Расширенный поиск
Распоряжение администрации Воронежской области от 12.03.2008 № 214-рАдминистрация Воронежской области РАСПОРЯЖЕНИЕ от 12.03.2008 N 214-р О разработке областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы» В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 7 июля 2005 года № 582 (в ред. постановлений администрации области от 22.02.2006 № 123; от 28.06.2007 № 600) «О порядке разработки и реализации областных целевых программ», а также в целях формирования условий для развития региональной инновационной системы, ее интеграции в национальную инновационную систему России и развития научно-технического потенциала предприятий и организаций области: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы». 2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы» (далее – программа) главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области (Щипелев). 3. Главному управлению по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области в срок до 01.05.2008 года провести организационные мероприятия по разработке проекта программы и внесению его на рассмотрение в Воронежскую областную Думу в установленном порядке. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора области Клейменова В.И. Губернатор Воронежской области В. Кулаков Утверждена распоряжением администрации области от 12.03.2008 N 214-р КОНЦЕПЦИЯ областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы» Воронеж 2008 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области Основной проблемой, на решение которой направлена областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы» (далее - программа), является формирование организационных условий для развития региональной инновационной системы, ее интеграции в национальную инновационную систему России, а также ускоренное развития научно-технического потенциала предприятий и организаций области. Указанная проблема прямо соотносится с решением следующих приоритетных задач социально-экономического развития Воронежской области: - преодоление технологического отставания Воронежской области от ведущих регионов России; - создание условий для ускоренного роста сектора исследований и научно-технических разработок, преодоление недостаточной инновационной активности корпоративного сектора; - развитие высокотехнологичного сектора региональной экономики в целях обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг; - создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции; - содействие институциональному развитию структурных элементов региональной инновационной системы Воронежской области; - расширение государственной поддержки экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции воронежских производителей и занятие воронежскими предприятиями устойчивого сегмента в международном разделении труда в сфере высоких технологий. Повышение инновационной активности предприятий связано с обеспечением устойчивых темпов роста промышленного производства, с позитивными структурными сдвигами, направленными на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях, а также с закреплением конкурентных позиций региональных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Ослабление научно-технического и технологического потенциала региона, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития угрожает Воронежской области деградацией наукоемких производств и усилением внешней технологической зависимости. В связи с этим государственная поддержка развития экономики области должна быть ориентирована на обеспечение инновационного характера ее развития и воспроизводство главного материального фактора обновления производства - его технологической базы, реализующей современные достижения научно-технического прогресса и обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции. Переход к инновационному пути развития области с учетом избранных приоритетов определен в качестве одной из главных целей стратегии социально-экономического развития Воронежской области, утвержденной Законом Воронежской области «О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу» от 20.11.2007 г. № 114-ОЗ. Мероприятия программы ориентированы на развитие инфраструктуры региональной инновационной системы и обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов, необходимых для социально-экономического развития региона и обеспечения потребностей бизнес-сообщества. Приоритетными выбираются инвестиционные проекты, направленные на: - создание новых производств импортозамещающей и экспортоориентированной продукции в машиностроении, химической и нефтехимической, электронной и радиотехнической, деревообрабатывающей и легкой промышленности и других отраслях; - расширение, модернизацию и техническое перевооружение действующих производств в отраслях промышленности; - увеличение налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест; - развитие научно-технического потенциала области, освоение выпуска высокотехнологичной, наукоемкой продукции высоких технологических пределов со значительной долей добавленной стоимости. Предполагается, что реализация указанных проектов будет осуществляться бизнес-сообществом с участием государства на основе принципов частно-государственного партнерства. Кроме того, в рамках данной программы предусматривается реализация двух подпрограмм: «Развитие нанотехнологий и наноиндустрии в Воронежской области на 2009-2012 годы» и «Развитие инновационной деятельности вузов в Воронежской области на 2009-2012 годы». Выделение данных подпрограмм диктуется высокой значимостью этих направлений для развития инновационной и технологической инфраструктуры региона, требуемым значительным объемом бюджетного финансирования, комплексностью решаемых проблем, приводящей к необходимости реализации взаимоувязанных мероприятий программ, для чего требуется их координация и управление в рамках отдельных подпрограмм. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Одним из важнейших механизмов реализации инновационной политики Воронежской области является областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы», утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 27 мая 2004 года № 863-III-ОД. В рамках реализации данной программы в 2005-2007 годах на территории Воронежской области создана и эффективно функционирует региональная инновационная система. В рамках данного строительства: - создано три технопарка: «Калининский», «МИТЭМ», «Содружество», в которых успешно развиваются более 50 резидентов - малых инновационных предприятий; - три инновационных бизнес-инкубатора: «Восток» - в отрасли приборостроения, «Авиационный» - в сфере развития малой авиации (авионика, двигатели), «Калининский» - в отрасли машиностроения; - два центра развития нанотехнологий: «ФОНОН» на базе ОАО «Корпорация НПО «РИФ», «Промышленные нанотехнологии» на базе ООО НПП «Космос-нефть-газ»; - оказана государственная (областная) поддержка реализации более 25 перспективных для экономики области инновационных проектов; - привлечено средств федерального бюджета в размере около 400 млн. руб., собственных средств предприятий и организаций более 880,0 млн. руб.; - создана некоммерческая организация «Воронежского венчурного фонда» с объемом уставного капитала в размере 280,0 млн. руб. Результаты, полученные в последние годы по развитию инновационной деятельности, во многом достигнуты за счет применения программно-целевого метода управления, на основе концентрации ресурсов на перспективных направлениях инновационного развития региона, четкой координации работ всех субъектов инновационной сферы. Поэтому в настоящее время необходимо продолжить выполнение системных мероприятий по развитию региональной инновационной системы и ее органичного встраивания в национальную инновационную систему Российской Федерации на основе программно-целевых подходов к решению вышеуказанных проблем. Кроме того, разработка и реализация программы необходима по следующим причинам: - развитие технологий является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом; - существует ряд объективных факторов, в том числе из-за недостаточных объемов государственной (областной) поддержки инновационных процессов в регионе, препятствующих решению поставленных в действующей областной программе задач и в целом переходу экономики Воронежской области на инновационный путь развития; - отслеживается четкая динамика обострения конкурентной борьбы, как на внешнем, так и (в связи с предстоящим присоединением России к ВТО) на внутреннем рынках высокотехнологической продукции, что требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, способных составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. III. Характеристика решаемой проблемы и прогноз развития ситуации в инновационной сфере региона без использования программно-целевого метода Отказ от решения проблемы инновационного развития региона с использованием программно-целевого метода приведет к разрыву инновационного цикла на одном из его основных элементов, связанном с разработкой и освоением в производстве новых производственных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции. Региональная высокотехнологичная экономика, лишенная притока новых технологий, не сможет конкурировать с иностранными фирмами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке (особенно после вступления России в ВТО). Технологическое отставание научно-производственного комплекса Воронежской области от передовых регионов неизбежно увеличится и уже в обозримой перспективе по ряду важнейших инновационно-технологических направлений может стать необратимым. IV. Возможные варианты решения проблемы. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при реализации различных вариантов решения проблемы В качестве возможных вариантов решения вышеуказанной проблемы рассматриваются 3 варианта реализации программы. 4.1. Первый вариант предусматривает ускоренную разработку и освоение в промышленном производстве перечня «критических» технологий Воронежской области, утвержденных постановлением Воронежской областной Думы от 27 мая 2004 года № 863-III-ОД, в основном за счет оказания масштабной государственной (областной) поддержки, а также привлечение значительных объемов внебюджетных средств на конечных этапах внедрения. Каждое технологическое направление, указанное в этом перечне, предусматривает выполнение комплексных технологических проектов, общее количество которых может быть более 500. По экспертной оценке, необходимый объем привлечения бюджетных средств для реализации этого варианта составляет 1,5-2,0 млрд. руб. Преимущество данного подхода заключается в возможности, при использовании необходимой бюджетной поддержки, реализации максимального количества областных «критических» технологий уже в ближайшей перспективе. Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов бюджетного финансирования из-за ограниченности бюджетных средств. 4.2. Второй вариант предусматривает отказ от государственной поддержки технологического развития и создания собственных промышленных технологий (приобретение необходимых технологий по импорту – «заемные» технологии). Для реализации этого варианта необходимый объем бюджетных средств может составить 0,9-1,4 млрд. руб. В то же время возможность решения проблемы существенно снизится из-за: - нарастания технологического отставания от мирового уровня из-за невозможности приобретения на мировом рынке самых современных технологий; - возникновения социально-экономических проблем, связанных с сокращением сектора исследований и разработок и производства наукоемкой продукции. 4.3. Третий вариант предусматривает концентрацию бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее важных направлений технологического развития научно-производственного комплекса области, в каждом из которых бюджетные средства направляются на реализацию важнейших комплексных инновационных проектов, существенно влияющих на достижение целей социально-экономического развития области. Реализация этого варианта позволит сократить технологическое отставание Воронежской области, сохраняя и развивая в то же время достигнутый приоритет в отношении важных технологических направлений, обеспечить их реализацию, развить механизмы частно-государственного партнерства, обеспечить привлечение бизнес-сообщества к участию в реализации программы. Для реализации этого варианта необходимый объем средств областного бюджета может составить 250,0 млн. руб. с привлечением 350,0 млн. руб. из средств федерального бюджета и 900,0 млн. руб. из внебюджетных источников. Основной риск реализации этого варианта связан с возможным недофинансированием программы в связи с существенной ориентацией на привлечение внебюджетных средств, а также с возможным созданием и промышленным освоением неэффективных технологий или технологий, трудно реализуемых в производстве. Этот риск может быть сведен к минимуму путем организации управления реализацией программы, обеспечивающей обоснованный отбор инновационных проектов с учетом возможностей производства и тенденций рыночной конъюнктуры, а также строгий оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий программы и ее результатами. Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и реализуемым является последний из рассмотренных вариантов. Он позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы при допустимой степени риска. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Выполнение программы рассчитано на 4-х летний период (2009-2012 годы). Планировать реализацию программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых и российских тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий. Предусматривается реализация программы в два этапа. 5.1. Первый этап (2009-2010 годы). В течение этого периода основной акцент областной инновационной политики должен быть сделан на завершении процесса становления инфраструктуры поддержки инновационного развития Воронежской области. Основными задачами 1-го этапа являются: 5.1.1. Формирование нормативной правовой базы государственной (областной) поддержки инновационной деятельности. 5.1.2. Актуализация банка данных инновационных проектов и перспективных научно-технических разработок для внедрения в промышленное производство. 5.1.3. Завершение создания рыночных институтов по вовлечению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. 5.1.4. Восстановление на предприятиях области системы рационализаторства и изобретательства, расширение проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и внедрение передовых технологий, расширение объемов вовлечение объектов интеллектуальной собственности в рыночный оборот. 5.2. Второй этап (2011-2012 годы). На этом этапе должна быть достигнута максимальная концентрация всех возможных ресурсов для реализации инновационных проектов. Основными задачами 2-го этапа являются: 5.2.1. Реализация инновационных проектов и создание научно-технологического задела для последующей реализации крупномасштабных межотраслевых проектов. 5.2.2. Налаживание эффективного взаимодействия структурных элементов региональной инновационной системы и ее встраивание в общероссийскую инновационную систему. 5.2.3. Содействие в организации и развитии финансовых структур внебюджетной поддержки инновационной деятельности, в том числе региональных фондов венчурного финансирования. 