Расширенный поиск
Постановление Правительства Ростовской области от 26.07.2017 № 516
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26.07.2017 № 516 г. Ростов-на-Дону Об утверждении Концепции развития системы профессиональной ориентации населения в Ростовской области на период до 2030 года В целях выработки целостного подхода к формированию и
осуществлению работы по развитию системы профессиональной ориентации населения в
Ростовской области в соответствии с приоритетами социально-экономического развития
Ростовской области и ситуацией на рынке труда Правительство Ростовской области постановляет: 1. Утвердить Концепцию развития системы профессиональной ориентации населения в Ростовской
области на период до 2030 года согласно приложению. 2. Управлению государственной
службы занятости населения Ростовской области в трехмесячный срок со дня принятия
настоящего постановления разработать и внести в установленном
порядке проект правового акта Правительства Ростовской области об утверждении комплексного
плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации населения в Ростовской
области на период до 2030 года. 3.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. 4.
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.
Постановление вносит управление государственной службы занятости населения Ростовской области Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от
26.07.2017 № 516 КОНЦЕПЦИЯ развития системы профессиональной ориентации населения в Ростовской области на период
до 2030 года 1. Общие положения 1.1. Концепция развития системы профессиональной
ориентации населения в Ростовской области (далее – Концепция) определяет цели, задачи, принципы, систему
и приоритетные направления профессиональной ориентации населения в Ростовской области, направленной на: содействие профессиональному самоопределению,
успешной социализации и эффективной самореализации граждан, стоящих перед выбором
профессии или места работы; качественное формирование трудовых ресурсов
и их использование в интересах социально-экономического развития Ростовской области; рациональное использование региональных ресурсов
при решении вопросов профессионального самоопределения и социализации учащейся молодежи,
создания условий для осознанного выбора профессии трудоспособным населением, стимулирование
у населения уважительного отношения к созидательной трудовой деятельности и к людям
высокой профессиональной культуры труда, специалистам рабочих профессий и инженерно-технических
специальностей, ветеранам труда. Концепция разработана
на период до 2030 года с целью выработки целостного подхода к формированию и осуществлению
работы по развитию системы профессиональной ориентации населения в Ростовской области
(далее – система профессиональной ориентации)
в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона и ситуацией
на рынке труда. 1.2. Концепция направлена
на решение следующих задач: определение основных
целей, задач, принципов, структуры системы профессиональной ориентации; совершенствование
нормативных, правовых, организационных и создание комплексной системы профессиональной
ориентации на основе межведомственного взаимодействия; обеспечение потребности
предприятий, осуществляющих деятельность на
территории Ростовской области, необходимыми кадрами; развитие инфраструктуры модели профессиональной
ориентации в рамках производственных кластеров; привлечение к участию
в профориентационной работе представителей органов исполнительной
власти Ростовской области, работодателей и общественности; активизация работы
по профессиональной ориентации населения; подготовка и профессиональное
развитие кадрового ресурса профориентационной работы; проведение научных
исследований в сфере профессиональной ориентации населения и обеспечение внедрения
их результатов в практику; усовершенствование
механизма научно-методического и учебного обеспечения по вопросам профессиональной
ориентации населения; обновление содержания,
форм и методов профориентационной работы с различными
социальными группами с учетом их специфики; обеспечение получения
и использования в профориентационной работе социально-экономической
информации о перспективах развития экономики Ростовской области
с учетом особенностей отдельных отраслей экономики в соответствии с их потребностью
в работниках определенных профессий (специальностей) и уровня квалификации; совершенствование
работы органов и организаций, осуществляющих профориентационную
работу, с целью повышения ее эффективности. 1.3. Основные положения Концепции являются основанием для определения субъектами
профориентационной деятельности специфики, направлений,
форм и методов профориентационной работы с различными
категориями населения, в том числе: обучающимися общеобразовательных организаций;
инвалидами; лицами, пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве;
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; несовершеннолетними,
находящимися в трудной жизненной ситуации; выпускниками профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования; безработными
и ищущими работу гражданами; гражданами, подлежащими освобождению из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, пенсионерами и другими
категориями населения. 1.4. Правовую основу
Концепции составляют: Конституция Российской
Федерации, от 12.12.1993; Закон Российской
Федерации от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон
от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации
от 15.04.2014 № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Содействие занятости населения»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17.11.2008 № 1662-р; постановление Министерства
труда Российской Федерации от 29.08.1995 № 47 «Об утверждении Основных направлений
развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки
населения в Российской Федерации»; постановление Министерства
труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении
Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации»; постановление Законодательного
Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года». 1.5.
