Расширенный поиск

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30.11.2017 № 2235

ГЛАВА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

УКАЗ

 

г. Якутск

 

 

О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы»

 

 

В целях повышения эффективности системы социальной поддержки населения Республики Саха (Якутия) п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы».

2. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы”»;

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 02.10.2012 № 1650 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы”»;

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 25.03.2013 № 1953 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы”»;

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 31.12.2013 № 2445 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы”»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 20.08.2014 № 2830 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы”»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31.03.2015 № 387 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 “О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы” и признании утратившими силу отдельных указов Президента Республики Саха (Якутия)”»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 28.09.2015 № 684 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы”»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14.06.2016 № 1203 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы”»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21.12.2016 № 1593 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы”»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 03.07.2017 № 1990 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы”»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12.09.2017 № 2099 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы”, утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 976 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) “Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы”».

3. Настоящий Указ вступает в силу с 01 января 2018 года.

4. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

 

 

 

               Глава

Республики Саха (Якутия)                                                       Е.БОРИСОВ

 

 

 

г.Якутск

30 ноября 2017 года

№ 2235

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 г.

№ 2235

 

 

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы»

 

 

Паспорт государственной программы Республики Саха (Якутия)


 

Наименование государственной программы

Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Соисполнители Программы

-

Участники Программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения;

органы местного самоуправления

Подпрограммы Программы

Подпрограмма № 1. «Обеспечивающая подпрограмма»;

подпрограмма № 2. «Развитие социального обслуживания населения»;

подпрограмма № 3. «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

подпрограмма № 4. «Охрана труда»;

подпрограмма № 5. «Доступная среда»

Цель Программы

Повышение доступности социального обслуживания населения; создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки

Задачи Программы

Повышение качества жизни граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей–инвалидов, семей и детей, в том числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе развития сети учреждений социального обслуживания;

повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий;

улучшение условий труда работников;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Целевые показатели (индикаторы) Программы

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения:

2018 год – 100 %;

2019 год – 100 %;

2020 год – 100 %;

2021 год – 100 %;

2022 год – 100 %;

удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности:

2018 год – 3 %;

2019 год – 4 %;

2020 год – 5 %;

2021 год – 6 %;

2022 год – 7 %;

доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением:

2018 год – 100 %;

2019 год – 100 %;

2020 год – 100 %;

2021 год – 100 %;

2022 год – 100 %;

удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

2018 год – 19,5 %;

2019 год – 19,0 %;

2020 год – 18,5 %;

2021 год – 18,0 %;

2022 год – 17,5 %;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов:

2018 год – 53,8 %;

2019 год – 54,8 %;

2020 год – 55,6 %;

2021 год – 56,8 %;

2022 год – 57,6 %

Сроки реализации Программы

2018 - 2022 годы

Объем финансового обеспечения Программы

Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию программы – 79 910 333,0 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 16 294 331,0 тыс. руб.;

2019 год – 15 420 106,3 тыс. руб.;

2020 год – 15 460 554,4 тыс. руб.;

2021 год – 16 046 408,2 тыс. руб.;

2022 год – 16 688 933,2 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 69 305 602,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 14 173 845,1 тыс. руб.;

2019 год – 13 329 381,2 тыс. руб.;

2020 год – 13 329 381,1 тыс. руб.;

2021 год – 13 915 234,9 тыс. руб.;

2022 год – 14 557 759,9 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета – 8 661 453,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 1 677 469,0 тыс. руб.;

2019 год – 1 715 659,9 тыс. руб.;

2020 год – 1 756 108,1 тыс. руб.;

2021 год – 1 756 108,1 тыс. руб.;

2022 год – 1 756 108,1 тыс. руб.;

в) за счет средств местных бюджетов – 9 412,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2019 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2020 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2021 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2022 год – 1 882,4 тыс. руб.;

г) за счет внебюджетных средств – 1 933 865,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 441 134,5 тыс. руб.;

2019 год – 373 182,8 тыс. руб.;

2020 год – 373 182,8 тыс. руб.;

2021 год – 373 182,8 тыс. руб.;

2022 год – 373 182,8 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением в учреждения социального обслуживания населения - 100%;

увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности - до 7%;

доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением – 100 %;

удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – 17,5%;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов до 57,6%


 

 

 

Паспорт подпрограммы № 1

государственной программы Республики Саха (Якутия)


 

Наименование подпрограммы

Обеспечивающая подпрограмма

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Участник подпрограммы

-

Цель подпрограммы

Осуществление полномочий в сфере социальной защиты населения

Задачи подпрограммы

Ресурсное обеспечение

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

-

Сроки реализации подпрограммы

2018 – 2022 годы

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы 1 062 209,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 212 441,9тыс. руб.;

