МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ПРИКАЗ
Москва
8 августа 2017 г. № 212
Об утверждении Порядка организации и осуществления
Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего
Востока внутреннего финансового аудита
Зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2017 г.
Регистрационный № 48776
(В редакции Приказа Министерства Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
В соответствии со статьей 160-2-1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2013, № 31, ст. 4191; № 52 (ч. I),
ст. 6983; 2016, № 1 (ч. I), ст. 26; Российская газета, № 172,
04.08.2017), постановлением Правительства Российской Федерации от
17 марта 2014 г. № 193 "Об утверждении Правил осуществления
главными распорядителями (распорядителями) средств федерального
бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской
Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов
федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда
Российской Федерации), главными администраторами (администраторами)
источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета
государственного внебюджетного фонда Российской Федерации)
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и
о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного
контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
10 февраля 2014 г. № 89" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, № 12, ст. 1290; 2015, № 16, ст. 2393; 2016, № 18,
ст. 2632), п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления
Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
внутреннего финансового аудита.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока от 25 сентября 2015 г. № 178
"Об утверждении документов по осуществлению внутреннего финансового
аудита в Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего
Востока" (зарегистрирован Минюстом России 04.12.2015,
регистрационный № 39965).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Министр А.С.Галушка
____________
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока
от 8 августа 2017 г. № 212
ПОРЯДОК
организации и осуществления Министерством Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока внутреннего
финансового аудита
(В редакции Приказа Министерства Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет цели, организацию и
осуществление в Министерстве Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока (далее - Министерство) внутреннего финансового
аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется
уполномоченным должностным лицом, наделенным в соответствии с
должностным регламентом соответствующими полномочиями, или
структурным подразделением Министерства в соответствии с положением
о таком подразделении (далее - субъект аудита).
3. Деятельность субъекта аудита основывается на принципах
законности, объективности, эффективности, независимости,
профессиональной компетентности, системности, стандартизации и
ответственности.
4. Субъект аудита подчиняется непосредственно и исключительно
Министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее -
Министр). (В редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
5. Объектами внутреннего финансового аудита являются
структурные подразделения Министерства, осуществляющие внутренние
бюджетные процедуры (далее - объекты аудита). (В редакции Приказа
Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
от 27.08.2018 г. N 154)
По согласованию с Министром структурные подразделения
федерального казенного учреждения, находящегося в ведении
Министерства, могут являться объектами внутреннего финансового
аудита Министерства путем его осуществления субъектом аудита.
(Дополнен - Приказ Министерства Российской Федерации по развитию
Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
6. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и
подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и
соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и
стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов
Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и
результативности использования бюджетных средств.
6.1. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по
формированию и предоставлению независимой и объективной информации
о результатах исполнения бюджетных полномочий Министерством,
направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных
процедур. (Дополнен - Приказ Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
II. Организация внутреннего финансового аудита
7. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего
финансового аудита в Министерстве несет Министр. (В редакции
Приказа Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего
Востока от 27.08.2018 г. N 154)
Министр при организации внутреннего финансового аудита обязан
исключать участие субъекта аудита в организации и выполнении
внутренних бюджетных процедур<1>.
__________________
<1> Пункт 36 Правил осуществления главными распорядителями
(распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета
государственного внебюджетного фонда Российской Федерации),
главными администраторами (администраторами) доходов федерального
бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской
Федерации), главными администраторами (администраторами) источников
финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета
государственного внебюджетного фонда Российской Федерации)
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
17 февраля 2014 г. № 193 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, № 12, ст. 1290; 2015, № 16, ст. 2393; 2016, № 18,
ст. 2632)
8. Аудиторские проверки подразделяются на:
а) камеральные проверки, которые проводятся по месту
нахождения субъекта аудита на основании представленных по его
запросу информации и материалов;
б) выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения
объектов аудита;
в) комбинированные проверки, которые проводятся как по месту
нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов
аудита.
