Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 14.12.2017 № 49/39-П

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 14 декабря 2017 г.  № 49/39-П

 

 

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»

 

 

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области». (Приложение.)

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                            И.Ю. Брынцалов

 

 

 

Приложение

к постановлению

Московской областной Думы

от 14 декабря 2017 г.  № 49/39-П

 

 

Отчет

о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»

 

 

I. Общие положения

 

Основания проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (далее – мониторинг):

Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»;

Закон Московской области № 46/2012-ОЗ «О правовом мониторинге в Московской области»;

Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П;

постановление Московской областной Думы от 08.12.2016 № 31/10-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области»;

постановление Московской областной Думы от 22.12.2016 № 74/12-П «О плане работы Московской областной Думы на I квартал 2017 года»;

постановление Московской областной Думы от 23.03.2017 № 49/19-П «О плане работы Московской областной Думы на II квартал 2017 года»;

постановление Московской областной Думы от 22.06.2017 № 23/27-П «О плане работы Московской областной Думы на III квартал 2017 года»;

постановление Московской областной Думы от 28.09.2017 № 22/31-П «О плане работы Московской областной Думы на IV квартал 2017 года».

Цель проведения мониторинга:

совершенствование законодательства в сфере налогового регулирования.

Субъект мониторинга: Московская областная Дума.

Объект мониторинга: Закон Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (далее – Закон Московской области № 151/2004-ОЗ).

Период проведения мониторинга: с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года.

Время проведения мониторинга: IIV кварталы 2017 года.

 

II. Сведения о деятельности комиссии по мониторингу

 

Мониторинг осуществлялся комиссией по мониторингу, созданной постановлением Московской областной Думы от 08.12.2016 № 31/10-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в следующем составе:

Крымов В.Б. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Жук В.П. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Лемешевский С.А. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Мельников В.Б. – депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;

Ефимов Т.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Надарейшвили Г.В. – заместитель руководителя Государственно-правового управления – руководитель отдела систематизации законодательства и правовой информации;

Ржевская Л.И. – консультант Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы;

Леонтьев М.П. – член Экспертного совета при Московской областной Думе.

По согласованию с Губернатором Московской области в состав комиссии включены:

Антонов А.Д. – заведующий Правовым отделом Министерства культуры Московской области;

Быстров В.А. – начальник отдела сопровождения инвестиционных проектов Управления инвестиционных проектов Министерства инвестиций и инноваций Московской области;

Глушков Д.А. – начальник управления инвестиций и социального развития села Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области;

Голованова А.Н. – начальник Управления правовой и организационной работы Министерства инвестиций и инноваций Московской области;

Гусихина О.Н. – заведующий экспертно-правовым отделом в Правовом управлении Губернатора Московской области;

Демин И.М. – начальник Управления инвестиционных проектов Министерства инвестиций и инноваций Московской области;

Замарахин В.Н. – заведующий отделом по взаимодействию с национальными и религиозными объединениями Главного управления социальных коммуникаций Московской области;

Иванова Е.Н. – заместитель министра образования Московской области;

Пак А.М. – заместитель начальника Управления формирования политики в сфере налоговых и неналоговых доходов Министерства финансов Московской области;

Соколовский Р.А. – начальник Управления бюджетного планирования и государственных закупок Министерства культуры Московской области;

Филимонова И.В. – начальник управления обеспечения социальных гарантий Министерства социального развития Московской области;

Шевелева А.Ф. – начальник Управления оценки, планирования и финансового контроля Министерства имущественных отношений Московской области.

По согласованию с руководителем Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области в состав комиссии включены:

Комзов А.В. – заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области;

Лапина Г.Ю. – заместитель отдела имущественных и ресурсных налогов Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области;

Симакова Н.П. – начальник отдела имущественных и ресурсных налогов Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области.

Председателем комиссии по мониторингу избран Крымов В.Б. – депутат Московской областной Думы, председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Московской областной Думе.

Комиссией по мониторингу утвержден План проведения мониторинга.