2019 год – 212 441,9 тыс. руб.;

2020 год – 212 441,9 тыс. руб.;

2021 год – 212 441,9 тыс. руб.;

2022 год – 212 441,9 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 1 062 209,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 212 441,9тыс. руб.;

2019 год – 212 441,9 тыс. руб.;

2020 год – 212 441,9 тыс. руб.;

2021 год – 212 441,9 тыс. руб.;

2022 год – 212 441,9 тыс. руб.;

Ожидаемые результаты подпрограммы

-


 

 

 

Паспорт подпрограммы № 2

государственной программы Республики Саха (Якутия)


 

Наименование подпрограммы

Развитие социального обслуживания населения

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Участник подпрограммы

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

органы местного самоуправления

Цель подпрограммы

Повышение качества жизни граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей–инвалидов, семей и детей, в том числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе развития сети учреждений социального обслуживания

Задачи подпрограммы

Социальное обслуживание граждан;

обеспечение комплексной безопасности, повышение энергетической эффективности и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

осуществление деятельности по опеке и попечительству;

поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения:

2018 год – 100 %;

2019 год – 100 %;

2020 год – 100 %;

2021 год – 100 %;

2022 год – 100 %;

удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности:

2018 год – 3 %;

2019 год – 4 %;

2020 год – 5 %;

2021 год – 6 %;

2022 год – 7 %

Сроки реализации подпрограммы

2018 – 2022 годы

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы 22 035 037,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 4 640 259,0 тыс. руб.;

2019 год – 4 352 713,4 тыс. руб.;

2020 год – 4 352 713,4 тыс. руб.;

2021 год – 4 344 675,9 тыс. руб.;

2022 год – 4 344 675,9 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) –20 099 771,4тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 4 198 844,4 тыс. руб.;

2019 год – 3 979 250,5 тыс. руб.;

2020 год – 3 979 250,5 тыс. руб.;

2021 год – 3 971 213,0 тыс. руб.;

2022 год – 3 971 213,0 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета – 1 400,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 280,1 тыс. руб.;

2019 год – 280,1 тыс. руб.;

2020 год – 280,1 тыс. руб.;

2021 год – 280,1 тыс. руб.;

2022 год – 280,1 тыс. руб.;

в) за счет внебюджетных средств – 1 933 865,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 441 134,5 тыс. руб.;

2019 год – 373 182,8 тыс. руб.;

2020 год – 373 182,8 тыс. руб.;

2021 год – 373 182,8 тыс. руб.;

2022 год – 373 182,8 тыс. руб.

Ожидаемые результаты подпрограммы

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения – 100%;

увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности - до 7%


 

 

 

Паспорт подпрограммы № 3

государственной программы Республики Саха (Якутия)


 

Наименование подпрограммы

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Участники подпрограммы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

органы местного самоуправления

Цель подпрограммы

Повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных гарантий

Задачи подпрограммы

Социальная поддержка материнства и детства;

мероприятия, направленные на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройство в семью;

социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан;

социальная поддержка отдельных категорий граждан

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

Доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением:

2018 год – 100 %;

2019 год – 100 %;

2020 год – 100 %;

2021 год – 100 %;

2022 год – 100 %

Сроки реализации подпрограммы

2018 - 2022 годы

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы – 56 052 733,7 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 11 278 107,1 тыс. руб.;

2019 год – 10 705 743,7 тыс. руб.;

2020 год – 10 746 191,8 тыс. руб.;

2021 год – 11 340 083,1 тыс. руб.;

2022 год – 11 982 608,1 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 47 406 996,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 9 615 233,9 тыс. руб.;

2019 год – 8 990 363,9 тыс. руб.;

2020 год – 8 990 363,8 тыс. руб.;

2021 год – 9 584 255,1 тыс. руб.;

2022 год – 10 226 780,1 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета – 8 645 737,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 1 662 873,2 тыс. руб.;

2019 год – 1 715 379,8 тыс. руб.;

2020 год – 1 755 828,0 тыс. руб.;

2021 год – 1 755 828,0 тыс. руб.;

2022 год – 1 755 828,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Доля граждан, получивших социальную поддержку и государственные социальные гарантии, в общей численности граждан, имеющих право на их получение и обратившихся за их получением – 100%


 

 

Паспорт подпрограммы № 4

государственной программы Республики Саха (Якутия)


 

Наименование подпрограммы

Охрана труда

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Участники подпрограммы

Органы местного самоуправления

Цель подпрограммы

Улучшение условий труда работников

Задачи подпрограммы

Повышение качества условий труда на рабочих местах

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:

2018 год – 19,5 %;

2019 год – 19,0 %;

2020 год – 18,5 %;

2021 год – 18,0 %;

