Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21.02.2013 № 54

Правительство Республики Башкортостан

Постановление


от 21 февраля 2013 г. N 54

О долгосрочной целевой программе "Развитие образования Республики Башкортостан" на 2013 - 2017 годы

 

В целях обеспечения социально-экономического развития Республики Башкортостан и повышения качества образования Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие образования Республики Башкортостан" на 2013-2017 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования Республики Башкортостан.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан принять участие в реализации и финансировании мероприятий Программы в соответствии с законодательством.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Республики Башкортостан.

 

Президент
Республики Башкортостан

Р.З. Хамитов

 

Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования Республики Башкортостан" на 2013-2017 годы

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы

 

Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Республики Башкортостан" на 2013-2017 годы

Основание для разработки Программы

 

Закон Республики Башкортостан "Об образовании"

Государственный заказчик Программы

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Основной разработчик Программы

 

Министерство образования Республики Башкортостан

Цель и задачи Программы

 

Цель:

обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Республики Башкортостан, позволяющего максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни

Задачи:

модернизация систем дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования как институтов социального развития;

создание условий для предоставления равных возможностей всем категориям обучающихся в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;

укрепление материально-технической базы системы образования за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов образования;

развитие кадрового потенциала сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников;

осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области образования

Важнейшие целевые индикаторы реализации Программы

 

Доля получателей государственной услуги в сфере образования, удовлетворенных полнотой и качеством этой услуги, в общем количестве опрошенных, %;

доля обучающихся общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся Республики Башкортостан, %

Срок и этапы реализации Программы

 

2013-2017 годы без деления на этапы

Перечень подпрограмм

 

1) "Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан";

2) "Развитие системы профессионального образования в Республике Башкортостан";

3) "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года N 231;

4) "Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан";

5) "Благополучное детство и укрепление семейных ценностей";

6) "Мероприятия в системе образования Республики Башкортостан, направленные на обеспечение высокого качества образовательных услуг";

7) "Развитие кадрового потенциала системы образования в Республике Башкортостан";

8) республиканская целевая программа "Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы", одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 декабря 2007 года N 369 (срок действия программы продлен на 2013 год постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года N 494);

9) "Совершенствование процедуры государственного контроля (надзора) в области образования";

10) "Обеспечение реализации долгосрочной целевой программы "Развитие образования Республики Башкортостан" на 2013-2017 годы"

В части программных мероприятий, исполнителем которых является Министерство образования Республики Башкортостан:

1) Республиканская целевая программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2012 год, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года N 323 (срок действия программы продлен на 2013 год постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 сентября 2012 года N 332);

2) Республиканская целевая программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2009 года N 382 (с последующими изменениями);

3) республиканская целевая программа "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011-2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2011 года N 31 (с последующими изменениями);

4) республиканская целевая программа "Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан" на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 октября 2011 года N 372 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2012 года N 320);

5) республиканская целевая программа "Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан" на 2012-2016 годы

Объемы и источники финансирования Программы

 

Объем финансирования Программы составляет 169783968,3 тыс. рублей, из них по годам:

в 2013 году - 31977407,7 тыс. рублей;

в 2014 году - 34418666,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 35562955,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 33911461,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 33913477,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 162035929,0 тыс. рублей, из них по годам:

в 2013 году - 30343965,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 32793596,3 тыс. рублей;

в 2015 году - 33922389,3 тыс. рублей;

в 2016 году - 32490964,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 32485014,2 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 555871,2 тыс. рублей, из них по годам:

в 2013 году - 159216,3 тыс. рублей;

в 2014 году - 155742,9 тыс. рублей;

в 2015 году - 151470,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 44720,6 тыс. рублей;

в 2017 году - 44720,6 тыс. рублей;

в) исполнителей программных мероприятий - 6514398,8 тыс. рублей, из них по годам:

в 2013 году - 1296259,6 тыс. рублей;

в 2014 году - 1294999,8 тыс. рублей;

в 2015 году - 1309199,8 тыс. рублей;

в 2016 году - 1306719,8 тыс. рублей;

в 2017 году - 1307219,8 тыс. рублей;

г) местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 456769,3 тыс. рублей, из них по годам:

в 2013 году - 100966,8 тыс. рублей;

в 2014 году - 102327,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 107895,9 тыс. рублей;

в 2016 году - 69056,6 тыс. рублей;

в 2017 году - 76522,8 тыс. рублей;

д) работодателей - 221000,0 тыс. рублей, из них

по годам:

в 2013 году - 77000,0 тыс. рублей;

в 2014 году - 72000,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 72000,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации Программы

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;

увеличение возможностей для получения доступного качественного общего образования независимо от места проживания обучающихся и доходов их родителей;

совершенствование образовательной инфраструктуры Республики Башкортостан;

укрепление кадрового потенциала сферы образования и совершенствование системы государственной поддержки педагогических работников;

формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья обучающихся путем массового привлечения к занятиям физкультурой, спортом, спортивным туризмом и краеведением;

повышение роли дополнительного образования детей в образовательных учреждениях всех типов и видов;

повышение доступности профессионального образования;

формирование региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;

повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования;

внедрение и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;

уменьшение количества нарушений законодательства в сфере образования

Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы:

соотношение средней заработной платы работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате в Республике Башкортостан - 66,0%;

соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате в Республике Башкортостан - 100,0%;

соотношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в Республике Башкортостан - 100,0%;

доля получателей государственной услуги в сфере образования, удовлетворенных полнотой и качеством этой услуги, в общем количестве опрошенных - 95,0%;

доля обучающихся общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся Республики Башкортостан - 70,0%;

доля учащихся, удовлетворенных условиями для занятий физической культурой и спортом, в общем количестве опрошенных - 88,5%;

доля общеобразовательных учреждений республики, оснащенных спортивным инвентарем, в их общем количестве - 73,0%;

доля образовательных учреждений с постоянным пребыванием детей, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве таких учреждений - 8,0%;

доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих услуги дошкольного образования, в общем количестве детей этого возраста, нуждающихся в данной услуге, - 100,0%;

соотношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к средней заработной плате в Республике Башкортостан - 95,0%;

доля лиц, принятых на обучение по основным профессиональным программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, в общем количестве абитуриентов - 66,4%;

доля лиц, обучающихся по программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в общем количестве обучающихся по программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования - 20,0%;

доля выпускников учреждений начального профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений начального профессионального образования - 89,2%;

доля выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений среднего профессионального образования - 71,3%;

доля выпускников учреждений высшего профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений высшего профессионального образования - 75,0%;

доля преподавателей и мастеров производственного обучения в возрасте до 35 лет в образовательных учреждениях профессионального образования в общем количестве преподавателей и мастеров производственного обучения в республике - 29,3%;

количество детей, подростков и учащейся молодежи, охваченных малозатратными формами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярное время, - 4,2 тыс. человек;