За время проведения мониторинга комиссией по мониторингу проведено три заседания, три рабочих совещания с представителями  центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и два круглых стола на темы:

«О проблемах правоприменения статьей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям-налогоплательщикам, осуществляющим  инвестиционную деятельность»;

«О проблемах правоприменения статьей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям-налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере образования и предоставления образовательных услуг».

Проведено анкетирование центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, к ведению которых относятся сферы общественных отношений, на развитие которых направлены налоговые льготы, установленные Законом Московской области № 151/2004-ОЗ.

Подготовлен Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области».

 

III. Проведение мониторинга

 

Законодательное регулирование правоотношений в сфере  предоставления налоговых льгот в Московской области

 

Государственная поддержка в виде предоставления налоговых льгот категориям налогоплательщиков осуществляется в Московской области на основании Закона Московской области № 151/2004-ОЗ.

В соответствии с Законом Московской области № 151/2004-ОЗ налоговые льготы предоставляются по налогу на прибыль организаций в части средств, подлежащих зачислению в бюджет Московской области, по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу.

Налоговые льготы предоставляются физическим и юридическим лицам.

Структурно Закон Московской области № 151/2004-ОЗ состоит из двух глав:

Глава 1. «Порядок установления, использования и отмены налоговых льгот»;

Глава 2. «Налоговые льготы, действующие в Московской области».

Законом Московской области № 151/2004-ОЗ на территории Московской области установлены:

порядок установления, использования и отмены налоговых льгот;

процедура проведения оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот;

порядок контроля;

категории налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы;

перечень предоставленных налоговых льгот.

Закон Московской области № 151/2004-ОЗ принят в 2004 году. В течение срока его действия в него были внесены изменения законами Московской области: № 242/2005-ОЗ, № 21/2006-ОЗ, № 144/2006-ОЗ, № 259/2006-ОЗ, № 163/2007-ОЗ, № 92/2008-ОЗ, № 121/2008-ОЗ, № 237/2008-ОЗ, № 10/2009-ОЗ, № 78/2009-ОЗ, № 165/2009-ОЗ, № 159/2010-ОЗ, № 175/2010-ОЗ, № 52/2011-ОЗ, № 118/2011-ОЗ, № 157/2011-ОЗ, № 13/2012-ОЗ, № 184/2012-ОЗ, № 87/2013-ОЗ, № 108/2013-ОЗ, № 149/2013-ОЗ, № 153/2013-ОЗ,  № 171/2013-ОЗ, № 14/2014-ОЗ, № 50/2014-ОЗ, № 21/2015-ОЗ, № 120/2015-ОЗ, № 173/2015-ОЗ, № 208/2015-ОЗ, № 15/2016-ОЗ, № 192/2016-ОЗ, № 132/2017-ОЗ, № 9/2015-ОЗ, № 4/2016-ОЗ). 

Закон Московской области № 151/2004-ОЗ является нормативным правовым актом прямого действия, его правоприменителями являются органы государственной власти Московской области, налогоплательщики- физические лица и налогоплательщики-организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Московской области.

В ходе работы комиссии по мониторингу выявлено, что в связи с внесением в Закон Московской области № 151/2004-ОЗ многочисленных изменений и дополнений у налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков-физических лиц возникла сложность восприятия его правовых норм. Редакция Закона  Московской области № 151/2004-ОЗ с учетом всех принятых изменений имеется только в справочно-информационных системах. Налогоплательщики в большинстве своем не имеют доступа к этим системам. Унифицированный акт не был издан. Затрудняет восприятие норм Закона Московской области № 151/2004-ОЗ также наличие в нем положений, имеющих срочный характер. Например, пункт 3 статьи 26.2 «Льготы, предоставляемые товариществам собственников жилья». Действие данного пункта в отношении жилищных кооперативов и жилищно-строительных кооперативов ограничено сроком до 31 декабря 2008 года. Это способствует созданию трудностей восприятия положений статьи 26.2.