5.2.4. Увеличение доли инновационной продукции в объеме выпущенной промышленной продукции предприятиями области. Сроки выполнения этапов программы должны иметь возможность перекрываться для обеспечения возможности реализации отдельных, наиболее быстро исполнимых мероприятий в два этапа, не дожидаясь окончания реализации всех мероприятий программы на первом этапе. VI. Предложения по цели и задачам программы, целевым индикаторам и показателям ее реализации Целью программы является формирование экономико-организационных условий для перехода экономики области на инновационный путь развития за счет эффективной деятельности региональной инновационной системы и ее интеграции в национальную инновационную систему России, а также ускоренного развития научно-технического потенциала предприятий. 6.1. Реализация программы должна основываться на следующих принципах: 6.1.1. Нормативно-методического обеспечения инновационной деятельности предприятий и организаций области и формирования необходимых правовых условий для коммерциализации результатов научно-технических разработок. 6.1.2. Обеспечение связи «наука-производство». 6.1.3. Содействие институциональному развитию структурных элементов региональной инновационной системы. 6.2. Программа должна решать следующие задачи: 6.2.1. Координация научно-технической деятельности субъектов инновационной сферы. 6.2.2. Содействие развитию материально-технической базы НИОКР, информационное обеспечение инновационной и научно-технической деятельности и внедрение средств информатизации. 6.2.3. Защита объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности. 6.2.4. Реализация наиболее высокоэффективных и социально-значимых для экономики области инновационных проектов. 6.2.5. Привлечение значительных объемов прямых частных инвестиций для реализации инновационных проектов на предприятиях области. 6.2.6. Создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий и т.д.). 6.2.7. Внедрение передовых технологий и увеличение степени вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в промышленности. 6.2.8. Расширение государственной поддержки экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции воронежских производителей, занятие воронежскими предприятиями устойчивого сегмента в международном разделении труда в сфере высоких технологий. 6.2.9. Создание особых условий для образования межрегиональных кооперационных сетей и реализации инновационных проектов в инновационной сфере в рамках ЦЧР, ЦФО. Основными результатами реализации программы должны стать: отлаженное функционирование региональной инновационной системы как подсистемы национальной инновационной системы Российской Федерации, существенный рост инновационного сектора в производственном комплексе области и увеличение масштабов коммерциализации научно-технических и инновационных разработок и промышленного освоения новых технологий. VII. Предложения по объемам и источникам финансирования программы. Перечень предполагаемых программных мероприятий, сроки реализации и объемы их финансирования Необходимый объем финансирования программы с учетом подпрограмм должен составить 1953,03 млн. руб., в том числе из средств областного бюджета - 330,4 млн. руб., из средств федерального бюджета - 447,875 млн. руб., из внебюджетных источников - 1174,755 млн. руб. 7.1. Программа предполагает реализацию четырех мероприятий: 7.1.1. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах. Целью реализации данного мероприятия является создание условий для перехода от отдельных мер подготовки и переподготовки кадров к целостной системе обучения кадров в инновационной сфере. Особое внимание будет уделяться решению проблемы обеспечения кадрами инновационной сферы деятельности и повышению квалификации и информированности руководителей и специалистов в вопросах развития инновационной деятельности на предприятиях и организациях области. В рамках реализации мероприятия запланировано: 7.1.1.1. Включение в учебные планы вузов предметов, касающихся инновационной тематики, защиты объектов интеллектуальной собственности, организация стажировок студентов и аспирантов на производственных предприятиях и т.д. 7.1.1.2. Внедрение системы получения инновационных грантов на обучение групп студентов перспективным для экономики области направлениям развития. 7.1.1.3. Участие в создании учебно-коучингового «Межрегионального инновационного центра»; организация проведения обучающих курсов, тренингов, семинаров, научно-практических конференций по проблемам развития инновационной деятельности. 7.1.1.4. Организация проведения ежегодных областных конкурсов: «Инженер года», «Лучший инновационный проект». Общий объем финансирования мероприятия должен составить 39,06 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 8,957 млн. руб., областной бюджет - 6,608 млн.руб., внебюджетные источники - 23,495 млн. руб. 7.1.2. Совершенствование системы информационного обеспечения инновационной деятельности. Целью реализации данного мероприятия является эффективное использование информационного ресурса как одного из основных элементов региональной инновационной системы. Для эффективной реализации мероприятия необходимо непрерывное проведение работ по актуализации существующих баз данных и формированию новых информационных массивов, характеризующих инновационный потенциал и уровень развития научного и технологического развития региона. Данное мероприятие в большой степени ориентированно на доведение информации об инновационных проектах до потенциальных инвесторов и обеспечение специальной информацией всех заинтересованных в ней субъектов инновационной деятельности. В рамках реализации мероприятия запланировано: 7.1.2.1. Формирование информационной инфраструктуры на основе интеграции локальных и распределенных баз данных общего пользования, организация обучения пользователей систем информационного обеспечения инновационной деятельности. 