Расширенный поиск
Постановление Администрации Сахалинской области от 15.08.2008 № 249-па
Администрация
сахалинской области постановление
г. Южно-Сахалинск Об утверждении Региональной адресной программы
«Капитальный ремонт многоквартирных домов в Сахалинской области на 2008 год»
В
соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года №
185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», с
целью проведения капитального ремонта многоквартирных домов в 2008 году
администрация Сахалинской области постановляет: 1.
Утвердить Региональную адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных
домов в Сахалинской области на 2008 год» (прилагается). 2.
Отменить постановление администрации Сахалинской области от
25 июля 2008 года № 218-па «Об утверждении Региональной адресной программы
«Капитальный ремонт многоквартирных домов в Сахалинской области на 2008 год». 3.
Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости». 4.
Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Сахалинской
области С.Г.Шередекина.
утверждена постановлением администрации Сахалинской области
региональная адресная программа
Паспорт региональной адресной программы
1.
Характеристика проблемы Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса
обусловлено его дотационностью и сложным финансовым положением, высокой
затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на
производство жилищно-коммунальных услуг, низкой платежеспособностью населения,
неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа
жилищного фонда, который привел к ухудшению качества жизни. В последние 15 - 20 лет снижены темпы строительства
муниципального жилья. Из-за отсутствия
финансирования из бюджетов всех уровней резко
снижены объемы капитального ремонта жилищного фонда. Техническое состояние жилищного фонда неоднородно, часть его
имеет значительный физический износ, нуждается в капитальном ремонте. Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве
является реорганизация системы управления отраслью, основывающаяся на принципах
сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении
жилищным фондом и активного привлечения граждан к управлению своей
собственностью в жилищной сфере. Именно в этом и заключается сущность новых
способов управления многоквартирными домами, которые ориентированы на
главенствующую в нем роль собственников помещений в многоквартирных домах. Одним из приоритетов жилищной политики Сахалинской области является создание комфортных условий
проживания для населения. Жилищный кодекс Российской Федерации возложил обязанность по
оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов на собственников
помещений. Одновременно отдельными статьями
Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации и постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 устанавливается обязанность собственников
помещений в многоквартирных домах нести бремя расходов на содержание общего
имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество
путем внесения платы за содержание и ремонт (включая капитальный) общего
имущества в многоквартирном доме. В соответствии с этим собственники помещений в
многоквартирных домах помимо прав и
обязанностей в отношении помещений, принадлежащих им на праве
собственности, несут обязанность по
поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по
осуществлению текущего и капитального ремонта многоквартирных домов. В связи с длительным невыполнением бывшими
балансосодержателями жилищного фонда обязанностей по проведению капитального
ремонта, высокой его стоимостью для
проведения работ необходимо оказание государственной поддержки и
привлечение средств граждан - собственников помещений в многоквартирных
домах. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской
Федерации для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан,
стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования
эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих
технологий создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с требованиями Федерального закона от
21.07.2007 По оценкам общая потребность в средствах на капитальный
ремонт жилищного фонда по Сахалинской области составляет сегодня 15 674,6 млн.
рублей. Однако такой объем инвестиций не
может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания
условий для привлечения частных инвестиций. Общая площадь всего жилищного фонда муниципальных образований Сахалинской области
на 01 января 2007 года составила 11 227,6 тыс. кв. метров. В муниципальных образованиях Сахалинской области продолжается процесс увеличения доли частного
жилищного фонда за счет приватизации жилищного фонда, находящегося в
муниципальной собственности: - муниципальный жилищный фонд составляет 3611,8 тыс. кв. метров
- 32,1%; - частный жилищный фонд составляет 7148,6 тыс. кв. метров –
63,7%; - государственный жилищный фонд составляет 467,2 тыс. кв.
