Расширенный поиск

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.06.2017 № 247-р

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

от 23 июня 2017 г. N 247-р

г. Кемерово

 

О внесении изменения в распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.04.2014 №253-р «Об утверждении плана мероприятий Кемеровской области по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

 

 

1. Внести в план мероприятий Кемеровской области по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 08.04.2014 № 253-р «Об утверждении плана мероприятий Кемеровской области по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», изменения, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования культуры и спорта) Е.А.Пахомову.

 

 

 

И.о. Губернатора

Кемеровской области          В.Н. Чернов

 

 

 

 

Приложение

к распоряжению Коллегии

Администрации Кемеровской области

от 23 июня 2017 г. № 247-р

 

 

 

План мероприятий Кемеровской области

по обеспечению семейного устройства

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

I. Анализ ситуации и первых результатов семейного

устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Организация работы исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления направлена на активизацию работы по профилактике социального сиротства, на обеспечение права детей, лишенных родительского попечения, воспитываться в семье, а также на улучшение качества жизни детей-сирот, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Кемеровской области выработаны общие подходы к решению проблемы социального сиротства, среди них: формирование и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организация пропаганды среди общественности Кузбасса существующих форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием средств массовой информации.

Ведется активное формирование социальных ценностей населения Кузбасса в отношении семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создается межведомственная система профилактики социального сиротства и единого реабилитационного пространства. Это позволит обеспечить каждому ребенку возможность жить и воспитываться в семье.

Анализ ситуации профилактики семейного неблагополучия и жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения, в Кемеровской области позволил выявить несколько характерных тенденций в развитии этого направления:

сокращение семей, находящихся в социально опасном положении, которые являлись одним из основных источников пополнения количества детей, лишенных родительского попечения;

увеличение количества семей, снятых с учета в связи со стабилизацией ситуации в семье, и одновременно сокращение количества случаев лишения родительских прав граждан, которые находились на профилактическом учете.

Для оказания профилактической помощи детям, проживающим в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, в области действуют 27 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Ежегодно более 8 тыс. детей проходят социальную реабилитацию в специализированных учреждениях социальной защиты населения, в том числе несовершеннолетние, подвергшиеся насилию в семье. Кроме этого, в Кемеровской области работает 24 психолого-педагогических и медико-социальных центра для несовершеннолетних. Действуют отделения экстренной психологической помощи по телефону на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, разработаны информационные стенды с указанием телефонов службы доверия, аппарата уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области, начальников управлений образованием, отделов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются банки данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Вопросы по профилактике семейного неблагополучия, оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения, защите прав и законных интересов несовершеннолетних находятся на постоянном контроле.

По состоянию на 01.01.2017 в области проживают 2520 семей, находящихся в социально опасном положении, в них 5736 детей. Благодаря проводимой работе сохраняется тенденция к снижению численности семей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 01.01.2016 – 3046 семей, 6427 детей, на 01.01.2015 – 3507 семей, 7043 ребенка.

Для принятия мер реагирования в Кемеровской области разрабатываются оперативные планы работы с семьей, программы индивидуальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении. При отсутствии программ реабилитации в отношении каждой семьи составляется акт обследования социально-бытовых условий, в котором отражаются причины нахождения семьи в социально опасном положении, нуждаемость в определенных услугах, оказываемые услуги.

С целью реализации основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.08.2013 № 350 «Об утверждении Положения о семейной воспитательной группе при детском доме-интернате для умственно отсталых детей» определен перечень документов для создания семейно-воспитательной группы, требования к кандидату в воспитатели, материальное обеспечение. Организована работа по информированию населения об открытии семейных воспитательных групп.

С 2002 года подобные семейно-воспитательные группы создаются в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Всего в 2016 году было открыто 15 семейных групп, в которых находилось 36 детей (в 2015 году - 21 группа на 36 детей, в 2014 году - 46 групп на 67 детей).

