Расширенный поиск
Постановление Местной администрации городского округа Нальчик от 24.08.2017 № 1619
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 1619 24
августа 2017 г. Об утверждении методических
указаний по применению ключевых показателей
эффективности муниципальными унитарными предприятиями,
а также хозяйственными обществами, в уставном капитале
которых доля участия городского округа Нальчик превышает
пятьдесят процентов В целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности
муниципальных унитарных предприятий и хозяйствующих обществ, в уставном
капитале которых доля участия городского округа Нальчик превышает 50% Местная
администрация городского округа Нальчик постановляет: 1. Утвердить прилагаемые методические указания по применению ключевых показателей эффективности муниципальными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия городского округа Нальчик превышает пятьдесят процентов. 2. Опубликовать данное постановление в газете "Нальчик" и на официальном сайте городского округа Нальчик. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления
возложить на заместителя Главы местной администрации городского округа
Нальчик - руководителя Департамента финансов А.А.Ликсутина.
Утверждены постановлением Местной администрации городского округа Нальчик от "24" августа 2017 г. N 1619 Методические указания по применению ключевых показателей эффективности муниципальными унитарными
предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых
доля участия городского округа Нальчик превышает пятьдесят процентов 1. Общие положения 1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в
целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных
предприятий и хозяйствующих обществ, в уставном капитале которых доля участия
городского округа Нальчик превышает 50%. 1.2. Настоящие Методические указания: 1.2.1 устанавливают основы системы ключевых показателей
эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования; 1.2.2 определяют перечень основных КПЭ для различных предприятий
и хозяйственных обществ, с учетом сегментации, а также особенности применения
КПЭ; 1.2.3 определяют алгоритм утверждения КПЭ, алгоритм
мониторинга и контроля за исполнением КПЭ, а также основные положения о
взаимосвязи КПЭ с мотивацией членов органов управления компаний с муниципальным
участием. 2. Основные термины и определения Абсолютный показатель - показатель в форме абсолютной
величины, отражающий временные или стоимостные характеристики процессов. Акционерное общество - общество, уставный капитал которого
разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры)
не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с
деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Бизнес-план - документ, описывающий бизнес-процессы и
механизмы их реализации с целью достижения целей, заявленных менеджментом в стратегии
развития муниципальных компании. ГД - генеральный директор. Муниципальная компания - исходя из целей настоящих методических
указаний под термином "муниципальная компания" понимаются следующие
организации: - акционерные общества с муниципальным участием, в уставном
капитале которых доля участия городского округа Нальчик превышает пятьдесят
процентов; - муниципальные унитарные предприятия. Муниципальное унитарное предприятие - коммерческая
организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней
собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве
собственности городскому округу Нальчик. Долгосрочная программа развития - внутренний программный
документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий,
обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации,
определенных стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и
источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и
ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых
организаций, филиалов. Исполнительный орган общества - орган, осуществляющий
непосредственную оперативную деятельность по управлению обществом (единоличный
исполнительный орган/коллегиальный исполнительный орган). Ключевой показатель эффективности (КПЭ) - оценочный критерий
достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности,
поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения
долгосрочных и среднесрочных задач. Показатели КПЭ являются измерителями целей
определенных стратегией развития и плановых значений, заложенных в долгосрочной
программе развития муниципальных компаний. Комитет по стратегии - комитет, созданный при совете
директоров (наблюдательном совете) муниципальных компаний, для подготовки
предложений совету директоров (наблюдательному совету) муниципальных компаний
по определению направления деятельности муниципальной компании и выработки
стратегии развития муниципальной компании. Матрица полномочий и ответственности - документ, отражающий
распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями
компании. Менеджмент/руководители муниципальных компаний - высшие должностные
лица компаний, которые определяют общую стратегию компании, принимают решения
на высшем уровне, выполняют представительские обязанности. ОСА - общее собрание акционеров. Относительные показатели - экономические показатели,
определяемые в виде отношения абсолютного показателя к базисному значению или в
виде соотношения двух разнородных показателей. РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета. СД/НС - совет директоров/наблюдательный совет (далее по
тексту - СД). Система ключевых показателей эффективности (система КПЭ) -
совокупность взаимосвязанных индивидуальных численных показателей, сформированных
на основе стратегии развития муниципальной компании, с помощью которых
оценивается эффективность деятельности менеджмента муниципальной компании. Стратегия развития - документ, утвержденный органами
управления муниципальной компании или муниципальным органом исполнительной
власти, в ведении которого находится МУП, содержащий четко сформулированные и
измеримые стратегические цели развития организации, информацию о ее текущем
положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических
инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет для
муниципальных компаний и не менее 3-5 лет для МУП. Чистая прибыль - часть прибыли, которая остается в
распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений и других
обязательных платежей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности
организации). Эффективность деятельности - это соотношение полученного
результата, отражающего достижение поставленной цели, и использованных ресурсов. CIR (Costincomeratio) - соотношение операционных расходов (включающих
себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к
выручке. EBITDA (Earningsbeforelnterest, Taxes, DepreciationandAmortization) - прибыль до вычета расходов по
процентам, по налогу на прибыль (в том числе отложенного) и амортизационных
отчислений. EBITDA
служит для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности
компании вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового
режима и способа расчета амортизационных отчислений. NetDebt - сумма долгосрочных и краткосрочных
кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств. NPL (Non-performingloan) - доля просроченной задолженности сроком
90 дней и более в кредитном портфеле общества финансового сектора. ROE (Returnonequity) - коэффициент рентабельности
собственного капитала - отношение чистой прибыли компании к среднегодовой
величине акционерного капитала. ROIC (ReturnonlnvestedCapital) - коэффициент рентабельности инвестированного
капитала - отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой
величине суммарного инвестированного капитала. TSR (Totalshareholdersreturn) - совокупная акционерная доходность
(обобщающий показатель для оценки годовых результатов создания благосостояния
акционеров). Данный показатель представляет собой норму доходности акционеров в
результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов. 3. Цели, задачи, принципы и структура системы КПЭ 3.1. Основные цели системы КПЭ: 3.1.1 настоящие Методические указания определяют перечень
основных требований к ключевым показателям эффективности (далее - КПЭ), необходимым
к принятию муниципальными компаниями; 3.1.2 настоящие Методические указания разработаны с целью
методической и консультационной поддержки муниципальных компаний при формировании
и внедрении системы КПЭ; 3.1.3 требования к системе КПЭ муниципальных компаний,
указанные в настоящих Методических указаниях, предусматривают всесторонний анализ
деятельности муниципальной компании и позволяют провести оценку работы
менеджмента и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об
оплате труда, а также кадровых решениях; 3.1.4 методические указания содержат типовую структуру
системы КПЭ муниципальной компании, соответствующую целям муниципальной
компании, стратегии и долгосрочной программе развития муниципальной компании, и
предназначенную для регулярного планирования и контроля исполнения и
достижения, определенных стратегией муниципальной компании, целей и реализации
мероприятий, определенных долгосрочной программой развития; 3.1.5 основной целью внедрения КПЭ является перевод
стратегии и долгосрочной программы развития муниципальной компании в форму конкретных
показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и
создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной
перспективе. 3.2. Основные задачи системы КПЭ: 3.2.1 оценка достижения стратегических целей муниципальной
компании; 3.2.2 мониторинг и контроль реализации стратегии
муниципальной компании; 3.2.3 создание должной мотивации менеджмента муниципальной компании