 

Эффективность действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ

 

Оценка эффективности действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ проводилась на основании:

отчетов о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» за период с 2012 по 2016 годы, представленных Губернатором Московской области;

результатов анкетирования центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, к ведению которых относятся сферы общественных отношений, на развитие которых направлены налоговые льготы, установленные Законом Московской области № 151/2004-ОЗ, проведенного комиссией по мониторингу;

итогов работы круглых столов и рабочих совещаний с представителями  центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.

Кроме того, использовались последние имеющиеся данные, содержащиеся в Сводной информации о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в 2016 году, представленной Губернатором Московской области.

Комиссия по мониторингу отмечает, что за период действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ с 2012 по 2016 годы включительно государственная поддержка в виде предоставления налоговых льгот оказывалась категориям налогоплательщиков-организациям и физическим лицам на территории Московской области.

Льготы налогоплательщикам-организациям предоставлены по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу.

Льготы налогоплательщикам-физическим лицам предоставлены по транспортному налогу.

Средства, полученные организациями в результате применения налоговых льгот, использовались в соответствии с условиями предоставления налоговых льгот. Это позволило направить средства на:

модернизацию технологических процессов;

развитие материально-технической базы организаций;

приобретение основных средств;

строительство основных производственных фондов;

организацию рабочих мест для инвалидов.

В течение 2016 года Закон Московской области № 151/2004-ОЗ дополнен следующими статьями:

26.20 «Льготы, предоставляемые участникам и привлеченным лицам специальных инвестиционных контрактов»;

26.21 «Льготы, предоставляемые участникам региональных инвестиционных проектов»;

26.22 «Льготы, предоставляемые организациям, заключившим концессионное соглашение о финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации имущества аэродромов аэропортов»;

26.23 «Льготы, предоставляемые организациям, реализующим инвестиционные проекты по строительству и последующей эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления»;

26.24 «Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования».

Информация о результатах действия перечисленных статей отсутствует в связи с их недавним вступлением в силу.

В ходе работы комиссии по мониторингу составлена сравнительная таблица результатов действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» по налогоплательщикам-организациям за период с 2012 по 2016 годы включительно.

 

Сравнительная таблица результатов действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» по налогоплательщикам-организациям

 

п/п

Элемент сравнения

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

Количество категорий налогоплательщиков, которым предоставляются налоговые льготы (статей Закона)

25

15

15

19

18

2

Количество фактически используемых статей Закона

18

12

12

13

14

3

Количество категорий налогоплательщиков, по которым налоговыми льготами пользуются менее 5 налогоплательщиков

10

9

13

17

12

4

Количество категорий налогоплательщиков, по которым налоговыми льготами пользуются менее 3 налогоплательщиков

-

14

11

9

10

5

Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами

1 791

31

37

42

76

6

Общая сумма денежных средств, остающаяся в распоряжении налогоплательщиков, млн. руб.

1 290, 5

345,4

419,57

590,65

2 703,408

7

Общая сумма денежных средств, высвобожденных  в результате использования налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, млн. руб.

823, 9

3,78

118,82

156,59

1 690,808

8

Общая сумма денежных средств, высвобожденных в результате использования налоговых льгот по налогу на имущество организаций, млн. руб.

425,6

341,48

300,57

433,87

1 012, 441

9

Общая сумма денежных средств, высвобожденных в результате использования налоговых льгот по транспортному налогу, млн. руб.

41,0

0,17

171,22

0,19

0,159

 

На основании полученной и рассмотренной в результате проведения мониторинга Закона Московской области № 151/2004-ОЗ информации, а также на основании результатов обсуждения, полученных при проведении рабочих совещаний с представителями  центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, а также в ходе работы круглого стола «О проблемах правоприменения статьей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям-налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную деятельность», в качестве примера действия налоговых льгот предлагается рассмотреть статью 26.18 «Льготы, предоставляемые инвесторам, осуществившим капитальные вложения в объекты основных средств».