Основные понятия, используемые в настоящей Концепции: профессиональная
ориентация – это проведение комплекса специальных мер содействия гражданину в профессиональном
самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его личных способностей
и интересов, социально-экономической ситуации на рынке труда; система профессиональной
ориентации – это совокупность государственных органов, государственных, негосударственных
и общественных организаций, работодателей, институтов гражданского общества, включая
семью, деятельность которых направлена на совершенствование процесса профессионального
и социального самоопределения граждан в интересах личности и общества в целом; координация деятельности
по профессиональной ориентации – согласование действий субъектов системы профессиональной
ориентации; профессиональное
самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой
среде и способ ее самореализации, согласования внутриличностных
и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего
жизненного и трудового пути; профессиональная карьера – профессиональный путь личности, на котором он
осознанно и ответственно, в соответствии со своими психофизиологическими характеристиками,
ценностными ориентациями и социальным опытом осуществляет выбор, формирование и
развитие своей профессиональной деятельности, приобретает умения, знания, навыки,
личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для успешного выполнения
этой профессиональной деятельности, а также связанных с ней других социальных ролей,
что обеспечивает наиболее полную самореализацию гражданина; планирование профессиональной
карьеры – это самостоятельный, осознанный, ответственный, обоснованный процесс определения
системы целей в области профессиональной карьеры личности, путей и средств их достижения,
который включает в себя выбор сферы профессиональной деятельности, профессиональное
обучение, трудоустройство, профессиональный рост, корректировку или изменение профессиональной
карьеры, выход на пенсию, активную трудовую жизнь на пенсии. 1.6. Важнейшими
направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональная
информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства,
состоянием рынка труда, потребностями предприятий в квалифицированных кадрах, содержанием
и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, профессиональными
требованиями, возможностями профессионально- квалификационного
роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; профессиональная
консультация – оказание помощи гражданину в профессиональном самоопределении с целью
принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических
особенностей и возможностей, а также потребностей общества; профессиональный
подбор – предоставление рекомендаций гражданину о возможных направлениях профессиональной
деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим,
физиологическим особенностям; профессиональный
отбор – определение степени профессиональной пригодности гражданина к конкретной
профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с требованиями законодательства; профессиональная,
производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному
становлению гражданина, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных
качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего
уровня профессионализма. 1.7. Субъекты
системы профессиональной ориентации: органы исполнительной власти Ростовской области (министерство общего и профессионального
образования Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской
области, министерство промышленности и энергетики Ростовской области, министерство
сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, министерство транспорта
Ростовской области, министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области,
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области,
министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, министерство здравоохранения
Ростовской области, министерство культуры Ростовской области,
министерство информационных технологий и связи Ростовской области, министерство
по физической культуре и спорту Ростовской области, управление государственной службы
занятости населения Ростовской области, департамент потребительского рынка Ростовской
области, департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской
области, комитет по молодежной политике Ростовской области). Ответственным
органом исполнительной власти Ростовской области за координацию взаимодействия субъектов
системы профессиональной ориентации является управление государственной службы занятости
населения Ростовской области; органы местного
самоуправления; государственные
казенные учреждения Ростовской области центры занятости населения (далее – центры
занятости населения); профессиональные
образовательные организации, образовательные организации высшего образования; общеобразовательные
организации; объединения работодателей,
предприятия и организации различных отраслей экономики Ростовской области; общественные
объединения, организации и другие, ответственные за воспитание, образование, профессиональное
обучение и трудоустройство граждан; Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»
(далее – ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»; Государственное
бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области
«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования» (далее – ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования»); Частное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Донской учебно-методический центр профессионального
образования» (далее – ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального
образования»); Главное управление
Федеральной службы исполнения наказания России по Ростовской области; средства массовой
информации; управление информационной
политики Правительства Ростовской области. 1.8. Субъекты
системы профессиональной ориентации руководствуются настоящей Концепцией при проведении
работы по профессиональной ориентации с населением. 2. Актуальность разработки Концепции Ростовская область
занимает ведущие позиции в Южном федеральном округе по численности экономически
активного населения и уровню экономической активности населения. По данным Территориального
органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, численность
рабочей силы в среднем за 2016 год составила 2 174,7 тыс. человек, в том числе 2
049,0 тыс. человек – занятых в экономике. В настоящее время
спрос на трудовые ресурсы в регионе постоянно растет, и на рынке труда ощутим дефицит
квалифицированных рабочих. В структуре заявленной потребности предприятий в
работниках вакансии по рабочим профессиям традиционно составляют около 70
процентов, в то время как всего лишь 43 процента безработных граждан, состоящих
на учете в органах службы занятости населения, имеют среднее профессиональное образование.
Таким образом, в Ростовской области по-прежнему сохраняется территориальный
и структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, вызванный ориентацией
молодежи на получение «престижных» профессий, отсутствием знаний о реальном спросе
на кадры, несоответствием объемов и структуры подготовки кадров, неспособностью
населения в краткие сроки реагировать на потребность работодателей в специалистах,
обладающих новыми профессиональными навыками. Наибольшее число заявок поступает
от предприятий оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, транспорта
и связи, строительства, сельского хозяйства. Наиболее востребованными
являются следующие профессии: продавец, повар, оператор швейного оборудования, слесарь-ремонтник,
фрезеровщик, токарь, сварщик, электрогазосварщик, монтажник,
бетонщик, слесарь механосборочных работ, водитель, тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства, облицовщик-плиточник, каменщик, штукатур, маляр. При сохранении
сложившейся ситуации в перспективе ожидается обострение квалификационного дисбаланса
на рынке труда Ростовской области. Указанная диспропорция
на рынке труда во многом объясняется несоответствием спроса на образовательные услуги
в разрезе специальностей потребностям рынка труда. Высшее образование, реагируя
на социальный запрос со стороны обучающихся, формирует неадекватную региональной
экономике структуру специальностей, по которым ведется подготовка кадров. Именно
по этой причине после окончания образовательных организаций высшего образования
выпускники вынуждены работать не по специальности либо уезжать из Ростовской области,
либо работать на должностях, не требующих
высшего образования. Всего в 2016 году
в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы обратилось
2 208 выпускников, из них 1 516 – профессиональных образовательных организаций (68,7
процента), 692 – образовательных организаций высшего образования (31,3 процента).
