Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 № 2834-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 15 декабря 2017 г. № 2834-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план). 2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана: обеспечить реализацию плана; осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации плана; ежегодно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации плана. 3. Минпромторгу России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и на основе полученной информации представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана один раз в год - до 31-го января года, следующего за отчетным годом. 4. Реализация плана осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕН распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. № 2834-р ПЛАН мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года I. Общее описание плана мероприятий "дорожной карты" по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года 1. Введение План мероприятий ("дорожная карта") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - "дорожная карта") представляет собой комплекс мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования развития в Российской Федерации производств малотоннажной химии. "Дорожная карта" разработана в соответствии с пунктом 16 плана мероприятий по реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. № 954-р. Меры государственного регулирования, определенные в рамках "дорожной карты", предусматривают: сокращение импорта и рост внутреннего производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции; создание необходимых условий для формирования и развития современных производств малотоннажной химии, способных конкурировать на внутреннем и мировом рынках. Для эффективного ведения бизнеса в части малотоннажной химической продукции в отличие от крупнотоннажной химической продукции требуются дополнительные затраты на рекламу, омологацию, а также на техническое сопровождение в рамках проведения работ в целях оказания оперативной технической помощи при внедрении продукции у потребителя. Необходимо расширенное взаимодействие с поставщиками и разработчиками технологий, сервисными и торговыми компаниями, проектными и сертификационными центрами. В структуре малотоннажной химической продукции высока доля инновационных продуктов, тогда как жизненный цикл товаров короче. Производство малотоннажной химической продукции наукоемкое, временные и финансовые затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, испытания, внедрение и вывод на рынок новых решений высоки. Для малотоннажной химической продукции характерны периодические процессы и сравнительно небольшой объем выпуска. Наиболее конкурентоспособные компании работают на мировом рынке по довольно широкой номенклатуре, чтобы эффективно загрузить имеющиеся мощности. 2. Мировая практика определения и сегментирования малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции Несмотря на то, что в мировой практике отсутствует единая методология отнесения химической продукции к малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, в настоящее время применяется относительно устоявшееся деление химической продукции на следующие сегменты: крупнотоннажные, базовые, биржевые продукты (commodity chemicals); среднетоннажная специальная химия (specialty chemicals); малотоннажная химическая продукция (fine chemicals). Химическая промышленность сегментируется по продуктовому признаку, в основе которого лежат стоимостные и объемные параметры, а также специфичность выпускаемой продукции. К малотоннажной химической продукции, как правило, относят продукцию высоких переделов. Стоимостные параметры для малотоннажной химической продукции находятся в диапазоне 5 - 10 долларов США за 1 кг продукции, для среднетоннажной химической продукции - 1,5 - 5 долларов США за 1 кг продукции. Объем единичной мощности составляет 1 - 10 и 10 - 150 тыс. тонн в год для малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции соответственно. Суммарное мировое потребление малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции составляет более 500 млрд. долларов США. Более 50 процентов мирового потребления приходится на Северную Америку, Западную Европу и Японию. В течение 10 лет в индустрии малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции наблюдается замедление роста потребления и прибыльности предприятий, что обусловлено возросшей конкуренцией на мировом рынке. Прогнозируемый уровень роста до 2018 года составляет около 2 процентов в год в указанных странах и до 4 процентов в мире в целом. Наиболее крупными сегментами в малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции являются специальные полимеры, строительные добавки, поверхностно-активные вещества и вещества для электроники - на их долю приходится 35 процентов мирового потребления. Ключевые лидеры - производители малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в мире БАСФ (BASF), ДАУ (DOW), Хенкель (Henkel), АкзоНобель (AkzoNobel), Дюпон (DuPont), Хантсман (Huntsman), Гексион (Hexion). Основные особенности глобального рынка продукции малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции состоят в том, что: потребителям, как правило, требуются не химические продукты, а решение конкретных технологических задач; разрабатывается продукция с улучшенными потребительскими свойствами и ведется поиск комбинированных решений; при производстве малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции важную роль играет клиентоориентированный подход, включающий технический маркетинг, анализ сильных и слабых сторон выпускаемого продукта по сравнению с продукцией конкурентов, разработку и вывод на рынок более эффективных решений для потребителя или выпуск аналогов существующих продуктов (дженериков) по более конкурентоспособным ценам; химические продукты перемещаются по международным рынкам и свободно конкурируют, а потребитель имеет возможность выбора наилучшего решения по соотношению цена - качество; требуется высокая специализация производителей в рамках выбранных направлений товарных рынков, а также необходимо проведение специализированных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тесная взаимовыгодная интеграция науки и бизнеса; осуществляется всестороннее техническое взаимодействие производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции с производителями технологий, конечными потребителями и регулирующими органами. Реструктуризация индустрии малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции привела к формированию следующих основных типов игроков: крупнейшие вертикально интегрированные холдинги БАСФ (BASF), Дау Кемикал (Dow Chemical), на которые приходится большая часть рынка; диверсифицированные холдинги Дюпон (DuPont), АкзоНобель (AkzoNobel), Эвоник (Evonik), ДСМ (DSM), Клариант (Clariant), Вакер (Wacker), Кемтура (Chemtura), Лонза (Lonza), Албемарле (Albemarle), Атланта (Atlanta) и Крода (Croda); нишевой производитель Зика (Sika). Быстрый рост индустриализации азиатской экономики и повышение уровня жизни во многих развивающихся странах привели к смещению центра малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион, где уровень затрат на рабочую силу низок, а экономический рост высок, и в ближневосточный регион, располагающий избытком нефтехимического этанового сырья. Многие лидирующие компании открывают производственные площадки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соответственно, китайские и индийские производители становятся ключевыми игроками в некоторых сегментах малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции. Хотя размер бизнеса, его ведение в большинстве стран мира и уровень затрат являются важными факторами успеха на рынке малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, ключевыми факторами остаются инновации и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В среднем затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции составляют 3 - 5 процентов выручки. Исследования обычно направлены на поиск как новых продуктов, так и новых областей применения существующих химических продуктов, что позволяет компаниям увеличивать продажи, прибыль и создавать барьеры для выхода на рынок другим игрокам. Кроме того, мировые производители малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции уделяют значительное внимание экологичности производства и предъявляют высокие требования к поставщикам сырья. 3. Рынок малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации На долю производства малотоннажной химической продукции в Российской Федерации в настоящее время приходится не более 10 - 15 процентов общего объема производства химической продукции, тогда как в развитых странах она составляет 40 процентов и более. Спрос на малотоннажную химическую продукцию в значительной степени удовлетворяется за счет импорта, причем по многим стратегически важным продуктам зависимость от импорта доходит до 100 процентов. Динамика объема производства, импорта, экспорта и потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2010 - 2016 годы в натуральном выражении приведена согласно приложению № 1. В 2014 - 2016 годах импорт составлял около 35 процентов потребления в натуральном выражении, при этом в денежном выражении его доля достигала 45 процентов потребления. Экспорт составлял около 20 процентов производства в натуральном и стоимостном выражениях. Производственный баланс малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации в натуральном и стоимостном выражении (среднее значение объема производства, импорта, экспорта и потребления за 2014 - 2016 годы) приведен согласно приложению № 2. Среднее значение за 2014 - 2016 годы объема потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации приведено согласно приложению № 3 и в стоимостном выражении для разных сегментов значительно различается. Наибольшие объемы потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации фиксируются в сегментах нефтегазового сектора, сельского хозяйства и товаров повседневного спроса. Среднегодовой оборот российского рынка малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции с 2014 года по 2016 год составил около 300 млрд. рублей (около 7,7 млрд. долларов США). В течение последних 5 лет наблюдается рост рынка на уровне 5 процентов в год. Оценочно можно прогнозировать, что до 2030 года положительная динамика сохранится и рост составит также до 5 процентов при оптимистичном или 3 - 4 процента при реалистичном сценарии развития экономики. 