Расширенный поиск

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.08.2017 № 538н

 



         МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПРИКАЗ

                              Москва

     21 августа 2017 г.                                № 538н


     Об утверждении примерных дополнительных профессиональных
             программ по специальности "Рентгенология"

        Зарегистрирован Минюстом России 30 октября 2017 г.
                      Регистрационный № 48732

     В соответствии с частью 3 статьи  82  Федерального  закона  от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание  законодательства  Российской   Федерации,  2012,   № 53,
ст. 7598; 2016, № 1, ст. 9) п р и к а з ы в а ю:
     Утвердить:
     примерную дополнительную профессиональную программу  повышения
квалификации врачей со сроком освоения 144  академических  часа  по
специальности "Рентгенология" согласно приложению № 1;
     примерную    дополнительную     профессиональную     программу
профессиональной  переподготовки  врачей  со  сроком  освоения  576
академических  часов  по  специальности  "Рентгенология"   согласно
приложению № 2.


     Врио Министра                                  И.Н.Каграманян


                           _____________


                                         Приложение № 1
                             к приказу Министерства здравоохранения
                                      Российской Федерации
                                  от 21 августа 2017 г. № 538н


        Примерная дополнительная профессиональная программа
       повышения квалификации врачей со сроком освоения 144
        академических часа по специальности "Рентгенология"

                        I. Общие положения

     1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной  программы
повышения квалификации врачей со сроком освоения 144  академических
часа   по   специальности   "Рентгенология"   (далее -   Программа)
заключается в совершенствовании и (или) получении новой компетенции
в рамках имеющейся квалификации<1>.
     Трудоемкость освоения - 144 академических часа (1 месяц).
     Основными компонентами Программы являются:
     - общие положения;
     - планируемые результаты обучения;
     - учебный план;
     - календарный учебный график;
     - рабочие   программы   учебных   модулей:    "Фундаментальные
дисциплины", "Специальные дисциплины", "Смежные дисциплины";
     - организационно-педагогические условия;
     - формы аттестации;
     - оценочные материалы<2>.
     1.2. Для    формирования     профессиональных     компетенций,
необходимых для оказания медицинской помощи  больным,  в  программе
отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
     Обучающий симуляционный курс состоит из двух компонентов:
     1) ОСК,  направленный  на  формирование   общепрофессиональных
умений и навыков;
     2) ОСК,    направленный    на     формирование     специальных
профессиональных умений и навыков.
     _____________
     <1> Часть  4  статьи  76  Федерального  закона  от  29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  (Собрание
законодательства Российской Федерации 2012, № 53,  ст. 7598;  2016,
№ 1, ст. 24, 72; 2016, № 27, ст. 4223) (далее -  Федеральный  закон
№ 273-ФЗ)
     <2> Пункт  9  приказа   Министерства   образования   и   науки
Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 499 "Порядок  организации
и  осуществления  образовательной  деятельности  по  дополнительным
профессиональным   программам",   (зарегистрирован    Министерством
юстиции Российской Федерации от 20 августа 2013 г., регистрационный
№ 29444)   с   изменениями,   внесенными   приказом    Министерства
образования и  науки  Российской  Федерации  от  15 ноября  2013 г.
№ 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской  Федерации
14 января 2014 г., регистрационный № 31014)