Зарегистрировано в качестве безработных 1 838 выпускников, из них 1 289 – профессиональных
образовательных организаций, 549 – образовательных организаций высшего образования.
Трудоустроено 1 314 выпускников, из них 930 – профессиональных образовательных организаций,
384 – образовательных организаций высшего образования. В целях определения
профессиональных предпочтений школьников на территории Ростовской области в 2016 – 2017
учебном году проводилось анкетирование обучающихся 8 – 11 классов. Полученные
данные показали следующее: более 36 процентов обучающихся 8 – 11
классов не сделали профессиональный выбор; более 63 процентов желает (планирует) получить
высшее образование – специалитет / магистратура
(35,2 процента), высшее – бакалавриат (28,4 процента); основными критериями выбора будущей профессии
являются «интересы
и склонности» (20,1 процента), «востребованность профессии на рынке труда» (14 процентов),
«уровень заработной платы» (14,2 процента), «престиж профессии» (10 процентов). Таким образом, сфера профессиональных предпочтений
обучающихся 8 – 11 классов и структура профессионального образования смещены в пользу
образовательных организаций высшего образования. Как следствие, профессии, которые
приобретают выпускники, не дают им возможности быть востребованными на рынке труда.
Несоответствие структуры профессионального
образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному
уровню и профессиональной структуре приводят к дефициту квалифицированных кадров
по ряду профессий и специальностей, что может стать существенным ограничением для
ускорения темпов
экономического роста Ростовской области. В Ростовской области
проводится целенаправленная работа по привлечению инвестиций в экономику, что способствует
развитию и модернизации ведущих отраслей, открытию новых производств и созданию
современных, высокоэффективных рабочих мест. Вопросы обеспечения
новых и модернизируемых рабочих мест кадрами специалистов и рабочих соответствующей
квалификации на основе межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон
рынка труда выходят на первый план. В данный процесс вовлечены органы исполнительной
власти Ростовской области, служба занятости населения, система профессионального
образования, объединения работодателей, профсоюзы, население. Таким образом, на ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального
сектора экономики оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные
факторы, но и профессиональное самоопределение граждан как базовый элемент формирования
трудового потенциала населения. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная
ориентация населения. Исходя из вышеизложенного, особую актуальность приобретают следующие вопросы:
формирование современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда,
появление новых, изменение содержания и условий труда традиционных профессий; исследование перспективных потребностей рынка
труда; обеспечение эффективной политики занятости
населения; развитие профессиональной и территориальной
мобильности населения, готовность к профессиональному обучению и повышению квалификации
на протяжении всей жизни; повышение престижа рабочих профессий; укрепление взаимосвязи рынка труда и рынка
образовательных услуг. В настоящее время в Ростовской области и в
России в целом перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной
конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей
жизни. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями
и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы
помогли бы им переориентироваться. Именно поэтому возникла
необходимость создать условия для профессионального самоопределения, развития и
адаптации граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям на протяжении
всей жизни. Необходимо сопровождать процесс профессионального самоопределения от
школьного возраста и расширять масштабы востребованности до пенсионного возраста.
Профессиональная ориентация должна не только помогать людям в выборе профессии,
востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный
формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной
карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни. 3. Цели, задачи, принципы и этапы развития системы профессиональной ориентации
3.1. К основным
целям системы профессиональной ориентации относятся: сопровождение
профессионального самоопределения граждан на протяжении всей жизни с учетом их потребностей
и возможностей, социально- экономической ситуации в Ростовской области и на рынке
труда; обеспечение гарантий
гражданам свободного выбора профессии и формы занятости; достижение сбалансированности
профессиональных интересов граждан, их психофизиологических особенностей и потребности
экономики в кадрах; укрепление взаимосвязи
рынков труда и образовательных услуг; обеспечение квалифицированными
и конкурентоспособными кадрами организаций, осуществляющих деятельность на территории
Ростовской области; развитие трудового
потенциала населения и его использование в интересах инновационного развития Ростовской
области; повышение доступности
профориентационных мероприятий для населения; содействие непрерывному
росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом
и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала. 3.2. Для достижения
поставленных целей необходимо решение следующих задач: методическое и
организационное обеспечение, информационное сопровождение профориентационной
деятельности; проведение профориентационной работы с населением с учетом развития рынка
труда и кадровой потребности экономики Ростовской области; привлечение общественности
к решению вопросов профессиональной ориентации населения через развитие механизмов
межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти Ростовской области,
государственными, негосударственными, общественными и иными организациями, работодателями,
институтами гражданского общества, включая семью; проведение регулярных
мониторингов и социологических исследований профориентационной
направленности; активизация процесса
профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций как
средства укрепления взаимосвязи рынка образовательных услуг с рынком труда и перспективами
его развития; психолого-педагогическое
сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления
молодежи; обеспечение непрерывности
сопровождения профессионального самоопределения, формирование профориентационной культуры населения и значимости профессиональной
ориентации в общественном сознании; использование
возможностей организаций, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области,
для профессиональной ориентации населения; введение в практику