 По указанной статье количество налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, увеличилось с 13 в 2015 году до 39 в 2016 году.

Общая сумма средств, оставшихся в распоряжении налогоплательщиков, в 2015 году составила 150 811,20 тыс. рублей, в 2016 году – 1 687 220,45 тыс. рублей.

Однако на основании данных сведений невозможно сделать вывод об эффективности влияния налоговых льгот, предоставленных статьей 26.18 на развитие предпринимательства Московской области, так как отсутствует методика оценки эффективности налоговых льгот и связь между целями экономической политики, установленными в государственных программах (подпрограммах) Московской области, и целями устанавливаемых налоговых льгот. Кроме того, отсутствует законодательно установленный порядок проверки сведений о целевом использовании высвобожденных средств, представленных налогоплательщиками-организациями.

В части применения налоговых льгот налогоплательщиками-физическими лицами, комиссия по мониторингу отмечает, что по данным отчетов о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» для налогоплательщиков-физических лиц», представленных Губернатором Московской области, налоговыми льготами воспользовалось:

в 2012 году – 83 228 физических лиц;

в 2013 году – 121 381 физическое лицо;

в 2014 году – 124 112 физических лиц;

в 2015 году – 125 692 физических лица.

Общая сумма выпадающих доходов бюджета Московской области вследствие предоставления налоговых льгот налогоплательщикам-физическим лицам составила:

в 2012 году – 94 203, 4 тыс. рублей;

в 2013 году – 169 851,1 тыс. рублей;

в 2014 году – 238 092,2 тыс. рублей;

в 2015 году – 286 534,6 тыс. рублей.

По статье 25 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых распространяется действие Федерального закона «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС» предусматривается льгота по транспортному налогу (от 50% до полного освобождения от уплаты налога) – льготами воспользовалось 110 257 физических лиц; сумма налоговых льгот составила 171 113,7 тыс. рублей, или 59,7% от общей суммы льгот, предоставленных физическим лицам в 2015 году.

Для сравнения:

в 2012 году льгота по указанной статье предоставлена 76 481 физическому лицу на сумму 61 472, 7 тыс. рублей;

в 2013 году – 103 557 физическим лицам на сумму 87 275, 8 тыс. рублей;

в 2014 году – 106 021 физическому лицу на сумму 125 643,5 тыс. рублей.

По статье 26.8 «Льготы, предоставляемые многодетным семьям» предусматривается льгота в виде полного освобождения от уплаты транспортного налога – льготами воспользовались 15 435 семей; сумма налоговых льгот составила 115 420,9 тыс. рублей или 40,3% от общей суммы льгот, предоставленных физическим лицам в 2015 году.

Для сравнения:

в 2012 году льгота по указанной статье предоставлена 6 747 семьям на сумму 32 730,7 тыс. рублей;

в 2013 году – 17 824 семьям  на сумму 82 575,3 тыс. рублей;

в 2014 году – 18 091 семье  на сумму 112 448,9 тыс. рублей.

В 2015 году налогоплательщиками - физическими лицами не применялась статья 26.6 «Льготы, предоставляемые гражданам, на которых распространяется действие Закона Московской области «О мерах социальной поддержки и возмещении ущерба гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Московской области в 2010 году». С 1 января 2018 года данная статья утрачивает силу.

Статья 26.19 «Льготы, предоставляемые лицам, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями» в части ее использования налогоплательщиками-физическими лицами, не применялась в связи с ее принятием в 2015 году.

 

Деятельность комиссии по мониторингу

 

Деятельность комиссии по мониторингу осуществлялась на основании:

отчетов о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» за период с 2012 по 2016 годы, представленных Губернатором Московской области;

результатов анкетирования центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, к ведению которых относятся сферы общественных отношений, на развитие которых направлены налоговые льготы, установленные Законом Московской области № 151/2004-ОЗ, проведенного комиссией по мониторингу;

итогов работы круглых столов и рабочих совещаний с представителями центральных исполнительных органов государственной власти Московской области;

сводной информации о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в 2016 год, представленной Губернатором Московской области.