доля детей, подростков и учащейся молодежи, охваченных основными формами отдыха и оздоровления в круглогодичном режиме, в общем количестве детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан - 39,5%;

доля детских республиканских и муниципальных оздоровительных учреждений всех типов и видов с соответствующей материально-технической базой в общем количестве детских республиканских и муниципальных оздоровительных учреждений всех типов и видов - 62,1%;

доля детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста - 78,0%;

соотношение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Республике Башкортостан - 95,0%;

доля обучающихся - победителей и призеров олимпиад и конкурсов, проводимых на региональном, межрегиональном, федеральном, международном уровнях, в общем количестве участников от Республики Башкортостан в таких мероприятиях - 22,8%;

доля образовательных учреждений, проводящих работу с одаренными детьми, в общем количестве образовательных учреждений республики - 25,0%;

доля педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации для работы с одаренными детьми, в общем количестве педагогических работников республики - 5,0%;

отношение номинального размера ежемесячной выплаты вознаграждения, причитающегося приемному родителю и патронатному воспитателю, к минимальному размеру оплаты труда в Республике Башкортостан - 107,0%;

отношение номинального размера ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленной в Республике Башкортостан, - 90,6%;

доля обучающихся из многодетных семей, получивших компенсацию на приобретение школьной формы (1 раз в 2 года), в общем количестве таких обучающихся - 5,84%;

доля охваченных бесплатным питанием детей из многодетных семей, средний душевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленной в Республике Башкортостан, в общем количестве детей указанной категории - 97,5%;

доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и получивших право на получение жилья в текущем году, обеспеченных жилыми помещениями, в общем количестве детей указанных категорий - 56,0%;

доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, в общем количестве детей данных категорий - 86,34%;

доля общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет и обеспеченных доступом к электронным образовательным ресурсам, в общем количестве общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан - 100,0%;

численность обучающихся в расчете на один персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан - 6,1 человека;

доля педагогических работников общеобразовательных учреждений, получивших денежные поощрения за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в общем количестве педагогических работников общеобразовательных учреждений республики - 0,58%;

доля молодых педагогов общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, получивших гранты, в общем количестве молодых педагогов общеобразовательных учреждений республики - 3,2%;

доля педагогических работников, охваченных санаторно-курортным лечением, в общем количестве педагогических работников республики - 6,62%;

доля педагогов, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в общем количестве педагогических работников республики - 34,3%;

рост неналоговых доходов, администрируемых Министерством образования Республики Башкортостан, по сравнению с плановым показателем предшествующего года - 104,0%;

доля учреждений и организаций Республики Башкортостан, не получивших предписаний после прохождения процедуры государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, в общем количестве проверенных учреждений и организаций республики - 20,0%;

доля учреждений Республики Башкортостан, не получивших предписаний после прохождения процедуры государственного контроля качества образования, в общем количестве проверенных учреждений республики - 20,0%;

доля учреждений и организаций Республики Башкортостан, прошедших процедуру лицензирования образовательной деятельности, в общем количестве заявленных учреждений и организаций республики - 95,0%;

доля учреждений Республики Башкортостан, прошедших процедуру государственной аккредитации, в общем количестве заявленных учреждений республики - 100,0%;

доля документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, получивших подтверждение путем проставления на них апостиля, в общем количестве поданных заявлений - 100,0%

 

1. Характеристика системы образования Республики Башкортостан

 

1.1. Общая характеристика системы образования Республики Башкортостан

 

Государственная политика Республики Башкортостан в сфере образования осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Республики Башкортостан "Об образовании", Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 (с последующими изменениями), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, и направлена на развитие и совершенствование региональной системы образования.

В рамках реализации государственной политики Республики Башкортостан в области образования осуществляются функции по обеспечению открытости системы образования как государственно-общественной системы, предоставляющей равные возможности для реализации конституционного права граждан на получение образования высокого качества, удовлетворение потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда; обеспечиваются функционирование и развитие на территории республики единого образовательного пространства; выполняются соответствующие федеральные и республиканские программы.

В настоящее время повышается роль образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и социального благополучия населения. Система образования Республики Башкортостан находится на этапе формирования современных моделей общего и профессионального образования, направленных на обеспечение ее соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества на создание условий, гарантирующих качество и доступность образовательных услуг. При этом должны соблюдаться государственные гарантии прав граждан на получение общего и среднего профессионального образования, первостепенное внимание необходимо уделять строительству и реконструкции образовательных учреждений, укреплению их материально-технической базы, поддержке одаренных детей, развитию кадрового потенциала, здоровьесбережению подрастающего поколения.

Современная система образования нуждается в модернизации в соответствии с требованиями инновационного, социально ориентированного развития республики и страны в целом. В условиях стремительных социально-экономических изменений необходимы разработка механизмов реализации основных направлений развития образования и эффективное использование финансовых ресурсов.

Одной из основных проблем развития системы образования Республики Башкортостан является высокая степень износа материально-технической базы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Из их числа более половины размещены в типовых зданиях постройки 60-70-х годов прошлого столетия, не соответствующих современным стандартам организации учебно-воспитательного процесса и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности.

Недостаточно оснащены современным оборудованием учебные кабинеты, лаборатории, библио- и медиатеки, спортивные залы, пищеблоки. Особого внимания требуют вопросы обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений, прежде всего, пожарной.

Не менее важны строительство новых и реконструкция существующих объектов образования в республике.

Сегодня в Республике Башкортостан остро стоит проблема, связанная с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ). По охвату детей в возрасте от одного года до шести лет дошкольным образованием Республика Башкортостан находится на 10-м месте в Приволжском федеральном округе. Очередность на получение места в ДОУ в 2012 году составила более 46,6 тыс. заявлений. Материально-техническая база большинства таких учреждений не отвечает санитарно-техническим нормам и правилам. Значительная часть детских садов требует капитального ремонта.

Необходимо увеличивать объемы строительства дошкольных учреждений, оказывать поддержку негосударственным детским садам, развитию и внедрению новых моделей дошкольного образования.

Актуальной остается проблема соблюдения законодательства в сфере образования. Имеются нарушения, связанные с ведением образовательной деятельности, получением лицензии и государственной аккредитации, обеспечением необходимого качества образования. По этой причине требуется усиление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.

Не менее важно повышать уровень квалификации руководителей образовательных учреждений в области менеджмента и экономики в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к их должностным обязанностям.

В связи с введением в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) второго поколения, использованием информационно-коммуникационных и других технологий (далее - ИКТ) предъявляются новые требования к квалификационному уровню педагогов.

Требует совершенствования организация повышения квалификации работников образования в целях обеспечения непрерывности и адресного подхода к повышению их квалификации, учета индивидуальных особенностей и потребностей.

В настоящее время актуальным является привлечение перспективных выпускников педагогических вузов на работу в образовательные учреждения, в том числе с использованием мер государственной поддержки.