Следует отметить, что меры по активизации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи российских граждан на воспитание необходимы для обеспечения основополагающего права каждого ребенка воспитываться в благополучной семье.

В рамках данного направления работы особое значение приобретает вопрос эффективной социализации тех детей, которым по каким-либо объективным причинам не смогли обеспечить воспитание в семье. Качественная подготовка к самостоятельной жизни, высокий уровень социально-бытового ориентирования и последующая грамотная поддержка выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации позволит избежать таких негативных социальных явлений, как наследственное социальное сиротство, совершение правонарушений и т.д.

Вместе с тем по состоянию на 01.01.2017 в органах опеки и попечительства Кемеровской области на учете состоит 16634 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 84,7 процента (14101 ребенок) воспитываются в замещающих семьях, остальные дети (около 2,5 тыс. детей) находятся под надзором в образовательных, медицинских организациях, а также в учреждениях социального обслуживания населения. С целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в их семейном устройстве, создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, департаментом образования и науки Кемеровской области создан региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который является частью государственного банка данных, сформированного в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.2017 в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находится 2457 детей (на 01.01.2016 было 2913 детей), за четыре года банк сократился на 60,4 процента (6215 детей было в 2013 году).

Семейными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области являются опека (попечительство), приемная семья, усыновление.

Основной упор делается сегодня на развитие института приемной семьи- наиболее гибкой и перспективной формы семейного устройства.

По состоянию на 01.01.2016 в Кемеровской области было создано 3160 приемных семей с 5382 приемными детьми. На 01.01.2017 в области проживает 3221 семья, в которой воспитывается 5471 ребенок.

Самой распространенной формой передачи детей в семьи по-прежнему является опека и попечительство. По состоянию на 01.01.2016 в Кузбассе было 7618 опекунских семей, в них воспитывалось 8692 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2017 в области созданы 7103 опекунские семьи, в них воспитывается 8313 детей.

Усыновление является наилучшей формой устройства детей, поскольку оно обеспечивает стабильность положения ребенка, исключает его из статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Закону Кемеровской области от 13.03.2008 №5-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена выплата единовременного пособия в размере 50 тыс. рублей на каждого усыновленного ребенка.

В 2016 году гражданами Российской Федерации усыновлено 264 ребенка, в 2015 году усыновлено 335 детей. Уменьшение количества усыновленных детей по сравнению с прошлым годом связано с прекращением действия меры социальной поддержки семей, усыновивших троих и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 01.01.2016 утратил силу Закон Кемеровской области от 21.07.2014 №79-ОЗ «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям семей усыновителей», согласно которому семьи усыновителей, одновременно усыновившие троих и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имели право на социальную выплату для приобретения жилого помещения.

Так, в 2015 году 33 семьи (107 детей) одновременно усыновили троих и более детей и воспользовались данной мерой поддержки.

С 01.01.2016 утратил силу Закон Кемеровской области от 07.02.2013 №5-ОЗ «О займах семьям усыновителей», который предусматривал заем на приобретение или строительство жилого помещения семьям усыновителей, которые после 01.01.2013 усыновили (удочерили) детей-сирот (ребёнка-сироту) и (или) детей (ребёнка), оставшихся без попечения родителей, на срок не более 20 лет без уплаты процентов за пользование денежными средствами.

Международное усыновление - это альтернативный способ устройства ребенка в случаях, когда его не удается определить на воспитание в российскую семью.

Прослеживается тенденция снижения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновляемых иностранными гражданами в Кузбассе (в 2013 году усыновлено 107 детей, в 2014 году – 54, в 2015 году – 82, в 2016 году – 56).