     1.3. Содержание  Программы   построчено   в   соответствии   с
модульным  принципом,  структурными  единицами   модулей   являются
разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется  на  темы,  каждая
тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы.  Для  удобства
пользования Программой в учебном процессе  каждая  его  структурная
единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины
(например, 1), на втором - код темы (например,  1.1),  далее -  код
элемента (например,  1.1.1),  затем -  код  подэлемента  (например,
1.1.1.1).  Кодировка  вносит  определенный   порядок   в   перечень
вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь,  позволяет
кодировать   контрольно-измерительные   (тестовые)   материалы    в
учебно-методическом комплексе (далее - УМК).
     1.4. Учебный план  определяет  состав  изучаемых  дисциплин  с
указанием их  трудоемкости,  объема,  последовательности  и  сроков
изучения, устанавливает формы организации учебного  процесса  и  их
соотношение (лекции, обучающий симуляционный  курс,  семинарские  и
практические  занятия),  конкретизирует  формы  контроля  знаний  и
умений обучающихся. Планируемые результаты обучения  направлены  на
формирование  профессиональных  компетенций  врача-рентгенолога.  В
планируемых    результатах     отражается     преемственность     с
профессиональными стандартами  и  квалификационной  характеристикой
должности врача-рентгенолога<3>.
     _____________
     <3> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской  Федерации  от 23 июля  2010 г.  № 541н  "Об утверждении
Единого  квалификационного  справочника  должностей  руководителей,
специалистов и служащих,  раздел  "Квалификационные  характеристики
должностей работников  в  сфере  здравоохранения"  (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  25 августа  2010 г.,
регистрационный № 18247)

     1.5. В   Программе   содержатся   требования   к    аттестации
обучающихся.   Итоговая   аттестация   осуществляется   посредством
проведения  экзамена  и  выявляет  теоретическую   и   практическую
подготовку обучающегося  в  соответствии  с  целями  и  содержанием
Программы.
     1.6. Организационно-педагогические     условия      реализации
Программы   включают   учебно-методическое   обеспечение   учебного
процесса  освоения  модулей  специальности  (тематика   лекционных,
семинарских и практических занятий).
     1.7. Программа может реализовываться полностью или частично  в
форме  стажировки.  Стажировка  осуществляется  в  целях   изучения
передового  опыта,  а  также  закрепления   теоретических   знаний,
полученных  при  освоении  Программы  и  приобретения  практических
навыков и умений для их эффективного использования  при  исполнении
своих должностных обязанностей. Содержание стажировки  определяется
образовательными организациями, реализующими  Программы,  с  учетом
содержания  Программы  и  предложений   организаций,   направляющих
врачей-рентгенологов на стажировку.

                II. Планируемые результаты обучения

         Характеристика компетенций<4> врача-рентгенолога,
                   подлежащих совершенствованию

     2.1. Профессиональные компетенции (далее - ПК):
     профилактическая деятельность:
     готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных
на  сохранение  и  укрепление  здоровья   и   включающих   в   себя
формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и
(или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление
причин и условий их возникновения и развития, а также  направленных
на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов  среды
его обитания (ПК-1);
     готовность к проведению профилактических медицинских осмотров,
диспансеризации  и  осуществлению   диспансерного   наблюдения   за
различными категориями пациентов (ПК-2);
     готовность  к  проведению  противоэпидемических   мероприятий,
организации защиты населения в очагах особо опасных  инфекций,  при
ухудшении  радиационной  обстановки,  стихийных  бедствиях  и  иных
чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
     готовность к применению социально-гигиенических методик  сбора
и медико-статистического анализа информации о показателях  здоровья
взрослых и подростков (ПК-4);
     диагностическая деятельность:
     готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов и синдромов заболеваний и нозологических форм, оформлению
заключений выполненных рентгенологических исследований (в том числе
компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических
исследований) с учетом Международной статистической  классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
     готовность  к  применению  методов   лучевой   диагностики   и
интерпретации их результатов (ПК-6);
     организационно-управленческая деятельность:
     готовность  к  применению  основных  принципов  организации  и
управления  в  сфере  охраны   здоровья   граждан   в   медицинских
организациях и их структурных подразделениях (ПК-7);
     готовность к участию в оценке  качества  оказания  медицинской
помощи (ПК-8);
     готовность к организации медицинской помощи  при  чрезвычайных
ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-9).
     _____________
     <4> Приказ  Министерства  образования   и   науки   Российской
Федерации от 25 августа 2014 г. № 1051 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования  по
специальности 31.08.09  Рентгенология  (уровень  подготовки  кадров
высшей  квалификации)"  (зарегистрирован  в  Министерстве   юстиции
Российской Федерации 27 октября 2014 г., регистрационный № 34459)
     ____________
     Текст далее не  приводится.  См.  официальный  интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru.


