Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 26.10.2017 № 1033

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

26.10.2017

г. Тамбов

№ 1033

 

Об утверждении Программы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года («ранняя помощь») и Плана мероприятий по ее реализации

 

В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р, администрация области постановляет:

1. Утвердить:

Программу комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года («ранняя помощь») (далее – Программа) согласно приложению № 1;

План мероприятий по реализации Программы согласно приложению № 2.

2. Определить управление социальной защиты и семейной политики области (Орехова) ответственным исполнительным органом государственной власти области за реализацию Программы (далее – ответственный орган).

3. Управлению здравоохранения области (Лапочкина), управлению образования и науки области (Котельникова), управлению труда и занятости населения области (Филимонов), Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения «Забота» (Смыкова) ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ответственный орган информацию о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Программы.

4. Рекомендовать Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» (Семенов) ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ответственный орган информацию о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Программы.

5. Ответственному органу ежегодно, не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, размещать итоговую информацию о выполнении мероприятий Программы на официальном сайте управления социальной защиты и семейной политики области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Опубликовать настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е.Астафьеву.

 

 

И. о. главы администрации

области

О.О.Иванов

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением администрации области

 

от 26.10.2017 № 1033

 

Программа

комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года («ранняя помощь»)

(далее – Программа)

 

1. Общие положения

 

Необходимость развития комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов, резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра» в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества услуг в сфере образования, медицины, социальной защиты населения, культуры и спорта для детей-инвалидов, детей, имеющих особенности развития, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении и инвалидов молодого возраста.

По состоянию на 31 декабря 2016 г. общая численность инвалидов на территории области составляет около 120000 человек. Из них на диспансерном учете в медицинских организациях с заболеванием «ранний детский аутизм» состоит 205 несовершеннолетних, с заболеванием «синдром Аспергера» – 8 несовершеннолетних, с заболеванием «атипичный аутизм» состоит 74 несовершеннолетних, имеющих установленные группы инвалидности.

При организации работы с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра учитываются особенности их развития, а также формы и методы коррекционного воспитания и обучения. К таким особенностям относятся тяжелые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, включая все виды речи (устная, письменная, жестовая, тактильная, дактильная), разнообразные стойкие ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности, а также другие проблемы поведения, нарушения социального взаимодействия. Отмеченные нарушения формируются постепенно, начиная с младенческого возраста, примерно до пяти лет, что создаёт возможность в случае раннего начала специальной помощи уменьшить степень выраженности многих проявлений расстройства аутистического спектра в дальнейшем.

Раннее начало комплексной коррекционной работы приобретает исключительную важность, поскольку в первые годы жизни психика и нервная система отличаются высокой степенью сензитивности, что позволяет в более полной мере реализовать компенсаторные возможности ребёнка и в значительной степени смягчить проявления многих симптомов расстройств аутистического спектра (особенно вторичных и третичных). В конечном итоге это повышает эффективность комплексного сопровождения в целом. Раннее начало комплексного сопровождения содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Взрослые люди с нарушениями аутистического спектра также нуждаются в постоянном присмотре, уходе, заботе, обучении со стороны не только своих родителей, но и со стороны специалистов. У данной категории людей, как правило, нарушены способности к общению, построению социальных контактов, самообслуживанию, когнитивные нарушения, а также наблюдаются другие проблемы.

Программа позволит объединить наиболее эффективные методики с целью оказания квалифицированной комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, выработать самостоятельность, независимость и навыки социальной адаптации. Важной задачей здесь выступает межведомственное взаимодействие и междисциплинарный подход при организации системы помощи лицам с расстройствами аутистического спектра другими ментальными нарушениями.

В Программе определена система межведомственного взаимодействия при работе с детьми, имеющими особенности развития, и их семьями, заложенные в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также приняты во внимание имеющийся отечественный и зарубежный опыт, научные и методические разработки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, различные программы коррекции нарушений в развитии, опыт деятельности автономной некоммерческой организации Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» и других ведущих реабилитационных центров Российской Федерации.