В Кемеровской области действует ряд нормативных правовых актов, направленных на обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Закону Кемеровской области от 14.12.2010 № 124-ОЗ «О некоторых вопросах в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних» предусмотрены следующие меры поддержки на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях:

на ребенка в возрасте до 10 лет - 5100 рублей в месяц;

на ребенка в возрасте от 10 до 18 лет - 6000 рублей в месяц;

на ребенка, являющегося инвалидом, независимо от его возраста размер пособия составляет 7000 рублей в месяц.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находились под попечительством (у приемных родителей) и продолжают после достижения 18-летнего возраста проживать у бывшего попечителя или бывшего приемного родителя и обучаться в общеобразовательном учреждении до достижения 20 лет, имеют право на получение ежемесячного социального пособия в размере 4000 рублей в месяц.

На опекаемых (подопечных) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижена на 30 процентов оплата коммунальных услуг и топлива в домах без центрального отопления.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 6 лет, находящимся под опекой, в приемной семье, бесплатно по рецептам врачей выдаются лекарственные препараты по перечню и в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области.

Приемным семьям выплачивается единовременное социальное пособие в размере 20000 рублей на каждого принятого в семью ребенка.

За каждого приемного ребенка-инвалида, имеющего III или IV степень стойкого нарушения функций организма человека, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и переданного на воспитание в приемную семью из образовательной организации, учреждения социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения или иного учреждения, созданного в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемной семье выплачивается единовременное социальное пособие в размере 100000 рублей.

Размер вознаграждения, выплачиваемый приемным родителям, составляет 4000 рублей. Приемным семьям, проживающим в сельских населенных пунктах, установлена дополнительная ежемесячная выплата в размере 625 рублей.

Лицу, являвшемуся приемным родителем и продолжающему оказывать поддержку бывшему приемному ребенку, выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 3250 рублей в период получения ребенком общего образования в возрасте от 18 до 20 лет, а также получения им профессионального образования по очной форме обучения в возрасте от 18 до 23 лет.

Размер вознаграждения приемному родителю увеличивается на 650 рублей с учетом районного коэффициента за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего возраста трех лет, каждого приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждого ребенка-инвалида, а также за воспитание каждого бывшего приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и каждого бывшего приемного ребенка, которому на день достижения им возраста 18 лет была установлена инвалидность.

В области действует ряд мер, которые направлены на поддержку семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для социальной поддержки многодетных семей принят Закон Кемеровской области от 14.11.2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» (далее – Закон № 123-ОЗ).

Законом № 123-ОЗ для малообеспеченных многодетных семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приемных, предусмотрены следующие меры социальной поддержки:

компенсация расходов в размере 30 процентов оплаты за коммунальные услуги и оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (при проживании в домах, не имеющих центрального отопления);

ежемесячная денежная выплата на хлеб 60 рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, за исключением детей, на которых предоставляется ежемесячное пособие в соответствии с Законом Кемеровской области от 18.11.2004 №73-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка»;

ежеквартальная денежная выплата в размере:

для неполных многодетных семей, имеющих трех детей, – 500 рублей;

для неполных многодетных семей, имеющих четырех детей, – 700 рублей;

для неполных многодетных семей, имеющих пять и более детей, – 1000 рублей;

для полных семей, имеющих шесть и более детей, – 700 рублей;

бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд для обучающихся государственных или муниципальных общеобразовательных организаций на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном (внутрирайонном) сообщении;

первоочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные организации;

бесплатное питание один раз в день в период обучения для обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (стоимость питания составляет 50 рублей в день);

один раз в месяц бесплатное посещение парков культуры и отдыха, государственных музеев, находящихся в ведении Кемеровской области, а также выставок, организуемых в них.

Независимо от дохода многодетной семьи согласно Закону № 123-ОЗ, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей.

Закон Кемеровской области от 07.02.2013 № 9-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей» устанавливает следующие меры социальной поддержки для приемных родителей, воспитывающих 5 и более приемных детей:

компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, не более одного раза в год - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей, в размере 50 процентов;

при достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, - бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) в любом населенном пункте Кемеровской области, на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения в пределах Кемеровской области;

снижение на 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

ежегодная денежная выплата в размере 60 рублей за пользование услугами связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания;

ежемесячная денежная выплата в размере 120 рублей абонентам сети фиксированной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии);

ежегодная денежная выплата в размере 100 рублей за услугу по предоставлению проводного радиовещания.