с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей муниципальной
компании. 3.3. Основными задачами для муниципальной компании в рамках
разработки и внедрения системы КПЭ являются следующие: 3.3.1 разработка перечня КПЭ в соответствии со
стратегическими целями, определенными в стратегии развития муниципальной
компании, а также методики расчета их значений; 3.3.2 разработка механизма установления целевых значений
КПЭ; 3.3.3 разработка процедур, обеспечивающих реализацию
процесса подготовки инициатив для достижения стратегических целей ("план
стратегических инициатив"); 3.3.4 разработка матрицы полномочий и ответственности за
реализацию КПЭ на уровне структурных подразделений (бизнес-единиц и
бизнес-функций) и должностных лиц; 3.3.5 разработка процедур, обеспечивающих мониторинг
фактических значений КПЭ. 3.4. Система КПЭ муниципальной компании должна строиться на
следующих принципах: 3.4.1 прозрачность и измеримость КПЭ; 3.4.2 минимальная достаточность КПЭ; 3.4.3 комплексная характеристика деятельности муниципальной
компании; 3.4.4 наличие оперативных показателей длительности и
стратегических показателей развития муниципальной компании (краткосрочные и
долгосрочные цели); 3.4.5 непротиворечивость показателей КПЭ; 3.4.6 ориентированность на рост финансовых и
производственных результатов муниципальной компании. 4. Сегментация муниципальных компаний по признакам, влияющим на определение КПЭ 4.1. Настоящие методические указания предусматривают
следующую сегментацию муниципальных компаний, влияющую на определение системы
КПЭ: 4.4.1 акционерные общества, пакеты акций которых находятся в муниципальной
собственности, и в уставном капитале которых доля участия городского округа
Нальчик, превышает пятьдесят процентов (далее
- общества); 4.4.2 муниципальные унитарные предприятия (далее -
унитарные предприятия). 5. Ключевые показатели эффективности 5.1. Рекомендации по формированию системы КПЭ для обществ. Для общества применяются: - финансово-экономические показатели (по перечню
показателей, указанному в п. 5.1.1 настоящих методических указаний); - отраслевые показатели (по перечню показателей, указанному
в п. 5.1.2 настоящих методических указаний). Показатели КПЭ и их веса могут изменяться от одного
планового периода к другому, стимулируя развитие бизнеса муниципальной компании
в необходимом направлении. 5.2. Финансово-экономические показатели эффективности (КПЭ)
для обществ. Система КПЭ должна основываться на краткосрочных (от 1-3
лет), среднесрочных (с 3 - 5 лет) и долгосрочных (с 5 - 10 лет и более) показателях,
характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности Общества на
основе консолидированной финансовой отчетности Общества. Для повышения эффективности управления Обществом рекомендуется
определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до
70% от суммы весов всех показателей. Общее количество финансово-экономических показателей
рекомендуется установить в размере не более 7 показателей. При этом показатели
N1 и N2 (см. таблицу 1) являются обязательными к применению в Обществах и
должны иметь общий вес не менее 30% от суммы общего веса всех показателей
Общества и положительную динамику значений <1>. К показателям на усмотрение СД Общества при необходимости
можно отнести в том числе экономические показатели - создания и модернизации
высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда и пр. Целевые значения соответствующих показателей утверждаются
для каждого общества советом директоров с учетом требований, установленных
настоящими Методическими указаниями. Установленные целевые значения показателей
на текущий календарный год корректировке не подлежат (если иное не установлено
действующим законодательством либо нормативными правовыми актами), при этом
отклонения от целевых значений показателей подлежат детальному объяснению менеджментом
муниципальной компании членам СД. Общий вес финансово-экономических КПЭ для обществ должен составлять
от 50% до 70%. Финансово-экономические показатели для обществ включают в
себя: Таблица 1
5.3. Показатели эффективности (КПЭ), учитывающие отраслевую
специфику В части отраслевых КПЭ для Обществ необходимо предусмотреть
не более 4 показателей, учитывающих специфику деятельности Общества, политику
органов муниципальной власти в отношении развития конкретного Общества и
отрасли в целом, положения существующих госпрограмм. Наименование и порядок расчета отраслевых показателей
подлежат обязательному согласованию со структурными подразделениями местной
администрации городского округа Нальчик, осуществляющими нормативно-правовое
регулирование в соответствующей сфере, до утверждения целевых значений КПЭ СД. Для повышения эффективности управления Обществом
рекомендуется определить: - общий вес отраслевых показателей в диапазоне от 30% до