4. Приоритизация малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции для Российской Федерации Ни в одной стране мира в настоящее время не может в полном объеме быть закрыта собственная потребность в малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции локальным производством, поэтому при формировании программ развития малотоннажной химии необходимо определить приоритеты с учетом: позиций значимости малотоннажной химической продукции для развития других отраслей; возможностей сырьевого и технологического обеспечения их производства; наличия локального рыночного окна; экономической целесообразности; интересов национальной безопасности. В ходе работы, проводимой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Межведомственным экспертным советом по вопросам развития химической и нефтехимической промышленности и Межведомственным научно-техническим советом по проблемам развития производств малотоннажной химии, согласованы основные критерии отнесения химической продукции к малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции: для малотоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации до 1 тыс. тонн в год, единичные мощности до 10 тыс. тонн в год; для среднетоннажной химической продукции объем потребления продукта в Российской Федерации от 1 до 50 тыс. тонн в год, единичные мощности от 10 до 150 тыс. тонн в год. В Российской Федерации к малотоннажной химической продукции зачастую относят продукцию, уже перешедшую в мировой практике в разряд среднетоннажной. Кроме того, отечественное потребление отдельных химических продуктов исчисляется не тоннами, а десятками и сотнями килограммов, что выводит производство подобных продуктов в область лабораторных технологий производства. Аналогичная ситуация и в среднетоннажной химической продукции - отечественные мощности, как правило, в 4 - 8 раз меньше современной мощности мирового уровня. В результате анализа российского рынка потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции определен перечень продуктовых сегментов из 27 основных продуктовых сегментов, который взят за основу приоритетности при разработке "дорожной карты" и в который вошли следующие продукты: высокотехнологичные полимеры; прочие пластики и каучуки специального назначения; строительные добавки; поверхностно-активные вещества; дезинфицирующие вещества; клеи, герметики (в том числе нефтеполимерные и синтетические смолы); химические вещества для пищевых добавок; химические вещества для кормовых добавок; вещества для водоподготовки; пигменты; прочие добавки для лакокрасочных материалов; пламегасители (антипирены); антиоксиданты; особо чистые вещества и материалы на их основе для электроники, оптоэлектроники и фотоники; катализаторы, инициаторы, ингибиторы (кроме ингибиторов коррозии, катализаторов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности); добавки для пластиков и каучуков прочие; специальные лубриканты (смазочные вещества) и технические жидкости; вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам; вещества для производства бумаги; вещества для горного дела; вещества для производства текстиля; ингибиторы коррозии; присадки к топливам и смазочным материалам; химические средства защиты растений; вещества для косметики; вещества для создания изображений; химические реактивы и растворители. Рассматривая многообразие различных подходов к приоритизации, можно сделать вывод, что ключевым драйвером развития любого производства является наличие платежеспособного спроса, ключевым ограничением - отсутствие сырья и технологий. Воссоздание сырьевых цепочек, трансфер либо разработка собственных технологий и стимулирование потребления отечественной малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции являются ключевыми точками приложения усилий по мерам государственного регулирования и поддержки развития производств малотоннажной химической продукции в Российской Федерации. Необходимо всесторонне рассматривать сегменты малотоннажной химической продукции, однако опорными (вытягивающими) сегментами должны быть сегменты, наилучшие с точки зрения объема рынка, потенциала импортозамещения и конкурентоспособности на мировом рынке в целом. Комплексный анализ продуктовых сегментов на основе критериев приоритизации показывает, что к таким сегментам относятся: поверхностно-активные вещества; клеи, герметики (в том числе нефтеполимерные и синтетические смолы); химические вещества для пищевых добавок; катализаторы, инициаторы, ингибиторы (кроме ингибиторов коррозии, катализаторов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности); химические средства защиты растений; химические реактивы и растворители; вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам; вещества для водоподготовки; прочие пластики и каучуки специального назначения. Для указанных продуктовых сегментов характерны высокий потенциал импортозамещения, значительный объем внутреннего рынка и возможность достижения необходимого эффекта масштаба для обеспечения конкурентоспособности на мировом уровне в 2017 - 2025 годах. По истечении этого периода приоритеты предусматривается пересмотреть исходя из текущей ситуации на рынке малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции. Стоит также отметить, что при наличии устойчивого спроса на мировом рынке представляется целесообразным локализация на территории Российской Федерации конкурентоспособных производств по выпуску малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, ориентированных на экспорт продукции, не представленной среди видов малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, среднее значение объема потребления которых в стоимостном выражении за 2014 - 2016 годы приведено в приложении № 3 к "дорожной карте". 