                           _____________


                                         Приложение № 2
                             к приказу Министерства здравоохранения
                                      Российской Федерации
                                  от 21 августа 2017 г. № 538н


        Примерная дополнительная профессиональная программа
      профессиональной переподготовки врачей по специальности
      "Рентгенология" (срок обучения 576 академических часов)

                        I. Общие положения

     1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной  программы
профессиональной    переподготовки    врачей    по    специальности
"Рентгенология" (срок обучения 576  академических  часов)  (далее -
Программа)  заключается   в   приобретении   врачами   компетенций,
необходимых   для   выполнения   нового    вида    профессиональной
деятельности, то есть в приобретении новой квалификации<1>.
     Трудоемкость освоения - 576 академических  часов  (4  месяца).
Основными компонентами Программы являются:
     - общие положения, включающие цель программы;
     - планируемые результаты обучения;
     - учебный план;
     - календарный учебный график;
     - рабочие   программы   учебных   модулей:    "Фундаментальные
дисциплины", "Специальные дисциплины", "Смежные дисциплины";
     - организационно-педагогические условия;
     - формы аттестации;
     - оценочные материалы<2>.
     1.2. Для    формирования     профессиональных     компетенций,
необходимых для оказания медицинской помощи  больным,  в  программе
отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
     Обучающий симуляционный курс состоит из двух компонентов:
     1) ОСК,  направленный  на  формирование   общепрофессиональных
умений и навыков;
     2) ОСК,    направленный    на     формирование     специальных
профессиональных умений и навыков.
     _____________
     <1> Часть  4  статьи  76  Федерального  закона  от  29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации 2012, № 53,  ст. 7598;  2016,
№ 1, ст. 24, 72; 2016, № 27, ст. 4223) (далее -  Федеральный  закон
№ 273-ФЗ)
     <2> Пункт  9  приказа   Министерства   образования   и   науки
Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 499 "Порядок  организации
и  осуществления  образовательной  деятельности  по  дополнительным
профессиональным   программам",   (зарегистрирован    Министерством
юстиции Российской Федерации от 20 августа 2013 г., регистрационный
№ 29444)   с   изменениями,   внесенными   приказом    Министерства
образования и  науки  Российской  Федерации  от  15 ноября  2013 г.
№ 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской  Федерации
14 января 2014 г., регистрационный № 31014)

     1.3. Содержание Программы построено в соответствии с модульным
принципом, структурными единицами модулей являются разделы.  Каждый
раздел  дисциплины  подразделяется  на  темы,  каждая   тема -   на
элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования
Программой  в  учебном  процессе  каждая  его  структурная  единица
кодируется.  На  первом  месте  ставится  код  раздела   дисциплины
(например, 1), на втором - код темы (например,  1.1),  далее -  код
элемента (например,  1.1.1),  затем -  код  подэлемента  (например,
1.1.1.1).  Кодировка  вносит  определенный   порядок   в   перечень
вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь,  позволяет
кодировать   контрольно-измерительные   (тестовые)   материалы    в
учебно-методическом комплексе (далее - УМК).
     1.4. Учебный план  определяет  состав  изучаемых  дисциплин  с
указанием их  трудоемкости,  объема,  последовательности  и  сроков
изучения, устанавливает формы организации учебного  процесса  и  их
соотношение (лекции, обучающий симуляционный  курс,  семинарские  и
практические  занятия),  конкретизирует  формы  контроля  знаний  и
умений обучающихся. Планируемые результаты обучения  направлены  на
формирование  профессиональных  компетенций  врача-рентгенолога.  В
планируемых    результатах     отражается     преемственность     с
профессиональными стандартами  и  квалификационной  характеристикой
должности врача-рентгенолога<3>.
     _____________
     <3> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации  от  23 июля  2010 г.  № 541н  "Об утверждении
Единого  квалификационного  справочника  должностей  руководителей,
специалистов и служащих,  раздел  "Квалификационные  характеристики
должностей работников  в  сфере  здравоохранения"  (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  25 августа  2010 г.,
регистрационный № 18247)