50% от суммы всех КПЭ общества. 5.4. Показатели эффективности (КПЭ), используемые для депремирования менеджмента обществ. Для повышения эффективности управления обществом
рекомендуется совету директоров утвердить показатели депремирования
менеджмента общества, пример которых представлен в таблице 3. Таблица 3
Вес показателей (КПЭ), целевое значение КПЭ, а также размер
(%) депремирования определяются решением СД общества. 5.2. Ключевые показатели
эффективности для унитарных предприятий. Для унитарных предприятий устанавливаются финансовые
ключевые показатели эффективности: 1. выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за
вычетом НДС и других обязательных платежей); 2. чистая прибыль (убыток); 3. чистые активы; 4. часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет
городского округа Нальчик по итогам деятельности предприятия за предшествующий
год; 5. другие показатели, установленные в программах
деятельности предприятия. Вес, целевые показатели и значения КПЭ для предприятий
устанавливаются программой деятельности и утверждаются структурным подразделением
Местной администрации т.о. Нальчик в соответствии с подведомственной принадлежностью. 6. Использование базы для сравнения Менеджмент компании, а также СД может использовать
следующую базу сравнения: 6.1. Ретроспективный анализ, в случае если это позволяют
данные (в денежном и процентном выражении); 6.2. Сравнение факт/план значений в рамках исполнения
ежегодного бизнес-плана, программы деятельности, программы реструктуризации,
инвестиционной программы, финансовых моделей, стратегий и пр. / бюджета отчетного
периода, утвержденных СД; 6.3. Сравнение со среднеотраслевыми показателями. 7. Относительные/абсолютные показатели 7.1. Абсолютные величины используют при характеристике
общей численности совокупности (численность работников, объемные, стоимостные
величины и пр.), а также при оценке явлений (число аварий, смертность и пр.). Выбор единицы измерения в каждом конкретном случае зависит
от свойств признака, сущности его и задач и определяется самостоятельно госкомпанией. 7.2. Относительные величины дают числовую меру соотношения
двух сопоставляемых абсолютных величин. По способу получения относительные показатели всегда
величины производные, определяемые в форме коэффициентов, процентов и пр. 7.3. Основная ставка должна быть сделана на относительные
показатели, рассчитанные исходя из динамики изменения показателей в денежном и
процентном соотношении, в части норм рентабельности собственного капитала (ROE), совокупной акционерной доходности (TSR), соотношение операционных расходов
(включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по
отношению к выручке (CIR) и пр. 8. Источник получения информации 8.1. Для расчета планового значения КПЭ используется
бизнес-план, программа деятельности, программа реструктуризации и
инвестиционная программа муниципальной компании, индивидуальная, а также
отраслевая стратегия развития, действующие государственные и федеральные
целевые программы, федеральный закон о федеральном бюджете в части дивидендных
выплат, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность муниципальной
компании, а также в отдельных случаях решения Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, Местной администрации городского округа Нальчик
в части развития муниципальной компании. 8.2. Для расчета фактического значения КПЭ используется
финансовая (бухгалтерская) и иные отчетности, в том числе отчеты об исполнении
бизнес-планов, программы деятельности, программы реструктуризации и инвестиционной
программы, а также официальная статистика. Основу расчета фактических значений показателей,
характеризующих результат финансово-хозяйственной деятельности муниципальной
компании, должна составлять аудированная сводная
отчетность. 9. Алгоритм утверждения КПЭ для муниципальных компаний 9.1. Для целей настоящих Методических указаний в случае
отсутствия СД компетенция СД переходит к ОСА. Для обществ: 9.2. Члены СД обеспечивают утверждение бизнес-плана,
программы деятельности, программы реструктуризации и инвестиционной программы
Общества с финансовой моделью, а также стратегию развития общества и
долгосрочную программу развития, учитывающую отраслевую специфику. Горизонт, на
который устанавливаются КПЭ, совпадает со сроком, на который разрабатывается
стратегия, долгосрочная программа развития и соответствующая финансовая модель. 9.3. Менеджмент акционерного общества, на основе выбранной
стратегии, с учетом долгосрочной программы развития, обеспечивает формирование
КПЭ (перечень КПЭ, методику их расчета, целевые значения КПЭ с разбивкой по
годам действия утвержденной стратегии (при первичном формировании КПЭ), а также
в поквартальной разбивке значений КПЭ на отчетный год), с предварительным
рассмотрением их комитетом по стратегии Общества (в случае наличия). 9.4. На уровне СД акционерного общества проводится