5. Основные ограничения, сдерживающие развитие производства малотоннажной химии в Российской Федерации В рамках проведенной работы по анкетированию отечественных потребителей и производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции был выявлен ряд ключевых проблем, сдерживающих их развитие. Барьеры носят системный характер, они требуют комплексного подхода и интеграции усилий бизнеса, государства и науки. Результаты опроса отечественных производителей показали, что в целом компании понимают основные тенденции на рынке малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, знают сильные и слабые стороны как собственных продуктов и технологий, так и продуктов и технологий конкурентов. Вместе с тем заметного роста производства в силу ряда объективных обстоятельств не происходит. Среди проблем, сдерживающих развитие производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, компании выделяют следующие проблемы: слабость внутреннего рынка; недостаток среднетоннажного сырья и интермедиатов; низкая конкурентоспособность отечественных производителей из-за технологического отставания и применения импортного сырья; недостаточные компетенции в области маркетинга, брендинга и продаж; разрозненность научной и технологической поддержки отрасли; отсутствие недорогих источников финансирования проектов и неразвитость инструментов проектного финансирования. Основные меры государственного регулирования и поддержки должны быть направлены на устранение указанных проблем. Комплекс мер государственного регулирования и поддержки должен быть весьма взвешенным и выверенным, особенно в части изменения таможенно-тарифного регулирования. Если потребность в малотоннажной химической продукции для государственного оборонного заказа ориентирована в первую очередь на отечественных поставщиков, то рост тарифной нагрузки на гражданские направления производства малотоннажной химической продукции может привести к снижению рентабельности отечественного производства и увеличению доли иностранных игроков на российском рынке, а также к перекладыванию затрат на себестоимость продукции и, как следствие, - к росту цен. Только меры стимулирования внутреннего спроса не смогут оказать заметного влияния на его динамику, поскольку отечественный рынок малотоннажной химической продукции развивается на основе глобальных трендов и потребительских решений. Однако меры государственного регулирования и поддержки могут положительным образом сказаться на сокращении импорта и приросте внутреннего производства малотоннажной химической продукции при создании сырьевого обеспечения отдельных продуктовых цепочек. При этом увеличится объем экспорта малотоннажной химической продукции, поскольку внутренний рынок будет не в состоянии потребить всю выпускаемую продукцию. 6. Основные направления развития национального рынка малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции и предлагаемые меры государственного регулирования и поддержки Меры государственного регулирования и поддержки для малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в развитых странах направлены на поддержку развития исследований и разработок, а в развивающихся странах - на поддержку развития отечественного производства. Основными мерами государственного регулирования и поддержки, применяемыми за рубежом, являются: введение дополнительных пошлин на импорт зарубежной малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции для стимулирования национального производства определенных групп товаров малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции; создание и поддержка развития химических парков, поддержка развития инфраструктуры, что позволит малым и средним предприятиям функционировать наиболее эффективно; прямое субсидирование (финансирование), кредитование, предоставление гарантий по кредитам, предоставление налоговых льгот, создание центров профессионального обучения, поддержка развития малых и средних предприятий, привлечение к финансированию проектов институтов развития, фондов, российских государственных корпораций и банков. Развитие рынка малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации также требует реализации основных мер поддержки. "Дорожная карта" позволит создать условия для наращивания к 2030 году внутреннего производства на 1,5 млрд. долларов США и снижения доли импорта в потреблении малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции на 13 процентов. "Дорожная карта" включает в себя: опережающее развитие продуктов и технологий; стимулирование создания производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции; стимулирование внутреннего спроса; совершенствование системы стандартизации; поддержка экспорта; мониторинг и прогноз. Опережающее развитие продуктов и технологий Поскольку импортные продукты находятся, как правило, в середине своего жизненного цикла и к моменту внедрения отечественной технологии на рынке с высокой степенью вероятности появятся продукты и решения с улучшенными потребительскими свойствами, то импортозамещение не может быть самоцелью развития малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции. В связи с этим большое внимание Российской Федерацией уделяется опережающему развитию новых технологий, для чего необходимы постоянный конкурентный анализ мировых тенденций в области малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, выработка действенных механизмов коммерциализации технологий (от теоретических расчетов новых процессов до строительства опытно-промышленных установок и вывода новых продуктов на мировой рынок). Таким образом, требуется решение следующих задач: определение на основе мировых тенденций и данных таможенной статистики перспективных видов малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции по отношению к применяющимся в различных сегментах аналогам; проведение переговоров с потенциальными потребителями, натурально-стоимостная оценка существующего потенциала и прогноза рынка нового продукта в Российской Федерации и за рубежом; анализ рынков сбыта товарных полупродуктов в цепочке переделов нового продукта (при наличии); оценка существующего в Российской Федерации научно-технологического задела по производственной цепочке данного вида продукции; поиск и оценка стоимости сырья для обеспечения программы выпуска нового продукта; оценка затрат (временных и финансовых) на создание новой и (или) модернизацию существующей технологии выпуска нового продукта в Российской Федерации; расчет сроков окупаемости новых проектов; поиск сторон, заинтересованных в финансировании разработанных проектов; разработка маркетинговых мероприятий по выводу новых продуктов на российский и мировой рынки. Для решения указанных задач в рамках "дорожной карты" предлагается рассмотреть возможность создания на базе государственной информационной системы промышленности информационно-справочного раздела по малотоннажной химической продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации. Создание такой информационной площадки позволит сконцентрировать усилия на разработке и коммерциализации новых продуктов и технологий от стадии инвестиционных идей до внедрения в промышленное производство. Информационно-справочный раздел по малотоннажной химической продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации, должен охватывать вопросы технического регулирования малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации и за рубежом, отслеживать мировые новости, способствовать координации науки и бизнеса в области малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, освещать вопросы сырьевого обеспечения, создавать систему горизонтальных связей между производством и потреблением. Кроме того, в целях решения указанных задач предлагается создать межведомственный совет при Федеральном агентстве научных организаций по вопросам, связанным с формированием и реализацией комплексного плана научных исследований в интересах отечественной промышленности в области развития малотоннажной химической продукции. Для достижения опережающего развития новых технологий представляется целесообразной поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в развитии производств малотоннажной химической продукции в рамках действующих механизмов поддержки и программ институтов развития, а также посредством формирования программы Союзного государства в части развития среднетоннажной химической продукции. Стимулирование создания производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции В условиях отсутствия российского сырья требуемого ассортимента и качества происходит переход на импортные поставки, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей, а также является барьером для создания эффективных производств мирового уровня. Поэтому мероприятия подраздела "дорожной карты" нацелены на решение одной из ключевых проблем малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции - обеспечение отечественных производителей российским сырьем в необходимых объемах. Отечественные производители отмечают отсутствие в Российской Федерации производств - малеинового ангидрида, адипиновой кислоты, изоцианатов, эпихлоргидрина и базовых эпоксидных смол на его основе, дурола и пиромеллитового диангидрида, высших жирных спиртов и кислот, этиламинов, хлористого метила, бутандиола и другого мало- и среднетоннажного сырья, что является сдерживающим фактором для развития последующих переделов. Без создания надежной отечественной сырьевой базы по указанным продуктам интенсификация производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации представляется маловероятной. В рамках "дорожной карты" сформированы предложения по развитию производств среднетоннажных видов сырья для малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, которые позволят создать надежную сырьевую базу, в том числе для создания конкурентоспособных мощностей мирового уровня. К таким видам сырья относятся нефтяные воски и парафины, низкомолекулярный полиэтилен, высокоочищенные бензиновые фракции, применяемые в качестве растворителей лакокрасочных материалов, экстракционных бензинов, поверочных смесей и реактивов. В рамках сырьевого обеспечения предлагается также организация углубленной переработки жидких продуктов пиролиза с получением ароматических и алифатических смол для лакокрасочной промышленности. Развитие производств среднетоннажных видов сырья будет осуществляться с учетом плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 29 ноября 2017 г. № 4169. Стимулирование внутреннего спроса Спрос (потребление) выступает ключевым драйвером развития любого бизнеса, в том числе и развития производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции. Сложившийся в Российской Федерации рынок малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции не является дефицитным, наоборот, характеризуется высоким уровнем конкуренции. Более того, конкуренция идет не только на уровне продуктов, но и на уровне потребительских решений. На мировом рынке конкуренция с российскими товарами еще острее из-за устойчивых позиций мировых глобальных компаний - производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции, особенностей регионального технического регулирования оборота продукции, языковых барьеров, эффективных механизмов поддержки экспорта международных стран-игроков (Китай, Германия, США и другие). Развитие отечественного производства малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции должно ориентироваться как на внутренний рынок, так и на мировой рынок. При этом обеспечение внутреннего рынка малотоннажной химической продукцией и среднетоннажной химической продукцией в части государственных закупок должно осуществляться преимущественно за счет товаров, произведенных на территории Российской Федерации. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" и от 14 января 2017 г. № 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства". Совершенствование системы стандартизации Мероприятия подраздела "дорожной карты" нацелены на совершенствование системы стандартизации в Российской Федерации в области продукции малотоннажной химии, что в результате приведет к соответствующей корректировке внутреннего спроса в пользу современных инновационных продуктов и создаст новые рыночные ниши для российских производителей, включая развитие экспортных направлений, а также снизит капитальные затраты на создание и реконструкцию производств. Поддержка экспорта Мероприятия подраздела "дорожной карты", связанные с поддержкой экспорта, нацелены на развитие используемых практик и механизмов продвижения продукции отечественных производителей как на внутреннем рынке, так и на мировом рынке. Меры поддержки предусматривают: разработку специальных решений в рамках пакетных программ, позволяющих повысить качество и уровень участия российских компаний в международных выставках, конференциях, круглых столах; повышение информированности российских производителей малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции и популяризацию среди них программ финансово-гарантийной поддержки экспорта и страхования экспортных операций, предоставляемых государством. Кроме того, создание легитимных на внешнем рынке механизмов сертификации малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции также способствует продвижению продукции отечественных производителей на международном рынке. Мониторинг и прогноз Мероприятие подраздела "дорожной карты", связанное с мониторингом и прогнозом, нацелено на интеграцию мероприятий по развитию химического и нефтехимического комплексов Российской Федерации. II. Перечень приоритетных продуктовых направлений в рамках развития малотоннажной химической продукции на период до 2030 года 1. Поверхностно-активные вещества 2. Клеи, герметики (в том числе нефтеполимерные и синтетические смолы) 3. Химические вещества для пищевых добавок 4. Химические катализаторы, инициаторы и ингибиторы (кроме ингибиторов коррозии, катализаторов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности) 5. Химические средства защиты растений 6. Химические реактивы и растворители 7. Химические вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам 8. Химические вещества для водоподготовки 9. Пластики и каучуки специального назначения III. "Дорожная карта" ---------------------------------------------|-------------------|------------------|------------------------- Наименование мероприятия | Вид документа | Срок выполнения | Ответственные | | мероприятия | исполнители ---------------------------------------------|-------------------|------------------|------------------------- 1. Опережающее развитие продуктов и технологий 1. О результатах фактического применения мер доклад в январь 2018 г., Минпромторг России, поддержки