Реализацию мероприятий Программы, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия, анализа и внедрения имеющихся методических материалов в этой сфере, приобретение реабилитационного оборудования, создание безбарьерной среды жизнедеятельности осуществляется за счет средств государственных программ области.

Целевой группой для комплексного социального сопровождения являются:

дети от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии, затрагивающими сферы психики ребенка, в том числе интеллектуальную, эмоциональную, чувствительную, двигательную, познавательные процессы человека (внимание, мышление, память, речь и другие), и их семьи;

дети от 3 до 18 лет с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семьи;

лица в возрасте от 18 лет, имеющие нарушения психического здоровья, частично утратившие способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, но в соответствии со структурой своих потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры имеющие реабилитационный потенциал и способные к посильной трудовой и иной деятельности (инвалиды молодого возраста целевой группы), и их семьи.

Для целей Программы используются следующие понятия:

аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра;

ментальные нарушения – это нарушения психического развития, при которых страдает способность к общению, социальному взаимодействию и поведению, отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, наблюдается диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющиеся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Виды ментальных нарушений: аутизм, гиперактивность, задержка психического и речевого развития и др.

При ментальных нарушениях возникают стойкие нарушения психических функций сознания: ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, сложных движений.

Термин «ментальные нарушения» означает наличие у человека интеллектуальных нарушений и (или) нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (законодательными, коммуникативными, личностными или иными), которые не позволяют ему эффективно участвовать в жизни общества наравне с другими людьми и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров. Как правило, это граждане, находящиеся на инвалидности, имеющие необратимые органические изменения.

К ментальным нарушениям относятся такие психические расстройства:

органические расстройства,

шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства,

расстройства настроения (аффективные расстройства),

расстройства личности и поведения в зрелом возрасте,

умственная отсталость,

расстройства психологического (психического) развития,

эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте;

расстройства аутистического спектра – это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами;

комплексное сопровождение – комплекс медицинских, социальных и образовательных услуг, услуг в сфере физической культуры и спорта, художественного прикладного творчества, содействия занятости населения, оказываемых на основе межведомственного взаимодействия гражданам и несовершеннолетним целевой группы, а также мероприятий по содействию их родителям (законным представителям) в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, снижению выраженности ограничений их жизнедеятельности, включению в среду сверстников и интеграции в общество, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости, а также на повышение компетентности родителей (законных представителей). С учетом реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза ребенка целевой группы возможно продолжение комплексного сопровождения при достижении им совершеннолетия;

программа комплексного сопровождения – программа, направленная на обеспечение реализации комплекса услуг по сопровождению граждан и несовершеннолетних целевой группы на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций, организаций физической культуры и спорта, организаций культуры, центров занятости населения, негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

индивидуальная программа сопровождения – программа, включающая объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному гражданину, несовершеннолетнему и его семье по программе комплексного сопровождения. Индивидуальная программа сопровождения формируется в соответствии с примерным перечнем услуг комплексного сопровождения на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций, организаций физической культуры и спорта, организаций культуры, центров занятости населения, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

междисциплинарная команда специалистов – группа специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. В междисциплинарную команду входят врачи различных специальностей, психолог, специалисты по социальной работе, по реабилитации инвалида, логопеды, педагогические работники, специалист центра занятости и другие специалисты.