7.1.2.2. Модернизация и актуализация областного специализированного информационного ресурса (в том числе Web-сайта в сети Интернет). 7.1.2.3. Издание специализированных печатных изданий; освещение в средствах массовой информации материалов по инновационной тематике. 7.1.2.4. Организация и участие в выставках инновационных проектов и предложений на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях. Общий объем финансирования мероприятия должен составить 29,295 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 6,718 млн. руб., областной бюджет - 4,956 млн. руб., внебюджетные источники - 17,621 млн. руб. 7.1.3. Реализация инновационных проектов. Целью реализации данного мероприятия является оказание государственной поддержки предприятиям и организациям области, разрабатывающим и внедряющим перспективные инновационные проекты, проводящим глубокую модернизацию и техническое перевооружение технологической базы НИОКР, производственных мощностей, внедряющих новые перспективные технологии и результаты НИОКР. Отбор инновационных проектов будет производиться в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития научно-технической и инновационной деятельности и перечнем «критических» технологий Воронежской области, определяемым и корректируемым на основе научно-технического прогноза результатов исследований организаций области, по результатам экспертизы, в том числе независимой. Государственная (областная) поддержка будет оказываться из средств бюджетов всех уровней в порядке, утвержденном федеральным и областным законодательствами. Кроме того, такая поддержка будет заключаться в привлечении сторонних инвестиций, в том числе кредитов коммерческих банков, средств венчурных фондов и других финансовых институтов. Данное мероприятие имеет своей целью создание эффективного организационно-финансового механизма коммерциализации результатов научно-технической и инновационной деятельности. В рамках реализации программного мероприятия запланировано: 7.1.3.1. Формирование областного заказа на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных научно-технических и инновационных программ и проектов. 7.1.3.2. Совместное финансирование проектов, имеющих общегосударственное значение, за счет средств федерального и областного бюджетов. 7.1.3.3. Расширение участия предприятий и организаций области в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы; различных конкурсах, проводимых министерствами и ведомствами Российской Федерации. 7.1.3.4. Оказание предприятиям и организациям, реализующим инновационные проекты государственной поддержки в соответствии с действующим федеральным и областным законодательствами. 7.1.3.5. Участие в организации и оказание содействия в развитии «Воронежского венчурного фонда» и регионального представительства ОАО «Российская венчурная компания». Общий объем финансирования мероприятия должен составить 654,265 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 150,038 млн. руб., областной бюджет - 110,684 млн. руб., внебюджетные источники - 393,543 млн. руб. 7.1.4. Содействие в формировании и развитии инновационной инфраструктуры. Целью реализации данного мероприятия является создание благоприятных условий и эффективных механизмов, обеспечивающих формирование, развитие и эффективное функционирование инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы. Реализация мероприятия направлена на организацию эффективной связи научно-технической деятельности с производством в рыночных условиях на основе: - обеспечения прохождение сигналов рынка в сектор исследований и разработок и адекватную реакцию на эти сигналы; - создания благоприятных условий для коммерциализации результатов научно-исследовательских (далее – НИР), НИОКР и технологических разработок; - оказания широкого комплекса услуг для организаций, занятых исследованиями и разработками. Становление инновационной инфраструктуры, как единого рыночного сегмента создаваемых новых технологий и инновационной продукции и формирование ее материальной основы должно происходить путем создания сети объектов инновационной инфраструктуры, способных системно реализовывать принцип целостного «технологического коридора» - от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок. Государственная (областная) поддержка будет оказываться при создании новых организаций инфраструктуры на начальном этапе развития и при расширении деятельности эффективно работающих. Переход инновационной инфраструктуры на устойчивый путь воспроизводства и саморазвития должен достигаться путем ориентации организаций инфраструктуры на привлечение средств из внебюджетных источников, на привлечение средств частных инвесторов и т.