научно-исследовательских и Правительство далее - ежегодно ФАНО России опытно-конструкторских работ в развитии Российской с участием производства малотоннажной химической Федерации заинтересованных продукции в рамках действующих механизмов федеральных органов государственной поддержки и программ исполнительной власти институтов развития и организаций 2. Подготовка предложений по созданию на доклад в октябрь 2019 г. Минпромторг России базе государственной информационной системы Правительство с участием промышленности информационно-справочного Российской заинтересованных раздела по малотоннажной химической Федерации федеральных органов продукции и среднетоннажной химической исполнительной власти продукции, выпускаемой на территории и организаций Российской Федерации 3. Подготовка проекта программы Союзного проект программы сентябрь 2020 г. Минпромторг России, государства в части развития производств Минэнерго России, среднетоннажной химической продукции Минэкономразвития для представления в Постоянный Комитет России, Минфин России, Союзного государства Постоянный Комитет Союзного государства с участием заинтересованных организаций 4. Создание межведомственного совета ведомственный акт декабрь 2018 г. ФАНО России при ФАНО России по вопросам, связанным с участием с формированием и реализацией комплексного заинтересованных плана научных исследований в интересах федеральных органов отечественной промышленности в области исполнительной власти развития малотоннажной химической продукции и организаций 2. Стимулирование создания производств малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции 5. Утверждение перечня комплексных доклад декабрь 2018 г., Минпромторг России, приоритетных инвестиционных проектов по в Правительство далее - ежегодно, Минэнерго России с развитию производств малотоннажной Российской по мере участием заинтересованных химической продукции и среднетоннажной Федерации с поступления федеральных органов химической продукции на период приложением предложений от исполнительной власти 2017 - 2025 годов в рамках определенных ведомственного заинтересованных и организаций Правительством Российской Федерации акта организаций приоритетных продуктовых сегментов в малотоннажной химической продукции 6. Подготовка предложений по формированию с доклад в январь 2019 года, Минпромторг России, участием институтов развития и Правительство далее - ежегодно Минобрнауки России инвестиционных фондов механизмов Российской с участием финансирования создания, модернизации и Федерации заинтересованных развития производств малотоннажной организаций, химической продукции и среднетоннажной инвестиционных фондов химической продукции и институтов развития 7. Подготовка предложений о разработке доклад в январь 2019 г., Минпромторг России, механизмов стимулирования развития Правительство далее - ежегодно Минэнерго России, производств малотоннажной химической Российской Минэкономразвития продукции и среднетоннажной химической Федерации России, продукции в Российской Федерации в рамках Минфин России действующих форм государственно-частного партнерства, включая механизм специального инвестиционного контракта 3. Стимулирование внутреннего спроса 8. Внесение изменений в приложение к акт Правительства октябрь 2018 г., Минпромторг России постановлению Правительства Российской Российской далее - ежегодно, с участием Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 Федерации при поступлении заинтересованных "О критериях отнесения промышленной предложений от федеральных органов продукции к промышленной продукции, не заинтересованных исполнительной власти имеющей аналогов, произведенных организаций и организаций в Российской Федерации" (в части дополнения требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, требованиями к малотоннажной химической продукции в рамках определенных Правительством Российской Федерации приоритетных продуктовых направлений) 9. Внесение изменений в приложение к акт Правительства октябрь 2018 г., Минпромторг России постановлению Правительства Российской Российской далее - ежегодно, с участием Федерации от 14 января 2017 г. № 9 Федерации при поступлении заинтересованных "Об установлении запрета на допуск товаров, предложений от федеральных органов происходящих из иностранных государств, заинтересованных исполнительной власти работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организаций (при и организаций иностранными лицами, для целей осуществления необходимости) закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (в части дополнения перечня товаров, происходящих из иностранных государств, малотоннажной химической продукцией в рамках определенных Правительством Российской Федерации приоритетных продуктовых направлений) 4. Совершенствование системы стандартизации 10. Утверждение программы стандартизации, ведомственный акт декабрь 2018 г. Минпромторг России, предусматривающей разработку методов и Росстандарт методик испытаний малотоннажной химической с участием продукции, гармонизированных со стандартами заинтересованных американского общества по испытанию федеральных органов материалов и Международной организации по исполнительной