Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.09.2010 № 307-р

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

21.09.2010                                                                                             № 307-р

 

Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края от 09.01.2018 г. № 4

 

г. Барнаул

 

 

В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 № 117-ЗС «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края»:

1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально- экономического развития Алтайского края на 2011 год и на период до 2013 года (далее - «Сценарные условия»).

2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, краевых и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.

3. Предложить органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и корректировке комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований руководствоваться Сценарными условиями.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.

 

 

Губернатор Алтайского края                                                        А.Б. Карлин

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением Администрации

Алтайского края

от 21.09.2010307-р

 

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ

социально-экономического развития Алтайского края на 2011 год и на период до 2013 года

 

Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2011 год и на период до 2013 года (далее - «Сценарные условия») разработаны на основе сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2009 году и в январе-июле 2010 года.

Сценарные условия учитывают цели и приоритеты, соответствующие программе социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.04.2010 № 25-ЗС, а также определяют прогнозные параметры развития Алтайского края на ближайшие три года (приложение).

 

Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского края в январе-июле и оценка параметров 2010 года

 

В январе-июле 2010 года отмечается тенденция наращивания темпов роста практически по всем основным социально-экономическим показате­лям.

В промышленности с начала текущего года наблюдается значительный рост производства продукции, более чем в 2 раза превышающий общероссийский и средние по Сибирскому федеральному округу темпы. Индекс промышленного производства в целом за 7 месяцев составил 123,1%, объем отгруженной промышленной продукции - 99,4 млрд. рублей.

В 11 основных видах обрабатывающих производств из 13 отмечается превышение уровня производства по сравнению с январем-июлем 2009 года. Максимальный рост наблюдается в производстве транспортных средств и оборудования, обработке древесины и производстве изделий из дерева, целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности. В целом в обрабатывающем секторе промышленности темп роста составил 128%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды за 7 месяцев увеличилось на 13,7%. Вместе с тем пока не преодолена отрицательная динамика в добывающем секторе промышленности: индекс физического объема добычи полезных ископаемых сложился на уровне 70,6%).

Высокие темпы роста объемов производства в первой половине текущего года обусловлены низкой базой аналогичного периода 2009 года, когда спад производства был наиболее значительным. С учетом роста промышленного производства в отдельные месяцы второго полугодия прошлого года темп роста в целом по 2010 году оценивается на уровне 114,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - 116%. Наибольший рост ожидается в обработке древесины, целлюлозно-бумажном и металлургическом производствах, в производстве транспортных средств и оборудования, основу которого составляет вагоностроение.

Основные показатели развития экономики в 2010 году(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2010 год

1 квартал

1полугодие

январь-июль

оценкагода

Индекс потребительских цен, декабрь по отношению к соответствующему периоду предыдущего года

102,5

103,4

103,9

107

Индекс промышленного производства

124,2

122,4

123,1

114,8

в том числе обрабатывающие производства

130,6

127,3

128

116

Продукция сельского хозяйства

107,9

106,9

105,3

91,5

Инвестиции в основной капитал

77,4

85,0

82,5*

101,6

Оборот розничной торговли

102,6

103,4

103,6

104,0

Объем платных услуг

99,4

99,7

99,4

102,0

Реальные располагаемые денежные доходы населения

100,2

100,9

101,3

102,5

Реальная заработная плата

101,9

103,4

-

102,6

* - по крупным организациям

 

Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в январе-июле2010 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной всеми сельхозтоваропроизводителями, составил 35,6 млрд. рублей, индекс физического объема -105,3%. Положительная динамика производства отмечается в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Объем продукции в хозяйствах населения сохраняется на уровне соответствующего периода прошлого года.

До конца года будет продолжена тенденция роста производства продукции животноводства (101,6%). Вместе с тем производство растениеводческой продукции оценивается ниже уровня предыдущего года (83,9%), валовой сбор зерна в весе после доработки в текущем году может составить 3,8 млн.тонн. В целом по отрасли 2010 год будет менее благоприятный, чем2009 год, индекс производства оценивается на уровне 91,5%.

Несмотря на рост показателей в производственной сфере, объемы инвестиционных вложений остаются на низком уровне. За 7 месяцев 2010 года на развитие экономики и социальной сферы края использовано9,3 млрд. рублей инвестиций по кругу крупных организаций, или 82,5% к соответствующему периоду прошлого года. В целом за год предполагается незначительный рост - 101,6% по полному кругу организаций в результате ожидания более высокого уровня инвестиций во втором полугодии 2010 года за счет более активного ввода объектов инвестиционных вложений в конце года, дальнейшего улучшения ситуации в сфере банковского кредитования, поступления бюджетных инвестиций.