Чтобы обеспечить развитие талантливых и творчески работающих педагогов, распространить их успешный опыт, ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Педагог года", "Мастер года", "Лучший классный руководитель", "Сердце отдаю детям" и др. С 2010 года проходят конкурсы: "Учитель-мастер", "Педагог-исследователь", "Информационно-коммуникационые# технологии в творчестве учителя".

В республике реализуются различные образовательные программы, проекты и модели работы с одаренными школьниками. В 2012-2013 учебном году функционируют 83 гимназии, 58 лицеев, 3 кадетских учреждения, 18 школ с углубленным изучением предметов.

Организовано регулярное проведение 32 предметных олимпиад, 21 из которых проходит как региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. С каждым годом увеличивается количество занимающихся проектно-исследовательской работой.

На базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ИРО РБ) создан Научно-методический центр развития одаренности.

Однако в настоящее время отсутствует системный подход к организации работы по поиску одаренных детей, их развитию и поддержке, не налажено соответствующее межведомственное взаимодействие. Требует дальнейшего совершенствования система подготовки преподавателей к работе с одаренными детьми. Недостаточно развиты меры стимулирования педагогов.

Таким образом, очевидна задача создания единой региональной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Необходимо совершенствование сети специализированных образовательных учреждений, а также непрерывное сопровождение одаренных детей в период их самореализации.

Остается ряд проблем в развитии системы дополнительного образования детей, в том числе в части повышения профессионального уровня педагогов и укрепления материально-технической базы соответствующих учреждений. Особое внимание следует уделить взаимодействию общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей при организации их внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

В Республике Башкортостан уроками физической культуры охвачены 97% учащихся и студентов. Более половины из них занимаются в спортивных и туристических секциях и кружках. Однако 320 государственных и муниципальных начальных и основных школ не имеют спортивных залов. Уровень оснащенности спортзалов инвентарем и оборудованием составляет 70%, эффективность использования спортсооружений в среднем по республике не превышает 50%.

Тревожной остается ситуация с употреблением психоактивных веществ детьми и подростками. Необходимо сократить число состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Материальная база большинства загородных детских оздоровительных учреждений не отвечает современным требованиям, поэтому переход их в режим круглогодичного функционирования невозможен. Практически во всех лагерях требуются ремонт медицинских пунктов, спальных корпусов, пищеблоков, замена холодильного и технологического оборудования, инвентаря. При этом ежегодно растут требования надзорных служб и родителей к условиям пребывания детей. Назрела необходимость создания республиканского банка учреждений, обеспечивающих подготовку кадров для оздоровительно-воспитательных центров различных направлений.

Стратегическими задачами современной системы образования являются совершенствование и развитие информационно-технологической базы образовательных учреждений, повышение информационных компетенций работников образования, внедрение современных методов обучения на базе ИКТ.

На сегодняшний день в школах республики установлено 55525 единиц компьютерной техники, которые используются в обучении. При этом к современному оборудованию можно отнести только 42% школьных компьютеров (23% эксплуатируются более 10 лет, 35% - от 5 до 10 лет). Среднереспубликанский показатель оснащенности школ компьютерной техникой составляет 7,7 обучающегося на 1 персональный компьютер.

По данным соответствующего мониторинга, 83% учителей республики владеют ИКТ, вместе с тем удостоверения о повышении квалификации в данной сфере имеют 53,5% учителей. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров в сфере информатизации, менее чем в 10% государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений республики имеются дополнительные штатные единицы по информатизации. Лишь в каждом пятом таком учреждении используются информационные системы управления и электронного документооборота.

Оснащение средствами информатизации государственных и муниципальных учреждений образования республики производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования:

в 2011 году были оснащены 154 базовые школы республики на общую сумму 36,8 млн. рублей, приобретено программное обеспечение для реализации дистанционного обучения в базовых школах на сумму 10,35 млн. рублей;

в 2012 году было приобретено 18000 ноутбуков на сумму 258,0 млн. рублей для учителей начальных классов, информатики и других предметов, активно применяющих ИКТ в учебном процессе; 686 школ были оснащены компьютерными классами (по 12 компьютеров каждый) на сумму 138,4 млн. рублей; был закуплен сервер для организации дистанционного обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях республики на сумму 964,0 тыс. рублей; приобретено программное обеспечение на сумму 10,5 млн. рублей.

Сегодня необходимо комплексное применение ИКТ в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении, развитие инфраструктуры республиканской образовательной информационной системы путем создания сети территориально распределенных центров информатизации (республиканского и муниципальных центров, информационных центров базовых школ и центров информационных технологий образовательных учреждений профессионального образования). Надо усилить сетевое взаимодействие учреждений образования, внедрить в практику информационные системы управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями, создать электронный мониторинг системы образования республики. Требуется расширить применение технологий дистанционного обучения для детей-инвалидов.

Особые требования предъявляются к системе сопровождения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего проживающих в условиях учреждений интернатного типа. Одной из важнейших проблем является низкий уровень самостоятельности таких детей в решении жизненно необходимых задач: трудоустройства, налаживания семейных отношений, социальной адаптации, освоения и выполнения общественной роли. Поведение выпускника детского дома при решении задач жизнеустройства зачастую является противоречивым, конфликтным, напряженным.

Большие изменения претерпевает система профессионального образования. Происходит сокращение контингента в образовательных учреждениях профессионального образования, вызванное снижением численности выпускников общеобразовательных учреждений и перераспределением их потоков в пользу высшего профессионального образования (далее - ВПО) (в 2012 году 78,15% выпускников школ республики поступили в образовательные учреждения ВПО).

Не преодолен перекос в структуре подготовки кадров. Отдельные отрасли экономики испытывают проблемы, связанные с дефицитом рабочих кадров и специалистов среднего звена.

На решение данных проблем нацелена "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года N 231, которой предусмотрены совершенствование региональной инфраструктуры системы профессионального образования, стимулирование инновационной деятельности соответствующих учреждений.

Для повышения результативности образовательного процесса, а также максимально эффективного расходования бюджетных средств в сфере образования необходима реализация следующих мероприятий:

введение нового финансово-экономического механизма оплаты образовательных услуг;

расширение возможностей получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу;

внедрение на всех уровнях системы образования ФГОС нового поколения;

осуществление процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех типов и видов;

создание условий для обеспечения участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества и доступности образования;

усиление контроля за соблюдением лицензионных требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях республики;

оптимизация и реструктуризация сети образовательных учреждений.

Реализация этих мероприятий предполагает решение ряда приоритетных задач в сфере образования:

обеспечение инновационного характера базового образования;

модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

создание современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;

развитие системы оценки качества и доступности образования и востребованности образовательных услуг, обеспечение участия обучающихся Республики Башкортостан в международных сопоставительных исследованиях.

Данные мероприятия реализуются с использованием программно-целевых методов. С учетом этого разработана долгосрочная целевая программа "Развитие образования Республики Башкортостан" на 2013-2017 годы (далее - Программа).