Помимо областных мер, городскими и районными коллегиями местных органов власти приняты дополнительные меры для поддержки приемных и опекунских семей.

Во всех муниципальных образованиях за счет местных бюджетов предоставляется:

льготное питание детям из приемных и опекунских семей в общеобразовательных организациях;

бесплатное обучение детей, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях, в организациях дополнительного образования (по выбору): детские музыкальные школы, художественные школы или школы искусств.

Кроме этого, на губернаторских приемах чествуют многодетных приемных матерей и отцов, достойно воспитавших детей, и вручают им областные награды «За достойное воспитание детей», «Материнская доблесть», «Отцовская слава».

Многодетные приемные и опекунские семьи получают в пользование микроавтобусы.

Департаментом образования и науки Кемеровской области совместно со службой радиовещания ФГУП ВГТРК ГТРК «Кузбасс» на региональном уровне реализуется эфирный проект «Мы вместе» с целью привлечения внимания общественности, органов власти к проблемам детей-сирот, содействию семейному устройству. В ходе проекта на радио выходят тематические передачи о детях-сиротах, желающих обрести семью. Благодаря проекту «Мы вместе» граждане берут на воспитание в свои семьи сирот, а дети обретают семьи.

Организовано сотрудничество с благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья», г. Москва, который реализует проект «Содействие семейному устройству детей» благотворительной программы «Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». Производная информация о детях размещается на сайте фонда.

Продолжается сотрудничество с ВГТРК «Радио России». Информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и фотографии размещаются в программе «Детский вопрос» на сайте «Радио России».

Департаментом образования и науки Кемеровской области организовано сотрудничество с благотворительным фондом содействия семейному устройству детей-сирот «Измени одну жизнь», г. Москва, по созданию видеоанкет детей-сирот. Все видеоанкеты создаются за счет средств фонда и размещаются на сайте фонда и региональных телевизионных каналах. Диски с видеоанкетами передаются в органы опеки и попечительства для размещения их на сайтах и использования для работы с потенциальными родителями. В работе по созданию видеоанкет приняли участие более 2000 детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребенка области. Видеоанкеты кузбасских детей размещены на сайте благотворительно фонда «Измени одну жизнь».

По состоянию на 01.01.2017 в сфере образования Кемеровской области функционируют 39 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2013 – 47 организаций), в которых проживают 2176 воспитанников, из них 1564 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2013 - 3219 детей).

В Кемеровской области в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действуют 18 служб содействия в устройстве детей в семьи (школы приемных родителей).

Из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2017 год устроены в различные формы семейного воспитания 476 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2015 году-736 детей), 72 ребенка возвращены родителям (в 2015 году - 124 ребенка).

За счет развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области за последние годы уменьшается количество воспитанников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2016 году – 2184 ребенка, в 2015 году 2503 ребенка.

В результате развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области идет процесс оптимизации сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние три года в области закрыто 14 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в 2016 году - 2 детских дома.

В целях профилактики возврата детей в Кемеровской области реализуется комплекс дополнительных мер, обеспечивающих психолого-педагогическое, медико-социальное и правовое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для подготовки и сопровождения семей во всех городских округах и муниципальных районах Кемеровской области функционируют школы приемных родителей, что позволяет гражданам пройти обучение по месту жительства в удобное для них время и обратиться к специалистам школы при возникновении трудных ситуаций в любой период воспитания и взросления ребенка. Кроме этого, полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители переданы 23 организациям для детей-сирот. В 10 муниципальных образованиях работают службы сопровождения замещающих семей при органах опеки и попечительства, центрах диагностики и консультирования муниципальных органов управления образованием. Мероприятия по совершенствованию социального, психологического, педагогического и юридического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют специалисты органов опеки (попечительства) городов и районов.