Низкая инвестиционная активность существенным образом отразилась на строительной отрасли. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» (по кругу крупных и средних организаций), за январь-июль 2010 года составил 7,3 млрд. рублей (86,0% к аналогичному периоду прошлого года). В целом за год объем строительных работ оценивается на уровне 100% к 2009 году. Ожидаемый ввод жилья в 2010 году может составить 655 тыс.кв.м.

С начала 2010 года происходит постепенное улучшение показателей уровня жизни населения. За январь-июль реальные располагаемые денежные доходы жителей края составили 101,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, реальная заработная плата (за 1 полугодие) - 103,4%.

С учетом сохранения положительной динамики показателей уровня жизни до конца текущего года реальная заработная плата в крае оценивается на уровне 102,6%, реальные располагаемые денежные доходы - 102,5%. В целом за год заработная плата одного работающего оценивается в размере11840 рублей, что на 8,9% выше уровня 2009 года.

Большая часть доходов населения будет расходоваться на потребление, что обеспечит увеличение розничного товарооборота в 2010 году до 104,0%, платных услуг - до 102,0% к уровню 2009 года.

В январе-июле текущего года ситуация на рынке труда (в т.ч. регистрируемом) складывалась более благоприятно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года: уровень регистрируемой безработицы по отношению к трудоспособному населению на 1 августа текущего года составил2,8%, на аналогичную дату 2009 года - 3,3%; наблюдается постепенное увеличение численности занятых в экономике. По оценке, численность занятых в экономике в текущем году может возрасти на 2,2 тыс. человек и составить1083,9 тыс. человек.

Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на фоне замедления инфляционных процессов: индекс потребительских цен в январе-июле по отношению к декабрю 2009 года составил 103,9%, что более чем в 2 раза ниже аналогичного периода прошлого года, и на 0,9 процентного пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В целом на 2010год ожидаемый уровень инфляции в Алтайском крае при относительно стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров оценивается в пределах 7%, что соответствует пороговому значению показателя, предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации.

Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики края в текущем году по отношению к предыдущему году и увеличение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать прирост валового регионального продукта по итогам 2010 года примерно на 3,7% к уровню 2009 года. Его объем может составить 287,7 млрд. рублей.

Характеристика вариантов развития Алтайского края в 2011 -2013 годах

 

Сценарные условия выполнены в двух вариантах, базирующихся на относительно консервативных оценках внешних условий и различающихся в основном качеством экономического роста.

Вариант 1 (консервативный) разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, слабого роста потребительского спроса из-за низких темпов роста доходов населения, а также медленного восстановления кредитной активности. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта за 2011 - 2013годы составит 4,6%, инвестиций - 9,4%, реальных располагаемых доходов населения - 4,9%.

Вариант 2 (умеренно оптимистичный) отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. Предполагается более активная государственная политика, направленная на развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на региональное развитие, и сдержанная политика регулирования тарифов на электроэнергию. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции и в целом более высокие темпы роста доходов населения. Среднегодовой прирост инвестиций может составить в2011 - 2013 годах 13,2%, реальных располагаемых доходов населения - 6,7%, валового регионального продукта - 5,9%.

В качестве основного для разработки параметров краевого бюджета на2011 - 2013 годы предлагается второй вариант прогноза.

Сценарии социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство. В качестве внутренних условий(факторов) учитывается демографическая ситуация, скорость реализации крупных инвестиционных проектов, включая проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорной зоны, а также осуществление мероприятий по оптимизации бюджетной сферы Алтайского края.

Внешние условия (факторы), формирующие сценарии социально-экономического развития Алтайского края

 

Наиболее важным внешним фактором прогноза социально-экономического развития края является инфляция. За январь-июль 2010 года рост потребительских цен составил 103,9%, в том числе на непродовольственные товары - 101,7%), на платные услуги - 105,4%). Более быстрыми темпами с начала года возросли цены на продовольственные товары -105,9%). В последующие месяцы 2010 года в секторе продовольственных товаров возможно наращивание темпов роста цен, что связано с нестабильностью на рынках сельхозпродукции.

С учетом сложившихся тенденций общий уровень инфляции в Алтайском крае в 2010 году оценивается в пределах 7% по отношению к декабрю2009 года, что соответствует пороговому показателю, предложенному в параметрах прогноза Российской Федерации.

В 2011 - 2013 годах инфляция будет зависеть от динамики потребительских расходов населения, ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики цен и тарифов субъектов естественных монополий. При этом влияние факторов, действующих со стороны инфляции издержек, также остается слабым. В 2011 году инфляция прогнозируется в пределах 6%, в2012 и 2013 годах 5,5% и 5%> соответственно, что находится в целевом диапазоне уровня инфляции в целом по России.