метров - 4,2%. Значительную долю жилищного фонда составляют дома,
построенные в период с 1946 по 1970 годы – 42,8% и с 1971 по 1995 годы – 50,7%. Кроме того, малоквартирные (2-4-8 квартир) деревянные, неблагоустроенные дома, построенные в середине прошлого века, в среднем по области составляют 50,1%, в 7-ми муниципальных образованиях области их более 80%, в 5-ти муниципальных образованиях - от 90% до 95% . Сроки эксплуатации и процент износа многоквартирных домов в
Сахалинской области по состоянию на 01
января 2007 года характеризуются следующими показателями:
Причинами возникновения проблем являются: - естественное старение домов; - недостаточность средств на капитальный ремонт и текущее
содержание; - нарушение правил эксплуатации объектов, непринятие оперативных
мер по устранению многочисленных утечек в системах водоснабжения,
водоотведения, теплоснабжения; - потеря контроля предприятиями и организациями, имеющими в
оперативном управлении и хозяйственном ведении жилищный фонд, за технической
эксплуатацией фонда, процесс обветшания которого резко усилился; - неэффективность существующей системы управления в
жилищно-коммунальном секторе, преобладание административных нерыночных
отношений; - высокий уровень износа жилищного фонда. Следствием высокого износа жилищного фонда является низкое
качество жилищно-коммунальных услуг, не соответствующее требованиям
потребителей. Причинами высокого уровня износа являются недостаточное
финансирование ремонтных работ и фактического объема инвестиций в капитальный
ремонт жилищного фонда. При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения
в последние годы значительно возрастала. Основной причиной несоответствия
стоимости коммунальных услуг их качеству является отсутствие у коммунальных
предприятий стимулов к повышению эффективности производства и снижению
издержек. При существующей системе тарифного регулирования, административном
ограничении хозяйственной самостоятельности организациям жилищно-коммунального
комплекса выгодно наращивать, а не снижать собственные издержки. Еще одной причиной высокой степени износа жилищного фонда
является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для
жилищно-коммунальных предприятий, в связи с этим у организаций нет возможности
осуществить проекты по капитальному ремонту жилищного фонда без значительного
повышения тарифов. Привлечение инвестиционных средств, заемных средств на
длительный период могло бы позволить организациям снизить издержки и обеспечить
возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения
тарифов. Для приведения жилищного фонда в состояние, необходимое для
нормальной эксплуатации, требуются значительные финансовые ресурсы. В 2007 году
на капитальный ремонт многоквартирных домов
из всех бюджетов было направлено
318,159 млн. рублей, отремонтировано 195,54 тыс. кв. метров, что недостаточно
для поддержания жилья в состоянии, удовлетворяющем всем нормативным
требованиям. В соответствии со статистической отчетностью 22-жкх
(реформа) собственники 9871
многоквартирного жилого дома должны выбрать способ управления. По
состоянию на 01 июля 2008 года способ управления выбран в 4656 домах, что составляет 47%, в
том числе: 508 домов (5%) - непосредственный способ управления; 238 домов (2%) - управление ТСЖ; 3910 домов (40%) -
управление управляющей организацией, из них 3086 домов, или 78,9%, - частной
формы собственности. Следует отметить, что при подготовке муниципальными образованиями заявок на
получение финансовой помощи за счет средств фонда в результате проведенной
работы увеличилось число многоквартирных домов, в которых созданы товарищества
собственников жилья. До сих пор основными проблемами, из-за которых население не
желает осуществлять выбор способа управления многоквартирными домами, являются:
- неудовлетворительное
техническое состояние многоквартирных домов; - отсутствие необходимого количества специалистов в области
профессионального управления многоквартирными домами; - отсутствие конкурентной среды в малых населенных пунктах в данном секторе
экономики. Программа предусматривает как решение задач ликвидации
сверхнормативного износа основных конструкций жилищного фонда, внедрения
ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по
стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных
предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая
собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания
потребителей. Программа предусматривает проведение капитального ремонта
жилищного фонда Сахалинской области и
отвечает стратегическим интересам
муниципальных образований Сахалинской области. Ее реализация позволит: - повысить комфортность условий проживания населения на
территории муниципальных образований за счет повышения качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; - повысить эффективность, устойчивость и надежность
функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; - осуществить привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс. Капитальный ремонт многоквартирных домов в соответствии с
программой включает: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-,
газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета
потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной
воды, электрической энергии, газа); 2) ремонт крыш; 3) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему
имуществу в многоквартирных домах; 4) утепление и ремонт фасадов; 5) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного
непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт. 2.
