Расширенный поиск
Постановление Правительства Кировской области от 19.12.2017 № 132-П ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ19.12.2017 № 132-П г. Киров Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2017 – 2027 годы В соответствии со статьями 6, 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2017 – 2027 годы (далее – Региональная программа) согласно приложению. 2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Кочеткова М.Н. 3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. Губернатор – Председатель Правительства Кировской области И.В. Васильев
Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2017 № 132-П РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2017 – 2027 годы ПАСПОРТ региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2017 – 2027 годы (далее – Региональная программа)
1. Общая характеристика сферы реализации Региональной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития Одной из проблем современного общества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее – отходы). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 млрд. тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Из них 30 млн. тонн (150 млн. куб. метров) – твердые коммунальные отходы (далее – ТКО). Около 85% ТКО складируется на полигонах различного типа и свалках, 5% проходит вторичную переработку, около 10% теряется при транспортировке. С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб. С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции. Из коммунальных отходов можно использовать в качестве вторичных материальных ресурсов пищевые отходы, бумагу, картон, дерево, металлы черные и цветные, текстиль, стекло, кожу, резину, пластмассу, полиэтилен, бой керамики и т.д. Как показывают исследования открытого акционерного общества «Ордена Трудового Красного Знамени академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова» и зарубежный опыт, около 55% ТКО и более 70% коммерческих отходов (ТКО, образующихся в офисных зданиях, магазинах, бытовых помещениях предприятий и т.д.) может быть вовлечено в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья. В настоящий момент на территории Кировской области отсутствуют эффективные модели обращения с отходами производства и потребления. Положительные результаты внедрения опыта стран Европейского союза в сфере обращения с отходами, государств Восточной Европы (Германии, Чехии, Польши и пр.) и субъектов Российской Федерации (Республики Чувашии, Ульяновской и Пензенской областей) дают возможность применения передового опыта на территории Кировской области с учетом местных особенностей, действующей нормативной правовой базы, социально-экономической ситуации и тенденций их изменения. Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Кировской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации не является благополучной. По данным формы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, за 2015 год в Кировской области образовалось более 1,9 млн. тонн отходов. Более 0,55 млн. тонн из них представлены ТКО. Источниками образования ТКО на территории области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Оценить количество ТКО, образованных населением, ввиду отсутствия на территории области установленных нормативов накопления отходов в настоящее время не представляется возможным. По данным администраций районов области, суммарный объем образования отходов от населения (исходя из численности) может достигать около 346 тыс. тонн в год. Более 80% образующихся в Кировской области ТКО несанкционированно размещается в окружающей среде. Существующая система сбора ТКО не позволяет в полной мере удалять их из мест образования. Это приводит к несанкционированному размещению ТКО в окружающей среде и значительным потерям вторичных ресурсов. Объекты размещения ТКО, находящиеся возле крупных населенных пунктов, представляют собой свалки без природоохранных сооружений. Перекрыта проектная мощность первой карты полигона ТКО в пос. Костино, в связи с чем возникает необходимость закрытия и рекультивации данной карты. Сортировка ТКО на территории области не осуществляется, поэтому все утильные фракции, содержащиеся в ТКО, отправляются на свалки и полигоны. Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области позволил выделить ряд проблем: 1.1. Наличие большого числа объектов размещения коммунальных отходов и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства. В соответствии с Концепцией обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 25.01.2010 № 10 «Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» (далее – Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области), наибольшая концентрация свалок отмечена в центральной части области (г. Киров и прилегающие к областному центру районы области) и районах, расположенных к югу и юго-западу от областного центра. Вновь построенные объекты размещения отходов при отсутствии генеральной схемы очистки территории решают проблему захоронения отходов лишь в районных центрах, тогда как на территории всего района количество свалок не сокращается. Бесконтрольная деятельность хозяйствующих субъектов (природопользователей) на несанкционированных объектах размещения ТКО ведет к увеличению площадей, занимаемых свалками. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, на 2015 год на объектах размещения ТКО захоронено около 81 млн. тонн отходов, ежегодно данная цифра увеличивается на 0,5 млн. тонн. В настоящее время лишь 18% ТКО захоронено на полигонах, отвечающих природоохранным требованиям. 1.2. Неэффективность системы сбора и удаления отходов на территории областного центра и ряда муниципальных образований вследствие значительного износа технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами. Система сбора и удаления отходов исторически сложилась только на территории административных центров муниципальных районов и не развивается на всей территории муниципальных образований. Отсутствие системы двухстадийного вывоза отходов не позволяет охватывать близлежащие населенные пункты, прилегающие к районным центрам, несмотря на то, что именно в них образуется до 50% объема ТКО. Кроме того, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования приводит к недостатку достоверных сведений у органов исполнительной власти для принятия грамотных управленческих решений. 