 

1.2. Дошкольное и общее образование

 

В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют 1630 ДОУ, в том числе 12 ведомственных (0,7%), 12 негосударственных (0,5%), в совокупности рассчитанных на 167576 мест. Их посещает 180231 ребенок дошкольного возраста.

Система дошкольного образования Республики Башкортостан представляет собой многофункциональную сеть ДОУ различных видов: 15 - для детей раннего возраста, 283 - общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, 28 - компенсирующего вида, 13 - присмотра и оздоровления, 170 - комбинированного вида, 106 - центры развития ребенка, 33 - учреждения, организованные по принципу "начальная школа - детский сад", 982 - детские сады. Кроме того, на базе общеобразовательных учреждений созданы 322 группы дошкольного образования.

В 813 национальных детских садах образовательный процесс ведется на башкирском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском языках.

Продолжается работа по внедрению новых моделей предоставления услуг дошкольного образования: групп семейного воспитания (92 группы, 315 детей), гувернерской службы (198 детей), групп кратковременного пребывания и предшкольной подготовки.

В городах Уфе, Сибае и Стерлитамаке, а также в Альшеевском, Буздякском, Давлекановском, Мелеузовском, Хайбуллинском и Янаульском районах организована работа по выплате пособий семьям, имеющим детей дошкольного возраста, но не обеспеченным местами в ДОУ.

Увеличилось количество частных детских садов, которым выдана лицензия на образовательную деятельность (в 2010 году - 7 учреждений, в 2011 году - 9 учреждений, в 2012 году - 12 учреждений). Кроме того, индивидуальными предпринимателями открыто 65 образовательных учреждений, которые оказывают услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

С 2008 по 2010 год введено в строй 17 ДОУ на 1300 мест, произведен возврат в сеть 44 зданий ранее перепрофилированных детских садов более чем на 3500 мест. За счет предоставления дошкольных образовательных услуг альтернативных форм создано более 500 дополнительных мест.

В муниципальных образованиях Республики Башкортостан по итогам 2011 года введено в действие 10628 мест в детских садах. Принимаемые меры позволили сократить очередность в ДОУ с 69,4 тыс. до 46,6 тыс. детей.

В 2012 году введено 14392 места за счет ввода в эксплуатацию современных детских садов и внедрения новых моделей предоставления услуг дошкольного образования.

В 2013 году в республике планируется ввести в эксплуатацию 11265 новых мест в ДОУ, однако потребность в них остается высокой. На 1 января 2013 года охват дошкольным образованием составил только 63,0% численности детского населения от одного года до шести лет (326571 ребенок).

Увеличение количества мест в ДОУ повлечет рост числа педагогических работников, что требует обеспечения их материального стимулирования.

На указанные цели в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 16 июля 2010 года N УП-426 "Об установлении ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" предусмотрены межбюджетные трансферты администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Выплаты рассчитаны согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2010 года N 332 "О порядке и условиях финансирования и выплаты ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 декабря 2011 года N 490).

В 2012-2013 учебном году в республике функционируют 1587 дневных общеобразовательных школ и школ-интернатов и 812 филиалов с контингентом обучающихся 429,6 тыс. человек, в том числе в сельской местности - 180,2 тыс. обучающихся (41,9%). Кроме того, действуют 12 вечерних (сменных) общеобразовательных школ с контингентом обучающихся 4,3 тыс. человек и 5 негосударственных общеобразовательных учреждения с 881 учащимся.

В общеобразовательных учреждениях республики организовано обучение по 12 профилям, охват профильным обучением составляет 59,7% старшеклассников.

По численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Республика Башкортостан занимает 4-е место в Российской Федерации (после Москвы, Московской области и Краснодарского края). Количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, на начало 2012-2013 учебного года составляло 10,8 человека (в 2009-2010 учебном году - 9,9; в 2010-2011 учебном году - 10,2; в 2011-2012 учебном году - 10,5).

Между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан и Министерством образования Республики Башкортостан ежегодно заключаются соглашения, в рамках которых в муниципальных образованиях Республики Башкортостан предусмотрено доведение до нормативных уровней:

наполняемости классов: в городской местности - 25 человек, в сельской местности - 14 человек;

количества учащихся, приходящихся на 1 учителя, - до 15 человек;

численности прочего персонала общеобразовательных учреждений (физических лиц) - до 53% от оптимальной численности педагогического персонала.

В сельской местности работают 1186 школ, что составляет 74,7% от общей численности школ Республики Башкортостан. Сельская школа была и остается интеллектуально-культурным центром села.

Однако школьники, обучающиеся в образовательных учреждениях сельской местности, имеют неравные стартовые возможности с городскими сверстниками в получении образования в связи с отдаленностью школ от места проживания обучающихся. Одним из основных путей повышения эффективности расходования бюджетных средств, обеспечения доступности качественного образования за счет улучшения материально-технической базы школ и обучения в них как можно большего количества детей является в настоящее время создание базовых школ.

В 2012 году для организации подвоза обучающихся к общеобразовательным учреждениям были задействованы 756 школьных автобусов. Для школ республики в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования за 2011 и 2012 годы были закуплены 252 школьных автобуса на сумму 271,2 млн. рублей. Несмотря на это, количество учащихся, нуждающихся в доставке в базовые школы, остается значительным. На 2013 год имеются заявки более чем на 300 школьных автобусов.

В республике ведется целенаправленная работа с одаренными детьми. В образовательных учреждениях проводятся олимпиады, научные конференции, турниры, конкурсы, фестивали, выставки, соревнования по всем направлениям творческой деятельности. Создаются очные, очно-заочные (дистанционные) школы, и организуются другие формы работы. Ежегодно проводится научно-практическая конференция Малой академии наук школьников.

Увеличилось участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников (на школьном этапе - с 53% в 2011 году до 61,0% в 2012 году; на муниципальном этапе - с 31,4% в 2011 году до 36,7% в 2012 году). На протяжении двух последних лет Республика Башкортостан входила в десятку лучших в рейтинге регионов по общему количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

В целях стимулирования деятельности учителей-предметников, работающих с одаренными детьми, принят Указ Президента Республики Башкортостан от 19 декабря 2011 года N УП-676 "О премиях Президента Республики Башкортостан педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских олимпиад, конкурсов, фестивалей и спортивных соревнований в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".

В целях методического сопровождения работы с детьми, в том числе с одаренными, для учителей-предметников проводятся тематические Интернет-педсоветы, дистанционные курсы по инновационным педагогическим технологиям, осуществляется сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями.

Эффективной работе с одаренными детьми препятствует ограниченность ресурсных возможностей общеобразовательных учреждений.

С 1 сентября 2012 года по новым ФГОС начального общего образования обучаются 94,2 тыс. учащихся, что составляет 21,9% от их общей численности (все 1 и 2 классы, а также 3 и 4 экспериментальные классы). 78 школ (2920 обучающихся 5-х классов) перешли на обучение по ФГОС основного общего образования.