д. В рамках реализации мероприятия запланировано: 7.1.4.1. Организационная поддержка уже действующих организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. 7.1.4.2. Развитие существующих технопарков: «Калининский», «Содружество», «МИТЭМ», «Авиационный», «Восток». 7.1.4.3. Создание и организация работы не менее 5-ти отраслевых технопарков и бизнес-инкубаторов. 7.1.4.4. Участие в создании и организация работы IT - технопарка. 7.1.4.5. Организация работы экспортно-информационного центра, занимающегося вопросами продвижения инновационной продукции предприятий и организаций области на международные рынки. 7.1.4.6. Участие в создании центра энергосбережения и эффективного энергопользования, занимающегося вопросами внедрения инновационных энергоэффективных технологий и реализации инвестиционных проектов в этой сфере. 7.1.4.7. Создание и развитие системы консультационной поддержки реализации проектов субъектов инновационного предпринимательства и инфраструктурных организаций. 7.1.4.8. Участие в создании страховой компании, специализирующейся на страховании рисков возникающих в процессах реализации инновационных проектов. 7.1.4.9. Участие в создании международного патентного центра, занимающегося вопросами защиты объектов интеллектуальной собственности. Общий объем финансирования мероприятия должен составить 287,989 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 66,042 млн. руб., областной бюджет - 48,72 млн. руб., внебюджетные источники - 173,226 млн. руб. 7.2. Программа должна содержать две подпрограммы: 7.2.1. Подпрограмма «Развитие инновационной деятельности вузов в Воронежской области на 2009-2012 годы». Основной целью подпрограммы является развитие научного потенциала, обеспечение внедрения инновационных проектов в производство и создание современной инновационной инфраструктуры высших учебных заведений области. 7.2.1.1. Достижение цели должно основываться на решении следующих задач: - коммерциализация прорывных инновационных проектов; - создание инфраструктуры поддержки и развития инновационной деятельности; - осуществление взаимодействия с федеральными органами власти по развитию инновационной деятельности. Срок реализации подпрограммы составляет 4 года (2009-2012 годы). Результатом реализации подпрограммы станет ускоренное внедрение инновационных проектов, развитие среды генерации знаний, обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок Воронежской области, а также оптимизация существующей структуры подразделений, занятых организацией научно-исследовательской и внедренческой работы вузов области. 7.2.1.2. Подпрограмма содержит следующие мероприятия: - поддержка создания и развития офисов коммерциализации в вузах Воронежской области; - участие в создании и развитии бизнес инкубаторов в следующих вузах: ВГЛТА; ВГТА; ВГТУ; ВГАУ; ВГАСУ; ВИВТ; - участие в создании и развитии технопарков в следующих вузах: ВГУ; ВГАУ; - поддержка региональной ассоциации выпускников вузов; - участие в создании и развитии центров внедрения передовых технологий на предприятиях и организациях Воронежской области; - содействие в открытии филиалов кафедр вузов на ведущих предприятиях Воронежской области; - содействие процессу обучения и переподготовки специалистов в области инноваций в вузах по прямому заказу предприятий и организаций Воронежской области; - содействие в организации временных творческих коллективов из числа студентов и научных работников вузов для работы по созданию и реализации инновационных проектов; - участие в создании и развитии межвузовского центра коллективного пользования для проведения НИОКР и НИР; - содействие в организации внутривузовских и межвузовских конкурсов инновационных проектов; - участие в создании и поддержании постоянно действующей экспозиции вузовских новаций. - организация и проведение мониторинга вузовских инновационных проектов. 7.2.1.3. Задачи подпрограммы направлены на получение следующих результатов: - формирование целостной инновационной инфраструктуры ВУЗов (технопарки, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы и т.д.); - интенсификация коммерциализации перспективных вузовских разработок; - организация работы по реализации проектно-ориентированных инновационных программ обучения студентов; - организация работы по формированию лотов и представлению заявок на конкурсы федеральных целевых и ведомственных программ; - пересмотр планов ВУЗов по НИР и НИОКР в соответствии с приоритетами финансирования инновационных проектов, востребованных рынком; - формирование единой базы данных вузовских инновационных проектов, с разделением их по приоритетности, доведение информации о разработках заинтересованным участникам инновационного процесса; - предоставление в установленном порядке, в рамках законодательства Воронежской области, целевой поддержки инновационных программ и проектов вузов и организаций, входящих в состав их инновационной инфраструктуры. Общий объем финансирования подпрограммы должен составить 520,035 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 119,256 млн. руб., областной бюджет - 87,976 млн. руб., внебюджетные источники - 312,803 млн. руб. 7.2.2. Подпрограмма «Развитие нанотехнологий и наноиндустрии в Воронежской области на 2009-2012 годы». Целью подпрограммы является создание регионального кластера по разработке, производству нанопродукции и наноматериалов, промышленному освоению «заемных» нанотехнологий. 