Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.12.2017 № 525-СФ

 



                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      О проблемах социально-экономического развития субъектов
     Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного
              федерального округа, и путях их решения

     Заслушав информацию Министра Российской Федерации по  развитию
Дальнего  Востока  о  проблемах  социально-экономического  развития
субъектов Российской Федерации, входящих в состав  Дальневосточного
федерального  округа,  и  путях   их   решения,   Совет   Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
     Дальний  Восток  России   в   силу   своего   географического,
геополитического,    транспортного    расположения,     ресурсного,
экономического,  этнокультурного  и  кадрового  потенциалов   имеет
важное стратегическое значение для Российской Федерации.
     В состав Дальневосточного федерального  округа  (далее -  ДФО)
входят   9 субъектов   Российской   Федерации,   которые   занимают
36 процентов территории Российской Федерации.  На  этой  территории
проживает 6,2 млн.  человек,  или  4,2 процента  населения  России.
Здесь сосредоточены значительные запасы природных ресурсов:  рудные
и   нерудные    полезные    ископаемые,    водные    биологические,
гидроэнергетические, лесные, рекреационные  и  другие  ресурсы.  По
территории  ДФО  проходят  важнейшие   евроазиатские   транспортные
коридоры - Транссибирская магистраль,  "Приморье-1",  "Приморье-2",
Северный морской путь, а также  другие  транспортные  коммуникации,
связывающие  Россию  со  странами  Азиатско-Тихоокеанского  региона
(далее - АТР).
     Несмотря  на  преимущества  геополитического  положения   ДФО,
субъекты Российской Федерации, входящие в его состав,  по  основным
социально-экономическим      показателям       находятся       ниже
среднероссийского уровня.  Главными  проблемами,  сдерживающими  их
развитие,  являются:  миграционный  отток  населения   (численность
населения сократилась с 8,1 млн. человек в 1991 году  до  6,2  млн.
человек в 2016 году), низкий уровень жизни населения (15,3 процента
населения   имеет   доходы   ниже   прожиточного    минимума    при
среднероссийском показателе  13,3 процента),  высокая  составляющая
транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров в европейскую
часть  страны  и  в  обратном  направлении,   высокие   тарифы   на
энергетические  ресурсы  и  цены  на  нефтепродукты,   неразвитость
энергетической    и    транспортной    инфраструктур,    недостаток
инвестиционных ресурсов.
     Курс на ускоренное развитие Дальнего Востока является одним из
приоритетных направлений государственной политики, что неоднократно
отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации.
     В целях решения указанных проблем и  обеспечения  опережающего
социально-экономического развития субъектов  Российской  Федерации,
входящих в состав ДФО, основополагающее значение  имеет  разработка
комплекса организационных, финансовых,  правовых  механизмов  и  их
эффективное использование.
     За последние годы в основном сформированы институциональная  и
законодательная основы развития Дальнего Востока.
     В  настоящее  время   осуществляют   деятельность   специально
созданные Министерство Российской Федерации  по  развитию  Дальнего
Востока,      Правительственная      комиссия      по      вопросам
социально-экономического развития Дальнего Востока  и  Байкальского
региона, функционируют акционерное  общество  "Корпорация  развития
Дальнего Востока", автономные некоммерческие организации "Агентство
Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта"  и
"Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке".
     На федеральном уровне принят ряд документов, в которых в целом
определены        приоритеты        государственной        политики
социально-экономического  развития  Дальнего   Востока:   Стратегия
социально-экономического развития Дальнего Востока  и  Байкальского
региона  на  период  до   2025 года,   утвержденная   распоряжением
Правительства   Российской   Федерации   от 28 декабря    2009 года
№ 2094-р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской  Федерации  на   период   до   2020 года,   утвержденная
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от   17 ноября
2008 года № 1662-р;  Концепция  демографической  политики  Дальнего
Востока  на  период  до   2025 года,   утвержденная   распоряжением
Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 1298-р.
     Одним   из   важнейших   инструментов   реализации   Стратегии
социально-экономического развития Дальнего Востока  и  Байкальского
региона на период до 2025 года является  государственная  программа
Российской  Федерации  "Социально-экономическое  развитие  Дальнего
Востока  и  Байкальского  региона",   утвержденная   постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308,  в
которой  определены  основные  направления  опережающего   развития
Дальнего Востока и Байкальского региона и механизмы его достижения.
Кроме  того,  специальные  разделы,  направленные  на   обеспечение
опережающего развития Дальнего  Востока,  формируются  и  в  других
государственных программах Российской Федерации.
     Для решения задач по развитию субъектов Российской  Федерации,
входящих   в    состав    ДФО,    приняты    федеральные    законы,