1.3. Низкая экологическая культура населения в сфере обращения с отходами из-за недостаточной информированности о необходимости раздельного сбора компонентов коммунальных отходов и способах их вторичного использования. 1.4. Отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов коммунальных отходов (в том числе отходов от использования товаров) и их переработки приводит к сокращению срока эксплуатации полигонов, увеличению объемов отходов, поступающих на захоронение, потере ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом – масштабным и своевременным выделением (сортировкой) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительством мусоросортировочных комплексов и завода по переработке мусора. 1.5. Отсутствие системы сбора наиболее опасных для окружающей среды и человека ртутьсодержащих отходов (осветительных устройств) на территории области приводит к их поступлению в окружающую среду и ее загрязнению. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории области ежегодно образуется около 79 тонн ртутьсодержащих отходов. По экспертным оценкам, масса образования таких отходов может быть в 2 – 3 раза больше. На территории г. Кирова имеется специализированное предприятие по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов – акционерное общество «Куприт». Большинство природопользователей передает опасные отходы, в том числе и ртутьсодержащие, для утилизации на специализированных предприятиях, однако отсутствие на территории области систем сбора опасных отходов от населения создает предпосылки к неорганизованному размещению таких отходов в окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо создавать системы сбора ртутьсодержащих отходов, в том числе для населения, поскольку в результате бытового применения люминесцентных энергосберегающих ламп возможно образование ртутьсодержащих отходов в количестве, превышающем статистические данные. 1.6. Отсутствие законодательного регулирования на федеральном уровне в сфере обращения с биологическими отходами. Необходимо проработать вопрос нормативного правового обеспечения в данной сфере. Следовательно, на территории области не решается проблема ликвидации накопленного экологического ущерба. В сфере обращения с отходами накопленный экологический ущерб выражен свалками коммунальных отходов и нарушенными в результате эксплуатации свалок землями. Остаются нерешенными проблемы в сфере повышения уровня экологической культуры населения. Не созданы условия для развития переработки вторичных ресурсов. Сложившаяся в области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. Следовательно, на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. Анализ проблем в сфере обращения с отходами на территории области свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе в случае непринятия соответствующих мер может произойти дестабилизация экологической обстановки. Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами будет обостряться, произойдет рост негативного воздействия отходов на природные комплексы, что повлечет за собой отрицательные проявления состояния окружающей среды и ухудшение здоровья населения. В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17.11.2008 № 1662-р, главная цель экологической политики
государства на среднесрочную перспективу в сфере обращения с отходами
производства и потребления определена как создание эффективной системы
утилизации отходов производства и потребления, повышение экологических
стандартов, улучшение состояния окружающей среды. Региональная программа является одним из основных инструментов реализации региональной экологической политики в сфере обращения с отходами производства и потребления и представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих ликвидацию накопленного экологического ущерба и восстановление природных систем, рациональное природопользование и развитие отрасли переработки вторичных ресурсов, улучшение качества жизни населения и комфортности среды проживания, благоприятное состояние окружающей среды в целом на весь период реализации Региональной программы. В основу Региональной программы положена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Кировской области, утвержденная распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20. Территориальной схемой предусмотрено строительство мусороперегрузочных станций, мусоросортировочных заводов с полигонами и предприятий по переработке отсортированных фракций ТКО. Региональной программой также планируются мероприятия по раздельному сбору отходов и ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде в виде свалок ТКО. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Региональной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Региональной программы, описание ожидаемых конечных результатов Региональной программы, сроков и этапов реализации Региональной программы На территории Кировской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, определены следующими стратегическими документами: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30.04.2012; государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы»; Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 «О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года» (далее – Стратегия); приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»; Закон Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области». Стратегия обозначила существующие проблемы в сфере обращения с отходами, к числу которых относится размещение и утилизация ТКО практически во всех населенных пунктах области. Стратегия определила, что целью региональной экологической политики является улучшение качества окружающей природной среды, обеспечение благоприятной среды проживания населения и формирование экологически ориентированной экономики, а также указала основные направления обеспечения экологической устойчивости региона посредством предотвращения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, строительства мусоросортировочного (мусороперерабатывающего) комплекса для Кировской агломерации, внедрения установок по утилизации отходов, поддержки повторного использования и вторичной переработки промышленных товаров, стимулирования деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, повышения уровня экологической культуры населения области, внедрения технологий раздельного сбора коммунальных отходов. Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Региональной программы являются: сокращение образования отходов и снижение класса их опасности; вовлечение отходов в повторный хозяйственный оборот; создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов. Цель Региональной программы – уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Для достижения цели Региональной программы должны быть решены следующие задачи: создание и развитие системы и инфраструктуры по обращению с отходами (в том числе отходов от использования товаров); создание и развитие инфраструктуры переработки отходов; предупреждение и ликвидация негативного воздействия на окружающую среду. Состав целевых показателей эффективности реализации Региональной программы определен исходя из достижения цели и решения задач Региональной программы. Сведения о целевых показателях эффективности реализации Региональной программы представлены в приложении № 1. Методика расчета значений показателей эффективности реализации Региональной программы приведена в приложении № 2. Реализация Региональной программы окажет влияние на достижение цели государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части сокращения объемов размещения коммунальных отходов населения и ликвидации накопленного экологического ущерба. Срок реализации Региональной программы – с 2017 года по 2027 год. Выделение этапов реализации Региональной программы не предусматривается. 3. Обобщенная характеристика мероприятий Региональной программы Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач предусмотрена реализация следующих мероприятий: 3.1. В рамках решения задачи по созданию и развитию системы и инфраструктуры по обращению с отходами: разработка, формирование и ведение автоматизированной системы регионального кадастра отходов производства и потребления в Кировской области; проведение агитационных, конкурсных и иных мероприятий среди организаций образования и культуры, а также мероприятий, направленных на вовлечение населения в проекты по раздельному сбору коммунальных отходов, строительство объектов по сбору отходов от использования товаров (ртутьсодержащих отходов, отработанных батареек, пластика, бумаги и картона и др.); проведение научно-исследовательской работы по формированию проекта «Создание системы управления отходами потребления и вторичными материальными ресурсами на территории Кировской области»; поддержание информационного экологического портала об отходах производства и потребления на территории области – «Единый экологический портал об отходах производства и потребления Кировской области» (http://eko43.ru); строительство межмуниципального полигона ТКО; строительство объектов размещения и накопления ТКО. 3.2. В рамках решения задачи по созданию и развитию инфраструктуры переработки отходов: создание промышленных зон по переработке отходов производства и потребления и объекта по переработке отработанных пневматических автомобильных шин; строительство мусороперегрузочных и мусоросортировочных станций. 3.3. В рамках решения задачи по предупреждению и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду: ликвидация накопленного экологического ущерба от размещения отходов – рекультивация и ликвидация свалок и полигонов ТКО; проведение надзорных мероприятий с целью выявления мест несанкционированного размещения отходов; проведение надзорных мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий. На мероприятия по строительству мусороперегрузочных станций (объекты обработки) и созданию современных полигонов ТКО (промышленных территорий), а также созданию объектов обработки и утилизации ТКО планируется привлекать средства федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами (далее – Правила), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы». На мероприятия по рекультивации свалок коммунальных отходов – ликвидации негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов производства и потребления, а также на рекультивацию земельных участков, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, планируется привлекать средства федерального бюджета в соответствии с Правилами. Создание объектов размещения отходов, мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций, включая разработку проектно-сметной документации на указанные объекты, планируется осуществлять за счет средств региональных операторов (внебюджетные инвестиции) и федерального бюджета в соответствии с Правилами. Выполнение мероприятий обеспечит закрытие свалок коммунальных отходов, сокращение площадей, занятых свалками коммунальных отходов, создаст условия для направления потока таких отходов на специализированный объект по обработке, гарантируя инвестору поставку требуемого объема отходов, обустройство и строительство объектов размещения отходов. Перечни свалок коммунальных отходов на территории области, не отвечающих требованиям законодательства и подлежащих ликвидации и рекультивации, утверждены распоряжением Правительства Кировской области от 28.12.2013 № 431 «Об утверждении перечня свалок твердых бытовых отходов, подлежащих рекультивации, и перечня свалок бытовых отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации» на основании итогов проведенной инвентаризации объектов размещения коммунальных отходов (свалок), не отвечающих требованиям законодательства, на территории области. Реализация вышеуказанных мероприятий планируется в рамках отдельного мероприятия «Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот» государственной программы Кировской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.12.2012 № 176/655 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» на 2013 – 2020 годы», в том числе путем предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета. Перечень мероприятий Региональной программы представлен в приложении № 3. Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 4. Ресурсное обеспечение Региональной программы Общий объем финансового обеспечения Региональной программы – 3 566 400,62 тыс. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета – 1 454 232,29 тыс. рублей; областного бюджета – 339 452,85 тыс. рублей; местных бюджетов – 69 177,36 тыс. рублей; внебюджетных источников (средств инвестора) – 1 703 538,12 тыс. рублей. Определение объемов финансирования Региональной программы осуществлялось исходя из стоимости работ по рекультивации свалок ТКО, реконструкции свалок ТКО, прогнозной стоимости строительства объектов захоронения отходов, мусоросортировки и мусоропереработки отходов, сложившейся стоимости работ по разработке проектно-сметной документации на указанные виды работ. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации мероприятий Региональной программы, проводимых в рамках отдельного мероприятия «Сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот» Государственной программы утверждается законом о бюджете на соответствующий год. 5. Анализ рисков реализации Региональной программы и описание мер управления рисками На ход реализации Региональной программы могут оказать влияние: нормативно-правовые риски. Задержка принятия запланированных нормативно-правовых актов может существенно снизить результативность Региональной программы в области обращения с отходами, ужесточение экологических стандартов и требований может привести к необходимости значительного увеличения инвестиций, привлекаемых для реализации мероприятий Региональной программы в области обращения с отходами; макроэкономические риски. Изменение состояния мировых финансовых рынков и деловой активности, наполняемость бюджетов всех уровней могут отразиться на размерах бюджетного финансирования и сократить объем инвестиций, привлекаемых для реализации мероприятий Региональной программы; финансовые риски. Задержка или недостаточность финансирования со стороны федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных средств инвесторов могут привести к несвоевременной реализации мероприятий Региональной программы; организационные риски. Некомпетентные действия ответственных исполнителей мероприятий могут привести к задержке реализации мероприятий Региональной программы; социальные риски. Неготовность населения к активному участию в реализации некоторых мероприятий Региональной программы может привести к снижению их эффективности. 6. Участие муниципальных образований области в реализации Региональной программы Предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета производится в рамках мероприятий, указанных в приложении № 3. Муниципальные образования в свою очередь разрабатывают муниципальные программы, предусматривающие объемы финансирования соответствующих мероприятий. Органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств по таким мероприятиям, заключают с муниципальными образованиями Кировской области соответствующие соглашения. Прогнозируемый объем расходов местных бюджетов приведен в приложении № 3. ___________
Приложение № 1 к Региональной программе СВЕДЕНИЯ о целевых показателях эффективности реализации Региональной программы
____________
Приложение № 2 к Региональной программе МЕТОДИКА расчета значений показателей эффективности реализации Региональной программы Значения показателей эффективности реализации Региональной программы, определяются: численностью населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью природопользователей (тыс. человек) (по данным ведомственной отчетности министерства охраны окружающей среды Кировской области); количеством построенных мусоросортировочных заводов и полигонов размещения отходов (единиц) (по данным ведомственной отчетности министерства охраны окружающей среды Кировской области). Значения показателей эффективности реализации Региональной программы, определяемые путем вычислений, рассчитываются по следующим формулам: 1. Доля рекультивируемых земель в общей площади земель, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности (процентов): Дрз = Кнеобхр / Кобщз х 100%, где: Дрз – доля рекультивируемых земель в общей площади земель, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности (процентов); Кнеобхр – общая площадь рекультивируемых земель (гектаров); Кобщз – общая площадь земель, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности (гектаров). Основанием для расчета данного показателя является ведомственная отчетность министерства охраны окружающей среды Кировской области. 2. Доля ликвидируемых отходов в общем объеме накопленных отходов в результате хозяйственной и иной деятельности (процентов): Дотхл = Оотхл / Оотхн х 100%, где: Дотхл – доля ликвидируемых отходов в общем объеме накопленных отходов в результате хозяйственной и иной деятельности (процентов); Оотхл – количество ликвидируемых отходов, которое необходимо ликвидировать (тонн); Оотхн – общий объем накопленных отходов в результате хозяйственной и иной деятельности на территории области (тонн). Основанием для расчета данного показателя является ведомственная отчетность министерства охраны окружающей среды Кировской области. _____________
Приложение № 3 к Региональной программе ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий Региональной программы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|