С 2013 по 2015 год в муниципальные органы опеки и попечительства введено дополнительно 100 ставок специалистов для организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

С целью повышения профессионального уровня специалистов по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно на базе ГОУДПО (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», а также ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» проходят курсы повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства муниципальных органов управления образованием с выдачей документа установленного образца о прохождении курсов. В 2016 году переподготовку прошли более 130 специалистов органов опеки (в 2015 году - более 70).

На территории Кемеровской области подготовку квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства осуществляет ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет».

 

Анализ основных тенденций в изменении процесса выявления и жизнеустройства детей-сирот

 

 

Наименование показателя

Показатель по области за 2014 год

Показатель по области за 2015 год

Показатель по области за 2016 год

Динамика показателя по региону в сравнении

1

2

3

4

5

Доля детей-сирот к общему числу детского населения

3,26 %

2,99 %

2,89 %

Положительная динамика к сокращению детей-сирот

(- 0,37%)

Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

18251

17337

16634

Положительная динамика, но численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно большая (-1617 детей-сирот)

Количество семей и детей в социально опасных семьях

3507/7043

3046/6427

2520/5736

Положительная динамика, но количество семей и детей, находящихся в социально опасном положении, достаточно большое

Численность выявленных детей

2056

1841

1836

Положительная динамика, но количество выявленных детей в области остается значительным

Численность детей, родители которых лишены родительских прав

1181

790

778

Положительная динамика, но количество лишенных родительских прав в области остается значительным

Численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей

4218

2913

2457

Положительная динамика, но численность детей, состоящих в региональном банке, в области остается значительной

(-58,2%)

Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3502

2503

2184

Положительная динамика, но численность детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области остается значительной (-1318)

Доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях, к общему числу детей-сирот

76,76 %

82,93 %

84,77 %

Отмечена положительная динамика численности детей-сирот, воспитывающихся в семьях

(+ 8,01%)

Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях

14 010

14 378

14 101

Отмечена положительная динамика численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях

(+ 91 ребенок)

 

Анализ сложившейся ситуации выявляет ряд проблем, которые требуют решения.

В связи с этим необходимо:

совершенствование системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия;

организация межведомственной работы по профилактике отказов матерей от новорожденных детей;

индивидуальное сопровождение семей, попавших в кризисную ситуацию;

развитие системы оказания консультационных услуг;

укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;

развитие системы дистанционной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

комплексное сопровождение замещающих семей, в том числе в период адаптации ребенка в семье;

пропаганда в обществе позитивного образа семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;

совершенствование системы размещения производной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

профилактика возвратов из принимающих семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты реализации:

создание межведомственного алгоритма работы по совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

сокращение количества семей, снятых с профилактического учета, до 1000 семей к 2020 году;

минимизация фактов отказов матерей от новорожденных в медицинских учреждениях по социальным причинам;

повышение качества предоставления услуг (медицинских, психологических, педагогических, юридических), социальной помощи в рамках межведомственного взаимодействия по сопровождению семей, попавших в кризисную ситуацию;

размещение производной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (специализированный сайт, видеопаспорта, сюжеты на телевидении);

создание служб на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих комплексное сопровождение принимающих семей;

осуществление систематической методической поддержки специалистов, осуществляющих подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствование системы служб, осуществляющих подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение уровня социальной адаптации и формирование позиции успешного развития;

активизация процесса передачи детей, лишенных родительского попечения, на воспитание в семьи российских граждан.

