Расширенный поиск

Постановление Правительства Самарской области от 27.10.2017 № 672

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2017 г. N 672

 

 

Об утверждении долговой политики Самарской области

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

 

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1482, Правительство Самарской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долговую политику Самарской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство управления финансами Самарской области (Прямилова).

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

 

 

      Врио первого

     вице-губернатора -

председателя Правительства

     Самарской области                                                                                                                   А.П.Нефедов

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением

Правительства Самарской области

от 27 октября 2017 г. N 672

 

ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019

И 2020 ГОДОВ

 

1. Основные цели и задачи долговой политики

Самарской области

 

Долговая политика Самарской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - долговая политика Самарской области) представляет собой общее руководство для действий и принятия решений в сфере управления государственным долгом.

Долговая политика Самарской области основана на установлении четких целей управления долговыми обязательствами, соотнесении рисков и объемов государственных заимствований, мониторинге и управлении операциями, связанными с объемом, структурой и графиками платежей по государственному долгу, созданием условий для обеспечения возможности осуществления заимствований в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Самарской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Основные цели долговой политики Самарской области - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств и сохранение финансовой устойчивости областного бюджета.

Основными задачами долговой политики Самарской области являются:

совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом;

поддержание уровня долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом соблюдения дополнительных ограничений, установленных условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Самарской области бюджетных кредитов из федерального бюджета;

оптимизация структуры государственного долга Самарской области с целью минимизации стоимости его обслуживания;

активное использование государственных ценных бумаг Самарской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета и минимизация привлечения коммерческих кредитов;

обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;

поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению.

 

2. Основные направления долговой политики Самарской области

в период с 2018 по 2020 год

 

2.1. Предпосылки формирования основных направлений долговой

политики Самарской области с 2018 по 2020 год

 

В последние годы наблюдался ряд негативных тенденций в российской экономике, в том числе обусловленных внешнеэкономическими факторами, действие которых привело к значительному падению доходной части областного бюджета, что напрямую отразилось на увеличении объема государственного долга и росте долговой нагрузки региона. С 1 января 2014 года по 1 января 2017 года объем государственного долга Самарской области увеличился с 39,6 до 67,4 млрд. рублей, или на 70%. Ожидаемый объем государственного долга по итогам 2017 года составит 66,5 млрд. рублей.

По итогам 2016 года значение уровня долговой нагрузки по всем видам долговых обязательств Самарской области составило 55%, в том числе по рыночным долговым обязательствам - 39%, что соответственно на 4 и 7 процентных пунктов меньше, чем в 2015 году.

В условиях сокращения объема собственных доходов Самарская область столкнулась со значительными проблемами обеспечения сбалансированности регионального бюджета. При отсутствии достаточной финансовой поддержки субъекта из федерального бюджета единственным доступным источником финансирования расходов стало привлечение заемных рыночных ресурсов. В связи с этим при формировании Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" одной из основных задач являлось снижение уровня долговой нагрузки на областной бюджет. Привлечение заемных ресурсов в предстоящий период планируется в основном только на погашение долговых обязательств.

Вместе с тем привлечение заимствований связано с увеличением финансовых рисков, что требует установления жестких критериев и процедур управления государственным долгом.

 

2.2. Сохранение объема государственного долга Самарской

области на экономически безопасном уровне

 

Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" параметры государственного долга утверждены с учетом поэтапного сокращения уровня долговой нагрузки на областной бюджет:

на 1 января 2019 года уровень долговой нагрузки по всем видам долговых обязательств Самарской области составит 50%, в том числе по рыночным долговым обязательствам - 40%;

на 1 января 2020 года уровень долговой нагрузки по всем видам долговых обязательств Самарской области составит 48%, в том числе по рыночным долговым обязательствам - 41%;

на 1 января 2021 года уровень долговой нагрузки по всем видам долговых обязательств Самарской области составит 48%, в том числе по рыночным долговым обязательствам - 41%.

 

2.3. Обеспечение своевременного исполнения долговых

обязательств Самарской области в полном объеме

 

Бюджетные ассигнования на обслуживание и погашение государственного долга Самарской области являются приоритетными и включены в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в полном объеме. Возникновение просроченных обязательств не допускается.

В связи со значительным количеством государственных контрактов и соглашений о привлечении долговых обязательств особое внимание необходимо уделять контролю за соблюдением всех установленных дополнительных условий и требований.

Кроме того, в 2018 году планируется осуществить внедрение автоматизированных процессов по ведению учета долговых обязательств Самарской области.

 

2.4. Оптимизация структуры государственного долга Самарской

области с целью сокращения стоимости обслуживания

долговых обязательств

 

Решить задачу оптимизации структуры государственного долга Самарской области стало возможным благодаря мерам, принятым Министерством финансов Российской Федерации в 2014 - 2017 годах, по замещению рыночных долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2018 года объем бюджетных кредитов, предоставленных Самарской области из федерального бюджета в целях частичного замещения рыночных заимствований, составит 11,6 млрд. рублей. В структуре государственного долга региона удельный вес бюджетных кредитов за последние четыре года увеличился с 18 до 28%.

Сокращение доли рыночных долговых обязательств в структуре государственного долга Самарской области за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета с годовой процентной ставкой 0,1% способствует сокращению расходов на обслуживание государственного долга.

Так, сокращение расходов на обслуживание государственного долга Самарской области от первоначально предусмотренного плана в 2014 году составило 349 млн. рублей, в 2015 году - 654 млн. рублей, в 2016 году - 840 млн. рублей, в 2017 году - 929 млн. рублей.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации не предусмотрено.