9. Субъект аудита обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в
установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами
аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку
достоверности бюджетной отчетности, сформированной Министерством с
применением в соответствии с пунктом 27.1 настоящего Порядка
основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению
проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а
также соблюдения Министерством порядка формирования сводной
бюджетной отчетности; (В редакции Приказа Министерства Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
в) знакомить руководителя объекта аудита или уполномоченное им
лицо с программой аудиторской проверки, а также с результатами
аудиторских проверок; (В редакции Приказа Министерства Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных
лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской
проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные
процедуры, являющиеся предметом аудиторской проверки.
10. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские
проверки осуществляют должностные лица, которые:
а) не принимают участие в организации и выполнении проверяемых
внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
б) не принимали участие в организации и выполнении проверяемых
внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого
периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
в) не имеют родства или свойства с руководителем и другими
должностными лицами объекта проверки, организующими и выполняющими
проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
г) не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу
способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в
ходе проведения аудиторской проверки.
11. Субъект аудита при проведении аудиторских проверок имеет
право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса
(далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для
проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об
организации и о результатах проведения внутреннего финансового
контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и
иных работников объектов аудита (далее - документы, материалы,
информация); (В редакции Приказа Министерства Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты
аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе в целях
подготовки актов и заключений.
12. Запросы направляются (вручаются) руководителю объекта
аудита одновременно или после направления (вручения) программы
аудиторской проверки.
Предоставление объектами аудита документов, материалов,
информации осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня
поступления запроса, если в запросе не установлены иные сроки.
Запросы, связанные с осуществлением субъектом аудита своих
должностных полномочий, являются обязательными для исполнения
должностными лицами объекта аудита.
13. Руководитель объекта аудита обязан обеспечить
своевременность, полноту представления документов, материалов и
информации, запрошенных для проведения аудиторской проверки.
III. Планирование аудиторских проверок
14. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством
проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
15. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом
внутреннего финансового аудита (далее - план), утверждаемым
Министром до начала очередного финансового года.
План представляет собой перечень аудиторских проверок,
проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема
аудиторской проверки, объекты аудита, вид проверки, срок проведения
проверки, проверяемый период и ответственные исполнители.
16. План внутреннего финансового аудита составляется субъектом
аудита по рекомендуемому образцу (приложение № 1 к настоящему
Порядку) и не позднее 25 декабря текущего календарного года
представляется на утверждение Министру.
Информация о включении объекта аудита в утвержденный план
доводится субъектом аудита до руководителей соответствующих
объектов аудита не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения.
17. При необходимости в план вносятся изменения.
Решение о внесении изменений в план принимается Министром на
основании мотивированной докладной записки субъекта аудита.
18. При составлении плана и (или) программы аудиторской
проверки учитываются: (В редакции Приказа Министерства Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
а) значимость действий по формированию документов, необходимых
для выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - операция),
групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать
значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную
отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих
операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для
тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового
контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения
визуальных контрольных действий, существенность процедур
внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур
внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков; (В редакции Приказа
Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
от 27.08.2018 г. N 154)
г) степень обеспеченности подразделения внутреннего
финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и
финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные
сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых
аудиторских проверок. (В редакции Приказа Министерства Российской
Федерации по развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
19. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению
Министра.
20. Аудиторская проверка проводится на основании программы
аудиторской проверки, составленной по рекомендуемому образцу
(приложение № 2 к настоящему Порядку).
Программа аудиторской проверки (далее - программа)
утверждается субъектом аудита (руководителем субъекта аудита) не
позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки.
Копия утвержденной программы направляется руководителю объекта
аудита до начала проверки или вручается в первый день проверки.
Оригинал программы подшивается к материалам аудиторской
проверки.
21. Программа должна содержать наименование объектов аудита,
вид проверки, тему проверки, перечень вопросов, подлежащих
исследованию в ходе проверки, сроки проведения проверки и
проверяемый период.
22. При подготовке к проведению аудиторской проверки
формируется аудиторская группа, состоящая из должностных лиц,
работников, соответствующих условиям пункта 10 настоящего Порядка,
и распределяются обязанности между участниками аудиторской группы.
Состав аудиторской группы и распределение обязанностей между
участниками аудиторской группы указываются в программе.