Составлена сводная таблица, содержащая перечень категорий налогоплательщиков, налоговых льгот, объемы выпадающих в результате предоставления налоговых льгот доходов бюджета Московской области, а также иную информацию, характеризующую результаты действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ, за период действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ с 01.01.2012 по 01.01.2017.

В ходе проведения данной работы, а также в ходе проведения заседаний комиссии по мониторингу и рабочих совещаний с представителями  центральных исполнительных органов государственной власти Московской области выявилась низкая информированность налогоплательщиков о возможности получения государственной поддержки в виде предоставленных налоговых льгот.

Проведено анкетирование центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, к ведению которых относятся сферы общественных отношений, на развитие которых направлены налоговые льготы, установленные Законом Московской области № 151/2004-ОЗ.

По результатам проведения анкетирования выявлено, что ряд центральных исполнительных органов государственной власти Московской области не владеет информацией о действии налоговых льгот, предоставленных статьями Закона Московской области № 151/2004-ОЗ в подведомственной им сфере деятельности в связи с отсутствием полномочий. Отсутствие полномочий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере налоговых льгот делает невозможным осуществление контроля и мониторинга влияния налоговых льгот на состояние и развитие подведомственной им сферы деятельности.

Для обсуждения проблем правоприменения некоторых статей Закона Московской области № 151/2014-ОЗ комиссией по мониторингу были организованы и проведены круглые столы на темы:

«О проблемах правоприменения статьей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям-налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную деятельность»;

«О проблемах правоприменения статьей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям-налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере образования и предоставления образовательных услуг».

В работе круглого стола на тему «О проблемах правоприменения статьей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям-налогоплательщикам, осуществляющим инвестиционную деятельность» приняли участие представители ООО «Марс», ПАО «Группа Черкизово», ГК «ССТ», АО «СОЮЗСНАБ», АО «КПМГ», ООО «ЛГ Электроникс РУС», ООО «Лемма-2».

В ходе круглого стола:

обсуждены вопросы, возникающие в процессе правоприменения статьи 26.15 «Льготы, предоставляемые участникам инвестиционных проектов, реализуемых на территории Московской области» и статьи 26.18 «Льготы, предоставляемые инвесторам, осуществившим капитальные вложения в объекты основных средств» Закона Московской области № 151/2004-ОЗ, в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям, как осуществляющим модернизацию собственного производства, так и создающим новые объекты капитального строительства;

рассмотрены предложения Министерства инвестиций и инноваций Московской области о внесении изменений в статью 26.15 в части:

определения объема капитальных вложений по стоимости основных средств, принятых к учету в период действия соглашения о реализации инвестиционного проекта;

изменения минимальных объемов капитальных вложений для целей заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта;

изменения сроков предоставления налоговых льгот и ставки налога на имущество организаций;

дополнения Закона Московской области № 151/2004-ОЗ статьями, устанавливающими налоговые льготы для промышленных комплексов, многофункциональных индустриальных парков и технопарков.

Кроме того, обсуждены проблемы, которые возникают у инвесторов в процессе получения налоговых льгот.

Все высказанные предложения Министерства инвестиций и инноваций Московской области по подготовке изменений в Закон Московской области № 151/2004-ОЗ одобрены участниками круглого стола и членами комиссии по мониторингу.

В ходе круглого стола на тему «О проблемах правоприменения статьей Закона Московской области № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области», в соответствии с которыми налоговые льготы предоставляются организациям-налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере образования и предоставления образовательных услуг»:

обсуждены вопросы, возникающие в процессе правоприменения статьи 26.7 «Льготы, предоставляемые образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, и организациям, обеспечивающим функционирование образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам», статьи 26.9 «Льготы, предоставляемые дошкольным образовательным организациям» и статьи 26.14 «Льготы, предоставляемые образовательным организациям» Закона Московской области № 151/2004-ОЗ, согласно с которым налоговые льготы предоставляются организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере образования и предоставления образовательных услуг.

