Расширенный поиск
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.12.2017 № 525-СФПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения Заслушав информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Дальний Восток России в силу своего географического, геополитического, транспортного расположения, ресурсного, экономического, этнокультурного и кадрового потенциалов имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации. В состав Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) входят 9 субъектов Российской Федерации, которые занимают 36 процентов территории Российской Федерации. На этой территории проживает 6,2 млн. человек, или 4,2 процента населения России. Здесь сосредоточены значительные запасы природных ресурсов: рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические, гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы. По территории ДФО проходят важнейшие евроазиатские транспортные коридоры - Транссибирская магистраль, "Приморье-1", "Приморье-2", Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР). Несмотря на преимущества геополитического положения ДФО, субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, по основным социально-экономическим показателям находятся ниже среднероссийского уровня. Главными проблемами, сдерживающими их развитие, являются: миграционный отток населения (численность населения сократилась с 8,1 млн. человек в 1991 году до 6,2 млн. человек в 2016 году), низкий уровень жизни населения (15,3 процента населения имеет доходы ниже прожиточного минимума при среднероссийском показателе 13,3 процента), высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров в европейскую часть страны и в обратном направлении, высокие тарифы на энергетические ресурсы и цены на нефтепродукты, неразвитость энергетической и транспортной инфраструктур, недостаток инвестиционных ресурсов. Курс на ускоренное развитие Дальнего Востока является одним из приоритетных направлений государственной политики, что неоднократно отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В целях решения указанных проблем и обеспечения опережающего социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, основополагающее значение имеет разработка комплекса организационных, финансовых, правовых механизмов и их эффективное использование. За последние годы в основном сформированы институциональная и законодательная основы развития Дальнего Востока. В настоящее время осуществляют деятельность специально созданные Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, функционируют акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока", автономные некоммерческие организации "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" и "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке". На федеральном уровне принят ряд документов, в которых в целом определены приоритеты государственной политики социально-экономического развития Дальнего Востока: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 1298-р. Одним из важнейших инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года является государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308, в которой определены основные направления опережающего развития Дальнего Востока и Байкальского региона и механизмы его достижения. Кроме того, специальные разделы, направленные на обеспечение опережающего развития Дальнего Востока, формируются и в других государственных программах Российской Федерации. Для решения задач по развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, приняты федеральные законы, предусматривающие введение различных инструментов развития, в том числе принципиально новых, направленных на создание максимально благоприятной среды для привлечения инвестиций, стимулирования деловой активности, улучшения демографической ситуации. Основными из них являются следующие федеральные законы: "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации", "О свободном порте Владивосток", "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Принятые меры по интенсификации развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, принесли первые положительные результаты: наметились прирост валового регионального продукта и рост доходов населения, наблюдается позитивная динамика в развитии внешней торговли и привлечении иностранных инвестиций. Вместе с тем практика показывает, что используемые механизмы и инструменты развития Дальнего Востока требуют дальнейшего совершенствования. С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения. 2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: 1) обеспечить создание на Дальнем Востоке конкурентоспособных (в сравнении с соседними странами АТР) условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для опережающего развития экономики и социальной сферы, а также достижения показателей качества жизни населения и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока выше среднероссийского уровня; 2) учитывать при разработке и утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации необходимость масштабного освоения пространства и заселения территории Дальнего Востока; 3) разработать программу территориального развития ДФО, обеспечивающую взаимосвязь государственных программ Российской Федерации, которые направлены на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы по территориальному принципу, определив Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в качестве администратора указанной программы, осуществляющего в том числе контроль и координацию деятельности в данной сфере федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и федеральных инфраструктурных компаний; 4) завершить работу по формированию в соответствующих государственных программах Российской Федерации разделов, включающих мероприятия по опережающему развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с учетом обеспечения согласованности и сбалансированности показателей социально-экономического развития, предусматривающих в условиях ресурсных ограничений и рисков поэтапное достижение показателей на уровне выше средних значений по Российской Федерации, а также с учетом необходимости согласования указанных разделов с заинтересованными субъектами Российской Федерации; 5) принять меры по строительству, реконструкции и оснащению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории ДФО, в том числе предусматривающие восстановление их финансирования в рамках федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2021 годы)" и синхронизацию со сроками ввода в эксплуатацию объектов строящейся трансграничной транспортной инфраструктуры; 6) предусмотреть при доработке пилотной государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" финансирование мероприятий по восстановлению и развитию сети аэропортов на территории ДФО; 7) предусмотреть при формировании раздела по опережающему развитию Дальнего Востока государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 321, строительство новых генерирующих мощностей для покрытия существующих и перспективных электрических и тепловых нагрузок, развитие электросетевой инфраструктуры в целях поэтапной ликвидации изолированных энергосистем на территории ДФО; 8) рассмотреть вопрос о наделении Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока полномочиями по согласованию плановых и программно-целевых документов, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием на территории ДФО, а также полномочиями по контролю за их исполнением; 9) рассмотреть вопрос о целесообразности распространения полномочий Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на территорию Байкальского региона (Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область); 10) учитывать при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, и инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в составе нормативных расходов затраты на реализацию мероприятий, направленных на достижение показателей социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации, уровень которых должен быть выше средних значений по Российской Федерации, а также мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"; 11) рассмотреть возможность финансирования на постоянной основе за счет средств федерального бюджета мероприятий комплексных планов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО; 12) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на субсидирование воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и частичного перераспределения квот на билеты по льготным ценам в пользу периода летних отпусков; 13) обеспечить своевременное и в полном объеме выделение средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных Концепцией развития острова Русский, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года № 1134-р, в том числе на строительство второй очереди кампуса Дальневосточного федерального университета; 14) разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов по выращиванию особо ценных и востребованных объектов морской аквакультуры; 15) обеспечить в целях исполнения Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": проведение комплексных кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с целью достижения исчерпывающего свода сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ земельных участков; проведение комплекса картографо-геодезических работ с целью создания актуальной картографической основы соответствующего масштаба на территориях, востребованных гражданами, для предоставления земельных участков; приведение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, а в случае отсутствия таких документов - их разработку и принятие; совершенствование федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков в части внесения в нее границ населенных пунктов и муниципальных образований, территориальных зон, охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, лесопарков, береговых линий, водоохранных зон, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, установленными в отношении водных объектов; 16) предусмотреть при подготовке изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможность предоставления дополнительных земельных участков гражданам, получившим в соответствии с указанным Федеральным законом земельный участок в собственность или аренду. 3. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении. 4. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2019 года. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.МАТВИЕНКО Москва 15 декабря 2017 года № 525-СФ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|