Основные цели и задачи программы Основная цель программы - создание комфортных условий
проживания населения на основе проведения капитального ремонта многоквартирных
домов, а также улучшение жилищно-коммунального обслуживания. Также целью программы является создание условий и
осуществление в 2008 году капитального ремонта жилищного фонда для обеспечения сохранности жилищного фонда,
повышения его тепловой эффективности за счет утепления ограждающих конструкций
и обновления систем инженерного оборудования. Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов
должны явиться практическим шагом в реформировании жилищно-коммунального
хозяйства муниципальных образований Сахалинской области поскольку позволят
одновременно с повышением потребительских качеств жилья существенно снизить
затраты по его эксплуатации, что будет способствовать дальнейшей приватизации жилищного фонда, развитию форм
его самоуправления. В рамках реализации программы будут созданы условия,
обеспечивающие вовлечение частных
средств в капитальный ремонт жилищного фонда Сахалинской области. Эти мероприятия приведут к улучшению состояния жилищного
фонда и, как следствие, к повышению качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: - проведено обследование технического состояния жилищного
фонда; - по результатам проведенного обследования разработаны
муниципальные адресные программы по проведению капитального ремонта жилищного
фонда; - осуществлено информационное обеспечение. Также одной из целей программы является формирование
условий, обеспечивающих вовлечение частных средств в капитальный ремонт
жилищного фонда. Для достижения поставленной цели предполагается решить
следующие задачи: - разработать методы и схемы привлечения финансовых
ресурсов, активизации инвестиционной деятельности в сфере капитального ремонта
жилищного фонда; - обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных
предприятий; - обеспечить условия для снижения издержек и повышения
качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; - повысить эффективность управления жилищно-коммунальной
инфраструктурой. Одним из ключевых направлений решения указанных задач
является совершенствование системы тарифного регулирования на услуги
организаций жилищно-коммунального комплекса. 3.
Сроки и этапы реализации программы Программные мероприятия будут реализованы в 2008 году.
Неосвоенные в 2008 году средства будут израсходованы на те же цели в 2009 году.
Условиями участия муниципальных образований в программе являются выполнение всех условий статьи 14
Федерального закона от 21.07.2007 Основанием для включения многоквартирных домов в адресный
перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, настоящей программы являются
перечни, утвержденные муниципальными программами в соответствии с
установленными ими критериями отбора. Каждое мероприятие по проведению работ по капитальному
ремонту жилых домов состоит из нескольких этапов: - первый этап - уточнение технического состояния жилого
дома, проработка вариантов капитального ремонта жилищного фонда; - второй этап - заключение договоров на проведение
капитального ремонта жилищного фонда; - третий этап - проведение работ по капитальному ремонту
жилищного фонда в нормативные сроки; - четвертый этап - сдача объекта в эксплуатацию. Капитальный ремонт жилищного фонда осуществляется при
условии экономической эффективности проводимых работ. При капитальном ремонте жилищного фонда ухудшение
эксплуатационных показателей не допускается. Неотъемлемой частью мероприятий по капитальному ремонту
жилищного фонда является повышение их тепловой эффективности в
соответствии с изменившимися
нормативными требованиями по теплозащите зданий. Объектом, подлежащим капитальному ремонту, является общее
имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о капитальном ремонте жилищного фонда принимается
собственниками помещений в многоквартирном доме. Капитальный ремонт здания производится с целью
восстановления его ресурса с заменой при необходимости отдельных конструктивных
элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных
качеств здания. 4.
Перечень программных мероприятий В перечень программных мероприятий включены меры
нормативно-правового, организационного и финансового характера. Предусмотрены меры по информационному обеспечению
мероприятий программы. Реализация программы включает меры по оказанию финансовой
поддержки из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства, бюджета Сахалинской области, бюджетов муниципальных
образований «Холмский городской
округ», городской округ «Город Южно-Сахалинск» (как собственников
муниципального жилья). Перечень многоквартирных домов, которым планируется
предоставление финансовой поддержки в рамках программы, представлен в
приложении № 1 к настоящей программе. 5.