работы региональной, отраслевой и территориальной системы социального партнерства
планирование и реализацию профориентационных мероприятий; разработка и внедрение
новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной
работы с различными категориями населения, в том числе с использованием профессиональных
проб и мастер-классов, информационных, телекоммуникационных технологий; создание системы
организации профессиональных проб, в том числе с использованием базы профессиональных
образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, работодателей
и др.; развитие моделей
и форм вовлечения граждан молодого возраста в трудовую деятельность, выстраивание
профессиональных установок и планирование карьеры, популяризация ответственного
отношения к делу в интересах государства и общества; повышение престижа
рабочих профессий и инженерно-технических специальностей, а также укрепление у населения
уважительного отношения к специалистам рабочих профессий и инженерно-технических
специальностей, ветеранам труда; разработка прогноза
региональной потребности по востребованным массовым профессиям и специальностям
среднего профессионального образования по видам экономической деятельности в территориальном
и профессиональном разрезе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда
Ростовской области; проведение через
средства массовой информации Ростовской области агитационной работы, направленной
на получение гражданами профессионального образования по востребованным на рынке
труда Ростовской области профессиям и специальностям; обеспечение доступности
и современного качества услуг по сопровождению профессионального самоопределения
для различных групп населения, в том числе через открытые диалоговые платформы профессиональной
ориентации на уровне региона и муниципальных систем; осуществление
информационного сопровождения системы профессиональной ориентации; создание добровольческих
(волонтерских) движений, направленных на профориентационную
работу с населением; профессиональная
подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров, обеспечивающих профориентационную деятельность. 3.3. Система
профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики
и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости. 3.4. Реализация
Концепции основывается на взаимосвязанных и реализуемых в единстве принципах: равенство – каждый
имеет равные возможности получения профориентационных
услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности
и религиозного мировоззрения; добровольность
– получение профориентационных услуг является исключительно
добровольным решением каждого гражданина; доступность –
информация, необходимая для выбора или смены сферы деятельности, профессии, специальности
и профессионального образования и обучения, размещается в общедоступных местах,
средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; адресность – профессиональная
ориентация с использованием особых форм и методов работы с различными возрастными,
социальными и другими группами населения; рекомендательность – профориентационные
услуги носят рекомендательный гуманистический характер, основанный на приоритете
интересов и возможностей личности; сознательность
– граждане при выборе профессии стремятся удовлетворить своим выбором не только
личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы
обществу; самостоятельность
– ориентация граждан на профессиональное самоопределение через приоритетность личностно-ценностных
практико-ориентированных методов и технологий профоориентационной
деятельности; персонификация
– обеспечение условий определения личностью индивидуального профессионально-образовательного
маршрута с учетом своих интересов, способностей, соответствия требованиям, предъявляемым
профессией, а также запросам регионального рынка труда; развитие – сочетание
государственных и общественных интересов с правами личности в ее социально-профессиональном
становлении и саморазвитии. Выбор гражданином такой профессии, которая давала бы
ему возможность профессионального совершенствования и роста, увеличения заработной
платы по мере получения профессионального опыта и мастерства, возможности повышения
квалификации на протяжении всей трудовой деятельности, активного участия в общественной
работе, удовлетворения культурных потребностей, потребности в жилье, отдыхе и т.п.; непрерывность
– профессиональная ориентация осуществляется постоянно и непрерывно с учетом индивидуальных
психофизиологических и социальных особенностей, образовательного уровня, а также
потребностью экономики в квалифицированных кадрах; системность – приобщение к профориентационной
деятельности заинтересованных специалистов различных сфер производства, образования,
науки и культуры для обеспечения полноценного психолого-педагогического сопровождения
процессов социально-профессионального самоопределения молодежи и взрослого населения;
преемственность
и взаимосвязь – субъекты системы профессиональной ориентации осуществляют целенаправленно
и скоординированно профориентационную
работу на протяжении всей жизни гражданина во взаимосвязи с системой профессионального
образования и обучения, потребностями рынка труда Ростовской области в квалифицированных
кадрах; комплексность – органичное сочетание профориентационной
работы с другими видами поддержки в учебной и профессиональной деятельности, в решении
проблем социально-психологической адаптации; конфиденциальность
– доступ к информации, полученной в ходе предоставления услуг по профессиональной
ориентации, а также ее распространение, включая передачу третьим лицам, подлежит
ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.5. Концепция
рассчитана на период с 2017 по 2030 годы. Реализация Концепции
осуществляется в два этапа: первый этап (2017
– 2023 годы): разработка планов,
программ, организационных и методических документов в сфере профессиональной ориентации
на уровне Ростовской области; мониторинг актуального состояния профориентационной работы и имеющихся ресурсов во всех субъектах
профориентационной деятельности; проведение научно-исследовательских
работ профориентационной направленности; реализация основных
мероприятий и направлений Концепции, указанных в комплексном плане мероприятий по
развитию системы профессиональной ориентации населения в Ростовской области до 2030
года; формирование комплексно-ориентированной
системы профессиональной ориентации и сопровождения профессиональной карьеры с участием
всех субъектов системы профессиональной ориентации; второй этап (2024
– 2030 годы): развитие системы
профессиональной ориентации, способствующей удовлетворению потребностей экономики
Ростовской области и рынка труда в квалифицированных и конкурентоспособных кадрах.
