Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 09.11.2011 № 396

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2011 г. N 396

 

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2012 - 2016 ГОДЫ

 

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом, увеличения доходов и оптимизации расходов государства в реальном секторе экономики Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция);

план подготовки нормативных правовых актов Республики Башкортостан по вопросам реализации Концепции.

2. Республиканским органам исполнительной власти:

организовать работу по реализации Концепции;

при разработке правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления государственной собственностью Республики Башкортостан, руководствоваться основными положениями Концепции.

4. Признать утратившими силу:

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 8 сентября 2000 года N 264 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан";

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 августа 2001 года N 186 "О внесении изменений в приложение к Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан";

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 8 октября 2001 года N 260 "О внесении изменений в приложение к Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан";

пункт 12 изменений, вносимых в некоторые решения Кабинета Министров Республики Башкортостан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2003 года N 159;

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 ноября 2004 года N 215 "О внесении дополнений в приложение к Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан".

 

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

А.Ф.ИЛИМБЕТОВ

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 9 ноября 2011 г. N 396

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2012 - 2016 ГОДЫ

 

Содержание

 

1.      Общие положения

2.      Управление  земельным   и   имущественным   комплексом   Республики

        Башкортостан

2.1.    Земельные ресурсы Республики Башкортостан

2.1.1.  Оценка  состояния  развития  земельных   отношений   и   управления

        земельными ресурсами в Республике Башкортостан

2.1.2.  Цели  и   задачи   управления   земельными   ресурсами   Республики

        Башкортостан

2.1.3.  Механизм  реализации  поставленных   задач   в   сфере   управления

        земельными ресурсами Республики Башкортостан

2.2.    Нежилой фонд Республики Башкортостан

2.2.1.  Оценка  состояния   нежилого   фонда,   принадлежащего   Республике

        Башкортостан

2.2.2.  Цели  и  задачи  управления  объектами  нежилого  Фонда  Республики

        Башкортостан

2.2.3.  Механизмы реализации  задач  управления  объектами  нежилого  фонда

        Республики Башкортостан

2.3.    Государственные  унитарные  предприятия  и  учреждения   Республики

        Башкортостан

2.3.1.  Оценка    состояния    управления    государственными    унитарными

        предприятиями и учреждениями республики

2.3.2.  Цели и задачи управления государственными унитарными  предприятиями

        и учреждениями республики

2.3.3.  Механизмы  реализации  поставленных  задач   в   сфере   управления

        государственными унитарными предприятиями и учреждениями республики

2.4.    Доли (акции) хозяйственных обществ и  специальное  право  ("золотая

        акция")

2.4.1.  Оценка состояния управления долями (акциями) и  специальным  правом

        ("золотой акцией")

2.4.2.  Цели управления долями (акциями)

2.4.3.  Механизм управления долями (акциями) и специальным правом ("золотой

        акцией")

2.5.    Банкротство государственных унитарных предприятий  и  хозяйственных

        обществ с государственным участием

2.5.1.  Оценка состояния процессов банкротства коммерческих  организаций  с

        государственным участием

2.5.2.  Цели и задачи государственного управления в процедурах банкротства

2.5.3.  Механизм  достижения  целей  и  реализации   задач   в   процедурах

        банкротства

3.      Приватизация государственного имущества Республики Башкортостан

3.1.    Оценка   состояния   приватизационных   процессов   в    Республике

        Башкортостан

3.2.    Цели и задачи государственной политики в области приватизации

3.3.    Основные механизмы и методы реализации государственной  политики  в

        области приватизации

4.      Заключение

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Концепция развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления и распоряжения (приватизации) земельным и имущественным комплексом Республики Башкортостан.

Концепция разработана в соответствии с резолюцией Межрегиональной научно-практической конференции "Региональные проблемы развития и совершенствования земельно-имущественных отношений", прошедшей в городском округе город Уфа Республики Башкортостан 2 - 3 декабря 2010 года.

Действие Концепции не распространяется на недра и другие принадлежащие Республике Башкортостан природные ресурсы, средства бюджета Республики Башкортостан, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела:

в первом разделе обозначены цели, задачи и механизмы управления государственным имуществом Республики Башкортостан, в том числе земельными ресурсами, объектами государственного нежилого фонда, государственными унитарными и казенными предприятиями, государственными учреждениями, государственными долями (акциями) хозяйственных обществ;

во втором разделе определены вопросы государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Республики Башкортостан.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ

КОМПЛЕКСОМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

2.1. Земельные ресурсы Республики Башкортостан

 

2.1.1. Оценка состояния развития земельных отношений

и управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан

 

По данным государственного учета земель, земельный фонд в Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года составил 14294,7 тыс. га, из них:

земли сельскохозяйственного назначения - 7696,3 тыс. га (53,8%);

земли населенных пунктов - 619,5 тыс. га (4,3%);

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 109,1 тыс. га (0,8%);

земли особо охраняемых территорий и объектов - 386,2 тыс. га (2,7%);

земли лесного фонда - 5384,2 тыс. га (37,7%);

земли водного фонда - 77,9 тыс. га (0,5%);

земли запаса - 21,5 тыс. га (0,2%).

Количественные и качественные характеристики земель определенных категорий, входящих в земельный фонд Республики Башкортостан, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие Республики Башкортостан. Так, за период с 2007 года по настоящее время площадь земель населенных пунктов возросла с 611,8 до 619,5 тыс. га. В то же время по землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения наблюдается обратная динамика: площади земель уменьшились за тот же период соответственно с 7737,6 до 7696,3 тыс. га и 109,5 до 109,1 тыс. га. Данные обстоятельства свидетельствуют о приоритетном развитии населенных пунктов, в том числе за счет вывода из оборота наиболее важных для экономического развития региона земель.