 

2. Цель, задачи и приоритетные направления комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями

 

2.1. Целью Программы является создание условий комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, направленных на оптимальное развитие и адаптацию детей, инвалидов молодого возраста, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования, в том числе дополнительного, для детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

2.2. Достижение заявленной цели связано с решением следующих задач:

2.2.1. разработка нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта;

2.2.2. переход от частных моделей организации комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями к созданию единой системы комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом особенностей Тамбовской области;

2.2.3. формирование условий для развития программ комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

2.3. Приоритетными направлениями деятельности по решению указанных задач являются:

2.3.1. создание правовых основ комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

2.3.2. методическое обеспечение разработки и реализации планов непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей, имеющих особенности развития и программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости;

2.3.3. совершенствование механизмов своевременного выявления детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, нуждающихся в комплексном сопровождении, и определение критериев их включения в Программу;

2.3.4. обеспечение своевременного начала оказания ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

2.3.5. обеспечение доступности для детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семей полного спектра необходимых услуг;

2.3.6. обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов;

2.3.7. обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

2.3.8. обеспечение управления качеством услуг комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и создания критериев оценки эффективности оказанных услуг;

2.3.9. создание информационной региональной базы детей, инвалидов молодого возраста, включенных в Программу;

2.3.10. организация мониторинга обеспечения комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семей.

 

3. Реализация программ комплексного сопровождения

 

В целях обеспечения практической реализации программ комплексного сопровождения необходимо обеспечить:

повышение роли общественных объединений в формировании и реализации программ комплексного сопровождения;

разработку правовых актов по межведомственному взаимодействию в процессе формирования и реализации программ комплексного сопровождения;

определение основного (ответственного) органа, ведомств и организаций (их структурных подразделений) в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, адаптивной физической культуры и спорта, занятости населения, на базе которых будет осуществляться оказание услуг комплексного сопровождения;

разработку комплекса мер, направленных на развитие кадрового потенциала программ комплексного сопровождения, организацию дополнительного профессионального образования и методической поддержки специалистов, обеспечивающих предоставление услуг комплексного сопровождения, на основе современных подходов;

разработку с учетом настоящей Программы рекомендаций для органов местного самоуправления по формированию программ комплексного сопровождения, определение направлений и мероприятий.

 

4. Механизмы и ресурсы реализации Программы

 

4.1. Формирование и реализацию программ комплексного сопровождения предполагается осуществлять посредством:

4.1.1. совершенствования нормативных правовых актов области, в том числе в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, адаптивной физической культуры и спорта, занятости населения;

4.1.2. создания модели межведомственного взаимодействия, разработки и внедрения в практику регламента межведомственного взаимодействия организаций, участвующих в программе комплексного сопровождения;

4.1.3. совершенствования системы статистических показателей, характеризующих организацию комплексного сопровождения детей целевой группы и инвалидов молодого возраста и эффективность мероприятий программ комплексного сопровождения;

4.1.4. учета в деятельности органов исполнительной власти области функций по формированию системы управления и кадрового обеспечения, включая организацию дополнительного профессионального образования специалистов, участвующих в реализации программ комплексного сопровождения;

4.1.5. методологического и методического обеспечения программ комплексного сопровождения на региональном уровне с целью создания одинаковых возможностей получения комплексного сопровождения на всей территории области с учетом местных особенностей;

4.1.6. информационного обеспечения, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода, оценки эффективности реализации программ комплексного сопровождения, развития дистанционных форм межведомственного взаимодействия по вопросу комплексного сопровождения;

4.1.7. научно-методического обеспечения программ комплексного сопровождения, ориентированного на разработку эффективных технологий и механизмов, распространения инновационного опыта работы, обобщения и внедрения лучших территориальных моделей;

4.1.8. рекламно-информационной поддержки внедрения программ комплексного сопровождения.

4.2. Ресурсами реализации программ комплексного сопровождения являются развитая и доступная инфраструктура организаций, оказывающих услуги комплексного сопровождения, а также современное материально-техническое, кадровое обеспечение реализации мероприятий настоящей Программы.

