ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
шестого
созыва
(двадцать
четвертая сессия)
2
ноября 2017
года
№ 182
Об обращении Законодательного Собрания Новосибирской
области к Правительству Новосибирской области о концессионном
соглашении в отношении создания и эксплуатации системы
коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения
твердых коммунальных отходов
в Новосибирской области
Законодательное Собрание
Новосибирской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять
обращение Законодательного Собрания Новосибирской области к Правительству
Новосибирской области о
концессионном соглашении в отношении создания и эксплуатации системы
коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания
и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области (прилагается).
2. Направить
настоящее постановление и указанное обращение временно исполняющему
обязанности Губернатора Новосибирской области А.А. Травникову.
3. Опубликовать
настоящее постановление в газете «Ведомости Законодательного Собрания
Новосибирской области».
4. Настоящее
постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного
Собрания
А.И. Шимкив
Приложение
к
постановлению
Законодательного
Собрания
Новосибирской
области
от 2
ноября № 182
Обращение
Законодательного
Собрания Новосибирской области
к Правительству Новосибирской области о концессионном
соглашении в отношении создания и эксплуатации системы
коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения
твердых коммунальных отходов
в Новосибирской области
Уважаемый
Андрей Александрович!
22 июля
2016 года между Новосибирской областью (концедент) и ООО «Экология-Новосибирск»
(концессионер) было подписано концессионное соглашение в отношении создания и
эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - объектов, используемых для
обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в
Новосибирской области (далее - концессионное соглашение).
Концессионным
соглашением предусмотрено строительство за счет средств концессионера (6,5 млрд
рублей) двух мусоросортировочных комплексов (далее – МСК) и двух полигонов («Раздольное»
и «Верх - Тула») с соответствующей инфраструктурой (далее - Объект
концессионного соглашения). Весь Объект концессионного соглашения передается
ООО «Экология-Новосибирск» во
владение и пользование на 40 лет.
Однако
вызывает большую озабоченность способность концессионера профинансировать из
собственных средств создание Объекта концессионного соглашения. ООО
«Экология-Новосибирск» было создано 9 октября 2012 года для выступления с
инициативой заключения концессионного соглашения. До заключения концессионного
соглашения концессионер не осуществлял никакой экономической деятельности и
располагал только заемными средствами в объеме 95 704 тыс. рублей (согласно
проспекту ценных бумаг общества с ограниченной ответственностью
«Экология-Новосибирск»).
В этой
связи обращают на себя внимание весьма льготные условия для концессионера, с
учетом которых произведен расчет валовой выручки и стоимость услуг (тариф)
концессионера: норма доходности на заемный капитал определена как ставка Банка
России + 4 % годовых, на собственный капитал - ключевая ставка Банка
России + 6 % годовых, нормативный уровень прибыли - 10,96 %, срок
окупаемости - 12 лет. Также считаем завышенным размер инвестированного капитала
(6,5 млрд рублей) для создания Объекта концессионного соглашения с
использованием оборудования американского производства, что само по себе
рискованно в условиях санкций, примененных в отношении России со стороны США.
Обращаем
внимание на то, что концессионное соглашение заключено с одним концессионером
сразу на два МСК и два полигона («Раздольное» и «Верх-Тула»), предназначенных
для обработки,
обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, образующихся на
территории Новосибирского кластера (шесть районов и пять городских
округов Новосибирской области), что создаёт монопольное положение ООО
«Экология-Новосибирск» в системе обращения с отходами на этой территории и
вступает в противоречие с федеральным законом о концессионных соглашениях.
Концессионным
соглашением концессионеру гарантируется ежегодный объем твердых коммунальных отходов
(далее – ТКО)
в Новосибирском кластере не менее 800 тыс. тонн, что с учетом коэффициента
плотности мусора, установленного концессионным соглашением (155 кг/куб.м),
больше, чем предусмотрено действующей территориальной схемой обращения с
отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Новосибирской
области. Учитывая организационные трудности, которые неизбежно возникнут при
внедрении схемы работы с отходами, а также неизбежное сокращение объемов
мусора, поступающего на сортировочные комплексы вследствие развития системы
раздельного сбора мусора, возникает большое сомнение в возможности достижения
гарантированных соглашением объемов мусора.
Данное
обстоятельство может привести к недозагрузке двух мусоросортировочных комплексов
и, как следствие, к обязанности концедента возмещать недополученные доходы
концессионера за счёт средств областного бюджета Новосибирской области.
В связи
с реализацией концессионного соглашения прогнозируемое повышение тарифа может
повлечь увеличение экономической нагрузки на жителей Новосибирской области,
рост социальной напряжённости, а также негативно повлиять на собираемость
платежей за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме
того, могут увеличиться расходы областного бюджета Новосибирской области на
компенсационные выплаты льготным категориям граждан, компенсации недополученных
доходов регионального оператора в случае роста дебиторской задолженности или
недополученных доходов концессионера, в случае искусственного сдерживания роста
тарифа.
Также
концессионным соглашением концессионеру гарантируется фиксированная валовая
выручка, которая в нарушение пункта 1.1.1 концессионного соглашения ежегодно
индексируется и составит за весь срок концессии более 121 млрд рублей.
Индексация валовой выручки искусственно увеличивает её объем на 37,7 млрд
рублей за весь срок действия концессионного соглашения и неизбежно приведет к
дополнительному росту тарифов.
Таким
образом, гарантированные объемы валовой выручки могут оказаться недостижимыми
не по вине концессионера из-за завышенных объемов ТКО или из-за искусственного
сдерживания тарифа, что неизбежно повлечет обязанность концедента возмещать
концессионеру недополученный гарантированный доход из областного бюджета
Новосибирской области.