Правовой статус земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющих высокую инвестиционную привлекательность для инвесторов, в достаточной степени определен нормами законодательства, что позволяет экономическими методами решать социальные, экологические, хозяйственные проблемы в полном объеме. Однако следует отметить, что таких земель в республике всего 5,1%.

В то же время степень урегулирования правового статуса земель, имеющих низкую инвестиционную привлекательность и составляющих около 95% всех земель республики (земли сельскохозяйственного, природоохранного назначения, лесного, водного фондов, земли запаса), недостаточна. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более полном правовом обеспечении, учитывающем различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.

В Республике Башкортостан из 11837,6 тыс. га земель, находящихся в государственной собственности, в установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5684,1 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, право собственности Республики Башкортостан - на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности - на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6086,4 тыс. га.

Разграничение государственной собственности на землю в республике ведется с 2001 года, в 2006 году в целях упрощения и ликвидации излишних согласовательных процедур при разграничении прав государственной собственности на землю в законодательство были внесены существенные изменения. Однако данные мероприятия оказались недостаточными и не смогли коренным образом изменить ситуацию.

В соответствии с земельным законодательством в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые лесными насаждениями (далее - сельские леса), предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Таких земель в республике - 650,7 тыс. га.

В соответствии с законодательством для проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю и регистрации права собственности Республики Башкортостан земельные участки необходимо предоставить органам государственной власти Республики Башкортостан, а также казенным предприятиям, государственным унитарным Предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Республики Башкортостан.

Надлежащее предоставление осуществлено, но в связи с отсутствием финансирования на выполнение мероприятий по лесоустройству и обслуживанию участков, занятых сельскими лесами, работы по регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, приостановлены.

При регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан, по поручению Правительства Республики Башкортостан осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в пределах своей компетенции.

В соответствии с земельным законодательством постановлениями администраций муниципальных районов Республики Башкортостан 350145 гражданам республики предоставлено в общую собственность 2277,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 1 июня 2011 года право собственности на земли общей площадью 1778,6 тыс. га в установленном порядке зарегистрировали 277127 человек (79,1%).

Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что, в свою очередь, не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений в части уплаты земельного налога.

По состоянию на 1 июля 2011 года количество невостребованных земельных долей составляет 29283, их общая площадь - 196745 га. В то же время органами местного самоуправления работа по регистрации в судебном порядке права муниципальной собственности на них не проводится.

Правоприменительная практика по использованию земельных ресурсов в настоящее время формируется рядом министерств, государственных комитетов и ведомств, которые используют возможности правового регулирования для достижения поставленных перед ними целей. Зачастую результаты их деятельности не согласуются с задачами рационального использования и охраны земель всех категорий пользования.

При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, должен быть признан одним из основных инструментов регулирования земельных отношений.

При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий Республики Башкортостан на осуществление государственного земельного надзора на территории республики и невозможностью уполномоченных федеральных государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории Республики Башкортостан.

Земельным кодексом Российской Федерации также установлен муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут - институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.

Сумма поступлений от аренды земли в Республике Башкортостан на 1 января 2011 года (3520815 тыс. рублей) в 2,4 раза больше суммы поступлений от аренды земли в Республике Татарстан (1485706 тыс. рублей), в 3,3 раза больше поступлений от аренды земли в Оренбургской области (1080631 тыс. рублей) и в 1,7 раза больше аналогичного показателя в Челябинской области (2016912 тыс. рублей). Показатель суммы земельного налога, поступившей в бюджеты муниципальных образований республики (1122274 тыс. рублей), значительно отстает от показателей сравниваемых субъектов: в 3,5 раза от показателя Республики Татарстан (3894883 тыс. рублей), в 1,3 раза - от Оренбургской области (1428846 тыс. рублей) и в 3 раза - от Челябинской области (3356046 тыс. рублей).

Приведенный анализ свидетельствует о том, что в республике низок процент земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Следствием этого являются недостаточная развитость рынка земли на территории республики и предоставление льгот по земельному налогу в виде полного освобождения значительному количеству юридических лиц.

Учитывая, что максимальные размеры ставок земельного налога определены Налоговым кодексом Российской Федерации, причинами низкого показателя поступлений земельного налога могут являться также низкая кадастровая стоимость земель и несвоевременная актуализация показателей кадастровой стоимости.

В настоящее время правовое регулирование использования земельных ресурсов осуществляется рядом ведомств, каждое из которых стремится создать свой банк данных, не связанный с другими смежными системами. Однако параллельное ведение баз данных с повторяющейся информацией в системе управления в конечном счете ведет к низкой эффективности системы управления земельными ресурсами в целом. В связи с этим необходима интеграция деятельности различных ведомств.

 

2.1.2. Цели и задачи управления

земельными ресурсами Республики Башкортостан

 

Целями и задачами управления земельными ресурсами являются:

совершенствование институциональных основ регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами;

совершенствование системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

повышение эффективности использования земельных ресурсов;

формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения;

разграничение государственной собственности на землю;

создание условий для успешного развития всех сфер деятельности экономики республики (промышленности, лесного хозяйства, отдыха, туризма и т.д.);

обеспечение потребности населения в жилищном строительстве;

стимулирование граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав собственности на землю.