 

5. Этапы реализации Программы

 

Реализация настоящей Программы будет осуществляться в 3 этапа, включающих в себя комплексы мероприятий, направленных на формирование и реализацию программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в рамках создания системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

На первом этапе реализации Программы (2017 год) предлагается:

сформировать систему нормативных правовых актов, регламентирующих межведомственное взаимодействие по вопросу создания и реализации программ комплексного сопровождения;

разработать модели межведомственного взаимодействия в рамках программ комплексного сопровождения, учитывающие необходимость преемственности в работе с детьми и инвалидами молодого возраста целевой группы по их сопровождению;

разработать программу комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

На втором этапе реализации Программы (2018 год) предлагается:

разработать и обеспечить реализацию планов непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей, имеющих особенности развития и программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости на территории Тамбовской области;

оказывать методическую и информационную поддержку муниципальным образованиям области, которые реализуют программы комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

для обеспечения единых подходов к реализации программ комплексного сопровождения необходимо организовать обучение (дополнительное профессиональное образование, проведение конференций, семинаров, брифингов, тренингов, «круглых столов») специалистов, оказывающих услуги комплексного сопровождения детям и инвалидам молодого возраста целевой группы.

На третьем этапе реализации настоящей Концепции (2019 и 2020 годы) планируется реализация программ комплексного сопровождения.

По итогам реализации планов и программ при необходимости планируется подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы области, регулирующей межведомственное взаимодействие в процессе реализации программ комплексного сопровождения.

 

6. Ожидаемые результаты реализации Программы

 

6.1. Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов будут оцениваться на основе мониторинга реализации мероприятий по комплексному сопровождению.

6.2. В результате полномасштабной реализации Программы предполагается, что:

снизится выраженность ограничений жизнедеятельности лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

увеличится количество лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, успешно интегрированных и адаптированных в обществе;

увеличится доля детей и инвалидов молодого возраста целевой группы, получающих образование, в том числе по адаптированным образовательным программам;

увеличится доля инвалидов молодого возраста целевой группы, получивших профессиональную подготовку и занятых посильным трудом;

будут созданы условия для детей и инвалидов молодого возраста целевой группы для раскрытия их творческого потенциала, занятий физической культурой и спортом;

увеличится доля детей и инвалидов молодого возраста целевой группы, занимающихся в кружках художественной самодеятельности, театральных студиях;

увеличится доля детей и инвалидов молодого возраста целевой группы, занимающихся физической культурой и различными видами адаптивного спорта.

6.3. В период реализации Программы предполагается ввести качественные критерии оценки эффективности услуг комплексного сопровождения, разработанные в ходе мониторинга развития комплексного сопровождения в области.

6.4. В соответствии с поставленными в Программе задачами будут введены следующие целевые индикаторы эффективности реализации мероприятий по комплексному сопровождению:

 

Наименование индикатора (показателя)

Единицы измерения

Значение индикатора (показателя)

по состоя-нию на 31 декабря 2016 г.

по состоя-нию на 31 декабря 2017 г.

по состоя-нию на 31 декабря 2018 г. (прогноз)

по состоя-нию на 31 декабря 2019 г. (прогноз)

1. Численность детей, поставленных на учет в медицинской организации, с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра (далее – дети группы риска с признаками РАС и с РАС), проживающих на территории области

человек

-

110

110

110

2. Дети группы риска с признаками РАС и с РАС, впервые выявленных с признаками РАС и с РАС, проживающих на территории области

человек

-

9

15

15

3. Численность детей группы риска с признаками РАС и с РАС, получающих комплексную помощь, в том числе:

человек

-

110

110

110

3.1. детей, включенных в мероприятия по оказанию ранней помощи

человек

-

20

25

30

3.2. детей, получающих помощь по индивидуальным программам оказания социальных услуг и социального сопровождения в организациях системы социального обслуживания

человек

-

100

110

120

3.3. детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам, адаптированным основным общеобразовательным программам, специальным индивидуальным программам развития в образовательных организациях

человек

-

60

90

100

3.4. детей, получающих помощь по индивидуальным программам реабилитации и абилитации в организациях здравоохранения

человек

-

105

106

107

3.5. детей, прошедших предпрофессиональную подготовку и профессиональную ориентацию