Концессионным
соглашением предусмотрено, что все дополнительные доходы концессионера от
отсортированного вторичного сырья, которые по расчетам могут составить более
двух миллиардов рублей в год, не учитываются при расчете тарифов концессионера
и не влияют на их снижение (п.1.6 Приложения № 5 к концессионному
соглашению). Следовательно, в период окупаемости средний доход концессионера с
учетом доходов от вторичного сырья может составлять ежегодно от 3,0 до 4,8 млрд
рублей. Всего за срок окупаемости инвестиций концессионер может получить более
49 млрд рублей доходов, что в 7,6 раз больше предполагаемых инвестиций в
проект. За этот же период концессионер может получить более 19 млрд рублей
чистой прибыли, что в три раза больше предполагаемых инвестиций в Объект
концессионного соглашения.
Вызывает
озабоченность тот факт, что пунктом 9.26
концессионного соглашения предусмотрена возможность подписания Новосибирской
областью прямого соглашения между концессионером, концедентом и финансирующей
организацией. Такое прямое соглашение предусматривает возложение на
Новосибирскую область всех финансовых обязательств концессионера в случае его
отказа или невозможности выполнять свои обязательства перед финансирующей
организацией. В соответствии с указанной возможностью ООО
«Экология-Новосибирск» в мае 2017 года зарегистрировало выпуск ценных бумаг на
один миллиард рублей.
В
концессионном соглашении присутствует отдельный раздел из 29 пунктов «Особые
обстоятельства», при наступлении которых концедент за счет средств областного
бюджета Новосибирской области будет обязан компенсировать концессионеру
недополученные доходы и понесенные расходы. Часть этих особых обстоятельств
относятся к обстоятельствам непреодолимой силы или к обычным коммерческим
рискам инвестора.
Кроме
этого, в ходе изучения концессионного соглашения выяснилось, что земельный
участок, выделенный для размещения полигона «Раздольное», находится в
приаэродромной зоне авиационного завода им. В.П. Чкалова. Однако размещение
полигонов в приаэродромных зонах запрещено Федеральными правилами использования
воздушного пространства Российской Федерации. Кроме этого, пунктом 1.3
инструкции Министерства строительства Российской Федерации по проектированию,
эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов исключается
использование под полигоны земельных участков, расположенных ближе 15 км от
аэропортов.
10 июля
2017 года комиссией по согласованию и контролю за строительством зданий и
сооружений в районе аэродрома Новосибирск (Ельцовка) авиационного завода им.
В.П. Чкалова (филиал ПАО «Компания «Сухой») было отказано ООО
«Экология-Новосибирск» в согласовании строительства мусоросортировочного
комплекса «Раздольное» на своей приаэродромной территории.
Таким
образом, по концессионному соглашению невозможно спроектировать и построить
полигон «Раздольное», не нарушив при этом Федеральные правила использования
воздушного пространства Российской Федерации (п.59) и инструкцию Министерства
строительства Российской Федерации по проектированию, эксплуатации и
рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п.1.3). Более того,
расположение полигона «Раздольное» в пойме реки Издревая вызвало широкий
протест жителей близлежащих поселков и дачных обществ.
Комитет
Законодательного Собрания Новосибирской области по строительству,
жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, рассмотрев выводы рабочей группы
Законодательного Собрания Новосибирской области и заключения департаментов
Законодательного Собрания Новосибирской области, неоднократно предлагал
Правительству Новосибирской области существенно изменить экономическую модель
концессионного соглашения, в том числе сократить гарантированные объемы ТКО до
реально достижимых, уменьшить величину тарифов концессионера, исключить
излишние и необоснованные бюджетные гарантии и перенести место расположения
полигона «Раздольное» из поймы реки Издревая.
9 марта
2017 года и 17 июля 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по
Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС) отказало заместителю
Губернатора Новосибирской области и министру жилищно-коммунального хозяйства и
энергетики Новосибирской области в согласовании изменений условий
концессионного соглашения от 22 июля 2016 года, поскольку не наступили
объективные условия, не позволяющие сторонам концессионного соглашения
выполнить свои обязательства. К таким условиям относятся, в том числе,
обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), вступление в силу федеральных
законов или законов субъекта Российской Федерации, решения суда, не позволяющих
сторонам выполнить взятые на себя обязательства.
Несмотря
на отказ Новосибирского УФАС согласовать изменения в концессионное соглашение,
Правительство Новосибирской области 7 и 8 августа 2017 года приняло решение о
заключении двух дополнительных соглашений к концессионному соглашению.
5
октября 2017 года Новосибирское УФАС выдало министерству жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики Новосибирской области предупреждение о прекращении
действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного
законодательства, путем приведения сторон концессионного соглашения в
первоначальное положение, существовавшее на момент заключения концессионного
соглашения, до внесения в него изменений дополнительными соглашениями № 1 от 7
августа 2017 года и № 2 от 8 августа 2017 года.
На
основании вышеизложенного, в целях исключения необоснованных и излишних рисков
для областного бюджета Новосибирской области и снижения социальной
напряженности в Новосибирской области предлагаем Правительству Новосибирской
области расторгнуть подписанное 22 июля 2016 года концессионное соглашение
между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск».
Предлагаем Вам, Андрей Александрович, создать рабочую
группу с включением в неё депутатов Законодательного Собрания Новосибирской
области с целью разработки новой экономической и технологической модели
концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы
коммунальной инфраструктуры - объектов, используемых для обработки,
обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской
области.