 

2.1.3. Механизм реализации поставленных задач в сфере

управления земельными ресурсами Республики Башкортостан

 

Достижение поставленных целей и решение задач предполагается путем:

совершенствования нормативных правовых основ по организации использования и охраны земельных ресурсов, обороту земельных участков и защите прав граждан и юридических лиц на земельные участки;

финансирования землеустроительных и кадастровых работ;

создания единого информационного поля, в том числе инфраструктуры пространственных данных, в виде электронных топографических карт и электронных планов на территорию Республики Башкортостан;

государственной регистрации права собственности на сельские леса, городские леса и рекреационные зоны в городе Уфе;

регистрации права долевой собственности участниками долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

регистрации права собственности муниципальными образованиями на невостребованные земельные доли;

совершенствования системы государственной и негосударственной форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области управления земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии;

научного обоснования региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, кадастра, изучения и оценки земель, геоинформационных систем;

организации и проведения мониторинга правовых актов органов местного самоуправления по земельным вопросам;

проведения почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий;

оперативного обеспечения земельного рынка достоверными данными о правовом режиме, качественном состоянии и хозяйственном использовании земельных участков;

оказания органам местного самоуправления методической и консультативной помощи по вопросам наделения граждан земельными долями и сделкам с ними;

совершенствования процедуры предоставления земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности на основе конкурсов и аукционов, предусмотрев при этом безвозмездное выделение земельных участков для строительства индивидуального жилья молодым семьям, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, гражданам, имеющим ребенка-инвалида, и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;

организации мероприятий по выявлению и привлечению к регистрации прав собственности юридических и физических лиц, фактически использующих земельные участки без оформления прав собственности;

организации мероприятий по выявлению земельных участков с недостающими для исчисления земельного налога сведениями и уточнению данных сведений;

установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка;

установления ставок арендных платежей за землю с учетом характеристик и местоположения земельных участков;

совершенствования условий и порядка предоставления земельных участков в аренду с учетом инвестиций в приоритетные отрасли и проекты;

осуществления мониторинга земель, особенно сельскохозяйственного назначения;

систематического проведения государственного земельного надзора за состоянием и использованием земель;

развития и совершенствования форм оказания республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями гражданам и организациям в сфере земельных отношений государственных и муниципальных услуг, связанных с подготовкой, согласованием и выдачей запрашиваемых ими документов в режиме "одного окна";

организации работ по актуализации кадастровой стоимости земель в Республике Башкортостан.

 

2.2. Нежилой фонд Республики Башкортостан

 

2.2.1. Оценка состояния нежилого фонда,

принадлежащего Республике Башкортостан

 

По состоянию на 1 июля 2011 года в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан учтено государственное имущество остаточной стоимостью 74233 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество остаточной стоимостью 47625 млн. рублей, общей площадью 11992 тыс. кв. м. Закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за государственными предприятиями и учреждениями имущество остаточной стоимостью 60872 млн. рублей, в том числе недвижимое имущество остаточной стоимостью 37282 млн. рублей, общей площадью 10159 тыс. кв. м. Передано в пользование на праве аренды 347 тыс. кв. м государственного имущества по 1548 договорам.

В целях организации учета республиканского имущества утвержден порядок ведения Реестра государственного имущества Республики Башкортостан, создана информационная система, проведена инвентаризация имущества.

Вместе с тем в вопросах управления объектами нежилого фонда существуют проблемы, связанные с наличием большого количества объектов незавершенного строительства, не вовлеченных в оборот, отсутствием в ряде случаев регистрации права собственности Республики Башкортостан на принадлежащие ей объекты нежилого фонда и земельные участки под ними, что затрудняет распоряжение данным видом имущества и влечет за собой неполное использование потенциальных источников пополнения бюджета Республики Башкортостан, недостаточную эффективность использования имущественного комплекса республики.

Острой проблемой остается вопрос размещения государственных органов Республики Башкортостан. Особую значимость данная проблема приобретает в свете некоторых положений федерального законодательства, предусматривающих передачу объектов недвижимости, используемых федеральными органами, в собственность Российской Федерации.

Отсутствие единства структуры и состава адресной и технической информации по объектам недвижимости в информационных системах различных государственных и муниципальных органов также создает проблемы при управлении государственным недвижимым имуществом.

Развитие рынка недвижимости в Республике Башкортостан сопровождается сокращением площадей объектов недвижимости, находящихся в собственности Республики Башкортостан, вовлечением в экономический оборот различных категорий недвижимого имущества, увеличением количества новых собственников и предпринимательских структур.

 

2.2.2. Цели и задачи управления объектами нежилого фонда

Республики Башкортостан

 

Совершенствование системы управления объектами нежилого фонда Республики Башкортостан должно быть направлено на достижение следующих целей:

повышение эффективности управления государственным имуществом;

повышение доходности объектов нежилого фонда Республики Башкортостан;

стимулирование за счет объектов нежилого фонда Республики Башкортостан развития реального сектора экономики;

проведение единой долгосрочной политики в сфере управления имущественным комплексом республики.