Приоритетной задачей тарифной политики в 2011 - 2013 годах является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на потребителей.

Основным фактором роста конечных цен на электроэнергию, вместе сростом цен на котельно-печное топливо для потребителей, является увеличение доли свободного (нерегулируемого) рынка, цены на котором в среднем выше, чем в регулируемом секторе. Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 53% от всей отпущенной электроэнергии в 2010 году до 76% в 2011-2013 годах.

Рост регулируемых тарифов на электроэнергию на 2011 год в среднем по Алтайскому краю предполагается в размере 112,9-115,1 %, в том числе для населения - 110,0%>. В последующие годы ежегодный прирост тарифов для населения составит не более 10%>.

Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)естественных монополий в 2011 - 2013 гг.

Товары (услуги) естественных

Единица изме-

2010 год

Прогноз

монополий

рения

оценка

2011 год

2012 год

2013 год

Электроэнергия:

 

 

 

 

 

доля свободного рынка

%

53

76

76

76

регулируемые тарифы и ры-

в среднем за год

 

112,9-115,1

 

 

ночные цены в среднем для

к предыдущему

104,2

111-112

110-111

всех категорий потребителей

году, %

 

 

 

для населения

в среднем за год

 

 

 

 

 

к предыдущему

108,7

110

110

110

 

году, %

 

 

 

 

Тепловая энергия

в среднем за годк предыдущемугоду, %

109,1

120,9

110-112

110-111

Регулируемые оптовые цены

в среднем за год

 

 

 

 

на газ природный, в среднемдля всех категорий потреби-

к предыдущемугоду, %

126,5

115,3

115,7

115

телей

 

 

 

 

 

 

в среднем за годк предыдущему

117,8

117,1

119,2

115

для населения

году, %

 

 

 

 

декабрь к соот-

 

 

 

 

 

ветствующемупериоду преды-

120,8

115

115

115

 

дущего года, %

 

 

 

 

Железнодорожные перевозки

декабрь к соот-

 

 

 

 

грузов

ветствующемупериоду преды-дущего года, %

109,4

108,0

107,4

106,4

Пассажирские перевозки же-

декабрь к соот-

110

110

110

110

лезнодорожным транспортом

ветствующемупериоду преды-дущего года, %

 

 

 

 

 

С 2011 года государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) сохранится только для населения и в естественно-монопольном сетевом секторе, доля которых в расчете тарифов на электроэнергию на розничном рынке составляет примерно 33%.

Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период определялись исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынки, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и необходимого объема инвестиций. Также учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся диспропорций между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры топливного баланса в целях стимулирования роста потребления угля и других видов топлива.

Исходя из вышеуказанных факторов рост регулируемых оптовых ценна газ на 2011-2013 гг. предполагается в пределах 15,7% в год для всех категорий потребителей. Для промышленных потребителей повышение регулируемых цен будет осуществляться один раз в год, для населения в 2010-2011годах повышение оптовых цен, тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги будет осуществляться два раза в год: с 1 января и с 1 апреля.

Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию (производство, передача и сбыт) в 2011 году в среднем по Алтайскому краю составит 120,9%,в 2012 году - 110 - 112% и в 2013 году - 110-111%. Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает рост затрат на топливо (уголь, мазут, природный газ), рост цен на электрическую энергию. Затраты на оплату труда планируются в соответствии с прогнозом инфляции, прочие операционные затраты - в соответствии с прогнозом индексов цен производителей промышленной продукции на 2011-2013 годы.

Программами по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, предусмотрено до 2013 года оснащение потребителей приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию и проведение энергоаудита оборудования энергоснабжающих организаций. С 2013 года на основании данных энергоаудита планируется проводить мероприятия по модернизации оборудования и внедрению инновационных технологий.

На железнодорожные перевозки рост тарифов в регулируемом секторе ограничивается необходимостью покрытия эксплуатационных издержек и минимально необходимых средств на проведение ремонтных работ на поддержание инфраструктуры. В прогнозный период индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки не превысит в среднем: в 2011 году -8,0 %, в 2012 и 2013 годах - 7,4 и 6,4 % соответственно. Предельный среднегодовой рост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе не превысит по годам 10% ежегодно.

В прогнозном периоде предусматривается возможность применения практики дифференцированной индексации тарифов на пассажирские перевозки по календарным периодам года, а также де регулирования тарифов на перевозки пассажиров в скоростных поездах.