2022 год – 17,5 %

Сроки реализации подпрограммы

2018 - 2022 годы

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы – 295 142,0 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2019 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2020 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2021 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2022 год – 59 028,4 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 295 142,0 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2019 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2020 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2021 год – 59 028,4 тыс. руб.;

2022 год – 59 028,4 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – 17,5%


 

 

 

Паспорт подпрограммы № 5

государственной программы Республики Саха (Якутия)


 

Наименование подпрограммы

Доступная среда

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Участники подпрограммы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия);

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения;

органы местного самоуправления

Цель подпрограммы

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Задачи подпрограммы

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов:

2018 год – 53,8 %;

2019 год – 54,8 %;

2020 год – 55,6 %;

2021 год – 56,8 %;

2022 год – 57,6 %

Сроки реализации подпрограммы

2018 - 2022 годы

Объем финансового обеспечения подпрограммы

Объемы финансового обеспечения в целом на реализацию подпрограммы – 465 210,2 тыс. рублей, в том числе:

2018 год – 104 494,6 тыс. руб.;

2019 год – 90 178,9 тыс. руб.;

2020 год – 90 178,9 тыс. руб.;

2021 год – 90 178,9 тыс. руб.;

2022 год – 90 178,9 тыс. руб.;

а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 441 482,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 88 296,5 тыс. руб.;

2019 год – 88 296,5 тыс. руб.;

2020 год – 88 296,5 тыс. руб.;

2021 год – 88 296,5 тыс. руб.;

2022 год – 88 296,5 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета – 14 315,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 14 315,7 тыс. руб.;

в) за счет средств местных бюджетов – 9 412,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2019 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2020 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2021 год – 1 882,4 тыс. руб.;

2022 год – 1 882,4 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов – 57,6%


 

 

 

Раздел 1. Характеристика текущего состояния

 

Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.

В настоящее время социальная поддержка и социальное обслуживание граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей–инвалидов, семей и детей, в том числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворение их жизненных потребностей является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Система социального обслуживания населения республики включает в себя 96 учреждений, в том числе:

35 управлений социальной защиты населения с отделениями, осуществляющими социальное обслуживание на дому, и отделениями помощи семье и детям;

21 дом – интернат для престарелых и инвалидов, в том числе 5 психоневрологических;

детский дом-интернат для умственно-отсталых детей;

19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

6 реабилитационных центров для инвалидов и детей - инвалидов;

5 комплексных центров социального обслуживания населения;

ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов»;

8 муниципальных казенных учреждений «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

Учреждениями социального обслуживания ежегодно предоставляются различные виды социальных услуг более 100 тысячам человек, главным образом, пожилым и инвалидам. Наиболее востребованной социальной услугой является обслуживание на дому. Социально-бытовые услуги на дому получают около 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16 % от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 80 одиноких престарелых граждан.

Действующая сеть учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. По домам-интернатам для престарелых и инвалидов, психоневрологическим и специальным домам-интернатам обеспеченность населения против нормативного количества коек составляет 81,2%, по местам в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей - 36%.

Материально-техническая база учреждений состоит из зданий постройки 60 - 80-х годов, из них 60% в деревянном исполнении, что не соответствует требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам, степень износа некоторых зданий составляет 90 - 100%. Сами здания не типовые, количество их не соответствует потребностям, в результате отмечается большая скученность проживающих: по площади на 1 человека приходится 4 - 5 кв. м вместо требуемых по санитарно-гигиеническим нормам 7 - 9 кв. м.

Количество учреждений социального обслуживания, здания которых находятся в ветхом и аварийном состоянии, составляет 10 учреждений, в том числе: 3 психоневрологических дома-интерната, 6 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних и 1 центр социальной помощи семье и детям.

В современных условиях необходима модернизация сети социальных учреждений путем переориентации, внедрения новых технологий в социальном обслуживании пожилых людей, например, через создание института приемной семьи для пожилых, строительство специальных домов для людей пожилого возраста и инвалидов, расширение сети социального обслуживания пожилых граждан на дому и другие.

Оптимизация сети учреждений социального обслуживания предполагает закрытие стационарных учреждений, расположенных в деревянных зданиях, укрупнение учреждений затратных по содержанию при малой комплектности и загруженности.

В последние годы сеть домов-интернатов подверглась реформированию: в 14 улусах (районах) закрылись дома-интернаты, находящиеся в деревянных зданиях, созданы 6 межулусных домов-интернатов в улусах (районах) и в г. Якутске. Это привело к возникновению проблем по переводу престарелых из улусных домов-интернатов в другие города и улусы (районы), обеспечиваемые были оторваны из привычных условий проживания, питания, общения, с родных мест, что, несомненно, повлияло на психологическое здоровье пожилых граждан. В свою очередь, сохраненные дома-интернаты, расположенные в каменных построениях, оказались перенаселенными.