Ресурсное обеспечение программы Произвести капитальный ремонт многоквартирных домов только
за счет средств собственников помещений невозможно из-за значительных расходов,
необходимых на ремонт зданий. Данная проблема решается путем объединения
средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,
областного бюджета и привлечения средств собственников помещений
(софинансирование). Объемы и источники финансирования программы приведены в
приложении № 2 к настоящей программе. В целом в рамках объектов
программы предусматривается финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в
объеме 254957912 рублей за счет следующих источников: - средства Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства - 171288191 руб.; - средства областного бюджета – 70921825 руб.; - средства собственников – 12747896 руб. Механизм реализации программы основан на принципе
экономической целесообразности и заинтересованности всех участников процесса в
сохранении и обновлении жилищного фонда. Правовое, нормативное и методическое регулирование этого
процесса направлено на стимулирование организационно-технической и
производственной деятельности собственников жилищного фонда, подрядных и
эксплуатационных организаций, повышение качества ремонтных работ. Средства, предусмотренные в областном бюджете и
полученные из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,
предоставляются в форме субсидий местным бюджетам для долевого финансирования
проведения капитального ремонта многоквартирных домов согласно распределению,
утверждаемому администрацией Сахалинской области, по муниципальным
образованиям, которые претендуют в соответствии с заявкой на предоставление
финансовой поддержки и выполнили условия участия в программе. 6.
Результаты реализации программы 6.1. Реализация программы
позволит: - повысить комфортность условий проживания населения на
территории муниципальных образований за счет повышения качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; - повысить эффективность, устойчивость и надежность
функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; - обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов; - улучшить внешний
эстетический вид многоквартирных домов. 6.2. Прогнозируемый объем произведенного капитального
ремонта многоквартирных домов
муниципального образования «Холмский городской округ» в 2008 году
составит: - ремонт крыш - 31658,3 кв. м; - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-,
газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета
потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной
воды, электрической энергии, газа), протяженностью 3706,7 пог. м; - утепление и ремонт фасадов – 24893,4 кв. м; - ремонт подвальных помещений – 2474 кв. м. Общая площадь многоквартирных домов, в которых планируется
проведение капитального ремонта, - 195846,2 кв. м. Оценка результативности действия программы будет проводиться
по итогам года. 6.3. Прогнозируемый объем
произведенного капитального ремонта многоквартирных домов муниципального образования городской округ
«Город Южно-Сахалинск» в 2008 году
составит: - ремонт крыш – 17131,5 кв. м; - утепление и ремонт фасадов - 25085 кв. м; - ремонт подвальных помещений – 4664,5 кв. м. Общая площадь многоквартирных домов, в которых планируется
проведение капитального ремонта, - 96250,9 кв. м. Оценка результативности действия Программы будет проводиться
по итогам года. Реестр многоквартирных домов, участвующих в региональной
(муниципальной) адресной программе по
капитальному ремонту многоквартирных домов, представлен в приложении № 3 к
настоящей программе. Оценка результативности действия программы будет проводиться
по итогам года. Планируемые показатели выполнения программы представлены в
приложении № 4 к настоящей программе. 7.
Организация управления программой и контроль за ходом Ежегодно департамент топливно-энергетического комплекса и
жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской
области будет проводить отбор муниципальных образований Сахалинской
области (далее - муниципальные образования) для участия в реализации
мероприятий программы. Муниципальные образования ежегодно (в срок до 01 марта)
представляют в департамент топливно-энергетического комплекса и
жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской
области заявки на участие в отборе проектов по капитальному ремонту
многоквартирных домов на очередной год. Отбор заявок муниципальных образований на участие в
реализации мероприятий Программы производится с учетом их соответствия условиям
отбора, утвержденным статьей 14 Федерального закона от 21.07.2007 Условиями участия муниципальных образований в программе
являются наличие разработанной и утвержденной адресной муниципальной программы,
предусматривающей мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов с
привлечением средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных
специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в
многоквартирном доме. Муниципальная программа должна содержать: - перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному
ремонту; - обоснование объема средств на капитальный ремонт
многоквартирных домов; - планируемые показатели выполнения программы; Общий контроль за выполнением программы осуществляет
департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального
хозяйства Сахалинской области. Информационно-разъяснительная работа, связанная с
реализацией программы, организуется департаментом топливно-энергетического
комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, муниципальными
образованиями, участниками программы
через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем
проведения конференций и семинаров. 8.
