Расширенный поиск
Постановление администрации Воронежской области от 15.02.1999 № 132, областной Думы Воронежской области от 15.02.1999 № 741Воронежская областная Дума Администрация Воронежской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15.02.1999 N 741/132 О стабилизации работы системы начального профессионального образования области В последние годы обострилась социальная напряженность в коллективах учреждений начального профессионального образования, связанная с неудовлетворительным финансированием из федерального бюджета. Министерством общего и профессионального образования России в 1997 году на содержание профессиональных училищ и лицеев выделено 42,7 млн. рублей или 45,9 процента от минимальной потребности. За первое полугодие 1998 года поступило 25,6 млн. рублей, что составляет 84 процента от утвержденной сметы. Не выделяются средства на организацию учебного процесса и воспитательной работы с учащимися, ремонт и содержание учебно-материальной базы, оплату счетов за предоставляемые коммунальные услуги. Не обеспечивается соответствующая государственная поддержка социально незащищенных категорий учащихся, и, особенно, детей-сирот. Стали хроническими сбои в организации их питания, обеспечении одеждой, санитарно-бытовым инвентарем. Не обновляются мебель, постельные принадлежности в общежитиях. Практически ликвидирован институт базовых предприятий, за счет которых традиционно осуществлялось обеспечение оборудованием, станками, инструментами и материалами учреждений начального профессионального образования, производственное обучение и практика учащихся. Сложились условия, при которых реально может быть разрушена государственная система подготовки рабочих кадров, без чего в ближайшей перспективе не могут нормально развиваться многие отрасли хозяйства области. Уже сегодня отдельные учреждения начального профессионального образования, являющиеся гарантом социальной защиты молодежи, находятся на грани закрытия. Несмотря на сложное финансовое положение профессиональных училищ, практически прекращена помощь им со стороны органов местного самоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров. В целях стабилизации работы системы начального профессионального образования Воронежская областная Дума и администрация Воронежской области П О С Т А Н О В Л Я Ю Т: 1. Одобрить разработанную комитетом по образованию концепцию реформирования системы начального профессионального образования области (Концепция. Приложение N 1). 2. Рекомендовать главам местного самоуправления (администраций) районов, городов совместно с руководителями предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности: 2.1. Предусматривать в бюджетах адресное финансирование на содержание учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для района (города), в объеме не менее 25 процентов недостающих средств. 2.2. Ежегодно до 15 апреля совместно с органами образования, службами занятости населения и работодателями анализировать объемы, профили и сроки подготовки рабочих кадров, определять заказ приема на учебу на новый учебный год. 2.3. Осуществить до 1 мая 1999 года прием на баланс коммунальных служб органов местного самоуправления (администраций) районов, городов котельных и жилого фонда учреждений начального профессионального образования. 3. Правительству администрации области (Сысоев А.М.) разработать меры государственного (областного) стимулирования коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих финансовую помощь профессиональным училищам и лицеям. 4. Комитету по образованию (Рогачев С.А.) разработать и обеспечить выполнение мер по более полному внедрению в учреждениях начального профессионального образования элементов хозяйственного расчета, предусматривающих получение внебюджетных средств за счет совершенствования работы учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств, расширения платных дополнительных образовательных услуг. 5. Главному финансовому управлению (Хаванский А.А.): 5.1. При формировании проектов консолидированного бюджета области предусматривать объемы недостающего финансирования системы начального профессионального образования в соответствии с п. 2.1 настоящего постановления и расчетами органов местного самоуправления (администраций) городов и районов. 5.2. Определять объем целевых средств в областном бюджете на укрепление материальной базы учреждений начального профессионального образования, содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя областной Думы Рудакова С.И. и первого заместителя главы администрации области - председателя правительства Сысоева А.М. Председатель областной Первый заместитель главы администрации Думы области - председатель правительства А. Голиусов А. Сысоев Приложение утверждено постановлением Воронежской областной Думы и администрации области от 15.02.1999 N 741/132 Основные направления деятельности по реформированию системы начального профессионального образования области (Концепция) 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящая концепция разработана как основа реальной политики администрации Воронежской области по стабилизации и развитию начального профессионального образования. Практическая работа комитета по образованию, профессиональных училищ и лицеев по реализации Закона Российской Федерации "Об образовании", Программы стабилизации и развития системы образования области с 1993 по 2000 годы позволила накопить определенный опыт реформирования и развития начального профессионального образования. Положено начало структурной перестройке: осуществлен комплекс мер по упорядочению, дифференциации сети образовательных учреждений, исключению дублирования в подготовке кадров, улучшению качества подготовки специалистов. Появились новые типы учебных заведений: профессиональные лицеи и учебно-производственный центр. Значительному обновлению подвергались учебные программы и планы с учетом новых экономических региональных условий и требований, открыты новые специальности. Принимались конкретные решения по осуществлению мер по социальной защите молодежи, особенно детей из слабозащищенных слоев населения, а также оставшихся без попечения родителей. В области функционируют 55 учреждений начального профессионального образования, в которых обучается более 20 тысяч учащихся. Учебный процесс обеспечивают 2,7 тысяч руководящих и инженерно-педагогических работников. Обучение молодежи с учетом способностей, склонностей, интересов и состояния здоровья, ведется более чем по 110 специальностям. Ежегодный прием достигает 10 тысяч человек. Подготовка специалистов, а также переподготовка взрослого населения по направлению служб занятости ведется в различные сроки: от 4 месяцев до 4 лет. Используется дневная и вечерняя формы, экстернат. 