4. Система профессиональной ориентации 4.1. Система
профессиональной ориентации состоит из субъектов, указанных в пункте 1.7 раздела
1 настоящей Концепции, их скоординированных действий и объекта системы профессиональной
ориентации. 4.2. Объектом
системы профессиональной ориентации является население Ростовской области, подразделяющееся
на 3 группы: обучающиеся общеобразовательных организаций – от 6 до 16
лет; граждане трудоспособного
возраста – от 16 до 60 (женщины – до 55) лет; пенсионеры – после
60 (женщины после 55) лет. 4.3. Формы добровольного участия субъектов системы профессиональной ориентации
в мероприятиях Концепции определяются в соответствии с настоящим разделом. 4.3.1. Субъекты
системы профессиональной ориентации совместно на добровольной основе: разрабатывают
и осуществляют меры по развитию системы профессиональной ориентации; осуществляют информационное
обеспечение профориентационной работы с населением; обеспечивают планирование
и реализацию мероприятий по профессиональной ориентации населения; разрабатывают методические рекомендации по организации профориентационной деятельности в условиях образовательной организации
и производственной сферы на основе внедрения инновационных технологий трудового
воспитания и профессионального самоопределения обучающихся, молодежи и взрослого
населения; организуют изучение и распространение передового опыта реализации мероприятий
по профессиональной ориентации населения. 4.3.2. Формы участия органов исполнительной власти Ростовской области: управление государственной
службы занятости населения Ростовской области: координирует деятельность
субъектов системы профессиональной ориентации, оказывает информационную и методическую
помощь органам местного самоуправления по вопросам организации и ведения профориентационной работы; предоставляет
государственную услугу по информированию о положении на рынке труда в Ростовской
области неограниченному кругу лиц; обеспечивает ведение
регионального банка вакансий; координирует деятельность
центров занятости населения по предоставлению государственной услуги по организации
профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного
профессионального образования, а также иным направлениям профориентационной
работы; обеспечивает организацию
методического сопровождения профориентационной работы
центров занятости населения; организует областные
мероприятия по профессиональной ориентации населения; изучает структуру рынка труда и разрабатывает меры по профессиональной ориентации,
профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных
граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста
трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской
Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить
трудовую деятельность, в том числе инвалидов; совместно с центрами
занятости населения разрабатывает новые направления и формы профориентационной
работы с различными категориями населения; совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской
области разрабатывает и внедряет технологии управленческого мониторинга
результативности процессов сопровождения профессионального самоопределения
на региональном и муниципальном уровнях; обобщает, распространяет
передовой опыт в области профессиональной ориентации и трудовой занятости граждан. Иные органы исполнительной власти Ростовской области (министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство
труда и социального развития Ростовской области, министерство промышленности и энергетики
Ростовской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской
области, министерство транспорта Ростовской области, министерство природных ресурсов
и экологии Ростовской области, министерство строительства, архитектуры и территориального
развития Ростовской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской
области, министерство здравоохранения Ростовской области, министерство культуры Ростовской области, министерство информационных
технологий и связи Ростовской области, министерство по физической культуре и спорту
Ростовской области, департамент потребительского рынка Ростовской области) в пределах своей компетенции: оказывают содействие
в развитии отраслевых систем профессиональной ориентации; оказывают содействие
управлению государственной службы занятости населения Ростовской области и министерству
общего и профессионального образования Ростовской области в проведении профориентационной работы, распространении информации о востребованных
профессиях (специальностях) и проведении массовых мероприятий по профессиональной
ориентации; участвуют в реализации
мероприятий по профессиональной ориентации населения Ростовской области, осуществляют
информационное обеспечение профориентационной работы; осуществляют координацию
деятельности подведомственных профессиональных образовательных организаций (при
наличии) по вопросам профессиональной ориентации обучающейся молодежи и иных категорий
граждан; реализуют меры
по повышению качества профориентационной работы в подведомственных
учреждениях соответствующей отраслевой принадлежности; содействуют в
организации профориентационных экскурсий для населения
на предприятия и организации области; организуют в рамках
мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, профориентационные
акции с привлечением предприятий и организаций, профессиональных образовательных
организаций, образовательных организаций высшего образования, работников предприятий
и организаций, ветеранов труда, обучающихся и их родителей, средств массовой информации; информируют граждан
о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, содержащихся
в Региональном перечне наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных
профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденном постановлением
Правительства Ростовской области от 15.02.2016 № 80; организуют мероприятия
по повышению престижа и популяризации рабочих профессий, инженерно-технических специальностей,
востребованных на рынке труда; оказывают содействие
в разработке профессиограмм по ведущим профессиям (специальностям)
отраслей с учетом происходящих изменений в условиях, характере и содержании труда; реализуют мероприятия
по организации информирования работодателей Ростовской области
соответствующих отраслей экономики и сфер управления о возможности целевой
подготовки специалистов; участвуют в подготовке
и проведении отраслевых и областных мероприятий по профессиональной ориентации населения. Министерство общего
и профессионального образования Ростовской области: осуществляет руководство
профориентационной работой в подведомственных организациях; обеспечивает координацию деятельности
дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных
образовательных организаций по проведению профориентационной