Прогноз изменения тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает необходимость обеспечения доступности данных услуг, а также доведение указанных тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли. В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфной связи в размере 25% ежегодно.

На услуги общедоступной почтовой связи прирост тарифов составит в2010 году 12%, в 2011 году - 8,7 %, в 2012 год - 7,6 %, на услуги по предоставлению местных телефонных соединений с учетом абонентской линии11%, 8,6 %, 7,0 % соответственно. Тарифы на услуги по предоставлению междугородных и внутризоновых телефонных соединений не изменятся в связи с высоким уровнем конкуренции на рынке данных услуг. На услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи планируется ежегодное снижение тарифов до 10%.

Темпы роста тарифов на услуги связи по распространению телерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций с использованием эфирной наземной аналоговой сети составят в 2011 году 105,9%, в2012 году - 105,7%, в 2013 году - 105,4%. Они рассчитаны с учетом поэтапного введения в эксплуатацию эфирной наземной цифровой сети и осуществления параллельного вещания в аналоговом и цифровом форматах. Корректировка темпов изменения тарифов возможна в зависимости от объемов внедрения цифрового вещания.

В сценарных условиях учтены принятые и введенные с 1 января 2010 г. налоговые ставки, а также изменения, связанные с порядком начисления, взимания и освобождения по основным статьям налогообложения: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и налога на доходы физических лиц. Также учтена замена единого социального налога на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности иродам.

Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы в бюджетных отраслях с 2011 г. предусматривает осуществление ее индексации в соответствии с уровнем инфляции.

В среднесрочной перспективе предусматриваются достаточно высокие темпы роста среднего размера трудовой пенсии. Предполагается ежегодная индексация как базовой, так и страховой части пенсии. В результате средний размер пенсии к 2013 году по сравнению с 2010 годом возрастет в 1,7 раза. В реальном выражении рост пенсии за 2011-2013 годы составит 128%. Повышению уровня жизни граждан пенсионного возраста будут способствовать меры по дополнительной социальной поддержке, оказываемой из средств бюджетов различных уровней.

Внутренние условия (факторы) для формирования вариантов социально-экономического развития

 

В 2011 - 2013 годах социально-экономическое развитие Алтайского края будет формироваться под влиянием:

скорости восстановления экономики после кризиса;

повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и потенциала их конкурентоспособности;

динамики инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и объемов государственных инвестиций.

Рост социально-экономических показателей в 2010 году, имеющий в основном восстановительный характер, начиная с 2011 года, будет постепенно приобретать более интенсивную динамику. Основным фактором роста в базовых отраслях экономики края выступят уже запущенные масштабные инвестиционные проекты, а также проекты, планируемые для реализации на территории Алтайского края в прогнозируемом периоде.

Рост валового регионального продукта в 2011 году по сравнению с оценкой 2010 года может составить 103,5 - 104,4%, его номинальный объем прогнозируется в размере 317 - 322 млрд. рублей. В 2012 - 2013 годах темп роста ВРП заметно усилится: 105,5% и 107,5%) соответственно по базовому варианту. В целом за прогнозный период прирост ВРП составит по вариантам 14,9-18,9%.

Более весомый вклад в прирост ВРП в 2010-2011 годах внесут виды деятельности, относящиеся к производству товаров. Однако в последующие годы с восстановлением потребительского спроса со стороны населения заметно усилится вклад в ВРП сферы услуг. Потребительский спрос будет поддерживаться ростом заработной платы и доходов населения в течение всего прогнозного периода. Удельный вес фонда оплаты труда в объеме ВРП к 2013 году приблизится к докризисному уровню - 33-34%).

В достижении параметров роста валового регионального продукта, соответствующих второму варианту развития, особая роль отводится повышению инвестиционной активности. Начиная с 2012 года прогнозируется активный рост производства по виду деятельности «Строительство», серьезный вклад в прирост ВРП по второму варианту ожидается от деятельности организаций агропромышленного комплекса в связи с реализацией проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья», а также от деятельности организаций обрабатывающей промышленности, транспорта и связи.

Таким образом, в прогнозный период экономический рост будет связан с решением следующих важнейших задач:

проведение активной социальной политики, направленной на более широкое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению социальных задач и способствующей росту денежных доходов населения, необходимых для восстановления потребительского спроса;

восстановление докризисных темпов инвестиционной активности за счет реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, федеральных и региональных программ при условии эффективного использования бюджетных инвестиций.