В соответствии со статьями 26.7, 26.9 и 26.14 организации – дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, и организации, осуществляющие дополнительное профессиональное образование, вправе получить налоговую льготу по налогу на имущество организаций.

Рассмотрены предложения Министерства образования Московской области  по внесению изменений в статьи 26.7, 26.9 и 26.14 в части:

расширения направления расходования высвобожденных средств в результате применения налоговой льготы на развитие организаций, в том числе включение в перечень направлений расходования высвобожденных средств: приобретение компьютеров и их комплектующих, другой оргтехники, мебели, средств обучения, учебников, учебных пособий, игр, игрушек;

 распространения действия положений Закона Московской области № 151/2004-ОЗ на автономные некоммерческие образовательные организации Московской области, в состав учредителей которых входит Правительство Московской области.

Высказанные предложения Министерства образования Московской области по подготовке изменений в Закон Московской области № 151/2004-ОЗ были одобрены участниками круглого стола и членами комиссии по мониторингу.

Рассмотрены предложения фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской областной Думе по предоставлению государственной поддержки в виде налоговых льгот организациям – участникам сетевой формы реализации образовательных программ.

По мнению большинства участников круглого стола и членов комиссии по мониторингу, данный вопрос интересен, но требует более детальной проработки и согласования с УФНС России по Московской области по вопросу о возможности администрирования предлагаемой налоговой льготы.

В ходе проведения своих заседаний, а также в ходе рабочих совещаний с представителями центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, комиссией по мониторингу выявлено, в частности, следующее:

необходимость установления согласованности целей, установленных в государственных программах (подпрограммах) Московской области, и целей устанавливаемых налоговых льгот;

необходимость установления в Законе Московской области № 151/2004-ОЗ порядка проверки сведений о целевом использовании высвобожденных средств, представленных налогоплательщиками-организациями, а также необходимость установления в составе Отчета о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ информации о сумме средств, взысканных с налогоплательщиков-организаций в результате их нецелевого использования.

 

Результаты проведенного мониторинга

 

В ходе деятельности комиссии по мониторингу выявлены следующие недостатки Закона Московской области № 151/2004-ОЗ:

наличие в Законе Московской области № 151/2004-ОЗ правовых норм, фактически не применяемых:

действие норм о проведении оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот, установленных в статье 6 Закона Московской области № 151/2004-ОЗ, ежегодно приостанавливается в соответствии с законами Московской области: № 9/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области», № 4/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области», № 132/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области и дополнении его статьей 26.24 «Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования»;

наличие в Законе Московской области № 151/2004-ОЗ статей, по которым налогоплательщики не пользуются налоговыми льготами: 

статья 13 «Льготы, предоставляемые религиозным организациям»;

статья 14 «Льготы, предоставляемые организациям, участниками которых являются религиозные объединения»;

статья 26.17 «Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены горнолыжные комплексы»;

наличие в Законе Московской области № 151/2004-ОЗ правовых норм, осуществляющих недостаточное правовое регулирование:

Закон Московской области № 151/2004-ОЗ содержит статьи, по которым налоговыми льготами пользуются менее трех налогоплательщиков, что может являться признаком индивидуального подхода к предоставлению налоговых льгот:

статья 7 «Льготы, предоставляемые общественным организациям инвалидов»;

статья 8 «Льготы, предоставляемые организациям, участниками которых являются общественные организации инвалидов»;

статья 26.2 «Льготы, предоставляемые товариществам собственников жилья»;

статья 26.7 «Льготы, предоставляемые негосударственным образовательным учреждениям, осуществляющим деятельность по дополнительному профессиональному образованию, и организациям, обеспечивающим функционирование негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность по дополнительному профессиональному образованию»;

статья 26.9 «Льготы, предоставляемые дошкольным образовательным учреждениям»;

статья 26.14 «Льготы, предоставляемые общеобразовательным организациям»;

статья 26.15 «Льготы, предоставляемые участникам инвестиционных проектов, реализуемых на территории Московской области»;

статья 26.16 «Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены объекты недвижимости с выставочными залами, используемыми для проведения выставок».