предусматривающие введение различных инструментов развития,  в  том
числе принципиально новых,  направленных  на  создание  максимально
благоприятной  среды  для  привлечения  инвестиций,  стимулирования
деловой активности, улучшения демографической  ситуации.  Основными
из  них  являются  следующие  федеральные  законы:   "О территориях
опережающего   социально-экономического   развития   в   Российской
Федерации",  "О внесении  изменений  в  части   первую   и   вторую
Налогового кодекса  Российской  Федерации  в  части  стимулирования
реализации  региональных  инвестиционных  проектов  на  территориях
Дальневосточного  федерального   округа   и   отдельных   субъектов
Российской    Федерации",    "О свободном    порте    Владивосток",
"Об особенностях  предоставления  гражданам   земельных   участков,
находящихся в государственной  или  муниципальной  собственности  и
расположенных  на  территориях  субъектов   Российской   Федерации,
входящих  в  состав  Дальневосточного  федерального  округа,  и   о
внесении изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации".
     Принятые меры по интенсификации развития субъектов  Российской
Федерации, входящих в состав  ДФО,  принесли  первые  положительные
результаты: наметились прирост валового  регионального  продукта  и
рост доходов населения, наблюдается позитивная динамика в  развитии
внешней торговли и привлечении иностранных инвестиций. Вместе с тем
практика  показывает,  что  используемые  механизмы  и  инструменты
развития Дальнего Востока требуют дальнейшего совершенствования.
     С учетом изложенного  Совет  Федерации  Федерального  Собрания
Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
     1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока о  проблемах  социально-экономического
развития  субъектов  Российской  Федерации,   входящих   в   состав
Дальневосточного федерального округа, и путях их решения.
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     1) обеспечить создание на Дальнем Востоке  конкурентоспособных
(в  сравнении   с   соседними   странами   АТР)   условий   ведения
хозяйственной деятельности, необходимых для  опережающего  развития
экономики  и  социальной  сферы,  а  также  достижения  показателей
качества  жизни  населения  и   социально-экономического   развития
регионов Дальнего Востока выше среднероссийского уровня;
     2) учитывать   при   разработке   и   утверждении    стратегии
пространственного  развития  Российской   Федерации   необходимость
масштабного освоения пространства и заселения  территории  Дальнего
Востока;
     3) разработать  программу   территориального   развития   ДФО,
обеспечивающую  взаимосвязь  государственных  программ   Российской
Федерации,  которые  направлены  на  развитие  отдельных   отраслей
экономики  и  социальной  сферы   по   территориальному   принципу,
определив Министерство Российской Федерации  по  развитию  Дальнего
Востока   в   качестве    администратора    указанной    программы,
осуществляющего в том числе контроль и координацию  деятельности  в
данной сфере федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов
местного самоуправления и федеральных инфраструктурных компаний;
     4) завершить  работу   по   формированию   в   соответствующих
государственных   программах   Российской    Федерации    разделов,
включающих   мероприятия   по   опережающему   развитию   субъектов
Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с  учетом  обеспечения
согласованности       и       сбалансированности        показателей
социально-экономического  развития,  предусматривающих  в  условиях
ресурсных ограничений и рисков поэтапное достижение показателей  на
уровне выше средних значений по Российской  Федерации,  а  также  с
учетом   необходимости   согласования    указанных    разделов    с
заинтересованными субъектами Российской Федерации;
     5) принять меры по строительству,  реконструкции  и  оснащению
пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
на территории ДФО, в том числе предусматривающие восстановление  их
финансирования   в    рамках    федеральной    целевой    программы
"Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2021 годы)" и
синхронизацию со сроками ввода в эксплуатацию  объектов  строящейся
трансграничной транспортной инфраструктуры;
     6) предусмотреть  при   доработке   пилотной   государственной
программы  Российской  Федерации  "Развитие  транспортной  системы"
финансирование  мероприятий  по  восстановлению  и  развитию   сети
аэропортов на территории ДФО;
     7) предусмотреть  при  формировании  раздела  по  опережающему
развитию  Дальнего  Востока  государственной  программы  Российской
Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  15 апреля
2014 года № 321, строительство  новых  генерирующих  мощностей  для
покрытия существующих  и  перспективных  электрических  и  тепловых
нагрузок, развитие электросетевой инфраструктуры в целях  поэтапной
ликвидации изолированных энергосистем на территории ДФО;
     8) рассмотреть  вопрос  о  наделении  Министерства  Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока полномочиями по согласованию
плановых    и    программно-целевых     документов,     реализуемых
государственными корпорациями, государственными компаниями и  иными
организациями с государственным участием на территории ДФО, а также