работы; осуществляет координацию
деятельности подведомственных профессиональных образовательных организаций по вопросам
профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций и иных категорий
граждан; проводит мониторинг
использования программ профориентационной направленности
в общеобразовательных организациях во внеклассной работе и в рамках основной образовательной
программы; оказывает информационную
и методическую помощь органам местного самоуправления, осуществляющим управление
в сфере образования, в организации профориентационной
работы; обеспечивает создание
условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области профориентационной работы в подведомственных образовательных
организациях; организует профориентационные мероприятия для обучающихся выпускных классов
в ходе проведения региональных этапов чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и «Абилимпикс»; содействует активизации
общественно полезной деятельности обучающихся в целях трудового воспитания и профессиональной
ориентации (в рамках создания ученических производственных и сельхозбригад, экологических объединений, лагерей труда и отдыха,
студенческих строительных отрядов). Министерство труда
и социального развития Ростовской области: разрабатывает
прогноз региональной потребности по востребованным массовым профессиям и специальностям
среднего профессионального образования по видам экономической деятельности в территориальном
и профессиональном разрезе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда
Ростовской области; содействует организации
деятельности по профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан, обслуживаемых
в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Министерство культуры
Ростовской области: осуществляет методическое руководство по организации
информационно-библиотечного обслуживания читателей общедоступных публичных библиотек
Ростовской области в вопросе выбора профессии и учебного заведения; осуществляет руководство
профориентационной работой в подведомственных профессиональных
образовательных организациях; обеспечивает организацию
методического сопровождения профориентационной работы
образовательных организаций дополнительного образования детей и профессиональных
образовательных организаций сферы культуры и искусства. Департамент по
делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области: участвует в реализации
мероприятий в области профессиональной ориентации населения Ростовской области; осуществляет координацию
деятельности подведомственных образовательных организаций по профессиональной ориентации
молодежи и иных категорий граждан; реализует меры
по повышению качества профориентационной работы в подведомственных
учреждениях; участвует в подготовке
и проведении областных мероприятий по профессиональной ориентации населения. Комитет по молодежной
политике Ростовской области: осуществляет координацию деятельности подведомственных учреждений по профессиональной
ориентации молодежи; принимает участие в проведении организационно-массовых мероприятий по профессиональной
ориентации молодежи; распространяет позитивный опыт работы по профессиональной ориентации молодежи
в муниципальных образованиях области; организует работу по информационно-методической поддержке молодежных инициатив
в сфере профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению
молодежи. 4.3.3. Рекомендуемые формы участия для органов местного самоуправления: способствуют формированию
и развитию системы профессиональной ориентации в муниципальных образованиях; оказывают всестороннее
и комплексное содействие образовательным организациям и центрам занятости населения
в проведении профориентационной работы, распространении
информации о выборе профессии и проведении массовых мероприятий по профессиональной
ориентации; осуществляют координацию
и методическое сопровождение деятельности подведомственных организаций по организации
профориентационной работы; организуют мероприятия
по профессиональной ориентации населения на уровне муниципального образования; включают вопросы
организации профессиональной ориентации населения в планы заседаний муниципальных
советов по взаимодействию органов власти, бизнеса и образовательных организаций
по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена с участием
социальных партнеров рынка труда; реализуют мероприятия
по организации целевой подготовки специалистов в соответствии с потребностями муниципального
рынка труда. 4.3.4. Формы участия
центров занятости населения: предоставляют государственную услугу по информированию о положении на рынке
труда в Ростовской области, в рамках которой информируют население о профессиях
(специальностях), пользующихся спросом на рынке труда Ростовской области и муниципального
образования, возможностях их получения в профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования, в том числе по направлению органов
службы занятости населения; предоставляют
государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях
выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального
обучения и получения дополнительного профессионального образования; предоставляют
в обязательном порядке государственную услугу по организации профессиональной ориентации
граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения
профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования
гражданам, относящимся к категории инвалидов, которым в соответствии с рекомендациями
индивидуальной программой реабилитации или абилитации
инвалидов рекомендована профессиональная ориентация; информируют население
о профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего
образования, профессиях (специальностях), деятельности предприятий и организаций
Ростовской области; взаимодействуют
с органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями,
образовательными организациями и работодателями при проведении профориентационных мероприятий для населения муниципальных образований
(уроки занятости, декады профориентации, единый день профориентации «Сделай свой
выбор», профориентационные экскурсии, ярмарки образовательных
организаций «Куда пойти учиться?», областные дни профессий и другие); разрабатывают
и реализуют новые направления и формы профориентационной
работы с различными категориями населения; ориентируют граждан
различных категорий на поддержание собственной конкурентоспособности и получение
знаний и навыков, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери
работы помогут им переориентироваться и трудоустроиться; сопровождают граждан
при планировании ими профессиональной карьеры; организуют просветительскую
работу среди родителей (усыновителей), опекунов (попечителей) по вопросам профессионального
самоопределения их детей. 4.3.5. Рекомендуемые