21 профессиональное училище и лицей расположены в г. Воронеже, остальные в 21 районе области (Аннинском, Бобровском, Богучарском, Борисоглебском, Бутурлиновском, Верхнемамонском, Калачеевском, Кантемировском, Каменском, Лискинском, Новоусманском, Новохоперском, Ольховатском, Острогожском, Павловском, Поворинском, Россошанском, Семилукском, Хохольском, Панинском, Эртильском). 25 учебных заведений расположены в комплексах, остальные - в приспособленных и ветхих помещениях. В учреждениях начального профессионального образования области реализуются следующие образовательные программы: профессиональная подготовка (срок обучения до 1 года) - выдается свидетельство; начальное профессиональное образование на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования (срок обучения 1-2 года) - выдается диплом; начальное профессиональное образование на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования, а в профессиональных лицеях - среднего специального образования (срок обучения 3-4 года) - выдается диплом; начальное профессиональное образование на базе среднего (полного) общего образования (срок обучения 1-2 года) - выдается диплом; дополнительное профессиональное образование, в том числе переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров, обучение безработных граждан, незанятого населения, военнослужащих (срок обучения - до 1 года) - выдается свидетельство. В соответствии с "Типовым положением об учреждении начального профессионального образования", утвержденным Постановлением Правительства РФ 05.06.1994 г. N 550, образовательные программы в области могут быть реализованы в таких видах учреждений: профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-производственный центр. Кроме осуществления образовательной деятельности учреждения начального профессионального образования обеспечивают воспитание учащихся, социальную защиту молодежи. Анализ процессов и тенденций, проявившихся во всех сферах жизни области и образования, одобренная Правительством РФ Концепция реформирования системы начального профессионального образования дают основания для внесения ряда корректив в стратегию и тактику структурно-содержательных преобразований в системе начального профобразования. II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Происходящие изменения в финансово-экономической сфере, на рынке труда, в механизмах социальной защиты молодежи оказывают существенное влияние на функционирование системы начального профессионального образования. На качестве организации учебного процесса отрицательно сказывается неудовлетворительное финансирование данных учебных учреждений из федерального бюджета, не обеспечивающее своевременную и в полном объеме выплату заработной платы и предусмотренные пособия инженерно-педагогическим работникам, поддержание на должном уровне материальной базы и организацию учебного процесса, содержание учащихся. Из сети усилился отток наиболее квалифициро ванных и перспективных инженерно-педагогических работников. Наблюдается ослабление внимания органов местного самоуправления городов и районов к деятельности учреждений начального профессионального образования, выбору профилей и сроков подготовки кадров, отсутствие необходимой помощи в укреплении их материальной базы, обеспечение социальной защиты педагогов и учащихся. Система начального профессионального образования испытывает потребность в современном законодательном и нормативно-правовом обеспечении. Не разработана законодательная и нормативная база, стимулирующая вложение средств работодателей на подготовку и переподготовку кадров. Подготовку квалифицированных кадров значительно усложняет фактически ликвидация базовых предприятий, за счет которых, в основном, осуществлялось строительство учебных заведений, обеспечение их оборудованием, инструментом и материалами, отработка у учащихся практических навыков на производстве. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение предметов и профессий, обусловлено введением в работу учебных заведений государственных образовательных стандартов. Отсутствует соответствующая государственная поддержка социально незащищенных категорий учащихся. Ощущается недостаточная координация усилий работодателей, служб занятости и учреждений начального профессионального образования в поиске дополнительных источников финансирования. III. РЕФОРМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА Предполагается учреждения начального профессионального образования дифференцировать на 4 группы: 1. Учреждения начального профессионального образования федерального уровня. К этой категории образовательных учреждений могут быть отнесены учебные заведения, осуществляющие межрегиональную подготовку специалистов и профессиональные лицеи, на базе которых отрабатываются учебные планы повышенного уровня квалификации, апробируются новые образовательные стандарты, проводятся исследования. Эта категория учреждений начального профессионального образования может находиться в федеральной собственности. Их финансирование должно осуществляться за счет средств республиканского бюджета. 2. Учреждения начального профессионального образования областного уровня. Эти образовательные учреждения являются базовыми для отраслей областной экономики. Предполагается создание профессиональных училищ для подготовки рабочих кадров из числа выпускников специальных школ и школ-интернатов, для Вооруженных Сил РФ, осуществляющих переподготовку незанятого и высвобождаемого населения. Учреждения начального профессионального образования могут находиться в областной собственности и финансироваться из областного бюджета. 