С 2010 года введены в эксплуатацию здания, отвечающие требованиям пожарной безопасности по степени огнестойкости, Жиганского, Усть-Янского, Оймяконского, Намского, Алданского, Нюрбинского домов-интернатов для престарелых и инвалидов, Олекминского психоневрологического дома-интерната, Амгинского и Олекминского реабилитационных центров для инвалидов и детей-инвалидов, Республиканского реабилитационного центра ветеранов Великой Отечественной войны и локальных боевых действий в г. Якутске, комплексного центра социального обслуживания населения в г. Якутске, приобретено здание для размещения Алданского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Ведётся строительство Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. С вводом нового центра будут оптимизированы действующие детские реабилитационные центры путём создания сети филиалов вновь создаваемого учреждения. Новый центр станет диагностическим, методическим и координационным центром, что позволит упорядочить и обеспечить научно-методический подход в данной области.

По состоянию на 01 июля 2017 года очередность на обслуживание на дому и в дома-интернаты ликвидирована. В психоневрологические дома интернаты очередность снижена до 109 человек (в 2016 году – 174 человека).

В республике организованы 149 приемных семей, в них осуществляется уход за 150 гражданами пожилого возраста. Созданы 22 социальные мобильные бригады, оказывающие услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах. Продолжают успешно функционировать Школы третьего возраста и активного долголетия в 11 подведомственных учреждениях.

В реестре поставщиков социальных услуг Республики Саха (Якутия) состоит более 30 негосударственных организаций. В настоящее время в г. Якутске осуществляют деятельность 4 негосударственных пансионата для престарелых и инвалидов, в них оказываются услуги более чем 30 гражданам.

Проблема социального сиротства, семейного неблагополучия, утрата семейных ценностей продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем семьи и детства. В то же время формирование устойчивой системы по профилактике социального сиротства, использование новых технологий отечественного и зарубежного опыта социальной работы, организация работы в рамках программно-целевого подхода позволят выйти на более качественный уровень по предоставлению услуг семьям с детьми, улучшению их положения.

Приоритетным направлением деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних также является сохранение родной семьи для детей и подростков, а в случаях, когда это невозможно, оказание содействия органам опеки и попечительства в устройстве этих детей в замещающие семьи.

Ситуация по социальному сиротству детей в целом по республике имеет положительную динамику: общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, в сравнении с 2011 годом в 2016 году снизилось на 40%. Сокращается число детей, родители которых лишены родительских прав, в сравнении с 2011 годом в 2016 году снижение показателей составляет свыше 30%.

Выросла доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 86,5% в 2015 году до 87,1% в 2016 году.

Развивается устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмные семьи. В 2016 году создана 221 приемная семья, в 2014 и 2015 годах данный показатель составлял 202 и 224 соответственно. Наибольшее количество приемных семей создано в Верхневилюйском Вилюйском улусе, Нерюнгринском, Хангаласском, Намском, Горном, г. Якутске.

Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неразрывно связано с предоставлением мер государственной поддержки для семей, принявших на воспитание детей, лишённых родительского попечения.

За последние три года детские дома были перепрофилированы в центры помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Численность детей, находящихся в центрах (детских домах), сократилась на 25,7 % (с 385 детей в 2014 г. до 286 детей в 2016 году). 

В современных условиях возрастает роль и значение социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению.

Субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям инвалидов и ветеранов на реализацию мероприятий направленных на:

социальную поддержку и защиту инвалидов и ветеранов, создание условий для занятий адаптивной физической культурой, социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;

социальную реабилитацию детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общественными организациями ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия) проводятся мероприятия с целью повышения роли ветеранских организаций, привлечения внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, степени информирования общественности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества; обсуждения актуальных вопросов гражданско-патриотического воспитания.

Отдельные категории граждан: абсолютно слепые, граждане пожилого возраста, семьи с детьми - нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. Поскольку такие категории традиционно относятся к уязвимым слоям населения, для них важным ресурсом благосостояния, поддержки социального статуса и положения является поддержка со стороны государства. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.

С 2005 года система социальной защиты граждан приведена в соответствие принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, льготы натуральной формы заменены денежными выплатами. Федеральные полномочия переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенций. Одновременно органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Меры социальной поддержки, социальная помощь предоставляются в виде денежных выплат, набора социальных услуг, социального обслуживания. Денежные выплаты предоставляются в соответствии с принципом социальной справедливости. Меры социальной поддержки установлены в твердом размере по категориям независимо от места проживания и фактического пользования услугой.

Социальная поддержка семьи и детей представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами власти в интересах семьи и детей. Семья всегда была и остается основным ресурсом устойчивого развития общества, а успешная, благополучная семья залогом социальной стабильности.

 

 

Динамика численности получателей мер социальной поддержки по Республике Саха (Якутия)

 

 

в тыс. чел.


Информация по документу
Читайте также