7.2.2.1. Достижение цели должно основываться на решении следующих задач: - участие в реализации государственной политики в сфере развития нанотехнологий в регионе, в том числе расширение участия разработчиков нанотехнологий и производителей нанопродукции в федеральных целевых программах; привлечение средств НКО «Российская корпорация нанотехнологий»; - развитие кооперационных связей с головными научными центрами развития нанотехнологий в России; - расширение объемов использования «заемных» нанотехнологий в производственной сфере экономики области, выработка и реализация оптимального механизма развития наноиндустрии. 7.2.2.2. Подпрограмма содержит следующие мероприятия: - совершенствование и развитие кадрового потенциала и информационного обеспечения в сфере нанотехнологий; - оказание государственной (областной) поддержки предприятиям и организациям области, разрабатывающим и внедряющим перспективные инновационные проекты в сфере нанотехнологий, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней; - содействие формированию и развитию инфраструктуры наноиндустрии, в том числе: а) содействие в развитие существующих отраслевых центров, в том числе: «ФОНОН» на базе ОАО Корпорация «Риф», «Промышленные нанотехнологии» на базе ООО НПП «Космос-нефть-газ»; б) участие в создании Регионального исследовательского центра наноэлектроники, нанотехнологий, образования и коммерциализации исследований при участии ВГТУ и технопарка «Содружество»; Центра развития нанотехнологий на базе технопарка ВГУ и др.; - развитие кооперационных связей на Российском и зарубежном рынках нанотехнологий; - привлечение широкого спектра «заемных» технологий в сфере наноиндустрии и их освоение в промышленном масштабе. 7.2.2.3. Задачи подпрограммы направлены на получение следующих результатов: - достижение значительных объемов производства нанопродукции, на основе широкого промышленного освоения результатов НИР, НИОКР и технологических разработок в наносфере; - формирование высококвалифицированного кадрового резерва специалистов, привлечение творческих коллективов к проведению научных исследований и НИОКР в сфере нанотехнологий; - увеличение масштабов государственной (областной) поддержки приоритетных направлений научных исследований, технологических разработок в сфере развития нанотехнологий; - расширение участия корпоративного капитала в коммерциализации разработок в сфере нанотехнологий. Срок реализации подпрограммы составляет 4 года (2009-2012 годы). Общий объем финансирования подпрограммы должен составить 422,384 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 96,862 млн. руб., областной бюджет - 71,456 млн. руб., внебюджетные источники - 254,065 млн. руб. VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы В результате реализации всего комплекса программных мероприятий должна сохраниться или увеличиться динамика развития инновационной деятельности в Воронежской области, достигнутая в рамках реализации областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы». 8.1. В результате реализации программы будут достигнуты следующие положительные результаты: 8.1.1. Создание саморегулирующихся механизмов внедрения перспективных и приоритетных для экономики области инновационных проектов. 8.1.2. Организация системы обучения, повышения квалификации специалистов по вопросам управления инновационным развитием производства, коммерциализации технологий, защиты объектов интеллектуальной собственности, лежащих в основе создания новых технологий. 8.1.3. Внедрение новых технологий на промышленных предприятиях области не менее 100-130 за время реализации программы. 8.1.4. Завершение формирования инфраструктуры региональной инновационной системы поддержки. Ее переход на саморегуляцию и самофинансирование. 8.1.5. Организация на современном уровне информационно-консультационной, методологической и маркетинговой помощи организациям для разработки и реализации инновационных проектов. 8.2. Экономический эффект от реализации программы выразится в следующем: 8.2.1. Повышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий до 30-35%. 8.2.2. Увеличение количества инновационно-активных предприятий в 1,5 раза. 8.2.3. Рост инвестиций на предприятиях области в инновационной сфере на 15% ежегодно. 8.2.4. Выход не менее 10% инновационно-активных предприятий области на международные рынки инновационных проектов и высокотехнологичной продукции. 8.2.5. Планируемая дополнительная прибыль к концу реализации программы составит более 800 млн. рублей в год. 8.2.6. Дополнительные ежегодные поступления в бюджеты всех уровней составят к концу реализации программы свыше 600 млн. рублей в год. Учитывая, что для выхода предприятия на проектную мощность с момента начала реализации проекта обычно требуется не менее 2-4 лет, можно ожидать, что бюджетный эффект начиная с 2012 года должен увеличиваться опережающими темпами по сравнению с его величинами в предшествующие годы. 8.3. Достигнутые количественные показатели развития инновационной деятельности в значительной степени трансформируются в качественные социальные результаты: 8.3.1. Создание более 3 000 рабочих мест. 8.3.2. Рост заработной платы в инновационном секторе промышленности будет опережать средние годовые темпы роста по всему промышленному комплексу на 20%. 