Инвестиционная политика

 

Прогноз инвестиций в 2011 - 2013 годах основан на реализации мероприятий, предусмотренных программой социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года, а также первоочередных инвестиционных проектов, вошедших в состав Стратегии социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года. Он предполагает как финансирование социальных программ за счет бюджетов всех уровней, так и реализацию инвестиционных проектов, в том числе с участием российских институтов развития.

Среди источников финансирования наибольший удельный вес в начале прогнозного периода придется на привлеченные средства, среди которых существенной будет доля бюджетных средств - более 30%. При этом около80% бюджетных инвестиций будет приходиться на средства федерального бюджета. По мере восстановления экономики и повышения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов в источниках инвестиций будет увеличиваться доля собственных средств предприятий, которая в 2013 году достигнет докризисного уровня. Ускоренными темпами (15-25% в год) предполагается рост количества выдаваемых банковских кредитов, вследствие чего доля банковского кредитования в общем объеме инвестиций в 2013 году может восстановиться до уровня 2008 года - 13,2%.

Наиболее крупными секторами распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в общем объеме инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной экономики) будут сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом.

Государственная поддержка развития сельскохозяйственного производства края продолжится в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья»,включенного в Перечень первоочередных инвестиционных проектов, реализуемых в Сибирском федеральном округе, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным.

Проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» имеет стратегическое значение для Алтайского края и Российской Федерации в решении вопроса стабилизации внутреннего агропродовольственного рынка и продовольственной безопасности страны. В ходе реализации проекта будут решаться системные задачи по переводу агропромышленного комплекса края и сопряженных секторов экономики на инновационную модель развития. Предприятия-участники будут расширять существующие производства, про-водить модернизацию технологических линий на основе научно-технологических разработок, осваивать выпуск новых видов продукции.

В рамках программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года предусмотрена реализация 22 крупных инвестиционных проектов, входящих в программу «Комплексное развитие Алтайского Приобья», на общую сумму 42,2 млрд. рублей (2008-2012 годы), в том числе с 2010 года начинается осуществление 10 крупных проектов на сумму24,7 млрд. рублей.

В 2010-2011 гг. продолжится реализация проекта по строительству второй очереди ЗАО «Алтайский бройлер» мощностью 27 тыс. тонн мяса бройлеров в год на сумму 2,3 млрд. рублей. После выхода комплекса на проектную мощность планируется существенное расширение рынков сбыта.

Крупным проектом в свиноводстве, реализация которого предусмотрена в прогнозном периоде, является строительство свиноводческого комплекса мощностью 300 тыс. голов в год ООО «Алтаймясопром» (Тальменский район) общей стоимостью 6 млрд. рублей. Проект признан соответствующим приоритетным направлениям государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса Российской Федерации и предусматривает открытие Государственной корпорацией «Внешэкономбанк» кредитной линии на частичное финансирование проекта.

Одним из наиболее крупных проектов в обрабатывающей промышленности является реконструкция Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницы стоимостью8,2 млрд. рублей. Данный проект предусматривает реконструкцию действующих производственных мощностей и глубокую комплексную переработку зерна с замкнутым производственным циклом: от выращивания сырья до выпуска продукции с максимально высокой добавленной стоимостью. Для этого будет построен современный перерабатывающий комплекс, оснащенный новейшим оборудованием, отвечающий всем мировым стандартам, продукция которого в перспективе может занять более 80% пищевого и комбикормового рынка.

В фармацевтической промышленности в прогнозный период предполагается организация наукоемкого производства лекарственных средств в рамках Алтайского биофармацевтического кластера. Общая стоимость проекта -14 млрд. рублей.

На первом этапе предусматривается создание производства лекарственных средств на основе новейших технологий для лечения таких социально значимых заболеваний, как бронхиальная астма, злокачественные, аутоиммунные и инфекционные заболевания, а также необходимых для проведения качественного хирургического лечения местных кровоостанавливающих лекарственных препаратов. На втором этапе планируется создание современной индустриальной площадки (парка) для размещения трех фармацевтических предприятий полного цикла и обеспечения их всей необходимой логистической, научно-исследовательской инфраструктурой.

Крупным проектом в рамках создаваемого энергетического кластера, способным обеспечить независимость края от сторонних производителей электроэнергии, является строительство конденсационной электрической станции мощностью 660 МВт и увеличение объема добычи угля до4 млн.тонн в год на Мунайском угольном разрезе. Общий объем финансирования проекта составляет более 30 млрд. рублей.

Кроме того, реализация многих крупных инвестиционных проектов в прогнозном периоде предполагает внедрение энергосберегающих технологий.

В добывающем секторе промышленности в среднесрочной перспективе продолжится строительство Корбалихинского, Степного, Таловского рудников и Захаровского горно-обогатительного комбината с общим объемом инвестиций более 10 млрд.рублей.