человек

-

-

40

50

3.6. подростков, прошедших обучение по программам самостоятельного проживания

человек

-

-

10

20

3.7. детей, обучающихся по программам дополнительного образования

человек

-

49

100

130

4. Численность семей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС, проживающих на территории области

единиц

-

110

110

110

5. Численность семей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС, находящихся на социальном сопровождении

единиц

-

100

110

120

6. Численность родителей, воспитывающих детей группы риска с признаками РАС и с РАС, получивших знания и навыки в ходе обучающих мероприятий

человек

-

400

500

600

7. Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение новым технологиям и методикам помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС, в том числе:

человек

-

123

205

488

7.1. специалистов организаций социального обслуживания

человек

-

17

20

25

7.2. специалистов образовательных организаций

человек

-

100

177

310

7.3. специалистов организаций здравоохранения

человек

-

3

5

7

7.4. специалистов других организаций (культуры, физической культуры и спорта, занятости населения)

человек

-

3

3

3

8. Количество организаций, оказывающих помощь детям группы риска с признаками РАС и с РАС, в том числе:

единиц

-

135

140

145

8.1. организации социального обслуживания

единиц

-

36

36

36

8.2. образовательные организации

единиц

-

4

4

4

8.3. организации здравоохранения

единиц

-

29

29

29

8.4. социально ориентированные некоммерческие организации

единиц

-

5

10

15

8.5. другие организации (культуры, физической культуры и спорта, занятости населения)

единиц

-

60

60

60

9. Наличие информационного ресурса, обеспечивающего учет детей группы риска с признаками РАС и с РАС

да/нет

-

да

да

да

10. Численность добровольцев, прошедших специальную подготовку и привлеченных к оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС

человек

-

150

160

180

11. Количество изданных и распространенных информационных и методических материалов по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС

единиц

30

30

35

40

12. Количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т. п.)

единиц

1

2

4

6

 

6.5. Итогом реализации настоящей Программы станет сформированная к 2020 году система мер, направленных на создание условий для оказания услуг комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на территории области.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

УТВЕРЖДЕН

 

постановлением администрации области

 

от 26.10.2017 № 1033

 

План мероприятий

по реализации Программы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра

и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года («ранняя помощь»)

(далее – план мероприятий)

 

Мероприятие

Период

Ответственные исполнители

1. Организационно-нормативные основы реализации плана мероприятий

1.1. Создание межведомственной рабочей группы по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) и другими ментальными нарушениями.

До 31 декабря 2017 г.

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области, управление труда и занятости населения области,

Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Главное бюро МСЭ по Тамбовской области) (по согласованию)

1.2. Проведение анализа существующего федерального и регионального опыта оказания комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи (далее – комплексная помощь) детям с РАС:

данные по детям с РАС в области на текущий момент;

имеющиеся региональные практики оказания комплексной помощи детям с РАС;

мониторинг потребностей семей с детьми с РАС;

нормативные-правовые акты;

региональные межведомственные приказы и планы

До 31 декабря 2017 г.

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области, Главное бюро МСЭ по Тамбовской области

(по согласованию),

Тамбовское областное государственное учреждение социального обслуживания населения «Забота» (далее – ТОГБУ СОН «Забота»)

1.3. Проведение анализа ключевых условий для осуществления комплексной помощи детям с РАС (кадры, финансовое и материально-техническое обеспечение, межведомственное взаимодействие)

До 31 декабря 2017 г.

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области,

Главное бюро МСЭ по Тамбовской области

(по согласованию)

1.4. Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим

До 31 декабря 2017 г.

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области, Главное бюро МСЭ по Тамбовской области

(по согласованию),

ТОГБУ СОН «Забота»

1.5. Ведение регионального перечня необходимых государственных медицинских, образовательных и социальных услуг по оказанию комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим

До 31 декабря 2017 г.