формы участия для профессиональных образовательных организаций, образовательных
организаций высшего образования: организуют мероприятия
по популяризации профессий (специальностей), востребованных на рынке труда, в соответствии
с реализуемыми образовательными программами; разрабатывают
новые направления и формы профориентационной работы с
различными категориями населения; способствуют формированию
и закреплению у обучающихся профессиональных намерений; информируют обучающихся
общеобразовательных организаций о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию,
о профессиональных возможностях в выбранных ими областях профессиональной деятельности; осуществляют совместно
с организациями профильных отраслей экономики разработку профессиографических
материалов по профилям профессий (специальностей) образовательной организации; обеспечивают совместно
с организациями профильных отраслей экономики условия для качественной подготовки
квалифицированных рабочих и специалистов; проводят профессиональную, производственную и социальную адаптацию студентов
– будущих квалифицированных рабочих и специалистов; осуществляют целевое
обучение обучающихся, студентов соответствующего профиля по договорам с органами
местного самоуправления, работодателями; организуют просветительскую
работу среди родителей по вопросам планирования обучающимися
профессиональной карьеры; рекомендуют наиболее
способных и обучающихся на «отлично» студентов к трудоустройству в организации,
соответствующие их профилю обучения. 4.3.6. Рекомендуемые
формы участия для общеобразовательных организаций: создают условия
для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной
работы с обучающимися; включают в систему
внеучебной деятельности обучающихся 9 – 11 классов
общеобразовательных организаций профориентационных экскурсий
на предприятия и организации Ростовской области, профессиональных проб, социальных
практик, мастер-классов, анкетирования и тестирования; обеспечивают участие
в профориентационной работе педагогических коллективов,
родителей, специалистов соответствующих организаций с использованием программ профориентационной направленности и соответствующих учебно-методических
материалов; совместно с организациями
дополнительного образования детей привлекают обучающихся во внеучебное
время к техническому и художественному творчеству с целью ранней профессиональной
ориентации в выборе специальностей соответствующего профиля; формируют у обучающихся
на основе результатов диагностики и профессиональных наблюдений осознанный подход
к выбору профессии (специальности) с учетом потребностей регионального рынка труда; знакомят обучающихся
в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиональными
образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования,
профессиями (специальностями), деятельностью предприятий и организаций Ростовской
области; организуют профессиональное
консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе
комплексного изучения личности обучающихся с учетом их индивидуальных, психофизиологических
особенностей, состояния здоровья и потребностей регионального рынка труда; разрабатывают
новые направления и формы профориентационной работы с
обучающимися; организуют просветительскую
работу среди родителей обучающихся по вопросам профессионального
самоопределения обучающихся. 4.3.7. Рекомендуемые
формы участия для объединений работодателей, предприятий и организаций различных
отраслей экономики Ростовской области: участвуют в формировании
прогноза региональной
потребности по востребованным массовым профессиям
и специальностям по видам экономической деятельности в территориальном и профессионально-отраслевом
разрезе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Ростовской области; предоставляют
информацию в центры занятости населения о потребности в работниках; оказывают всестороннее
и комплексное содействие образовательным организациям и центрам занятости населения
в проведении профориентационной работы, распространении
информации о выборе профессии, профагитации на получение
востребованных профессий и специальностей и проведении массовых мероприятий по профессиональной
ориентации; содействуют в
реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной
работы с населением, в том числе в средствах массовой информации; содействуют развитию
инфраструктуры модели профессиональной ориентации в рамках производственных кластеров; содействуют созданию
и оснащению кабинетов по профессиональной ориентации в образовательных организациях,
центрах занятости населения; содействуют созданию
материально-технической базы для профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования в целях проведения профессиональных
проб, прохождения производственной практики, стажировки на предприятии; проводят работу по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных
организаций, лиц, вступающих в трудовую деятельность, формируют у них интерес к
профессиям данного производства в процессе их посещений, прохождения производственной
практики; внедряют методы
профессионального отбора при подготовке и переподготовке молодых рабочих на производстве,
осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых
рабочих и специалистов; обеспечивают реализацию
мероприятий по закреплению молодых работников путем планирования их карьеры в организации,
социальной поддержки, материального стимулирования; проводят мероприятия,
направленные на создание положительного имиджа рабочего и инженера, поиск талантливой
молодежи, участие в организации олимпиад и конкурсов для обучающихся и студентов; организуют профориентационные экскурсии с целью формирования устойчивых
интересов к востребованным профессиям; принимают участие
в Днях открытых дверей профессиональных образовательных организаций и образовательных
организаций высшего образования с целью ознакомления обучающихся
с условиями труда в той или иной профессиональной области, спецификой профессиональной
деятельности, перспективами профессионального роста; участвуют в разработке
профессиографических материалов для профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования; организуют встречи
обучающихся общеобразовательных организаций с лучшими молодыми профессионалами и
ветеранами производства. реализуют мероприятия
по организации целевой подготовки специалистов в соответствии с потребностями в
кадрах. 4.3.8. Рекомендуемые
формы участия для общественных объединений и организаций: участвуют в профессиональной
ориентации населения в соответствии с родом их деятельности; оказывают всестороннее
и комплексное содействие образовательным организациям и центрам занятости населения
в проведении профориентационной работы, распространении
информации о выборе профессии и проведении массовых мероприятий по профессиональной