В целях подготовки государственных и муниципальных образовательных учреждений республики к введению ФГОС приведена в соответствие с требованиями новых стандартов нормативная база учреждений, организована курсовая подготовка педагогов начальной школы.

В ближайшей перспективе в сферах дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан предстоит решить следующие задачи:

дальнейшее развитие сети ДОУ, в том числе негосударственных;

внедрение новых моделей предоставления услуг дошкольного образования, создание условий для организации предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад регулярно;

создание в ДОУ условий для детей с ограниченными возможностями здоровья;

повышение качества дошкольного образования и дальнейшее его укрепление высококвалифицированными педагогическими кадрами;

обеспечение инновационного характера функционирования системы дошкольного и общего образования в соответствии с современными социально-экономическими требованиями;

формирование новых типов образовательных учреждений (автономных, бюджетных, казенных) в соответствии с общероссийскими тенденциями совершенствования структуры и сети учреждений образования, проведение мониторинга финансовых и социальных результатов оптимизации сети образовательных учреждений муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

реализация основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

обеспечение введения и реализации ФГОС нового поколения на всех уровнях системы образования;

повышение уровня подготовки педагогических кадров, а также внедрение новых механизмов аттестации и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров государственных и муниципальных образовательных учреждений.

 

1.3. Профессиональное образование

 

На территории Республики Башкортостан функционируют 10 самостоятельных государственных образовательных учреждений ВПО и 17 филиалов государственных образовательных учреждений ВПО, головные учреждения которых расположены в других регионах России; 75 образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО) и 88 образовательных учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) с общим контингентом студентов и учащихся около 240 тыс. человек.

В целях решения актуальных задач кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы республики принята "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года N 231 (далее - Комплексная программа). В ее основе - три блока мероприятий:

совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров;

совершенствование территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования;

создание региональной системы независимой оценки качества профессионального образования.

В рамках реализации указанных блоков мероприятий в соответствии со сводным прогнозом кадровых потребностей отраслей экономики Республики Башкортостан, сформированным Министерством экономического развития Республики Башкортостан, в 2011-2012 годах по системе НПО и СПО:

сокращен прием по укрупненным группам специальностей: "Образование и педагогика", "Гуманитарные науки", "Экономика и управление";

прием по специальностям технического профиля увеличена на 4%;

сформирован план мероприятий по оптимизации сети государственных образовательных учреждений НПО и СПО в 2012-2014 годах, которым предусмотрены реорганизация 32 учреждений СПО и 21 учреждения НПО и создание на их базе многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений;

на базе учреждений профессионального образования при участии работодателей создано 16 ресурсных центров подготовки кадров для высокотехнологичного машиностроительного, нефтехимического, полиграфического, агропромышленного и деревообрабатывающего производств, а также для строительной отрасли;

приняты дополнительные меры по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, в первую очередь обучавшихся по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики: благодаря этим мерам доля не трудоустроившихся в первый год после выпуска сократилась с 3,5% до 3,0%;

проводится работа, направленная на повышение престижа рабочих профессий и инженерно-технических специальностей: Республике Башкортостан среди регионов России выделена самая большая квота на получение стипендий Правительства Российской Федерации для обучающихся в образовательных учреждениях НПО и СПО по специальностям, обеспечивающим приоритетные направления модернизации и технологического развития отечественной экономики; учреждена стипендия Правительства Республики Башкортостан для учащихся образовательных учреждений НПО; администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан совместно с работодателями учреждены стипендии для обучающихся в образовательных учреждениях НПО и СПО, достигших особых успехов в учебе и производственной деятельности;

совершенствуется организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации занятого населения на базе учреждений профессионального образования;

начата работа по созданию региональной системы независимой оценки качества профессионального образования, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.

В результате реализации Комплексной программы к 2015 году планируется достичь следующих показателей:

увеличение доли лиц, принятых на обучение по основным профессиональным программам НПО, СПО, ВПО по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям экономики, в общем количестве абитуриентов - до 66,4%;

увеличение доли лиц, обучающихся по программам НПО, СПО и ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в общем количестве обучающихся по программам НПО, СПО и ВПО - до 20,0%;

увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования, обучавшихся по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроившихся не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников: по учреждениям НПО - до 89,0%; по учреждениям СПО - до 71,3%; по учреждениям ВПО - до 75,0%.

В Республике Башкортостан сложилась система дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), включающая ИРО РБ, Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан (далее - РУНМЦ), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Башкирский государственный университет, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

ИРО РБ, являясь ведущим учреждением ДПО, ежегодно осуществляет повышение квалификации более 14 тыс. педагогических и руководящих работников, ведет профессиональную переподготовку по 14 направлениям.

РУНМЦ проводит повышение квалификации преподавателей учреждений СПО, мониторинговые и диагностические исследования качества образования и образовательных программ.

Сегодня в сфере ДПО наиболее актуальны следующие задачи:

совершенствование управления качеством образования;

обновление содержания образования;

внедрение новых форм организации работы с использованием ИКТ;

обеспечение динамичного развития республиканской образовательной системы в целом.

Решение указанных задач будет обеспечено реализацией следующего комплекса мероприятий:

организационно-методическое обеспечение профессионального и личностного роста руководителей и педагогических работников по индивидуальным профессионально-образовательным траекториям;

участие учреждений ДПО в разработке критериев независимой оценки качества профессионального образования;

научно-методическое сопровождение внедрения в сферу ДПО системы менеджмента качества;

обеспечение соответствия содержания и уровня ДПО новейшим отечественным и международным тенденциям технологического, технического и кадрового развития отраслей экономики;

внедрение модульных программ повышения квалификации кадров с организацией стажировки на базе инновационных образовательных учреждений и отраслевых предприятий как в республике, так и за ее пределами.

 

1.4. Воспитание и дополнительное образование обучающихся

 

Система образования по-прежнему является основным социальным институтом, обеспечивающим процесс воспитания и сотрудничество его различных субъектов, а также главным проводником решения задач духовно-нравственного становления молодого поколения, формирования его гражданского и патриотического самосознания.

Во всех муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан приняты программы воспитания и дополнительного образования учащихся, направленные на укрепление воспитательного потенциала социальных институтов, объединение усилий педагогической и родительской общественности, общественных организаций.

В республике регулярно проводятся различные слеты, смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады, спортивные соревнования. Детские коллективы постоянно участвуют в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях.

Одним из значимых направлений патриотического воспитания детей и подростков является их вовлечение в краеведческую деятельность. С этой целью действуют свыше 1250 детских творческих объединений краеведческого направления с охватом более 23 тыс. детей.

В республике насчитывается 633 паспортизированных школьных музея по 8 профилям. Свыше 70 школьных музеев каждый год принимают участие в смотре-конкурсе общественных и государственных музеев боевой и трудовой славы.