В стройиндустрии предполагается реализация двух крупных проектов: строительство нового высокотехнологичного завода по производству цемента в Локтевском районе мощностью 1,3 млн. тонн цемента в год (стоимость проекта 9,4 млрд. рублей) и модернизация завода по выпуску цемента (вторая очередь) в Заринском районе (1,7 млрд. рублей), что позволит последнему производить до 1 млн. тонн цемента в год. Продолжится строительство предприятия по выпуску пиломатериалов для домостроения в г. Камне-на-Оби и реализация ряда проектов в сфере деревообработки.

В сфере туризма и развлечений продолжится реализация проектов «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Игорная зона «Сибирская монета».

На территории ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» осуществляют деятельность 9 резидентов, общая сумма заявленных инвестиций составляет3,7 млрд.руб., из них освоено 65 млн.руб. На рассмотрении в Минэкономразвития России находятся заявки на заключение соглашений еще 5 потенциальных резидентов с общим объемом инвестиций около 3,8 млрд. руб.

В соответствии с проектом планировки на территории «Бирюзовой Катуни» будут созданы: гостиничные комплексы 2-5* на 3500 мест размещения, торгово-развлекательный центр, аквапарк, центр экстремальных водных видов спорта, горнолыжный комплекс, спортивно-оздоровительный мультифункциональный центр, летний кинотеатр, пантолечебница, охотхозяйство, административно-деловой комплекс и т.д.

Объекты внутренней инфраструктуры особой экономической зоны будут построены в 2010-2011 гг., что позволит компаниям-резидентам начать строительство туристических и развлекательных объектов.

Инвестором игорной зоны «Сибирская монета» - компанией «АЛТИ» ведётся проектирование туристско-развлекательных комплексов, строительство которых начнется в текущем году. Совокупный объем инвестиций в их строительство составит свыше 420 млн. рублей.

Согласно проекту планировки на территории игорной зоны будут построены 45 игорных заведений, 57 гостиничных комплексов, аквапарк круглогодичного действия, культурно-развлекательные, торговые, спортивные центры, горно-лыжный комплекс, скалодром, сноуборд-парк, летние кинотеатры, вертолетная площадка и т.д. Всего игорная зона предусматривает3000 мест размещения.

В рамках реализации проекта «Игорная зона «Сибирская монета» заключен протокол о намерениях по сотрудничеству между Администрацией края и компанией «Holding V», которая готова представлять проект на ведущих специализированных международных выставках, а также участвовать в реализации проекта в качестве инвестора и привлекать российские и зарубежные компании к строительству объектов на территории комплекса.

Ведется работа со словенской компанией «Hit d.d.» - европейской корпорацией, осуществляющей управление несколькими игорно-развлекательными центрами и отелями. Компания рассматривает возможность создания игорных и развлекательных заведений на территории игорной зоны в Алтайском крае.

Учитывая наличие общей границы игорной и особой экономической зон, объекты внешней инфраструктуры строятся одновременно для двух комплексов. В прогнозном периоде за счёт средств краевого бюджета предусмотрено строительство мостового перехода через реку Катунь у села Ая, строительство участка автомобильной дороги от с. Нижнекаянча до игорной зоны. Также будет осуществляться строительство магистрального газопровода-отвода и газораспределительной станции в с. Нижнекаянча стоимостью около 900 млн. рублей.

В прогнозный период предусмотрено развитие транспортной инфраструктуры, в частности, реконструкция автомобильных дорог и аэропортов. Предполагается реконструкция аэропорта города Бийска, являющегося ключевым объектом транспортной инфраструктуры для туристических районов региона. После реконструкции длина взлётно-посадочной полосы будет увеличена практически в два раза и составит 2700 м, что позволит принимать и обслуживать воздушные суда всех классов, кроме «Боинг 747». Общая стоимость работ, которые начнутся после 2010 года, - 1439 млн. рублей.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» за 2011 - 2012 годы из средств федерального бюджета планируется направить 3004,0 млн. рублей на строительство и реконструкцию участка федеральной автомобильной трассыМ-52 «Чуйский тракт» протяженностью 19 км.

В результате реализации всех предусмотренных мероприятий прирост инвестиций в основной капитал по краю за 2011-2013 гг. прогнозируется по первому варианту на уровне 30,6%, по второму варианту - 44,6%). При этом общий объем инвестиций составит к 2013 г. 75,3 млрд. рублей и 83,3 млрд.рублей соответственно.