ТОГБУ СОН «Забота»,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области

1.6. Организация предоставления необходимых государственных медицинских услуг по оказанию комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, согласно стандарту специализированной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)

Ежегодно, до 31 декабря

Управление здравоохранения области

1.7. Проведение анкетирования специалистов по тематике и направлениям курсов повышения квалификации и родителей по вопросам потребностей детей, имеющих особенности развития, в дополнительных услугах и привлечении (обучении) квалифицированных специалистов

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области

1.8. Организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обучения и методической поддержки деятельности специалистов здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты населения современным технологиям и методикам в сфере оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим.

Создание стажировочных площадок по распространению эффективных технологий оказания ранней помощи, обучения и воспитания детей с РАС, их подготовки к самостоятельной жизни в обществе

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области, управление образования и науки области

1.9. Организация взаимодействия с бюро медико-социальной экспертизы по вопросам формирования индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида для людей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Главное бюро МСЭ по Тамбовской области (по согласованию)

1.10. Создание регионального межведомственного информационного банка данных по детям с РАС и семьям, их воспитывающим (с соблюдением требований получения письменного согласия родителей (законных представителей) на передачу персональных данных о ребенке).

Разработка показателей данных, характеризующих состояние региональной системы комплексной помощи детям с РАС.

Обеспечение доступности и эффективности функционирования информационного банка данных для внутриотраслевого и межведомственного пользования

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

1.11. Ведение перечня организаций разной ведомственной принадлежности и некоммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты и занятости населения детям с РАС, семьям, их воспитывающим, и инвалидам с РАС.

Ведение перечня организаций разной ведомственной принадлежности и некоммерческих организаций, оказывающих медицинские, социальные и образовательные услуги

До 31 декабря 2017 г.

ТОГБУ СОН «Забота»

1.12. Создание регионального ресурсного центра для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи детям с РАС в области

До 31 декабря 2017 г.

ТОГБУ СОН «Забота»

1.13. Создание базы данных специалистов, предоставляющих услуги детям, с особенностями развития (логопеды, психологи, педагоги, инструкторы по адаптивной физической культуре, специалисты по реабилитации инвалидов и др.)

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

1.14. Подготовка региональным ресурсным центром сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих реализацию межведомственного плана, с организациями, осуществляющими комплексную помощь детям с РАС.

Создание и внедрение Модели сетевого межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления муниципальных образований, подведомственных им организаций, в сфере комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС (Модель сетевого межведомственного взаимодействия)

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

1.15. Организация и осуществление комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, по следующим направлениям:

выявление, диагностика детей групп риска по РАС. Оказание ранней помощи детям с РАС в соответствии с основными положениями Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации;

реализация индивидуального образовательного маршрута детей (ребенка) с РАС;

подготовка детей с РАС к самостоятельной жизни в обществе;

оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

1.16. Организация и проведение регионального мониторинга оценки качества оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

1.17. Информационное обеспечение функционирования региональной системы комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим:

информационно-просветительская деятельность с родителями детей с РАС;

информационно-пропагандистская деятельность по проблеме аутизма, развитию региональной системы комплексной помощи детям с РАС;

информационно-методическое обеспечение специалистов разной ведомственной принадлежности, оказывающих помощь детям с РАС. Подготовка, издание и распространение информационных и методических материалов по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС для родителей и специалистов;

публикации в СМИ

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области

1.18. Информационное наполнение образовательного раздела для родителей, имеющих детей с особенностями развития на сайте ресурсного центра, а также на сайтах медицинских организаций области

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»,

управление здравоохранения области

2. Оказание помощи людям с РАС

2.1. Выявление детей целевой группы медицинскими организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями социального обслуживания

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области, ТОГБУ СОН «Забота»

2.2. Проведение информационно-просветительских мероприятий для родителей о возможных отклонениях в развитии детей, связанных с признаками РАС, способах ранней диагностики. Информирование о необходимости раннего начала коррекционных мероприятий

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области

2.3. Проведение скрининга для выявления детей группы риска по РАС (до 3-х лет)

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области

2.4. Углубленная дифференциальная диагностика детей группы риска с 3-летнего возраста для постановки диагноза с использованием современных эффективных клинико-диагностических методик