23. В целях составления программы субъект внутреннего
финансового аудита проводит предварительный анализ данных об
объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период,
подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий
органами государственного (муниципального) финансового контроля в
отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
24. Программа содержит следующие вопросы вне зависимости от
направления аудиторской проверки:
а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в
отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
б) применение автоматизированных информационных систем
объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной
процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам
данных, вводу и выводу информации из автоматизированных
информационных систем;
в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих
участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.
IV. Проведение аудиторской проверки
25. Аудиторская проверка назначается решением (распоряжением)
Министра.
26. Аудиторская проверка проводится с применением следующих
методов аудита:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и
документов, связанных с осуществлением операций (действий по
формированию документа, необходимого для выполнения внутренней
бюджетной процедуры) и (или) материальных активов;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение
действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых
ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документа,
необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным
лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения
сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос
информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности
арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо
самостоятельный расчет работником подразделения внутреннего
финансового аудита;
е) аналитические процедуры, представляющие собой анализ
соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об
осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи
указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с
целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в
бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления
иных внутренних бюджетных процедур.
Для достижения целей аудиторской проверки применяются
различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от
целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в
ресурсах.
(Пункт в редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
27. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных
процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения
бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета,
установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита
автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних
бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам
данных, вводу и выводу информации из автоматизированных
информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных
полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых
и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц
правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в
регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
(Пункт в редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
27.1. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной
отчетности получателя бюджетных средств субъект аудита применяет
основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению
проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в
целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном
выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые
приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или)
финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями
бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в
отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной
отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а
также объема выборки данных, используемых для подтверждения
достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в
отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим
критериям:
существенность ошибки - величина искажения информации об
активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также
степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности
управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения,
искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной
отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов
бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных
Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения
информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или
ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета
и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов
Российской Федерации.
Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки"
осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и
условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной
отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением
бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как
низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск
существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного
из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как
высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск
несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение
каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности
оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях
остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной
отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного
искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из 2 и более
таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение
и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками
искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению
руководителя субъекта аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного
искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита
применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит
таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки
данных, используемых для подтверждения достоверности информации,
содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от
значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических
рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
(Пункт дополнен - Приказ Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
28. Субъект аудита вправе осуществлять подготовку заключений
по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства,
направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях
составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, в случае
принятия Министром решения о подготовке такого заключения.
29. При проведении аудиторской проверки должны быть получены
достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам
относятся достаточные фактические данные и достоверная информация,
основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие
выявленных нарушений и недостатков в деятельности объектов аудита,
а также являющиеся основанием для выводов и предложений по
результатам аудиторской проверки.
30. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая
документация, которая содержит следующие документы и иные
материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской
проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки,
включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской
проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в
отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной
учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной
отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от
должностных лиц и иных работников объектов аудита (при наличии);
е) копии обращений, направленных органам государственного
финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе
аудиторской проверки, и полученные от них сведения (при наличии);
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита,
подтверждающих выявленные нарушения (при наличии нарушений).
(Пункт в редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
31. Срок проведения аудиторской проверки устанавливается
исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур,
вида аудиторской проверки, особенностей деятельности объектов
аудита и объемов их финансирования.
Предельный срок проведения аудиторской проверки - 45
календарных дней.
32. Проведение аудиторской проверки может приостанавливаться
решением Министра на основании мотивированного обращения субъекта
аудита.
Основаниями для приостановления аудиторской проверки являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного
учета у объекта аудита;
б) непредставление или неполное представление объектом аудита
документов, материалов и информации, необходимых для проведения
аудиторской проверки в установленные запросом сроки;
в) воспрепятствование должностными лицами объекта аудита
проведению аудиторской проверки.
При принятии решения о приостановлении аудиторской проверки
течение ее срока прерывается на время, необходимое для устранения
указанных обстоятельств.
33. Проведение аудиторской проверки возобновляется на
основании решения Министра, принятого в связи со служебной запиской
субъекта аудита об устранении обстоятельств, послуживших основанием
для приостановления аудиторской проверки.
34. Субъект аудита в течение 3 рабочих дней со дня принятия
решения о приостановлении и возобновлении аудиторской проверки
письменно извещает об этом руководителя объекта аудита.
35. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться
решением Министра на основании мотивированного обращения субъекта
аудита, но не более, чем на 20 календарных дней.
Основаниями для продления срока проведения аудиторской
проверки являются:
а) временная нетрудоспособность одного или нескольких
участников аудиторской группы;
б) принятие субъектом аудита мотивированного решения об
увеличении объемов выборки проверяемых документов (относительно
запланированного объема);
в) получение в ходе аудиторской проверки от правоохранительных
органов, органов государственного финансового контроля либо иных
источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности
объекта аудита (его должностных лиц) нарушений и (или)
злоупотреблений, требующей дополнительной проверки;
г) обстоятельства непреодолимой силы.
V. Оформление результатов аудиторской проверки
36. Результаты аудиторской проверки оформляются актом
аудиторской проверки по рекомендуемому образцу (приложение № 3 к
настоящему Порядку).
37. Результаты аудиторской проверки по отдельным вопросам
программы проверки в соответствии с их распределением между
участниками аудиторской группы оформляются в виде справок
аудиторской проверки, подписываются ими и передаются субъекту
аудита не позднее, чем за 4 рабочих дня до окончания аудиторской
проверки.
Субъект аудита на основании данных и фактов, изложенных в
справках аудиторской проверки, а также иных фактов, имеющих
документальное подтверждение, но не вошедших в справки аудиторской
проверки, формирует акт аудиторской проверки.
В акте аудиторской проверки также подлежат отражению нарушения
и недостатки в деятельности объекта аудита, выявленные по
результатам анализа представленных материалов, документов и
информации в рамках проводимой проверки, но относящихся к
правоотношениям, возникшим за рамками проверяемого периода, при
условии, что они не отражались в актах ранее проведенных
аудиторских проверок.
38. Акт аудиторской проверки по результатам проведения
камеральной либо комбинированной аудиторской проверки составляется
в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается в день окончания
аудиторской проверки субъектом аудита и участниками аудиторской
группы.
Один экземпляр акта камеральной либо комбинированной
аудиторской проверки направляется руководителю объекта аудита в
течение 2-х рабочих дней с даты окончания проверки.
Акт аудиторской проверки по результатам проведения выездной
аудиторской проверки составляется в 2-х экземплярах, каждый из
которых подписывается субъектом аудита и участниками аудиторской
группы не позднее, чем за 3 рабочих дня до окончания аудиторской
проверки.
Один экземпляр акта выездной аудиторской проверки остается у
субъекта аудита, другой экземпляр вручается руководителю объекта
аудита или иному уполномоченному руководителем объекта аудита лицу
не позднее, чем за 3 рабочих дня до окончания аудиторской проверки
под роспись.
О получении акта выездной аудиторской проверки руководитель
объекта аудита или иное уполномоченное руководителем объекта аудита
лицо делает запись в каждом экземпляре акта, содержащую дату
получения акта, подпись и расшифровку этой подписи.
В случае отказа руководителя объекта аудита и (или) иного
уполномоченного руководителем объекта аудита лица от получения
второго экземпляра акта выездной аудиторской проверки в нем
проставляется соответствующая отметка.
39. Рассмотрение объектом аудита акта аудиторской проверки
осуществляется в срок не более 2 рабочих дней со дня его получения.
40. Руководитель объекта аудита вправе представить
обоснованные возражения в письменной форме на акт аудиторской
проверки (включая ссылки на соответствующие нормативные правовые
акты Российской Федерации) в течение 3 рабочих дней со дня
получения акта. Возражения направляются нарочным либо заказным
почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
41. Отметка о наличии или отсутствии возражений указывается:
а) в акте выездной аудиторской проверки - руководителем или
иным уполномоченным представителем объекта аудита в последний день
проверки;
б) в акте камеральной или комбинированной проверки -
руководителем аудиторской группы по истечении 15 рабочих дней с
даты отправления акта в адрес объекта аудита.
42. В случае получения (поступления) от объекта аудита
письменных возражений субъект аудита в течение 5 рабочих дней со
дня их получения готовит заключение на представленные возражения,
которое направляется руководителю объекта аудита на бумажном
носителе и в электронном виде.