Повсеместно возрождены военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок" (ежегодный охват составляет свыше 100 тыс. участников).

В республике создана многовариантная сеть учреждений дополнительного образования детей, обновляются содержание, формы и технологии, программно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса в соответствии с меняющимися запросами детей, родителей и лиц, их замещающих, общества в целом.

В настоящее время в республике функционируют 239 учреждений дополнительного образования детей: республиканских учреждений - 6; центров, дворцов, домов детского творчества - 95; технических центров, домов, станций, клубов - 26; туристско-краеведческих центров, станций, клубов - 21; эколого-биологических центров и станций - 22;

детско-юношеских спортивных школ и клубов физической подготовки - 69. Сокращение количества учреждений произошло в основном за счет перехода детских спортивных школ олимпийского резерва в ведение Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан.

На сегодняшний день в данной сфере работают около 6 тыс. педагогических работников, из них более 5 тыс. с высшим образованием.

На базе учреждений дополнительного образования детей на бесплатной основе реализуют свои творческие способности около 300 тыс. школьников. Ежегодно республиканскими учреждениями дополнительного образования детей проводятся более 300 мероприятий, в которых принимают участие свыше 150 тыс. детей и подростков.

Дополнительное образование детей способствует эффективному решению проблем, связанных с обеспечением занятости детей, их самореализации и социальной адаптации, а также с формированием здорового образа жизни, профилактикой правонарушений и других асоциальных проявлений.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, в данной сфере сохраняется ряд трудностей. Серьезной проблемой остается слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования из-за остаточного принципа их финансирования. В результате охват детей дополнительным образованием ограничен 74,4%.

Требует совершенствования трудовое и патриотическое воспитание обучающихся. Недостаточно эффективно развиваются органы ученического и студенческого самоуправления. Необходимы создание условий для проведения занятий по интересам в образовательных учреждениях, поддержка деятельности учреждений дополнительного образования детей, разработка и апробация соответствующих методических рекомендаций, организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность, по модульным программам.

Одно из приоритетных направлений обеспечения защиты прав и законных интересов детей, подростков и учащейся молодежи - организация их отдыха, оздоровления и занятости.

Система отдыха и оздоровления детей в республике представлена сетью соответствующих оздоровительных учреждений различных типов и видов: 95 загородных стационарных детских оздоровительных учреждений; 37 детских санаториев и санаторно-оздоровительных учреждений круглогодичного действия, открытых на базе санаториев и профилакториев; более 1600 оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей, организованных на базе образовательных учреждений; 120 стационарно-палаточных лагерей.

Ежегодно более 380 тыс. детей всех возрастных категорий обеспечиваются различными формами отдыха и оздоровления.

Продолжается начатое в 2006 году реформирование указанной системы, основной частью которого стало закрепление за субъектами Российской Федерации полномочий по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей. В данной связи решение задач по соблюдению прав детей на отдых программными методами стало еще более актуальным.

Материальная база большинства детских загородных оздоровительных учреждений не соответствует современным требованиям: в основном это строения сезонного функционирования 60-70-х годов XX века, переход которых в режим круглогодичного функционирования невозможен. Большая часть загородных оздоровительных учреждений нуждается в серьезной финансовой поддержке.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан в рамках Программы определены мероприятия по укреплению материально-технической базы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи.

Реализация Программы обеспечит приведение материально-технической базы детских оздоровительных учреждений в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к учреждениям отдыха и оздоровления детей, что, в свою очередь, создаст оптимальные условия для формирования здорового и социально активного подрастающего поколения, а также для повышения качества государственных услуг, предоставляемых в сферах воспитания и дополнительного образования детей.

 

1.5. Специальное образование и охрана прав детства

 

По состоянию на 1 января 2012 года в Республике Башкортостан насчитывалось 18638 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них находились под опекой 9655 детей, был усыновлен 2941 ребенок, проживали в приемных семьях 2828 детей, в патронатных семьях - 795 детей, в детских домах - 1099 детей.

В 2011 году был принят Закон Республики Башкортостан "О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Республике Башкортостан", разработан Порядок назначения и выплаты единовременного денежного пособия гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Башкортостан, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 августа 2011 года N 297.

Высокой остается численность детей, родители которых лишены родительских прав: в 2010 году - 1451 родитель, в 2011 году - 1206 родителей, в 2012 - 1069 родителей.

Актуальной является задача обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на сегодняшний день 1211 лиц этой категории ждут предоставления жилья.

В 2011 году на указанные цели из бюджета Республики Башкортостан было выделено 283,2 млн. рублей, из федерального бюджета - 77,9 млн. рублей. В 2012 году из бюджета республики выделено 400,0 млн. рублей, из федерального - 327,0 млн. рублей.

Обучение и сопровождение замещающих семей в Республике Башкортостан осуществляют 29 служб: государственное бюджетное учреждение Республиканский центр семейного устройства и 2 его филиала, 26 служб сопровождения замещающих семей при учреждениях интернатного типа.

Один раз в три года в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 31 января 2007 года N УП-21 (с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Башкортостан от 7 октября 2011 года N УП-499) проводится Республиканский конкурс опекунов (попечителей), приемных и патронатных семей.

В целях повышения профессионального уровня кадров по вопросам, связанным с опекой и попечительством, Министерство образования Республики Башкортостан регулярно организует семинары, семинары-совещания и другие мероприятия для специалистов и руководителей органов опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Образовательные возможности детей республики, в том числе детей-инвалидов, определяют психолого-медико-педагогические комиссии, созданные в системе образования республики одними из первых в России. За каждой из таких комиссий закреплены 2-7 муниципальных образований Республики Башкортостан (от 15 тыс. до 117 тыс. несовершеннолетних). Эти же центры оказывают бесплатную консультативную помощь детям и их родителям.

Сохранена и развивается сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений республики, функционируют все их 8 видов. В настоящее время в 37 таких учреждениях обучаются более 4 тыс. воспитанников, из которых 2628 детей-инвалидов. Педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений республики проводится целенаправленная работа с обучающимися по их подготовке к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Ряд специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Ермолаевская (Куюргазинский район), Михайловская (Бижбулякский район) специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты, Белорецкая и Белебеевская специальные (коррекционные) общеобразовательные школы - заключили договоры с учреждениями НПО об организации профессиональной подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта с последующей сдачей выпускного экзамена по профессии и выдачей документа государственного образца.

В инновационном режиме в республике работает 21 общеобразовательное учреждение интернатного типа. Обучая одаренных детей со всей республики, они обеспечивают всестороннее развитие детей из многодетных и малообеспеченных семей, играют важную роль в подготовке подрастающего поколения, ориентированной на достижение высоких профессиональных успехов.

В большинстве образовательных учреждений республики ведется работа по оптимизации режима деятельности и системы промежуточной аттестации, вводятся новые педагогические технологии, что способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Ежегодно более 85% выпускников общеобразовательных школ-интернатов поступают в учреждения ВПО.

