Расширенный поиск
Постановление Администрации г.Нижнего Новгорода от 25.12.2017 № 6246АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25.12.2017 № 6246
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, решением городской Думы Нижнего Новгорода от 15.11.2017 № 217 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет: 1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы (далее - Программа). 2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород». 3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Кудрявцеву И.В. 5. Установить начало срока действия Программы с 01.01.2018. Исполняющий обязанности главы администрации города Н.В.Казачкова И.Е.Егорова 439 15 66 УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации города от 25.12.2017 № 6246 Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018 - 2020 годы (далее - Программа) 1. Паспорт Программы
Условные обозначения, используемые в Программе: АР - администрация районов города Нижнего Новгорода; ДЭРПиЗ - департамент экономики, планирования и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода; МКУ «УМС» - муниципальное казенное учреждение «Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода»; КУГИ - Комитет по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода. 2. Текстовая часть Программы 2.1. Характеристика текущего состояния Малый и средний бизнес является одним из ключевых элементов экономики города, т.к. играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения, а также стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2017 года в городе ведут деятельность более 52 тысяч субъектов МСП, что составляет 39,4% от общего количества МСП Нижегородской области и 0,9% от общего количества МСП России. Доля занятых в малом бизнесе на уровне города оценивается в 30% (справочно: в среднем по России - около 25%, по мировым меркам малые фирмы должны составлять 70-90% от общего числа предприятий). Общий объем налоговых поступлений за 2016 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города составил 937,1 млн.руб. В структуре МСП преобладают малые и микропредприятия. Структура МСП в Нижнем Новгороде, ед.
По данным муниципального обследования для деятельности малых и средних предприятий за последние пять лет характерны следующие тенденции: численность занятых на малых и средних предприятиях имеет устойчивую тенденцию к сокращению: за последние пять лет - на 22,3 тыс. (на 21%), среднее число занятых на одном предприятии снизилось на 2,4 чел. и в 2016 году составило 6,4 человека; среднее значение фонда оплаты труда в течение 2012-2015 годов изменялось в пределах от 1,3 до 1,4 млн.руб.; средняя заработная плата работающего в 2016 году составила чуть более 18 тыс.руб.(для сравнения по полному кругу предприятий - 35,5 тыс. руб.); за последовательным сокращением чистой прибыли в период с 2012 по 2014 годы более чем на 12% наблюдается ее рост на 24,5%, при этом изменения среднего значения данного показателя в течение пяти лет были незначительными и колебались в пределах 1,1-1,2 млн.руб.; как следствие кризисных явлений в сфере малого бизнеса в течение последних пяти лет замедлилась инвестиционная активность малых предприятий - объем инвестиций в основной капитал сократился на 9,7 млрд.руб. или 76,4% (лишь в 2014 году был отмечен рост по отношению к 2013 году на 22,6%); выручка, оборот и отгрузка товаров собственного производства снизились в 2016 году по отношению к 2012 году, рост данных показателей был зафиксирован в 2013 и 2015 годах. Анализ сложившейся отраслевой структуры малых предприятий в 2016 году показал, что основная доля приходится на сферу торговли - 37% (в 2015 году - 37,8%) и операции с недвижимостью - 25,8% (в 2015 году - 25,9%), что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом. При этом доля производственного сектора невелика (9,6%). Таким образом, динамика основных показателей развития предпринимательства преимущественно отрицательная, положительные сдвиги по отдельным показателям незначительны. Сложившаяся отраслевая структура МСП не отвечает стратегическим целям и задачам (превалирует торговля и сфера услуг, неразвиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП). Имеет место негативное отношение общества к предпринимателям. Для анализа причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, был проведен социологический опрос представителей предпринимательства, по результатам которого выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса на территории города: высокая налоговая нагрузка; нехватка собственных оборотных средств; ограниченный доступ к кредитным ресурсам; постоянный рост цен на энергоносители и сырье; нестабильность законодательной базы; проверки контрольно-надзорных органов; усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний; недобросовестная конкуренция со стороны предпринимателей; низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях. Основными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, должны быть: финансовая и имущественная поддержка; развитие здоровой конкуренции, помощь начинающим предпринимателям, снижение уровня налоговой нагрузки и уровня административного давления на бизнес. На территории города Нижнего Новгорода комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса ежегодно формируется в рамках муниципальной программы и включает в себя: имущественную поддержку (формирование и ведение Перечня муниципального имущества города Нижнего Новгорода, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, заключение соглашения о неприменении неустойки по договорам аренды муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства); организацию и обеспечение консультационно-методологической и методической работы с предприятиями и организациями малого бизнеса (проведение обучающих семинаров, рабочих встреч по обсуждению проблемных вопросов развития) актуализацию Схемы размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода; заключение договоров на размещение НТО и освобождение земельных участков от самовольно установленных НТО; реализацию мер по развитию розничных рынков, ярмарок и выставок-ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции; осуществление полномочий по обеспечению выполнения требований действующего законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Однако данный комплекс мер на сегодняшний день недостаточен. Поддержка оказывается не системно, отсутствуют меры финансовой поддержки и единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении МСП. Не задействованы механизмы кластеризации, субконтрактации и аутсорсинга в интеграции МСП и крупного бизнеса. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий в сфере мобильной торговли, размещения НТО в зданиях, строениях, сооружениях, выездной торговли. В действующих ранее на территории города программах отсутствует принцип селективности, комплекс мероприятий имеет общий характер и не способствует выявлению «точек роста». То есть программы рассчитаны на увеличение количества субъектов МСП, но не на изменения качественного состава отраслей. Учитывая сложившиеся экономические условия (кризис, санкции, скачки валют), в торговле, основанной в основном на ввозимых из-за рубежа товарах, и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Для малого бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Для стимулирования количественных и качественных структурных изменений требуется разработка и внедрение новых, более эффективных программ. В настоящей программе перечень мер существенно расширен. Поддержка будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: промышленность и инновации; IT-технологии; социально-ориентированное предпринимательство; молодежное предпринимательство; культура, кинематография и туризм; предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг. Предпринимательство в сфере промышленности и инноваций Малые и средние предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Отрасли, в которых участие субъектов МСП возможно: автомобилестроение, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность; сервисные и инновационные функции в научно-образовательном комплексе, сегменты новых материалов и технологий в промышленности строительных материалов, легкая и пищевая промышленность. IT-предпринимательство IT-предпринимательство является одной из самых молодых областей экономической деятельности. Именно это направление определяет сегодня положение любого государства в мировом сообществе, а малое и среднее предпринимательство в сфере производства информации способно наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка информационных товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Основные направления государственной политики по формированию электронной экономики изложены в программе «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года». Социально-ориентированное предпринимательство Социальное предпринимательство - это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе. Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия - одна из ключевых задач социального предпринимательства. По инициативе Минэкономразвития началось формирование региональных центров инноваций. Презентация Центра инноваций социальной сферы Нижегородской области состоялась на VII молодежном бизнес-форуме «Поволжье-2017» 25 августа 2017 года. Ключевые для ЦИСС проектах: это школа социального предпринимательства, клуб социальных предпринимателей, акселератор социальных проектов, ярмарка франшиз, индивидуальное сопровождение предпринимательского проекта. Кроме того, запланировано проведение ежегодного форума социального предпринимательства. В рамках его работы можно выделить два основных направления деятельности: работа по созданию новых социально-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и их дальнейшее развитие, а также поэтапное направление некоммерческим организациям и социальным предпринимателям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ до 2018 года в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года. Молодежное предпринимательство Молодежное предпринимательство находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Именно молодые люди инициируют изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от молодежного предпринимательства, нежели от крупных предприятий и от предпринимателей, чей бизнес уже состоялся. Творчество молодежного предпринимательства в инновационной среде способствует распространению новой продукции и услуг для потребителей. Предпринимательство в сфере культуры, кинематографии и туризма. Рост числа МСП в целом – это индикатор «здоровья» экономики города. Развитие МСП в сферах культуры, кинематографии и туризма характеризует повышение качества жизни населения. Планомерное развитие МСП в отрасли «Культура» позволит удовлетворить потребности населения в культурно-досуговом обслуживании, разнообразить отрасль, обеспечив здоровую конкуренцию на рынке услуг. Нижний Новгород представляет собой уникальное историко-культурное пространство. Месторасположения города, его самобытность, а также низкая (относительно других крупных городов) стоимость съемок делает Нижний Новгород привлекательным для кинематографистов. Это может стать дополнительным направлением в развитии малого и среднего бизнеса - обслуживание съемочного процесса. Развитие кинематографии на территории города неизбежно повлияет на популизацию и узнаваемость города, повысит имидж города как туристического центра. С целью развития МСП в области туризма органами власти города ведется планомерная работа по развитию туристического потенциала Нижнего Новгорода (в т.