утверждение КПЭ в соответствии с утвержденными целями стратегии и долгосрочной
программы развития общества. 9.5. Руководители общества обеспечивают определение
фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности за отчетный
год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а также
предложения по целевым значениям показателей на три последующих года (либо на
срок формирования стратегии) в годовой отчет. В случае отклонения фактически
достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений в годовом
отчете приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения. 9.6. При рассмотрении СД Общества годового отчета
утверждаются целевые значения показателей на три последующих года (либо на срок
формирования стратегии). При этом ранее установленные целевые значения показателей
за истекший год и на текущий календарный год корректировке не подлежат, если
иное не установлено действующим законодательством и нормативными правовыми
актами. 9.7. При рассмотрении СД акционерного общества вопросов
распределения чистой прибыли и вопросов выплаты вознаграждения единоличному
исполнительному органу, учитываются фактически достигнутые в отчетном году
значения утвержденных КПЭ, а также причины отклонений от целевых значений в
случае невыполнения/перевыполнения целевых значений. 9.8. В случае невыполнения целевых значений КПЭ,
утвержденных СД, менеджмент Общества представляет СД обоснование причин,
повлекших отклонение. 9.9. Алгоритм утверждения КПЭ в обществе с ограниченной
ответственностью зависит от органа управления, к компетенции которого относится
рассмотрение данного вопроса. 9.10. В случае если уставом общества с ограниченной
ответственностью предусмотрено наличие СД, то алгоритм утверждения КПЭ
аналогичен алгоритму утверждения КПЭ в акционерном обществе. 9.11. При отсутствии в обществе с ограниченной
ответственностью СД решение об утверждении КПЭ принимается на общем собрании
участников общества. Для МУП: 9.12. Руководители унитарных предприятий обеспечивают
определение фактически достигнутых величин показателей экономической эффективности
за отчетный год и включают сведения о фактически достигнутых значениях показателей,
а также предложения по целевым значениям показателей на 3 последующих года в
проект программы деятельности унитарного предприятия. В случае отклонения
фактически достигнутых показателей от ранее установленных целевых значений в
программе деятельности приводится описание и анализ причин, повлекших указанные
отклонения. 9.13. При рассмотрении проекта программы деятельности
предприятия органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника
имущества предприятия, орган исполнительной власти утверждает целевые значения
показателей на три последующих года в составе программы деятельности
предприятия. 9.14. При рассмотрении органом исполнительной власти
вопросов распределения чистой прибыли унитарного предприятия и вопросов выплаты
вознаграждения руководителю предприятия учитываются фактически достигнутые в
отчетном году значения показателей, указанных в пункте 5.2 настоящих
Методических указаний. 10. Алгоритм мониторинга и контроля за исполнением показателей эффективности муниципальных компаний 10.1. Анализ достижения КПЭ руководством акционерных
обществ проводится членами СД на ежеквартальной и ежегодной основе совместно с
анализом годового отчета о деятельности, отчетов об исполнении бюджета,
бизнес-плана, выполнения стратегических целей с предварительным рассмотрением
на комитете по стратегии / кадрам и вознаграждениям при СД (в случае наличия),
а также с привлечением представителей внутреннего аудита (в случае наличия). 10.2. Ежеквартально результаты выполнения КПЭ акционерных обществ
оцениваются комитетом по стратегии / кадрам и вознаграждениям при СД (при
наличии). 10.3. С целью обеспечения достоверности, не реже чем
ежегодно, членам СД необходимо обеспечить проверку корректности расчетов КПЭ и
соответствующих корректировок, а также обоснованность премирования руководства
акционерного общества (с учетом выполнения КПЭ), с привлечением членов
ревизионной комиссии и представителей внутреннего и/или внешнего аудита. 10.4. В отношении иных муниципальных компаний (не
являющихся акционерными обществами) мониторинг и контроль за исполнением показателей
эффективности производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации на основании действующих нормативно-правовых актов и внутренними
нормативными актами муниципальных компаний. Приложение к методическим указаниям по применению ключевых показателей эффективности муниципальными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия городского округа Нальчик превышает пятьдесят процентов Формулы расчета финансовых КПЭ
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|