Инвестиции на строительство и приобретение жилья в прогнозируемый период будут поддерживаться спросом со стороны населения. С учетом собственных средств населения на строительство и приобретение жилья, средств бюджетов всех уровней, а также за счет привлечения внебюджетных источников на стимулирование строительства и реализацию жилищных про-грамм к 2013 году планируемый ввод жилья составит 750 тыс.кв.м по первому варианту и 860 тыс.кв.м - по второму. Предполагается диверсификация финансовых механизмов строительства и приобретения жилья для граждан с различной платежеспособностью и кредитоспособностью, государственная поддержка социально уязвимых категорий населения в улучшении жилищных условий в пределах установленных государственных стандартов, дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования в рамках принятой стратегии развития ипотечного жилищного кредитования до 2030 года.

В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг техники и оборудования; субсидирование части банковской процентной ставки, в том числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. Кроме того, будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через федеральные целевые программы, федеральную адресную инвестиционную программу, приоритетные национальные проекты, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов и технопарков.

Промышленность

Индекс промышленного производства за 2011 - 2013 годы может со-ставить по первому (консервативному) варианту 112,7%, по второму (умеренно оптимистичному) варианту - 117,2% . Объем отгруженных товаров собственного производства возрастет к 2013 году до 239-253 млрд. рублей.

В 2011 -2013 годы сохранится тенденция роста производства в добывающем секторе за счет выхода Рубцовского и Змеиногорского рудников на проектную мощность (500 тыс. т руды в год), освоения Степного, Таловского, Корбалихинского месторождений полиметаллических руд, разработки Мунайского месторождения бурого угля в Солтонском районе, а также увеличения добычи нерудных строительных материалов. За три года добыча полезных ископаемых может увеличиться по первому варианту на 20,1%, по второму - на 27,3%.

В обрабатывающих производствах среднегодовой индекс физического объема в прогнозный период по первому варианту составит 104,5%, в целом за 2011-2013 гг. - 114,7%, по второму варианту 106,3% и 120% соответственно. Произойдут структурные изменения: сократится доля производства кокса и продукции стройиндустрии; вместе с тем увеличится доля обработки древесины и металлургического производства; доля производства пищевых продуктов прогнозируется на уровне 40% (29,8% в 2008 году).

В ведущей отрасли данного сектора - в производстве пищевых продуктов - темп роста в сопоставимых ценах за период 2011-2013 гг. по базовому варианту прогноза увеличится на 17,4%. Значительный рост ожидается в масложировой и комбикормовой промышленности, а также в производстве мяса и мясопродуктов за счет реализации проектов по строительству крупных свинокомплексов с законченным циклом производства мясной продукции, нового производства по глубокой комплексной переработке зерна ОАО «Пава», возобновления работы предприятия ЗАО «Бийский сахарный завод», ввода в промышленную эксплуатацию завода по производству рафинированного масла ООО «АгроСибРаздолье» и др.

Умеренными темпами прогнозируется развитие сектора промышленности, включающего производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1,7% - 4% за три года. В среднесрочном периоде продолжится работа по внедрению энергосберегающих технологий, газификации края, созданию собственной угледобывающей отрасли.

Прогнозируемые объемы промышленного производства в крае будут обеспечиваться реализацией мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» на 2009 - 2012 годы, а также:

предоставлением из краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым инвесторами банковским инвестиционным кредитам и другие формы государственной поддержки промышленных предприятий;

содействием повышению доступности финансовых ресурсов путем предоставления государственных гарантий Алтайского края;

содействием предприятиям оборонно-промышленного комплекса в получении ими государственного заказа;

реализацией комплексных инвестиционных планов моногородов;

подтверждением статуса наукограда Российской Федерации Бийска, содействием в привлечении средств федерального бюджета на его развитие;

содействием продвижению продукции в другие регионы Российской Федерации и на внешние рынки через участие в выставках-ярмарках и др.

 

Сельское хозяйство

 

Увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, реализация проектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитию конкурентоспособного сельскохозяйственного производства.

Прогнозируемый индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году по отношению к оценке 2010 года по первому варианту составит 106,9% с учетом возможных рисков в производстве растениеводческой продукции. По второму варианту индекс производства прогнозируется в пределах 118%.

В животноводстве за счет строительства и реконструкции высокотехнологичных комплексов для молочного животноводства, новых птицеводческих и свиноводческих комплексов, проведения племенной работы, повышения продуктивности сельскохозяйственных животных прогнозируемый прирост производства скота и птицы на убой (в живом весе) составит 12,1%, яиц - 12,7%, молока - 4,1%. В целом темп роста животноводческой продукции может составить примерно 108,4%.