В 2011-2012 учебном году прошли обучение и повысили свою квалификацию более трети педагогических работников общеобразовательных школ-интернатов республики. За последние годы выросло число педагогов-новаторов. Практически в каждой школе-интернате есть учителя - победители федерального конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Активно идет работа по распространению соответствующего передового опыта. Школы - победители указанного конкурса проводят дни открытых дверей, презентации, республиканские семинары;

лучшие учителя организуют мастер-классы.

В целях дальнейшего совершенствования специального образования и охраны прав детства необходимо:

продолжить работу по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

укрепить межведомственное взаимодействие по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создать условия в учреждениях дополнительного образования, в том числе спортивной направленности, для более широкого охвата занятиями детей-инвалидов;

совершенствовать систему выявления и поддержки одаренных детей.

 

1.6. Обеспечение безопасности, энергосбережения и повышение энергетической эффективности образовательных учреждений

 

В настоящее время важной задачей является обеспечение безопасности образовательных учреждений по следующим основным направлениям:

оснащение образовательных учреждений техническими средствами обеспечения безопасности;

приведение в соответствие с существующими требованиями зданий образовательных учреждений;

совершенствование системы подготовки обучающихся по курсу учебной программы "Основы безопасности жизнедеятельности", в том числе в рамках проводимых во внеучебное время соответствующих мероприятий.

В 2010-2011 учебном году большое внимание было уделено оснащению образовательных учреждений техническими средствами обнаружения возгорания и оповещения об эвакуации. На указанные цели было выделено 276,4 млн. рублей, в том числе из бюджета Республики Башкортостан - 192,0 млн. рублей, из местных бюджетов - 84,4 млн. рублей, что позволило обеспечить оборудованием 2395 образовательных учреждений.

В 2011-2012 учебном году продолжилось дооснащение вспомогательных зданий и помещений образовательных учреждений и их переоборудование современными системами автоматической пожарной сигнализации. Общий объем средств, направленных на указанные цели, составил 93,4 млн. рублей, в том числе:

на монтаж и содержание автоматической пожарной сигнализации - 76,3 млн. рублей;

на вывод сигнала автоматической пожарной сигнализации в подразделения пожарной охраны - 17,1 млн. рублей.

Кроме того, на приведение зданий образовательных учреждений в соответствие с обязательными требованиями пожарной безопасности в 2011-2012 учебном году израсходовано 207,3 млн. рублей.

На начало 2012-2013 учебного года физической охраной обеспечено 94% образовательных учреждений республики.

1419 образовательных учреждений (98%), находящихся в зоне действия пульта централизованной охраны органов внутренних дел, оснащены кнопкой экстренного вызова. Более чем в три раза увеличен показатель по количеству образовательных учреждений, имеющих систему видеонаблюдения (184 учреждения - в 2011-2012 учебном году, 604 учреждения - на начало 2012-2013 учебного года).

Таким образом, всего на укрепление пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и защищенности от криминальных проявлений образовательными учреждениями в 2011-2012 учебном году израсходовано свыше 317,2 млн. рублей.

Что касается экономии энергоресурсов, то ее можно добиться после проведения работ по утеплению ограждающих конструкций зданий (окон, кровли, полов, фасадов, стен, дверей), так как через щели и отверстия в них происходят основные теплопотери. Наиболее полное представление о возможных мерах по энергосбережению зданий образовательных учреждений можно получить после проведения их энергообследования, основными целями которого являются:

получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

определение показателей энергетической эффективности здания образовательного учреждения;

определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

По результатам энергетического обследования оформляется энергетический паспорт образовательного учреждения как потребителя энергоресурсов. Ежегодная экономия энергетических ресурсов в результате проведенных мероприятий должна составить не менее 3%.

 

1.7. Кадровое обеспечение образовательных учреждений

 

В 2012-2013 учебном году в штатах дневных образовательных учреждений Республики Башкортостан состоят 46,8 тыс. педагогических работников, в том числе 38,3 тыс. учителей.

Совершенствованию кадрового потенциала республиканской системы образования уделяется особое внимание. За последние годы наблюдается устойчивая тенденция к улучшению качественного состава учителей. По уровню их образования среди городских учителей лидируют учителя городских округов города Сибай (96,1% учителей с высшим профессиональным образованием от общей численности учителей города), Стерлитамак (94,6%), Салават (92,0%), Уфа (90,9%) Республики Башкортостан; среди сельских учителей - учителя муниципальных районов Балтачевский (94,3% от общей численности учителей района), Стерлибашевский (92,9%), Стерлитамакский (92,4%) районы Республики Башкортостан.

В то же время наблюдается снижение количества молодых, перспективных учителей в возрасте до 35 лет (в 2012 году на 2,1% по сравнению с 2011 годом).

В республике проводится большая работа по закреплению кадров в системе образования, повышению квалификации и переподготовке педагогов, усилению их социально-экономической защищенности. Так, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 июня 2010 года N 219 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2011 года N 114) утверждена республиканская целевая программа "Педагогические кадры Республики Башкортостан" на 2010-2012 годы с общим объемом финансирования 64,0 млн. рублей, в том числе из бюджета Республики Башкортостан - 24,0 млн. рублей, из бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 40,0 млн. рублей.

Из бюджета Республики Башкортостан были предусмотрены средства на приобретение санаторно-курортных путевок педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений республики. Санаторно-курортными путевками в санатории "Радуга", "Талкас", "Танып" в 2010 году были обеспечены 664 педагога, в 2011 году - 758, в 2012 году - 607 человек.

Из местных бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан предусмотрены средства на выплату единовременного пособия молодым педагогам муниципальных учреждений образования исходя из их потребностей в педагогических кадрах.

В целях создания благоприятных условий для творческого и профессионального роста молодых учителей Указом Президента Республики Башкортостан от 18 июня 2011 года N УП-278 (с последующими изменениями) учреждены гранты молодым учителям в Республике Башкортостан в размере 40 тыс. рублей каждый. В 2012 году их получателями стали 25 человек.

В то же время требуется принятие дополнительных организационных и социально-экономических мер по закреплению выпускников образовательных учреждений ВПО педагогического профиля для работы в школе.

Подготовку педагогических кадров для системы образования республики осуществляют Башкирский государственный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, 13 педагогических колледжей, Уфимский государственный профессионально-педагогический колледж, Стерлитамакский техникум физической культуры.

Создание системы моральной и материальной поддержки учительства будет способствовать формированию позитивного образа учителя и развитию его творческого и профессионального потенциалов, а значит, привлечению в образовательные учреждения молодых педагогов.

Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 18 марта 2010 года N УП-132 "Об утверждении Президентской программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за рубежом на 2010-2012 годы" (с последующими изменениями) Министерством образования Республики Башкортостан в 2010-2012 годах проведена работа по организации обучения кадров в зарубежных образовательных или научных центрах. В рамках этой программы 20 грантополучателей были направлены на магистерское обучение в Великобританию, Германию, Швейцарию, Финляндию и Канаду, 17 - на стажировку в Великобританию, Германию и США.