 

2.2.3. Механизмы реализации задач управления объектами

нежилого фонда Республики Башкортостан

 

Для реализации указанных задач необходимо продолжить работу по следующим направлениям:

обеспечение поступлений дополнительных доходов в бюджет Республики Башкортостан путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;

строительство объектов государственной собственности;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций;

вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

приобретение государством объектов недвижимости с учетом экономической целесообразности принятия таких решений;

проведение торгов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества; реализация поэтапного перехода к инновационным методам распоряжения государственным имуществом (проведение электронных торгов на право заключения договоров);

проведение мониторинга рынка недвижимости для определения и корректировки платы за пользование государственным имуществом;

осуществление мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, и вовлечению объектов государственного нежилого фонда в инвестиционный процесс, а также создание условий для привлечения инвестиций при реализации социально значимых инвестиционных и инновационных проектов Республики Башкортостан, направленных на конкурентоспособность и обеспечение экономического роста Республики Башкортостан;

создание резервного фонда государственных объектов недвижимости для реализации инвестиционных проектов;

оказание поддержки субъектам среднего и малого бизнеса (предпринимательства) путем обеспечения максимально простого и удобного доступа к объектам нежилого фонда;

выявление имущества, используемого государственными унитарными предприятиями и учреждениями не по целевому назначению, и вовлечение его в хозяйственный оборот;

проведение пообъектного анализа в целях определения наиболее эффективной формы управления государственным имуществом;

осуществление мероприятий, направленных на оформление прав пользования земельными участками, расположенными под объектами нежилого фонда, переданными в пользование, а также обеспечение в дальнейшем распоряжения объектами нежилого фонда с одновременным закреплением права пользования земельными участками;

разработка нормативной базы в части стимулирования юридических и физических лиц для проведения работ по улучшению качественных характеристик переданного в пользование государственного имущества;

осуществление мероприятий по формированию единого порядка присвоения, обработки и использования адресной, технической и иной информации по объектам недвижимости и приведение в соответствие с ним имеющихся информационных систем;

в целях повышения информатизации деятельности Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан проведение мероприятий по разработке и внедрению программного продукта интерактивного взаимодействия Министерства с физическими и юридическими лицами, оказанию государственных функций и услуг в электронном виде, предоставлению справочной информации о задолженности по договорам аренды государственного имущества.

 

2.3. Государственные унитарные предприятия

и учреждения Республики Башкортостан

 

2.3.1. Оценка состояния управления государственными

унитарными предприятиями и учреждениями республики

 

По состоянию на 1 июля 2011 года Республика Башкортостан является собственником 271 предприятия, в том числе 221 государственного унитарного (из них действующих - 175, в процедурах банкротства - 35, в стадии ликвидации - 11) и 50 казенных. Совокупная балансовая стоимость активов государственных унитарных предприятий составляет 45,1 млрд. рублей.

Количество государственных унитарных предприятий в Республике Башкортостан является избыточным. Так, в Татарстане их - 25, Самарской области - 24, Чувашии - 23.

Деятельность государственных унитарных предприятий не является эффективной, требует значительных расходов бюджета Республики Башкортостан для оказания государственной финансовой помощи. Результаты деятельности государственных унитарных предприятий по итогам 2010 года следующие: являются рентабельными (получили чистую прибыль) 139 предприятий (61%), нерентабельными (убыточными) - 37 предприятий (16%). Консолидированный финансовый результат - убытки в размере 64,6 млн. рублей.

По состоянию на 1 июля 2011 года в Республике Башкортостан насчитывается 869 государственных учреждений, в том числе 63 автономных учреждения.

Анализ данных, полученных в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что определенная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).

Республиканские органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, не организуют в полном объеме учета объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений.

Учитывая наличие фактов нецелевого использования выделенного учреждениям имущества, а также то, что Республика Башкортостан несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений, в настоящее время разработаны и находятся в стадии согласования правовые акты, формирующие систему контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществляются мероприятия по оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений, направленные на снижение темпов роста расходов бюджетов всех уровней на их содержание, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования.

 

2.3.2. Цели и задачи управления государственными унитарными

предприятиями и учреждениями республики

 

Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями республики:

обеспечение стратегических интересов государства, экономической безопасности, производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, решения социальных задач;

повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;

оптимизация количества и состава государственных унитарных и казенных предприятий, государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений;

увеличение поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;

снижение расходов бюджета Республики Башкортостан на содержание государственных учреждений.

 

2.3.3. Механизмы реализации поставленных задач в сфере

управления государственными унитарными предприятиями

и учреждениями республики

 

Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями республики предполагают как построение системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность в интересах собственника, так и непосредственное управление государственными органами соответствующим государственным имуществом.

Принимаются решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Республики Башкортостан, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с определенными законодательством полномочиями собственника.

Для выбора оптимального количества государственных унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

После проведения оценки деятельности всех государственных унитарных предприятий в случае принятия решений о несоответствии их деятельности определенным задачам осуществляются:

преобразование государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;

реформирование государственных унитарных предприятий;

передача государственных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;

ликвидация государственных унитарных предприятий и учреждений.