Вместе с тем комиссия по мониторингу считает необходимым отметить также, что в ходе ее деятельности выявлено следующее:

низкая информированность налогоплательщиков о действующих налоговых льготах;

отсутствие согласованности между целями экономической политики, установленными в государственных программах (подпрограммах) Московской области, и целями устанавливаемых налоговых льгот;

отсутствие методики оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот, критериев принятия решения о необходимости введения налоговой льготы, связи между налоговыми льготами и иными методами регулирования экономической деятельности, применяемыми центральными исполнительными органами государственной власти Московской области;

сложность восприятия налогоплательщиками отдельных правовых норм Закона Московской области № 151/2004-ОЗ;

недостаточность перечня возможных направлений использования применения высвобожденных средств, установленных в пункте 10 статьи 4 Закона Московской области № 151/2004-ОЗ;

необходимость включения в Закон Московской области № 151/2004-ОЗ дополнительных правовых норм, регулирующих порядок проверки сведений о целевом использовании высвобожденных средств, представленных налогоплательщиками-организациями;

необходимость включения в состав Отчета о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ информации о сумме средств, взысканных с налогоплательщиков-организаций в результате их нецелевого использования.

 

IV. Предложения комиссии по мониторингу

 

Для устранения перечисленных недостатков комиссия по мониторингу рекомендует и предлагает:

Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике:

рассмотреть вопросы:

об установлении согласованности между целями, определенными в государственных программах (подпрограммах) Московской области, и целями устанавливаемых налоговых льгот;

о разработке проекта закона Московской области о внесении изменений в Закон Московской области № 151/2004-ОЗ: 

в сфере образования:

в пункт 10 статьи 4 в части расширения направления расходования высвобожденных средств в результате применения налоговой льготы на развитие организаций, в том числе включение в перечень направлений: приобретение компьютеров и их комплектующих, другой оргтехники, мебели, средств обучения, учебников, учебных пособий, игр, игрушек;

в части распространения действия положений на автономные некоммерческие образовательные организации Московской области, в состав учредителей которых входит Правительство Московской области;

в инвестиционной сфере:

в статью 26.15 в части:

определения объема капитальных вложений по стоимости основных средств, принятых к учету в период действия соглашения о реализации инвестиционного проекта;

изменения минимальных объемов капитальных вложений для целей заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта;

изменения сроков предоставления налоговых льгот и ставки налога на имущество организаций;

дополнении статьями, устанавливающими налоговые льготы для промышленных комплексов, многофункциональных индустриальных парков и технопарков;

предусмотреть признание утратившими силу:

статьи 14 «Льготы, предоставляемые организациям, участниками которых являются религиозные объединения» Закона Московской области № 151/2004-ОЗ как фактически не используемой с 2012 года;

пункта 3 статьи 26.2. «Льготы, предоставляемые товариществам собственников жилья» Закона Московской области № 151/2004-ОЗ в связи с истечением срока его действия;

предусмотреть дополнение:

правовыми нормами, расширяющими перечень информации, включаемой в состав Отчета о результатах действия Закона Московской области № 151/2004-ОЗ;

правовыми нормами, устанавливающими порядок проверки сведений о целевом использовании высвобожденных средств, представленных налогоплательщиками-организациями;

продолжить работу по совершенствованию законодательства Московской области в сфере оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот, а также по установлению согласованности между целями, определенными в государственных программах (подпрограммах) Московской области, и целями устанавливаемых налоговых льгот;

предложить Правительству Московской области рассмотреть возможность нормативного закрепления полномочий центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по контролю и мониторингу за действием налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Московской области налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в подведомственной сфере;

органам государственной власти Московской области усилить работу по широкому информированию налогоплательщиков об имеющейся возможности пользования предоставленными налоговыми льготами.


Информация по документу
Читайте также