3. Муниципальные учреждения начального профессионального образования. Данные учреждения призваны обеспечивать потребности территориальных рынков труда по профессиям муниципальной инфраструктуры. Муниципальные училища могут находиться в муниципальной собственности и финансироваться из средств муниципальных бюджетов. Рассчитывая в перспективе на экономический рост крупных предприятий, объединений и фирм, часть профессиональных училищ будет осуществлять обучение кадров с учетом их запросов и заявок. Профессиональные училища могут стать структурными подразделениями этих предприятий, которые будут определять объемы, профили подготовки учащихся, а также осуществлять финансирование учреждений. 4. Негосударственные учреждения начального профессионального образования На этапе переходного периода структурной перестройки училища находятся в федеральной собственности и финансируются по защищенным статьям (зарплата, стипендия, питание) из республиканского бюджета. Решение о передаче учреждений начального профессионального образования из федерального в другие уровни собственности может осуществляться только по инициативе администрации области и согласованию с Министерством общего и профессионального образования РФ. При этом должно строго соблюдаться условие использования освобождаемой базы и имущества прежде всего на нужды профтехобразования. Указанная дифференциация действующих образовательных учреждений начального профессионального образования предполагает необходимость передачи управления ими, их собственности и финансирования на соответствующий уровень. Реформирование сети образовательных учреждений возможно на основе интеграции действующих в районе училищ с целью рационального использования учебно-материальной базы, инженерно-педагогических кадров и финансовых средств. Предполагается объединение отдельных училищ, открытие учебных комплексов "Профессиональное училище - общеобразовательная школа", дальнейшее развитие сотрудничества образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования должен способствовать расширению возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении их специальной квалификации, физической и общекультурной подготовки. Содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования регламентируется рабочими учебными планами и программами, разработанными в самих учебных заведениях с учетом содержания типовых (примерных) учебных планов и программ, разработанных на основе государственных регионального и федерального стандартов. Рабочая учебно-программная документация подвергается экспертизе Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования и утверждается областным органом управления образованием. До выхода целевой государственной программы комплексное методическое обеспечение осуществляется за счет средств областного и муниципальных бюджетов, а также средств самих учебных заведений, родителей, учащихся. Подготовка кадров для учреждений начального профессионального образования осуществляется в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Необходимо провести переподготовку и повышение квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников начального профессионального образования для работы по новым образовательным стандартам, внести соответствующие изменения в учебные планы подготовки педагогов для профессиональных училищ и лицеев. Повышение квалификации работников профессиональных училищ и лицеев проводится на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки кадров образования с привлечением научного потенциала высших учебных заведений на основе диагностирования потребностей, оказания адресной помощи. В этих целях должна быть разработана целевая программа "Инженерно-педагогические кадры". IV. ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ФИНАНСИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В дополнение к сложившейся схеме федерального финансирования учреждений начального профессионального образования считать необходимым и целесообразным введение следующих каналов финансирования: средства областного бюджета, средства бюджетов органов местного самоуправления администраций районов, городов, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров, в том числе и для территорий, не имеющих учреждений начального профессионального образования, средства предприятий различных форм собственности, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров, средства службы занятости за обучение и переподготовку незанятого и высвобождаемого населения, средства учебных заведений, заработанные в процессе учебно-производственной деятельности, оказания платных услуг учащимся и населению, от занятий коммерческой и иной, не запрещенной действующим законодательством, деятельностью, средства, поступающие в учебные заведения от спонсоров. Объемы финансирования учреждений начального профессионального образования должны определяться на основе государственных и местных нормативов с учетом профиля подготовки и заинтересованности работодателей. Источником поступления средств должна служить модель многоуровневого финансирования, которая предполагает реализацию федерального норматива финансирования путем распределения частей бюджета на федеральный, областной и муниципальный уровни. На их основе формируется консолидированный бюджет учреждений начального профессионального образования. В целях обеспечения равной оплаты труда инженерно-педагогических работников за реализацию государственного стандарта, социальной защиты учащихся в современных условиях предусматривается финансирование расходных статей на зарплату сотрудников, стипендии, питание и обмундирование учащихся федеральным бюджетом. На областной бюджет может быть возложено частичное покрытие затрат образовательных учреждений на коммунальные услуги, приобретение учебной техники, станков, оборудования и материалов. С учетом необходимости установления единых тарифов и льгот на оплату коммунальных услуг, а также имеющихся возможностей для оснащения учебно-воспитательного процесса, взаимовыгодного погашения долгов. За счет муниципальных бюджетов, с привлечением к этому заинтересованных местных предприятий, объединений и фирм предполагается финансирование на проведение ремонта, приобретение топлива для котельных училищ. Следует через областную Думу принять законы, освобождающие предприятия, объединения и фирмы от уплаты налога на величину сумм, направляемых на финансирование профессиональных училищ и лицеев. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|