 

2. Цель и задачи Программы, срок и показатели эффективности ее реализации

 

Программа соответствует основным принципам образовательной политики, которые определены в законах Российской Федерации и Республики Башкортостан "Об образовании", взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики республики на средне- и долгосрочную перспективы и определяет приоритеты в реализации генеральной линии модернизации образования. Программа содержит систему идей, принципов, подходов, раскрывающих теоретические основы модернизации образования Республики Башкортостан.

Основная цель Программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Республики Башкортостан, позволяющего максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

модернизация систем дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования как институтов социального развития;

создание условий для предоставления равных возможностей всем категориям обучающихся в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;

укрепление материально-технической базы системы образования за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов образования;

развитие кадрового потенциала сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников;

осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области образования.

В рамках реализации Программы предполагается достижение следующих показателей, свидетельствующих о решении приоритетных задач в сфере образования:

соотношение средней заработной платы работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате в Республике Башкортостан - 66,0%;

соотношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате в Республике Башкортостан - 100,0%;

соотношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в Республике Башкортостан - 100,0%;

доля получателей государственной услуги в сфере образования, удовлетворенных полнотой и качеством этой услуги, в общем количестве опрошенных - 95,0%;

доля обучающихся общеобразовательных учреждений, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся Республики Башкортостан - 70,0%;

доля учащихся, удовлетворенных условиями для занятий физической культурой и спортом, в общем количестве опрошенных - 88,5%;

доля общеобразовательных учреждений республики, оснащенных спортивным инвентарем, в их общем количестве - 73,0%;

доля образовательных учреждений с постоянным пребыванием детей, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве таких учреждений - 8,0%;

доля детей в возрасте от трех до семи лет, получающих услуги дошкольного образования, в общем количестве детей этого возраста, нуждающихся в данной услуге, - 100,0%;

соотношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к средней заработной плате в Республике Башкортостан - 95,0%;

доля лиц, принятых на обучение по основным профессиональным программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, в общем количестве абитуриентов - 66,4%;

доля лиц, обучающихся по программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, в общем количестве обучающихся по программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования - 20,0%;

доля выпускников учреждений начального профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений начального профессионального образования - 89,2%;

доля выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений среднего профессионального образования - 71,3%;

доля выпускников учреждений высшего профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений высшего профессионального образования - 75,0%;

доля преподавателей и мастеров производственного обучения в возрасте до 35 лет в образовательных учреждениях профессионального образования в общем количестве преподавателей и мастеров производственного обучения в республике - 29,3%;

количество детей, подростков и учащейся молодежи, охваченных малозатратными формами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярное время, - 4,2 тыс. человек;

доля детей, подростков и учащейся молодежи, охваченных основными формами отдыха и оздоровления в круглогодичном режиме, в общем количестве детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан - 39,5%;

доля детских республиканских и муниципальных оздоровительных учреждений всех типов и видов с соответствующей материально-технической базой в общем количестве детских республиканских и муниципальных оздоровительных учреждений всех типов и видов - 62,1%;

доля детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста - 78,0%;

соотношение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Республике Башкортостан - 95,0%;

доля обучающихся - победителей и призеров олимпиад и конкурсов, проводимых на региональном, межрегиональном, федеральном, международном уровнях, в общем количестве участников от Республики Башкортостан в таких мероприятиях - 22,8%;

доля образовательных учреждений, проводящих работу с одаренными детьми, в общем количестве образовательных учреждений республики - 25,0%;

доля педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации для работы с одаренными детьми, в общем количестве педагогических работников республики - 5,0%;

отношение номинального размера ежемесячной выплаты вознаграждения, причитающегося приемному родителю и патронатному воспитателю, к минимальному размеру оплаты труда в Республике Башкортостан - 107,0%;

отношение номинального размера ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленной в Республике Башкортостан, - 90,6%;

доля обучающихся из многодетных семей, получивших компенсацию на приобретение школьной формы (1 раз в 2 года), в общем количестве таких обучающихся - 5,84%;

доля охваченных бесплатным питанием детей из многодетных семей, средний душевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленной в Республике Башкортостан, в общем количестве детей указанной категории - 97,5%;

доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и получивших право на получение жилья в текущем году, обеспеченных жилыми помещениями, в общем количестве детей указанных категорий - 56,0%;

доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, в общем количестве детей данных категорий - 86,34%;

доля общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет и обеспеченных доступом к электронным образовательным ресурсам, в общем количестве общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан - 100,0%;

численность обучающихся в расчете на один персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан - 6,1 человека;

доля педагогических работников общеобразовательных учреждений, получивших денежные поощрения за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в общем количестве педагогических работников общеобразовательных учреждений республики - 0,58%;

доля молодых педагогов общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, получивших гранты, в общем количестве молодых педагогов общеобразовательных учреждений республики - 3,2%;

доля педагогических работников, охваченных санаторно-курортным лечением, в общем количестве педагогических работников республики - 6,62%;

доля педагогов, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в общем количестве педагогических работников республики - 34,3%;

рост неналоговых доходов, администрируемых Министерством образования Республики Башкортостан, по сравнению с плановым показателем предшествующего года - 104,0%;

доля учреждений и организаций Республики Башкортостан, не получивших предписаний после прохождения процедуры государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, в общем количестве проверенных учреждений и организаций республики - 20,0%;

доля учреждений Республики Башкортостан, не получивших предписаний после прохождения процедуры государственного контроля качества образования, в общем количестве проверенных учреждений республики - 20,0%;

доля учреждений и организаций Республики Башкортостан, прошедших процедуру лицензирования образовательной деятельности, в общем количестве заявленных учреждений и организаций республики - 95,0%;

доля учреждений Республики Башкортостан, прошедших процедуру государственной аккредитации, в общем количестве заявленных учреждений республики - 100,0%;

доля документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, получивших подтверждение путем проставления на них апостиля, в общем количестве поданных заявлений - 100,0%.

 

3. Перечень подпрограмм

 

В состав Программы входят 15 подпрограмм, в том числе республиканские целевые программы:

1) "Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан";

2) "Развитие системы профессионального образования в Республике Башкортостан";

3) "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011-2015 учебный годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года N 231;

4) "Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан";

5) "Благополучное детство и укрепление семейных ценностей";

6) "Мероприятия в системе образования Республики Башкортостан, направленные на обеспечение высокого качества образовательных услуг";

7) "Развитие кадрового потенциала системы образования в Республике Башкортостан";

8) республиканская целевая программа "Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы", одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 декабря 2007 года N 369 (срок действия программы продлен на 2013 год постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года N 494);


Информация по документу
Читайте также