Оценка социально-экономической эффективности программы Эффективность реализации программы и использования
выделенных на нее средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства, бюджета Сахалинской области и
средств собственников жилых помещений обеспечивается за счет: - исключения возможности нецелевого использования бюджетных
средств; - прозрачности прохождения средств. Успешное выполнение мероприятий Программы
позволит обеспечить в 2008 году: - снижение уровня общего износа жилищного фонда; - рост доли частных инвестиций в капитальный ремонт; - повышение качества и надежности жилищно-коммунальных
услуг. Эффективность реализации программы
характеризуется следующими показателями: - сокращением эксплуатационных затрат после капитального
ремонта; - продлением сроков экономически эффективной эксплуатации
зданий; - экономией тепловой энергии; - снижением энергопотребления. приложение № 2 к Региональной
адресной программе "Капитальный ремонт многоквартирных домов в Сахалинской
области на 2008 год", утвержденной постановлением администрации Сахалинской области
ОБЪЕМ И
ОБОСНОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ проведения капитального ремонта
многоквартирных домов в Сахалинской области Объем долевого финансирования
проведения капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области,
включенных в программу на 2008 год, за счет средств бюджета Сахалинской области
и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных
кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо
собственников помещений, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства в многоквартирных домах (с учетом размера предельной стоимости
проведения капитального ремонта, установленного в размере 16000 рублей в
расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных
домах) определяется в следующем порядке: 1. Объем долевого
финансирования мероприятий программы товариществами собственников жилья,
жилищными, жилищно-строительными кооперативами либо собственниками помещений в
многоквартирных домах рассчитывается исходя из минимальной доли долевого
финансирования за счет средств товариществ собственников жилья, жилищных,
жилищно-строительных кооперативов либо собственников помещений в
многоквартирных домах, установленной статьей 20 Федерального закона от 21 июля
2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства" в размере 5%, и объема средств,
необходимых для проведения капитального ремонта многоквартирных домов,
включенных в программу на 2008 год, по формуле:
V собств. 2008 -
объем долевого финансирования
мероприятий программы на 2008 год товариществами собственников
жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами либо
собственниками помещений в многоквартирных домах; V общ. 2008 - объем
средств, необходимых для проведения
капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в программу на 2008 год.
2. Объем долевого
финансирования мероприятий программы за счет средств областного бюджета рассчитывается
исходя из минимальной доли долевого финансирования капитального ремонта 29,22%,
рассчитанной на основании данных Минифина Российской Федерации по формуле: V О.Б.
2008 = (Vобщ.2008 - Vсобств.2008) х
29,22%, где: V О.Б 2008 -
объем долевого финансирования
мероприятий программы на 2008 год за счет средств областного бюджета. V О.Б. 2008 = (254957912 -
12747896) x 29,22% =70773767 рублей (в областном бюджете заложено - 71000000
рублей). 3. Объем долевого
финансирования мероприятий программы за счет средств Фонда содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства в многоквартирных домах
рассчитывается исходя из объема средств, необходимых для проведения
капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в программу на 2008 год,
объема соответствующего долевого финансирования мероприятий программы
товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными
кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами либо
собственниками помещений в многоквартирных домах и объема долевого
финансирования мероприятий программы за счет средств областного бюджета по
формуле: V Ф.
2008 = V общ. 2008 - V собств. 2008 - V О.Б. 2008, где: V Ф. 2008 -
объем долевого финансирования мероприятий
программы на 2008 год за счет средств Фонда содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства. V Ф. 2008 =
254957912 – 12747896 - 70921825 = 171288191 рублей. Объемы
финансирования программы на 2008 год
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|