Ежегодно, до 31 декабря

Управление здравоохранения области

2.5. Осуществление ранней помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, в соответствии с утвержденным региональным перечнем государственных услуг:

предоставление информации о доступных услугах ранней помощи;

координация и помощь в получении услуг, необходимых ребенку и семье;

комплексная оценка развития ребенка;

разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

реализация программ развития и адаптации личности (изотерапия, музыкальная и игровая терапия);

социальная поддержка семьи (предоставление услуги временного краткосрочного пребывания ребенка вне дома с сопровождением или предоставлением помощи в уходе за ребенком в домашних условиях);

определение организаций и специалистов, обеспечивающих предоставление полного спектра услуг ранней помощи

Ежегодно, до 31 декабря

Организации, оказывающие услуги ранней помощи

2.6. Проведение реабилитационных и абилитационных мероприятий в организациях здравоохранения, обеспечивающих раннюю медицинскую помощь детям с РАС.

Обеспечение консультирования специалистов медицинских учреждений по вопросам ранней помощи

Ежегодно, до 31 декабря

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовская областная детская клиническая больница»,

областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

2.7. Создание специализированных структурных подразделений, реабилитационных и абилитационных групп в организациях социального обслуживания, обеспечивающих раннюю помощь детям с РАС.

Организация патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

2.8. Создание специализированных структурных подразделений, групп кратковременного пребывания в образовательных организациях, обеспечивающих раннюю психолого-педагогическую помощь детям с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3. Реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС

3.1. Осуществление реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС в соответствии утвержденным региональным перечнем государственных услуг

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.2. Осуществление межведомственного взаимодействия врачебных комиссий (ВК), служб медико-социальной экспертизы (МСЭ) и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области, управление здравоохранения области,

Главное бюро МСЭ по Тамбовской области

(по согласованию)

3.3. Создание региональной единой информационной базы данных контингента детей с ОВЗ (РАС), получающих образовательные услуги

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.4. Консультирование родителей психолого-медико-педагогическими комиссиями по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области, управление здравоохранения области

3.5. Разработка и реализация индивидуальных образовательных планов для обучающихся с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.6. Создание банка научно-методического обеспечения системы образования детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.7. Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей (далее – АООП ДОО) с РАС с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Консультирование педагогических работников образовательных учреждений по вопросам разработки и реализации АООП ДОО для детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.8. Разработка адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее – АООП НОО) обучающихся с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) и заключением ПМПК.

Обеспечение консультирования педагогических работников образовательных учреждений по вопросам разработки и реализации АООП НОО обучающихся с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС)

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.9. Разработка адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с РАС по программе основного общего и среднего (полного) общего образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Обеспечение консультирования педагогических работников образовательных организаций по вопросам разработки и реализации АООП обучающихся с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.10. Разработка и реализация индивидуальных программ комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС с использованием современных и эффективных методик

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

3.11. Организация обучения специалистов для работы с детьми с РАС:

обучение на базе стажировочных площадок Фонда в г. Воронеже;

обучение на базе федерального ресурсного центра;

обучение работе на «ТОМАТИС»;

обучение работе на комплексах БОС;

проведение обучающих семинаров (приглашенные специалисты);

обучение на базе региональных стажировочных площадок;

проведение научно-практических конференций;

консультирование специалистов.

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования и науки области

4. Подготовка детей с РАС к самостоятельной жизни в обществе

4.1. Организация мероприятий по осуществлению подготовки детей и подростков с РАС к самостоятельной жизни в обществе в соответствии с утвержденным региональным перечнем государственных услуг

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

4.2. Организация мероприятий по формированию и развитию социально-бытовых навыков ребенка: формированию у ребенка навыков, необходимых для игры и других видов деятельности в повседневной жизни, в том числе с использованием вспомогательных устройств и приспособлений, навыков самостоятельного приема пищи и питья, навыков самообслуживания