 

II. Мероприятия по обеспечению семейного устройства

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

1. Нормативное правовое обеспечение

 

Разработка (корректировка) нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе

 

2017 –

2020 годы

Департамент образования и науки Кемеровской области,

органы местного самоуправления (по согласованию)

Совершенствование нормативных правовых актов, направленных на увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан

 

Утверждение административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение органами опеки и попечительства лиц, желающих установить опеку (попечительство) над определенной категорией граждан (малолетние, несовершеннолетние лица), опекунами (попечителями)»

Второе полугодие 2017 года

Департамент образования и науки Кемеровской области

Позволит повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, выполняющих функции по опеке и попечительству, по предоставлению качественной и доступной государственной услуги

2. Информационно-просветительское обеспечение

2.1

Распространение на территории Кемеровской области положительного опыта работы по созданию эффективных моделей профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирования организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций

Постоянно

Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области,

департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

 

 

 

Позволит обобщить и транслировать опыт на территории всей области

2.2

Проведение комплексных курсов для кандидатов в приемные родители по программе дополнительного образования «Организация и осуществление деятельности по подготовке лиц,

желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей»

Постоянно

 

 

 

Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области,

органы местного самоуправления (по согласованию)

Позволит обобщить и транслировать опыт на территории всей области

 

2.3

Проведение просветительской, информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций

 

Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Позволит формировать общественное мнение, поддерживающее цели и задачи системы профилактики социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.3.1

Изготовление рекламных щитов, пилларов, листовок, плакатов, календарей, буклетов

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

Размещение социальной рекламы, направленной на пропаганду семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

2.3.2

Выступление на радио и в телеэфире на тему «Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», репортажи о лучших приемных семьях

Постоянно

Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Позволит создать цикл публикаций, телевизионных программ и радиопередач о проблемах социального сиротства и развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.3.3

Организация в муниципальных территориях клубов для оказания практической помощи молодым семьям или семьям, желающим принять в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

Оказание практической, консультационно-информационной помощи лицам, имеющим детей или желающим принять в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей

2.3.4

Подготовка общедоступного доклада о ходе реализации мероприятий по обеспечению вопросов профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной адаптации выпускников этих организаций в Кемеровской области

1 раз в год (второй квартал)

Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области,

органы местного самоуправления (по согласованию)

Позволит информировать население и стимулировать его активность (волонтерские движения), направленную на оказание помощи работникам социальных служб в осуществлении их функций по работе с семьей и детьми

3. Научно-методическое обеспечение

3.1

Проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий по вопросам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постоянно

Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Позволит обеспечить обмен опытом между муниципальными территориями по вопросам развития семейных форм устройства

3.1.1

Организация и проведение обучающих и проблемно-ориентированных семинаров, вебинаров, виртуальных конференций для педагогических работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по проблеме семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ежегодно

Департамент образования и науки Кемеровской области

Повышение компетенции педагогических работников по проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3.1.2

Организация и проведение научно-практической конференции «Семейные формы устройства: опыт, проблемы, перспективы»

2018 год

Департамент образования и науки Кемеровской области

Обмен опытом по проблемам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление проблем и путей их преодоления

3.2

Разработка и издание специальной литературы для методического обеспечения деятельности специалистов по вопросам: семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в приобретении опыта проживания в семье, профилактики возвратов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей и оказания им реабилитационных услуг

Постоянно

Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Позволит создать условия для непрерывного повышения профессионального мастерства специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей

3.3

Организация на системной основе проведения мероприятий для работников органов опеки и попечительства, организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обучения их современным технологиям работы по реабилитации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми с использованием ресурсов организаций дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, а также с целью изучения лучшего опыта работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей

Постоянно

Департамент образования и науки Кемеровской области,

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кемеровской области и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Повышение уровня профессионализма педагогов и специалистов по работе с принимающими семьями по профилактике жестокого обращения с детьми

3.4

Разработка и издательство методического пособия по профилактике жестокого обращения с детьми

2017 год

Департамент образования и науки Кемеровской области

Издание методического пособия по профилактике жестокого обращения с детьми

3.5

Разработка модуля дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по проблеме семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для педагогических работников детских домов, приютов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2017 год