власти стандартизации, а также производство и и организаций аттестацию государственных стандартных образцов для аналитических методов определения заданных компонентов или веществ 5. Поддержка экспорта 11. Внесение изменений в перечень ведомственный акт февраль 2019 г., Минпромторг России, высокотехнологичной продукции, работ и услуг при поступлении ФАНО России с учетом приоритетных направлений предложений от с участием модернизации российской экономики и перечня заинтересованных заинтересованных высокотехнологичной продукции, утвержденный организаций организаций приказом Минпромторга России от 23 июня 2017 г. № 1993 "Об утверждении перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики и перечня высокотехнологичной продукции" (в части дополнения указанного перечня малотоннажной химической продукцией в рамках определенных Правительством Российской Федерации приоритетных продуктовых направлений) 12. Подготовка предложений по созданию доклад в март 2020 г. Минпромторг России, легитимных на внешнем рынке механизмов Правительство Росстандарт сертификации малотоннажной химической Российской с участием продукции Федерации заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций 6. Мониторинг и прогноз 13. Подготовка проекта Стратегии развития акт Правительства июнь 2018 г. Минпромторг России, химического и нефтехимического комплекса на Российской Минэнерго России период до 2030 года Федерации ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к плану мероприятий ("дорожной карте") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года ДИНАМИКА объема производства, импорта, экспорта и потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации за 2010 - 2016 годы в натуральном выражении (тыс. тонн) -----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------- Наименование показателя|2010 год|2011 год|2012 год|2013 год|2014 год|2015 год|2016 год -----------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------- Объем производства 2715 2974 3389 3117 3301 3425 3327 Объем экспорта 554 414 566 631 581 624 655 Объем импорта 1221 1400 1617 1660 1689 1440 1464 Объем потребления 3382 3960 4440 4146 4409 4241 4136 Примечание. Источники - Росстат, база статистических данных Организации Объединенных Наций по торговле товарами (UN Comtrade), аналитика компании Стратеджи Партнерс Групп (SPG). ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к плану мероприятий ("дорожной карте") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БАЛАНС малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации в натуральном и стоимостном выражении (среднее значение за 2014 - 2016 годы) -----------------------|-------------------------------------------------- Наименование показателя| Среднее значение за 2014 - 2016 годы |-------------------------|------------------------ | в натуральном выражении,|в стоимостном выражении, | тыс. тонн | млн. долларов США -----------------------|-------------------------|------------------------ Объем производства 3351 4814 Объем экспорта 620 847 Объем импорта 1531 3779 Объем потребления 4262 7746 Примечание. Источники - Росстат, база статистических данных Организации Объединенных Наций по торговле товарами (UN Comtrade), аналитика компании Стратеджи Партнерс Групп (SPG). ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 к плану мероприятий ("дорожной карте") по развитию производства малотоннажной химии в Российской Федерации на период до 2030 года СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ за 2014 - 2016 годы объема потребления малотоннажной химической продукции и среднетоннажной химической продукции в Российской Федерации ------------------------------------------------------------------|------------------ Наименование вида малотоннажной химической продукции |Объем потребления, и среднетоннажной химической продукции | млн. долларов США ------------------------------------------------------------------|------------------ Вещества для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам 820 Катализаторы, инициаторы, ингибиторы 767 Химические средства защиты растений 698 Поверхностно-активные вещества 693 Вещества для водоподготовки 475 Химические вещества для пищевых добавок 472 Химические реактивы 459 Адгезивы и герметики 419 Вещества для производства текстиля 347 Прочие пластики и каучуки специального назначения 326 Вещества для косметики 265 Присадки к топливам и смазочным материалам 199 Добавки для пластиков и каучуков прочие 196 Пигменты 162 Прочие добавки для производства лакокрасочных материалов 158 Вещества для горного дела 155 Химические вещества для кормовых добавок 148 Пламегасители 144 Строительные добавки 144 Вещества для электроники 139 Специальные лубриканты и технические жидкости 130 Антиоксиданты 117 Дезинфицирующие вещества 93 Вещества для создания изображений 73 Вещества для производства бумаги 67 Высокотехнологичные полимеры 44 Ингибиторы коррозии 41 Примечание. Источники - Росстат, база статистических данных Организации Объединенных Наций по торговле товарами (UN Comtrade), аналитика компании Стратеджи Партнерс Групп (SPG). ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|