ориентации. 4.3.9. Рекомендуемые
формы участия для ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования, ЧОУ ДПО «Донской учебно-методический центр профессионального образования»: обеспечивают совершенствование методической базы по профессиональной ориентации
обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области; повышают квалификацию педагогических и управленческих кадров образовательных
организаций, сопровождающих организацию профориентационной
работы с обучающимися; проводят семинары и научно-практические конференции и другие эффективные
виды современных методических активностей по осуществлению поддержки и сопровождения
профориентационной деятельности в целях инновационного
развития региональной системы профессиональной ориентации; формируют целостную образовательно-методическую среду развития профессиональных
компетенций управленческих и педагогических кадров регионального образования на
основе: выявления, сопровождения и распространения эффективных практик профориентационной деятельности образовательных организаций; организации системы адресной поддержки субъектов системы
профессиональной ориентации в сфере общего, дополнительного, высшего и среднего
профессионального образования; обеспечивают совершенствование методической базы по профессиональной ориентации,
профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ростовской
области. 4.3.10. Рекомендуемые формы участия для главного управления Федеральной
службы исполнения наказаний России по Ростовской области: осуществляет координацию деятельности подведомственных учреждений по профессиональной
ориентации граждан, подлежащих освобождению из учреждений, исполняющих наказание
в виде лишения свободы; совершенствует работу справочно-консультационных пунктов по профессиональной
ориентации в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; оказывает содействие центрам занятости населения в предоставлении гражданам,
подлежащим освобождению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
государственных услуг по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности
(профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования. 4.3.11. Рекомендуемые формы участия для средств массовой информации: систематически информируют о состоянии регионального рынка труда, потребностях
экономики Ростовской области в разрезе профессий и специальностей; знакомят с содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями
их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к гражданину, возможностями
профессионального и квалификационного роста; знакомят население с современными видами экономической деятельности; распространяют профессиографические материалы. 4.4. Управление
информационной политики Правительства Ростовской области: обеспечивает проведение на
постоянной основе информационной работы по освещению состояния рынка труда Ростовской
области, пропаганде востребованных на рынке труда профессий и специальностей в электронных
и печатных средствах массовой информации и иных каналах массовой коммуникации; оказывает содействие в реализации
средствами массовой информации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с населением; реализует тематические информационные
кампании, направленные на различные целевые группы. 5. Механизм реализации Концепции 5.1. В развитии системы профессиональной ориентации особое значение приобретают
скоординированные действия субъектов системы профессиональной ориентации, которые
в пределах своей компетенции на добровольной основе участвуют в организации и проведении
мероприятий по профессиональной ориентации населения, а также согласованного и утвержденного
комплексного плана мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации населения
в Ростовской области до 2030 года. 5.2. Реализация
основных направлений Концепции обеспечивается следующими механизмами: организационно-методическими
– мониторинг состояния профессиональной
ориентации населения в Ростовской области и профессиональной востребованности на
рынке труда области; развитие системы взаимодействия всех субъектов
системы профессиональной ориентации и реализация ими основных функций в области
профориентационной деятельности; расширение инфраструктуры
областной системы профессиональной ориентации; методическое обеспечение процесса
профессионального самоопределения населения; проведение профориентационной
работы с населением с учетом развития экономики региона и кадровой потребности предприятий
Ростовской области; включение вопросов организации профессиональной
ориентации населения в планы заседаний Координационного комитета содействия занятости
населения Ростовской области и координационных комитетов содействия занятости населения
муниципальных образований, муниципальных советов по взаимодействию органов власти,
бизнеса и образовательных организаций по подготовке квалифицированных рабочих кадров
и специалистов среднего звена с участием социальных партнеров рынка труда; обеспечение
доступности профориентационных услуг для всех категорий
граждан; информационными – информационное взаимодействие всех
субъектов системы профессиональной ориентации, обмен инновационным опытом (конференции,
семинары, специализированные интернет-порталы); формирование информационного пространства
рынка труда, образовательных услуг и перспективной потребности в кадрах организаций
Ростовской области; формирование позитивного общественного мнения о людях труда
и востребованных, в том числе рабочих и инженерно-технических, профессий и специальностей;
информационное сопровождение профориентационной работы
с населением; кадровыми – кадровое обеспечение процесса профессионального самоопределения населения;
организация мониторинга профессионального самоопределения и проведение научно-социологических
исследований. 6. Ожидаемые
результаты реализации Концепции Ожидаемыми результатами
реализации Концепции должны стать: создание условий
для формирования и развития умений и навыков, необходимых гражданину для профессионального
самоопределения и построения различных вариантов развития профессиональной карьеры в условиях динамично изменяющегося общества и рынка труда;
обеспечение непрерывности
профориентационной работы, формирование значимости профессиональной
ориентации в общественном сознании и профориентационной
культуры населения; развитие системы
профориентационного информирования населения с использованием
средств массовой информации; рост числа обучающихся
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Ростовской
области; рост уровня трудоустройства
выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
в первый год после выпуска; сбалансированность
профессиональных интересов граждан и потребности экономики Ростовской области в
кадрах.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|