Расширенный поиск

Постановление Сахалинской областной Думы Сахалинской области от 02.11.2017 № 1/5/79-7

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Сахалинской областной Думы

 

от 02 ноября 2017 года № 1/5/79-7

г.Южно-Сахалинск


 

Об обращении Сахалинской областной Думы к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донскому по вопросу о внесении изменений в федеральное законодательство в сфере предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов


 

На основании пункта 2 статьи 20 Устава Сахалинской области Сахалинская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Принять обращение Сахалинской областной Думы к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донскому по вопросу о внесении изменений в федеральное законодательство в сфере предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (прилагается).

2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донскому.

3. Опубликовать настоящее постановление и обращение в газете "Губернские ведомости"ина "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономическому развитию А.А.Кочнева.

 

 

 

Председатель

Сахалинской областной Думы                                                                             А.А.Хапочкин

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

 

Сахалинской областной Думы

 

от _______________

г.Южно-Сахалинск


Министру природных ресурсов и

экологии Российской Федерации

 

С.Е.Донскому

 

 

 

Уважаемый Сергей Ефимович!

 

В ноябре 2015 года у берегов Невельского района Сахалинской области во время шторма потерпел крушение танкер "Надежда", на борту которого находилось186 тонн мазута и 558 тонн дизельного топлива. В результате разлива этих нефтепродуктов был нанесен вред окружающей среде, растительному и животному миру. Общий подтвержденный судебными решениями ущерб окружающей среде, муниципалитету Невельского городского округа и третьим лицам составил около 524 миллионов рублей.

Рассмотрев по обращению Региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" доклад "Чему научит нас "Надежда" (опубликован на интернет-сайте организации), который содержит описание событий в период развития экологической катастрофы и ликвидации ее последствий, подробный анализ причин аварии, оценку масштабов загрязнения окружающей среды, а также правовой анализ нормативной правовой базы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее – доклад), Сахалинская областная Дума отмечает следующее.

В результате анализа нормативной правовой базы, регулирующей вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, представленного в докладе, выявлены недостатки и пробелы в законодательстве, которые депутаты Сахалинской областной Думы предлагают устранить.

Так, Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утверждены Приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621) (далее – Правила разработки и согласования планов) установлены общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые распространяются и на организации, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов, а также на администрацию портов.

Согласно пункту 8 Правил разработки и согласования плановв территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых в субъектах Российской Федерации, разрабатываются планы комиссий по чрезвычайным ситуациям (далее – КЧС) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также планы КЧС органов местного самоуправленияпо предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Также статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, и другие права.При этом в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность организаций и государственных органов власти публиковать или обеспечивать доступ общественности к утвержденным планам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план ПЛРН).

Практика показывает, что успех операции по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов зависит от возможности привлечения в кратчайший срок всех возможных сил и средств, в том числе волонтеров.

По информации участников ликвидации последствий аварии танкера "Надежда", в том числе и авторов доклада, в период ликвидации последствий аварии ответственными органами не сразу были приняты меры по привлечению волонтеров к выполнению мероприятий.  Кроме этого, участвовавшие в ликвидации последствий аварии общественные организации действовали, руководствуясь, скорее, своей базой знаний и навыков, нежели планами ПЛРН.

По мнению авторов доклада, в случае, если бы на сайте органов местного самоуправления Невельского городского округа и уполномоченных исполнительных органов государственной власти Сахалинской области были опубликованы утвержденные в установленном порядке планы ПЛРН, это позволило бы гражданам, желающим оказать помощь в ликвидации последствий аварии, действовать более целенаправленно с учетом указанных планов. Это, в свою очередь, повысило бы эффективность проведения мероприятий по очистке побережья и спасению морских животных и птиц.

Учитывая изложенное, просим Вас, Сергей Ефимович, инициировать внесение изменений в статью 161 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее – Закон № 155-ФЗ), статью 222 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187- ФЗ"О континентальном шельфе Российской Федерации", Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации,  установив нормы, обязывающие эксплуатирующую организацию, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления размещать в открытом доступе в сети Интернет утвержденные планы ПЛРН, по аналогии с пунктом 9 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Также просим рассмотреть вопрос о внесении в требования к содержанию плана ПЛРН, установленные Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1189 (далее – Правила), дополнения, обязывающего при разработке плана ПЛРН включать в него мероприятия по спасению и реабилитации млекопитающих и птиц, пострадавших от  разлива нефти и нефтепродуктов.

Далее. В процессе изучения обстоятельств аварии танкера "Надежда" выявлено, что у эксплуатирующей организации не было достаточного финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В качестве одного из оправданийотсутствия финансового обеспечения возмещения в полном объеме ущерба, причиненного в результате аварии, эксплуатирующей организацией было указано на факт отсутствия утвержденнойметодики расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов (далее – методика), разработка и утверждение которой предусмотреныпунктом 8 статьи 161 Закона № 155-ФЗ.

Учитывая данное обстоятельство, просим Вас принять меры по ускорениюразработки и утвержденияметодики.

Кроме того, в процессе проведения общественного расследования причин аварии танкера "Надежда" и характера нарушений законодательства со стороны эксплуатирующей организации выявлена несогласованность норм федерального законодательства в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Так, нормы статьи 161 Закона № 155-ФЗ не согласуются с положениями Правил.

По смыслу статьи 161 Закона № 155-ФЗ, ее нормы, исходя из ее наименования и текста пунктов 1 и 2, не распространяются на организации, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов нефтеналивными судами (танкерами).

Например, пунктом 1 указанной статьи установлено:

"1. Эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее – план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).".

При буквальном прочтении данный текст означает, что эксплуатация, использование определенных объектов, проведение буровых работ при определенных обстоятельствах (при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов) во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при определенных условиях. В данном случае в тексте не фигурирует транспортировка нефти и нефтепродуктов как отдельный вид деятельности.

Вместе с тем Правила, утвержденные в соответствии с пунктом 4 статьи 161 Закона № 155-ФЗ, предусматривают принятие максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, в том числе для нефтеналивных самоходных и несамоходных судов. Данное обстоятельство указывает на то, что нормы, установленные статьей 161 Закона № 155-ФЗ,все-таки распространяются и на организации, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов нефтеналивными судами (танкерами).

Таким образом,с точки зрения правил построения предложений, в тексте пунктов 1 и 2 статьи 161 Закона № 155-ФЗдопущеноискажение смысла из-за несогласованности отдельных слов.

В таком случае предлагаем текст пункта1статьи 161 Закона № 155-ФЗ изложить в следующей редакции:

"1. Эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также осуществление транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее – план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).".

Аналогичную редакцию предлагаем использовать в наименовании и в пункте 2 статьи 161 Закона № 155-ФЗ.

 

 

 

Председатель

Сахалинской областной Думы                                                                             А.А.Хапочкин

 

 

 


Информация по документу
Читайте также