ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ОБРАЩЕНИЕ
В Правительство Российской Федерации по вопросу
обновления пассажирского речного флота
Россия обладает масштабной водной транспортной инфраструктурой:
тринадцать морей и более 100 тыс. км судоходных рек. В последние 25 лет речной флот
страны практически не развивался, и сегодня пришло время возрождать и
пассажирский флот, так как содержание речных путей сообщения требует вложений в
50 раз меньше, чем автомобильных и железных дорог. Немаловажным фактором
является и то, что водные перевозки в сотни раз безопасней автомобильных, а их
воздействие на экологию минимально, что особенно важно в густонаселенных
регионах.
Принимая во внимание востребованность, а в некоторых случаях и безальтернативность
водного транспорта, на сегодняшний день остро встал вопрос обновления
пассажирского флота - очень актуальный и системный для большинства регионов
Российской Федерации, без решения которого будет происходить постепенное
выбытие флота и, соответственно, сокращение пассажирских перевозок.
Река Енисей, одна из крупнейших рек России, является важнейшей
транспортной артерией, соединяющей Северный морской путь с Транссибирской
магистралью. Внутренние водные пути Енисейского бассейна имеют важнейшее
стратегическое и социально-экономическое значение для Красноярского края, а для
районов Крайнего Севера зачастую являются безальтернативной возможностью
организации перевозки грузов и пассажиров. Эффективное функционирование водного
транспорта тесно связано с разведкой месторождений полезных ископаемых, их
добычей и транспортировкой, жизнеобеспечением промышленных предприятий,
транспортным освоением Арктической зоны Российской Федерации.
Учитывая развитую сеть внутренних водных путей Красноярского края,
невозможно представить устойчивое развитие региона, реализацию масштабных
инвестиционных проектов без дальнейшего развития водного транспорта.
Формирование в Красноярском крае нового центра отечественной
газонефтедобычи, сооружение комплекса глубокой лесопереработки в Приангарье и
каскада гидроэлектростанций на Ангаре и Енисее, освоение новых месторождений неосуществимы
без водных перевозок, которые в ряде случаев являются единственным доступным
видом транспорта, позволяющим обеспечить связь внутри муниципальных
образований, а также с краевым центром.
Всего в крае за навигацию 2016 года было перевезено более
700 тыс. пассажиров и свыше 6 млн. тонн грузов.
Для жителей, проживающих в низовье реки Енисей, пассажирский
водный транспорт в навигационный период порой является безальтернативным в
части транспортного сообщения, обеспечения предметами быта и жизнедеятельности,
продовольственными товарами.
По
информации ФАУ "Российский Речной Регистр", по
состоянию на 1 января 2017 года средний возраст пассажирских судов различного назначения и типа на территории
Российской Федерации, зарегистрированных в Российском
речном регистре судоходства, составляет 35 лет. Средний возраст флота,
находящегося на классификационном учете Енисейского филиала ФАУ "Российский
Речной Регистр", используемого при перевозках пассажиров, составляет 28
лет, при этом возраст наиболее крупных судов ("Александр Матросов" и "Валерий
Чкалов") вместимостью 250 человек составляет более 60 лет.
В
связи с этим остро стоит вопрос обновления пассажирского речного флота, в
частности эксплуатируемого на маршруте Красноярск – Дудинка. Суда существенно устарели,
имеют износ корпусных конструкций и судовой техники, близкий к предельному. Вместе с тем высокая стоимость новых современных
пассажирских речных судов в большинстве случаев не позволяет судовладельцу
самостоятельно осуществлять обновление флота. Данная
проблема характерна как для Красноярского края, так и для других субъектов
Российской Федерации.
Помимо
функций обеспечения транспортного сообщения между населенными пунктами внутри Красноярского
края, связи краевого центра с районами на севере края,
внутренний водный транспорт является неотъемлемой частью сферы туризма. Так, на сегодняшний день круизный туристский продукт в
крае существует в виде предложений местных туроператоров, которые выкупают
заранее или бронируют при поступлении конкретных заявок у перевозчика
определенное количество пассажирских мест на судах, уровень комфорта на которых
не соответствует современным требованиям.
Учитывая
чрезмерно высокую стоимость новых судов (головной теплоход требуемой
вместимости, отвечающий условиям судоходства в Енисейском бассейне, для
эксплуатации на линии Красноярск – Дудинка – более 1,0 млрд. рублей), дефицит
бюджета Красноярского края, а также реализацию в регионе ряда финансово емких
проектов по подготовке к XXIX Всемирной зимней универсиаде 2019 года в г.
Красноярске, изыскать источники финансирования для обновления пассажирского речного
флота в крае в настоящее время не представляется возможным.
Ряд
механизмов государственной поддержки судовладельцев, внедряемых и введенных в
действие в последние годы на федеральном уровне (как, например, расширение
льготной лизинговой программы, субсидии на возмещение двух третей затрат на
уплату процентов по кредитам, а также лизинговым платежам, судовой утилизационный
грант), безусловно, вносят вклад в развитие гражданского судостроения, однако
для предприятий отрасли приобретение новых судов остается задачей, решение
которой крайне затруднительно в силу убыточности социально значимых
пассажирских перевозок.
Вопрос
обновления пассажирского речного флота в настоящий момент не может быть решен
без привлечения средств бюджетов различных уровней через принятие
государственной программы на уровне Российской Федерации. В данной программе полагаем
целесообразным предусмотреть в том числе разработку
за счет федеральных средств базовых проектов судов для территорий со схожими
условиями судоходства. С учетом конкретных требований и пожеланий заказчика
базовый проект может быть доработан за счет средств субъекта Российской
Федерации.
При
строительстве современных пассажирских речных судов регионы получают ряд
положительных эффектов, а именно:
сохранение
устойчивого сообщения между населенными пунктами в навигационный период;
развитие
круизного туризма, в том числе на территориях, включенных в Арктическую зону
Российской Федерации;
уменьшение
объема субсидий, выделяемых из бюджетов регионов на выполнение программ социально
значимых перевозок водным транспортом, за счет снижения затрат на
эксплуатационное, техническое обслуживание и ремонт судов;
загрузку
производственных мощностей (проектно-конструкторские организации, судостроительные
верфи, предприятия смежных отраслей).
Учитывая
изложенное, просим рассмотреть возможность разработки федеральной
государственной программы по обновлению гражданского пассажирского флота с
привлечением средств федерального и региональных бюджетов.
Председатель
|
|
Законодательного
|
|
Собрания
края
|
Д.В. Свиридов
|