     1.5. В   Программе   содержатся   требования   к    аттестации
обучающихся.  Аттестация  осуществляется   посредством   проведения
экзамена  и  выявляет  теоретическую  и   практическую   подготовку
обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы.
     1.6. Организационно-педагогические     условия      реализации
Программы включают:
     а) учебно-методическое обеспечение учебного  процесса  модулей
специальности;
     б) организацию    образовательного    процесса     в     форме
дистанционного обучения или электронного обучения;
     в) реализацию программы в форме стажировки.
     1.7. Программа может реализовываться полностью или частично  в
форме  стажировки.  Стажировка  осуществляется  в  целях   изучения
передового  опыта,  а  также  закрепления   теоретических   знаний,
полученных  при  освоении  Программы  и  приобретения  практических
навыков и умений для их эффективного использования  при  исполнении
своих должностных обязанностей. Содержание стажировки  определяется
образовательными организациями, реализующими  Программы,  с  учетом
содержания  Программы  и  предложений   организаций,   направляющих
врачей-рентгенологов на стажировку.

                II. Планируемые результаты обучения

         Характеристика компетенций<4> врача-рентгенолога,
                   подлежащих совершенствованию

     2.1. Профессиональные компетенции (далее - ПК):
     - готовность   к    осуществлению    комплекса    мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление  здоровья  и  включающих  в
себя   формирование   здорового   образа   жизни,    предупреждение
возникновения  и  (или)  распространения  заболеваний,  их   раннюю
диагностику,  выявление  причин  и  условий  их   возникновения   и
развития, а также направленных на устранение  вредного  влияния  на
здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1).

         Характеристика новых профессиональных компетенций
                        врача-рентгенолога

     2.2. Профилактическая деятельность:
     - готовность   к   проведению   профилактических   медицинских
осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного  наблюдения
за различными категориями пациентов (ПК-2);
     - готовность к  проведению  противоэпидемических  мероприятий,
организации защиты населения в очагах особо опасных  инфекций,  при
ухудшении  радиационной  обстановки,  стихийных  бедствиях  и  иных
чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
     - готовность  к  применению  социально-гигиенических   методик
сбора и медико-статистического  анализа  информации  о  показателях
здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
     диагностическая деятельность:
     - готовность  к   определению   у   пациентов   патологических
состояний, симптомов и синдромов заболеваний и нозологических  форм
в соответствии с учетом Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
     - готовность  к  применению  методов  лучевой  диагностики   и
интерпретации их результатов (ПК-6);
     психолого-педагогическая деятельность:
     - готовность к формированию у населения, пациентов и членов их
семей мотивации, направленной на  сохранение  и  укрепление  своего
здоровья        и        здоровья        окружающих         (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность:
     - готовность к применению  основных  принципов  организации  и
управления  в  сфере  охраны  здоровья   граждан,   в   медицинских
организациях и их структурных подразделениях (ПК-8);
     - готовность к участию в оценке качества оказания  медицинской
помощи (ПК-9);
     - готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-10).
     _____________
     <4> Приказ  Министерства  образования   и   науки   Российской
Федерации  от  25.08.2014   № 1051   "Об утверждении   федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования  по
специальности 31.08.09  Рентгенология  (уровень  подготовки  кадров
высшей  квалификации)"  (зарегистрирован  в  Министерстве   юстиции
Российской Федерации 27 октября 2014 г., регистрационный № 34459)
     ____________
     Текст далее не  приводится.  См.  официальный  интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также