полномочиями по контролю за их исполнением;
     9) рассмотреть  вопрос  о   целесообразности   распространения
полномочий Министерства Российской Федерации по  развитию  Дальнего
Востока на территорию  Байкальского  региона  (Республика  Бурятия,
Забайкальский край и Иркутская область);
     10) учитывать  при  определении  уровня  расчетной   бюджетной
обеспеченности субъектов Российской Федерации,  входящих  в  состав
ДФО, и инвентаризации расходных полномочий органов  государственной
власти  субъектов   Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления в составе нормативных расходов затраты на реализацию
мероприятий,     направленных     на     достижение     показателей
социально-экономического развития  указанных  субъектов  Российской
Федерации, уровень которых должен быть  выше  средних  значений  по
Российской  Федерации,   а   также   мероприятий,   предусмотренных
государственной       программой        Российской        Федерации
"Социально-экономическое развитие Дальнего Востока  и  Байкальского
региона";
     11) рассмотреть  возможность  финансирования   на   постоянной
основе за счет средств федерального бюджета мероприятий комплексных
планов  социально-экономического  развития   субъектов   Российской
Федерации, входящих в состав ДФО;
     12) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных
ассигнований  на  субсидирование  воздушных  перевозок  с  Дальнего
Востока в европейскую часть России и  частичного  перераспределения
квот на билеты по льготным ценам в пользу периода летних отпусков;
     13) обеспечить  своевременное  и  в  полном  объеме  выделение
средств  из  федерального  бюджета   на   реализацию   мероприятий,
предусмотренных Концепцией развития острова  Русский,  утвержденной
распоряжением  Правительства   Российской   Федерации   от   30 мая
2017 года № 1134-р, в том числе  на  строительство  второй  очереди
кампуса Дальневосточного федерального университета;
     14) разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий
для реализации инвестиционных проектов по выращиванию особо  ценных
и востребованных объектов морской аквакультуры;
     15) обеспечить  в   целях   исполнения   Федерального   закона
"Об особенностях  предоставления  гражданам   земельных   участков,
находящихся в государственной  или  муниципальной  собственности  и
расположенных  на  территориях  субъектов   Российской   Федерации,
входящих  в  состав  Дальневосточного  федерального  округа,  и   о
внесении изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации":
     проведение  комплексных  кадастровых  работ   на   территориях
субъектов Российской Федерации, входящих  в  состав  ДФО,  с  целью
достижения исчерпывающего свода  сведений,  содержащихся  в  Едином
государственном  реестре  недвижимости,  о  местоположении   границ
земельных участков;
     проведение комплекса картографо-геодезических  работ  с  целью
создания  актуальной   картографической   основы   соответствующего
масштаба   на   территориях,   востребованных    гражданами,    для
предоставления земельных участков;
     приведение  в  соответствие  с  требованиями  законодательства
Российской  Федерации  документов  территориального   планирования,
правил землепользования и застройки, а в  случае  отсутствия  таких
документов - их разработку и принятие;
     совершенствование  федеральной  информационной   системы   для
предоставления гражданам земельных участков в части внесения в  нее
границ   населенных   пунктов    и    муниципальных    образований,
территориальных зон, охотничьих угодий, особо охраняемых  природных
территорий, лесничеств, лесопарков, береговых  линий,  водоохранных
зон, зон затопления, подтопления и других зон с  особыми  условиями
использования  территории,  установленными   в   отношении   водных
объектов;
     16) предусмотреть при подготовке изменений в Федеральный закон
"Об особенностях  предоставления  гражданам   земельных   участков,
находящихся в государственной  или  муниципальной  собственности  и
расположенных  на  территориях  субъектов   Российской   Федерации,
входящих  в  состав  Дальневосточного  федерального  округа,  и   о
внесении изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации"  возможность  предоставления  дополнительных   земельных
участков  гражданам,  получившим   в   соответствии   с   указанным
Федеральным законом земельный участок в собственность или аренду.
     3. Предложить     Правительству      Российской      Федерации
проинформировать Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской
Федерации в период  осенней  сессии  2018 года  о  ходе  реализации
предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
     4. Комитету  Совета  Федерации  по  федеративному  устройству,
региональной  политике,  местному  самоуправлению  и  делам  Севера
проинформировать палату о  реализации  настоящего  постановления  в
период весенней сессии 2019 года.
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на  Комитет   Совета   Федерации   по   федеративному   устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
     6. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со   дня   его
принятия.


     Председатель Совета Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                             В.И.МАТВИЕНКО

     Москва
     15 декабря 2017 года
     № 525-СФ

Информация по документу
Читайте также