8.3.3. Обеспечение условий для комплексного решения экологических проблем путем разработки и внедрения в производство энергоэффективных и экологически чистых технологий. IX. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области в разработке и реализацию программы, а также по выбору государственных заказчиков и разработчиков программы Предлагается ответственным за разработку и реализацию программы определить главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области. Предлагается определить государственным заказчиком - координатором программы и подпрограмм главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области. Основными разработчиками программы будут главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области с привлечением комиссии по развитию инновационной деятельности в промышленности Воронежской области, общественных и инновационных организаций. X. Предложения по возможным вариантам выбора форм и методов управления реализацией программы При первом варианте непосредственное управление реализацией программы, в том числе определение задач и приоритетов инновационного развития, уточнение объемов и форм ресурсного обеспечения программы, а также оперативный контроль за ходом выполнения работ и эффективностью расходования средств бюджетов всех уровней осуществляются государственным заказчиком - координатором программы совместно с другими государственными заказчиками. При втором варианте для обеспечения оперативного управления реализацией программы, включая контроль за ходом ее выполнения и эффективностью расходования выделенных средств областного бюджета, создается дирекция программы в форме специализированного государственного учреждения, которое будет финансироваться по смете расходов за счет средств, выделенных на реализацию программы. С учетом опыта управления реализацией областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы», более предпочтительным является первый вариант организации управления реализацией программы c привлечением областного государственного учреждения «Областной центр инновационного развития «Стратегия» в качестве организации, обеспечивающей консультационную поддержку субъектов инновационной деятельности и инфраструктурных организаций, сохранность и эффективное использование находящегося на балансе имущества (объектов основных средств) Воронежской области, выполнение работ в качестве генерального исполнителя (подрядчика) программы. XI. Заключительные положения Объемы планируемого ресурсного обеспечения программы определялись по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения программных мероприятий (с учетом действующих нормативов и показателей в сфере финансово-экономической деятельности организаций). В программе будет предусмотрено смешанное (бюджетное и внебюджетное) финансирование мероприятий. Источниками внебюджетных средств являются собственные средства организаций - исполнителей программных мероприятий и исполнителей НИОКР и работ по реализации инновационных проектов, а также привлеченные средства (кредиты банков, венчурные инвестиции, заемные средства других организаций, частный капитал). В отношении работ с комплексными проектами допускается образование консорциумов с участием бизнес-структур, в том числе иностранных. Распределение прав собственности на результаты работ будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Отдельные технические (технологические) решения, оформленные в виде действующих объектов интеллектуальной собственности, станут основой для привлечения венчурного капитала для создания новых инновационных предприятий высокотехнологического профиля. На этапах опытно-промышленного освоения технологий и создания новых производств, требующих капитальных вложений, собственные финансовые ресурсы организаций - разработчиков технологий (в том числе фонда амортизационных отчислений), будут использоваться для разработки проектно-сметной документации, проведения строительно-монтажных работ, модернизации инфраструктуры опытных производств и стендов. При приобретении дорогостоящего оборудования, необходимого для организации опытного производства, допускается использование схемы лизинга при смешанном финансировании лизинговых операций. С целью снижения издержек рекомендуется образование «пула» по приобретению оборудования по различным технологическим направлениям. Координация и контроль деятельности организаций - исполнителей работ по привлечению и использованию средств внебюджетных источников будут осуществляться государственными заказчиками программы в отношении программных мероприятий, относящихся к их сфере ответственности. Замещение средств из внебюджетных источников средствами областного бюджета в программе не допускается. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|