Система управления предполагает:

уточнение состава стратегических государственных унитарных и казенных предприятий, обеспечивающих стратегические интересы государства, экономическую безопасность региона, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан;

определение состава и количества государственных унитарных предприятий, обеспечивающих производство продукции (выполнение работ, оказания услуг) для государственных нужд и решение социальных задач;

усиление контроля за качеством подготовки и последующим исполнением государственными унитарными предприятиями бизнес-планов с переходом на 3-летний период планирования;

совершенствование нормативно-правовой регламентации деятельности государственных учреждений;

определение отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с Министерством экономического развития Республики Башкортостан и Министерством финансов Республики Башкортостан основных экономических и качественных показателей работы государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;

создание системы экономического мониторинга и ужесточения контроля за деятельностью государственных учреждений;

создание единой информационной системы, содержащей сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии государственных унитарных предприятий и учреждений;

расширение мер ответственности руководителя государственного унитарного предприятия, в том числе дополнение условий трудового договора с руководителями государственных унитарных предприятий мерами ответственности за финансово-экономическое состояние и результат хозяйственной деятельности предприятия, исполнение параметров утвержденного бизнес-плана;

широкое использование в рамках законодательства мер по стимулированию и мотивации руководителей государственных унитарных предприятий для достижения параметров, заданных в бизнес-планах;

формирование кадрового резерва руководителей государственных предприятий и учреждений с учетом профессионализма, квалифицированности руководителей и осуществляемых ими видов деятельности.

 

2.4. Доли (акции) хозяйственных обществ

и специальное право ("золотая акция")

 

2.4.1. Оценка состояния управления долями (акциями)

и специальным правом ("золотой акцией")

 

По состоянию на 1 июля 2011 года Республика Башкортостан в различных формах присутствует в 134 хозяйственных обществах, из которых 5 являются закрытыми акционерными обществами, 117 - открытыми акционерными обществами и 12 - обществами с ограниченной ответственностью. В 118 хозяйственных обществах Республика Башкортостан является участником (акционером), то есть владеет долями (акциями). В 23 акционерных обществах Республике Башкортостан принадлежит специальное право ("золотая акция") на участие в управлении. При этом в 7 из них Республика Башкортостан является акционером (владеет акциями), а в 16 - акционером не является (акциями не владеет).

Республика Башкортостан - единственный участник (акционер) 37 хозяйственных обществ. Доли Республики Башкортостан в размере от 50 до менее 100% уставного капитала имеются в 22 хозяйственных обществах, от 25 до менее 50% уставного капитала - в 29 хозяйственных обществах, менее 25% уставного капитала - в 30 хозяйственных обществах, отсутствуют (при наличии специального права ("золотой акции")) в 16 хозяйственных (акционерных) обществах.

Совокупная номинальная стоимость принадлежащих Республике Башкортостан долей (акций) составляет 42,3 млрд. рублей (79,1% совокупного размера уставных капиталов соответствующих хозяйственных обществ), в том числе в акционерных обществах - 39,0 млрд. рублей (85,5%) и в обществах с ограниченной ответственностью - 3,4 млрд. рублей (42,2%).

По результатам деятельности в 2010 году являются рентабельными (получили чистую прибыль) 75 хозяйственных обществ (56%), нерентабельными (убыточными) - 27 обществ (20%), находятся в процедурах банкротства 28 обществ (21%), в стадии ликвидации - 4 общества (3%).

Поступления дивидендов в бюджет Республики Башкортостан составили в 2010 году - 3235 млн. рублей (от 35 хозяйственных обществ), в 2009 году - 1827 млн. рублей (от 38 хозяйственных обществ), в 2008 году - 3220 млн. рублей (от 67 хозяйственных обществ), в 2007 году - 2261 млн. рублей (от 86 хозяйственных обществ), в 2006 году - 554 млн. рублей (от 95 хозяйственных обществ).

Перечень стратегических акционерных обществ, акционером которых является Республика Башкортостан, обеспечивая стратегические интересы государства в области экономической безопасности, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, включает 8 акционерных обществ, в том числе ОАО "Башинформсвязь" (Республике Башкортостан принадлежит 17,84% акций), ОАО "Башкирская венчурная компания" (100%), ОАО "Башкирское речное пароходство" (63,21%), ОАО "Грузопассажирские перевозки" (63,21%), ОАО "Монтажно-технологическое управление "Кристалл"" (14,13%), ОАО "Региональный фонд" (100%), ОАО "Спутниктелеком" (60,97%), ОАО "Стерлитамакские железные дороги" (100%).

Республика Башкортостан в качестве участника (акционера) хозяйственного общества или владельца специального права ("золотой акции") участвует в управлении хозяйственными обществами через своих представителей, назначаемых решениями Правительства Республики Башкортостан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а в отдельных случаях - при посредничестве доверительных управляющих, избираемых на конкурсной основе.

В настоящее время в 119 хозяйственных обществах представителям государства принадлежит 540 мест, в том числе 370 - в советах директоров и 170 - в ревизионных комиссиях, из них 44 места занимают члены Правительства Республики Башкортостан, 211 мест - сотрудники Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, 216 мест - сотрудники других республиканских органов исполнительной власти, 69 мест - лица, не состоящие на государственной гражданской службе Республики Башкортостан.

Доверительное управление государственными долями (акциями) не получило широкого распространения. Количество доверительных управляющих за последние годы сократилось с 15 до 1, а количество хозяйственных обществ, государственные доли (акции) которых переданы в доверительное управление, - с 21 до 1.

Системой управления долями (акциями) определен порядок взаимодействия различных органов государственной власти Республики Башкортостан (Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, отраслевых министерств и государственных комитетов) и представителей государства (доверительных управляющих). При подборе представителей государства учитываются уровень образования, стаж работы, профиль деятельности, квалификация кандидата. Полномочия представителей государства четко регламентированы, включая права и обязанности, отчетность и ответственность. Позиция представителей государства по важнейшим вопросам деятельности хозяйственных обществ определяется результатами согласования с соответствующим органом государственной власти и указаниями уполномоченных органов. Этим достигаются качество принимаемых государством управленческих решений и контроль их исполнения.

