг города Нижнего Новгорода является дальнейшее формирование его инфраструктуры, предусматривающее создание комфортных условий проживания населения по месту жительства, повышение качества и культуры обслуживания.

Потребительский рынок города представляет собой развитую сеть предприятий торговли различных типов, видов, форм и форматов, которая в настоящее время включает: стационарные предприятия розничной торговли, розничные рынки, регулярные (универсальные) ярмарки, объекты нестационарной торговой сети, предприятия общественного питания, предприятий бытового обслуживания населения.

К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод в эксплуатацию крупных предприятий современного формата, увеличение количества предприятий потребительского рынка, высокий уровень насыщенности товарами и услугами.

Вместе с тем, продолжает уменьшаться доля мелкооптовой и мелкорозничной торговли на рынках, при этом растет доля стационарной торговой сети. Идет формирование крупных торговых сетей, специализированных магазинов, открываются новые торговые предприятия с прогрессивными формами торговли. Наиболее яркой тенденцией последних лет является интенсивное строительство крупных торговых и торгово-развлекательных центров.

Обеспеченность стационарными торговыми площадями на 1000 жителей по состоянию на начало 2017 года составила 1210,7 кв. м при установленном нормативе минимальной обеспеченности населения города Нижнего Новгорода площадью торговых объектов 662 кв. м, в том числе: продовольственными товарами - 383,9 кв. м, непродовольственными товарами - 826,8 кв. м. Фактическая обеспеченность стационарными торговыми площадями в городе составляет 182,9 % от установленного норматива. Общий уровень обеспеченности соответствует уровню крупных европейских городов.

В настоящее время на территории города Нижнего Новгорода, на основании выданных администрацией города разрешений, осуществляют деятельность 5 розничных рынков, в том числе 1 - универсальный, 4 сельскохозяйственных и 11 регулярных (универсальных) ярмарок.

В целях создания условий для обеспечения жителей сельскохозяйственной продукцией администрацией города организована работа 17 выставок-ярмарок выходного дня, в которых ежегодно принимают участие свыше 300 сельхозтоваропроизводителей Нижегородской области.

В настоящее время на территории города Нижнего Новгорода функционирует 1411 предприятий общественного питания на 89316 посадочных мест

Фактическая обеспеченность населения города сетью общедоступных предприятий общественного питания составила 40 посадочных мест на 1 тысячу жителей, или 100% от установленного норматива минимальной обеспеченности.

Степень обеспеченности населения города рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания города Нижнего Новгорода по состоянию на 01.01.2017 составляет 6 рабочих мест на 1 тысячу жителей, или 66% от установленного норматива (9 мест).

В перспективе приоритетными направлениями станут развитие различных форм торговли (стационарная торговля, НТО, рынки, ярмарки, мобильная торговля, фестивальная деятельность). Развитие стационарной торговли продолжит развиваться за счет строительства новых зданий, использование помещений на 1 этажах жилых зданий, перепрофилирование помещений стационарных зданий и сооружений под предприятия торговли. Кроме того, развитие интернет-технологии дает толчок к развитию такого направления, как интернет-торговля, которая в настоящее время находится в активной фазе своего развития, а российский рынок является одним из самых перспективных.

 

2.2. Цели, задачи Программы

 

Целью Программы является обеспечение условий для развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест.

Для достижения цели Программы предполагается решение следующих задач:

- внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях для обеспечения отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предпринимателей;

- создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий;

- повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки;

- укрепление кадрового потенциала, создание положительного образа предпринимателя;

- развитие торговли и потребительского рынка.

 

2.3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Реализация Программы рассчитана на период 2018 - 2020 годов и осуществляется в один этап.

 

2.4. Основные мероприятия Программы

Таблица 1

№ п/п

Наименование подпрограммы, задачи, основного мероприятия

Категория расходов (кап. вложения, НИОКР и прочие расходы)

Сроки выполнения

Ответственный исполнитель, соисполнитель

Краткое описание основного мероприятия

Задача. Внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях для обеспечения отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предпринимателей

1.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Оказание поддержки в виде  субсидий начинающим малым и средним предприятиям по приоритетным отраслям на создание собственного дела.

Возмещение части затрат на регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).

2.

Стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего бизнеса

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Создание гарантийного фонда для предоставления поручительства и залогового обеспечения малому и среднему бизнесу.

Заключение соглашений с коммерческими банками, направленных на совместную реализацию программ льготного кредитования.

3.

Реализация мер в области налогообложения

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Установление пониженной ставки единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях поддержки предпринимательского сектора.

Мониторинг законодательства в области развития системы патентов для самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

4.

Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Ведение и публикация реестра муниципального имущества, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства, помощь в выборе и аренде нежилых муниципальных помещений, необходимых для осуществления деятельности субъектов МСП.

Предоставление в аренду субъектам МСП по приоритетным отраслям площадей муниципальной собственности на льготных условиях.

Заключение субъектами МСП договоров купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на объекты нежилого фонда с условием рассрочки платежа до конца финансового года с уплатой процентов в размере, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в случаях продажи доли, принадлежащей городу в праве общей собственности, участнику долевой собственности, имеющему преимущественное право покупки продаваемой доли).

Задача. Создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий

5.

Создание объектов инфраструктуры поддержки

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ, КУГИ,

(совместно с Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области)

Создание центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию.

Участие в реализации программы по предоставлению комплексной консультационной поддержки МСП путем создания МФЦ для бизнеса (создание окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в МФЦ).

6.

Аналитические разработки

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Проведение мониторинга и анализа состояния сферы малого и среднего предпринимательства.

Проведение комплекса маркетинговых исследований во взаимодействии с отраслевыми общественными объединениями и экспертным сообществом о рыночной среде, перспективных местах для развития различных видов бизнеса.

Мониторинг общественного мнения (проведение опросов).

7.

Создание информационных систем и реестров публичной информации

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Создание на официальном сайте администрации города и поддержание в актуальном состоянии раздела, аккумулирующего  информацию о рыночной среде, перспективных местах для развития различных видов бизнеса, каталоге типовых бизнес-планов для отдельных видов деятельности, всех существующих видах поддержки малых и средних предприятий. Создание единого реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, реализуемых на территории города Нижнего Новгорода. Создание реестра надежных поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Формирование открытого перечня субъектов МСП по приоритетным отраслям. Формирование баз данных о приоритетных товарах, требующих импортозамещения, тиражирование лучших практик импортозамещения.

Задача: Повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки

8.

Реализация мер административной поддержки

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Контроль за соблюдением квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (30 процентов) и проведение мероприятий, направленных на увеличение данного процента.

Оценка регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно- правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.

Включение инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в Программу развития производительных сил города Нижнего Новгорода с целью содействия получения ими дополнительных баллов в случае участия в конкурсном отборе по субсидированию части затрат, связанных с приобретением оборудования (в том числе по договорам лизинга).

9.

Стимулирование спроса на продукцию субъектов МСП

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Содействие развитию местных территориальных кластеров субъектов МСП - разработка и реализация партнерских программ между заказчиками и малыми и средними предприятиями, в том числе на основе механизмов муниципально-частного партнерства.

Содействие включению малых и средних предприятий города в Нижегородские кластеры.

Задача: Укрепление кадрового потенциала, создание положительного образа предпринимателя

10.

Подготовка квалифицированных кадров

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ, Торгово-промышленная палата Нижегородской области,

НРО ООО малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Внедрение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников малых и средних предприятий (совместно с ведущими высшими учебными заведениями города).

Организация сотрудничества с ВУЗами города по вопросам развития и поддержки изобретательства, а также поддержки деятельности студенческих IT-компаний.

Организация обучения муниципальных служащих структурных (территориальных) органов администрации города Нижнего Новгорода, курирующих малый и средний бизнес.

11.

Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ, Торгово-промышленная палата Нижегородской области,

НРО ООО малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Консультирование по юридическим и практическим вопросам субъектов малого и среднего предпринимательства, а также незанятых в экономике граждан или граждан, самозанятых в неформальном секторе экономике (выявленных в рамках мониторинга неформальной занятости на территории Нижнего Новгорода, а также обратившихся в ОМСУ).

Консультации по вопросам организации бизнеса, с целью повышения уровня технологической и организационной готовности к участию в закупках.

Проведение мероприятий, направленных на обеспечение взаимодействия городского бизнес-сообщества, объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественных и иных объединений с органами местного самоуправления (семинары, круглые столы).

Создание совещательного органа (согласительной комиссии) с участием районных бизнес-ассоциаций, ТПП Нижегородской области и других предпринимательских объединений для разрешения спорных и проблемных ситуаций участников хозяйственной деятельности.

12.

Популяризация предпринимательской деятельности

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ, Торгово-промышленная палата Нижегородской области,

НРО ООО малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Организация и проведение городских конкурсов, смотров, специализированных выставок, содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства города в областных конкурсах.

Освещение предпринимательской тематики в медийном пространстве.

Популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, в т.ч. организация бизнес-квестов, деловых игр.