43. Письменные возражения объекта аудита и заключение на
представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.
44. Результаты рассмотрения субъектом аудита возражений
объекта аудита, представленных в установленный срок, учитываются
при подготовке отчета о результатах аудиторской проверки.
VI. Составление и представление отчетности о результатах
внутреннего финансового аудита
45. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет
о результатах аудиторской проверки (далее - отчет) по
рекомендуемому образцу (приложение № 4 к настоящему Порядку).
46. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской
проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки
недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении),
об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых
бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их
возникновение;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со
стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового
контроля, достоверности и полноте представленной объектом аудита
бюджетной отчетности;
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности и о соблюдении
Министерством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
д) рекомендации и предложения по устранению выявленных
нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных
рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового
контроля, а также предложения по повышению экономности и
результативности использования бюджетных средств.
(Пункт в редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
47. Выводы о степени надежности внутреннего финансового
контроля отражают мнение аудиторской группы о способности системы
внутреннего финансового контроля предотвратить совершение нарушений
или допущение недостатков при исполнении требований бюджетного
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых
актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
48. Выводы о достоверности бюджетной отчетности отражают
мнение аудиторской группы о соответствии порядка ведения бюджетного
учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных
средств методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной
отчетности, установленным Министерством финансов Российской
Федерации, включая выводы:
а) о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной
политики, оформления и принятия к учету первичных учетных
документов, проведения инвентаризации активов и обязательств,
хранения документов бюджетного учета;
б) о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям,
установленным в нормативных правовых актах, регулирующих
составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на
основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета.
(Пункт в редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
49. Отчет с приложением акта аудиторской проверки, а также
письменных возражений объекта аудита и заключения на представленные
возражения, направляется субъектом аудита Министру:
а) не позднее 10 рабочих дней после подписания акта выездной
аудиторской проверки;
б) не позднее 20 рабочих дней после подписания акта
камеральной или комбинированной аудиторской проверки.
50. По результатам рассмотрения отчета Министр принимает одно
или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений
и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов,
предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной
ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении
служебных проверок;
г) о направлении материалов в орган государственного
финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае
наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует
возможность их устранения;
д) о проведении мероприятий, направленных на применение
эффективных автоматических контрольных действий в отношении
отдельных операций, на изменение карт внутреннего финансового
контроля, на актуализацию системы формуляров, реестров и
классификаторов, на уточнение прав доступа пользователей к базам
данных, вводу и выводу информации из автоматизированных
информационных систем, на изменение внутренних стандартов и
процедур, на уточнение прав по формированию финансовых и первичных
учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры
бюджетного учета, на устранение конфликта интересов у должностных
лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры, на ведение
эффективной кадровой политики.
(Пункт в редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
51. При принятии Министром решения о необходимости реализации
аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель
объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по
устранению выявленных нарушений и недостатков в соответствии с
предложениями и рекомендациями субъекта аудита и осуществляет
контроль за его выполнением. (В редакции Приказа Министерства
Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
от 27.08.2018 г. N 154)
52. Субъект аудита проводит мониторинг устранения объектами
аудита нарушений и недостатков, выявленных по результатам
аудиторских проверок.
В случае несвоевременного или неполного выполнения плана по
устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам
аудиторских проверок, субъект аудита осуществляет подготовку и
представление Министру соответствующего доклада для принятия
управленческих решений.
53. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего
финансового аудита (далее - годовая отчетность) содержит основанную
на результатах проведенных аудиторских проверок информацию,
подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего
финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности
Министерства, а также результатах мониторинга устранения объектами
аудита выявленных по результатам аудиторских проверок нарушений и
недостатков.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным
(эффективным), если используемые методы контроля и контрольные
действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа
нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению
эффективности использования средств федерального бюджета.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего
финансового аудита формируется субъектом аудита по рекомендуемому
образцу (приложение № 5 к настоящему Порядку) и представляется на
рассмотрение Министру в срок до 30 января года, следующего за
отчетным. (В редакции Приказа Министерства Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока от 27.08.2018 г. N 154)
____________
Приложения № 1 - 5 к Порядку не приводятся. См. официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
_________________