Обеспечение высокой культуры земледелия, увеличение объемов внесения минеральных и органических удобрений, проведение мероприятий по восстановлению материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, внедрение новых технологий позволят повысить урожайность сельскохозяйственных культур. При благоприятных условиях развития отрасли растениеводства темп роста за три года по базовому варианту прогноза составит 127% с учетом «эффекта низкой базы» текущего года.

В среднесрочной перспективе в рамках действующих программ и новых направлений государственной поддержки, предусмотренных проектом «Комплексное развитие Алтайского Приобья», предполагается увеличение объемов финансовых вложений, направленных на развитие производственной и социальной инфраструктуры села. Особое внимание будет уделено комплексному территориальному развитию, формированию нового уклада жизни сельских территорий в рамках разрабатываемого проекта целевой программы устойчивого развития сельских поселений Алтайского края.

Потребительский рынок

Развитие потребительского рынка в прогнозный период будет определяться потребительскими расходами населения и приблизительно соответствовать динамике увеличения реальных располагаемых денежных доходов населения.

К 2013 году предполагается увеличение оборота розничной торговли до 248 млрд. руб. по первому варианту и до 259 млрд. руб. по второму варианту. Совокупный индекс физического объема за 2011-2013 годы может составить по вариантам 119,1% и 124,2% соответственно. Среди имеющихся форматов торговли значительным спросом будут пользоваться сельскохозяйственные рынки, ярмарки «выходного дня», где реализуется продукция местных перерабатывающих предприятий, фермерских хозяйств и предпринимателей, а также магазины «шаговой доступности».

По прогнозным расчетам, оборот общественного питания будет увеличиваться на 2-5,5% в год и в 2013 году может превысить уровень 2010 года на 8,7% по первому варианту и на 15,2% по второму варианту прогноза. Более высокие темпы роста по второму варианту позволят достичь докризисного объема общественного питания (6,4 млрд. рублей).

В среднесрочной перспективе развитие индустрии общественного питания планируется за счет расширения общедоступной сети предприятий быстрого питания; развития услуг общественного питания в составе туристическо-гостиничных комплексов, оздоровительных центров и зон отдыха; совершенствования организации горячего питания на предприятиях автодорожного сервиса; открытия летних кафе и торговых площадок в весенне-летние периоды.

В прогнозируемый период объемы оказываемых населению края услуг могут возрасти на 17,8-26,2% и составить 79,3 млрд. руб. и 84,3 млрд. руб. -по вариантам.

На 2011-2013 годы планируется устойчивый рост объемов всех видов услуг. Наиболее динамично будут развиваться услуги туризма, что связано с активной реализацией проекта по созданию в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны в Алтайском районе. Динамичное развитие получат сопутствующие туризму платные услуги с учетом их востребованности отдыхающими (услуги автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги предприятий по прокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря, фотоуслуги).

Демографические тенденции и рынок труда

 

В Алтайском крае в период 2011 - 2013 годов демографическая ситуация будет постепенно стабилизироваться. Абсолютное сокращение среднегодовой численности постоянного населения уменьшится в 3,5 раза: с 8,9тыс. человек в 2009 году до 2,5 тыс. человек в 2013 году. Снижение темпов депопуляции населения будет обусловлено ростом общего коэффициента рождаемости с 12,4 на 1000 населения в 2009 году до 13,1 в 2013 году, сокращением общего коэффициента смертности населения с 14,3 в 2009 году до 13,0 в 2013 году. Способствовать этому во многом будет успешная реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и мероприятий краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края» на 2008 - 2015 годы, государственных демографических программ по стимулированию рождаемости.

Несмотря на постепенную стабилизацию численности постоянного населения, население в трудоспособном возрасте в прогнозный период будет сокращаться за счет превышения количества граждан, достигших пенсионного возраста, над числом граждан, вступающих в трудоспособный возраст. В результате сокращение численности трудовых ресурсов за три года может составить 44,4-47,6 тыс. человек.

Вместе с тем ожидается улучшение ситуации в сфере занятости населения. Численность занятых в экономике края увеличится с 1083,9 тыс. человек в 2010 году до 1091,2-1100,2 тыс. человек в 2013 году и приблизится к докризисному уровню. Увеличение численности занятых предполагается как в реальном секторе экономики (в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи), так и в сфере предоставления услуг, в первую очередь касающихся организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.

С учетом реализуемых в текущем году мер по снижению напряженности на рынке труда в рамках реализации соответствующей краевой целевой программы численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, за 2011-2013 годы снизится на 4,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы (по отношению к численности экономически активного населения) - до 3,8%.


Информация по документу
Читайте также