С 1 января 2018 года Министерство финансов Российской Федерации должно начать реализацию программы реструктуризации бюджетных кредитов регионов, предусматривающей продление на 7 лет срока возврата бюджетных кредитов.

По итогам принятия соответствующего решения реструктуризации будет подлежать задолженность Самарской области по бюджетным кредитам (без учета ранее реструктуризированных бюджетных кредитов), сложившаяся по состоянию на 1 января 2018 года, - 12,2 млрд. рублей. Результатом проведения реструктуризации бюджетных кредитов станет высвобождение ранее запланированных средств на их погашение в 2018 году - 4,8 млрд. рублей, в 2019 году - 2,8 млрд. рублей и соответственно сокращение объема привлечения рыночных заимствований для рефинансирования бюджетных кредитов, что приведет к снижению уровня долговой нагрузки по рыночному долгу и сокращению расходов на обслуживание государственного долга Самарской области.

Кроме того, в целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга Самарской области планируется продолжить привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации сроком до 50 дней с годовой процентной ставкой 0,1%.

Конкуренция среди кредитных организаций также способствует снижению стоимости кредитных ресурсов и, как следствие, минимизации стоимости расходов на обслуживание государственного долга области.

В целях повышения активности участия кредитных организаций в электронных аукционах по привлечению кредитных средств для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственных долговых обязательств продолжится активное и конструктивное сотрудничество с кредитными организациями.

Так, в 2017 году были проведены открытые электронные аукционы по предоставлению кредитных ресурсов Самарской области в целях рефинансирования ранее привлеченных банковских кредитов в 2014 году, результатом стало снижение стоимости кредитных средств с 11,2 до 8,5% годовых, что соответствует текущему уровню ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Относительно высокий уровень кредитного рейтинга и сложившаяся репутация Самарской области как заемщика с положительной кредитной историей при условии сохранения стабильной конъюнктуры на рынке субфедеральных облигаций позволяют региону рассчитывать на дальнейшую возможность выпуска долгосрочных облигационных займов на приемлемых условиях. В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина выпуск государственных облигаций Самарской области в 2018 - 2020 годах является преимущественной формой заимствований при реализации долговой политики Самарской области. Доля государственных ценных бумаг в структуре государственного долга Самарской области в период с 2018 по 2020 год превысит 70%.

В 2018 - 2020 годах будет продолжена практика проведения корректировки сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных заимствований, что означает перенесение сроков привлечения новых заемных средств на более ранние или поздние сроки по сравнению с плановым распределением заимствований. Критерием определения необходимости корректировки является реальное исполнение областного бюджета, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований, а также конъюнктура на рынке заимствований, когда за счет изменения ранее предусмотренных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга Самарской области.

 

2.5. Минимизация рисков, связанных с осуществлением

заимствований

 

При планировании и привлечении заимствований необходимо учитывать риски, минимизация которых зачастую является более важной, чем стоимость заимствований. В рамках долговой политики Самарской области риск представляет собой возможность финансовых потерь бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.

С учетом текущего состояния государственного долга Самарской области основными в сфере управления государственным долгом являются следующие риски:

1. Риск отсутствия необходимых средств для исполнения бюджетных обязательств в определенный срок, что может привести к риску возникновения кассовых разрывов.

В целях снижения данного риска в 2018 - 2020 годах будет продолжена практика ежегодного заключения договора с Управлением Федерального казначейства по Самарской области о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации с установлением лимита на кредитные средства.

2. Достаточно высокая волатильность на финансовых рынках, что может повысить в будущем риск рефинансирования долговых обязательств.

Снижение данного риска осуществляется по следующим направлениям:

удержание уровня долговой нагрузки на экономически безопасном уровне;

диверсификация портфеля заимствований;

увеличение сроков заимствований и обеспечение равномерного распределения по будущим финансовым годам нагрузки на бюджет по обслуживанию и погашению заимствований;

проведение работы по поддержанию положительной кредитной истории Самарской области и кредитных рейтингов.

Мероприятия по минимизации рисков, связанных с осуществлением заимствований, позволят более обоснованно и маневренно реагировать на возникающие кризисные явления.

 

2.6. Повышение прозрачности системы управления

государственным долгом Самарской области

 

Прозрачность управления долгом предполагает использование ясных формализованных процедур и механизмов управления государственным долгом Самарской области, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике Правительства Самарской области, повышение качества раскрытия информации, построение эффективного диалога с ведущими рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом.

В 2017 году международные рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's Investors Service пересмотрели прогноз кредитного рейтинга региона с "Негативного" на "Стабильный". Российское рейтинговое агентство АКРА по итогам работы области за первое полугодие 2017 года повысило уровень кредитного рейтинга региона на одну ступень с уровня "A(RU)" до уровня "A+(RU)", прогноз "Стабильный". Пересмотр уровня и прогнозов рейтингов Самарской области отражает положительные процессы в экономической и финансовой сфере, произошедшие в последнее время, которые могут позволить региону совершить переход на более высокий уровень кредитоспособности и инвестиционной привлекательности.

 

3. Дополнительные меры, необходимые для эффективной

реализации долговой политики Самарской области

 

Эффективной реализации долговой политики Самарской области в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов будут способствовать:

дальнейшая реализация Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга Самарской области, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 619-р;

выполнение целевых показателей (индикаторов), предусмотренных подпрограммой "Совершенствование управления государственным долгом Самарской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Самарской области "Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 N 623.

 

 


Информация по документу
Читайте также