Республика Башкортостан обладает значительными ресурсами в виде долей (акций) хозяйственных обществ и специального права ("золотой акции") на участие в управлении акционерными обществами, что позволяет влиять на производственно-коммерческую деятельность, организационно-техническое развитие и финансово-экономическое состояние хозяйственных обществ, обеспечивает наличие возобновляемого источника неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан в виде приходящихся на ее долю дивидендов.

Вместе с тем участие государства в управлении хозяйственными обществами является избыточным и не обеспечивает надлежащей эффективности их деятельности. Подлежит уточнению состав стратегических акционерных обществ Республики Башкортостан с учетом их значимости для обеспечения стратегических интересов государства, экономической безопасности, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Не представляется целесообразным сохранение в государственной собственности мелких долей (пакетов акций) хозяйственных обществ, не обеспечивающих эффективного участия государства в управлении соответствующими обществами. Необходимо рассмотреть возможность совершенствования механизма доверительного управления государственными долями (акциями) хозяйственных обществ в целях расширения практики его применения.

 

2.4.2. Цели управления долями (акциями)

 

В процессе управления долями (акциями) хозяйственных обществ и специальным правом ("золотой акцией") ставятся следующие цели:

оптимизация форм и размеров участия Республики Башкортостан в хозяйственных обществах;

обеспечение стратегических интересов государства, экономической безопасности, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан;

повышение эффективности управления государственными долями (акциями) хозяйственных обществ и специальным правом ("золотой акцией"), а также хозяйственными обществами с государственным участием;

увеличение поступления в бюджет Республики Башкортостан доходов от участия в уставных капиталах хозяйственных обществ (дивидендов).

 

2.4.3. Механизм управления долями (акциями)

и специальным правом ("золотой акцией")

 

Достижение заявленных целей управления долями (акциями) хозяйственных обществ и специальным правом ("золотой акцией") предполагается следующими способами:

уточнение состава стратегических акционерных обществ Республики Башкортостан, наличие акций которых в собственности Республики Башкортостан обеспечивает стратегические интересы государства, экономическую безопасность региона, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан;

прекращение действия специального права ("золотой акции") на участие Республики Башкортостан в управлении акционерными обществами в случае утраты стратегических интересов государства;

отчуждение (приватизация) крупных (контрольных, блокирующих) долей (пакетов акций) хозяйственных обществ в случае отсутствия стратегического значения и превышения величины доходов от продажи над суммой доходов от владения;

платное отчуждение средних и мелких долей (пакетов акций) хозяйственных обществ вне рамок приватизации в случае появления права требовать их выкупа обществом в соответствии со статьями 75 - 76 Федерального закона "Об акционерных обществах", пунктом 2 и подпунктом 6.1 статьи 23 и статьей 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью";

отчуждение (приватизация) пакетов акций размером менее 5% уставного капитала акционерного общества в случае появления права требования выкупа акций или поступления требования о выкупе акций лицом, которое приобрело более 95% акций, в соответствии со статьями 84.8 - 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах";

использование наряду с государственными гражданскими служащими Республики Башкортостан сотрудников учрежденных Республикой Башкортостан холдинговых компаний в форме акционерных обществ для выдвижения (назначения) представителями государства в хозяйственные общества с государственным участием;

передача государственных долей (акций) хозяйственных обществ в доверительное управление;

оказание содействия привлечению (избранию) в советы директоров хозяйственных обществ с государственным участием независимых директоров в целях повышения эффективности работы;

отказ от выдвижения представителей государства на должность председателя совета директоров в хозяйственных обществах с небольшими размерами государственных долей (акций);

усиление внимания качеству подготовки и последующему исполнению утверждаемых советами директоров хозяйственных обществ бизнес-планов, предусматривающих рост доходов и капитализацию общества, с переходом на 3-летний период планирования;

проведение дифференцированной дивидендной политики на основе сочетания потребностей производственного и социального развития хозяйственных обществ и интересов их участников (акционеров), включая Республику Башкортостан, в том числе в увеличении капитализации их долей (акций) или выплачиваемых им дивидендов.

 

2.5. Банкротство государственных унитарных предприятий

и хозяйственных обществ с государственной

долей в уставном капитале

 

2.5.1. Оценка состояния процессов банкротства коммерческих

организаций с государственным участием

 

На 1 июля 2011 года из общего числа государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с государственной долей участия в уставном капитале 63 предприятия (17 государственных унитарных предприятий, 18 дочерних предприятий государственных унитарных предприятий, 28 хозяйственных обществ) находятся в различных процедурах банкротства, из них в процедуре конкурсного производства находится 61 предприятие, в процедуре наблюдения - 2 предприятия, предприятия, находящиеся в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, отсутствуют.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан как уполномоченным органом в деле о банкротстве и процедурах банкротства по состоянию на 1 июля 2011 года предъявлены требования в Арбитражный суд Республики Башкортостан о включении в реестр требований кредиторов по 9 предприятиям-должникам на общую сумму 81,4 млн. рублей.

В течение первого полугодия 2011 года принято участие в 27 собраниях кредиторов предприятий-банкротов и 58 заседаниях арбитражного суда в качестве собственника имущества должника - государственного унитарного предприятия и как кредитора.

Кроме того, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является конкурсным кредитором по 29 предприятиям, не имеющим государственную долю участия в уставном капитале хозяйственных обществ.