ч. как города-организатора Чемпионата мира по футболу) за счет регулярных презентаций на различных российских и международных выставках, проведения масштабных самобытных мероприятий (включая ставший уже традиционным фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров»). В 2016 году Нижний Новгород вошел в топ-10 городов России, популярных для летних путешествий. Самозанятость Одним из видов занятости в системе российской национальной экономики выступает самостоятельная занятость населения (далее - самозанятость). В разные периоды времени в различных условиях масштабы ее распространения, роль и место в экономической жизни изменялись от минимальных до весьма существенных. Статус самозанятых пока законодательно не определен. К ним относятся субъекты хозяйствования, самостоятельно организующие производственно-коммерческую деятельность с целью получения доходов, с использованием личного труда и в условиях индивидуальной собственности на факторы производства (труд, земля, капитал физический и финансовый, а также предпринимательские способности). Принципиальное отличие самозанятых от индивидуальных предпринимателей состоит в невозможности самозанятыми привлекать рабочую силу со стороны. К самозанятым гражданам относятся: репетиторы, фотографы, швеи, сапожники, частные водители, уборщицы, горничные, ремонтники, няни, дизайнеры, переводчики, рыбаки, ярмарочные торговцы, журналисты, копирайтеры, программисты, парикмахеры и мастера маникюра, владельцы гостиниц для животных и др. По оценкам экспертов, в неформальном секторе российской экономики сейчас трудится от 15 до 22 млн. человек, включая самозанятых граждан. На территории городского округа город Нижний Новгород по оценке на 2017 год в неформальном секторе экономике занято более 22 тыс. человек, включая самозанятых, так как потребители их услуг не требуют предоставления регистрации УФНС. С 2017 года в России введены двухлетние налоговые каникулы для самозанятых граждан, которые заявят о себе в налоговые органы. Пока эта норма распространена лишь на три категории - сиделок и нянь, репетиторов и домработниц. Однако отсутствие у этих категорий граждан стимулов регистрации в налоговой инспекции, а также наличие информационного вакуума и отсутствие разъяснений со стороны налоговых органов становятся причинами низкой активности граждан, чья деятельность реализуется благодаря исключительно их личным усилиям. Органы местного самоуправления на территории своих муниципальных образований совместно с государственными органами власти оказывают активную поддержку по легализации трудовых отношений, в том числе в отношении самозанятых граждан с последующей их регистрацией на осуществление своей деятельности. Одной из форм такой работы является проведение мониторинга неформальной занятости на территории городского округа город Нижний Новгород. Государственное регулирование самозанятости путем внедрения патентной системы позволит вывести из тени доходы граждан и наполнить бюджеты всех уровней. Предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг Важнейшим направлением развития потребительского рынка и услуг города Нижнего Новгорода является дальнейшее формирование его инфраструктуры, предусматривающее создание комфортных условий проживания населения по месту жительства, повышение качества и культуры обслуживания. Потребительский рынок города представляет собой развитую сеть предприятий торговли различных типов, видов, форм и форматов, которая в настоящее время включает: стационарные предприятия розничной торговли, розничные рынки, регулярные (универсальные) ярмарки, объекты нестационарной торговой сети, предприятия общественного питания, предприятий бытового обслуживания населения. К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод в эксплуатацию крупных предприятий современного формата, увеличение количества предприятий потребительского рынка, высокий уровень насыщенности товарами и услугами. Вместе с тем, продолжает уменьшаться доля мелкооптовой и мелкорозничной торговли на рынках, при этом растет доля стационарной торговой сети. Идет формирование крупных торговых сетей, специализированных магазинов, открываются новые торговые предприятия с прогрессивными формами торговли. Наиболее яркой тенденцией последних лет является интенсивное строительство крупных торговых и торгово-развлекательных центров. Обеспеченность стационарными торговыми
площадями на 1000 жителей по состоянию на начало 2017 года составила В настоящее время на территории города Нижнего Новгорода, на основании выданных администрацией города разрешений, осуществляют деятельность 5 розничных рынков, в том числе 1 - универсальный, 4 сельскохозяйственных и 11 регулярных (универсальных) ярмарок. В целях создания условий для обеспечения жителей сельскохозяйственной продукцией администрацией города организована работа 17 выставок-ярмарок выходного дня, в которых ежегодно принимают участие свыше 300 сельхозтоваропроизводителей Нижегородской области. В настоящее время на территории города Нижнего Новгорода функционирует 1411 предприятий общественного питания на 89316 посадочных мест Фактическая обеспеченность населения города сетью общедоступных предприятий общественного питания составила 40 посадочных мест на 1 тысячу жителей, или 100% от установленного норматива минимальной обеспеченности. Степень обеспеченности населения города рабочими местами в предприятиях бытового обслуживания города Нижнего Новгорода по состоянию на 01.01.2017 составляет 6 рабочих мест на 1 тысячу жителей, или 66% от установленного норматива (9 мест). В перспективе приоритетными направлениями станут развитие различных форм торговли (стационарная торговля, НТО, рынки, ярмарки, мобильная торговля, фестивальная деятельность). Развитие стационарной торговли продолжит развиваться за счет строительства новых зданий, использование помещений на 1 этажах жилых зданий, перепрофилирование помещений стационарных зданий и сооружений под предприятия торговли. Кроме того, развитие интернет-технологии дает толчок к развитию такого направления, как интернет-торговля, которая в настоящее время находится в активной фазе своего развития, а российский рынок является одним из самых перспективных. 2.2. Цели, задачи Программы Целью Программы является обеспечение условий для развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест. Для достижения цели Программы предполагается решение следующих задач: - внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях для обеспечения отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предпринимателей; - создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий; - повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки; - укрепление кадрового потенциала, создание положительного образа предпринимателя; - развитие торговли и потребительского рынка. 2.3. Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на период 2018 - 2020 годов и осуществляется в один этап. 2.4. Основные мероприятия Программы Таблица 1
2.5. Целевые индикаторы Программы Таблица 2
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|