Департамент образования и науки Кемеровской области

Модуль дополнительной профессиональной программы «Обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью» для педагогических работников организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4. Организационное обеспечение

4.1

 

Социально-правовое сопровождение приемных семей, юридическая помощь

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

Повысит уровень родительской компетенции и уменьшит количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для данной категории детей

4.1.1

Осуществление социально-педагогического патронажа приемных семей

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

 

4.1.2

Групповое и индивидуальное консультирование приемных родителей

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

 

4.1.3

Психолого-медико-педагогическая экспертиза, мониторинг состояния здоровья и уровня развития приемных детей

 

 

 

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

Повысит уровень родительской компетенции и уменьшит количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для данной категории детей

4.1.4

Составление и реализация индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения приемных детей, нуждающихся в индивидуальном подходе

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

4.1.5

Работа семейных клубов совместной деятельности приемных детей и родителей

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

4.1.6

Проведение конкурса на лучшую приемную семью

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

4.2

Организация реализации мер, направленных на развитие финансовых, материальных и кадровых ресурсов социально ориентированных некоммерческих организаций для их привлечения к осуществлению деятельности в сфере социализации и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

Позволит развивать социальное партнерство между органами местного самоуправления, негосударственными, некоммерческими организациями,

общественными объединениями и бизнес-структурами с целью улучшения качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4.3

Организация системной работы по вовлечению граждан в создание замещающих семей

Постоянно

Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Повысит уровень родительской компетенции и уменьшит количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для данной категории детей

4.4

Подготовка кандидатов в замещающие родители по программе подготовки граждан к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание

Постоянно

Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

4.4.1

Организация работы с родственниками детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках временной передачи в семьи граждан

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

4.4.2

Ведение банка данных родственников воспитанников детских домов

Постоянно

Органы местного самоуправления (по согласованию)

 

 

5. Материально-техническое обеспечение

 

Определение объемов и источников финансирования

 

 

 

5.1

Для создания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безопасных, благоприятных условий пребывания для содержания, обучения и воспитания детей с учетом возраста и состояния здоровья

2017-

2020 годы

Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Позволит создать безопасные, благоприятные условия пребывания для содержания, обучения и воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом возраста и состояния здоровья

5.2

Для создания организаций (служб), осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, замещающим семьям, в том числе функционирующим в качестве структурных подразделений организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2017 –

2018 годы

Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Позволит создать службы оказания непрерывной комплексной подготовки и сопровождения замещающих семей, в том числе в качестве структурных подразделений организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обеспечением шаговой доступности предоставляемых услуг

5.3

Для обеспечения доступности предоставляемых услуг гражданам, желающим принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающим семьям, а также для непрерывности подготовки граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, в том числе с использованием интернет-технологий

2017 год

Органы местного самоуправления (по согласованию)

 

6. Установление мер по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников

6.1

Доведение к

2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до

100 процентов от средней заработной платы в Кемеровской области

2018 год

Департамент образования и науки Кемеровской области,

департамент социальной защиты населения Кемеровской области, департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Позволит довести среднюю заработную плату педагогических работников образовательных организаций, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам, до 100 процентов от средней заработной платы в Кемеровской области

6.2

Установление стимулирующих надбавок к заработной плате в пределах утвержденного фонда оплаты труда руководителям и педагогическим работникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно показателям семейного устройства воспитанников: устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания (возмездная/ безвозмездная опека, усыновление, приемная семья), отсутствие фактов возврата воспитанников из замещающих семей, организация работы по реинтеграции с кровной семьей, временная передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней, создание центров при организациях для детей-сирот: по устройству детей-сирот в семьи, по сопровождению замещающих семей, по постинтернатному сопровождению, по профилактике социального сиротства

Ежегодно

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования

Позволит стимулировать руководителей и педагогических сотрудников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников


Информация по документу
Читайте также