Проведение в организациях сферы образования и культуры акций и конкурсов, связанных с историей российского предпринимательства

Задача: Развитие торговли и потребительского рынка

13.

Контроль за размещением нестационарных торговых объектов

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Обеспечение деятельности МКУ "УМС" мероприятий по упорядочению размещения НТО.

Освобождение земельных участков от самовольно установленных НТО.

Предоставление возможности поквартальной оплаты за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода.

Проведение  мониторинга нестационарных  торговых объектов,  которые  не  вошли  в схему  размещения  НТО,  но начали эксплуатироваться до ее разработки и принятия.

По  результатам  мониторинга

подготовка  предложений по

дополнению  схемы  размещения

нестационарных  торговых

объектов  местами  размещения

НТО,  строительство, реконструкция или эксплуатация которых  были  начаты  до утверждения  указанной  схемы  в соответствии  с  п.  6 ст. 10

Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ  «Об основах  государственного регулирования  торговой деятельности  в  Российской Федерации».

14.

Информационно-аналитическое обеспечение развития потребительского рынка

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Проведение мониторинга и анализа развития потребительского рынка города.

Организация и проведение городских мероприятий (конкурсов, фестивалей и смотров), направленных на популяризацию деятельности в сфере потребительского рынка и услуг.

15.

Развитие инфраструктуры потребительского рынка и обеспечение вариативности форм торговли

Прочие расходы

2018, 2019, 2020

ДЭРПиЗ

Создание условий для развития розничных рынков, ярмарок и  выставок-ярмарок.

Проведение ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции.

Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления мобильной, выездной и др. видов торговли.

(в том числе:

1.  Порядок  согласования

проведения выставок-ярмарок на

территории  города  Нижнего

Новгорода.

2.  Порядок  размещения

мобильных  передвижных

средств  торговли  на  территории города Нижнего Новгорода.

3.  Стандарты  размещения

нестационарных  торговых

объектов  на  территории  города

Нижнего Новгорода.

4.  Порядок  размещения

нестационарных  торговых

объектов  в  зданиях,  строениях,

сооружениях  на  территории

города.

5.  Порядок  организации выездной  торговли  при проведении  массовых, культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных  и  рекламных мероприятий  на  территории города Нижнего Новгорода)

 

2.5. Целевые индикаторы Программы

Таблица 2

п/п

Наименование цели Программы, подпрограммы, задачи, целевого индикатора

Единица измерения

Значение показателя целевого индикатора

 

2018 год

2019 год

2020 год

 

1

2

3

4

5

6

 

Цель. Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест

 

  1.           

 

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения

ед.

525,9

536,4

547,1

  2.           

 

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие)

чел.

7,4

7,8

8,2

   3.  

 

Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями (в расчете на одно предприятие)

млн.

руб.

14,9

16,0

17,2

   4.  

 

Выручка от реализации товаров, работ, услуг малых и средних предприятий

млн.

руб.

5067

5321

5640,36

   5.  

 

Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие)

млн.

руб.

1,6

1,75

1,8

   6.  

 

Объемы налоговых поступлений от деятельности предприятий среднего и малого бизнеса

млн.

руб.

1037,82

1100,90

1177,00

   7.  

 

Доля участников закупок - субъектов малого и среднего предпринимательства

%

30

30

30

Задача: Внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях для обеспечения отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предпринимателей

   8.  

 

Доля малых и средних предприятий, работающих в приоритетных отраслях в общем объеме малых и средних предприятий

%

17

19

21

   9.  

 

Объем субсидий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса из местного бюджета

млн.

руб.

11,23

14,36

17,0

Задача: Создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий

10.  

 

Количество зарегистрированных пользователей специализированных интернет-порталов для предпринимательства (нарастающим итогом)

чел.

1000

1500

2000

Задача: Повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки

11.  

 

Степень удовлетворенности предпринимательского сообщества качеством бизнес-среды (по данным опросов)

%

80

85

90

Задача: Развитие торговли и потребительского рынка

12.  

 

Объем поступлений от размещения НТО в бюджет города

млн.

руб.

90

100

110

13.  

 

Фактическая обеспеченность НТО на 10 000 жителей

%

22

23

24

14.  

 

Обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов согласно нормативу

%

180,0

184,0

185,0

15.  

 

Обеспеченность населения города посадочными местами в организациях общественного питания согласно нормативу

%

100,5

101,0

101,5

16.  

 

Обеспеченность населения города рабочими местами в организациях бытового обслуживания согласно нормативу

%

67,5

68,5

70,0

17.   17.

Доля торговых мест, предоставляемых товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, на розничных рынках

% (не менее)

50

50

50


Информация по документу
Читайте также