Проблемным аспектом для государства как собственника в делах о несостоятельности (банкротстве) является необходимость обеспечения влияния органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на ход процедур, применяемых в деле о банкротстве. Государство как собственник не может контролировать процессы осуществления процедуры банкротства на государственных предприятиях. Участие в назначении арбитражных управляющих, в процедурах голосования на собраниях кредиторов, в проведении внешнего управления, в процедуре реализации имущества должников в интересах государства и контроля за их деятельностью в рамках законодательства не предусмотрено. Данная проблема существует во всех субъектах Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы в области финансового оздоровления и банкротства в Республике Башкортостан Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июня 2011 года N 195 образована Межведомственная комиссия Республики Башкортостан по повышению эффективности работы в области финансового оздоровления и банкротства. В рамках деятельности данной комиссии обеспечивается более тесное взаимодействие республиканских органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, органов местного самоуправления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, арбитражных управляющих и иных лиц, участвующих в делах о несостоятельности (банкротстве).

Между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, являющемся уполномоченным на представление в деле о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, заключено Соглашение об информационном взаимодействии, в том числе по вопросам финансового оздоровления и банкротства государственных предприятий и хозяйственных обществ, имеющих долю Республики Башкортостан в уставном капитале. В настоящее время осуществляется реализация мероприятий, предусмотренных Соглашением.

У Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан имеются процессуальные права в делах о банкротстве предприятий государственного сектора экономики, но отсутствуют права на представление интересов Республики Башкортостан в делах о несостоятельности (банкротстве) организаций иных форм собственности, имеющих значимость для республики.

 

2.5.2. Цели и задачи государственного

управления в процедурах банкротства

 

Управление деятельностью государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с государственной долей участия в уставном капитале включает в себя и государственное регулирование отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий.

Деятельность государства как собственника государственных унитарных предприятий и учредителя (участника) хозяйственных обществ с государственной долей участия в уставном капитале в области несостоятельности (банкротства) предприятий определяется общими целями управления этими предприятиями, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с законодательством основными задачами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по осуществлению полномочий собственника государственного имущества и уполномоченного органа в делах о банкротстве по требованиям Республики Башкортостан по денежным обязательствам являются:

предупреждение банкротства;

осуществление государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства);

обеспечение соблюдения прав и защиты интересов Республики Башкортостан при проведении процедур банкротства государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с государственной долей участия в уставном капитале;

активизация работы в области обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, арбитражных управляющих и иных лиц, участвующих в делах о несостоятельности (банкротстве).

 

2.5.3. Механизм достижения целей и реализации

задач в процедурах банкротства

 

В рамках предоставленных полномочий для достижения поставленных целей и реализации задач необходимо:

осуществление анализа сведений о коммерческих организациях с государственным участием, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);

принятие мер по восстановлению платежеспособности должника путем предоставления финансовой помощи и (или) льгот по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, в отношении коммерческих организаций с государственным участием рассматривать возможность как прекращения производства по делу о банкротстве посредством удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, так и участия в деле о банкротстве посредством удовлетворения только требований по обязательным платежам в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

в процедуре наблюдения собственнику имущества должника - унитарного предприятия, учредителю (участнику) хозяйственного общества с государственной долей участия в уставном капитале рассматривать возможность использования права обращения к первому собранию кредиторов с предложениями о проведении дополнительной эмиссии акций, о введении в отношении должника финансового оздоровления в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности при наличии источников финансирования;

при введении в отношении предприятия-должника процедуры внешнего управления собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) хозяйственного общества с государственной долей участия в уставном капитале в пределах компетенции, установленной федеральным законом, рассматривать целесообразность принятия решения об обращении к собранию кредиторов с ходатайством о продаже предприятия должника, замещении активов должника, заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

рекомендовать включение в план внешнего управления таких мер по восстановлению платежеспособности, как закрытие нерентабельных производств; перепрофилирование производства; взыскание дебиторской задолженности; уступка прав требований должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) хозяйственного общества с государственной долей участия в уставном капитале либо третьим лицом или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа части имущества; продажа предприятия; замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В рамках внешнего управления - осуществление структурных изменений несостоятельных предприятий в целях обеспечения их эффективной работы, стабильного поступления налогов, увеличения числа рабочих мест и привлечения инвестиций;

в процедуре конкурсного производства рассматривать целесообразность принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника, а также реализовывать права, предоставленные собственнику имущества должника - унитарного предприятия, учредителю (участнику) хозяйственного общества с государственной долей участия в уставном капитале как лицу, участвующему в деле о банкротстве;

осуществление мониторинга проведения процедур несостоятельности (банкротства) предприятий, исполнения ими требований законодательства, уплаты текущих платежей, удовлетворения требований кредиторов;

участие в собраниях кредиторов предприятий-банкротов и заседаниях арбитражного суда в качестве представителя собственника имущества должника - государственного унитарного предприятия либо кредитора по денежным требованиям Республики Башкортостан, осуществляя права кредитора, взаимодействовать с кредиторами предприятия-должника;

предъявление требований в арбитражный суд о включении в реестры требований кредиторов предприятий-должников задолженности по бюджетным кредитам, выданным хозяйствующим субъектам различных форм собственности, арендной плате за пользование объектами государственного нежилого фонда и земельными участками, а также по отчислению государственными унитарными предприятиями части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

заключение соглашений с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, представленными на территории Республики Башкортостан, о взаимодействии в сфере финансового оздоровления и банкротства.