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

4.3. Организация мероприятий по формированию и развитию речи, навыков общения ребенка, включая устную речь, дополнительную и альтернативную коммуникацию

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

4.4. Организация мероприятий по развитию двигательной активности ребенка. Оценка моторного развития ребенка, формирование и (или) развитие двигательных навыков у ребенка

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

4.5. Разработка и реализация программ дополнительного образования и программ социальной реабилитации и абилитации детей и подростков с РАС, направленных на социализацию, адаптацию и интеграцию их в общество:

программа формирования жизненных компетенций;

программа индивидуальных и совместных занятий со здоровыми детьми творчеством, физкультурой и спортом, развитие общих интересов детей и молодежи

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

4.6. Разработка и реализация программ профессиональной ориентации, комплексной программы социальной адаптации подростков с РАС на базе образовательных организаций и организаций социального обслуживания всех форм собственности.

Разработка критериев и методики оценки по динамике улучшения состояния здоровья и развитию реабилитационного потенциала.

Создание специальных подразделений, мастерских, рабочих мест для формирования трудовых навыков у подростков с РАС, инвалидов молодого возраста.

Использование современных дистанционных технологий для профессионального образования подростков с РАС.

Создание специализированных структурных подразделений на базе организаций социального обслуживания: социальных гостиных, отделений и групп дневного пребывания, обеспечивающих реабилитацию детей и подростков с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования области,

управление социальной защиты и семейной политики области

4.7. Организация и обеспечение деятельности системы среднего и высшего профессионального образования инвалидов и молодых людей с РАС:

включение в региональные программы развития профессионального образования разделов по профессиональному обучению лиц с ОВЗ (РАС);

разработка и обеспечение реализации программ дистанционного обучения среднего и высшего профессионального образования инвалидов с РАС;

создание специализированной образовательной платформы для размещения электронных, дистанционных, онлайн курсов, доступных для обучения инвалидов с ОВЗ, (РАС)

Ежегодно, до 31 декабря

Управление образования области

4.8. Организация и обеспечение деятельности и массовых мероприятий для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе для детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области, ТОГБУ СОН «Забота»

5. Оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС

5.1. Мониторинг потребностей семей, воспитывающих детей с РАС, в оказании им комплексной помощи.

Оценка качества и результативности предоставляемой помощи

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.2. Проведение анкетирования родителей по вопросам потребностей детей, имеющих особенности развития, в дополнительных услугах и привлечении (обучении) квалифицированных специалистов

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.3. Осуществление комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, в соответствии с утвержденным региональным перечнем государственных услуг

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.4. Поддержка развития ребенка по основным областям: физическое развитие, включая развитие двигательных, слуховых и зрительных функций, познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие адаптивных навыков, включая самообслуживание

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.5. Организация социального сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, включающего медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую и социальную помощь.

Создание консультационного центра для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.6. Обучение родителей эффективным методам ухода, реабилитации и абилитации, взаимодействия с детьми с РАС, способам снижения проявлений нежелательного поведения, формирования у детей социально-бытовых, коммуникативных навыков.

Организация и осуществление консультирования родителей детей с РАС, в том числе дистанционно

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.7. Организация и обеспечение досуговой деятельности семей, воспитывающих детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.8. Создание и организация служб мобильной помощи, домашнего визитирования в рамках социального сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

ТОГБУ СОН «Забота»

5.9. Поддержка деятельности некоммерческих организаций и родительской объединений, развитие клубной деятельности

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области, ТОГБУ СОН «Забота»

5.10. Привлечение к реализации концепции развития комплексной помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями социально ориентированных некоммерческих организаций, родительских объединений, благотворительных фондов, бизнес – структур.

Поддержка и развитие добровольческих инициатив, направленных на оказание комплексной помощи детям группы риска с признаками РАС и с РАС

Ежегодно, до 31 декабря

Управление социальной защиты и семейной политики области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области, ТОГБУ СОН «Забота»


Информация по документу
Читайте также