 

3. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

3.1. Оценка состояния приватизационных

процессов в Республике Башкортостан

 

Приватизация государственного имущества является одним из инструментов перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики и неналогового пополнения государственного бюджета.

Решения о приватизации государственного имущества принимается Правительством Республики Башкортостан по предложению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и согласованию с отраслевыми республиканскими органами исполнительной власти.

Проведение приватизации осуществляется на основе:

оценки целесообразности применительно к каждому объекту с учетом стратегических интересов государства, обеспечения экономической безопасности, производства продукции (работ, услуг) для государственных нужд, решения социальных задач;

публичности и открытости деятельности государственных органов власти в сфере приватизации государственного имущества;

применения разных способов приватизации, установленных законодательством, с учетом целесообразности их применения;

обеспечения прозрачности процесса приватизации путем создания доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации, включая использование современных технологий.

К настоящему времени большинство объектов государственной собственности, включая крупные, приватизировано, а к оставшимся интерес потенциальных покупателей заметно снизился, что отразилось на замедлении темпов приватизации и сокращении доходов от ее проведения. За период с 2008 года по настоящее время в процессе приватизации создано 7 акционерных обществ, 3 находится в стадии создания, состоялось отчуждение долей (акций) 22 хозяйственных обществ и 26 объектов нежилого фонда, в том числе 11 объектов - субъектам малого и среднего предпринимательства из числа арендаторов.

Вместе с тем значительное количество объектов государственной собственности не имеет отношения к обеспечению стратегических интересов государства, экономической безопасности, производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд и решению социальных задач, используется неэффективно или не используется.

Государственные унитарные предприятия при наличии большого количества государственного имущества в хозяйственном ведении и ежегодной значительной бюджетной поддержке используют полученные средства (имущество) неэффективно, а их вклад в валовый региональный продукт незначителен.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость продолжения приватизационных процессов в республике с вовлечением в данный процесс широкого круга объектов государственной собственности.

 

3.2. Цели и задачи государственной

политики в области приватизации

 

Целью государственной политики в области приватизации является повышение эффективности функционирования отдельных предприятий и экономики Республики Башкортостан в целом.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

оптимизация структуры государственной собственности;

снижение расходов бюджета Республики Башкортостан на управление государственным имуществом;

пополнение бюджета Республики Башкортостан;

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и(или) социальных условий и безусловно их выполнять;

оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления им преимущественного права приобретения арендуемого недвижимого государственного имущества в соответствии с законодательством.

 

3.3. Основные механизмы и методы реализации государственной

политики в области приватизации

 

Основными механизмами, сочетающими долгосрочные и краткосрочные интересы государства при приватизации и призванными обеспечить достижение цели государственной политики в области приватизации, должны стать:

приватизация предприятий путем акционирования и создания обществ с ограниченной ответственностью с участием государства с дальнейшей приватизацией акций и долей хозяйственных обществ, находящихся в собственности государства;

расширение инструментария приватизации: наряду с реализацией государственного имущества на аукционах и конкурсах осуществление приватизации способами, позволяющими снизить начальную цену продажи в случаях низкой ликвидности имущества;

продажа государственного имущества путем реализации преимущественного права приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого недвижимого имущества с рассрочкой оплаты;

внедрение продаж государственного и муниципального имущества в электронной форме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами республиканских товаропроизводителей, повышения инвестиционной привлекательности предприятий и организаций Республики Башкортостан.

Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев общества, включая социально незащищенные слои населения. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

Методология реализации государственной политики в области приватизации имеет свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.

В отношении государственных унитарных предприятий необходимо принять следующие меры:

провести там, где это целесообразно, изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества государственных унитарных предприятий и учреждений в целях принятия решений о дальнейшей приватизации такого имущества либо повторном вовлечении его в хозяйственный оборот иными способами;

определить целесообразность создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления, при условии соблюдения антимонопольного законодательства и обеспечения контроля за тем, чтобы через механизм солидарной ответственности не происходило незаконное отчуждение государственного имущества;

совершенствовать нормативную правовую базу, регламентирующую порядок приватизации, с учетом реалий современного этапа развития экономики.

При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнением бюджета и перспективным развитием приватизируемого предприятия.

В отношении находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан пакетов акций (долей участия в уставном капитале) хозяйственных обществ необходимо:

проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет Республики Башкортостан;

активизировать приватизацию пакетов акций (долей участия в уставном капитале), размер которых составляет менее 25% и не позволяет оказывать влияние на принятие органами управления хозяйственных обществ решений по их дальнейшему развитию.

В отношении земли и объектов недвижимости необходимо:

осуществить законодательное урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и элементов производственной инфраструктуры;

обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, включая предприятия вместе с земельными участками, а также возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных обществ при приватизации, результатом чего должно стать повышение рыночной стоимости акций хозяйственных обществ;

привлечь инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со стороны государства за сохранностью, реставрацией и реконструкцией указанных объектов.

Информационное обеспечение приватизации государственного имущества должно быть направлено на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации, для чего прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, ежегодные отчеты о результатах приватизации, решения об условиях приватизации государственного имущества, информационные сообщения о продаже указанного имущества и об итогах его продажи публикуются в средствах массовой информации, размещаются в информационных системах общего пользования, включая публикацию информационных сообщений о продаже государственного имущества в официальных печатных изданиях Республики Башкортостан и размещение их на сайтах, в том числе информационных, в сети Интернет, а также в телекоммуникационных сетях Республики Башкортостан.


Информация по документу
Читайте также